Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии социальной работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Работа №192659

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы71
Год сдачи2025
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Пскова».
Выборка: 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 12 до 16 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1 Понятийный аппарат исследования 6
1.2 Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей 11
1.3 Формы, методы и приемы технологии профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 27
2.1 Анализ проблемы профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27
2.2 Разработка и апробация мероприятий программы профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Актуальность исследования. Тема профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является чрезвычайно актуальной в современных условиях. В обществе, которое стремится создать равные возможности для всех детей, вопрос достойной социальной адаптации и интеграции таких детей в профессиональную жизнь приобретает особую значимость. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с особыми социально-экономическими и психологическими трудностями, которые могут препятствовать их успешному вхождению в профессиональную среду. Важно разработать и внедрить эффективные технологии, которые помогут этим детям осознать свои профессиональные интересы, развить необходимые компетенции и выбрать путь, ведущий к самореализации и удовлетворенности жизнью. В современных образовательных системах и социальных институтах роль технологий профессионального самоопределения становиться все более значимой, поскольку они помогают формировать у детей мотивацию и устойчивый интерес к будущей профессиональной деятельности.
В современных условиях система образования и социального обеспечения ставит перед собой задачу обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей, включая тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в особой поддержке для успешного самоопределения в профессиональной сфере. На фоне динамичных изменений на рынке труда и возрастающих требований к квалификации и адаптивности сотрудников, задача подготовки молодых людей к осознанному выбору профессии становится критически важной.
Проблема профессионального самоопределения, ее теоретические аспекты исследовались в трудах Б. Ананьева, А. Петровского, Н.Пряжникова В. Чербышевой и других. Так Пряжников Н говорил, что «профессия в сознание человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением, Смысл профориентационной работы в том, чтобы помочь детям и родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего».
Исследованием профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения занимались ряд ученых. Л.В. Байбородова, Е.О. Гордиевская, В.И. Кливер, М.И. Рожков, Е.М. Старобина, Л.Н. Серебренников, А.П. Чернявская исследовали психолого-педагогические особенности детей-сирот, которые нужно учитывать в процессе их профессиональной ориентации. В исследованиях Л.Г. Юрченко выявлены ценностно-мотивационные и деятельностные компоненты готовности к профессиональному самоопределению детей-сирот. О. Ажнина выделила особенности, которые затрудняют профессиональное самоопределение воспитанников интернатных учреждений.
Таким образом, на основе изложенного, исследование и анализ технологий, способствующих профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является актуальным на сегодняшний день. Работа ориентирована на выявление эффективных методик и практик, которые позволяют этим детям не только определиться с выбором будущей профессии, но и подготовиться к успешной интеграции в профессиональное сообщество.
Объект исследования – социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования – технологии социальной работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования – изучить теоретические аспекты технологии профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработать и реализовать программу по профессиональному самоопределению данной категории.
Исходя из цели, сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть понятийный аппарат исследования.
2. Проанализировать особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
3. Описать формы, методы и приемы технологии профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Выявить проблемы профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Разработать и апробировать программу профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза исследования: процесс профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет успешным, если будет разработана и реализована программа профессионального самоопределения, направленная на повышение уровня профессиональной ориентации и осознанного выбора будущей профессии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы исследования:
– теоретические: анализ и синтез литературы, обобщение, описание, изучение документов.
– эмпирические: анкетирование.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Пскова».
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью курсовой работы являлось изучение теоретических аспектов технологии профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка и реализация мероприятий программы по профессиональному самоопределению данной категории. В результате изучения были сформулированы следующие выводы.
Технология профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важным и необходимым инструментом социальной адаптации и интеграции данной категории населения в общество. Эффективная программа по профессиональному самоопределению должна учитывать индивидуальные особенности каждого участника, его интересы, склонности и возможности.
Технология профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой систему, требующую комплексного и индивидуального подхода. Ее реализация предполагает активное взаимодействие всех заинтересованных сторон и направлена на формирование у детей осознанного отношения к труду, развитие профессионально важных качеств и компетенций, а также умение адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, что в конечном итоге способствует их успешной социализации и интеграции в общество.
В основе методики профессиональной ориентации сирот и детей, лишенных родительской опеки, лежит развитие у них веры в собственные возможности, адекватной самооценки и стремления к реализации. Существенно оказать им поддержку в преодолении чувства незащищенности, боязни и изоляции, нередко сопутствующих их жизненному пути. Для достижения этой цели необходимо создать благоприятную среду, основанную на поддержке, доверии и эмпатии, где каждый ребенок сможет ощутить свою значимость и важность. Важно активно применять подходы позитивной психологии, методы арт-терапии, программы личностного развития и иные средства, нацеленные на совершенствование эмоционального интеллекта, самоконтроля и устойчивости к стрессовым ситуациям.
В практической части работы изучение трудностей профессионального самоопределений у сирот и детей, лишенных родительской опеки, показало, что они испытывают значительные проблемы, в том числе дефицит знаний о мире профессий, нехватку поддержки и слабую веру в собственные возможности. В числе основных проблем, выявленных в исследовании: ограниченное представление о вариантах профессионального обучения и перспективах трудоустройства; недостаточная поддержка со стороны взрослых и квалифицированных специалистов, усложняющая выбор профессии; заниженная самооценка и отсутствие уверенности в себе, препятствующие принятию обоснованных решений.
В рамках курсовой работы была разработана программа профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под названием «Мой путь к успеху». Программа направлена на расширение знаний о мире профессий, развитие навыков самоанализа и коммуникативных навыков, а также формирование позитивного отношения к выбору профессии. Ожидается, что реализация программы поможет детям лучше понять свои интересы и способности, а также подготовит их к успешной социализации и интеграции в общество.
Важным элементом программы является взаимодействие с работодателями и организациями, которые могут предоставить возможность профессиональных проб и стажировок. Для успешной реализации программы необходимо привлечение квалифицированных специалистов, таких как психологи, профориентологи и социальные работники. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и повышения эффективности их социальной адаптации.
В дальнейшем планируется расширение программы, включая дополнительные модули, направленные на развитие практических навыков и компетенций, а также создание онлайн-платформы для доступа к информационным ресурсам и общения с экспертами. Это позволит обеспечить поддержку детей-сирот в любое время и в любом месте.
Таким образом, результаты исследования подчеркивают необходимость комплексного подхода к профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с акцентом на поддержку, информацию и практическое обучение. Реализация программы «Мой путь к успеху» станет важным шагом к созданию условий для осознанного выбора профессии и успешной интеграции этих детей в общество.



1. Ажнина, О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей-сирот / О. Ажнина // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. – 2005. – № 7. – С. 41-47.
2. Алехин, Э.В. Социология управления: учеб. пособие / Э.В. Алехин. – Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2007. – 154 с.
3. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. – Москва: КноРус, 2010. – 229 с.
4. Волкова, О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников / О.А. Волкова // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 407-408.
5. Всероссийская научно-практическая конференция «Механизмы взаимодействия образовательных организаций и детского дома по профессиональному самоопределению и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: сборник статей составлен по материалам Всероссийской научно-практической конференции 22 ноября 2023 года в г. Сызрани / – Текст: электронный – Сызрань: ГБПОУ «ГК г. Сызрани», 2023. – 125 с.
6. Данилова, К. А. Особенности социальной работы с детьми-сиротами / К.А. Данилова // Материалы МСНК «Студенческий научный форум 2025». – 2020. – № 2. – С. 52-54.
7. Даняева, М. Е., Баркунова, О. В. Проблемы профессионального самоопределения воспитанников детского дома / М.Е. Даняева, О.В. Баркунова // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006342 (дата обращения 18.01.2025).
8. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. – 112 с.
9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
10. Лузина, А.А. Мещерягина Г.А Профессиональное самоопределение старшеклассников: [сайт]. – Москва, 2020 – . – URL: https://school-science.ru/9/8/43669 (дата обращения 18.01.2025).
11. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; под ред. П.Д. Павленка. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 272 с.
12. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие / Н.С. Пряжников. – Москва: Академия, 2008. – 117 с.
13. Рублев, Д. С. Основы социальной работы с детьми-сиротаит в России / Д.С. Рублев // Форум молодых ученых. – 2019. – №1-3 (29). – С.65-70.
14. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
15. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. – Москва, 2010 – . – URL: https://dic.academic.ru (дата обращения 18.01.2025).
16. Социальная адаптация детей-сирот как механизм воспитания полноценных здоровых граждан. Методическое пособие для специалистов/ М.А. Старикова – Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2020. – 48 c.
17. Социальная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / под общей редакцией В. С. Торохтия. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 453 с.
18. Технология социальной работы: учебник для вузов / Л. И. Кононова [и др.]; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 506 с.
19. Технология социальной работы: учебное пособие / В. А. Филатов, М. В. Станкова, Т. В. Щитова, Е. М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 124 с.
20. Толстикова, А. А. Сравнительный анализ профориентационных методик / А.А. Толстикова // Молодой ученый. – 2021. – № 17 (359). – С. 346-350.
21. Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учебник и практикум для вузов / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 557 с.
22. Ярлыкова, О. В., Ларионова Е. Г. Профессиональное самоопределение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Ярлыкова, Е.Г. Ларионова// Профессиональная ориентация. – 2017. – №1. – С.222-225.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ