Введение 3
Глава 1. Понятие осознанности 6
1.1 Понятие mindfulness 12
1.2 Исследования, связанные с осознанностью 14
1.3 Осознанность как аспект самосознания 17
Глава 2. Понятие руминативного мышления 19
2.1 Отечественный и зарубежный взгляд на понятие руминативного мышления 23
2.2 Руминации как фактор риска депрессивных состояний, суицидальных мыслей и самоубийства 29
Глава 3. Взаимосвязь руминативного мышления и осознанности 36
3.1 Анализ взаимосвязи руминативного мышления и осознанности 36
3.2 Эмпирические исследования взаимосвязи руминативного мышления и осознанности 39
3.3 Применение осознанности для снижения уровня руминативного мышления: теоретические и практические подходы 42
Вывод 46
Заключение 48
Список литературы 50
Итак, В работе показано, что осознанность (mindfulness) выступает важным теоретическим и практическим конструктом в современной психологии: она понимается и как состояние, и как диспозиционная способность направлять внимание на настоящий момент, наблюдать мысли и ощущения без автоматической оценки. Руминативное мышление характеризуется как склонность к затяжному, повторяющемуся анализу негативного опыта без перехода к решению; сопоставление теории и эмпирии демонстрирует устойчивую обратную связь — более высокий уровень осознанности обычно ассоциируется со снижением дезадаптивных руминаций за счёт формирования децентрации и уменьшения когнитивной реактивности.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что традиционные практики осознанности не являются универсально безопасными или подходящими для всех групп. В частности, для людей с выраженной тревожностью внимательное сосредоточение на внутреннем опыте иногда может усиливать симптоматику: высокая тревожность и межоцептивная чувствительность приводят к тому, что фокус на телесных ощущениях и мыслях повышает заметность тревожных сигналов, способствует катастрофизации интерпретаций и усилению аффективной активации (включая панические реакции и обострение беспокойства).
У некоторых пациентов преждевременное или неконтролируемое введение длительных практик осознанности может также вызвать возврат травматических воспоминаний или усиление навязчивых переживаний. Поэтому при работе с тревожными пациентами необходимы предварительный скрининг, поэтапное и дозированное введение практик, использование внешне-ориентированных и заземляющих упражнений, сочетание с КПТ-элементами и обязательное клиническое сопровождение.
Практическое следствие этих наблюдений состоит в том, что осознанность следует рассматривать как мощный, но контекстуально зависимый инструмент: её целесообразно применять при индивидуализированном подходе, с учётом уровня тревожности и когнитивной реактивности, комбинируя с психотерапевтическими техниками и мониторингом состояния пациента. Для дальнейших исследований рекомендуется разработка градуированных протоколов для тревожных групп, изучение предикторов положительного и отрицательного ответа на практики осознанности, а также рандомизированные исследования, тестирующие комбинацию mindfulness и КПТ для повышения эффективности и безопасности вмешательств.
В последние десятилетия растущий интерес к ментальному здоровью человека обусловил активное развитие исследований в области когнитивной психологии, в частности изучения таких феноменов, как руминативное мышление и осознанность. Руминативное мышление, как форма пассивного сосредоточения на причинах и последствиях собственных негативных переживаний, ассоциируется с высоким уровнем тревожности, депрессии и эмоционального выгорания. Осознанность, напротив, характеризуется как состояние активного, не маркирующего и направленного внимания к настоящему моменту, и рассматривается как потенциальный модератор или антагонист руминативного мышления.
Явление руминаций давно и широко обсуждается в научной литературе. В работах учёных изложены различные концепции руминативного мышления и разработаны методы его выявления; выявлены связи руминативного мышления с множеством психопатологических состояний; сформулированы рекомендации по психологической коррекции, а также получены сведения об эффективности отдельных вмешательств. В настоящее время по всему миру каждый год публикуется примерно 150–180 англоязычных статей, посвящённых изучению руминаций. В отечественной клинической психологии и психиатрии интерес к этой теме не такой интенсивный, но остаётся стабильным.
Однако, несмотря на проявленный интерес научного сообщества к теме руминаций и осознанности сохраняются противоречия в интерпретации взаимосвязи между ними, из этого и вытекает проблема исследования. Несмотря на многочисленные исследования, в научной литературе отсутствует единое понимание механизмов их взаимодействия. Одни авторы указывают на прямое негативное влияние руминативного мышления на уровень осознанности, другие — на защитную функцию осознанности по отношению к руминативным процессам. Недостаточность систематизированных обзоров по существующим данным и методам коррекции руминатнивного мышления посредством осознанности создает необходимость в теоретическом обобщении.
Актуальность темы определяется растущим числом обращений к когнитивным стратегиям саморегуляции в клинической и повседневной практике, а также расширением применения подходов осознанности в психотерапии, образовании и корпоративной культуре. Понимание природы взаимодействия между руминативным мышлением и осознанностью может повысить эффективность психокоррекционных методик, направленных на улучшение эмоционального состояния и повышение качества жизни.
Значимость работы заключается в интеграции и критическом осмыслении существующих эмпирических и теоретических данных, что может служить основой для последующих эмпирических исследований и практического применения методик повышения осознанности в целях снижения руминативных тенденций.
Теоретической основой исследования послужили положения когнитивной модели депрессии А. Бека, концепция руминативного реагирования С. Нолен-Хоксема, а также модели осознанности, предложенные К. Герхмером, Дж. Кабат-Зинном и Р. Байером. Особое внимание уделяется подходу осознанности как метакогнитивному процессу, регулирующему восприятие и переработку эмоционального опыта.
Цель исследования — теоретически изучить особенности связи между руминативным мышлением и осознанностью, опираясь на доступные научные данные и методологические подходы.
Задачи исследования:
1. Описать ключевые характеристики руминативного мышления и его влияние на психическое состояние человека.
2. Рассмотреть понятие и компоненты осознанности в контексте когнитивной психологии.
3. Проанализировать актуальные эмпирические исследования, выявляющие взаимосвязь между руминативным мышлением и осознанностью.
4. Систематизировать методы коррекции руминативного мышления, основанные на практике осознанности.
5. Определить перспективы дальнейших исследований и практического применения полученных знаний.
Объект: руминативное мышление.
Предмет: взаимосвязь руминативного мышления и осознанности.
1. Агафонов А. Ю. Феномен осознания когнитивной деятельности. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2016. 334 с.
2. Андреев А. С. Сознание и осознанность // Ученые записки Крымского инженерно педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2017. – № 1 (7). – С. 8–11.
3. Ветерок Е. В., Зиновьева Л. В. Теоретические аспекты изучения феномена осознанности в современной науке // Смальта. – 2019. – № 1. – С. 15–22.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
5. Гафарова О.Н. Теоретический анализ научного исследования осознания // Школа Науки. 2019. № 2 (13). URL: https://storage.shkolanauki.ru/source/publication_pdf/2019-18-02_14-37-54_Gafarova_Olga_Nilovna.pdf (дата обращения: 04.08.2025).
6. Дорошева Е. А., Умняшкин В. Г. Психофизиологические механизмы влияния практик осознанности (mindfulness) на когнитивные и регуляторные психические процессы и роль индивидуально-личностных предиспозиций в эффективности применения данных практик // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2024. – Т. 13. – № 2А. – С. 21–32.
7. Дорошева Е. А. Адаптация русскоязычной версии опросника подавления нежелательных мыслей (White Bear Suppression Inventory) // Сибирский психологический журнал. – 2024. – № 91. – С. 22–38. – DOI: 10.17223/17267080/91/2.
8. Дорошева Е. А. Адаптация русскоязычной версии опросника руминаций «Rumination Response Scale» // Консультативная психология и психотерапия. – 2025. – Т. 33. – № 2. – С. 50–71. – DOI: 10.17759/cpp.2025330203.
9. Осин Е. Н., Турилина И. И. Краткосрочные эффекты от онлайн-практики медитации осознанности // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13. – № 1. – С. 51–62. – DOI: 10.17759/exppsy.2020130104.
10. Пуговкина О. Д., Шильникова З. Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 2. – С. 18–28.
11. Пуговкина О. Д., Сыроквашина А. Д., Истомин М. А., Холмогорова А. Б. Руминативное мышление как когнитивный фактор хронификации депрессии: определение понятия и валидность инструментария // Консультативная психология и психотерапия. – 2021. – Т. 29. – № 3. – С. 88–115.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
13. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В., Жирнова О. В. Руминации как психологический механизм формирования и поддержания суицидального поведения // Современная зарубежная психология. – 2022. – № 11 (1). – С. 124–136.
14. Скорнякова Д. А., Гвоздева Е. Н. Когда мысли не дают покоя. Влияние руминации на деятельность человека // Забайкальский институт железнодорожного транспорта. – 2023. – С. 27–31.
15. Смирнова Ю. Э. Анализ теоретических подходов к изучению осознанности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2021. – Т. 10. – № 6А. – С. 157–162.
16. Тарт Ч. Практика внимательности в повседневной жизни. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. 134 с.
17. Тимиргалеев А. Р. Насколько важна осознанность и что это такое // Психология осознанности. 2025. С. 1–7. [Электронный ресурс] URL: https://risr.institute/articles/mindfulness (дата обращения: 04.08.2025).
18. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2002. 400 с.
19. Чеснокова А. Г. Осознание как центральная проблема психологии в концепциях Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. – 2003. – № 4. – С. 3–15.
20. Beck A. T., Brown G., Steer R. A., Eidelson J. I., Riskind J. H. Differentiating anxiety and depression: a test of the cognitive content-specificity hypothesis // Journal of Abnormal Psychology. – 1987.
21. Chiesa A., Serretti A. Mindfulness based cognitive therapy for psychiatric disorders: a systematic review and meta-analysis // Psychiatry Research. – 2001. – Vol. 187. – P. 441–453.
22. Desrosiers A., Vine V., Klemanski D., Nolen-Hoeksema S. Mindfulness and emotion regulation in depression and anxiety: common and distinct patterns // Explore: The Journal of Science and Healing. – 2009. – Vol. 5, № 5. – P. 265–271.
23. Deyo M., Wilson K., Ong J., Koopman C. Mindfulness and rumination: does mindfulness training lead to reductions in ruminative thinking associated with depression? // Explore: The Journal of Science and Healing. – 2009. – Vol. 5, № 5. – P. 265–271.
24. Didonna F. Clinical handbook of mindfulness. – New York: Springer, 2009.
25. Gu C., Zhang Z., Jiang Y., Shao Y. The effect of trait mindfulness on social media rumination: moderated mediation // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. – P. 48-52.
26. Hussain A. et al. Brain Inspired Cognitive Systems. – 2008. – P. 298–299.
27. Keng S. L., Smoski M. J., Robins C. J. Effects of mindfulness on psychological health: A review of empirical studies // Clinical Psychology Review. – 2011. – Т. 31. – Р. 1041–1056.
28. Li X., Wang H., He Y. Mindfulness on rumination in patients with depressive disorder: a systematic review and meta-analysis // BMC Psychiatry. – 2022. – Vol. 22. – P. 83-85.
29. Moghaddam L. F., Ghamarani A., Ghaffari M. The effect of acceptance and commitment therapy on work-related rumination and job fatigue of emergency staff // BMC Psychiatry. – 2024. – Vol. 24. – P. 70-75.
30. Nolen-Hoeksema S. Responses to depression and their effects on the duration of depressive episodes // Journal of Abnormal Psychology. – 1991. – Vol. 100. – № 4. – P. 569–582.
31. Nolen-Hoeksema S. The role of rumination in depressive disorders and mixed anxiety/depressive symptoms // Journal of Abnormal Psychology. — 2000. — Т. 109. — Р. 504–511.
32. Nolen-Hoeksema S., Wisco B. E., Lyubomirsky S. R. Rethinking rumination // Perspectives on Psychological Science. – 2008. – Vol. 11. – № 4. – P. 569–582.
33. Segal Z. V., Walsh K. M. Mindfulness based cognitive therapy for residual depressive symptoms and relapse prophylaxis // Current Opinion in Psychiatry. – 2016. – Vol. 29, № 1. – P. 7–12.
34. Segal Z. V., Kennedy S., Gemar M., Hood K. Cognitive reactivity to sad mood provocation and the prediction of depressive relapse // Archives of General Psychiatry. – 2006. – Т. 63. – Р. 749-755.
35. Treynor W., Gonzalez R., Nolen-Hoeksema S. Rumination reconsidered: a psychometric analysis // Cognitive Therapy and Research. – 2003. – Vol. 27. – № 3. – P. 247–259.
36. Watkins E. Appraisals and strategies associated with rumination and worry // Personality and Individual Differences. – 2004. – Vol. 4. – № 7. – P. 27–29.
37. Wells A., Papageorgiou C. Metacognitive therapy for depressive rumination // In: Papageorgiou C., Wells A. (eds.) Depressive Rumination: Nature, Theory, and Treatment. Chichester: John Wiley & Sons Ltd, 2004.