Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение романа И.А. Гончарова «Обломов» в школе: пространство дома (Башкирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №192634

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы27
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ...3
1. Теоретические основы исследования художественного пространства в романе....5
1.1 Особенности пространственной организации романа И.А. Гончарова....5
1.2 Мотив дома как ключевой элемент художественного пространства........8
1.3 Концепция «антидома» в литературе...11
2. Пространственная организация дома в романе «Обломов».......................15
2.1 Символическое значение разрушающегося пространства усадьбы........17
2.2 Петербургская квартира Обломова: анализ предметной среды...............18
2.3 Пространство дома как отражение духовного состояния героя..............20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...27

Актуальность исследования определяется повышенным вниманием современных литературных критиков к изучению пространственных взаимосвязей в художественном произведении. В течение последних десяти лет акцент делается на исследовании пространственной структуры литературных работ, однако научные труды, анализирующие романное пространство И.А.Гончарова, почти не представлены в современной научной литературе.
Литературное пространство является самобытной авторской концепцией мироздания, отраженной посредством пространственных образов, созданных писателем. Оно функционирует как организованная структура, используемая для создания разнообразных нравственных ориентиров, что дает возможность оценить моральные качества героев литературного произведения через призму присущего им пространственного типа.
Целью работы является комплексное исследование художественного пространства дома в романе И.А. Гончарова «Обломов» как отражения духовного состояния главного героя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать особенности пространственной организации романа И.А. Гончарова
Проанализировать мотив дома как ключевой элемент художественного пространства
Рассмотреть концепцию «антидома» в литературе
Исследовать символическое значение разрушающегося пространства усадьбы Обломовки;
Провести анализ предметной среды петербургской квартиры Обломова;
Выявить взаимосвязь между пространственной организацией дома и духовным состоянием героя;
Теоретической основой исследования послужили труды по теории литературы, работы по изучению художественного пространства в русской литературе, а также исследования, посвященные творчеству И.А. Гончарова.
Методы исследования:
Культурно-исторический метод
Структурно-семиотический анализ
Сравнительно-сопоставительный метод
Метод целостного анализа художественного произведения
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при изучении романа «Обломов» в курсах литературоведения, а также при разработке спецкурсов и семинаров по проблемам художественного пространства в русской литературе XIX века.
Исследование пространства дома в романе Гончарова «Обломов» позволяет значительно углубить и расширить представление о произведении, проникнуть в суть познаваемых событий и явлений, а также составить более ясное представление о моральной характеристике главного героя через призму пространственной организации текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования были успешно достигнуты намеченные цели и решены поставленные задачи, касающиеся анализа художественного пространства в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Проведенный теоретический анализ показал, что пространственная организация романа представляет собой сложную систему, в которой каждый элемент наделен определенным смыслом. Исследование выявило, что дом в произведении является не только физическим местом, но и важным элементом, отражающим внутренний мир персонажей и их духовное состояние.
В процессе исследования было установлено, что мотив дома занимает центральное место в организации художественного пространства романа. Пространство выполняет функцию зеркала души главного героя, где каждая деталь интерьера и окружающая обстановка отражают внутренние процессы, происходящие с Обломовым.
Анализ концепции «антидома» позволил выявить особенности художественного пространства романа. В «Обломове» пространство квартиры главного героя преобразуется в своего рода убежище от реальности, где физическое запустение символизирует духовную деградацию персонажа.
Исследование пространственной организации дома показало, что разрушающееся пространство усадьбы и петербургская квартира Обломова неразрывно связаны с его внутренним миром. Трансформация пространства квартиры в зависимости от душевного состояния героя демонстрирует прямую взаимосвязь между физическим окружением и духовным развитием персонажа.
Символическое значение разрушающегося пространства усадьбы и петербургской квартиры раскрывается через детальный анализ предметной среды. Квартира становится своеобразным укрытием от реальности, где герой пытается уйти от необходимости действовать и принимать решения, погружаясь в мир грез и фантазий.
Практическая ценность работы заключается в возможности применения полученных результатов при анализе других произведений русской литературы, где пространство играет важную роль в раскрытии характеров персонажей и идейного содержания.
Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с более глубоким изучением взаимодействия пространства и времени в романе, а также сравнительным анализом пространственной организации в произведениях других авторов XIX века.
Таким образом, изучение художественного пространства в романе «Обломов» позволило раскрыть его многогранность и значение для понимания идейного содержания произведения, а также особенностей творческого метода И.А. Гончарова. Пространственная организация романа выступает как значимый элемент, играющий важную роль в раскрытии идейного содержания произведения.



1. Анненский И. Гончаров и его “Обломов” // Анненский И. Книги отражений. – М., 1979. – С. 251-271.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 356-376.
3. Бершова Е. Роман И.А.Гончарова “Обломов”. Монографический анализ: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 1954.
4. Гейро Л.С. История создания и публикации романа «Обломов» // И.А. Гончаров. Обломов. – Л., 1987. – С. 55-646.
5. Гончаров И.А. Обломов: Роман в четырех частях. – М.: Наука, 2020. – 544 с.
6. Гончаров И.А. Собрание сочинений: В 8 т. – М., 1978.
7. Десницкий В.А. Трилогия Гончарова // Десницкий В.А. Избранные статьи по русской литературе XVIII-XIX вв. – М.-Л., 1958.
8. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. – М., 1970. – 93 с.
9. Лотман Ю.М. Текст в тексте; Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х.Л.Борхеса // Труды по знаковым системам. XIV. Вып.567. – Тарту, 1981. – С. 45-64.
10. Мельник В.И. Реализм И.А. Гончарова. – Владивосток, 1985. – 139 с.
11. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. – 1965. – Т. 24. – Вып. 4. – С. 341-345.
12. Николаева Т.М. От звука к тексту. – М., 2000.
13. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1973. – С. 51-60.
14. Отрадин М.В. Сборник статей: Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. – Л.: Ленинградский университет, 1991. – 304 с.
15. Петрова Н.К. Творчество И.А. Гончарова: Пособие по спецкурсу для студентов заочников филол. фак. ун-тов. – М., 1979. – 96 с.
16. Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.Д. и др. Литература: Справочный материал: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.
17. Хилкин В.И. Русский человек Обломов // Русская литература. – 2002. – №2. – С. 23-35.
18. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. – М.: Прогресс, 2018. – 464 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ