Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Работа №192632

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 6
1 Цифровая трансформация государственного управления 10
1.1 Понятие цифровой трансформации 10
1.2 Предпосылки для цифровой трансформации 15
1.3 Отличие цифровой трансформации от внедрения информационных 21 технологий
2 Государственная стратегия цифровизации управления 28
2.1 Федеральные программы цифровизации управления 28
2.2 Лучшие практики цифровизации в регионах 32
2.3 Проблемы и перспективы развития цифровизации управления 46
3 Цифровизация государственного управления в Республике Тыва 57
3.1 Анализ современного состояния цифровизации государственного управления
в Республике Тыва 57
3.2 Перспективы развития цифровизации в Республике Тыва 71
3.3 Перспективы цифровизации на примере Государственного архива Республики 79 Тыва
Заключение 87
Список использованной литературы
Приложение

Постепенно во все управленческие и хозяйственные процессы проникают новые цифровые технологии и тем самым оказывают значительное влияние на саму суть экономики. В большинстве случаев расширяющееся использование современных информационно-коммуникационных технологий приводит к появлению и развитию новых результативных управленческих технологий, предпринимательских практик, успешных бизнесов, на основе чего привычные, традиционные способы экономической деятельности трансформируются и оптимизируются, насыщаются информационными потоками и неизбежно ускоряются. При этом происходят как процессные, так и структурные изменения. Эффективное и системное использование инновационных цифровых методов, технологий и инструментов привело к пониманию особой приоритетности теоретического изучения и постепенного практического перехода к управлению в условиях цифровой экономики.
Важность цифровой трансформации как на уровне отдельного бизнеса, так и на уровне регионов формирует нарастающий интерес к проблемам и возможностям, рискам и выгодам, которые становятся возможными в рамках цифровой экономики. Идея инновационного технологического развития в настоящее время считается концепцией, способной вывести организацию из кризиса, придав ей современную динамичность, платформой которой являются организационные и управленческие инновации.
На современном этапе существуют определенные задачи, типичные для большинства регионов, однако есть и будут специфические для них управленческие и экономические задачи. Даже в пределах одного региона есть существенные различия в управлении процессами развития, что ведет к развитию управленческий инноваций, как некого комплекса мер и механизмов, разрабатываемых и применяемых с целью ускорения и упрощения процесса развития цифровизации.
Эффективное развитие территорий в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной среды. При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов учитывает поддержку развития как уже существующих условий для возникновения прорывных и перспективных сквозных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для возникновения новых платформ и технологий.
Актуальность темы подтверждена тем, что цифровая трансформация государственного управления в целом невозможна без динамичного развития цифровизации на региональном уровне. Она основана на национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [8], которая осуществляется в соответствии с целями, задачами, направлениями, объемами и сроками реализации основных мер государственной политики Российской Федерации. Целью данной программы является создание необходимых условий для развития цифровой экономики в региональном разрезе, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором во всех сферах социальноэкономической деятельности, что повышает конкурентоспособность региона, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.
Целью исследования в данной работе является оценка состояния и перспектив развития цифровой трансформации государственного управления в Республике Тыва.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие цифровой трансформации государственного управления, предпосылки её развития, отличие цифровой трансформации от внедрения информационных технологий;
2) провести обзор федеральных программ цифровизации и лучших практик в регионах, выявить проблемы и перспективы развития цифровизации управления;
3) проанализировать состояние цифровизации государственного управления в Республике Тыва на примере Государственного архива Республики Тыва
Предмет исследования - направления развития цифровизации государственного управления на региональном уровне.
Объект исследования в работе - цифровизация государственного управления.
Новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию направлений развития цифровизации государственного управления на региональном уровне.
Основные научные результаты, полученные лично автором, заключается в следующем:
- выявлены особенности цифровой трансформации государственного управления и её отличие от внедрения информационных технологий;
- проанализирована государственная стратегия цифровизации управления;
- определены лучшие практики цифровизации в регионах;
- проанализирована цифровизация государственного управления в Республике Тыва;
- предложены рекомендации по совершенствованию цифровизации на примере Государственного архива Республики Тыва.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные работы по тематике цифровизации государственного управления, интернет-источники, статьи опубликованные в интернет-ресурсах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и данные могут быть использованы в практической деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
а) в ходе исследования обоснована необходимость развития цифровизации
государственного управления на региональном уровне;
б) происходит динамичное развитие цифровизации в регионах Российской
Федерации, что подтверждает наличие лучших практик;
в) на региональном уровне рассматривается положительная тенденция развития цифровизации государственного управления, однако существуют проблемы, которые указывают на неэффективность отдельных принимаемых решений.
Апробация результатов исследований. По теме диссертации опубликовано две печатные работы в журналах, выходные данные:
1. Даваажамц Г. Роль цифровизации в государственном управлении // Устойчивое развитие науки и образования. - 2019. - № 9. - С. 6-12.
2. Даваажамц Г. Цифровая трансформация государственного управления на региональном уровне: на примере Республики Тыва // Сборник статей II Международной научно - практической конференции. 2019. Ноябрь. - С. 13-18.
В целях решения поставленных в работе задач применялись общенаучные методы познания: системный анализ, анализ источников; из эмпирических методов использованы: метод наблюдения, метод статистических исследований.
Содержание работы включает три главы.
В первой главе исследованы основы цифровой трансформаций государственного управления: рассмотрено понятие цифровой трансформации; изучены предпосылки для цифровой трансформации, выявлено отличие цифровой трансформации от внедрения информационных технологий.
Вторая глава несет в себе обзор государственной стратегии цифровизации управления: рассмотрены федеральные программы цифровизации управления;
проанализированы лучшие практики цифровизации в регионах; выявлены проблемы и перспективы развития цифровизации управления.
В третье главе проанализирована цифровизация государственного управления в Республике Тыва: рассмотрено современное состояние цифровизации государственного управления в Республике Существенный вклад в изучение направлений регионального развития цифровизации внесли разработки таких специалистов, как: Скруг В. С., Удальцова Н. Л., Фомина А. В., Шубин А. С., и других авторов. Анализ источников по анализируемой проблеме показал, что научные публикации, касающиеся перспектив развития цифровизации, содержат достаточное количество разработок, которые интересны и актуальны на современном этапе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания магистерской диссертации были получены основные результаты.
Цифровая трансформация - процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг. В Российской Федерации на цифровую трансформацию государственного управления направлен один из федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика».
Предпосылки цифровой трансформации обладают множеством преимуществ, а потому она неизбежна. Цифровизация открывает новые источники дохода и сопровождается разрушением традиционных моделей хозяйствования; изменением характера трудовой деятельности; высвобождением времени, не связанного с жизнеобеспечением; ростом темпоральности, неопределённости и рисков; возникновением новых угроз безопасности жизнедеятельности. при создании концепции будущего рейтинга аналитики заметили общий тренд, когда набор показателей постепенно уходит от показателей развитости технологий и инфраструктуры к показателям удовлетворенности потребителей.
Цифровая трансформация, в отличие от информационных технологий - это радикальные изменения. Информационные технологии - совокупность методов и информационных процессов, которые объединены в цепочку, обеспечивающую автоматический поиск, сбор, хранение и распространение информации на базе применения программного обеспечения, способов, при помощи которых информация предлагается клиентам с целью снижения трудоемкости процессов и повышения надежности и оперативности. Цифровая трансформация управления - это не только технологии, но и изменение мышления в новых условиях цифровой экономики, которое может приводить к увеличению производительности и конкурентоспособности не меньше, чем создание технологических инноваций.
Государственная стратегия цифровизации управления в Российской Федерации разработана на основе принципов реформирования институтов государственного управления. Основным и первым стратегическим документом, определившим направления развития информационного общества в России, стала «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации», которая призвана способствовать обеспечению следующих национальных интересов: развитие человеческого потенциала; обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики.
На основе обеспечения национальных интересов развитие информационного общества осуществляется путем реализации следующих приоритетов: формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений; развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации; создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне; формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы; обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.
Республика Тува - субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Показана положительная динамика основных показателей, а именно рост: индекса промышленного производства - на 3,7 % (по России на 3 %); добычи полезных ископаемых - на 4,1 % (по России на 2,9 %); индекса обрабатывающих производств - на 12,2 % (по России на 3,3 %); оборота розничной торговли - на 2,3 %; среднемесячной
номинальной начисленной заработной платы - на 10,8% (по России - на 11%) и составила
33258,3 руб. (по России - 42370 руб.).
Современное состояние цифровизации государственного управления в Республике Тыва основано на федеральных и региональных программах. Многоплановое внедрение технологии позволяет выстроить систему качественного предоставления услуг для граждан Республики, наладить с ними постоянный информационный обмен, повысить открытость и прозрачность действий выборных чиновников.
Цифровизация государственного управления в Республике Тыва состоит из четырех основных направлений: цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов; цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности; цифровая трансформация государственной (муниципальной) службы; создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ.
Развитие направлений цифровой трансформации управления в Республике Тыва находится на начальной стадии развития. Выявлены основные причины, сдерживающие развитие информационного общества: наличие труднодоступных населенных пунктов со сложными географическими особенностями; отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах; нехватка квалифицированных специалистов; слабое развитие научно-инновационного потенциала; низкие навыки использования информационных технологий; импортозависимость от зарубежного программного обеспечения и технологий; цифровое неравенство между муниципальными образованиями.
В процессе изучения проблем проведения процесса цифровизации в Республике Тыва выявлены основные цели, которые должны быть достигнуты: сокращение расходов на деятельность госорганов за счет оптимизации обеспечивающих, инвариантных функций (бэкофисов госорганов); повышение производительности труда госслужащих при предоставлении госуслуг и осуществлении контрольно-надзорной деятельности - за счет стандартизации и модернизации административно-управленческих процессов; снижение стоимости создания и администрирования информационных ресурсов и систем за счет повторного использования информационных технологий и сервисов; повышение эффективности бюджетных расходов на программные (проектные) мероприятия, реализуемые органами власти, - за счет продвижения и стимулирования внедрения цифровых технологий в отраслях экономики; повышение уровня доверия граждан и бизнеса к органам власти и должностным лицам, поддержки принимаемых ими решений (политик) - за счет формирования экосистемы государственных и частных платформ.
Основываясь на материале, полученном путем статистических исследований можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию оцифровки архивных документов:
1. Необходимо в действующей Стратегии развития информационного общества Республики Тыва до 2030 года «Цифровая Тува» внести пункт «Требования и нормы по переводу архивных документов в электронный (цифровой) вид»:
- собрать экспертов по делопроизводству и архивному делу;
- провести круглый стол на уровне Министерства культуры Республики Тыва;
- указать технические требования к электронным копиям фондов содержащих особоценные документы, основываясь на методические рекомендации разработанные ВНИИДАД, а также учитывая зарубежный опыт.
2. Для оптимизации работы архивистов, необходимо выделить штатные единицы
- Методист (функциональные обязанности: прием архивных документов на хранение, ведение учета ЭФП, контроль качества выполнения работ при передаче электронных копий на хранение, мониторинг вопросов повторного сканирования, сдача архивных документов в архивохранилища после сканирования);
- Оператор сканирования (функциональные обязанности: проведение операция сканирования, шифровка электронных копий);
- Оператор записи внешний носителей (функциональные обязанности: запись электронных копий на носители)
- Инженер (функциональные обязанности: учет использования рабочих копий, техническое обслуживание компьютерной техники, периодическое тестирование носителей информации с ЭФП);
3. С целью организации и контроля за проведением работ по оцифровке необходимо создать перспективный план оцифровки, включающий себя названия фондов, предназначенных для создания электронных копий.
4. На уровне субъекта федерации необходимо разработать регламент, где будут прописаны условия, критерии и требования при которых готовый продукт будет читабелен как с визуальной точки зрения, так и с точки зрения его технических характеристик.
5. Для обеспечения доступности государственных услуг необходимо согласовать с Министерством информатизации и связи Республики Тыва по внедрению государственной услуги социально-правового характера через портал Государственных и муниципальных услуг для обеспечения возможности получать услугу не только на территории Республики Тыва, но и за ее пределами. Одним из главных преимуществ является то, что заявитель может обратиться в любой МФЦ вне зависимости от места регистрации.
Для осуществления данного мероприятия необходимо:
- Внести изменение в административный регламент.
- Заключить соглашение между Государственным архивом и МФЦ
- Подключиться к системе Smart-route .
Данные рекомендации были переданы на рассмотрение начальнику организационноправового отдела, и планируется к внедрению, а именно в начале декабря было подписано соглашение о взаимодействии между Г осударственным автономным учреждением «Многофункциональные центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Тыва» и Государственным архивом. Граждане, обратившись в любой филиал ГАУ «МФЦ по РТ» могут получать архивные справки, архивные выписки о трудовом стаже и заработной плате, командировках в районы Крайнего Севера и о награждениях государственными и ведомственными наградами, В результате данная деятельность позволяет улучшить качество и доступность государственных услуг, оптимизировать исполнение запросов.


1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием от 12дек. 1993 г. (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Консультант плюс: справ. правовая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.
2. Таможенный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
3. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
5. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс]: указ Президента от 07.05.2012 г. № 601 // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ 29.09.2018 г. // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
7. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г.»: указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф. Электр. дан. М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
8. Об утверждении программы «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632 // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
9. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815 // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
10. О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2019 № 234 // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
12. Конституция Республики Тыва [Электронный ресурс]: принята Референдумом Республики Тыва 06.05.2001 г. (с изменениями и дополнениями) // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
13. О системе исполнительных органов государственной власти Республики Тыва [Электронный ресурс]: Закон Республики Тыва от 02.06.2006 г. № 1779 ВХ-1 // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
14. О государственных информационных системах Республики Тыва [Электронный ресурс]: Закон Республики Тыва от 17.01.2013 № 1768-ВХ-1 // Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
15. Об утверждении перечня государственных услуг, оказываемых органами
исполнительной власти Республики Тыва юридическим и физическим лицам [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Тыва от 12. 09. 2013 г. № 560 //
Консультант плюс: справ. правая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та....104


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ