Объект исследования - ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация». Это российская авиастроительная корпорация.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ПРЕСС-СЛУЖБА» 5
1.1. Пресс-служба, функции пресс-службы и её структура 5
1.2. Технологии взаимодействия пресс-службы и СМИ 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕСС-СЛУЖБ ОРГАНИЗАЦИЙ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «ОАК») 16
2.1. Общая характеристика ПАО «ОАК» 16
2.2. Особенности пресс-службы ПАО «ОАК» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Основная задача пресс-службы – наладить и поддерживать плодотворное взаимодействие со СМИ, обеспечивая двусторонний информационный обмен. Поскольку деятельность пресс-службы часто контролируется руководством организации, наблюдается тенденция к расширению функционала, включая разработку и применение показателей эффективности проводимых программ. Формулировка этих принципов завершает период сотрудничества пресс-службы компании со средствами массовой информации.
Актуальность исследования усиливается тем фактом, что деятельность авиационных компаний особенно подвержена кризисным ситуациям, что обусловлено спецификой функционирования всей авиационной отрасли. Она испытывает на себе влияние экономических, политических, санкционных, экологических, природных, социальных и прочих факторов внешней среды, наряду с внутренними факторами (техническое состояние авиационной техники, отношение персонала к работе, наличие и соблюдение корпоративной этики, текучесть кадров и т.д.).
Дополнительными детерминантами, провоцирующими кризисные явления в авиационной индустрии, являются террористические акты, совершаемые на воздушном транспорте, и, как продемонстрировала пандемия коронавируса, даже факторы, напрямую воздействующие на здоровье и жизнь населения различных стран, включая Россию.
Имидж компании и его восприятие целевой аудиторией оказывают решающее воздействие на успешность бизнеса, поэтому крайне важно активно управлять своим имиджем и поддерживать позитивные взаимоотношения со СМИ и общественностью. Положительный имидж способствует укреплению доверия клиентов и повышению их лояльности. Клиенты, скорее всего, выберут компанию с хорошей репутацией.
Положительное восприятие способствует привлечению инвестиций, установлению партнерских связей и сотрудничеству с другими организациями и компаниями. Потенциальные сотрудники также предпочтут работать в организации с положительным имиджем и хорошей репутацией. СМИ оказывают содействие компании в привлечении внимания широкой аудитории посредством публикаций новостных материалов, статей, репортажей и рекламных объявлений. Публикации в СМИ способны формировать как позитивное, так и негативное отношение общественности к компании. Следовательно, эффективное управление имиджем компании подразумевает взаимодействие с журналистами и контроль над информацией, появляющейся в СМИ.
Объект данной работы: пресс-служба организаций авиационной отрасли (на примере ПАО «ОАК»).
Предмет данной работы: специфика работы пресс-служб организаций авиационной отрасли (на примере ПАО «ОАК»).
Цель настоящего исследования: провести анализ особенностей деятельности пресс-служб организаций, занятых в авиационной индустрии (на примере ПАО «ОАК»).
Задачи, поставленные в рамках работы:
1. Рассмотреть определение пресс-службы, ее основные функции и организационную структуру;
2. Изучить применяемые технологии взаимодействия пресс-службы с представителями средств массовой информации;
3. Представить общую информацию о ПАО «ОАК»;
4. Выявить характерные черты пресс-службы ПАО «ОАК».
Методы исследования: анализ литературных и информационных источников по теме работы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой работы.
Пресс-служба является ключевым элементом успешной деятельности авиакомпаний, обеспечивая не только эффективное управление коммуникациями, но и формирование устойчивого позитивного имиджа организации в условиях высококонкурентного рынка авиаперевозок. В эпоху цифровизации и повсеместного распространения социальных сетей взаимодействие с общественностью приобрело мгновенный и глобальный характер, что требует от пресс-служб гибкости, оперативности и стратегического подхода к управлению информацией.
В условиях жесткой конкуренции в авиационном бизнесе пресс-служба выполняет роль важного дифференцирующего фактора. Благодаря грамотно выстроенным коммуникациям компания может не только выделиться среди конкурентов, но и сформировать благоприятное восприятие у целевой аудитории. Освещение ключевых достижений, внедрение инновационных решений, акцентирование преимуществ перед другими игроками рынка — всё это способствует укреплению доверия клиентов и партнеров.
Пресс-служба — это специализированное подразделение, отвечающее за организацию двусторонней коммуникации между компанией и обществом. Её деятельность включает:
разработку корпоративных коммуникационных стратегий;
повышение осведомленности стейкхолдеров о деятельности компании;
формирование положительного восприятия организации в медиапространстве;
укрепление корпоративной культуры и вовлеченности сотрудников.
Для эффективного взаимодействия с медиа пресс-служба должна руководствоваться следующими принципами:
Оперативность — своевременное предоставление актуальной информации.
Достоверность — проверка фактов и исключение недостоверных данных.
Доступность — открытость спикеров для комментариев и интервью.
Индивидуальный подход — учет специфики каждого СМИ и его аудитории.
Обратная связь — постоянный диалог с журналистами и анализ их запросов.
Соблюдение этих принципов позволяет минимизировать риски репутационных потерь и оперативно реагировать на кризисные ситуации.
Позитивный имидж авиакомпании напрямую влияет на её коммерческий успех. Доверие клиентов, их лояльность и готовность выбирать услуги именно этой компании формируются под воздействием информационной политики. Кроме того, благоприятный образ организации способствует:
Привлечению инвестиций и установлению партнерских отношений.
Укреплению позиций на международном рынке.
Повышению привлекательности для потенциальных сотрудников, которые стремятся работать в компаниях с положительной репутацией.
Деятельность пресс-служб в современных организациях, будь то коммерческие авиакомпании или государственные корпорации, претерпела значительные изменения. Сегодня эти подразделения часто функционируют как информационно-аналитические центры или PR-службы, отвечающие не только за внешние, но и за внутренние коммуникации.
В России пресс-службы стали неотъемлемой частью крупных корпораций и государственных учреждений. Их работа строится на основе коммуникационной политики, ориентированной на интересы клиентов, что делает связи с общественностью ключевым инструментом взаимодействия с целевой аудиторией.
Анализ деятельности пресс-служб позволяет сделать вывод, что их работа направлена на поддержание активного коммуникационного взаимодействия как с внешней, так и с внутренней средой организации. В условиях динамично развивающегося медиапространства и возрастающих требований к прозрачности бизнеса пресс-службы становятся стратегическим активом, от эффективности которого во многом зависит успех компании на рынке.
Изучение различных подходов к пониманию функций пресс-служб дает возможность сформулировать авторское определение этого термина, однако его суть остается неизменной: это профессиональная структура, обеспечивающая гармоничное взаимодействие организации с обществом и медиа в целях достижения долгосрочных бизнес-результатов.
1. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации» от 18 июня 2012 № 874. – М.: СЗ РФ, 2012. № 26. – Ст. 3497.
2. План Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2021 год [Электронный ресурс]. М., 2021. Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 18.08.2021).
3. Бочкарева А.С. PR-деятельность ОАО «Авиакомпания Сибирь» [Текст] // Научные труды КУБГТУ. – 2016. № 7. – С. 34-42.
4. Глазунова В.А. Пресс-служба города: значимость и особенности функционирования // Актуальные вопросы права, экономики и управления. – 2017. – С. 329-331.
5. Григорьев Ю.Е., Захарова С.Е. Управление внутренними коммуникациями в преодолении кризисной ситуации в авиационных компаниях // Неделя студенческой науки Факультета иностранных языков МАИ (НИУ). – 2016. – С. 189-195.
6. Грознова Л.П., Кушваха Х.Н. Управление коммуникациями пресс-службой аэропорта «Внуково» в условиях кризиса // Неделя науки-2017 факультета ИЯ МАИ-НИУ. – 2017. – С. 154-162.
7. Зуб А.Т. Антикризисное управление: учебник для бакалавров, 2-е изд., перераб. и доп / А. Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2019. - 343 с.
8. Кушваха Х.Н., Тараненко А.В. Эффективность построения внутриорганизационных коммуникаций PR-инструментами в авиакомпаниях // Роль и место иностранных языков и связей с общественностью в развитии аэрокосмической сферы Российской Федерации. Московский авиационный институт – 2015. – С. 159-166.
9. Кушваха Х.Н.К., Тараненко А.В. Средства массовой коммуникации как инструмент PR продвижения авиационного бренда в России // Коммуникология. – 2016. № 2. – С. 203-209.
10. Курманова О.Р. Формы и методы работы пресс-службы со СМИ // Исследования в области гуманитарных наук. – 2017. – С. 36-41.
11. Нарциссова C.IO. Организация деятельности пресс-службы и позиционирование новостей: учебное пособие / С.Ю. Нарциссова. – М.: МППУ, 2017. - 213 с.
12. Осипов Ю.С. Большая Российская энциклопедия: Т. 21 / Ю.С. Осипов, С.Л. Кравец. – М.: БРЭ, 2015. – 766 с.
13. Потапов Ю.А. Современная пресс-служба: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп. / Ю. А. Потапов, О.В. Тепляков. – М.: Юрайт, 2020. - 294 с.
14. Ситникова Д.Д. Пресс-службы и отделы по работе со СМИ в органах государственной власти как инструмент реализации государственной политики // Общество. Наука. Инновации. – 2017. – С. 3473-3477.
15. Скотт К.М. Паблик рилейшнз: теория и практика: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп. / К.М. Скотт, С.Х. Аллен, Б.М. Глен. – М.: Вильямс, 2016. - 613 с.
16. Тараненко А.В. Основная тематика пресс-релизов международного аэропорта Шереметьево в период пандемии Covid-19 // Коммуникация в современном мире. – 2021. – С. 122-123.
17. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для вузов, 5-е изд., испр. и доп. / Ф. И. Шарков. – М.: Дашков и К°, 2020. - 487 с.
18. Бекетов А.В., Игнатьев Д.И. Настольная энциклопедия Public Relations [Электронный ресурс]. М., 2003. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002368690 (дата обращения 18.04.2022).
19. Ольшевский А. С. Антикризисный PR и консалтинг [Электронный ресурс]. М., 2003. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text4/20.htm (дата обращения 18.08.2021).
20. Кочеткова А.В. Современная пресс-служба [Электронный ресурс]. М., 2009. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004154136 (дата обращения 01.05.2025).
21. Кондратьев В.Б. Российское авиастроение: по ком звонит колокол? [Электронный ресурс]. М., 2011. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/srez/val/rossijskoje_aviastrojenije_po_kom_zvonit_kolokol_2011-10-12.htm (дата обращения 18.08.2021).
22. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз [Электронный ресурс]. М., 2000. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000656588 (дата обращения 18.08.2021).
23. Дмитрий Медведев подверг критике развитие авиационного комплекса РФ [Электронный ресурс]. М., 2011. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2011-04-01/126903-dmitriy_medvedev_podverg_kritike_razvitie_aviatsionnogo_kompleksa_rf (дата обращения 18.08.2021).
24. Алешина И.В. Корпоративный имидж. Маркетинг [Электронный ресурс]. М., 2010.
25. Тиллес Р.С. России нужна молодежь с крыльями. О социальной роли авиации и аэрофикации всей страны [Электронный ресурс]. М., 2015. Режим доступа: https://www.aex.ru/docs/2/2015/7/14/2273 (дата обращения 18.08.2021).