УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ БАНКА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 10
1. Теоретико - прикладные исследования управления персоналом коммерческого
банка в условиях цифровой экономики 13
1.1 Цифровое предприятие в концепции «Индустрия 4.0» 13
1.2 Генезис управления персоналом в цифровой экономике 17
1.3 Управление персоналом как основа устойчивого развития банка в цифровой
экономике 30
1.4 Трансформация системы управления персоналом банка в цифровой экономике ..34
2. Сравнительный анализ специфики управления персоналом в российских и
зарубежных банках 40
2.1 За рубе жный опыт упра вле ния пе рсона лом ба нка 40
2.2 Спе цифика упра вле ния пе рсона лом в российских ба нка х 47
2.3 Цифрова я моде ль упра вле ния пе рсона лом ба нка 53
3. Цифрова я моде ль упра вле ния пе рсона лом ПА О «Сбе рба нк России» 70
3.1 А на лиз цифровой моде ли упра вле ния пе рсона лом ПА О «Сбе рба нк России» 70
3.2 Ме роприятия по сове рше нствова нию цифровой моде ли упра вле ния пе рсона лом
ПА О «Сбе рба нк России» 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВА ННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕ РА ТУРЫ 105
Приложе ния А - Цифровая модель HR- процессов 113
ВВЕДЕНИЕ 10
1. Теоретико - прикладные исследования управления персоналом коммерческого
банка в условиях цифровой экономики 13
1.1 Цифровое предприятие в концепции «Индустрия 4.0» 13
1.2 Генезис управления персоналом в цифровой экономике 17
1.3 Управление персоналом как основа устойчивого развития банка в цифровой
экономике 30
1.4 Трансформация системы управления персоналом банка в цифровой экономике ..34
2. Сравнительный анализ специфики управления персоналом в российских и
зарубежных банках 40
2.1 За рубе жный опыт упра вле ния пе рсона лом ба нка 40
2.2 Спе цифика упра вле ния пе рсона лом в российских ба нка х 47
2.3 Цифрова я моде ль упра вле ния пе рсона лом ба нка 53
3. Цифрова я моде ль упра вле ния пе рсона лом ПА О «Сбе рба нк России» 70
3.1 А на лиз цифровой моде ли упра вле ния пе рсона лом ПА О «Сбе рба нк России» 70
3.2 Ме роприятия по сове рше нствова нию цифровой моде ли упра вле ния пе рсона лом
ПА О «Сбе рба нк России» 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВА ННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕ РА ТУРЫ 105
Приложе ния А - Цифровая модель HR- процессов 113
Актуальность исследования. В современный период развития российского общества банковский сектор приобретает все большее значение для экономики, причем государственные и региональные коммерческие банки занимают центральное место. Банки являются важнейшими экономическими институтами, которые выполняют широкий спектр социальных функций, накапливают средства индивидуальных инвесторов и юридических лиц и используют их для социально - экономического развития страны и ее регионов.
Роль банков в условиях рыночных отношений закономерно возрастает, что приводит к увеличению объема их работы, а также к повышению требований к банковским специалистам и другим сотрудникам. Банковские служащие на сегодняшний день составляют большую группу в социальной структуре общества, и благодаря своему материальному и социальному статусу, значительную их часть можно отнести к среднему классу, который рассматривается как основа социальной стабильности и оплот экономических преобразований. Поэтому проблемы повышения эффективности работы банковского персонала, обучения банковских специалистов, улучшения условий труда, разработки комплексной системы стимулирования и мотивации, повышения их квалификации, являются приоритетными задачами развития кредитно-финансовых организаций.
Глобализация и цифровая экономика являются основными тенденциями развития современного мира. «Цифровизация экономики» влияет на все аспекты функционирования компании и общества в целом, включая процесс управления персоналом. Банк не может обойтись без грамотной системы управления персоналом, т.к. создание профессиональной и компетентной команды является одной из основных задач банка, успешное решение которой увеличивает его человеческий капитал, что, в свою очередь является основным фактором конкурентоспособности в сегодняшних реалиях. Эффективность работы и экономический результат банка также зависят от того, насколько хорошо квалифицированный и эффективный персонал работает в банке. Таким образом, проблема управления персоналом в настоящее время не потеряла своей актуальности, и ее решение, на мой взгляд, заключается в правильном выборе и использовании современных методов управления персоналом.
В контексте вышеизложенного очевидно, что научное обоснование и методическое обеспечение работы кадровых служб в области повышения экономической устойчивости банка за счет эффективного использования личностного и трудового потенциала персонала становятся как никогда актуальными. А также особо важно разработать стратегию управления персоналом банка, включающую в себя формулирование соответствующих целей, задач и методов ее реализации.
Степень разработанности темы. Проблеме управления персоналом посвящено немало содержательных работ как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Среди них - работы: Алексахиной Ю. В., Веснина В. Р., Гудина Ю. Г., Кабанова А. Я., Мачерет Д. А., Половинко В. С., Потапова Е. В., Федорова М. Р., Цыпкин Ю. А., Шибалкин Ю. А., и другие. Но решение этой проблемы до сих пор не может быть завершено из-за быстро меняющейся экономической, социальной и политической ситуации в стране.
Цель данного исследования - теоретико - прикладные исследования управления персоналом в банковской сфере в цифровой экономике.
Для достижения этой цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:
• Исследовать особенности трансформации системы управления персоналом в условиях динамичного развития банковского сектора;
• Провести сравнительный анализ специфики управления персоналом в российских и зарубежный банках;
• Разработать мероприятия по совершенствованию цифровой модели управления персоналом ПАО «Сбербанк».
Объектом исследования является система управления персоналом коммерческого банка.
Предмет исследования - цифровая модель управления персоналом коммерческого банка.
Элементы научного вклада выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) состоят в следующем:
1. Выявлены тенденции цифровой трансформации системы управления персоналом современных банков на основе анализа подходов российских и зарубежных исследователей.
2. На основе сравнительного анализа практик внедрения цифрового инструментария в систему управления персоналом зарубежных и российских банков выделены актуальные направления, рекомендованные к внедрению в ПАО «Сбербанк России».
3. Предложены методические рекомендации по совершенствованию цифровой модели управления персоналом ПАО «Сбербанк России» как основы устойчивого развития банка в цифровой экономике.
Методической и теоретической основой исследования явились:
• Системный подход к объекту и предмету исследования;
• Ключевые положения работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению управления персоналом;
• Материалы международных и всероссийских научных симпозиумов и конференций.
Среди отечественных и зарубежных авторов, на трудах которых была основана диссертация, можно выделить следующих ученых: Алавердов А .Р., Ариев Н.В., Гаврилова О.А ., Гущина Ю.И., Галимова Г.А ., Имаева С.Е ., Довлетян Г.П., Ткачева О.А., Зайцева Т.В., Кибанов А.Я., Ш. Ричи, П. Мартин, Шапиро, С. А., Дж. Уитмор, МинцбергГ., Мильнер. Б.З.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования его выводов и рекомендаций банку для внедрения новой модели развития, мотивации и стимулирования своих кадров, которое обеспечит получение дополнительных конкурентных преимуществ на рынке и успешную реализацию принятой корпоративной стратегии банка . Основные результаты исследования могут быть использованы руководителями и сотрудника ми подразделений, разрабатывающих стратегию развития персонала банка , а также руководителями других функциональных подразделений.
Объём и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 пара графов, заключения, списка используемой литературы (114 наименований) и приложения. Работа изложена на 113 страницах, включает в себя 13 таблиц и 13 рисунков.
Роль банков в условиях рыночных отношений закономерно возрастает, что приводит к увеличению объема их работы, а также к повышению требований к банковским специалистам и другим сотрудникам. Банковские служащие на сегодняшний день составляют большую группу в социальной структуре общества, и благодаря своему материальному и социальному статусу, значительную их часть можно отнести к среднему классу, который рассматривается как основа социальной стабильности и оплот экономических преобразований. Поэтому проблемы повышения эффективности работы банковского персонала, обучения банковских специалистов, улучшения условий труда, разработки комплексной системы стимулирования и мотивации, повышения их квалификации, являются приоритетными задачами развития кредитно-финансовых организаций.
Глобализация и цифровая экономика являются основными тенденциями развития современного мира. «Цифровизация экономики» влияет на все аспекты функционирования компании и общества в целом, включая процесс управления персоналом. Банк не может обойтись без грамотной системы управления персоналом, т.к. создание профессиональной и компетентной команды является одной из основных задач банка, успешное решение которой увеличивает его человеческий капитал, что, в свою очередь является основным фактором конкурентоспособности в сегодняшних реалиях. Эффективность работы и экономический результат банка также зависят от того, насколько хорошо квалифицированный и эффективный персонал работает в банке. Таким образом, проблема управления персоналом в настоящее время не потеряла своей актуальности, и ее решение, на мой взгляд, заключается в правильном выборе и использовании современных методов управления персоналом.
В контексте вышеизложенного очевидно, что научное обоснование и методическое обеспечение работы кадровых служб в области повышения экономической устойчивости банка за счет эффективного использования личностного и трудового потенциала персонала становятся как никогда актуальными. А также особо важно разработать стратегию управления персоналом банка, включающую в себя формулирование соответствующих целей, задач и методов ее реализации.
Степень разработанности темы. Проблеме управления персоналом посвящено немало содержательных работ как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Среди них - работы: Алексахиной Ю. В., Веснина В. Р., Гудина Ю. Г., Кабанова А. Я., Мачерет Д. А., Половинко В. С., Потапова Е. В., Федорова М. Р., Цыпкин Ю. А., Шибалкин Ю. А., и другие. Но решение этой проблемы до сих пор не может быть завершено из-за быстро меняющейся экономической, социальной и политической ситуации в стране.
Цель данного исследования - теоретико - прикладные исследования управления персоналом в банковской сфере в цифровой экономике.
Для достижения этой цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:
• Исследовать особенности трансформации системы управления персоналом в условиях динамичного развития банковского сектора;
• Провести сравнительный анализ специфики управления персоналом в российских и зарубежный банках;
• Разработать мероприятия по совершенствованию цифровой модели управления персоналом ПАО «Сбербанк».
Объектом исследования является система управления персоналом коммерческого банка.
Предмет исследования - цифровая модель управления персоналом коммерческого банка.
Элементы научного вклада выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) состоят в следующем:
1. Выявлены тенденции цифровой трансформации системы управления персоналом современных банков на основе анализа подходов российских и зарубежных исследователей.
2. На основе сравнительного анализа практик внедрения цифрового инструментария в систему управления персоналом зарубежных и российских банков выделены актуальные направления, рекомендованные к внедрению в ПАО «Сбербанк России».
3. Предложены методические рекомендации по совершенствованию цифровой модели управления персоналом ПАО «Сбербанк России» как основы устойчивого развития банка в цифровой экономике.
Методической и теоретической основой исследования явились:
• Системный подход к объекту и предмету исследования;
• Ключевые положения работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению управления персоналом;
• Материалы международных и всероссийских научных симпозиумов и конференций.
Среди отечественных и зарубежных авторов, на трудах которых была основана диссертация, можно выделить следующих ученых: Алавердов А .Р., Ариев Н.В., Гаврилова О.А ., Гущина Ю.И., Галимова Г.А ., Имаева С.Е ., Довлетян Г.П., Ткачева О.А., Зайцева Т.В., Кибанов А.Я., Ш. Ричи, П. Мартин, Шапиро, С. А., Дж. Уитмор, МинцбергГ., Мильнер. Б.З.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования его выводов и рекомендаций банку для внедрения новой модели развития, мотивации и стимулирования своих кадров, которое обеспечит получение дополнительных конкурентных преимуществ на рынке и успешную реализацию принятой корпоративной стратегии банка . Основные результаты исследования могут быть использованы руководителями и сотрудника ми подразделений, разрабатывающих стратегию развития персонала банка , а также руководителями других функциональных подразделений.
Объём и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 пара графов, заключения, списка используемой литературы (114 наименований) и приложения. Работа изложена на 113 страницах, включает в себя 13 таблиц и 13 рисунков.
Проанализировав собранный материал, а также проведя практическое исследование можно сформулировать следующие выводы.
1. Определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность банка, его финансовый рост и результативность, является наличие в организации кадровых ресурсов, способных профессионально решать поставленные задачи и достигать максимальных результатов. Для более эффективного управления персоналом банку необходима целостная система управления персоналом, позволяющая управлять им с момента трудоустройства и до конца карьеры. Система управления персоналом российских организаций нуждается в совершенствовании методов работы с персоналом и внедрении эффективного зарубежного опыта и цифровых технологий. Это требует радикальных изменений в видении роли персонала в развитии современного предприятия, в понимании важности его профессионального роста, и становится стратегической задачей для предприятия, а не только для самого работника.
2. Анализ и обобщение имеющихся литературных источников в области теории управления персоналом позволили сформировать исходную методологическую базу исследования. Соответствующий анализ и обобщение теоретических подходов и практического опыта в области управления персоналом позволили сформулировать понятийный аппарат и разработать модель развития управления персоналом в цифровой экономике.
3. Были рассмотрены различные методы, функции и инструменты системы управления персоналом. Так же были выявлены наиболее распространённые инструменты цифровой модели HR для удобного использования банком в своей работе. Цифровое управление персоналом, сочетающее в себе облачные технологии, мобильные приложения, социальные сети и аналитические программы, является новой платформой для улучшения работы сотрудников.
4. Был проведен сравнительный анализ американской, японской, европейской и русской систем управления персоналом. Были выявлены недостатки каждой из систем, проведено сравнение этих систем в рамках управления персонала в российских организациях.
5. Внедрение цифровых технологий в банковской сфере является выгодным вложением средств в развитие банка и повышение производительности труда всех без исключения подразделений. Новые кадровые стратегии, основанные на цифровых технологиях, повышают эффективность управленческих решений: автоматизированный подбор персонала, индивидуализация - создание условий для самореализации и развития каждого сотрудника, кадровая аналитика и управление эффективностью деятельности. Автоматизация подбора персонала значительно облегчает работу, делает взаимодействие с коллегами, руководством и соискателями эффективным, быстрым и мобильным.
Подводя итог, следует сказать, что феномен цифровизации радикально меняет характер труда, социальные нормы и ценности, в рамках которых он осуществляется. Современный банковский сектор требует от сотрудников постоянного обучения и развития широкого спектра профессиональных, межличностных и цифровых компетенций. В иерархии современных ценностно-мотивационных ориентаций персонала наиболее важным является наличие таких ориентаций, как возможность профессионального развития, самосовершенствования, личностного роста, продуктивной жизнедеятельности, свободы, творчества, инициативы, толерантности к ситуации неопределенности.
Использование результатов проведенного исследования позволит банку обеспечить формирование и практическую реализацию стратегически ориентированного подхода к развитию собственного персонала в рамках разработанной цифровой модели управления персоналом, успешная реализация которой, в свою очередь, дает возможность получить дополнительные конкурентные преимущества.
Проект мероприятий, предложенный в диссертационном проекте, основан на взаимосвязи мотивационных и организационных направлений предлагаемых изменений и инноваций. Мотивационная сторона будет иметь результат, если только ее аспекты будут применены целостно: стимулы (материальная мотивация), внешняя мотивация (престиж профессии, вознаграждение за хорошо выполненную работу) и т. д.
1. Определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность банка, его финансовый рост и результативность, является наличие в организации кадровых ресурсов, способных профессионально решать поставленные задачи и достигать максимальных результатов. Для более эффективного управления персоналом банку необходима целостная система управления персоналом, позволяющая управлять им с момента трудоустройства и до конца карьеры. Система управления персоналом российских организаций нуждается в совершенствовании методов работы с персоналом и внедрении эффективного зарубежного опыта и цифровых технологий. Это требует радикальных изменений в видении роли персонала в развитии современного предприятия, в понимании важности его профессионального роста, и становится стратегической задачей для предприятия, а не только для самого работника.
2. Анализ и обобщение имеющихся литературных источников в области теории управления персоналом позволили сформировать исходную методологическую базу исследования. Соответствующий анализ и обобщение теоретических подходов и практического опыта в области управления персоналом позволили сформулировать понятийный аппарат и разработать модель развития управления персоналом в цифровой экономике.
3. Были рассмотрены различные методы, функции и инструменты системы управления персоналом. Так же были выявлены наиболее распространённые инструменты цифровой модели HR для удобного использования банком в своей работе. Цифровое управление персоналом, сочетающее в себе облачные технологии, мобильные приложения, социальные сети и аналитические программы, является новой платформой для улучшения работы сотрудников.
4. Был проведен сравнительный анализ американской, японской, европейской и русской систем управления персоналом. Были выявлены недостатки каждой из систем, проведено сравнение этих систем в рамках управления персонала в российских организациях.
5. Внедрение цифровых технологий в банковской сфере является выгодным вложением средств в развитие банка и повышение производительности труда всех без исключения подразделений. Новые кадровые стратегии, основанные на цифровых технологиях, повышают эффективность управленческих решений: автоматизированный подбор персонала, индивидуализация - создание условий для самореализации и развития каждого сотрудника, кадровая аналитика и управление эффективностью деятельности. Автоматизация подбора персонала значительно облегчает работу, делает взаимодействие с коллегами, руководством и соискателями эффективным, быстрым и мобильным.
Подводя итог, следует сказать, что феномен цифровизации радикально меняет характер труда, социальные нормы и ценности, в рамках которых он осуществляется. Современный банковский сектор требует от сотрудников постоянного обучения и развития широкого спектра профессиональных, межличностных и цифровых компетенций. В иерархии современных ценностно-мотивационных ориентаций персонала наиболее важным является наличие таких ориентаций, как возможность профессионального развития, самосовершенствования, личностного роста, продуктивной жизнедеятельности, свободы, творчества, инициативы, толерантности к ситуации неопределенности.
Использование результатов проведенного исследования позволит банку обеспечить формирование и практическую реализацию стратегически ориентированного подхода к развитию собственного персонала в рамках разработанной цифровой модели управления персоналом, успешная реализация которой, в свою очередь, дает возможность получить дополнительные конкурентные преимущества.
Проект мероприятий, предложенный в диссертационном проекте, основан на взаимосвязи мотивационных и организационных направлений предлагаемых изменений и инноваций. Мотивационная сторона будет иметь результат, если только ее аспекты будут применены целостно: стимулы (материальная мотивация), внешняя мотивация (престиж профессии, вознаграждение за хорошо выполненную работу) и т. д.
Подобные работы
- Совершенствование системы мотивации по освоению компетенций цифровой экономики в организации (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование управления персоналом предприятия на основе инструментов стимулирования сотрудников
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование управления персоналом предприятия на основе инструментов стимулирования сотрудников
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - Разработка проекта по оптимизации работы службы управления персоналом предприятия (Московский институт экономики, менеджмента и права им. С. Ю.Витте)
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Политика управления персоналом в коммерческом банке на примере Красноярского отделе-
ния ПАР «Сбербанк»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫМИ КОМАНДАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Формирование и управление человеческим капиталом промышленного предприятия в цифровой экономике
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Разработка проекта по оптимизации работы службы управления персоналом (ООО «Борихинский Пивзавод» (Алтайский край, Алейский район, поселок Бориха))
Отчеты по практике, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Анализ системы управления персоналом на предприятии и повышение ее эффективности (Финансово-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023





