Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Сущность франчайзинга как особой формы ведения бизнеса 10
1.1 Франчайзинговые отношения: причины, условия и этапы
формирования франчайзинга 10
1.2 Основные классификации франчайзинга 25
1.З. Особенности договорного регулирования франчайзинга 31
2 Основные особенности, франчайзинга в зарубежных странах:
экономический и правовой аспекты 41
2.1 Специфика применения франчайзинга за рубежом 41
2.2 США как лидеры франчайзинга и основные экспортеры франшизных
систем в Мире 47
2.3 Франчайзинг в европейских государствах: система и перспективы
развития 56
2.4 Франчайзинг, как новый способ организации бизнеса в странах СНГ65
3 Франчайзинг в практике российской экономики 75
3.1 Современное развитие и состояние франчайзинга в России 75
3.2 Основные проблемы франчайзинга в России и способы их_решения . 88
3.3 Перспективы эффективного использования франчайзинга в экономике
регионов России на примере Томской области 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Приложение А 109
Приложение Б 110
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Сущность франчайзинга как особой формы ведения бизнеса 10
1.1 Франчайзинговые отношения: причины, условия и этапы
формирования франчайзинга 10
1.2 Основные классификации франчайзинга 25
1.З. Особенности договорного регулирования франчайзинга 31
2 Основные особенности, франчайзинга в зарубежных странах:
экономический и правовой аспекты 41
2.1 Специфика применения франчайзинга за рубежом 41
2.2 США как лидеры франчайзинга и основные экспортеры франшизных
систем в Мире 47
2.3 Франчайзинг в европейских государствах: система и перспективы
развития 56
2.4 Франчайзинг, как новый способ организации бизнеса в странах СНГ65
3 Франчайзинг в практике российской экономики 75
3.1 Современное развитие и состояние франчайзинга в России 75
3.2 Основные проблемы франчайзинга в России и способы их_решения . 88
3.3 Перспективы эффективного использования франчайзинга в экономике
регионов России на примере Томской области 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Приложение А 109
Приложение Б 110
В рамках современного международного бизнеса характерно наличие ряда факторов, сдерживающих его развитие. В частности, существует необходимость расширения реализации произведенной продукции, привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм, повышения эффективности и увеличения срока работы предприятий малого бизнеса. Кроме того, возникают сложности при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса.
Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Он позволяет повысить рентабельность малого предпринимательства, благодаря объединению ряда достоинств малого и крупного бизнеса.
Франчайзинг - это способ распространения продукции и услуг. Иными словами - это способ мультипликации успешно работающих предприятий. Одна из причин успеха франчайзинга заключается в особом эффекте сотрудничества франчайзера и франчайзи, объединенных под одним торговым знаком. Совместно, они могут осуществлять деятельность, которая непосильна индивидуальным предпринимателям.
Привлекательность объясняется широким развитием франчайзинга в мировой экономике, комплексным характером отношений, достаточно высоким уровнем их прозрачности, а также преимуществами взаимовыгодных системных связей. В свою очередь, это позволяет сформировать однородную и единообразную сеть с эффективным распределением капиталовложений, создать широкую систему сбыта товаров и услуг, усилить конкурентоспособность партнеров в сети по отношению к другим участникам этого рынка, а так же обеспечить возможность быстрого и минимального риска выхода на рынок новых участников системы. Одним из важных свойств франчайзинга является эффективный и быстрый процесс приобретения практических навыков ведения бизнеса. Отсюда следует, что франчайзинг дает большие шансы на успех, и тем самым становится все более популярным способом организации бизнеса во всем мире.
В этой связи изучение франчайзинга, его специфических черт, а также перспектив развития за рубежом и в России является весьма актуальным сегодня.
Если говорить о современной ситуации франчайзинга в России, то следует признать наличие ряда экономических, организационно-правовых и социально-психологических факторов, которые сдерживают развитие франчайзинга в России. В первую очередь стоит сказать о несовершенстве нормативно правовой системы, в законодательстве которой есть только статья ГК РФ № 54 «Коммерческая концессия», но нет точного понятия франчайзинга и полного регулирования данной системы. Так же существует ряд экономических проблем, при которых нет должной государственной поддержки программ развития франачайзинга в стране, а в частности по регионам. Проблема заинтересованности и информирования потенциальных франчайзи, так же актуальна в наше время.
В этой связи на передний план выдвигается задача поиска оптимального решения обозначенных проблем, осознание достоинств и недостатков франчайзинга, что позволит определить направления продвижения франчайзинга в России.
Таким образом, сохраняющаяся высокая актуальность и довольно невысокая изученность комплекса проблем развития современного франчазинга в стране, послужили предпосылкой выбора настоящей темы диссертационного исследования и постановки следующей цели и задачам.
Целью исследования является анализ теоретических и практических подходов франчайзинговой формы организации бизнеса, для разработки рекомендаций, которые могу послужить методологический базой при создании региональных программ поддержки малого предпринимательства и франчайзинга.
Для достижения выше поставленной цели автором решаются следующие задачи:
- Рассмотрение теоретической основы франчайзинга.
- Определение ключевых преимуществ и недостатков, присущих системе франчайзинга.
- Рассмотрение и анализ опыта функционирования франчайзинга в зарубежных странах.
- Анализ современного состояния франчайзинга России
- Выявление проблемы и обозначение перспективы развития
франчайзинга в России.
- Разработка рекомендации по осуществлению эффективного
развития франчайзинга в регионах
Объектом диссертационного исследования являются экономические отношения, сложившиеся между субъектами франчайзинга в процессе организации совместной предпринимательской деятельности.
Предмет диссертационного исследования - зарубежная и отечественная практика применения франчайзинга, особенности франчайзинговой системы как эффективного инструмента развития бизнеса.
Теоритической и методологической базой диссертационной работы являются научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам становления и развития франчайзинговой системы организации бизнеса, а так же научно-публицистические издания и статьи, непосредственно связанные с темой исследования.
Вопросам, касающимся системе становления и развития франчайзинга посвящены работы таких ученых и практиков, как В.В. Довгань, В. Колесиков, С.А. Сосна, Е.Н. Васильева, Ж. Дельтей, И.В. Рыкова; зарубежные ученые: Н.К. Сирополис, Дж. Стэнфорд, Б. Смит, М. Мендельсон и др.
При написании диссертации применялись методы системного, логического, сравнительного и экономико-статистического анализа, а также справочные, табличные и графические формы представления информации и результатов научных исследований.
Информационная база исследования. В процессе работы автор обращался к статистическим обзорам и исследованиям независимых аналитических агенств (FRANDATA, IHS Market), а так же официальных организаций представляющих франчайзинг в странах (IFA, EFF, BFA, FFA,RAF).
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости осуществления мероприятий по развитию государственных программ поддержки франчайзинга в регионах и России в целом.
Основные научные результаты исследования, отражающие его научную новизну и личный вклад автора в разработку основных теоретических и научно-практических положений диссертации, заключаются в следующем:
- Доказана необходимость участия системы франчайзинга при осуществлении программ поддержки малого предпринимательства.
- Проанализирована и преобразована программа поддержки франчайзинга в регионах.
- Произведена оценка возможного получения дополнительных доходов бюджета региона с помощь реализации программы поддержки .
- Обоснована эффективность внедрения программ поддержки в регионах.
Положения и выводы могут помочь представителям бизнес-структур оценить перспективность и экономический эффект от применения франчайзинговой схемы развития бизнеса, а также получить представление о преимуществах и принципах функционирования франчайзинговой системы.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст работы изложен на 110 страницах. Библиографический список включает 90 источник, из которых 35 - на иностранных языках. В диссертации приведено 2 таблицы и 18 рисунков (схемы, графики, диаграммы).
Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Он позволяет повысить рентабельность малого предпринимательства, благодаря объединению ряда достоинств малого и крупного бизнеса.
Франчайзинг - это способ распространения продукции и услуг. Иными словами - это способ мультипликации успешно работающих предприятий. Одна из причин успеха франчайзинга заключается в особом эффекте сотрудничества франчайзера и франчайзи, объединенных под одним торговым знаком. Совместно, они могут осуществлять деятельность, которая непосильна индивидуальным предпринимателям.
Привлекательность объясняется широким развитием франчайзинга в мировой экономике, комплексным характером отношений, достаточно высоким уровнем их прозрачности, а также преимуществами взаимовыгодных системных связей. В свою очередь, это позволяет сформировать однородную и единообразную сеть с эффективным распределением капиталовложений, создать широкую систему сбыта товаров и услуг, усилить конкурентоспособность партнеров в сети по отношению к другим участникам этого рынка, а так же обеспечить возможность быстрого и минимального риска выхода на рынок новых участников системы. Одним из важных свойств франчайзинга является эффективный и быстрый процесс приобретения практических навыков ведения бизнеса. Отсюда следует, что франчайзинг дает большие шансы на успех, и тем самым становится все более популярным способом организации бизнеса во всем мире.
В этой связи изучение франчайзинга, его специфических черт, а также перспектив развития за рубежом и в России является весьма актуальным сегодня.
Если говорить о современной ситуации франчайзинга в России, то следует признать наличие ряда экономических, организационно-правовых и социально-психологических факторов, которые сдерживают развитие франчайзинга в России. В первую очередь стоит сказать о несовершенстве нормативно правовой системы, в законодательстве которой есть только статья ГК РФ № 54 «Коммерческая концессия», но нет точного понятия франчайзинга и полного регулирования данной системы. Так же существует ряд экономических проблем, при которых нет должной государственной поддержки программ развития франачайзинга в стране, а в частности по регионам. Проблема заинтересованности и информирования потенциальных франчайзи, так же актуальна в наше время.
В этой связи на передний план выдвигается задача поиска оптимального решения обозначенных проблем, осознание достоинств и недостатков франчайзинга, что позволит определить направления продвижения франчайзинга в России.
Таким образом, сохраняющаяся высокая актуальность и довольно невысокая изученность комплекса проблем развития современного франчазинга в стране, послужили предпосылкой выбора настоящей темы диссертационного исследования и постановки следующей цели и задачам.
Целью исследования является анализ теоретических и практических подходов франчайзинговой формы организации бизнеса, для разработки рекомендаций, которые могу послужить методологический базой при создании региональных программ поддержки малого предпринимательства и франчайзинга.
Для достижения выше поставленной цели автором решаются следующие задачи:
- Рассмотрение теоретической основы франчайзинга.
- Определение ключевых преимуществ и недостатков, присущих системе франчайзинга.
- Рассмотрение и анализ опыта функционирования франчайзинга в зарубежных странах.
- Анализ современного состояния франчайзинга России
- Выявление проблемы и обозначение перспективы развития
франчайзинга в России.
- Разработка рекомендации по осуществлению эффективного
развития франчайзинга в регионах
Объектом диссертационного исследования являются экономические отношения, сложившиеся между субъектами франчайзинга в процессе организации совместной предпринимательской деятельности.
Предмет диссертационного исследования - зарубежная и отечественная практика применения франчайзинга, особенности франчайзинговой системы как эффективного инструмента развития бизнеса.
Теоритической и методологической базой диссертационной работы являются научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам становления и развития франчайзинговой системы организации бизнеса, а так же научно-публицистические издания и статьи, непосредственно связанные с темой исследования.
Вопросам, касающимся системе становления и развития франчайзинга посвящены работы таких ученых и практиков, как В.В. Довгань, В. Колесиков, С.А. Сосна, Е.Н. Васильева, Ж. Дельтей, И.В. Рыкова; зарубежные ученые: Н.К. Сирополис, Дж. Стэнфорд, Б. Смит, М. Мендельсон и др.
При написании диссертации применялись методы системного, логического, сравнительного и экономико-статистического анализа, а также справочные, табличные и графические формы представления информации и результатов научных исследований.
Информационная база исследования. В процессе работы автор обращался к статистическим обзорам и исследованиям независимых аналитических агенств (FRANDATA, IHS Market), а так же официальных организаций представляющих франчайзинг в странах (IFA, EFF, BFA, FFA,RAF).
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости осуществления мероприятий по развитию государственных программ поддержки франчайзинга в регионах и России в целом.
Основные научные результаты исследования, отражающие его научную новизну и личный вклад автора в разработку основных теоретических и научно-практических положений диссертации, заключаются в следующем:
- Доказана необходимость участия системы франчайзинга при осуществлении программ поддержки малого предпринимательства.
- Проанализирована и преобразована программа поддержки франчайзинга в регионах.
- Произведена оценка возможного получения дополнительных доходов бюджета региона с помощь реализации программы поддержки .
- Обоснована эффективность внедрения программ поддержки в регионах.
Положения и выводы могут помочь представителям бизнес-структур оценить перспективность и экономический эффект от применения франчайзинговой схемы развития бизнеса, а также получить представление о преимуществах и принципах функционирования франчайзинговой системы.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст работы изложен на 110 страницах. Библиографический список включает 90 источник, из которых 35 - на иностранных языках. В диссертации приведено 2 таблицы и 18 рисунков (схемы, графики, диаграммы).
Мировая практика показывает, что франчайзинг как способ организации и развития бизнеса активно используется во многих странах мира.
Данное явление связано с тем, что франчайзинг существенно сокращает риски создания своего бизнеса. В свою очередь франчайзер не вкладывает в развитие сети собственные средства, при этом, имея возможность получать от её работы доход. Франчайзи же использует опыт и поддержку своего партнера, купив разработанную и проверенную схему бизнеса.
В современной ситуации развития франчайзинга в России, следует признать наличие ряда экономических, организационно-правовых и социально¬психологических факторов, которые сдерживают развитие франчайзинга в России. Одним из основополагающих направлений реализации данных проблем становится комплексный анализ состояния развития франчайзинга в России, что подтверждается полученными в ходе исследования результатами.
Таким образом, при выполнении магистерской диссертации, в соответствии с поставленной целью, были достигнуты все теоретические и практические результаты исследования, доказывающие научную новизну и личный вклад автора.
В ходе проведенного исследования автором работы были сделаны следующие выводы.
1. Тенденция российского бизнеса все чаще связывает себя с созданием и расширением франчайзинговой сети. Как показывает опыт зарубежных компаний, использование франчайзинга для расширения предпринимательской деятельности оказывает положительное влияние на общее состояние экономических отношений в государстве. В свою очередь это способствует повышению культуры предпринимательских отношений, усилению правовой защищенности малого предпринимательства и созданию новых рабочих мест. А так же активизирует разработку новых методов и
технологий в малом бизнесе, повышает эффективность положительного государственного влияния на развитие различных видов деятельности, а так же на малое предпринимательство в целом. Предоставляет возможность выстроить комплексную систему практического обучения для малого
предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, а так же привлекает значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.
Так в период с 2011 по 2017 год количество франчайзеров в России увеличилось с 700 до 2150, что говорит об ощутимом росте и востребованности этого направления. Только по сравнению с 2015 годом количество франшиз в 2017 году увеличилось на 21%. По оценкам Министерства экономического развития, динамика доходов в 2017 году станет положительной впервые за несколько лет - ожидается рост предполагаемых доходов населения до 1,5% (для сравнения в 2015 данный показатель был -4% , в 2016 -0,7%),
соответственно, вполне ожидаем рост предпринимательской активности, особенно по сравнению с 2016 годом.
2. Подведя итог анализу проблем франчайзинга, стоит сказать о том, что для развития франчайзинга в России имеется достаточно широкая возможность, но для её реализации необходимо создать определенные условия.Во-первых, необходимо создать нормативно-правовую систему актов, для полноты регулирования франчайзинга. Во-вторых, включить в правительственную программу поддержки малого предпринимательства программу развития франчайзинга. Также необходимо создание и внедрение сети учебно- консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.
3. В региональном разрезе начинают внедрять государственные программы поддержки малого предпринимательства. Однако эта практика действует сравнительно не большой период и насчитывает порядка 8 лет. На данный момент, программы поддержки малого предпринимательства носят, безусловно, положительный характер, а так же отчетливо прослеживается тенденция их роста и усовершенствования.
Не смотря на положительные моменты осуществления поддержки МСП в Томской области, существуют стороны, не рассматриваемые при реализации данных программ. Так, например, государственная политика в отношении программ по развитию МСП рассматривает финансовую помощь только в части возмещения затрат уже открытого бизнеса, средства на который уже были затрачены предпринимателем, а так же дает предпочтение в получении помощи бизнесу открытого «с нуля», нежели в сфере франчайзинга.
В проведенном анализе программ поддержки МСП были найдены стороны и разработаны дополнения, при реализации которых развитие МСП, в том числе франчайзинга, а так же увеличение налоговых доходов бюджета области будет продвигаться наиболее эффективно.
Исходя, из расчетов можно сказать, что потенциальные доходы бюджета области составят 346 500 000 млн. руб., и в общей картине будут равны 2% от общего поступления налоговых доходов на прибыль организаций МСП в бюджет Томской области
Таким образом, при реализации программы государственной поддержки франчайзинга в Томской области, уже в 2018 году бюджет Томской области сможет получить дополнительный объем доходов, а так же продолжит развитие франчайзинга в регионе, что в свою очередь не может не являться положительным результатом. Учитывая тот факт, что Томская область, как и большинство регионов России, являются дотационными, данная программа будет являться небольшим, но эффективным шагом к изменению ситуации. Так же введение и развитие данной программы в масштабе страны приведет к неукоснительному росту ВВП и ВНП.
Данное явление связано с тем, что франчайзинг существенно сокращает риски создания своего бизнеса. В свою очередь франчайзер не вкладывает в развитие сети собственные средства, при этом, имея возможность получать от её работы доход. Франчайзи же использует опыт и поддержку своего партнера, купив разработанную и проверенную схему бизнеса.
В современной ситуации развития франчайзинга в России, следует признать наличие ряда экономических, организационно-правовых и социально¬психологических факторов, которые сдерживают развитие франчайзинга в России. Одним из основополагающих направлений реализации данных проблем становится комплексный анализ состояния развития франчайзинга в России, что подтверждается полученными в ходе исследования результатами.
Таким образом, при выполнении магистерской диссертации, в соответствии с поставленной целью, были достигнуты все теоретические и практические результаты исследования, доказывающие научную новизну и личный вклад автора.
В ходе проведенного исследования автором работы были сделаны следующие выводы.
1. Тенденция российского бизнеса все чаще связывает себя с созданием и расширением франчайзинговой сети. Как показывает опыт зарубежных компаний, использование франчайзинга для расширения предпринимательской деятельности оказывает положительное влияние на общее состояние экономических отношений в государстве. В свою очередь это способствует повышению культуры предпринимательских отношений, усилению правовой защищенности малого предпринимательства и созданию новых рабочих мест. А так же активизирует разработку новых методов и
технологий в малом бизнесе, повышает эффективность положительного государственного влияния на развитие различных видов деятельности, а так же на малое предпринимательство в целом. Предоставляет возможность выстроить комплексную систему практического обучения для малого
предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, а так же привлекает значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.
Так в период с 2011 по 2017 год количество франчайзеров в России увеличилось с 700 до 2150, что говорит об ощутимом росте и востребованности этого направления. Только по сравнению с 2015 годом количество франшиз в 2017 году увеличилось на 21%. По оценкам Министерства экономического развития, динамика доходов в 2017 году станет положительной впервые за несколько лет - ожидается рост предполагаемых доходов населения до 1,5% (для сравнения в 2015 данный показатель был -4% , в 2016 -0,7%),
соответственно, вполне ожидаем рост предпринимательской активности, особенно по сравнению с 2016 годом.
2. Подведя итог анализу проблем франчайзинга, стоит сказать о том, что для развития франчайзинга в России имеется достаточно широкая возможность, но для её реализации необходимо создать определенные условия.Во-первых, необходимо создать нормативно-правовую систему актов, для полноты регулирования франчайзинга. Во-вторых, включить в правительственную программу поддержки малого предпринимательства программу развития франчайзинга. Также необходимо создание и внедрение сети учебно- консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.
3. В региональном разрезе начинают внедрять государственные программы поддержки малого предпринимательства. Однако эта практика действует сравнительно не большой период и насчитывает порядка 8 лет. На данный момент, программы поддержки малого предпринимательства носят, безусловно, положительный характер, а так же отчетливо прослеживается тенденция их роста и усовершенствования.
Не смотря на положительные моменты осуществления поддержки МСП в Томской области, существуют стороны, не рассматриваемые при реализации данных программ. Так, например, государственная политика в отношении программ по развитию МСП рассматривает финансовую помощь только в части возмещения затрат уже открытого бизнеса, средства на который уже были затрачены предпринимателем, а так же дает предпочтение в получении помощи бизнесу открытого «с нуля», нежели в сфере франчайзинга.
В проведенном анализе программ поддержки МСП были найдены стороны и разработаны дополнения, при реализации которых развитие МСП, в том числе франчайзинга, а так же увеличение налоговых доходов бюджета области будет продвигаться наиболее эффективно.
Исходя, из расчетов можно сказать, что потенциальные доходы бюджета области составят 346 500 000 млн. руб., и в общей картине будут равны 2% от общего поступления налоговых доходов на прибыль организаций МСП в бюджет Томской области
Таким образом, при реализации программы государственной поддержки франчайзинга в Томской области, уже в 2018 году бюджет Томской области сможет получить дополнительный объем доходов, а так же продолжит развитие франчайзинга в регионе, что в свою очередь не может не являться положительным результатом. Учитывая тот факт, что Томская область, как и большинство регионов России, являются дотационными, данная программа будет являться небольшим, но эффективным шагом к изменению ситуации. Так же введение и развитие данной программы в масштабе страны приведет к неукоснительному росту ВВП и ВНП.
Подобные работы
- ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Франчайзинг как современная форма развития бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Роль банковского сектора в развитии предпринимательской деятельности (на примере Приволжского федерального округа)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации (12.00.03)
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Конституционное право на свободное занятие предпринимательской деятельностью по российскому праву и праву зарубежных стран
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - Франчайзинг как форма развития предпринимательства в России
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020





