АННОТАЦИЯ 3
Введение 7
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1 Трудности в усвоении русской грамматики китайскими учащимися 12
1.2 Платформенные решения в обучении РКИ 17
1.3 Имплицитный подход в обучении иностранному языку 24
Глава 2. Реализация имплицитных способов в преподавании РКИ на платформе SpeakRus
2.1 Характеристика онлайн-платформы SpeakRus 33
2.2 Основные принципы реализации имплицитных способов обучения РКИ
на языковой платформе 35
2.3 Принципы организации урока-модуля на языковой платформе для реализации имплицитных способов освоения грамматического материала .. 37
2.4 Реализация имплицитных способов обучения грамматике РКИ на
платформе SpeakRus. Модуль «Город» 39
2.4.1 Раздел 1. Изучение новой лексики по теме урока 40
2.4.2 Раздел 2. Составление словосочетаний 48
2.4.3 Раздел 3. Составление предложений 52
Заключение 68
Список литературы 70
В контексте глобализации образования и усиления международного культурного обмена, русский язык как иностранный (РКИ) приобретает всё большую значимость в системе российского высшего образования. На протяжении последнего десятилетия наблюдается рост численности иностранных студентов в российских вузах. Особенно заметен интерес к изучению РКИ среди носителей китайского языка: китайские студенты составляют крупнейшую группу иностранных обучающихся в России, что обусловлено не только географической близостью, но и стратегической важностью русского языка в сферах торговли, энергетики и технологического сотрудничества. Этот тренд отражает глобальный запрос на лингвокультурную подготовку, где РКИ выступает не только инструментом академической коммуникации, но и ключом к пониманию российской научной традиции и социально-экономических реалий.
Однако, изучение русского языка китайскими учащимися сопряжено с уникальными трудностями, обусловленными структурными различиями между русским и китайским языками (см. работы И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, И.А. Пугачёва, Л.В. Щербы, В.Г. Гака, И.Д. Салистры, В.Н. Вагнер, Т.М. Балыхиной и др.). Традиционные методы преподавания грамматики, основанные на механическом запоминании правил, не обеспечивают их достаточного практического применения в устной и письменной речи. Это требует поиска новых подходов и методов, которые бы учитывали специфику восприятия и усвоения грамматического материала китайскими учащимися.
В последние годы наблюдается активное развитие цифровых технологий и их применение в обучении языкам. Цифровые образовательные платформы предлагают новые возможности для реализации различных методов обучения, включая имплицитные, которые могут быть особенно эффективными для усвоения грамматики.
В научной литературе концепция имплицитного обучения получила многоаспектное освещение в исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Наиболее релевантные терминологические вариации данного феномена систематизируются следующим образом. «Имплицитное обучение» изучалось в трудах американского психолога Артура С. Ребера, дополнено работами Н.В. Борисовой, а также исследовательским вкладом Hajar Shamiri и Mohammad Taghi Farvardin. Концепция «имплицитное научение» детализирована в исследованиях Н.В. Морошкиной, В.А. Гершковича, И.И. Иванчея и Е.А. Пономаревой. «Имплицитный подход» является наиболее разработанной категорией, представленной в трудах авторов: Э.Г Азимова, А.Н. Щукина, Г.Г. Митрофановой, К.К. Согомоняна, О.Э. Белкиной, А.А. Абдурахманова, Л.Р. Сакаевой и А.Р Барановой. Имплицитная методика исследовалась в работах Е.А. Пономаревой. Имплицитное изучение исследовано З.А. Румянцевой. Имплицитный метод систематизирован в трудах Е.А. Пономаревой, Н.Ф. Искандерова и Ю.В. Михайловой.
Современные цифровые платформы, такие как SpeakRus, предлагают решения через интерактивность, мультимедийность и персонализацию обучения. Однако их потенциал для внедрения имплицитных способов (бессознательного усвоения грамматики через контекст и практику) остаётся недостаточно изученным.
Под термином «имплицитные способы» в данной работе понимается наличие специфических действий со стороны преподавателя, способствующих бессознательному изучению определенного аспекта языка или языка в целом.
Актуальность работы заключается в разработке методики, объединяющей преимущества платформенных технологий и имплицитных способов обучения РКИ китайских студентов.
Объект: процесс преподавания русской грамматики китайским студентам на языковой образовательной платформе.
Предмет: имплицитный способ формирования грамматических умений на материале платформы SpeakRus.
Цель исследования: разработать и обосновать имплицитные способы преподавания грамматики русского языка китайским учащимся на платформе SpeakRus.
Исходя из цели, мы обозначили следующие задачи:
1. Выявить специфические трудности изучения грамматики русского языка китайскими студентами, обусловленные типологическими различиями языковых систем и когнитивными особенностями восприятия.
2. Проанализировать дидактический потенциал цифровых платформ (на примере SpeakRus) для реализации современных подходов в обучении РКИ.
3. Систематизировать теоретические положения имплицитного подхода к формированию грамматических навыков с учётом современных достижений психолингвистики и цифровой дидактики.
4. Разработать модель имплицитного обучения русской грамматике для китайских учащихся.
5. Разработать практические рекомендации по оптимизации структуры учебных модулей платформы с учётом выявленных закономерностей имплицитного усвоения грамматики.
Методы исследования.
Теоретические:
Анализ научной литературы по проблемам преподавания РКИ, цифровым технологиям и имплицитным методам.
Синтез данных о дидактических свойствах платформ (визуализация, гипертекстовость, интерактивность).
Эмпирические:
Педагогический эксперимент с использованием заданий на платформе SpeakRus.
Анализ типичных ошибок китайских студентов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Новизна: Впервые предложена модель имплицитного обучения грамматике, адаптированная к когнитивным особенностям китайских студентов и возможностям платформы SpeakRus.
Практическая ценность: Методика может быть внедрена в программы РКИ для повышения эффективности формирования коммуникативных навыков.
Применение имплицитных способов изучения русского языка китайскими учащимися позволяет преодолеть основные трудности, обусловленные структурными различиями между русским и китайским языками.
Анализ научной литературы показал, что концепция имплицитного обучения широко освещена в исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Были систематизированы наиболее релевантные терминологические вариации данного феномена, а также изучены работы, посвящённые имплицитному обучению, научению и подходу
В рамках исследования была разработана методика, объединяющая преимущества платформенных технологий и имплицитных способов обучения русскому языку как иностранному китайских студентов.
Имплицитный подход является эффективным не только для грамматики русского языка, но также для изучения грамматики любых других иностранных языков. В заключение, следует отметить, что языковая платформа предлагает возможности для имплицитного обучения грамматике через уникальные типы упражнений, такие как «карточки» и «тредмил». Эти упражнения интегрируют визуальные и аудиоматериалы, что существенно отличается от традиционных методов преподавания грамматики.
Процесс поэтапного декодирования лексических элементов китайского языка на русский, осуществляемый в рамках языкового образца, помогает учащимся более эффективно запоминать русские лексические единицы.
Правила образования форм предложного падежа существительных различных родов усваиваются через практическое использование предложений с существительными разных родов, а не через прямое объяснение грамматических правил. Такой подход позволяет учащимся глубже понять грамматические конструкции и формирует навык их свободного использования в устной речи.
1. Абдурахманов А.А. Методика объяснения и отработки грамматических особенностей английского языка // Бюллетень науки и практики. 2022. Т 8.
№6. С. 694-698.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Издательство Икар, 2009. 448 с.
3. Балыхина Т.М. От методики к этнометодике: поликультурные аспекты обучения русскому языку // Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур: сборник статей международной научно-практической конференции, посвящённой 50- летию РУДН. - М.: РУДН, 2009. - С. 10-12.
4. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: Монография. -М.:РУДН, 2010.-344 с.
5. Белкина О.Э. Осознанное развитие грамматической компетенции второго иностранного (испанского) языка через эксплицитный и имплицитный подходы преподавания // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2021. № 1 (73). С. 4350.
6. Борисова Н.В. Эффективность эксплицитного и имплицитного подходов в обучении студентов неязыковых факультетов грамматике английского языка. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 22(2). С. 44-60.
7. Ван Ч., Чжао С. Функциональная грамматика и преподавание русской грамматики в Китае // Филология: научные исследования. 2020. № 2. С. 119-129.
8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. - М.: Русский язык, 1980. - 320 с.
9. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение и преподавание русского языка как иностранного. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
10. Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал // Мир русского слова. 2021. № 2. С. 80-87.
11. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове - М.: Высшая школа, 1972. - 616 с.
12. Воронина Т.П., Шепелев М.Г. Использование платформы «Yicool» в изучении РКИ: опыт и перспективы. Перспективы развития информационных технологий. 2014. №21. C. 91-96.
13. Деркач А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования: Учебн. пособие. -М.: Изд-во РАГС, 2006. -249 с.
14. Загуменникова Н.В. Особенности преподавания русского языка как иностранного в цифровой среде // Вопросы преподавания русского языка и специальных дисциплин иностранным гражданам на предвузовском этапе обучения в современных условиях: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием / под общ. ред. В.В. Шмельковой. Пенза, 2021. С. 45-49.
15. Загуменникова Н.В. Цифровые технологии как способ оптимизации обучения русскому языку как иностранному // Преподаватель XXI век. 2023. № 1. Часть 1. С. 165-178.
..48