Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
Положения, выносимые на защиту: 7
1 Роль учебного предмета «География» (5 класс) в школьном 10
1.1. Место и роль предмета «География» (5 класс) в школьном курсе 10
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 11
Концепция географического образования 12
1.2 Планируемые результаты освоения учебного курса «География» 14
2 Теоретические основы понятия «Междпредметность» в основномобщем образовании 19
2.1 «Межпредметность» и «междисциплинарность» - обоснование понятий 19
Опыт междисциплинарного и межпредметного образования за рубежом 19
2.2 Межпредметность в школьном курсе «География» (5 класс) 24
3 Межпредметные связи в урочной деятельности в рамках школьного предмета «География» .... 27
3.1 Типы уроков по ФГОС 27
3.2. География и история 29
Сценарий урока «Путешествие к древним цивилизациям» 33
3.3 География и биология 47
3.4 География и математика 49
4 Межпредметные связи во внеурочной деятельности в рамках школьного 62
предмета «География» 62
4.1 Понятие «внеурочная деятельность» по ФГОС 62
4.2 Внеурочная деятельность в школьном курсе «География» (5 класс) 63
4.3 Проектная деятельность в курсе «География» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А Четвёртое задание к уроку «Путешествие к древним цивилизациям» 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пятое задание к уроку «Путешествие к древним цивилизациям» 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В Картинки к пятому заданию к уроку «Путешествие к древним цивилизациям» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Условные знаки к пятому заданию к уроку «Путешествие к древним цивилизациям» 85
В настоящее время происходит глобальная перестройка системы образования по всему миру. Главными целями в обучении становятся не получение «сухих» знаний, а умение применить знания на практике при решении возникающих перед человеком жизненных ситуаций.
В связи с новыми целями особое значение стали приобретать такие понятия, как «межпредметность», «метапредметность», «междисциплинарность»,
«мультидисциплинарность» и многие другие, формирующие целостное, единое, глобальное восприятие мира и процессов, происходящих в нём.
Долгое время разрабатывался преимущественно аналитический подход к изучению окружающего мира (анализа целого по частям), так как данный способ является более подробным, позволяющим осуществлять достоверное описание сложных природных явлений и делать различные прогнозы. Он был необходим, так как позволял развиваться науке, осуществлять достоверное описание сложных природных явлений и делать различные прогнозы. Но со временем использование данного подхода привело к появлению в науке большого количества ответвлений и узкоспециализированных научных направлений. Это позволило более углубленно изучать отдельные направления, но уменьшило целостное восприятие картины мира. Разбросанность информации не позволяет увидеть общие смыслы и ценности национальной и мировой культуры.
На сегодняшний день перед обществом стоят обратные задачи: потребность формирования эмоционально-ценностного компонента у людей, целостного восприятия мира, планетарного мышления, осознание роли человека для окружающей среды, причастности к происходящему. Достигнуть данных результатов можно только при методичном и фундаментальном подходе, который начинается с формирования мышления. В дошкольный период у детей в большей степени развито образное, целое восприятие пространства. Важно сохранять его и в дальнейшие периоды жизни. В связи с чем, появляется необходимость использования таких принципов обучения детей в школах, которые бы отвечали современным запросам общества. Современные исследователи методологии и дидактики образования считают наиболее эффективным - синтез.
На данный момент существует множество методологических разработок межпредметного характера по всем изучаемым в школе предметам, но проблема состоит в их несистематизированности. Подобный момент приводит к сложности межпредметного подхода в обучении в дальнейшем, а также к падению интереса к проведению уроков подобного формата. Несомненно, главная цель методолгических разработок- это последующая реализация их в сфере образования.
Обществу необходимо выработать единые правила исследования окружающего мира. На данный момент в педагогике реализуется единство естественнонаучного и гуманитарного знания через разработку методологических и теоретических оснований внедрения междисциплинарности, а соответственно и ее составляющей - межпредметности.
В связи с чем, особо возрастает роль преподавания географии в школе. География среди всех предметов - наиболее полная и всеобъемлющая наука. Она может затронуть практически любую область другой науки, формирует комплексное представление о мире, и что очень важно, формирует мышление мировоззренческого характера, поэтому является важным звеном межпредметности. Реализация межпредметных связей в географии становится не только актуальными фактором, но даже, можно сказать, необходимым условием для дальнейшего развития междисциплинарности.
Преемственность в образовательных программах является важным условием, так как при её сохранении усиливается целостная картина мира и логическая цепочка восприятия. Одним из направлений основного документа при реализации педагогической деятельности (ФГОС) является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования. Одним из требований к освоению образовательной программы являются метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия.
В Концепции географического образования акцентируется внимание на важности преемственности. Одна из ключевых целей Концепции заключается в улучшении учебных программ начального и среднего образования, что касается изучения географии, с учетом ее непрерывности, взаимосвязей с другими дисциплинами и более широких научных направлений. Особое внимание уделяется междисциплинарным связям, которые в Концепции выделяются как один из аспектов, требующих улучшения в процессе обучения географии. Отсутствие географии в рамках учебной области «Естественные науки» ведет к потере связи этого синтетического предмета с естественнонаучными дисциплинами и, как результат, к снижению возможностей для междисциплинарного взаимодействия. В рамках Концепции предлагается способ решения этой проблемы - обеспечение непрерывности содержания между учебными курсами «Окружающий мир» на начальном уровне и курсами «Г еография» на основных и старшем уровнях образования.
Необходимо формирование рекомендаций для учителей, методических разработок, которые имеют апробацию с показателем продуктивности реализации. География, как один из основных предметов, нуждается в большом внимании и работе в этом направлении. Особенно важно начать в реализации межпредметности по географии с среднего звена, так как с 5 класса появляется большое количество предметов естественно - научного цикла.
Объектом исследования является образовательный процесс по программам основного общего образования.
Предметом исследования являются урочная и внеурочная деятельность, проводимая с использованием межпредметных связей в школьном курсе «География» (5 класс).
Цель исследования: анализ эффективности использования межпредметных связей в школьном курсе «география» (5 класс).
Исходя из выдвинутой цел исследования, основными задачами исследования являются следующие:
1. Изучение места курса «География» (5 класс) в школьном курсе географии;
2. Характеристика нормативно-правового обеспечения географического образования;
3. Анализ психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся;
4. Разработка и апробация урочных занятия и проектной деятельности с применением межпредметных связей в школьном курсе «География» (5 класс);
5. Анализ использования межпредметных связей в образовательном процессе.
Положения, выносимые на защиту:
1 - для освоения школьного курса «География» (5 класс) с учетом возрастных особенностей обучающиеся эффективно использовать межпредметные связи во время урочной и внеурочной деятельности, направленные на формирование географического мышления и целостной картины мира;
2 - эффективность межпредметных связей выражается в успешном освоении материала обучающимися, усилении мотивации к изучению курса, созданию благоприятной, творческой атмосферы на занятии и развитию коммуникативных компетенций обучающихся.
Теоретическую и практическую методологическую базу исследования составили комплекс взаимодополняющих практических и теоретических методов методов.
Из теоретических методов были использованы анализ и синтез, обобщение, конкретизация.
Из практических методов задействованы наблюдение, сравнение, анкетирование, тестирование.
Элементами научной новизны являются разработанные и апробированные межпредметные уроки и мероприятия внеурочной деятельности в школьном курсе «География» (5 класс) с выделением этапов и наглядного конструктора уроков. Применены в урочной и внеурочной деятельности комплекс межпредметных уроков и работ с последующим анализом эффективности их использования в соответствующей возрастной группе.
Теоретическая значимость представлена таблицами вариативности для проведения интегрированных уроков по географии и математике, географии и истории, географии и биологии, которые могут стать основами для доработки их до методического пособия в последующих исследованиях.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные материалы успешно используются на уроках географии в пятых классах на базе Заозерной средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №16 г. Томска.
Сценарии межпредметных уроков географии и математики, географии истории и проектной деятельности в рамках курса «География» (5 класс) позволят более глубоко и разностороннее освоить материалы школьного курса «Г еография» в пятом классе, а также создать целостную картины мира, расширить уже имеющийся географический опыт, что позволит в дальнейшем в развитии и успешной работе в будущем в практической деятельности.
Материалы могут быть использованы учителями географии для занятий по закреплению пройденного материала, также могут быть использованы и применены другими образовательными организациями и педагогическими работниками в целях эффективного внедрения межпредметной деятельности в различных курсах школьных предметов. Кроме того, разработанные материалы могут послужить мотивацией для учителей в использовании межпредметных связей.
Личный вклад автора:
•разработаны и апробированы уроки с использованием межпредметных связей по географии и истории «Путешествие в к древним цивилизациям» и по географии и математике «Маршрутами путешественников средневековья» в 5-х классах на базе Заозерной средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №16 г. Томска в течение одного учебного года по курсу «География» в количестве двух часов;
•разработаны и выполнены проекты обучающимися 5-х классов на основе применения межпредметного подхода;
•на основе исследований проведен анализ возможностей использования межпредметного подхода в школьном курсе «География».
Апробация работы и использование результатов. Предоставленные сценарии занятий были апробированы в результате практической педагогической деятельности автора на базе МАОУ Заозерной СОШ № 16 в самостоятельной деятельности педагога и в совместной с учителем истории. Результаты были представлены на конференции «Глобальные вызовы: природа, общество, технологии», посвященной 90-летию факультета географии, геоэкологии и туризма Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.
Сбор материалов для написания выпускной квалификационной работы магистра проводился в процессе производственной и преддипломной практики с соблюдением безопасных условий труда и учетом гигиенических факторов, обеспечивающих высокий уровень физической и умственной работоспособности. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Основной текст представлен на 85 страницах и включает в себя 17 таблиц и 23 рисунка. Два приложения на 5 страницах, которые содержат 13 рисунков и 1 блок-схему. Список литературы содержит 39 источников, в том числе 3 иностранных.
Благодарность автора. Автор выражает искреннюю благодарность и признательность за предоставление материалов, помощь и консультацию в процессе исследования:
Мартыновой Марине Владимировне - заместителю директора по инновационной и научно-методической работе, учителю географии высшей категории МАОУ Заозёрной СОШ № 16.
Богдановой Светлане Николаевне - учителю истории высшей категории МАОУ Заозёрной СОШ № 16.
Добровольской Ирине Леонидовне - учителю математики первой категории МАОУ Заозёрной СОШ № 16.
В настоящее время активными темпами происходит всемирный переход к новому типу образования - системно-деятельностному, практикоориентированному. Накоплено достаточное количество методических материалов, разработок, пособий по реализации данного подхода с использованием межпредметных связей, совмещая практикоориентированных подход с межпредметным. Проведены ряд исследований об актуальности использования межпредметного подхода в обучении, в том числе и автором данной работы.
В подобных рамках необходимости формирования целостной картины мира у ребёнка одна из главных ролей в реализации межпредметной составляющей отводится географии. Значимая роль географии отображается в таких документах, как ФГОС и Концепция по географическому образованию. Особое место в которых уделяется курсу географии пятого класса в связи с тем, что он является своеобразным «мостиком» в переходе из начальной школы в основную.
При достаточно большом количестве разработок занятий межпредметного характера, практически отсутствуют сгруппированные данные по разделам предметов, которые бы значительно упростили реализацию межпредметных связей для педагогов. Наглядность составленного автором методического материала сможет помочь учителям в проведении интегрированных занятий разных типов по ФГОС.
В ходе работы впервые были составлены сводные таблицы интегрирования тем по географии и истории, географии и математике, географии и биологии. А также составлены несколько примеров апробации данных уроков с подробными сценарием, технологическими картами уроков.
В связи с ограниченностью урочного времени в пятых классах (всего 34 часа) немалая роль отводится и внеурочной деятельности, в рамках которой реализуются не только получение необходимой знаниевой составляющей, но в первую очередь учитываются желания учеников, что способствует увеличению мотивации в обучении; на главный план выходят достижение личностных, метапредметных результатов, формирование коммуника УУД, которые были достигнуты автором во время проведения внеурочной деятельности в виде проектной деятельности с межпредметной составляющей.
В результате проведённых исследований были выполнены все поставленные задачи:
1 - Изучены и проанализированы литературные источники информации по теме
исследования;
2 - Изучена нормативно-правовое обеспечение географического образования и его основные аспекты в соответствии с ФГОС в рамках школьного курса «Географи» (5 класс);
3 - Проанализированы психолого-педагогические и возрастные особенности учебной деятельности учащихся;
4 - Разработаны 3 таблицы вариантов объединения тем в школьном курсе географии и истории, географии и математики, географии и биологии в 5 классе для возможного проведения интегрированных уроков, апробированы 2 урока по географии и истории, географии и математике с использованием межпредметных связей в классно-урочное время по географии;
5 - Проанализирована эффективность использования межпредметных связей на уроках в курсе «География» (5 класс).
1- для освоения школьного курса «География» (5 класс) с учетом возрастных особенностей обучающиеся эффективно использовать межпредметные связи во время урочной и внеурочной деятельности, направленные на формирование географического мышления и целостной картины мира;
2 - эффективность межпредметных связей выражается в успешном освоении материала обучающимися, усилении мотивации к изучению курса, созданию благоприятной, творческой атмосферы на занятии и развитию коммуникативных компетенций обучающихся.
География, как предмет имеет чрезвычайно важное значение в системе образования. Школьный курс географии является базисом для дополнения и развития в последующих ступенях образования. Очень важно, чтобы он был полноценным и основательным для получения будущих профессий, связанных с географией. Географии сейчас уделяется не такое большое внимание, как это того стоит. Концепция предусматривает увеличение акцента в сторону решение этой проблемы. ФРП ООО по географии в полной мере соответствует обновлённому ФГОС. Однако Концепция выявляет некоторые недочёты, которые должны быть учтены при её реализации.
Пятый класс является переходным периодом между начальным и основным общим образованием, поэтому он является особенно важным с точки зрения сохранения преемственности. Целями географии в 5 классе становятся: плавный переход от ранее изучаемого предмета «Окружающий мир» к более подробному ознакомлению с географией 5 класса, сохраняя преемственность и связь.
Эффективность проведения уроков с использованием межпредметных связей в школьном курсе «география» 5 класса и во внеурочной деятельности проявилась в виде 74
увеличения интереса к предметам, более высоких результатах по сравнению с другими классами, а также усилении мотивации к изучению курса, созданию благоприятной, творческой атмосферы на занятии и развитию коммуникативных компетенций обучающихся. В общей сложности было проведено 224 часа занятий по урочной деятельности по географии, из которых 2 часа были уроки с использованием межпредметных связей, а также 15 часов внеурочной деятельности с использованием межпредметных связей.
Перспективность проведённой работы весьма большая в связи с тем, что материалы в виде сводных таблиц по интегрированию тем по разным предметам с географией могут послужить, как и в качестве практического использования, так и для дальнейшего изучения и дополнения, совершенствования.
1. Аксёнова М.Ю., Храмова Е. В. Внеурочная деятельность по географии : учебно- методическое пособие; Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования - Ульяновска, 2013.)
2. Аркашова О.С. Кашина Т.Н. Рабочая программа по реализации интегрированного содержания основного общего образования по курсу «история и географии» для 5 класса. // Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 17». - Сухой Лог, 2017.
3. Внеурочная деятельность по географии в рамках перехода на ФГОС
ООО/ А.А.Макаренко//Нспортал.ру-[Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/09/25/vneurochnaya-deyatelnost-po- geografii-v-ramkah-perehoda-na-fgos (дата обращения: 19.03.2024).
4. Возрастные особенности подростков и их учёт в обучении. Шальнова Г.А. МОУ СШ № 110. Г. Волгоград
5. Интегрированное обучение (география и литература) / О.Н. Вигуль//
Нспортал.ру-[Электронный ресурс]. URL:
nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/11/01/integrirovannoe-obuchenie- geografiya-i-literatura (дата обращения: 29.04.2024).
6. Галактионова Т. Г., Корчинская А. А. Предпосылки возникновения процессов интеграции в системе образования Финляндии // Человек и образование. - 2018. - № 4 (57). - С. 178-182.
7. Грицина Н. В., Несвитайло Е. Б.. Уроки по ФГОС : методическое пособие; Муниципальное казённое учреждение «центр развития образования» - Ключ, 2020.)
8. Гуманитарный портал. Рейтинг эффективности национальных систем
образования.- 2002-2024 .//.- [Электронный ресурс]. URL: gtmarket.ru/ratings/global-
index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment (дата обращения: 26.03.2024).
9. Гусева Е.А. Школьная физическая география в литературных
произведениях. - Ульяновска, 2015 .//.- [Электронный ресурс].
https://infourok.ru/shkolnaya-fizicheskaya-geografiya-v-literaturnih-proizvedeniyah- 1223630.html?ysclid=lwgjlyaled270550201 ( дата обращения: 25.02.2024).
10. Дидактический материал для учителей 6 - 10 классы. Литературная
география в школе. Михайлов И.Е. - Москва, 2014. - 128 с.
11. Жапарова Р.С. теория конструктивизма в современном образовании // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. //.-[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teoriya-konstruktivizma-v-sovremennom obrazovanii?ysclid=lufqa2zmrn790475187(дата обращения: 19.03.2024).
12. Жданко Т.А. Сущность системно-деятельностного подхода и пути его операционализации в условиях высшего профессионального образования.//Системно- деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации/ - Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2012. - С.183189.)
13. Интеграция учебных предметов «география» и «биология» как условие
формирования научного мировоззрения учащихся/С.И.Бекетов, Р.С. Камахина, Л.А. Лохотская// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1//.-
[Электронный ресурс]. URL: Интеграция учебных предметов «география» и «биология» как условие формирования научного мировоззрения учащихся -Современные проблемы науки и образования (сетевое издание) (science-education.ru) (дата обращения: 16.01.2024).
14. Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - Москва, 2021 .
15. Колпаков С.В., Селунская Н.А. «Всеобщая история. История Древнего мира».- М.: Дрофа, 2012.- 269 с...39