Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ

Работа №192570

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

документоведение

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Реализация Болонского процесса в системе высшего образования в Российской Федерации 17
Глава 2. Система документационного обеспечения образовательного
процесса уровня бакалавриата и магистратуры в РФ 33
2.1 Системный подход как способ рассмотрения понятий "документ" и
"система документации" 33
2.2 Общая характеристика и особенности отраслевой системы документации
в условиях двухуровневой системы высшего образования 39
2.3 Документальное обеспечение (сопровождение) учебного процесса в НИ
ТГУ в условиях двухуровневой системы обучения 56
2.4 Проблема соотношения профессиональных стандартов и ФГОС ВО 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Информационное) Структура научно-исследовательской работы и кадровое сопровождение образовательных программ в макетах ФГОС ВО 3++ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Информационное) Рабочий учебный план магистрантов направления 46.04.02 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В (Информационное) Профессиональный стандарт 07.004 Специалист по управлению документацией в организации 111


Актуальность исследования. В настоящее время, Россия находится на пути реализации целей Болонской декларации в сфере высшего образования. В этом направлении сделаны значительные шаги, однако сам ход реформы не получил должного освещения со стороны научных сообществ. В данной магистерской диссертации на основе опубликованных научных исследований российских и иностранных учёных, а также собственных наблюдений анализируются проблемные стороны Болонского процесса.
Кроме того, делается вывод о недостаточной изученности вопросов практической реализации реформы на местном уровне, тем самым открывается перспектива для дальнейших исследований. Наиболее важным представляется исследование изменений в связи с реализацией Болонского процесса на уровне конкретных образовательных программ.
Комплексное изучение документов, сопровождающих образовательный процесс в вузе, необходимо для определения их соответствия требованиям, заявленным Болонской реформой.
Федеральный закон «Об образовании» определяет главную цель образования - подготовка квалифицированного специалиста
соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности .
Современный этап модернизации отечественного образования характеризуется фундаментальным качественным изменением в системном подходе к развитию образования. Это особый период развития образования, когда к нему предъявлены высокие требования, рассчитанные на становление и проявление качественно нового потенциала общекультурных, интеллектуальных, духовных, профессиональных возможностей личности.
Главное отличие новой системы высшего образования — это разделение его на два принципиально разных уровня подготовки студентов (бакалавриат и магистратуру). Определение их преемственности, взаимосвязи с профессиональными стандартами, документационного сопровождения и ключевых особенностей каждого - является актуальной проблемой данного исследования.
Степень изученности темы. В данной работе исследуется внедрение болонской системы и ее документальное сопровождение, поэтому можно выделить две группы научной литературы - по теории и истории образования и документоведческую литературу.
В работах С.А. Дружилова 1, Т.Г. Киселевой , Т.А. Дубровской , В.С. Магун , М.В. Артамоновой отражен процесс перехода Российского образования на условия Болонского соглашения.
По данной проблематике существует большое количество научных статей. К примеру, проблемы перехода к системе компетенций были отражены в статьях О.И. Ребрина , вопросами обеспечения компетентностно- ориентированных учебных программ дисциплин занимались Н.В. Борисова и В.Б. Кузов1, оценку качества подготовки обучающихся по стандарту ФГОС ВО определили В.И. Звонников и М.Б. Челышкова , а также другие авторы статей: Н.Ф. Ефремова, В.Г. Казанович , Р.М. Азарова, Н.М. Золотарева , Т.В. Челышева , А.Г. Щербакова и А.С. Союнов .
По проблеме перехода университета на уровневую систему высшего образования значимой является статья А.В. Антюхова и Н.В. Фомина , а также проблема качества высшего образования в условиях двухуровневой системы была рассмотрена В.Г. Агаеевым 1.
Вторую группу литературы можно начать с автора, который в 1959 году впервые использовал термин «Система документации», К.Г. Митяева . Ему принадлежит идея разделения «систем документации» на «отраслевые» и «универсальные».
Кроме того, попытки создания классификации были отражены в работах авторов 70-х - 80-х годов ХХ столетия, а именно об этом писали: В.Н. Автократов , Я.З. Лившиц , А.Н. Сокова.
Позднее, определение «Системы документации» было нормативно закреплено в ГОСТ Р51141 - 98 «Делопроизводство и архивное дело.
Термины и определения». А.Н. Сокова стала одной из первых авторов, которая начала писать о системах документации. «Главным в оценке системы документации является то, что система документации призвана обслуживать процесс управления и должна выполнять те функции, для которых она задумана» - считает А.Н. Сокова .
Систему документации необходимо рассматривать с точки зрения различных научных школ документоведения. К примеру, приверженцами управленческой школы документоведения являются: Т.В. Кузнецова ,
М.В. Ларин1, Н.С. Ларьков , Е.А. Плешкевич , В.Д. Банасюкевич , А.Н. Сокова; библиотечно-библиографической школы: Ю.Н. Столяров , Г.Н. Швецова-Водка , Н.Н. Кушнаренко ; школы документалистики:
Г.Г. Воробьев .
В рамках документоведческого анализа, документы характеризуются с помощью выявления сходства и различия между ними, поиска способов их идентификации, устойчивых сочетаний свойств и их группировок в виде обобщенной идеализированной модели.
Авторы В.А. Кудряев, И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло, М.В. Ларин определили общие правила работы с документами, основные понятия и термины, описывали историю развития системы государственного делопроизводства, нормативно-методической базы. Сущность своих взглядов они отразили в учебнике «Организация работы с документами» .
Про особенности внедрения в систему высшего образования системы менеджмента качества (СМК) образовательного процесса и электронного документооборота писали М.В. Ларин , В.А. Сальников1, Н.А. Селезнева2, Ю.М. Кукарина3. 

нормативных актов, обеспечивающих процесс реализации системы высшего образования РФ. Предметом - отраслевая система документации в сфере высшего образования и система документационного обеспечения образовательного процесса по программам бакалавриата и магистратуры НИ ТГУ.
Цель магистерской диссертации состоит в определении соответствия системы документационного обеспечения (сопровождения) управления образовательным процессом требованиям Болонского соглашения, в условиях двухуровневой подготовки специалистов в вузе.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1) Определить влияние Болонской реформы на уже сложившуюся систему образования и отношение к данным преобразованиям Министерства науки и высшего образования РФ.
2) Проанализировать нормативные документы высших органов государственной власти и управления РФ, регламентирующие образовательный процесс и на основе анализа документов учебного управления НИ ТГУ, определить основные элементы системы управления учебным процессом.
3) Проанализировать Федеральные государственные
образовательные стандарты третьего поколения - ФГОС 3++ и ФГОС 3+ - и определить их существенные различия .
сравнить ФГОСЫ ВО, Основные
образовательные программы, учебные планы по техническим и гуманитарным направлениям подготовки студентов на примере Национального исследовательского Томского государственного
университета.
5) Определить преемственность между двумя уровнями высшего образования, а также определить задачи и особенности каждого.
6) Исследовать документы, регулирующие процесс разработки и реализации ООП.
7) Определить значимость и назначение профессиональных стандартов, а также сравнить их с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
8) Определить необходимость взаимодействия профессиональных стандартов с ФГОС ВО.
Хронологические рамки исследования охватывают период формирования высшего образования с 2011 года по 2017 г. Нижняя граница обусловлена коренным изменением в системе высшего образования - в 2011 году произошел массовый переход российских вузов на двухуровневую систему высшего образования «бакалавриат - магистратура». Верхняя граница обусловлена окончанием календарного года, являющимся основным при анализе документов, регламентирующих образовательный процесс.
Методологическая основа исследования. Системный подход был использован при анализе документоведческой литературы, а именно с помощью данного подхода рассматривались понятия «документ» и «система документации». Кроме того, данный подход позволяет проанализировать систему документационного обеспечения образовательного процесса НИ ТГУ.
Структурно-функциональный и источниковедческий анализ были применены при изучении документов, участвующих в организации учебного процесса.
Многосложность образовательного процесса определяет
необходимость применения метода сравнительного анализа при исследовании документооборота как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры.
В качестве источников исследования были использованы:
1. Болонская декларация1;
2. Берлинское коммюнике ;
3. Соответствующие положения Конституции Российской Федерации , провозглашающие область образования как приоритетную, потому что именно степень образованности населения определяет перспективу развития государства.
4. Федеральный закон «Об образовании» устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, ключевые принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения, по направлениям подготовки бакалавров и магистров, представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования1.
6. Профессиональный стандарт 07.004 Специалист по управлению документацией .
Материалы по организации образовательного процесса НИ ТГУ:
• Устав федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» .
Положения, регламентирующие непосредственно сам учебный процесс в НИ ТГУ:
• Положение об основной образовательной программе высшего образования ;
• Регламент работы с учебными планами 5;
• Регламент работы с учебно-производственными планами ;
• Регламент работы с рабочими учебными планами ;
• Регламент работы с индивидуальными учебными планами обучающихся 1;
На уровне ООП:
• Основная образовательная программа бакалавриата по направлению 46.03.02 Документоведение и архивоведение ;
• Учебные планы бакалавров направления 46.03.02 ;
• Учебные планы бакалавров направления 16.03.01 ;
• Учебные программы направления 46.03.025;
• Учебные программы направления 16.03.01 ;
• Основная образовательная программа магистратуры по направлению 46.04.02 Документоведение и архивоведение ;
• Учебные планы магистров направления 46.04.02 1;
• Учебные планы магистров направления 16.04.012;
• Учебные программы направления 46.04.02 ;
• Учебные программы направления 16.04.01 ;
• Учебно-производственный план.
В качестве источников также были использованы официальные сайты:
• Сайт Министерства образования и науки ;
• Сайт Национального исследовательского Томского
государственного университета ;
• Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ;
• Сайт Федерального портала «Российское образование»1;
• Сайт Федерального центра образовательного законодательства .
Научная новизна исследования заключается в обобщении представлений о Болонской системе, её внедрении в систему высшего образования посредством разработки комплекса документов, регламентирующих образовательную деятельность вузов. Исследование конкретных форм документов, структуры и содержания образовательных программ, позволяет выявить их соответствие заявленным требованиям, а также определить эффективность реализации Болонской реформы в целом.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов исследования в деятельности образовательного учреждения для оптимизации его внутренних процессов и повышения конкурентоспособности среди других вузов.
Степень достоверности результатов проведенных исследований обуславливается использованием максимально полного объема источников, характеризующих систему высшего образования в период с 2011 по 2017 года. Исследование проведено на основе анализа Федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения, профессиональных стандартов, основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению документоведение и архивоведение, направлению «Техническая физика», их учебных планов, учебных программ. В работе были применены общенаучные методы исследования, а также принципы системного подхода и историзма.
Результаты исследования апробированы на XIV Всероссийской научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Вопросы истории, археологии, политических наук и регионоведения» (Томск, 2018).
Публикации по теме магистерской диссертации. Содержание первой главы магистерской диссертации отражено в статье «Проблемы реализации Болонского процесса в системе высшего образования», опубликованной в сборнике статей XIV Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Вопросы истории, археологии, политических наук и регионоведения».
Структура магистерской диссертации подчинена реализации поставленной цели и задачам. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав нормативные документы органов государственной власти и управления РФ, регламентирующие образовательный процесс в высших учебных заведениях, документы НИ ТГУ, удалось определить основные элементы системы управления учебным процессом и выстроить последовательность их взаимодействия между собой от документов уровня Министерства образования РФ до документов, реализуемых на уровне ООП конкретного направления подготовки бакалавров и магистрантов.
Кроме того, было определено влияние Болонского процесса на уже сложившуюся систему высшего образования - разделение на несколько уровней, а также отношение к данным преобразованиям Министерства образования РФ. В частности, анализируя многочисленные дискуссии представителей Министерства образования, можно сделать краткий вывод о том, что, на сегодняшний момент внедрение Болонской системы образования еще не оправдывает себя в полной мере. Несомненно, Болонский процесс оказал огромное влияние на систему высшего образования в России, но до сих пор сложно говорить о том, что основные направления в той или иной степени не реализованы в системе высшего образования. Сложности возникают из-за отсутствия четко определенных норм и правил реализации данного процесса. В совокупности это приводит к замедлению модернизации российского образования и в большинстве случаев, эти возможные преимущества, которые должны проявиться в процессе реализации Болонской реформы и качественно изменить систему образования, на деле приводят только к ее разрушению.
На примере гуманитарных и технических направлений подготовки студентов Национального исследовательского Томского государственного университета были сравнены и проанализированы ФГОСы данных направлений, Основные образовательные программы, учебные планы и другие документы по итогу которого стала видна степень соответствия этих документов нормам Болонской реформы, а также их степень унифицированности с учетом отличительных особенностей каждого направления подготовки.
В ходе проведенного анализа и сравнения Федеральных образовательных стандартов третьего поколения - ФГОС 3+ и новейший ФГОС 3++ определены их существенные различия, нашедшие свое отражения во второй главе данной магистерской диссертации.
В данной работе внимание также было уделено Профессиональным стандартам, а именно, в качестве проблематики исследования таковых определялась необходимость их соотношения между собой. Кроме того, в итоге такого соотношения была выявлена значимость профессиональных стандартов, их назначения и крайняя необходимость взаимодействия с ФГОС ВО, так как внедрение профессиональных стандартов в деятельность каждой организации позволит работодателям упорядочить требования к кандидатам на ту или иную должность, а само взаимодействие с ФГОС ВО также позволит обеспечить работодателей ценными кадрами, так как при подготовке этих студентов требования рынка уже будут учтены.
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что система документационного обеспечения образовательного процесса в условиях двухуровневой системы существует и подразделяется на три уровня: Федеральный уровень, уровень Министерства науки и высшего образования, уровень вуза.
Изучая структуру учебного процесса на примере НИ ТГУ, можно сказать, что она качественно продумана, логически структурирована, а преподавательский состав компетентен и способен доносить знания до студентов, вырабатывая у них необходимые навыки и компетенции. При наличии всех вышеупомянутых критериев можно говорить об эффективности построения образовательных процессов и на данный момент, корректировка системы не требуется.
Таким образом, задачи, поставленные для достижения цели исследования - выполнены.



1. Декларация «О создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация)» от 19.06.1999 : [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Электрон. дан. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=10453#079323 41941768648 (дата обращения 01.02.2018).
2. Берлинское коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» от 19.09.2003 : [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Электрон. дан. URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Berlinskoe_kommjuni ke.pdf (дата обращения 03.02.2018).
3. Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к
высшему образованию в европейском регионе (ETS 165) от 11.04.1997 : [Электронный ресурс] : электрон. дан. URL:
http://www.russianenic.ru/int/lisbon/conv.html (дата обращения: 02.03.2018).
4. Конституция Российской Федерации. Официальное издание - М.: Юрид. Лит., 2016. - 65 с.
5. Кодекс административных правонарушений РФ от 30.12.2001 №
195 - ФЗ (в ред. от 23.04.2018). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Электрон. дан. М., 1997-2018. Ст. 5.27. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_34661/ (дата обращения:
25.04.2018).
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 -ФЗ
(в ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно¬правовая система. Электрон. дан. М., 1997-2018. Ст. 195.1. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 25.05.2018).
7. Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Электрон. дан. М., 1997— 2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138556/ (дата обращения: 25.04.2018).
8. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«О техническом регулировании» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Электрон. дан. М., 1997-2018. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 25.04.2018).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«Об образовании» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Электрон. дан. М., 1997-2017. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/ (дата обращения: 08.12.2017).
10. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (в ред. от 31.03.2017) : [Электронный ресурс] : электрон. дан., 2017. URL:
http://base.garant.ru/70643472/8baa95ebe0ce715530ae6a28d634f0a0/#block_1000 (дата обращения: 18.02.2018).
11. Межведомственный регламент взаимодействия участников
разработки и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами от 24.02.2015 : [Электронный ресурс] : электрон. дан. 2015. URL:
http://nspkrf.ru/documents/normativnyedokumenty.html 9дата обращения:
23.04.2018).
12. О реестре профессиональных стандартов : Приказ Минтруда от 29.09.2014 № 667н (в ред. от 09.03.2017).: [Электронный ресурс] Электрон.
дан. URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=291959 (дата
обращения: 13.04.2018).
13. Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета,
программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 : [Электронный ресурс] Электрон. дан. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B/10620 (дата обращения: 22.04.2018).
14. Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки
профессиональных стандартов: Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Электрон. дан. М., 1997-2018. Ст. 195.1. URL:
http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (дата обращения: 25.04.2018).
15. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-
распорядительной документации. Требования к оформлению документов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/185891/,
свободный...101



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ