Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация внутреннего политического имиджа движения «Талибан»

Работа №192552

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы122
Год сдачи2023
Стоимость5910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
1 Ключевые понятия и их концептуализация 13
1.1 Определение и коммуникативная сущность политического имиджа 13
1.2 Имидж политического лидера как основная компонента имиджа
политического движения 24
1.3 Факторы формирования и структура имиджа политического
движения 3 3
2 Формирование имиджа движения «Талибан» 1996 -2001 41
2.1 Политический имидж во время становления движения 42
2.2 Политический имидж во период Эмирата 52
2.3 Политический героический миф как часть политического имиджа
движения «Талибан» 65
3 Модификация имиджа движения в период возвращения к власти в 2021 г. ... 69
3.1 Политический имидж в период оппозиции 70
3.1 Политический имидж во время нахождения у власти с 2021 г. по н.в 84
3.1 Способы и каналы формирования имиджа 95
Заключение 100
Список использованной литературы и источников 103


Актуальность темы исследования. Вся история Афганистана за последние 50 лет это нескончаемая череда конфликтов с различной степени интенсификацией активной фазы. В первую очередь, это, безусловно, связано с соперничеством различных стран, являющихся или претендующих на статус регионального лидера. Данное соперничество проистекает из географического положения территории Афганистана. Во-первых, исторически Афганистан находиться на перепутье между богатыми ресурсами регионами Азии . Для стран, окружающих Афганистан, стабильность и порядок в стране является важной составляющей как экономической, так и политической безопасности. Индия, Пакистан и Китай имеют общую границу со страной, таким образом, угроза, исходящая от террористических группировок, будет нависать «дамокловым мечом» над каждым из государств. В дополнение к вышеизложенному, Афганистан является связующем узлом торгового пути из Южной Азии на Ближний Восток . Таким образом, внутренняя стабильность и устойчивая политическая система - необходимый элемент не только процветания государства, но и благополучия региона.
В середине 90-ых годов XX века на политической арене Афганистана появляется движение «Талибан». Данное движение оформилось в период наибольшей «раздробленности» государства. В 1992 году режим просоветского президента пал и на смену образовавшегося политического вакуума пришли моджахеды. Они не смогли добиться стабилизации положения, началась междоусобная война. Годом формирования движения принято считать 1994, территориально - на территории проживания пуштунских племен. Основной целью новое политическое образование ставило стабилизацию положения на всей территории и установление
государства с исламскими нормами и правилами . Окончательную победу «Талибан» одержал в 1996 году, объявив об установление нового государства - Исламский Эмират Афганистан - просуществовавшее до 2001 года. Падение режима «Талибана» стало вопросом времени, когда правительство усилило контакты с лидерами движения «Аль -Каида». Исследователи также отмечают, что для руководства Эмирата было характерно потеря контакта с населением - отсутствие понимания общественных нужд, проблем в раздираемой войной стране. Это сочеталось с отсутствием опыта и управленческих навыков, а также процессом институонализации религии .
На сегодняшний день движение «Талибан» полностью контролирует территорию государства Афганистан. Лидеры движения в сентябре 2021 года заявили, что новое правительство сформировано. Объявленное правительство спикер движения Забихулла Муджахид объявил временным и неполным. Эмир, а ранее лидер движения «Талибан» заявил, что новое правительство будет действовать согласно международным договорам, законам и обязательством, которые не будут входит в противоречия с Шариатом . На момент марта 2022 основной задачей нового правительства является его международное признание другими государствами. Таким образом, уже сейчас можно сделать вывод, что политика нового правительства будет отличаться от политики «Талибана» периода 1996-2001 годов в более умеренную сторону, так как новому государству потребуется помощь со
стороны других государств для устранения своих внутренних проблем, о чем говорят сами лидеры Эмирата .
В начале 2022 года недавно сформированное правительство Афганистана опубликовала бюджет страны, который составляет 508 млн. долларов США . По оценкам индийской медиа компании, данного бюджета хватит лишь на поддержание государственных институтов и только на период первого квартала 2022 года . Как представляется, угроза падения правительства из-за неспособности обеспечивать функционирование государственных институтов власти может привести к расколу страны на отдельные группировки, вследствие чего угроза безопасности региону может возрасти. Поэтому, как видится, новому правительству необходимо искать помощи извне. Для полного получения выгод со стороны мирового сообщества Талибану необходимо добиться признания себя и первым шагом здесь является налаживание диалога между странами. Однако, для поддержания постоянных контактов и получения помощи от государств или международных организаций, правительству Афганистана необходимо показать, что уроки первого периода у власти были усвоены, а также изменить парадигму отношения к собственному имиджу, как к террористической организации. Исследований на данную тематику в научном сообществе не представлены, поэтому актуальность и новизна данного исследования обусловлены проблемой формирования нового имиджа «Талибана».
Степень научной разработанности темы. Исследованию
политического имиджа в отечественной литературе посвящены работы таких авторов, как С.Ф. Лисовский, Г.Г. Почепцов, Д.А. Вылегжанин, Н.Г. Щербинина и другие авторы. В работе «Политическая реклама» Лисовский С.Ф изучает эффективность и особенности политической рекламы, а также затрагивает вопрос формирования политического имиджа. Свое представление об понятие политический имидж Лисовский выстраивал, отчасти опираясь на работу В.В Ученовой и М.И. Старуш, в которой также изучается имидж как категория. Работа Г.Г. Почепцова «Имиджеалогия» посвящена исследованию процесса формирования образа в сознании аудитории. Д.А Вылегжанин также посвящает свою работу «Введение в политическую имиджеалогию» изучению процесса формирования политического имиджа. Н.Г. Щербинина определяет и разводит понятия «имидж» и «образ». Исследованиями в области построения политического имиджа занимались также и другие исследователи. А.А. Шашкин в статье «Имиджевые модели политических партий» автор проводит анализ структуры имиджа, выделяя основные элементы, характерные для имиджа политических партий. Подобную работу проделал также Р.А Депелян в статье «Имидж политических партий», в которой он также изучает структуру и элементы политического имиджа на примере имиджа партий. Монография Д.В Ольшанского «Политический PR» посвящена изучению категории политического PR, частью которого автор выделяет также имидж, приводя собственное определение понятия. Исследование А.В. Зайганова посвящена изучению имиджа политического лидера. А.Н. Жмыриков в работе «Психология политического лидерства в современной России» дает свою типологию имиджа, оперирую понятиями первичный, вторичный и идеальный имидж.
Анализу процесса коммуникации посвящены работы зарубежных авторов, которые также используется в данном исследовании. Работа Романа Якобсона «Лингвитиска и поэтика» задает семиотическую модель коммуникации. Дальнейшее развитие модели Якобсона нашло отражение в работе Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров», в которой он выводит две модели коммуникации «Я-Я» и «Я-ОН». Шеннон К. и Уивер У. формулируют математическую модель коммуникации, вводя новый элемент шума. К концепции коммуникации, как модели, примыкает теория фрейминга. Работа Казакова А.А. посвящена анализу фрейминга в медиа-текстах и его роли в воздействии на аудиторию. Исходя из вышеизложенных теоретических обоснований коммуникации как модели, включающую определенные элементы, мною рассматривалась коммуникация, осуществляемая «Талибаном» с населением, как имиджевая коммуникация, в которой сообщением, передаваемое с помощью кода получателям-афганцам, выступал имидж движения.
В работах зарубежных авторов, таких как Стюарта Д.К, Сандерса А., МакАлистер И.,Стюарта М.К и Кларка Х.Д., а также Рахата Г. и Замира С. исследуются проблема персонализации политики в целом, и влияние данного феномена на политической имидж партий в частности.
Исследованию движения Талибан посвящены такие работы как "Талибан: Ислам, нефть и новая большая игра в Центральной Азии" автора Ахмеда Рашида, "Талибан и запутанная гражданская война в Афганистане" автора Нилаб Гуфрана, сборник работа "Талибан и кризис Афганистана" под редакцией Роберта Крюс и Амина Тарзи. Отдельные работы посвящены исследованию идеологии движения, такие как: Brahimi, Alia. The Taliban’s Evolving Ideology, Semple M. Rhetoric, ideology, and organizational structure of the Taliban movement, а также исследованию использования культурных символов и нарративов и средств массовой коммуникации движением (Johnson T. H., DuPee M., Shaaker W. Taliban narratives: The use and power of stories in the Afghanistan conflict).
При этом необходимо отметить, что тема трансформации или структурного изучения внутреннего имиджа движения «Талибан» в научной литературе не подвергается изучения и, таким образом, не придавлена вовсе.
Источниковая база работы составляют официальные заявления членов движения, документы, составляющие источнико-нормативную базу движения «Талибан», а также различного рода иные типы источников, такие как новости, статьи и источники, составляющие устно-посменную традицию (тараны, шабнамах).
Объектом исследования является политический имидж движений и их лидеров в современном мире.
Предметом исследования выступает трансформация внутреннего политического имиджа движения «Талибан».
Цель представленного диссертационного исследования состоит в выявлении изменений политического имиджа движения «Талибан» и определение в данной связи роли имиджа его политического лидера.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
• Дать определения основным категориям исследования;
• Выявить характер трансформации политического имиджа движения «Талибан» в период с 1996 года по 2001 год и на современном этапе;
• Сравнить политический имидж этих двух периодов и показать структурные различия изначального и современного политического имиджа движения;
• Продемонстрировать особенности построения политического имиджа в афганском обществе;
• Выявить значение конструкции политического героического мономифа в формировании имиджа лидера движения
Гипотеза данного исследования исходит из того, что политический имидж движения «Талибан» претерпел конструктивные изменения в ходе политического развития как самого движения, так и общеполитической обстановке в стране.
Теоретические основания исследования. Научным подходом в исследовании является коммуникативный, поскольку политический имидж понимается как имиджевая коммуникация, отсюда необходимость в его трансформации для установления смыслового контакта движения с населением. А также имидж политического лидера движения реконструируется согласно трактовке Н.Г. Щербининой героического политического мономифа как модели для формирования смыслонесущей коммуникации.
Методы
В работе используются общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, интерпретация фактов), с помощью которых проводилось осмысление теоретико-методологического материала, построение и проверка гипотезы.
Системный анализ был использован для исследования различных взглядов на определение политического имиджа, для поиска частного и общего, выявления особенностей. Структурно-функциональный и сравнительный методы были использованы для исследования политической системы, структур и институтов Афганской государственности талибской эпохи, и оценки изменений имиджа «Талибана» внутри страны.
Хронологическими рамками данного исследования является период с 1996 г. по 2023 г., выбор которого обусловлен следующими факторами. Во - первых, в период с 1996 года по 2001 год «Талибан» создал на территории Афганистана собственное государство - Исламский Эмират Афганистан. Соответственно, для получения полной картины изменений, которое претерпело данное движение необходимо затронуть период первого Эмирата. Во-вторых, необходимо проследить процесс трансформации, происходящий внутри движения в постталибский период афганской государственности.
Новизна и практическая значимость научных результатов исследования. Данное исследование обращается к ранее не изученной теме в политической науке. Результаты, сформулированные в ходе данного научного изыскания, являют собой основу для дальнейшего прогнозирования имиджевых действий различных политических субъектов в правительстве Исламского Эмирата Афганистан.
Апробация результатов исследования. Результаты данного
исследования были представлены на XVIII Всероссийская конференция ФИПН ТГУ (2023).
Структура работы. Работа состоит из введения, оглавления, основной части, которая включает в себя теоретическую главу и две исследовательских главы, а также заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеприведенного исследования на предмет поэтапного формирования внутреннего политического имиджа движения «Талибан» можно сделать несколько выводов, позволяющих определить, произошла ли трансформация имиджа данного движения с течением времени.
Можно выделить основные элементы имиджевой структуры, характерные для двух периодов функционирования движения «Талибан». Так, в период с 1994-2001 год «Талибан» для формируемой символической позиции движения были свойственны следующие значения и смыслы: позиционирование себя в виде нейтрального движения, члены которого вышли из народа. Таким образом, сообщался положительный окрас движения для целевой аудитории. Дополнительно, для «Талибана» была характерна героизация его членов и всего движения в целом. В конструируемый имидж добавлялся ценностный элемент борьбы с пороками, выраженными в коррупции чиновников, а также защиты Ислама, как основной ценности всего общества. Здесь же можно добавить конструируемый образ защитников веры от не благочестия, грехов и прочих проявлений «зла» в трактовке «Талибана». В этот же период можно выделить такие элементы моделируемого имиджа, как религиозность, основывающаяся на строгой моральной интерпретации Ислама; репутация? жестокого движения, проявляющееся в исполнении публичных суровых наказаний с обязательным присутствием публики; также движение представлялось как инклюзивное, где каждый этнос имеет равные права; наконец, «Талибан» создал образ непримиримого защитника консервативной? позиции, согласно которой женщины должны соблюдать строгие правила и запрета, прописанные в Коране. В последнем случае «Талибан» аргументировал подобную риторику необходимостью защиты женщин. Дополнительно, стоит отметить наличие политического мономифа, основанного на биографии первого лидера «Талибана» Мухаммеда Омара, как составляющего элемента политического имиджа движения.
В период после 2001 года и по настоящее время в ходе проведенного исследования были выделены следующие характерные черты конструируемого имиджа движения. Во-первых, движение сохранило свою религиозную и консервативную направленность, однако, продемонстрировало? готовность? преображаться, используя достижения прогресса в технологиях коммуникации. Во-вторых, конструировался нарратив движения, которое ведет праведную борьбу, а образ моджахедов формируется посредством отождествления с героическими сюжетами. При этом моджахеды представляются как выходцы из народных слоев, тем самым привнося элементы «народности» в движения. В - третьих, «Талибан» видел себя как национально-освободительное движение, сражающиеся за культурные ценности и традиционный уклад жизни. В- четвертых, меняется отношение к политическим институтам. Например, постепенно отношение к НКО меняется с резко негативного на нейтральное. Также можно наблюдать общую структуризацию политической программы, чего не наблюдалось в период борьбы за власть. В -пятых, поменялся паттерн публичной риторики относительно прав женщин: начиная с установления нового правительства «Талибана», официальная риторика относительно женщин смягчилась. К тому же смягчилось отношение к наказанию за различные правонарушения.
Таким образом, можно заключить, что основные и неизменные характеристики политического имиджа «Талибана» включают религиозность и руководство в политической и социальной сфере на законы Ислама, из чего следует консервативность движения в вопросах прав и свобод. Однако стоит подчеркнуть, что «Талибан» формирует дискурс признания за женщинами основных прав. Также «Талибан» себя позиционировал и продолжает позиционировать, как национально-освободительное движение, направленное против прозападного и испорченного прежнего режима. Однако можно выделить изменения в облике движения, направленные на искоренение соотнесения с радикальностью. Также можно говорить о смягчении в риторике относительно прав женщин; установления имиджа единого государства и инклюзивного правительства. В общем и целом, можно заключить, что гипотеза о трансформации имиджа «Талибана» является верной, так как, при сохранение базовой основы имиджа, можно утверждать, что, изменения формы и динамика развития имиджа имели место быть. Более того, радикальное изменение имиджа фатально сказывается на узнаваемость субъекта в сознание аудитории.



1. Анас Хаккани объявил вторую фазу джихада. / Sputnik Afghanistan. - [Б. м., б. г.]. 2021. - URL: https://t.me/sputnikaf/12663 (дата обращения: 17.04.2023).
2. Видеоматериал Sputnik Афганистан / Sputnik Afghanistan. - [Б. м., б. г.]. 2021. - URL: https://t.me/sputnikaf/12567 (дата обращения: 17.04.2023)
3. Вы не поверите - талибы искоренили выращивание и контрабанду наркотиков. / Sputnik Afghanistan. - [Б. м., б. г.]. 2021. - URL: https://t.me/sputnikaf/16623 (дата обращения: 17.04.2023)
4. Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имиджелогию / Д. А. Вылегжанин. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 136 c.
5. В Афганистане талибы объявили состав своего «временного» правительства // RFI. - [Б. м., б. г.] 2021. - URL: https://cutt.ly/sAol8X0 (дата обращения: 02.03.2022)
6. В Минобороны талибов запретили именовать масудовцев иначе, как бунтовщиками. Sputnik Afghanistan [Телеграм-канал]. 2021. URL: https://t.me/sputnikaf/12613 (дата обращения: 17.04.2023)
7. Депелян Р. А. Имидж политических партий // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2016. - №. 10. - С. 161-165.
8. Егорова-Гантман Е. В. Политическая реклама / Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В., Байбакова В. - Б. М.: Центр политического консультирования «Никколо М. - 1999. - 240 c.
9. Жмыриков А. Н. Психология политического лидерства в современной России // Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр. - 1996. - С. 192.
10. Загайнов А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2007. - Т. 149. - №. 3. - С. 227-240.
11. Итак, появился официальный комментарий талибов по закрытию вузов для женщин. / Sputnik Afghanistan. - [Б. м., б. г.]. 2023. - URL: https://t.me/sputnikaf/17973 (дата обращения: 17.04.2023).
12. Казаков А. А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2014. - Т. 14. - №. 4. - С. 85-90.
13. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой / Д. Кемпбелл. М. - 1997. С. 352.
14. Колин К. К. Человек в информационном обществе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - №. 2. - С. 22-31.
15. Кто о чем говорил на собрании улемов в Кабуле. / Sputnik Afghanistan. - [Б. м., б. г.]. 2022. - URL: https://t.me/sputnikaf/13059 (дата обращения: 17.04.2023)...101



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ