Реферат 2
Введение 4
Глава 1 Методики снижения стресса и увеличения работоспособности 12
1.1 Психологические методики диагностики, снижения стресса и увеличения
работоспособности 12
1.2 Анималотерапия как методика снижения стресса и увеличения
работоспособности 15
1.3 Мобильные приложения для диагностики и снижения стресса 118
1.4 Возможности применения методики анималотерапии в мобильном
приложении 29
Глава 2 Мобильное приложение “Virtual pet therapy” с использованием методики анималотерапии 31
2.1 Исследование влияния просмотра изображений животных на эмоциональное
состояние и внимание человека как теоретическое основание для разработки концепта мобильного приложения 31
2.1.1 Основные методологические характеристики исследования 31
2.1.2 Первый этап исследования 32
2.1.3 Второй этап исследования 35
2.2 Описание мобильного приложения 46
2.2.1 Структура мобильного приложения 46
2.2.2 Взаимодействие пользователя с приложением 59
2.2.3 Характеристика графического дизайна интерфейса 63
2.2.4 Технические характеристики 64
2.3 Юзабилити-тестирование прототипа мобильного приложения 64
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69
Приложение А 77
Приложение Б 81
Приложение В 83
Приложение Г
Приложение Д 87
Приложение Ж 88
В современном мире, с его стремительным темпом жизни, люди все чаще подвергаются стрессу, страдают от депрессий, хронической усталости и тревожных состояний, что сказывается на качестве жизни и со временем приводит к более серьезным заболеваниям.
По данным Всемирной организации здравоохранения стресс стал «всемирной эпидемией» [44].
Исследования стресса проводятся во многих странах. Согласно статистике, представленной журналом Medium (2014 - 2017 гг.) [44], жители Японии подвержены стрессу чаще, нежели другие нации (Рисунок 1).
Данные Американской Психологической ассоциации на 2014, 2017 гг. (Таблица 1) также подтверждают, что до 80% населения США регулярно испытывают на себе физические и психологические проявления стресса, многие испытывают проблемы со сном, личной и профессиональной жизнью (48%), а самыми распространенными причинами стресса признаны будущее страны, деньги и работа.
Таблица 1 - Данные Американской Психологической ассоциации на 2014, 2017 гг. [96]
Статистика, 2014 г. Данные
Люди, регулярно подверженные физическим проявлениям стресса 77%
Окончание таблицы 1
Статистика, 2014 г. Данные
Подвержены психологическим проявлениям стресса 73%
Чувствуют, что живут в постоянном стрессе 33%
Чувствуют, что их уровень стресса повысился за последние 5 лет 48%
Считают деньги и работу основной причиной их стресса 76%
Испытывают проблемы со сном из-за стресса 48%
Отмечают, что стресс оказывает негативное влияние на их личную и профессиональную жизнь 48%
Самые распространенные причины стресса, 2017 г. Данные
Будущее страны 63%
Деньги 62%
Работа 61%
Политическая обстановка 57%
Насилие/преступность 51%
Данные, полученные при исследованиях стресса в Великобритании показывают, что 85% населения регулярно испытывают тревогу, при этом больше всего подвержены стрессу и переживают за свое здоровье студенты (69%) (Таблица 2).
Таблица 2 - Статистика стресса в Великобритании, 2018 г. [67]
Статистика Данные
Регулярно испытывают тревогу 85%
Подвергаются стрессу хотя бы раз в неделю 37%
Окончание таблицы 2
Статистика Данные
Считают, что испытывают слишком много напряжения в повседневной жизни 42%
женщин
36%
мужчин
Испытывают беспокойство за свое психическое и физическое здоровье из-за стресса 59% женщин
47% мужчин
Студенты чаще подвержены стрессу
Переживают из-за влияния стресса на свое здоровье 69%
Опрос, проведенный ВЦИОМ в 2017 году, показал, что 35% россиян считают основной причиной своих проблем со здоровьем стресс и работу [30].
Все данные, указанные выше, подтверждают актуальность настоящего исследования.
Существуют различные методики снижения стресса: физические упражнения, техники релаксации (медитация, аутогенная тренировка и т.д..), современные гаджеты и др. Многие из этих методов эффективны, но требуют обучения или длительных курсов терапии. В такой ситуации появляется необходимость поиска новых, не только эффективных, но и доступных способов решений данной проблемы.
Анималотерапия (Animal-Assisted Therapy, pet therapy) - направленное взаимодействие между человеком и животным в терапевтических целях [71], эффективна для улучшения эмоционального состояния и когнитивных функций, снятия депрессивных симптомов, в том числе у людей пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами [78].
Метод широко распространен в странах Европы и Северной Америки, и его эффективность доказана многочисленными исследованиями, но имеет и ряд недостатков, например, риски при слабом здоровье пациента, возможные аллергии, отсутствие доступа в любое время, в любом месте, а также малое количество специализированных центров и высокая стоимость их услуг.
Использование изображений животных в качестве альтернативного, виртуального, подхода в анималотерапии, сохраняет в целом необходимый эффект снижения уровня стресса и не имеет таких строгих ограничений. Согласно зарубежным исследованиям (Myrick J.; Nittono H.; Borgi M. и др.;) просмотр изображений животных не только улучшает эмоциональное состояние и снижает уровень стресса, но также повышает концентрацию внимания и уровень работоспособности, повышает скорость и качество решения предметно- ориентируемых задач.
Предполагается, что положительный эффект достигается за счёт присутствия в лицах животных черт, схожих с лицами человеческих младенцев, так называемая Baby schema (пухлые щеки, высокий лоб, большие глаза). Таким образом, просмотр изображений животных активирует ряд врожденных процессов заботы о детеныше, фокусирует внимание и вызывает положительную эмоциональную реакцию.
Г ипотеза - взаимодействие с изображениями животных в виде мобильного приложения будет оказывать положительное влияние на эмоциональное состояние и работоспособность пользователей. Под работоспособностью подразумевается эффективность решения практико¬ориентированных задач и уровень устойчивости внимания.
Целью данной магистерской диссертации является разработка прототипа мобильного приложения для снижения уровня стресса, улучшения эмоционального состояния и увеличения работоспособности на основе виртуального подхода в анималотерапии, с возможностью экспресс-диагностики эмоционального состояния.
Объект исследования - виртуальная анималотерапия для снятия стресса и увеличения работоспособности.
Предмет исследования - возможности применения виртуальной анималотерапии в мобильном приложении.
Задачи:
- разработать теоретико-методологическую базу;
- провести анализ конкурентов разработки;
- провести исследование для выявления параметров привлекательности
изображений;
- разработать концепт геймификации процесса снятия стресса;
- разработать структуру мобильного приложения и концепт пользовательского интерфейса;
- интегрировать результаты исследования в мобильное приложение;
- провести юзабилити-тестирование прототипа.
Теоретическая база основана на работах зарубежных исследователей в области анималотерапии: Myrick J.G., Nittono H., Borgi M., Cirulli F., Glocker, M.L., Gosling S.D, Gray B.P., Marshall C., DeLoache J.S., Altschuler E. L., Moretti F. и других.
В исследовании применялись следующие методы:
1. авторские опросники;
2. психологические методики, направленные на исследование эмоционального состояния и внимания участников:
1) тест «Самочувствие, активность, настроение» (В. А. Доскин, Н. А.
Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников);
2) анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» (В. Ю.
Рыбников);
3) «Модифицированный Цветовой тест Люшера» (под редакцией Собчик Л.Н.);
4) «Тест жизнестойкости С. Мадди» (адаптация Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой, 2006 г.);
5) «Шкала базисных убеждений» Янов-Бульман (адаптация М. А. Падун, А. В. Котельниковой, 2007 г.);
6) методика “Шкала тревожности Спилбергера-Ханина” (уровень ситуативной и личностной тревожности);
7) «Корректурная проба Бурдона» (измерения уровня устойчивости сенсорного внимания);
8) поиск отличий в изображениях животных в условиях ограничения времени (измерения уровня когнитивного внимания);
3. регистрация психофизиологических реакций, с помощью технологии eye-tracking (отслеживание движений глаз) и электроэнцефалографии;
4. методы юзабилити-тестирования (по Я. Нильсену), тест System Usability Scale.
Научная новизна состоит в создании прототипа нового продукта, не имеющего полных аналогов на рынке:
- основано на результатах научного исследования с использованием специального оборудования для анализа психофизиологических реакций участников;
- эффективно улучшает эмоциональное состояние;
- эффект основан на врожденном механизме, следовательно, эффект присущ большинству людей, начиная с самого раннего возраста;
- включает элементы экспресс-диагностики.
Теоретическая значимость. Проведено исследование, результаты которого могут дополнить теоретическую базу в области анималотерапии, как традиционного ее подхода, так и развивающегося виртуального (цифрового), и психологии Интернета.
Практическая значимость состоит в разработке доступной и эффективной системы в виде игрового (развлекательного) мобильного приложения для снятия стресса и увеличения работоспособности, которая подходит для ежедневного использования. Продукт рассчитан как на широкую аудиторию пользователей мобильных приложений, так и на его применение в специализированных центрах по работе с пациентами, находящимися в состоянии стресса или страдающих деменцией, или болезнью Альцгеймера.
Также применение полученных результатов исследований возможно для подготовки успешного рекламного контента или в разработке дизайна терапевтических роботов с зооморфным интерфейсом.
Структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе представлена информация о методах снижениях стресса и увеличения работоспособности, в том числе анималотерапии, которая показала высокую эффективность, но имеет ряд недостатков.
Кратко изложены результаты зарубежных исследований виртуального (цифрового) подхода в анималотерапии, причинах популярности изображений животных в интернете и их влиянии на эмоциональное состояние человека. Описаны возможности и преимущества применения такого подхода в мобильном приложении; а также результат анализа конкурентов разработки.
Во второй главе описаны процедура и результаты исследования, как теоретического основания концепта мобильного приложения; составлен рейтинг привлекательности изображений и звуков животных из созданной на основе опросов базы. Просмотр изображений снизил уровень тревожности большинства участников и положительно повлиял на их эмоциональное состояние и внимание.
Представлена подробная структура, информационная архитектура и технические характеристики мобильного приложения; результаты юзабилити-исследования показали, что система понятна пользователям и производит положительное впечатление.
Список литературы представлен 97 источниками, в том числе исследованиями за последние 5 лет.
В заключении приведены краткие результаты и выводы о проведенной научно-исследовательской работе.
В приложении А представлен полный список проанализированных приложений конкурентов; в приложениях Б-Г находятся формы авторских опросов; в приложении Д - данные, полученные с помощью технологии eye-tracking; в приложении Ж - список членов команды, участвовавших в разработке мобильного приложения.
Результаты данного исследования были представлены на конференциях:
- VI Сибирский психологический форум (2015 г., г. Томск);
- Летняя школа и конкурс научно-исследовательских работ Digital Humanities Start 2016 (2016, г. Томск, Диплом 1 степени);
- Финал конкурса Умник-НТИ (2016, г. Москва);
- Конференция по формированию дорожной карты Нейронет (Москва, 2017);
- Международная конференция студентов и молодых ученых “Актуальные проблемы социальных наук” (2017, г. Томск; победа в номинации «Самый практико-ориентированный доклад»);
- Международная конференция “ФизтехБиомед-2017” (г. Москва);
- Мастерская и открытая конференция Оксфордского российского фонда «Синтез будущего» (2017, г. Москва);
- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018» (г. Москва, победа в номинации «Яркое выступление», секция «Информационные технологии (виртуальная реальность и айтрекинг в психологическом исследовании, образовании и психологической практике»).
Результаты исследования опубликованы в следующих изданиях:
- Екшова К.В. Исследование влияния ненаправленной анималотерапии в форме просмотра видеороликов с образами животных на эмоциональный статус. - Психологическая антропология: диалог парадигм: сборник материалов VI Сибирского психологического форума (12-14 ноября 2015 г., г. Томск) / под ред. проф. С.А. Богомаза. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. - 290 с.;
- Екшова К. В. Использование видео и фото стимулов в анималотерапии, как способ воздействия на эмоциональный статус человека: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 37.03.01 - Психология / Екшова К. В. - Томск: [б.и.], 2016. - 102 с.;
- Екшова К.В. Принципы проектирования дизайна головы терапевтического
робота с зооморфным интерфейсом. - Когнитивная робототехника: материалы международной конференции (7-10 декабря 2016 г.) / под ред. В.И. Сырямкина, А.В. Юрченко; Томский государственный университет. Часть 1. - Томск: Изд-во Томского государственного
университета, 2016. - 83 с.;
- Екшова К.В. Перспективы виртуальной анималотерапии для снятия стресса и увеличения работоспособности. Гуманитарная информатика: научный журнал - Томск: Изд- во Том. Ун-та, 2018 - Вып.14 (в печати);
- Екшова К.В. Создание системы для снятия стресса и увеличения работоспособности с помощью виртуальной анималотерапии. - Сборник тезисов по итогам мастерской «Синтез будущего», - 2018. (в печати);
- Екшова К.В. Применение виртуальной анималотерапии для снятия стресса и увеличения работоспособности - Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018», - 2018.
Проект поддержан Фондом содействия инновациям в конкурсе Умник-НТИ 2016 по направлению “Нейронет”. Исследование одобрено Этическим комитетом Междисциплинарных исследований [42].
В результате проведения научно-исследовательской работы были достигнуты следующие задачи:
- разработана теоретико-методологическая база научно-исследовательской работы.
- проведен анализ конкурентов разработки;
- проведено исследование для получения данных о критериях привлекательности изображений и устойчивости внимания участников, необходимых для создания приложения;
- разработан концепт геймификации процесса снятия стресса;
- разработана структура мобильного приложения и концепт пользовательского интерфейса;
- интегрированы результаты исследования в мобильное приложение;
- проведено юзабилити-тестирование прототипа.
На основе результатов всех этапов исследования, можно говорить об эффективности и перспективности применения виртуального подхода в анималотерапии.
- Всего несколько минут просмотра изображений животных положительно повлияли на эмоциональное состояние большинства участников, снизили уровень тревожности и повысили устойчивость внимания и работоспособность.
- Участники, с положительным отношением и содержащие домашних животных оказались более стрессоустойчивы, а отмеченный у них изначальный (до просмотра) уровень стресса и нервно-психического напряжения, соответственно, ниже, по сравнению с другими респондентами выборки. Возможно, такие эффекты могут проявятся при регулярном и длительном применении виртуального подхода.
- Применение методики оказалось более эффективно для людей с положительным отношением к животным.
- Выявлены некоторые особенности восприятия изображений (кошек и собак): длительность фиксаций при просмотре светлых глаз оказалась выше, чем при просмотре темных. Фрагменты, содержащие нос кошки, привлекли больше внимания (до 30% времени фиксаций), нежели фрагменты носов собак.
- Согласно оценкам, выраженные признаки эмоций явились более высоким фактором при выборе изображений участниками, нежели вид или возраст.
- Звуки, занявшие лидирующие позиции в рейтинге оценок участников, включены в приложение.
Далее представлены полученные данные, выводы и методики, интегрированные в приложение.
- База изображений для приложения будет пополняться на основе рейтингов, составленных в ходе экспериментов и опросов, с учетом данных, полученных с помощью трекинга глаз.
- Результаты прохождения методик “Корректурная проба Бурдона” и поиск отличий в изображениях животных использованы для создания алгоритма экспресс- диагностики уровня устойчивости внимания.
- Исследование показало, что важным фактором оценки изображений участниками является наличие признаков эмоций на фотографии, что подтверждает возможность использования модифицированного варианта методики “Модификация когнитивных предпочтений” в приложении для диагностики и улучшения эмоционального состояния, а также формирования установки на положительные эмоции в перспективе.
После апробации и тестирования полной версии приложения, алгоритмы экспресс- диагностики эмоционального состояния, устойчивости внимания и работоспособности будут усовершенствованы и отлажены.
Также после завершения анализа дополнительных данных, полученных в ходе экспериментов, будет отлажен механизм диагностики эмоционального состояния на основе измерений пульса и рассмотрена возможность использования характеристик двигательной активности (на основе датчиков смартфона).
Далее планируется доработка прототипа мобильного приложения до полноценной экспериментальной версии, расширение базы изображений, апробация и отладка алгоритмов экспресс-диагностики.
Результаты исследования подтвердили эффективность использования изображений и звуков животных для улучшения эмоционального состояния, снижения уровня тревожности, как проявления стресса и, как следствие работоспособности.
Полученные данные позволяют сделать выводы о перспективности использования виртуального подхода в анималотерапии, а анализ разработок конкурентов показывает, что научно обоснованные методики успешно интегрируются в мобильные приложения. В этой интеграции крайне важны элементы геймификации, так как простое включение методик, хоть и эффективных, способно быстро наскучить пользователю. Синтез игровых элементов и научной основы делает наше приложение потенциально конкурентоспособным на рынке мобильных приложений.
В последнее время появляется большое количество различных систем и приложений, направленных на получение психофизиологических реакций (различные трекеры, нейроинтерфейсы и т.д.), что в скором времени позволит получать новые и более точные данные об эмоциональном состоянии пользователей без лабораторного оборудования. С помощью таких носимых устройств возможно сделать диагностику эмоционального состояния в мобильном приложении более полной и точной. На данный момент таких систем не много, они не совершенны, но в скором времени могут войти в повседневную жизнь человека, что открывает новые пути развития для наукоемких мобильных приложений, в том числе и нашего.
1. Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост - наше лекарство/В. Агафонычев. - Спб.: Наука и Техника, 2006. - 304 с.
2. Агафонычев В. Большая книга лечения с помощью животных/ В. Агафонычев.
- М.: АСТ, 2008. - 288 с.
3. Анималотерапия в работе с пожилыми людьми в стационарных условиях [Электронный ресурс] / Ю.Г. Гунина, О.В. Архипова. - М., 2010 - 43 с.
4. Антошина Г. В. Анималотерапевтическая программа «Хвостатый лекарь» //Новые исследования. - 2010. - Т. 1. - №. 24.
5. Анцупова И.И. Анималотерапия/И.И. Анцупова//Вокруг света. - 2006. - №12. - с. 214-220.
6. Анцупова И.И. Иппотерапия/И.И Анцупова//Педиатрия для родителей. - 2006.
- №4.
7. Арнольд О. Животные, которые нас лечат/О. Арнольд - М.: ООО «Аквариум- Принт», 2004. - 464 с.
8. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика/Б.А. Базыма. - М.: Речь, 2005.
- 147 с.
9. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Методы регистрации движений глаз: теория и практика // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», - 2010, - №5.
10. Баранова А. В., Сухих Е. С. Возможности анималотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: mirznanii.com (Дата обращения 5.03.2016).
11. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы. Красноярск: Литера-Принт, 2009.
12. Водопьянова Н. Е., Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - Издательский дом" Питер", 2013.
13. Гунина Л. Окислительный стресс и адаптация: метаболические аспекты влияния физических нагрузок //Наука в олимпийском спорте. - 2013. - №. 4. - С. 19-25.
14. Дж Г. Управление стрессом. 7-е издание //СПб.: Питер. - 2002. - Т. 496.
15. Добрые чувства животных/ Жданова Т.Д., Белевцева А.Г., Романова И.Н., Столярова Т.В. - Рязань: «Зерна», 2008. - 48 с...97