Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структурный анализ и оптимизация транспортно-логистической системы ретейла

Работа №192541

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы109
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 10
1 Экономическое содержание и особенности ретейла 15
1.1 Этимология, становление и современное состояние ретейла 15
1.2 Цифровизация ретейла 22
1.3 Экосистема российской электронной торговли 26
1.4 Управление рисками в современном ретейле. Межфирменные связи 27
1.5 Омниканальная модель ретейла 30
2 Анализ состояния логистики ретейла в России 33
2.1 Логистика в традиционном ретейле России 33
2.2 Структура и характеристики транспортной логистики 37
2.3 Логистика цепей поставок и виды логистической деятельности в ретейле 44
2.4 Логистика запасов и складская логистика 49
2.5 Особенности современного развития логистики ретейла 60
3 Построение и оптимизация транспортно-логистических моделей ретейла 64
3.1 Аналитическая модель транспортно-логистической системы ретейлера 64
3.2 Компьютерное моделирование ТЛС торговой сети «Ярче» 68
3.3 Транспортная логистика при пандемии. РЦПМ 72
3.4 Компьютерное моделирование размещения РЦПМ торговой сети «Ярче» 74
4 Влияние COVID-19 и прогноз развития ретейла в России 77
4.1 Влияние пандемии COVID-19 на состояние ретейла России 77
4.2 Прогноз развития ретейла в постпандемийной экономике России 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ЛИТЕРАТУРА 95


Розничная торговля (ретейл), согласно определению ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», это «вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»; то есть, это продажа товаров и услуг конечному потребителю [3]. Из определения также следует, что основой анализа рынка ретейлера являются предпочтения потребителя. Спрос покупателей формирует структуру данного рынка и обуславливает его развитие. По этой причине при оценке сектора ретейла необходимо учитывать ряд показателей, связанных прежде всего с настроением покупателей, их уровнем платежеспособности, инфляционными ожиданиями, структурой потребления.
Исследования ретейла - розничной торговли показывают, что он является одним из быстрорастущих секторов в отраслевой структуре российской экономики. Немаловажен тот факт, что главный драйвер развития ретейла - это платёжеспособный спрос покупателя. Следовательно, состояние данного рынка на сегодняшний день отражает общее благосостояние населения, уровень и качество жизни.
В структуре ретейла на данный момент продуктовый сектор занимает особое место. По данным Росстата еще в 2017 году доля продуктовой розничной сетевой торговли составила 30% от общего объема сектора розничной торговли. В настоящий момент эта доля еще выше. Таким образом, рынок продуктового ретейла, в частности, сетевого, играет важную роль в общем развитии российской экономики, являясь огромным пластом в ее структуре. Благодаря крупным игрокам, рынок активно развивается с перспективой на освоение иностранных территорий. Таковыми являются: «X5 Retail Group N.V.», созданная в 2006 году после слияния двух на тот момент крупных торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток»; торговая сеть «Магнит», основанная публичным акционерным обществом «Тандер» из города Краснодар в 1995 году; замыкают пятерку лидеров «Лента», российское подразделение французской торговой корпорации «АШАН Ретейл Россия» и сеть дискаунтеров «Дикси». К сожалению, явление пандемии COVID-19 нанесло существенный ущерб по экономике ретейла.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения последствий воздействия кризиса, вызванного пандемией COVID-19, на розничную торговлю. Состояние ретейла отражает общее благосостояние населения, уровень и качество жизни.
Продуктовый сектор на российском рынке розничной торговли является одним самых быстрорастущих секторов в отраслевой структуре российской экономики. Немаловажен тот факт, что главный драйвер развития продуктовой розницы - это платёжеспособный спрос покупателя. Следовательно, состояние данного рынка на сегодняшний день отражает общее благосостояние населения, уровень и качество жизни.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции глобальные изменения в мировой экономике значительно повлияли на процесс взаимодействия участников розничного рынка. В целом ситуация с ограничениями из-за пандемии привела к изменению системы взаимодействия как между заказчиками и исполнителями услуг, так и внутри самих компаний. В обычных условиях, благодаря цифровизации, партнеры становятся ближе, и организовать доставку, в том числе международную, все проще с каждым годом. Современный рынок транспортной логистики представляет собой конкурентную среду, эффективное управление которой требует внедрения новых цифровых инструментов и методов.
Цель исследования - структурный анализ и оптимизация транспортно-логистической системы ретейла.
Задачи:
• раскрыть сущность ретейла и рассмотреть основные типы его структуры;
• исследовать закономерности и особенности развития транспортно-логистической системы ретейла;
• разработать и оптимизировать транспортно-логистическую модель продуктового ретейлера и модель размещения распределительных центров последней мили;
• сделать прогноз развития транспортно-логистической системы ретейла в постпандемийной экономике России.
Объект исследования: экономические отношения, связанные с логистикой ретейла.
Предмет исследования: транспортно-логистические системы ретейла.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы ретейлерами при разработке и внедрении стратегии устойчивого развития в работу компании из сферы ретейла.
Методы исследования:
• Общетеоретические: анализ, синтез, классификация, дедукция, моделирование;
• Практические: измерение, наблюдение, сравнение, сопоставление, методы математического программирования, методы теории вероятностей и математической статистики, эконометрики.
Исходя из анализа рынка традиционного продуктового ретейла [27], можно сделать следующие выводы:
• развитие рынка во многом зависит от уровня жизни населения и платёжеспособного спроса со стороны населения;
• исторически сложилось, что рынок представлен отечественными игроками;
• главной тенденцией рынка является его расширение на региональном уровне;
• по показателям концентрации: рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, власть распределена равномерно;
• игроки потребительского сектора активно взаимодействуют на рынке M&A.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции глобальные изменения в мировой экономике значительно повлияли на процесс взаимодействия участников рынка транспортных услуг. В целом ситуация с ограничениями из-за пандемии привела к изменению системы взаимодействия как между заказчиками и исполнителями услуг, так и внутри самих компаний. Благодаря цифровизации партнеры становятся ближе и организовать доставку, в том числе международную, все проще с каждым годом. Современный рынок транспортной логистики представляет собой конкурентную среду, эффективное управление которой требует внедрения новых цифровых инструментов и методов.
Явление пандемии резко увеличило потребности населения в услугах по доставке заказанных у ретейлера в режиме онлайн товаров на дом. Прогнозируется, что потребность людей в таком сервисе не исчезнет и в постпандемийной экономике. В отличие от стационарной розничной торговли, в онлайн-ретейле именно логистика и сервис в сочетании становятся основным катализатором развития рынка. В связи с этим актуальной становится задача организации и размещения распределительных центров «последней мили» (РЦПМ), из которых агенты службы доставки малых партий товаров на дом обеспечили бы наименьшие издержки данного сервиса. Сейчас проблема решается в основном за счет курьеров или служб доставки. Через несколько лет в крупных городах решением станут небольшие беспилотные роботы-доставщики. Для более крупных товаров и большого количества товаров будут использоваться беспилотные автомобили- доставщики. В более отдаленной перспективе - доставка дронами. В любом случае при этом выходит проблема выбора оптимального местоположения РЦПМ [80]. В данной работе предлагается методика поиска оптимального местонахождения распределительного центра «последней мили».
Во время пандемии доставка и онлайн-заказы стали единственным способом получить товары, а теперь они - привычная часть нашей жизни. Бизнес всегда определяется 12
спросом, привычками и потребностями людей, которые в один день изменились. COVID- 19 стал катализатором вынужденных изменений даже в компаниях, совершенно не склонных к риску и изменениям привычного уклада. Пандемия стала испытанием не только для населения, но и для бизнеса. Ретейл, особенно продуктовый, был вынужден стремительно перестраиваться, решая на ходу проблемы с логистикой, прогнозированием спроса и доставкой. И хотя в целом розничная торговля в 2020 году просела на 3,2%, в онлайн-торговле наблюдался феноменальный рост на 57%.
В ретейле все понимали, что онлайн-продажи - это будущее. Эту трансформацию прогнозировали на ближайшие три года, но вдруг в один момент выяснилось, что это надо сделать не за этот период, а «вчера».
Новые реалии останутся и будут развиваться. Когда карантин закончился, действительно наблюдалось кратковременное падение онлайн-продаж, что связано с тем, что люди просто соскучились по магазинам и как только это стало возможно, сразу пошли в них. Тем не менее за очень короткое время онлайн-заказы вернулись на уровень самоизоляции.
Что касается офлайн- и онлайн-ретейла, главные требования новой реальности - скорость и гибкость. Онлайн-ретейлу проще адаптироваться к этим требованиям, он менее подвержен внешним угрозам. Со временем офлайн будет больше адаптировать какие-то площади под онлайн, чтобы увеличить скорость доставки в ближайшем радиусе. Пример - дарксторы, из которых можно быстро доставить товары клиентам, живущим рядом с магазином. Офлайн все больше будет делиться своими площадями, чтобы помогать онлайну. Офлайн же будет по-прежнему продавать, но скорее будет работать как склад или шоурум, где можно померить, посмотреть, но все же онлайн-покупки будут преобладать.
Продуктовый ретейл (фуд-ретейл) функционирует на рынке товаров повседневного спроса, именуемый рынком FMCG (аббревиатура от английского «fast moving consumer goods», быстро оборачиваемые потребительские товары). За последний год количество онлайн-заказов FMCG выросло в четыре раза, и те изменения, которые мы наблюдаем, говорят о том, что стена между онлайн и офлайн-рынком окончательно рухнула, а канал продолжит опережающее развитие: более половины опрошенных NielsenlQ ретейлеров и производителей ожидают, что до конца 2022 года доля онлайн-продаж FMCG в России достигнет 5-10%.
Один из самых ярких трендов на FMCG-рынке в данный момент - формирование новой модели импульсного потребления, которую вызвало развитие сервисов экспресс- доставки. Только за первое полугодие 2021 количество дарксторов двух наиболее известных игроков в этом сегменте, Яндекс.Лавки и Самоката, выросло на 60%, а 13
количество заказов последнего - более чем в три раза, превысив 5 миллионов. Влияние экспресс-доставки на онлайн-рынок FMCG настолько велико, что за год привело к снижению среднего чека на рынке онлайн-торговли FMCG на 39%.
Рассматриваются три проблемы логистического бизнеса, которые особенно ярко проявились во время кризиса.
1. Отсутствие планирования. Будет переосмысливаться процесс оптимизации и сокращения запасов: снова станет актуальным стресс-тестирование, только в новом формате онлайн. Многие производители осознали важность и нужность изменения и трансформации логистики, онлайн-торговли и необходимость инвестиций в соответствующую логистическую инфраструктуру.
2. Оплата логистических услуг. Чтобы избежать проблем с оплатой логистических услуг, необходимо переводить все закупочные процедуры на стопроцентную предоплату. Иначе цены на перевозки начнут повышаться, как только появится дефицит спроса.
3. Иностранная дешевая рабочая сила. Эта проблема в большей степени касается складской логистики. На крупных складах в основном трудится иностранный рабочий персонал.
Если не решить эти три проблемы, то рынок логистики не вернется к прежним показателям. Сейчас важно, на что будут потрачены ресурсы - на оптимизацию или на повышение эффективности. От этого зависит будущее любой логистической компании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания данной диссертационной работы были в полном объеме выполнены все задачи, которые послужили основой для ее написания. На основе изученного материала был осуществлен анализ состояния логистики ретейла, построена оптимальная транспортно-логистическая система ретейлера, рассмотрено влияние пандемии на состояние ретейла и проведен прогноз развития ретейла в постпандемийной экономике России. Были выявлены особенности ретейлеров с определением роли и значения логистической инфраструктуры; Экономический эффект, выявленный в практической части, подтверждает актуальность выбранной темы, так как методы управления логистической деятельностью носят универсальный характер и с некоторыми допущениями могут быть применены для компаний различной направленности.
В рамках данной работы была достигнута поставленная в начале исследования цель: структурный анализ логистики ретейла и оптимизация его транспортно-логистической системы.
Были выполнены задачи данной диссертационной работы:
• раскрыть сущность ретейла и рассмотреть основные типы его структуры;
• исследовать закономерности и особенности развития транспортно-логистической системы ретейла;
• разработать и оптимизировать транспортно-логистическую модель продуктового ретейлера и модель размещения распределительных центров последней мили;
• сделать прогноз развития транспортно-логистической системы ретейла в постпандемийной экономике России.
В процессе написания работы использовались материалы научных конференций по вопросам экономики и логистики, а также учебные материалы по экономико-математическим дисциплинам: «исследование операций», «математическое моделирование и методы оптимизации». При анализе научной литературы, посвящённой управлению логистической системой, цепями поставок, логистикой в целом были выявлены многие сходства между зарубежными и русскими авторами, так как зарубежные труда зачастую служат ориентирами для отечественных специалистов, в связи с тем, что опыт у западных ученых в области логистики больше и глубже в силу более долгого изучения этого предмета.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции глобальные изменения в мировой экономике значительно повлияли на процесс взаимодействия участников розничного рынка. В целом ситуация с ограничениями из -за пандемии привела к изменению системы взаимодействия как между заказчиками и исполнителями услуг, так и внутри самих компаний. В обычных условиях, благодаря цифровизации, партнеры становятся ближе, и организовать доставку, в том числе международную, все проще с каждым годом. Современный рынок транспортной логистики представляет собой конкурентную среду, эффективное управление которой требует внедрения новых цифровых инструментов и методов.
Во время пандемии доставка и онлайн-заказы стали единственным способом получить товары, а теперь они - привычная часть нашей жизни. Бизнес всегда определяется спросом, привычками и потребностями людей, которые в один день изменились. COVID- 19 стал катализатором вынужденных изменений даже в компаниях, совершенно не склонных к риску и изменениям привычного уклада. Пандемия стала испытанием не только для населения, но и для бизнеса. Ретейл, особенно продуктовый, был вынужден стремительно перестраиваться, решая на ходу проблемы с логистикой, прогнозированием спроса и доставкой.
Актуальность задачи формирования эффективного механизма оптимизации логистических затрат очевидна в современных условиях. Концепция должна быть направлена на решение оптимизации длины логистической цепи, анализа влияния структуры и величины затрат на рентабельность отдельных звеньев и всей логистической системы в целом, увеличение ее прибыльности и эффективности функционирования.
В современных условиях существования ретейла, на результаты деятельности предприятия большое влияние оказывает логистика. Тенденции развития и перспективы развития розничной торговли таковы, что все большее место занимает спрос на доставку непосредственно по адресу заказчика. Для достижения качественного функционирования, а также для повышения конкурентоспособности возникает необходимость организации службы доставки товаров на дом.
По мнению большинства экспертов, все вышеперечисленные риски будут преследовать ретейл минимум до 2024 года. С некоторыми из них можно бороться: к примеру, сейчас многие ретейлеры сами предлагают доставку, конкурируя с аналогичными компаниями. А вот бороться с инфляцией и снижением покупательской способности намного сложнее, можно только добиваться минимизации последствий.
Результаты работы:
• раскрыта сущность ретейла и рассмотрены основные типы его структуры;
• исследованы закономерности и особенности развития логистической системы ретейлера будущего;
• выявлены особенности транспортно-логистических систем ретейлеров с определением роли и значения транспортной инфраструктуры;
• разработана и оптимизирована транспортно-логистическая модель ретейлера.
• проведен анализ развития российского ретейла в допандемийный и пандемийный периоды,
• сделан обоснованный прогноз развития ретейла в постпандемийной экономике России.
В работе представлена аналитическая модель транспортно-логистической системы ретейлера. С помощью данной модели решена линейная оптимизационная задача поиска маршрутов на примере части транспортно-логистической системы ООО «КДВ групп» в г. Северск. Рассмотрены задачи размещения РЦПМ, а также способы их решения в г. Северск и г. Томск.
Сфера применения: результаты работы могут быть использованы компаниями, работающими в области ретейла, в практической деятельности.
Практическая ценность работы следует из проведенных численных экспериментов, подтверждающих хорошее соответствие с реальными данными.
По результатам исследований осуществлено 2 публикации [37], [80] в печатных изданиях, индексируемых системой РИНЦ.



1. Гражданский Кодекс РФ (части первая и вторая): офиц. текст (с изм. и доп. от 1 октября 2019 г)// Собр. законодательства РФ - 2019. - №32 - Гл. 40-41.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к
Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 12.04.2017).
3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
5. Приказ № 238 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
6. Приказ Минтранса РФ N 23 от 11.02.2008 "Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов".
7. Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва, 2004. - 960 с.
8. Акулиничев Д.А. Анализ данных в логистике // Логистика сегодня. - 2021. - №2. - С.108-116.
9. Алесинская Т.В. Основы логистики: общие вопросы логистического управления / Т.В. Алесинская. - ТРТУ, 2016. - 121 с.
10. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. - Москва: Проспект. - 2017. - 426 с.
11. Абрамкин С.А., Шарифьянов Н.Н. Логистика как ключевой фактор повышения конкурентоспособности ритейла // Техника и технология транспорта. - 2017. - № 4(5). - С. 13.
12. Авдеева Е.А., Борисова А.А. Формирование экосистемы лояльности как стратегия роста в ритейле // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 2(19). - С. 20.
13. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. - М.: «ОЛИМП-БИЗНЕС». - 2008. - 636 с.
14. Бекирова С.З., Козарезов Д.Д. Исследование инструментов "бережливой логистики" в инновационном развитии транспортно-логистических систем сетевого ритейла России (на примере розничной сети "Магнит") // Экономика: теория и практика. - 2014. - №4(36). - С.57-61.
15. Белецкий М.Д. Основные направления развития российского ритейла в новых экономических условиях // Дискуссия. - 2016. - С.22-29...106



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ