Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Психологические особенности и развитие мотивационной сферы у воспитанников интернатных учреждений 14
1.1. Проблемы мотивации в отечественных и зарубежных исследованиях 14
1.2. Психологические особенности развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях 23
1.3. Мотивационная сфера детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях 36
2. Развитие мотивационной сферы при появлении значимого взрослого - наставника 45
2.1. Появление значимого взрослого - наставника, как способ повысить мотивацию у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях 46
2.2. Основные принципы реализации программы «Наставничество» 52
2.3. Апробация программы «Наставничество» на базе ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ТОМ 2. Приложения
Приложение 1: Программа социологического исследования
Приложение 2: Анкета наставника
Приложение 3: Перечень документов необходимых для участия в программе
«Наставничество»
Приложение 4: Договор об участии в благотворительной программе «Наставничество»
Приложение 5: Программа «Наставничество» Благотворительного фонда «Меркурия»
Приложение 6: Соглашение о сотрудничестве с Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области
Приложение 7: Соглашение о сотрудничестве с ОГКУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района",
Приложение 8: Анкета участника проекта «Наставничество» (взрослые)
Приложение 9: Анкета участника проекта «Наставничество» (дети)
Приложение 10: Анкета участника проекта «Наставничество» (сотрудники)
Приложение 11: Календарный план реализации программы
Приложение 12: Список опрошенных экспертов и специалистов
Приложение 13: Экспертный опрос №1
Приложение 14: Экспертный опрос №2
Приложение 15: Экспертный опрос №3
Приложение 16: Экспертный опрос №4
В последнее десятилетие в России большое внимание уделяется проблеме сиротства. Согласно данным «Российского статистического ежегодника 2020» число детей, оставшихся без попечения родителей в 2019 году в России составило 43,7 тыс. человек, что на 46 % ниже показателей 2015 года , из них 1415детей проживают в г. Томске и 3402 ребенка в районах Томской области .Значительная часть воспитанников, проживающих в интернатных учреждениях, обречены на закрепление в низших стратах общества; они пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков и тех родителей, которые, в свою очередь, отказываются от воспитания уже собственных детей.
На сегодняшний день, именно семья считается источником и основным элементом передачи ребенку социального опыта, в том числе, эмоциональных и межличностных отношений. Отсутствие этого важного звена оказывает разрушительное влияние на эмоциональные связи ребенка с миром взрослых и сверстников, вызывает вторичные нарушения психофизического и психосоциального развития. Это факт обуславливает особенности формирования личности ребенка, воспитывающегося в интернатных учреждениях, особенности его социализации, которая носит в дальнейшем деструктивный характер.
Мотивационная сфера в детском возрасте формируется достаточно динамично и меняется в связи с возрастными изменениями и под влиянием окружающей среды. Принципом формирования мотивационной сферы у ребенка является появление потребностей, которые рассматриваются как внутренние силы организма, побуждающие его к осуществлению качественных форм активности, таких как учеба, спорт, творчество и др.
Согласно иерархической модели мотивации индивидуальной деятельности А.Маслоу, человеческие потребности проявляются в следующем порядке:
физиологические потребности, направленные на удовлетворение витальных нужд (потребность в пище, воздухе, убежище и др.); потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, в уважении, потребность в самоактуализации, когнитивные потребности. А. Маслоу, определяя базовые социальные потребности, подчеркивает, что любое поведение полидетерминировано, т.е. определяется несколькими базовыми потребностями .
У детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, изначально наблюдается нарушение формирования иерархии потребностей. В связи с асоциальными условиями жизни у них, зачастую, не удовлетворяются даже физиологические потребности: многие дети в своих кровных семьях познали голод, не соблюдались элементарные санитарно-бытовые условия их жизни. Э. Эриксон подчеркивал, что из-за отказа кровных родителей от детей, у них не формируется базисное доверие к миру, что приводит к неудовлетворению потребности в безопасности, формированию чувства отчужденности. Как следствие этого социальные потребности не появляются в определенные возрастные периоды, что затрудняет процесс взаимодействия с социальным миром .
По мнению Дж. Боули одним из наиболее важных факторов, оказывающих негативное влияние на мотивационную сферу, эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие детей-сирот - это материнская депривация. Дж. Боули рассматривал привязанность как независимую мотивационную систему, не находящуюся в соподчинение ни с питанием, ни с сексуальностью, ни с другими основными базисными мотивами . Ранняя депривация способствует развитию защитных действий, направленных против отвергшего ребенка окружения. Защитные действия закрепляются, препятствуя позитивному восприятию и взаимодействию ребенка с окружающим миром, и еще больше изолируют его, искривляя ход психического развития .
У детей, оставшихся без попечения родителей, в области когнитивной деятельности наблюдается сниженная познавательная активность, несформированность всех видов мышления, нарушения внимания и памяти. В поведенческой сфере выявляется пассивность, низкая эмоциональная включенность в деятельность, недостаточная самостоятельность, безразличие. К особенностям личностной сферы относятся не адекватная самооценка, не развитость самосознания, эмоциональные нарушения, внешний локус контроля. В сфере здоровья у детей-сирот также выявляются различные нарушения соматического и психического развития. Мотивационная сфера, является основой всего, поскольку вне мотива невозможна ни одна деятельность. Приоритетными ценностями у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, являются материальные ценности. В первую очередь - жилье, автомобиль, модная одежда .
Психологические исследования показывают, что формирование мотивации, связанной с достаточно отдаленным будущим (формирование временной перспективы), наиболее интенсивно происходит в подростковом и раннем юношеском возрастах. Благоприятное развитие личности в этот период связано со становлением жизненного плана и глубокой, протяженной временной перспективой будущего. И, напротив, при неблагоприятном развитии личности в этот период, которое часто встречается у подростков с аддиктивным поведением, т. е. страдающих пагубными привычками (подростков, злоупотребляющих алкоголем, с признаками возникающих наркоманической, токсикоманической зависимости), при подростково-юношеской депрессии, в случае девиантного поведения и т. п. фиксируется значительное сужение временной перспективы, тенденция жить сегодняшним, не заботясь о завтрашнем или даже вообще как бы игнорируя течение времени .
Травматичный опыт детей-сирот, изъятых из семей, останавливает полноценное развитие эмоционально-волевой сферы, запускает дефектную мотивацию, когда любая социально-приемлемая деятельность отвергается, выводя на первый план избегание ответственности, поиск легких путей, кратковременную вовлеченность, быструю потерю интереса к любой деятельности. Воспитание детей-сирот в условиях готовых решений, отсутствия поддержки родителей, их личного примера, не дает устойчивой и зрелой самоидентификации. Дети не знают, чего хотят, не способны прогнозировать свое будущее, не имеют навыков осознанного выбора, настойчивости преодоления трудностей.
Исходя из противоречия между практическими запросами воспитания этого крайне сложного контингента детей, и возможностями теории ответить на эти запросы, мы в данной работе обращаемся к проблеме, до сих пор в полной мере, не изученной и не осмысленной.
Объектом исследования является мотивационная сфера воспитанников интернатных учреждений.
Предметом исследования - взаимодействие ребенка со значимым взрослым (наставником) как механизм формирования и развития мотивационной сферы.
Таким образом, исследовательская проблема заключается в выявлении того, как появление значимого взрослого (наставника) влияет на формирование и развитие мотивации у детей, воспитывающихся в интернатных учреждений?
Научно-исследовательская цель: Выявление и анализ факторов повышения эффективности формирования и развития мотивационной сферы ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении, в процессе взаимодействия со значимым взрослым (наставником).
Практическая цель: Разработка и апробация программы «Наставничество», в основе которой лежит взаимодействие ребенка и значимого взрослого, как эффективного механизма формирования и развития мотивационной сферы у детей, воспитывающих в интернатных учреждениях.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить механизм формирования и развития мотивационной сферы у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
2. Выявить психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование и развитие мотивационной сферы.
3. Обосновать основные научные принципы программы «Наставничество».
4. Экспериментальным путем обосновать эффективность программы «Наставничество» как эффективного механизма формирования и развития мотивационной сферы у детей, воспитывающих в интернатных учреждениях.
Гипотеза исследования: Эффективность формирования и развития мотивационной сферы детей, проживающих в интернатных учреждениях, возрастает, если механизмом реализации этого процесса станет специально разработанная программа «Наставничество», в основе которой лежит взаимодействие ребенка и значимого взрослого.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных социологов, психологов, философов, педагогов прошлого и современности. В области проблем мотивации, ее формирования и развития большую роль РКТГТЛЯ ТТТ/Г Tfix/rtur R иг Г/ЛТЛ'ТТ Ц|ГУ9иГ1.‘ЛГГЛ ГЗ ПрЛГГТГ-.ГГп'Г Д Т-Т ДТарпгллг A F сыграли труды тэыготското л. V/. , тэиханското _/.V/. , Леонтьева л.п.. , хухаслоу . , Боубли Дж. , Юнг К., Фрейд З. . Авторы исследовали различные теории мотивации, раскрывающие индивидуальные потребности человека, связь потребностей с мотивацией к деятельности человека. В диссертационной работе рассмотрены основные теории мотивации.
Психологические особенности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях представлены в работах Прихожан А.М., Толстых Н.Н. , Лисиной М. И. , Эльконин Д.Б., Лангмейер Й., Матейчека З. . Авторы в своих трудах выделяют следующие психологические особенности у детей-сирот:
• Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка.
• Совместная деятельность и общение детей со сверстниками.
• Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений.
• Проблемы нравственного развития личности воспитанников интернатных учреждений.
• Социализация детей-сирот.
• Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников.
В своих исследованиях Прихожан А.М. и Толстых Н.Н. выделяют общую черту характерную для всех детей-сирот - деривационный синдром, определяющий особенности их психологического, интеллектуального и физического развития. Глубина и тяжесть депривационных нарушений индивидуально различается в зависимости от срока наступления депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также его качества. Боубли особое значение уделяет материнской депривации, формированию привязанности к значимому взрослому, как основой формирования и развития всей мотивационной сферы, видам нарушения привязанности .
В диссертационном исследовании особое внимание уделено теоретическим исследованиям о развитии и формировании мотивационной сферы у детей-сирот в работах
r~x r~X -I—l 1Q r~X TT T-' 90 -I—г A A г ?1 ттт тт -ж IT 99 T—■ TT T T 9Д
Эриксона Э.Г., Эльконина Д.Б. , Прихожан А.М. , Шипицына Л.М , Божович Л. И. . Авторы выделяют следующие мотивы поведения: мотив самоутверждения, мотив идентификации себя с другим человеком, мотив власти, процессуально-содержательные мотивы, мотив саморазвития, мотив достижения и др. Авторы утверждают, что каждый из этих мотивов может оказывать как позитивное влияние, так и негативное на поведение человека. По мнению Дж. Боули одним из наиболее важных факторов, оказывающих негативное влияние на мотивационную сферу, эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие детей-сирот - это материнская депривация. Дж. Боули рассматривал привязанность как независимую мотивационную систему, не находящуюся в соподчинение ни с питанием, ни с сексуальностью, ни с другими основными базисными мотивами .
Эмпирическую базу исследования составили:
• разработка программы «Наставничество», на основе анализа механизма формирования и развития мотивационной сферы у детей, воспитывающих в интернатных учреждения находящихся на удалении от административного центра, учитывающая особенности социальной активности местного населения.
• апробация программы «Наставничество», которая была проведена на базе ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района» с августа 2018 года по декабрь 2019 года. В ходе реализации программы было создано 12 пар «наставник-ребенок», приняли участие 11 подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Две пары прошли этап закрытия, одни из подростков повторно принял участие в программе, ему подобрали нового наставника.
• экспертный опрос руководителей и специалистов организаций, работающих с детьми, проживающими в интернатных учреждениях. Экспертный опрос проведен в апреле-мае 2020 года.
Достоверность и надежность выводов исследования обеспечивалась адекватностью методик целям и задачам исследования, методологической обоснованностью комплекса методов, сочетанием успешной апробации программы и количественного анализа.
Новизна работы заключается в том, что впервые была изучена взаимосвязь между появлением у ребенка значимого взрослого (наставника) и развитием его мотивационный сферы, через восстановление травмированной привязанности, в тех случаях, когда нет возможности устройства ребенка семью (кровную или замещающую).
Также была разработана уникальная программа «Наставничество» для центров помощи, находящихся на удалении от административного центра, учитывающая особенности социальной активности местного населения.
Практическая значимость заключается в разработке программы «Наставничество» для центров помощи, находящихся на удалении от административных центров. Также существует возможность трансляции этого опыта на другие регионы, т.к. большинство центров помощи находятся на удалении от административных центров (городов). Программа «Наставничество» направлена на уменьшение количества выпускников, ведущих потребительский, асоциальный образ жизни, через задействование в максимально комфортной для ребенка форме, социальных и психологических механизмов реабилитации.
Мотивационная сфера занимает важное место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией - иерархизированной совокупностью мотивов, составляющих мотивационную сферу. Основой мотивов, как мы уже рассматривали, являются первичные (естественные) и приобретенные потребности, которые отображаются в форме переживаний, чувств, интересов, мыслей, понятий, убеждений и т.д.
При этом надо отметить, что на разных возрастных этапах мотивация определяется ведущими видами деятельности и социальной ситуацией характерной данному этапу .
Дети, проживающие в интернатных учреждениях, отличаются от детей, растущих в семьях по физическому и психическому развитию. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах - от младенчества до подросткового возраста и дальше.
В основе нарушения формирования и дальнейшего развития мотивационной сферы детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, базируется такой фактор, как депривация, что уже на ранних стадиях развития ребенка создает значительный дефицит эмоционального опыта, когнитивного развития, недостаточность социальных контактов.
В рамках нашей работы мы пришли к выводу, что именно материнская депривация наиболее травматична для мотивационной сферы, психологического, интеллектуального и физического развития личности ребенка в целом. У детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях формируются ненадежные типы привязанности: тревожно-устойчивый, тревожно-избегающий или дезорганизованный.
В данной работе мы пришли к выводу, что восстановление привязанности у детей, проживающих в интернатных учреждениях, возможно через формирование новой привязанности надежного типа при появление значимого взрослого. Идеальной средой будет являться семья. При невозможности быстрого устройства ребенка в замещающую семью, или возвращение в кровную, таким значимым взрослым может стать наставник. Наставник, постепенно становясь «значимым взрослым» создает терапевтическое пространство, через живое, индивидуальное общение восстанавливает базисное доверие. Это становиться основой для развития и формирования мотивационной сферы.
И напротив, помещение ребенка в центры помощи, реабилитационные центры, только усиливает негативное воздействие на травмированную привязанность. Отсутствие семьи, подрывает базовое доверие детей, разделяя до состояния пропасти и без того
сложную взаимосвязь между миром детей и взрослых. Попадание в состоянии травмы в детские социальные учреждения, создает насильственную утрату личных семейных связей. Независимо от качества этих связей, принадлежность к семье, наличие истинно личного социального пространства, осознание своей истории, опора на “своих” взрослых важны для каждого ребенка. Разрыв с собственным прошлым, неспособность использовать прошлое как опыт, изолирует ребенка, не позволяя доверять ни взрослым, ни детям, находящимся рядом в таких же условиях. При невозможности или сложности возврата в биологическую семью, либо под опеку, становится важным создать для ребенка, находящегося в интернатном учреждении, личное пространство посредством “личного” взрослого.
В ходе успешной апробации программы наставничество на базе ОГКУ «Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей, Асиновского района» мы подтвердили гипотезу исследования, что программа наставничества может стать эффективным методом работы с детьми, проживающими в интернатных учреждениях, развивая их мотивационную сферу и тем самым способствуя восстановлению позитивного восприятия и взаимодействия ребенка с окружающим миром. При невозможности их оперативного устройства в семью.
По результатам экспертного опроса у всех детей-участников программы «Наставничество» эксперты отметили положительную динамику в формирование и восстановлении различных мотивов. Программа создает опору для формирования здоровой мотивации ребенка, стабилизации его эмоционального фона, установления позитивных ценностей с опорой на значимого для него взрослого. Повысилась мотивация к учебе. Хорошая успеваемость, в свою очередь, способствовала поднятию самооценки ребенка, укрепляя еще больше мотивированность, что дало старт для формирования увлечений, хобби, профессиональных устремлений в обычной жизни ребенка.
Наибольший эффект от реализации программы будет достигнут через 2-3 года с момента создания пары «ребенок-наставник», так как из опыта автора работы, наставник становится по настоящему значимым взрослым только спустя несколько лет. От полугода до года уходит на формирование дружеских отношений. В течение этого времени для ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении, постепенно создается личное пространство посредством “личного” взрослого. Неизменное присутствие наставника (минимум 1 раз в неделю) в этот период в жизни ребёнка создаёт стабильность. Однако у каждой пары своя история дружбы, свои временные рамки, которые на прямую связанны с травмой ребенка. Общение с подростком - это всегда вызов, проверка на прочность. В программу приходят часто люди, не имеющие большого социального багажа, роль куратора и психолога - помочь выстроить границы наставника.
1. Андриевских, А.А. Опыт НКО, над воспитанниками организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей успешные практики по наставничеству над воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.А. Андриевских, А.А. Горячева, В.В. Мухин и др. «Электрон. дан.- URL: http://www.cafrussia.ru/assets/RD_2019_FIN.PDF (дата обращения 18.04.2020).
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности - Москва: Мысль, 1976. - С.76
3. Березин, С.В. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» / С.В. Березин, Ю.Б. Евдокимова- Самара: Универс-групп,
2003. С.48
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 135-173
5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков - Москва: Скифа, 2012. - С.7-123
6. Боубли, Д. «Материнская забота и психическое здоровье» / Д. Боулби. - Москва // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода : учебное пособие / Сост. А.Н. Васина. - Москва: Издательство УРАО, 2005. - С. 246-250.
7. Боулби, Д. Привязанность / пер с англ.; общ. ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской. Москва: Гардарики, 2003. С. 247-250
8. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. - Москва: «Академический проспект», 2004.С.31-189
9. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной российской семьи: Мат-лы Всерос. науч. конференции (Москва, 14—16 октября 2003 г.) Ч. 1. / Г.В. Бурменская, И.А. Борисова, Е.В. Пупырева - Москва, 2003. С. 202—207
10. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов — Москва: Гардарики, 2003. — С. 143-162
11. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. Москва: Педагогика, 1991.- С. 360-374
12. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка — Москва, 2004. - С. 94-107
13. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности: учебник / Б.И. Додонов; Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - Москва: МГУКИ, 2007. -С.13-100
14. Дубровиной, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - Москва: Педагогика , 1990, С.175-204
15. Дубровиной, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, - Москва: Педагогика , 1990, С. 175-204...59