АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Генеративный искусственный интеллект как инструмент продвижения 9
1.1. Генеративный искусственный интеллект: понятие, основные виды и
технологии 9
1.2 Применение генеративного искусственного интеллекта в продвижении науки и образования 21
Глава 2. Научные школы как объект продвижения инструментами ГИИ 33
2.1. Научная школа: сущность, цели, значение в образовательной и научной среде
33
2.2. Научные школы Томского научно-образовательного комплекса 37
2.3. Возможности генеративного искусственного интеллекта в продвижении
научных школ Томского научно-образовательного комплекса 41
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения 58
В последние годы наблюдается стремительный рост интереса к генеративному искусственному интеллекту в различных сферах деятельности. В 2025 году он применяется по всему миру пользователями Интернета без специальной подготовки и становится важным инструментом, который способствует оптимизации многих процессов: от образовательных до производственных и бизнес-процессов.
Активно используется ГИИ в продвижении как коммерческих, так и некоммерческих объектов. Генеративный искусственный интеллект позволяет не просто быстро создавать качественный контент, затрачивая при этом наименьшее количество ресурсов, но и дает возможность создавать новые форматы продвижения. Теоретически это справедливо в отношении самых разных видов коммуникаций, в том числе и научных. Однако в прикладном аспекте в научных коммуникациях примеров немного. Фактически ГИИ не используется при продвижении научных школ, которые играют ключевую роль в развитии науки, формировании новых знаний и подготовке квалифицированных специалистов.
Для достижения успеха в современном конкурентном научном пространстве требуется не только высокое качество исследований, но и их активное продвижение. Для этого необходимы не просто информировать аудиторию о новых открытиях, научных достижениях и актуальных источниках информации — требуется вызвать интерес у аудитории, поддерживать его и постоянно публиковать тематический контент, который сможет удержать внимание аудитории. В таких условиях ГИИ становится многофункциональным и доступным инструментом для продвижения научных школ - он дает возможность быстро синтезировать голос, генерировать тексты, изображения, инфографику и видео. Это обуславливает актуальность данной темы распространение и увеличение доступности нейросетей и генеративного искусственного интеллекта. Современные технологии позволяют использовать как сгенерированные, так и реальные голоса людей, «оживлять» фотографии и использовать образы людей в видео, предварительно обрабатывая заранее написанный текст, который будет озвучен аватаром на видео. В социальных сетях и других платформах такой формат контента может послужить полезным инструментом для продвижения, например, научных школ.
В эпоху, когда стремительно развивается клиповое мышление, снижается уровень концентрации внимания человека и каждый цифровой источник борется за внимание потребителя контента, становится наиболее востребованным контент, который публикуется регулярно, быстро адаптируется под аудиторию и отвечает на актуальные запросы потребителей контента.
В США компания Pew Research Center в феврале 2023 года опубликовала результаты опроса. По результатам опроса 11 тыс. взрослых жителей США оказалось, что 27% респондентов сталкиваются с ИИ несколько раз в день. 28% - раз в день или несколько раз в неделю. 44% опрошенных считают, что не взаимодействуют с ИИ регулярно. Важно отметить, что не все респонденты знали, что в технологиях, которые они применяют применяется ИИ. Еще одна страна с большой численностью населения — Индия. Исследование, проведенное в Индии компанией Kantar , показало, что искусственным интеллектом уже пользуются 9 из 10 пользователей. Нейросети и ИИ используются не только молодежью в возрастном диапазон от 18 до 24 лет, но и более взрослые люди — среди этого возрастного диапазона 81% используют ИИ. В 2023 году в Великобритании был проведен общенациональный репрезентативный опрос среди 4 тысяч населения от 16 до 75. 52% слышали об ИИ, 26% — используют его. 30% опрошенных говорят, что использовали ИИ 1-2 раза, а 28% использовали его еженедельно. 9% опрошенных применяют ИИ минимум раз в день.
Проект «Нейростат» от компании «Яндекс» собрал информацию о частоте использования россиянами ИИ и опубликовала данные в феврале 2024 года. О текстовых нейросетях знают 58%, пользуются - 26% респондентов. Про нейросети, генерирующие изображения знают 76%, пользуются — 33%.
В совокупности развитие генеративного искусственного интеллекта и необходимость продвижения научных школ наталкивают специалистов в сфере рекламы и PR на использование эффективного и многофункционального инструмента - ГИИ. Современные технологии позволяют использовать как сгенерированные, так и реальные голоса людей, «оживлять» фотографии и использовать образы людей в видео, предварительно обрабатывая заранее написанный текст, который будет озвучен аватаром на видео. В социальных сетях и других платформах такой формат контента может послужить полезным инструментом для продвижения, в том числе научных школ.
Проблема, исследуемая в данной работе, заключается в недооценке специалистами в сфере научных коммуникаций генеративного искусственного интеллекта, как инструмента продвижения научных школ Томского научнообразовательного комплекса.
Объект: генеративный искусственный интеллект как инструмент продвижения
Предмет: возможности генеративного искусственного интеллекта в
продвижении научных школ Томского научно-образовательного комплекса
Цель: изучение возможностей генеративного искусственного интеллекта как инструмента, используемого для продвижения научных школ Томского научнообразовательного комплекса
Задачи:
1. Рассмотреть генеративный искусственный интеллект как динамично развивающийся технологический феномен
2. Проанализировать использование ГИИ в продвижении науки и образования
3. Дать характеристику научной школе как феномену научно-образовательной среды
4. Рассмотреть научные школы Томского научно-образовательного комплекса
5. Описать возможности генеративного искусственного интеллекта в продвижении научных школ Томского научно-образовательного комплекса
Методология исследования.
Фундаментальный уровень. Концепция сетевого общества М. Кастельса послужила опорой для данной работы, так как концепция раскрывает понятие «реальная виртуальность» и особенности протекания коммуникативных процессов в обществе, живущем в цифровую эпоху. Также при написании работы в основу лег термин «общество-сеть» Э. Тоффлера , была затронута идея этики искусственного интеллекта Стюарта Рассела. Использовались идеи К. Шваба из работы «Четвертая промышленная революция» о развитии технологий и научно -технологического прогресса, также в основу работы легли основные идеи из работы Шваба о синтезе таких технологий как искусственный интеллект, интернет вещей, и об изменениях в экономике - ее базировании на цифровых технологиях, сокращении рабочих мест, изменении моделей труда и расширении возможностей специалистов в сфере ИИ из-за их развития. Для изучения возможностей ИИ и ГИИ была взята работа «Изучение возможностей ChatGPT: приложения, методы и последствия» Эрика Сарриона . В качестве опорной работы в сфере маркетинга использовалась книга Ф. Котлера «Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер».
Специально-научный уровень. В качестве ключевых определений ИИ и ГИИ были взяты определения из работы Шмагина В. С., Масловой М. А., а также из Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации . Возможности генеративного искусственного интеллекта в продвижении товаров, услуг и брендов раскрывают следующие авторы: Д. А. Струнина, статья Егоровой А. А., Рыжова А. П. , И В. Понкин , Уколов В.Ф., Трофименко О.В. , Спивакова К.С. . Для раскрытия понятия «научная школа» использовались работы А. П. Огурцова, А. А.
Баева, К. Швабе . Работа Акишиной Е. О., Мартишиной Н. И. «Научная школа: сущность, статус, возможности регулирования» послужила опорной для выявления основных характеристик научной школы.
Прикладной уровень. В качестве источника для анализа кейсов в сфере научных коммуникаций и продвижения науки были использованы цифровые издания: «Коммуникативная лаборатория: Лучшие практики с 2016 по 2021 год» , «Научный PR 2.0» , «Научный PR 3.0» , сайт премии «За верность науке». Также анализировались официальные сайты ВУЗов России: ТГУ , СибГМУ , ТПУ , ТПГУ , НИУ ВШЭ , КНЦ СО РАН , ИТМО , МФТИ , МГУ и организаций, таких как ИНГГ СО РАН , ИФПМ СО РАН , ИОА СО РАН для выявления наличия информации о научных школах данных высших учебных заведений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава работы посвящена исследованию роли искусственного и генеративного интеллекта как инструмента продвижения. Развитие ГИИ открывает новые возможности: генеративные модели умеют создавать тексты, изображения, звук и другие форматы контента. Современные ГИИ основаны на сложных нейронных сетях, обученных на огромных объёмах данных, и способны генерировать контент, практически неотличимый от созданного человеком. Практический анализ показал, что в маркетинге и рекламе ГИИ используется для автоматизированной подготовки рекламных текстов, изображений и видеороликов, что значительно ускоряет рабочие процессы. ГИИ уже активно используется и в сфере PR: он может автоматически формировать пресс-релизы и посты в соцсетях, освобождая специалистов для стратегических задач. В кризисных ситуациях ИИ способен быстро анализировать общественное мнение и формулировать рекомендации по ответу, что существенно улучшает управление репутационными рисками. В результате ГИИ оптимизирует работу маркетологов и специалистов в сфере связей с общественностью, повышая общую эффективность коммуникаций и позволяя креативным командам сосредоточиться на разработке идей. Использование ИИ позволяет тестировать и оптимизировать контент быстрее, чем традиционными методами. Благодаря этому специалисты могут более гибко управлять маркетинговыми бюджетами и экспериментировать с идеями без существенных затрат. При этом необходимо учитывать и связанные с ГИИ риски: например, генерация недостоверной или неэтичной информации требует дополнительного контроля качества и авторских прав.
Во второй главе рассмотрены понятие и характеристика научной школы, а также возможности ГИИ в продвижении научно-образовательных сообществ. Научная школа определяется как оформленная система общих научных взглядов и коллектив исследователей, объединённых определённой традицией и преемственностью поколений. Типичными признаками таких коллективов являются общность научных интересов, преемственность и высокий уровень научных достижений; они часто выступают очагами творческой энергии и новаторства. Продвижение научных школ тесно связано с донесением сложных научных идей широкой аудитории. ГИИ может упростить научные тексты и генерировать их понятные версии для неспециалистов. ГИИ обеспечивает более оперативную и персонализированную коммуникацию.
Использование этих возможностей позволит расширить аудиторию научных школ и повысить узнаваемость их достижений. ГИИ может автоматически формулировать ключевые результаты исследований в виде кратких аннотаций для сайтов и публикаций, делая информацию доступной неподготовленной аудитории. Он также может создавать иллюстративный контент — графики, инфографику и обучающие ролики, повышая привлекательность материалов. Такие технологии позволяют научным школам привлекать внимание потенциальных студентов и партнёров, увеличивая их аудиторию. Кроме текстов, ГИИ расширяет и графические возможности: системы генерации изображений позволяют учёным создавать иллюстрации сложных процессов, что повышает наглядность материалов школы. Такой подход может значительно усилить визуальный имидж научных школ Томска и вовлечь аудиторию за счёт привлекательности презентаций и публикаций.
Результаты работы подтверждают, что интеграция генеративного ИИ в коммуникационную деятельность университетских научных школ может существенно расширить их аудиторию и повысить информированность общественности о достижениях. Применение современных технологий позволяет значительно повысить эффективность коммуникаций и гибкость реакции на запросы аудитории, что укрепляет репутацию Томского научно-образовательного комплекса и способствует его дальнейшему развитию. Важным является гибридный подход, в котором ГИИ решает рутинные задачи, а специалисты берут на себя креативное и стратегическое планирование. Применение такого подхода позволит в дальнейшем наиболее эффективно сочетать возможности технологий с профессиональным опытом специалистов. Ключевыми факторами успеха такого подхода являются соответствие стратегии ГИИ-инициатив общим целям университета и открытость перед аудиторией: важно информировать общественность об использовании ГИИ и демонстрировать его преимущества. Генеративный ИИ выступает не заменой а дополнением к традиционным методам - он позволяет научным школам раскрывать достижения перед аудиторией, создавая условия для дальнейшего развития Томского научно-образовательного комплекса.
1. Агаметов И. Э., Вечкинзова Е. А. Применение искусственного интеллекта и машинного обучения в практике цифрового маркетинга // Креативная экономика. 2023. Т. 17, № 8. С. 2745-2760. DOI 10.18334/ce.17.8.118923
2. Акишина Е. О., Мартишина Н. И. Научная школа: сущность, статус, возможности регулирования // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. №3 (74). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-shkola- suschnost-status-vozmozhnosti-regulirovaniya (Дата обращения: 09.06.2025)
3. Алгалиева Г. С., Шалкарбек А. Искусственный интеллект как фактор трансформации в PR, маркетинге и медиапространстве // Российская школа связей с общественностью. 2024. №33
4. Баев А. А. О научных школах // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1977
5. Бережная М. Н., Рахминова Э. В., Орлова В. Г. Искусственный интеллект в современном маркетинге: инструменты, возможности и перспективы // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы ХХХУ Всероссийского симпозиума. М.: ЦЭМИ РАН, 2023. С. 21-24
6. Борисовский С. А. Использование инструментов искусственного интеллекта для продвижения товаров народного потребления, перспективы для российского рынка // Международный научный журнал. 2023. №6(63). С. 80-89. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=54064576 (Дата обращения: 23.05.2025)
7. Буравлев Ветошкин В. М. Искусственный интеллект: сущность, принципы работы, области применения // Вооружение и экономика (электронная версия). 2024. №2. С. 33
8. Гаранина П. В., Драган В. В. Перспективы генерации контента в областях с низким уровнем медийности с применением нейросетей // Вопросы медиабизнеса.
2024. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7perspektivy- generatsii-kontenta-v-oblastyah-s-nizkim-urovnem-mediynosti-s-primeneniem- neyrosetey (Дата обращения: 28.05.2025)
9. ГОСТ Р 59277-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200117292 (Дата обращения: 29.05.2025)
10. ГОСТ Р 70462.1-2022. Информационные технологии. Интеллект
искусственный. Оценка робастности нейронных сетей. Ч. 1. Обзор [Электронный ресурс]. URL: https://allgosts.ru/35/020/gost r 70462.1-2022 (Дата
обращения: 29.05.2025)
11. Давыдов С. Г., Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М. Использование технологий искусственного интеллекта в российских медиа и журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. №5. С. 3-21. DOI 10.30547/vestnik.journ.5.2023.321
12. Дипфейк «воскресает» женщин-ученых для получения Нобелевской
премии // Galileo Journal. [Электронный ресурс]. URL: https://galileo-
tv.ru/technology/dipfejk-voskrecaet-zhenshhin-uchenyh-dlya-polucheniya-nobelevskoj- premii (Дата обращения: 15.05.2025)
13. Долженко И. Б. ChatGPT и потенциал применения генеративного искусственного интеллекта в маркетинге // Вектор экономики. 2023. Т. 4. №82
14. Дунаевский Г. Е., Евстафьев В. Ф. Научная школа Томского государственного университета в области нанотехнологий и процессы коммерциализации результатов исследований и разработок // Инновации. 2007. №12. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-shkola-tomskogo- gosudarstvennogo-universiteta-v-oblasti-nanotehnologiy-i-protsessy-kommertsializatsii- rezultatov (Дата обращения: 07.06.2025)
15. Егорова А. А., Рыжов А. П. Системы генеративного интеллекта для синтеза изображений, сценарии их использования и связанные задачи // Вестник Московского университета. Серия 15. Вычислительная математика и кибернетика. 2024. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-generativnogo- intellekta-dlya-sinteza-izobrazheniy-stsenarii-ih-ispolzovaniya-i-svyazannye-zadachi (Дата обращения: 05.05.2025)
..67