Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОКМ ИМ. М.Б. ШАТИЛОВА

Работа №192520

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы85
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 10
1.1. История развития информационных технологий в музеях 10
1.2. Инновации современных музеев 21
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОКМ ИМ. М.Б. ШАТИЛОВА 34
2.1. Использование информационных технологий в научно-методической и научно
исследовательской деятельности 36
2.2. Применение информационных технологий в фондовой работе 41
2.3. Использование информационных технологий в экспозиционно-выставочной
деятельности 43
2.4. Музей в сети интернет 48
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОКМ ИМ. М.Б.
ШАТИЛОВА 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Актуальность темы. В практике музейного строительства последних лет отчётливо наблюдается тенденция всё большего проникновения цифровых технологий в деятельность музеев. Очевидно, что использование современных технических средств и информационных технологий наиболее эффективно там, где с их помощью удовлетворяются разнообразные потребности посетителя как потребителя музейных услуг. Необходимость совершенствования деятельности современного музея на основе новых технологий, оптимальные условия развития музея под их воздействием, использование электронных ресурсов в сфере культуры для выработки практических шагов в реализации культурной политики музея - задачи стоящие на сегодняшней повестке дня перед любым российским музеем. Происходящие трансформации культурных и социальных институтов благодаря внедрению и использованию новых информационных и коммуникационных технологий имеют глобальный характер, но до настоящего времени масштаб этих изменений, касающихся непосредственно Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова, остаётся недостаточно изученным.
Степень изученности темы диссертационного исследования.
Одним из пионеров в музейной компьютеризации является американский археолог Роберт Челинхолл, который принимал активное участие в разработке первых музейных банков данных. В 1975 году была издана его книга «Музейная каталогизация и ЭВМ», переведённая и изданная в России в 1983 году Юрием Асеевым и Яковом Шером, являвшаяся на тот момент единственной с точки зрения полноты и систематичности изложения всего комплекса вопросов, связанных с применением ЭВМ в музейной практике. Именно Шера и Асеева можно считать пионерами информатизации в СССР.
Первоначально процесс информатизации был связан с автоматизацией учётно - хранительской деятельности музея. Так, в статье «Каталогизация музейных коллекций и информатика» авторы отмечали: «Каталогизация занимает особое место в жизни современного музея. От её уровня, качества и эффективности во многом зависит выполнение основных функций музея». В 1983 г., во вступительной статье к книге, Асеев и Шер писали: «Если не считать отдельных статей и материалов обзорного характера, опубликованных в последние годы в отечественной литературе, то предлагаемая читателю книга является единственной с точки зрения полноты и систематичности изложения всего комплекса вопросов, связанных с применением ЭВМ в музейной практике». Музейная практика ушла далеко вперед, однако лишь единицы из музейных профессионалов уделяют внимание теоретическому осмыслению происходящих изменений. Показательным можно назвать тот факт, что, за исключением монографии Л.Я. Ноля, выдержавшей несколько переизданий, история информатизации отечественных музеев нигде более не рассматривается (разделы в отечественных учебниках по музейному делу также написаны самим Нолем либо при его участии).
В отличие от создания музейных электронных каталогов, необходимость применения цифровых средств в музейном проектировании в течение некоторого времени оставалась спорным вопросом, поскольку считалось неуместным использование современных технических средств в экспозиции как храме, где посетитель общается с прошлым. Однако практика показала, что музейная сфера должна учитывать специфику современного развития общественной жизни.
Александр Дриккер, доктор культурологии, выступая на главных форумах российской музейной информатики (конференциях российской Ассоциации
по документации и информационных технологиям (АДИТ) и международных конференциях EVA (Electonical Visual Arts) начиная с 1997 г., транслировал, что
компьютер сегодня прочно вошел в музейную деятельность, однако наиболее актуальна не инструментальная роль новейших технологий, а возможности их использования для усиления потенциала традиционного музея. В своих работах он описывает насколько технологии могут принципиально повлиять на консервативный музейный институт, открыть новые горизонты в виртуальном пространстве, говорит, что будущее музея тесно связано с общим ходом культурной эволюции. В своей статье Дриккер называет этап, который пришёлся на 1970-1980 гг., «романтическим»: «Это было время скорее романтическое, чем практическое. Полёта мысли, фантазии, мечтаний от том, казавшемся безумно далёким будущем, когда шедевры искусства станут доступны, как книги, остро востребованными, меняющими культуру». Именно эта идейность, смелость стали основой для дальнейшего процесса информатизации музеев. Заметим, что первоначально процесс информатизации был связан с автоматизацией учетно - хранительской деятельности музея.
Современные авторы рассматривают вопросы использования ИТ в различных сферах музейной деятельности: Ю.В. Герасимов изучает внедрение информационных технологий в научно-фондовую работу, Н.Н. Заславец - научно-методические вопросы использования ИТ в экспозиционно-выставочной деятельности. Всё чаще рассматриваются вопросы включения музея в современное информационно пространство с помощью сайтов и социальных сетей. Внедрение информационных технологий во все сферы музейной деятельности художественных музеев рассмотрены в пособии Е.В. Малковой и И.А. Сизовой.
В 2018 г. свет увидела работа «Музей в цифровую эпоху» коллектива авторов: П.О. Васильевой, Д.В. Качуровской, А.В. Михайловой, С.Э. Феоктистовой, в которой поэтапно описывается история информатизации отечественных музеев, процесс преображения музейных пространств, дается описание современных цифровых проектов.
В 2021 г. вышла коллективная монография (авторы: Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Пустовойт, О. Ю. Нельзина, А. А. Корнеева) «Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», в которой особо выделена роль иммерсивных технологий в экспозиционной деятельности российских музеев, а также предложена классификация мультимедийных технологий исходя из их технических характеристик: авторы выделяют цифровые технологии, использующие устройства вывода (линейные) или устройства ввода и вывода (нелинейные) и подробно описывают их отличия и принципы работы.
Также, в основу работы легли характеристики и сведения о технических возможностях тех или иных современных приборов (устройств), используемых в работе музея, которые были взяты с сайтов разработчиков или продавцов устройств.
Изучением использования информационных технологий в деятельности томских музеев посвящены работы Ю.В. Надточего и А.В. Петуховой (описывается опыт внедрения информационных технологий в университетские музеи г. Томска). М.С. Андольщик11 занималась вопросом использования ИТ в музеях образовательных учреждений г. Северска. Что касается использования современных информационных технологий в деятельности ТОКМ, то Е.Д. Кижнер анализировала проблему разработки информационного продукта для сопровождения постоянной экспозиции музея, а С.Е. Григорьева в своей диссертации описывала начало процесса информатизации деятельности музея (до 2010 года).
Таким образом, исследований по заявленной теме немного, что подтверждает актуальность темы.
Бурное развитие компьютерных технологий и их широкое внедрение в практику музеев в 1990-е и 2000-е годы привело не только к изменению методов работы со слушателями, но и поставило перед специалистами музея задачу получить набор знаний и навыков, необходимых для эффективного использования ИТ в ежедневной практической деятельности.
Информационные ресурсы в музейном проектировании стали обязательным элементом для придания музею статуса современного. На данном этапе отечественные музеи превращаются из учреждений, занимающихся исключительно комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность в пространство для лекций, творчества, дискуссии, спектакля, игры. Меняется общество - меняются музеи. В современном обществе произошло смещение от информирования к вовлечению, культуру потребления заменили на культуру участия. «Культурный софт», «информационная эстетика», медиаискусство, цифровая художественная визуализация и «большие данные» как «способ высказывания о мире и человеке», меняют наше поведение, способы взаимодействия с музейным содержанием и способы его восприятия.
Иммерсивность, дополненная, смешанная, виртуальная реальности, геймефикация и роботизация, нативность и мультиканальность, «другая» журналистика без редакций, издателей и сайтов, интерактивное VR кино, цифровая история (digital history или DHist), социальное продюсирование и цифровые просветительские, научные, образовательные, благотворительные - уже не столько СМИ, сколько поли и метамедиа - такова цифровая реальность нынешних культурных и медиаиндустрий.
Музей цифровой эпохи - это синтез подлинного пространства памятников и новой медийной надстройки, позволяющей раскрыть информационный потенциал экспонатов. Ещё никогда в истории человечества музеи не были так открыты и доступны: оцифрованные экспозиции можно посетить онлайн из любой точки мира, истории о предметах и событиях раскрывают самые разные грани человеческой натуры.
Цель работы - выявление и анализ ключевых тенденций, факторов и механизмов изменений в принципах и практиках использования информационных технологий в деятельности ТОКМ в период с конца 1990-х - по 2023 год.
Задачи исследования:
• показать актуальные направления использования информационных технологий в деятельности ТОКМ;
• обозначить области использования информационных технологий для сохранения и презентации культурного и природного наследия;
• проанализировать практические инструменты и используемые подходы в области информационных технологий при создании проектов ТОКМ.
Объект исследования: ОГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова».
Предмет исследования: специфика цифровых инструментов в реализации основных направлений работы ТОКМ.
Территориальные рамки: ограничиваются Томской областью и Томским областным краеведческим музеем, как дивизиональной структурой, построенной по территориальному принципу - головная организация плюс филиальная сеть.
Хронологические рамки: с конца 1990-х гг., когда компьютеры стали широко внедряться в работу региональных музеев России по настоящее время.
Методология. В работе над диссертацией применялся сравнительно
исторический метод, позволивший провести аналогии, выяснить сходства и различия изучаемого явления в российской музейной жизни, выявить черты общности ТОКМ с другими музейными институциями страны, подчеркнуть отличие, своеобразие его развития.
В исследовании использовался локально-исторический подход, позволивший сузить территориальные рамки исследования. Благодаря этому комплексно были изучены особенности внедрения информационных технологий в работу ТОКМ, выявлена специфика и отмечены результаты этого внедрения.
Метод интервьюирования сотрудников ТОКМ использовался для выяснения подробностей о внедрении в работу музея ИТ, об имеющихся проблемах и сложностях, об итогах применения ИТ в различных сферах музейной деятельности.
Системный метод позволил рассматривать музейное дело как сложную систему, включающую множество элементов, взаимосвязь и взаимовлияние которых формирует целостность этого множества, определяет возможности его функционирования.
Выпускная работа опирается на принцип историзма для рассмотрения всех явлений и событий в развитии и принцип объективности для непредвзятого подхода в освещении исторических фактов.
Источниковая база исследования опирается на материалы, которые можно разделить на следующие группы:
- на нормативные документы РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 357- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”» и Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»), стратегические документы музея и его учредителя, документы по основной производственной деятельности ТОКМ (планы, отчёты, служебные и докладные записки сотрудников),
- на материалы интервью с сотрудниками Томского областного краеведческого музея;
- на электронные источники: сайт Госкаталога и портал Культура.рф; материалы сайта ТОКМ и страницы ТОКМ в социальных сетях; на официальные сайты музеев РФ, сайты производителей и продавцов технического оборудования для музеев.
- на изобразительные источники: они представлены фотографиями,
иллюстрирующими использование современных информационных технологий в музейной деятельности в целом и в ТОКМ в частности.
Научная новизна: в работе впервые освещена деятельность по внедрению и использованию информационных продуктов в деятельности ТОКМ.
Практическое значение работы: материалы выпускной работы можно будет использовать в качестве учебного материала при проведении курсов повышения квалификации на базе ТОКМ, в исследовательской и популяризаторской работе музейных сотрудников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс цифровизации охватывает практически все направления деятельности современного музея: экспозиционно-выставочное пространство, фондовую работу, научно-методическое и культурно-образовательное направления, маркетинговую службу, работу в собственном публичном цифровом пространстве. На практике из-за масштабности и многоплановости этого явления, связанного со значительной технической модернизацией и не менее значительными финансовыми затратами, процесс цифровизации протекает очень неравномерно.
Главные проблемы, осложняющие данный процесс в российских музеях - моральное устаревание электронных (мультимедийных) технологий, отсутствие необходимого финансирования для обновления цифровой инфраструктуры, отсутствие у сотрудников музея возможности знакомиться с лучшими музейными практиками (назовем это отсутствием насмотренности), низкая заработная плата и, как следствие, нехватка в музее специалистов владеющих навыками работы с современными технологиями.
Цифровые инновации развиваются с очень высокой скоростью, поэтому быстро устаревает как оборудование, так и программное обеспечение. Как отмечает А. Михайлова, эксперт в области интернет-коммуникаций для музеев, «те самые компьютеры, которые еще недавно использовались для наполнения музейных баз данных и демонстрации первых мультимедийных продуктов для экспозиций, уже сами стали экспонатами» и, в свою очередь, вошли в коллекции мировых и российских музеев, посвященных истории компьютеров. Обращает на себя внимание широко известный факт: цикл полноценной «жизни» мультимедийной технологии равняется, в среднем, семи годам. При этом отечественные музеи не могут позволить себе обновление цифровой инфраструктуры так часто в силу множества причин.
Инновационное развитие российских музеев в отношении цифровизации происходит неравномерно. Передовые музеи по применению цифровых технологий сосредоточены по преимуществу в Москве и Санкт-Петербурге, в городах-миллионниках с высоким уровнем жизни. В топ российских музеев с развитой цифровой инфраструктурой входят Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Дарвиновский музей, Государственный Эрмитаж, Музей железных дорог России и др. «Нет такой цифровой технологии, которая бы уже не использовалась в музеях-лидерах, — отмечал в 2019 году тогда еще заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ имени А. С. Пушкина В.
Определенов, - будь то создание внутреннего цифрового пространства или работа с посетителями».
При этом значительная часть музеев России пока применяет лишь отдельные электронные технологии в своей деятельности, а некоторые музеи регионального и муниципального значения имеют в свое распоряжении лишь персональные компьютеры (иногда один на весь музей) и работающий с перебоями интернет.
Возвращаясь к результатам опроса, проведенного Лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург при поддержке Российского комитета Международного союза музеев (ИКОМ Россия) по исследованию процесса цифровизации российских музеев важно отметить музейные цифровые продукты и сервисы, получившие распространение в последние годы:
- Оцифровка коллекций музейных предметов. Будучи одним из первых форматов цифровизации музеев, оцифровка музейных коллекций к настоящему времени освоена большинством российских музеев и признается ими важнейшим инструментом современной музейной деятельности. В опросе музейных работников 91,4 % респондентов указали работу по созданию электронной базы данных музейных предметов в качестве наиболее активно осуществляемой.
- Использование оцифрованных баз данных. Качественная оцифровка музейных предметов позволяет создавать более углубленные формы их показа, акцентируя внимание на ранее недоступных деталях и скрытых от глаз особенностях. Цифровые изображения и 3Э-модели музейных экспонатов и пространств лежат в основе набирающих популярность «живых» экскурсий с использованием технологий дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальностей. Также использование изображений оцифрованных музейных предметов позволяет активизировать экскурсионновыставочную деятельность, как в области использования специальных ресурсов, так и в создании цифровых ресурсов, что позволяет расширить музейную аудиторию.
- Создание цифровых музейных продуктов и сервисов, направленных на взаимодействие с посетителями музея. «Клиентоцентричность», привлечение посетителей и обеспечение им комфортного и интересного пребывания в музее становится одной из основных целей работы музеев. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов — повышением уровня конкуренции за посетителя в индустрии впечатлений в целом, необходимостью создания новых форматов для привлечения молодежи, повышением роли доходов от посещения музея при сокращении уровня государственных или муниципальных субсидий и других.
- Монетизация цифровых музейных продуктов. Лишение источников дохода во время пандемии (входные билеты, музейные магазины, кафе, аренда мест проведения мероприятий), неравномерное государственное финансирование и неопределенность будущего вынудили музеи искать способы монетизации онлайн-контента. Ключевая рекомендация по монетизации, выдвигаемая авторами исследования, базируется на мнении экспертов о необходимости разработки музейного маркетплейса — интернет- платформы по типу B2C, на которой продавцы (музеи) и покупатели (музейная аудитория) находят друг друга и взаимодействуют между собой.
Несмотря на все инновационные процессы, проходящие в музейно - экспозиционном пространстве и расширяющие его коммуникативные возможности, основой музейного языка и его экспозиций остается музейный предмет. Главный носитель «духовно-нравственных ценностей», материальный свидетель социально-значимых процессов, явлений и событий в истории, природе, науке, культуре, архитектуре и искусстве. Наличие или отсутствие подлинников в экспозиционном пространстве активно влияет на степень ее успешности и эффективности. Следует отметить, что интерес к электронным технологиям значительно вырос в период пандемии и временных ограничений. Именно на эти технологии легла ответственная задача — не порывать связь с посетителями в экстремальных условиях, приведших к закрытию ряда музеев. Однако этот факт рассматривается в формате вынужденных и временных мер, поскольку онтологическая природа музея, как и театра, выражается в непосредственном, живом контакте, в принципе «здесь и сейчас», считает Т.П. Поляков. «К рискам применения электронных (мультимедийных) технологий относятся следующие: существует опасность вытеснения музейного предмета внешне эффектными цифровыми технологиями, подмены знания информацией, рассеивания внимания вследствие большой мощности информационного потока, воздействия образов виртуальной реальности на психику и мозг человека и др. Словом, музей не должен превращаться в мультимедийный инфоцентр».
Использование информационных технологий в деятельности музея - жизненная необходимость, способствующая эффективной и успешной работе музея, облегчающая труд музейщика, привлекающая все новых и новых посетителей в музей. Для отечественных музеев, не являющихся коммерческими организациями, понятие «успешность» выражается в степени популярности музея у местных жителей и туристов, в то время как понятие «эффективность» связано со способностью музея конвертировать свою популярность в дополнительные внебюджетные средства, получаемые от конкретных проектов и инфраструктуры, обеспечивающей успешность этих проектов.
Все музеи разные и степень цифровизации этих музеев тоже разная, потому что зависит от многих и многих факторов. Однако же чтобы идти в ногу со временем, необходимо стремиться к определенному, продиктованному сегодняшними потребностями, техническому уровню оснащенности музея. Важна как цифровизация внутренних процессов — электронный документооборот, средства корпоративной коммуникации и командной работы (почта, календари, совместное редактирование документов, система видеоконференций и т.п.), финансово -хозяйственной деятельности и безопасности, так и цифровизация направленная во вне: музей должен оцифровывать фонды, чтобы предоставлять публике широкий доступ к своему музейному собранию, музей должен быть представлен в сети Интернет, чтобы люди (а особенно молодое поколение) знали о его возможностях и захотели его посетить или принять участие в его онлайн-программах. Музей должен иметь возможность продавать билеты онлайн, потому что это удобно для посетителей. Важно иметь CRM-систему, позволяющую выстраивать коммуникацию с постоянной аудиторией, помогающую формировать программы лояльности и т.п. А самое главное - сотрудники музея должны обладать определенными знаниями в области цифровой грамотности и стремиться постоянно повышать свою квалификацию в этом направлении.


1. Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”».
2. Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом
Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики»).
Электронные источники:
3. ICOM: Международный Совет Музеев [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://icom.museum/ru.
4. Гиль А.Ю. Трансформация музея в культуре информационного общества.
Томск: Издательство Томского государственного университета, 2015. 147 с.: ил. URL http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000515074 (дата
обращения 20.04.2023)
5. Информатизация в музее: история, современное состояние, перспективы// Helpiks: офиц. сайт. URL: https://helpiks.org/7-70398.html (дата обращения 15.03.2023).
6. Музеи России: офиц. сайт. URL: http://www.museum.ru/ (дата обращения 20.04.2023).
7. Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - https://www.kunstkamera.ru/ (ада обращения 15.03.2023)
8. PRO.Культура.РФ : офиц. сайт.URL: https://pro.culture.ru/ (дата обращения 15.05.2023).
9. Культура.РФ : офиц. сайт. URL: https://www.culture.ru/ (дата обращения 15.05.2023).
10. Izi.travel: офиц. сайт. UR: Lhttps://izi.travel/ru (дата обращения 15.05.2023).
11. Artefact: офиц. сайт. URL: https://ar.culture.ru/ (дата обращения 15.05.2023).
12. Русский музей: офиц. сайт. URL: http://www.rusmuseum.ru/about/mobile/ (дата обращения 15.05.2023).
13. О компании // Камис: Музейные системы : офиц. сайт. URL:
https://www.kamis.ru/o-kompanii/ (дата обращения 25.04.2023).
14. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской
Федерации и музеях в Российской Федерации» : ред. от 27.12.2018 //
КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_10496/(дата обращения 03.05.2023).
15. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации:
официальный сайт. URL: https://goskatalog.rU/portal/#/collections (дата
обращения 01.05.2023)....139


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ