Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Системы занятий по теме «Основы правовой грамотности» для подростков с девиантным поведением

Работа №19252

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
835
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы девиантного поведения у
подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины, виды 8
1.2 Особенности и проявление девиантного поведения в подростковом возрасте 14
1.3 Формы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних,
используемые при работе социальным педагогом 27
2 Практическое изучение системы работы социального педагога с
девиантными подростками в школе 38
2.1 Организация, методы исследования и описание систем занятий .... 38
2.2 Анализ результатов исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Д

Данная выпускная квалификационная работа посвящена разработке системы занятий для подростков с девиантным поведением состоящие на учете в ПДН ОВД. Практическое исследование было проведено на базе МОУ СОШ №5 (муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Иркутской области г. Саянска.)
Подростковый возраст - это очень значимый период в формировании и развитии человека между детством и совершеннолетием, определяющий становление личности и судьбу человека. Подросток пытается осмыслить самого себя, родителей, своих сверстников, друзей, общественные ценности. Поиск своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни. В подростковом возрасте завершается бурное изменение ценностей, самосознания и интересов человека. Несовершеннолетний осваивает новые концепции отношений, устанавливает именно тот круг интересов, который со временем получает знаменитую устойчивость. Именно такой круг интересов и определяет психологическую базу ценностной и мотивационной сферы личности подростка.
Воспитания трудного ребенка- на сегодняшний день является важной проблемой из-за того, что происходят множество изменений в нашем обществе. Таких изменения и подвигли выдвижению целого ряда подобных проблем.
Актуальность ее заключается в том, что по данным Федеральной службы государственной статистики, с каждым годом количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их участии значительно сократилось, однако в последние 3 года данный показатель сохраняет стабильно высокие значения - в среднем, за год совершается 53,6 тыс. преступлений.
На сегодняшний день «девиантным поведением» принято называть «социальное поведение» которое не соответствует установившимся в обществе принятым нормам.
Большая роль в работе с девиантными подростками отводится социальному педагогу и инспектору ПДН. Система работы которых заключается не только в выявлении причин девиантного поведения, но и в осуществлении профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и коррекции уже имеющихся отклонений.
Инспектор по делам несовершеннолетних - это не просто сотрудник полиции. Это, прежде всего педагог и психолог. Важность их заслуг в деле профилактики преступлений невозможно переоценить.
Факты, касающиеся роста девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, дают стимул к активизации педагогической деятельности, связанной с детальным исследованием феномена девиантного поведения на современном этапе, в плане выяснения его генезиса, состояния, и профилактики, через разработанную систему занятий для подростков с девиантным поведенем. Это и объясняет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать систему занятий для подростков с девиантным поведением находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящие на учете в ПДН ОВД.
Объект исследования: девиантное поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, через разработанную систему занятий.
Гипотеза: мы предполагаем, что профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, через разработанную систему занятий, будет осуществляется успешно, если:
- проводится своевременная диагностика склонности к девиантному поведению;
- реализуется данная система занятий, направленная на предотвращение подростками использования модели девиантного поведения.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения несовершеннолетних.
- Рассмотреть формы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
- Провести экспериментальное изучение девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Разработать и апробировать программу, направленную на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
- Эмпирические методы: тестирование: опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Аддиктивная склонность» (Г. В. Лозовая), «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
- Количественный и качественный анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых: В.Д. Менделевича, Ю.А. Клейберга, Е. Змановской изучающих вопросы девиантного поведения.
А также проблема девиантного поведения, его типология и классификация рассматривается в работах В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Э. Дюркгейма, И. С. Кона, В. Н. Кудрявцева, Ч. Ломброзо, В. Д. Менделевича, Р. Мертона, Н. Смелзера, СС. Фролова, А.М. Яковлева и других. А. Е. Личко, Н. Мак-Вильяме, Д. Н. Оудсхорн, М. Раттера, Д. Ричардсон, В. А. Шумилкина, Р. Уолтере, В. М. Ялтонского и других.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №5 (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Иркутской области г. Саянска.)
Нормативно-правовой и методологической основой системы занятий и профилактики девиантного поведения подростков являются:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)
- Указ президента Российской Федерации «План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
Программа предполагает работу с обучающимися 10 - 17 лет. Работа с подростками предполагает 36 занятий, рассчитанных на 1час. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Перед и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения эффективности программы.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь - январь 2018 г)- изучение теоретических аспектов проблемы профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (март 2018г. - май 2018 г.) - проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; анализ полученных результатов исследования;
3 этап (апрель - май 2018 г.) - разработка и апробирование программы, направленной на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; анализ повторной диагностики; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; отмечены особенности девиантного поведения, свойственные подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации; разработана программа, направленная на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (62 наименования).
Объем работы составляет 80 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования было выявлено, что девиантное поведение актуальная проблема, проявления и последствия которой мы, к сожалению, можем наблюдать изо дня в день. Среди возрастных групп наиболее склонны к девиантному поведению подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях и в детских домах. Девиантное поведение сложная форма социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин, таких, как духовные проблемы, деформации в ценностно-мотивационной системе личности; эмоциональные проблемы; проблемы саморегуляции; неадекватная самооценка; когнитивные искажения; негативный жизненный опыт.
Девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Девиантное поведение подростков может проявляться в нескольких плоскостях: как позитивные отклонения, включающие в себя детскую одаренность, так и негативные отклонения, исследуемые нами в рамках дипломной работы, выражающиеся в поведенческих нарушениях и девиантных формах поведения.
Ход эксперимента осуществлялся поэтапно: первый этап (декабрь - январь 2018 г.) - происходил подбор диагностического инструментария, определение базы и выборки исследования. Второй этап (март 2018г. - май 2018 г.) - происходило проведение экспериментального исследования девиантного поведения несовершеннолетних. Третий этап (апрель - май 2018 г.) - количественный и качественный анализ результатов исследования.
В качестве методов исследования были использованы следующие методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению методика «Уровень агрессивности ребенка» (авторы - Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко), где предлагался опросник из 20 вопросов, каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. Методика «Наблюдение за девиантным поведением младшего школьника» (автор - Проскуровская О. Г.). Методика «Наблюдение за девиантным поведением младшего школьника» (автор - Проскуровская О. Г.)).
Исходя из результатов диагностики девиантного поведения подростков было выявлено, что 82,2% (12 человек) младших школьников в данной исследуемой группе имеют средний уровень агрессивности. Высокий уровень продемонстрировали 12%, что составило 2 человека, и низкий уровень агрессивности показал один человек, что составило 5,8 %. Это может свидетельствовать о том, что у детей, которые имеют высокий и низкий уровень агрессивности, сложилась неблагополучная ситуация в семье, негативное отношение к школе, боязнь тех ли иных уроков, не сложившиеся отношения с учителем или одноклассниками - все это может существенно нарушать самочувствие ребенка и, как следствие, сам процесс обучения.
С целью профилактики девиантного поведения была разработана система занятий формирующего этапа эксперимента. В качестве основных
По завершении формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, который включал в себя те же методики, что и констатирующий этап.
Нами организовано экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников. Обобщая результаты исследования, мы отмечаем, что у 14 человек (82,2 %) выявлен средний уровень агрессивности, высокий уровень агрессивности - у 2 младших школьников (12%), низкий уровень - у 1 учащегося (5,8 %). Кроме того, обнаружен у 11 человек (76,4 %) средний уровень и у 4 учащихся (23,6 %) низкий уровень девиантного поведения.
По результатам психологического анализа, предоставленного специалистами МОУ СОШ №5, по окончанию занятий, приятельские отношения в группе установили все 15 участников из 15, дружеские - 6 человек из 15. Аналитика статистики правонарушений демонстрирует, что в течение недели по окончании занятий участниками тестовой группы было совершено 13 административных правонарушений и не было совершено ни одного уголовного правонарушения. При этом доля числа правонарушений, совершенных участниками тестовой группы, от общего числа в МОУ СОШ №5 составила 23,6%, что превосходит ожидаемые показатели (представлены в рис. 3)
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что социально¬педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения, которая выстраивалась как организованный психолого-педагогический процесс, в который была включена группа подростков, проявляющая девиантные формы поведения, позволила снизить негативные проявления и недостатки поведения.



1. Бочкарева, Г. Г. Особенности самооценки подростков с девиантным поведением. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pish.ru/articles/articles2009/201/
2. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Просвещение, 2016. - 212 с.;
3. Баранов, А. А Особенности самооценки подростков с девиантным поведением. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pish.ru/articles/articles2009/201/.
4. Александров, А. А. Нарушение поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. - Л.: Наука, 2013. - 214 с.;
5. Заика, Е. В. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - 2017. - №17;
6. Леонтьев, А. Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 464 с.;
7. Московичи, С. Ветолпы. Исторический трактат по психологии масс. - М.: Творческий Центр, 2016. - 622 с.;
8. Муздыбаев, К. Психология ответственности. - Л., 2015. - 243 с.;
9. Шихарев, П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования. - М.: Просвещение, 2012. - 297 с.
10. Багулина, Н. В. Методика работы социального
педагога в общеобразовательной школе / Н. В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий. - 2011. - Т.1. - С. 99-102.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 01.03.2012 года [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : ІіП|ААіиііоб|ліаѵі<и.іИ)/лоі<ѵіеіітіЛ922/(Ьайз/748/ФГОС 1 ЮО.рсІГ
12. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - Москва: Сфера, 2010. - 525с.
13. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 2011. - 672 с.
14. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / под ред. М. И. Рожкова. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 239 с.
15. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения как социологическая теория / Я. И. Гилинский // Социология. - 2011. - № 4. - С. 72-78.
16. Додонов, В. Н. Большой юридический словарь / В. Н. Додонов,
17. Ермаков, В. Д., М. А. Крылова. - Москва: Изд-во Инфра-М, 2010. - 790 с.
18. Еникеев, М. И. Краткий энциклопедический словарь / М.И. Еникеев, О. Л. Кочетков. - Москва: Юридическая литература, 2014. - 448 с.
19. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - Москва: Русский язык, 2015. - 1233 с.
20. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е. В. Змановская. - Москва: Академия, 2015. - 288 с.
21. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. - 2010. - № 2. - С. 47-57.
22. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 160 с.
23. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - Москва, 2014. - 192 с.
24. Коваль, В. В. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков / В. В. Коваль. - Москва, 2015. - 335 с.
25. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - Санкт- Петербург: ВладосПресс, 2010. - 288 с.
26. Королев, В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей / В. В. Королев. - Москва: Медицина, 2015. - 206 с.
27. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально психологические и психиатрические аспекты / В. Т. Кондратенко.- Минск: Беларусь, 1988. - 265 с.
28. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва: Просвещение, 2011. - 256 с.
29. Курсоносова, Л. И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением / Л. И. Курсоносова // Работник социальной службы. - 2008. - №5. - С. 51-79.
30. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Т. А. Донских, Ц. П. Короленко. - Новосибирск, 2009. - 224 с.
31. Кудрявцев, В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России / В. Н. Кудрявцев // Вестник Российской академии наук. - 2009. - №9. - С. 790-797.
32. Куприянчук, Е. В. Социально-психологические особенности подростков с делинквентным поведением: сравнительный конспект / Е. В. Куприянчук // Научное обозрение: Гуманитарные исследования. - 2015. - №4.
- С. 69-76.
33. Личко, А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра / А. Е. Личко. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 280 с.
34. Ларионова, С. О. Девиантное поведение как научно¬педагогическая проблема / С. О. Ларионова // Фундаментальные исследования.- 2013. - № 1. - С. 90-94.
35. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - Ленинград: Медицина, 2011. - 256 с.
36. Максимова, Н. Ю. Психология девиантного поведения / Н. Ю. Максимова. - Москва: Лебедь, 2011. - 515 с.
37. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. - Москва: Гардарики, 2008. - 269 с.
38. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура. / Р.К. Мертон. - Москва: Хранитель, 2009. - 873 с.
39. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - Москва: Русский язык, 2009. - 750 с.
40. Мухтасимова, Э. П. Психологические особенности проявления девиантного поведения подростками / Э. П. Мухтасимова // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 4. - С. 47-50.
41. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - Москва: Академия, 2010. - 448 с.
42. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Шиповой. - Саратов: Наука, 2013. - 335 с.
43. Парсиева, Л. К. Социальная работа с молодежью: к постановке проблемы / Л. Б. Гацалова, Л. К. Парсиева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 9. - С. 166-167.
44. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. - 2015. - №4. - С. 92-102.
45. Перешеина, Н. В Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 192 с.
46. Петрусевич, Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д. Ф. Петрусевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 195-198.
47. Подковко, Е. Н. Социально-педагогические условия организации деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения / Е. Н. Подковко, Н. Г. Селезнева // Психология, социология и педагогика. - 2012. № 5. - С. 34-39.
48. Смолева, Е. О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних / Е. О. Смолева // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 9. - С. 55-59.
49. Простяков, В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2011. - №1. - С. 24-26.
50. Смольников, И. В. К вопросу о сущности девиантного поведения подростков / И. В. Смольников, В. В. Толмачева // Вестник ШГПИ. - 2013. - № 3. - С. 60-64.
51. Стурова, М. П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема / М. П. Стурова, В. И. Силенков // Педагогика. - 2009. №7. - С. 38-41.
52. Социологический словарь / под ред. С. А. Ерофеева. - Москва: Экономика, 2004. - 620 с.
53. Тачина, С. В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Тачина Светлана Валентиновна. - Екатеринбург, 2011. - 39 с.
54. Трухманова, Е. Н. Специфика индивидуального психологического консультирования девиантных подростков / Е. Н. Трухманова, М. В. Гузнищева // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 3. - С. 51-53.
55. Фантров, П. П. Социальная работа с девиантными подростками / П. П. Фантров // Социология. - 2015. - № 19. - С. 43-48.
56. Учителям и родителям о психологии подростка / под ред. Т. Г. Араканова. Москва: Высшая школа, 2010. - 472 с.
57. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 490 с.
58. Филонов, Л. Б. Психологические аспекты установления контакта между людьми / Л. Б. Филонов. - Пущино: НЦБИ АН СССР, 2015. - 40 с.
59. Шемякина, О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков / О. О. Шемякина // Психология и право. - 2011. - № 4. - С. 123-127.
60. Шипунова, Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т. В. Шипунова. - Москва: Академия, 2011. - 240 с.
61. Шульга, Т. И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением / Т. И. Шульга // Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 109121.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ