Введение 3
1. Теоретические основы исследования визуального образа молодежи 20
1.1 Молодость как социальная категория: границы, характеристика и
антропологический аспект 20
1.2 Сатирические издания: исторический контекст функционирования и
количественные характеристики визуального контента о молодежи 36
2. Визуальный образ молодежи и механизмы его формирования в сатирических
изданиях 57
2.1 Образ молодежи в сатирической печати в 1905-1914 гг 57
2.2 Образ молодежи в сатирической печати периода Перестройки 69
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 97
Приложения 111
Список иллюстраций
Актуальность темы выпускной работы связана с активностью молодежи как социальной группы в переломные периоды истории. В первой четверти и в конце XX в. общественное движение на территории России и Советского Союза проходило этап своего активного становления. Важными вехами в этом процессе стали Первая русская революция и Перестройка, которые расширили возможности общества для самоорганизации. В деятельности общественного движения принимали участие разные группы населения. Одной из таких групп была молодежь.
Ее поведение, привычки и внешний вид отражали дух времени, настроения и противоречия общества. В переломные эпохи молодежь часто выступала маркером происходивших изменений. Сатирические издания, будучи зеркалом общества, нередко иронизировали по поводу модных тенденций, внешнего облика и поведения молодежи в кризисные периоды.
Исследование визуального образа молодежи в сатирических изданиях в период двух переломных эпох позволяет проследить изменения в ее восприятии обществом, критически оценить стереотипы и предвзятость, которые могли формироваться вокруг молодежи, а также выявить устойчивые характеристики в образе молодого поколения в период рассматриваемых этапов истории России. Анализ материалов о молодежи, печатаемых в сатирических изданиях изучаемых эпох, позволяет лучше понять, как менялись ценности, идеалы и стереотипы в обществе, а также как влияли кризисные ситуации на формирование образа и поведения молодых людей. Несмотря на смену частных элементов репрезентации молодежи с течением времени, автор исследования выдвигает гипотезу о наличии неизменных черт образа молодежи, которые характерны для разных эпох.
Образ молодежи, тиражируемый сатирическими изданиями двух исследуемых периодов, также несет информацию не только о самой молодежи, но и об историческом этапе, на котором формировался ее образ, а также о редакционной политике изданий, которые тиражировали отдельные его категории, а иные - не упоминали вовсе.
В нынешнее время, характеризующееся ростом цифровизации и расширением сферы воздействия медиаплатформ, молодежь не только выступает основной целевой аудиторией медиаконтента, но и становится активным участником процессов его создания, распространения и интерпретации.
На сегодняшний день молодежь оказывается в центре событий, сопряженных с феноменом информационных войн, где медиа не только выполняют свою традиционную функцию информирования, но и активно используют технологии для формирования общественной реальности, трансляции идеологий и оказания психологического давления. Современные цифровые платформы становятся ареной масштабных противостояний, а интенсивное потребление контента молодежью делает эту социальную группу не просто объектом воздействия, но также посредником и носителем возникающих конфликтов и дискурсов. В силу этого исследование образа молодежи в медиа-среде в переломные эпохи является не только теоретически значимым, но и общественно востребованным, поскольку раскрывает положение молодежи в социальном дискурсе на рубеже эпох и общественных формаций.
Актуальность исследованию прибавляет и малая степень изученности образа молодежи на переломе эпох, когда становятся заметны скрытые ранее характеристики образа, возникают новые шаблоны поведения, а также меняется отношение общества к устоявшимся жизненным моделям.
Актуальность темы исследования также вызвана повышением в обществе интереса к визуальной истории на рубеже XX - XXI вв. Этот феномен получил название «Визуальный поворот». В современном виде визуальный поворот сложился в науке и философии в конце XX в. Его формирование сопровождалось развитием новой междисциплинарной области - «Визуальных исследований» .
Историографическая база по теме исследования разделена автором настоящей работы на три рубрики:
1. Общая (содержит сведения об историографии исследования молодежи в целом);
2. Смежная (включает работы, посвященные отечественной сатирической периодике);
3. Специальная (охватывает исследования и иные работы, посвященные визуальным образам).
Каждая из рубрик включает научные работы трех основных периодов: дореволюционный, советский, постсоветский.
Общая историография молодежи
Дореволюционный этап историографии отличается стремлением исследователей осознать место молодежи в обществе и ее роль в ходе ключевых исторических событий. Молодежь изучалась через призму своего участия в общественном движении в России. Молодое поколение не всегда находилось в центре исследований, производившихся в эту эпоху. Его изучение зачастую было лишь косвенным следствием научных изысканий в области общественных движений. Один из недостатков дореволюционной историографии заключается в ограниченности ее источниковой базы. Авторы этого периода делали акцент на отдельные категории источников личного происхождения и на официальную документацию, оставляя без внимания периодические издания, этнографические и антропологические данные.
Важной вехой в развитии дореволюционной историографии, посвященной молодому поколению, являются работы по теме декабристского движения. Оценки молодежи, данные в трудах этих авторов, носили близкий к официозному характер, и сводились к описанию нестабильности и незрелости молодых людей, в силу которых они включались в антиправительственную деятельность. Среди авторов работ о декабристах следует выделить А.Н. Пыпина1, подробно описавшего истоки декабристского движения и охарактеризовавшего участие в нем молодежи.
Другим дореволюционным автором по теме декабристского движения является В.М. Саблин. В его работе «Декабристы и тайные общества в России» собран широкий спектр судебных, следственных и иных документов по делу декабристского движения. Был сделан акцент на недостаточной сознательности декабристов в виду их молодости. Молодежь описывается как малообразованная и экспансивная общественная страта. Иные работы, посвященные декабристам, принадлежали авторству М.В. Довнар-Запольского, М.А. Корфа, В.И. Семевского и др.
Особое внимание изучению молодежи уделяли представители революционного движения в России. Работы этих авторов в основной массе носили художественный и публицистический характер. Образ нового поколения в представлении сторонников революционной идеи в общих чертах совпадал с тем образом, который транслировали официозные авторы. Красноречивым является представление Н.Г. Чернышевского о молодом поколении, отраженное на страницах художественного романа «Что делать?». Молодежь представлена в романе в образе предвестника грядущих перемен. Автор делает отсылки на недовольство молодых людей сложившимся в России порядком дел.
Подобно Н.Г. Чернышевскому, В.И. Ленин в своей работе «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» характеризует молодежь как общественный слой, «повально» увлекавшийся марксизмом и революционными идеями в 1890-х гг. При этом, по словам В.И. Ленина, молодежь была нестабильной, ведомой частью общества и лишь обрывочно владела положениями марксистской идеологии1.
Особое место выделял В.И. Ленин и для разночинцев, среди которых значительную часть занимала молодежь, по определению заряженная революционными идеями. Разночинцы, по мнению В.И. Ленина, являлись ключевой движущей силой на втором этапе развития революционного движения в России, из-за чего сам В.И. Ленин и дал данному этапу название «разночинский или буржуазно-демократический».
Более академические работы по теме принадлежали левому историку революционного движения в России В.Я. Богучарскому. Молодежь была косвенно упомянута в работе «Активное народничество семидесятых годов». Автора характеризует критическое отношение к исследуемым общественным силам. Молодые люди описываются в контексте участия в народническом движении.
Другая категория работ дореволюционных авторов по данной теме - исследования психологов, рассматривавшие молодежь как один из этапов развития человека. К данной категории относятся труды в области возрастной психологии и педагогики. В качестве авторов по этой теме следует выделить Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Н.Х. Весселя, П.Д. Юркевича.
Советский период историографии отличает его неоднородность. С течением времени общественные парадигмы советского государства неоднократно менялись, что приводило к переменам и в научном дискурсе.
В первые годы существования советской власти в науке велись дискуссии о необходимости следовать идеологии марксизма. Отдельные исследователи молодежи выступали с позиций марксистко-ленинской идеологии (К.Н. Корнилов ). Другие выступали против внедрения в науку каких бы то ни было идеологических установок (Г.И. Челпанов1). Как и на дореволюционном этапе, исследования молодежи в первые годы существования советской науки проводились в области психологии и истории общественного движения. Изучение молодежи с точки зрения её идентичности активно начнется в годы Перестройки.
На советском этапе развития историографии молодежь также изучалась и с точки зрения своего участия в революционном движении в России. Советские исследователи общественного движения в России делали акцент на изучении участия молодежи через призму марксистской идеологии. Молодежь, в логике классовой борьбы, зачастую относилась ими к категории «разночинцы». Ранее уже было сказано, что В.И. Ленин в своей статье «Из прошлого рабочей печати в России», написанной в 1914 г., выделял для разночинной молодежи заметное место среди революционного движения в России. Историк-марксист М.Н. Покровский вслед за В.И. Лениным также относил данную категорию к одной из движущих сил революционного процесса в России в конце XIX - начале XX вв.
К середине - концу 1930-х гг. дискурс в советской исторической науке претерпевал некоторые изменения, связанные с трансформацией и ужесточением политического режима в стране. Позиция В.И. Ленина по отношению к молодежи носила комплиментарный характер. В то же время, сталинское восприятие молодежи являлось более критическим и было отражено в «Кратком курсе истории ВКП(б)» от 1938 г. Авторы, действовавшие под руководством И.В. Сталина, признавали за молодежью одну из ключевых ролей в революционном движении в России, однако эта роль не всегда была положительной. Был сделан вывод о том, что некоторые молодые представители революционного движения следовали ошибочным идеям, из-за чего приносили значительный вред революционному движению.
Несмотря на произошедшие в 1930-е гг. корректировки в советской исторической науке, общий принцип изучения молодежи через призму общественного движения сохранился и в последующие десятилетия. Среди авторов, представлявших первое поколение советских историков, следует выделить А.М. Панкратову, И.И. Минца, Р.М.
Кантор, П.Г. Любомирова, А.А. Шилова, Е.Н. Кушеву1. Их исследовательские интересы лежали в области развития революционного движения в России, Первой русской революции, Февральской революции и Великой Октябрьской революции. Молодежь в данных работах косвенно упоминалась в рамках своего участия в общественном движении и революционных событиях.
Среди советских исследователей общественного движения в России в последующие десятилетия необходимо отметить Б.С. Итенберга, В.Ф. Антонова, Э.С. Виленскую, А.А. Алафаева, Е.А. Дудзинскую и др.
Современный этап историографии отличается введением в научный оборот новых документов, расширяющих историографическую базу для проведения дальнейших исследований в данной области. Отличаются научные работы данного этапа и своим методологическим разнообразием, а также появлением новых исследовательских школ. Появление новых веяний в современной российской историографии, а также достаточная изученность темы на советском этапе истории привели к тому, что количество работ, посвященных теме общественного движения и участию в нем молодежи, снизилось. 2017 г. стал периодом кратковременного всплеска интереса к теме общественного и революционного движения в России в связи с празднованием столетия Великой Октябрьской революции.
Новые тенденции к междисциплинарности проявляются в совмещении в работах современных ученых различных методов и научных подходов. Антрополог А.В. Юрчак в своем исследовании описывает и подвергает анализу общественные практики, на которые опиралось советское государство в последние годы своего существования. В работе также были затронуты способы самоорганизации общества (и, в частности, молодежи) в условиях советского государства. А.В. Юрчак больше 100 раз обращался в исследовании к понятию «молодежь». Ее роль в общественном движении оценивалась им как заметная по причине высокого интереса советского государства к индоктринации молодежи. Молодежь участвовала почти во всех политических активностях, однако ее самостоятельность и инициативность в этом были малы.
Другими современными исследователями по данной теме являются С.А. Нефедов1, В.В. Тихонов и др. Категория молодости так или иначе затрагивается в значительном объеме работ по теме общественного движения в России и СССР.
Смежная историография отечественной сатирической периодики
Дореволюционный этап. На этом этапе историографии появились первые исследования в области периодической печати. А.Н. Шлосберг описал становление отечественной периодики . Несмотря на высокую степень развития периодики в России к началу XX в., выраженную в количестве публикуемых изданий, исследовательских работ по этой теме было мало. Основной пласт научных работ по теме периодической печати концентрировал внимание на истории становления печатного дела и публицистики в России на ранних этапах своего существования, почти полностью игнорируя развитие периодики в конце XIX - начале XX вв. Самостоятельные исследования сатирических изданий на данном этапе отсутствовали.
На советском этапе развития историографии появилось значительно большее количество работ, посвященных периодическим изданиям (в том числе сатирической направленности). Идеологическая призма, через которую осуществлялись исследования периодики, не позволяла изучать значительный пласт изданий. Заметным вниманием пользовались отдельные издания с «пролетарской» направленностью. Либеральные и консервативные печатные органы игнорировались советскими исследователями и подвергались изучению в недостаточном объеме.
На рассматриваемом этапе были выпущены сборники, среди которых «Стихотворная сатира Первой русской революции (1905-1907) ». С.И. Стыкалин, Л.Ф. Ершов, Б.Е. Ефимов исследовали сатирические издания. Среди советских ученых, исследовавших периодическую печать иной направленности, выделяются имена И.В. Кузнецова1, С.С. Матвиенко, А.Л. Мишуриса, Р.А. Ивановой, И.В. Турицына и др.
Современный этап становления историографии в этой области характеризуется введением в научный оборот новых источников, ранее остававшихся без должного внимания со стороны советских ученых. В первые десятилетия после распада СССР значительным вниманием современных исследователей пользовалась либеральная дореволюционная печать, а также антибольшевистская печать национальных окраин. Советский исследовательский ракурс подвергается на данном этапе становления историографии изменениям. Пересматриваются оценки, данные ранее либеральным и иным изданиям. При этом, среди некоторых исследователей «старой школы» сохраняется советская методология изучения периодической печати.
Современные научные работы по теме представлены многочисленными статьями от различных авторов. Выделяется единственный сборник статей по смежной теме «Фантастика и сатира в литературе славянских народов». Некоторые работы посвящены современным сатирическим интернет-СМИ1. Среди авторов по теме есть и представители стран ближнего зарубежья .
Специальная историография визуальных образов
Дореволюционный этап. Что касается исследований в области визуальной антропологии, то в дореволюционной России данная исследовательская тематика также не была представлена в научном сообществе. Визуальная антропология существовала в форме этнографических фильмов. Особое место в этой области занимали научные фильмы студии Ханжонкова. Как к научной дисциплине, больший интерес к визуальной антропологии появится на позднесоветском этапе развития историографии.
Советский этап. Значительный интерес представляют работы раннесоветских авторов в области визуальной антропологии. Развитие исследований в этой сфере стало следствием произошедшего в ранние советские годы визуального поворота. По мнению С.А. Ушакина, в своей ранней форме визуальный поворот наметился еще в первые десятилетия существования советского государства как попытка новой власти сформировать собственную, отличную от предшествующей, культуру. С этой целью в стране возникали многочисленные творческие объединения.
Работы в области визуальной антропологии, стремящиеся к академичности, носили характер кинофильмов о жизни представителей определенных социальных или этнических групп. В качестве примеров таких работ следует выделить фильм 1928 г. «Подножие смерти (Памир)» авторства В.А. Шнейдерова1, а также незавершенный «Киноатлас СССР» М.В. Налетного. Заметную роль в становлении раннесоветской визуальной антропологии сыграл журнал «ЛЕФ», принадлежавший упомянутому ранее одноименному творческому объединению. В этом издании печатались материалы, посвященные фотомонтажу, изобразительному искусству и кино. Среди других изданий, сопровождавших теоретически и практически визуальный поворот, можно отметить журнал «Бригада художников», на страницах которого обосновывалась необходимость визуального поворота и описывались преимущества визуальных способов передачи информации над письменным.
Развитие визуальной антропологии после 1930-х гг. происходило похожим образом. Как отдельная исследовательская дисциплина визуальная антропология возникает лишь на излете Советского Союза. При этом, в культуре активно используются визуальные образы, появляются работы, теоретически обосновывающие использование визуального в том или ином ключе. Свою работу продолжали творческие объединения художников-плакатистов.
При поддержке государства позже возникнет Союз кинематографистов СССР. Приоритетное развитие кинематографа было одним из проявлений советской нацеленности на визуал. Среди других визуальных целей советского руководства можно назвать трансляции и изображения с заседаний президиумов, зрелищные праздники, парады, шествия, панорамы городов, символизирующие процветание советского государства, а также географические карты и планы, показывающие широкое развитие науки и промышленности в СССР.
В последующие годы развитие в данной области толкали вперед публикации сборников, посвященных визуальному творчеству и жизни всемирно известных режиссеров Д. Вертова, Р. Флаэрти и др.
Развитие визуальной антропологии в СССР в годы Перестройки происходило наиболее активно. Росту интереса к визуальному содержанию, который ярко проявился с середины 1980-х гг., предшествовал период стандартизации визуальной культуры в 1970-е гг. Отличительные черты образов вождей, советского народа и трудящихся накануне Перестройки были сведены к единому стандарту и эти унифицированные изображения переходили с одного плаката или мурала на другой1. По мере усиления центробежных процессов в советском государстве, у советских авторов появлялось все больше возможностей для отхода от былых канонов в области визуальной культуры. Благодаря ослаблению контроля со стороны государства над культурной и научной сферой, стали возникать новые способы визуально отразить реальность, а также получили развитие ранее недоступные подходы к изучению визуальной культуры. В годы Перестройки жанры фотографии, плакатной живописи и кино стали приобретать остросоциальный характер.
Исследовательская практика периода Перестройки характеризовалась началом оформления визуальной антропологии в отдельную научную дисциплину. Ученые этого периода подвергали визуальные объекты анализу, описывали и выявляли закономерности зрительного восприятия визуальных объектов. Развитие визуальной антропологии отличал междисциплинарный характер. К исследованиям в этой области привлекались историки, антропологи, психологи, лингвисты. Междисциплинарность объясняет разнообразие методов анализа визуальных объектов и креолизованных текстов. Сам термин «креолизованный текст» был предложен лингвистами Ю.А. Сорокиным и Е.Ф. Тарасовым в 1990 г. и применялся для описания текстов, состоящих из неоднородных фрагментов. Этими фрагментами могли быть знаки, символы, иллюстрации, текст и различные иные средства художественной выразительности, совмещенные в единой композиции. В годы Перестройки количество научных публикаций по визуальной тематике медленно росло, однако их пик случится позднее, в 1990-2000-е гг.
На данном этапе историографии заметное место занимает исследование П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова, А.А. Митькина. Другие работы по теме близкой к визуальной антропологии принадлежали С.В. Оболенской, Ю.Б. Бореву. Окончательное оформление визуальной антропологии в отдельную исследовательскую дисциплину завершится уже после распада СССР.
Современный этап становления связан с появлением значительного числа работ, посвященных визуальной антропологии. Исследователи продолжают традицию междисциплинарности, заложенную на позднесоветском этапе. Ключевым объектом данных исследований выступает Советский период развития визуального. В научных работах текущего этапа историографии делаются попытки поиска причинно-следственных связей между сложившимся в СССР визуальным дискурсом и положением дел в социалистическом обществе и советском государстве. Через анализ и описание визуальных форм исследователи реконструируют смыслы, генерируемые советским обществом.
На текущем этапе количество отечественных работ и авторов по теме исчисляется тысячами. Среди самых примечательных авторов необходимо обозначить С.А. Ушакина1, А.В. Юрчака, М.Б. Ворошилову. Множество заметных статей по теме включено в сборники: «Креолизованный текст: смысловое восприятие», «Визуальная антропология: режимы видимости при социализме» и др.
Таким образом, проведённый анализ историографии по данной теме позволяет определить степень её изученности. Историографический материал отличается неоднородным характером, который выражен в сочетании научных трудов по теме молодежи, сатирической периодики и визуальной антропологии. Каждая из тематик изучена в значительной степени, однако в настоящий момент отсутствуют исследования, посвященные визуализации образа молодежи в рамках сатирической периодики, издававшейся на фоне переломных этапов истории России. Остается не до конца изучен вопрос о восприятии обществом молодежи в 1905-1914 гг. и в Перестройку. Отсутствуют также и компаративистские исследования, в рамках которых образ молодежи сопоставлялся бы на фоне сразу двух эпох. Необходимость восполнения недостаточной изученности данных сюжетов лежит в основе настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является реконструкция по материалам отечественных сатирических изданий периода 1905-1914 гг. и Перестройки социально-
политического портрета представителя молодежи предреволюционной и перестроечной эпохи.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Реконструировать образ молодежи в период 1905-1914 гг. и в годы Перестройки;
2. Выявить основные категории сюжетов с образами молодого поколения по материалам сатирических изданий;
3. Сопоставить черты образа молодежи в период 1905-1914 гг. и в годы Перестройки;
4. Уточнить маркеры категории «молодость», определив характерные черты молодого поколения глазами сатирических журналов исследуемых эпох.
Объект исследования - молодежь и ее место в обществе.
Предмет исследования - образ молодого поколения в переломные моменты истории (1905-1914 гг. и 1985-1991 гг.), формировавшийся на страницах сатирических изданий.
Хронологические рамки настоящей исследовательской работы затрагивают период с начала Первой русской революции и до Первой мировой войны: 1905-1914 гг., а также период Перестройки: 1985-1991 гг.
Выбор границ первого периода (1905-1914 гг.) объясняется тем, что в результате Первой русской революции были проведены преобразования, расширившие гражданские права населения Российской империи. Новые политические условия существования социума позволили начать развивать институты гражданского общества. В стране значительно увеличилась политическая активность. На фоне этих факторов возникают тенденции к распространению в культуре определенных репрезентаций образа будущего, главным символом которого нередко выступало молодое поколение. СМИ были основным рупором этих новых веяний. Импульск развитию получили периодические издания, среди которых выделяется сатирическая периодика, тиражировавшая злободневные высказывания об окружающей действительности, важной частью которой было молодое поколение. Издания распространяли положительные и отрицательные образы молодежи, отражая и формулируя общественный ландшафт. Сложившаяся ситуация проявлялась не только в годы Первой русской революции, но и после ее завершения. В период между Первой русской революцией и Первой мировойвойной политическая активность постепенно затухала, однако в ее основе лежали широкие гражданские свободы, ставшие результатом прошедшей революции и не позволявшие полностью подавить развитие общественной активности в эти годы. Финальной точкой 15
для данного общественного подъема стала начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, которая вызвала эффект «сплочения вокруг флага»1, что привело к добровольному отказу общества от участия во внутригосударственной полемике и сконцентрировало внимание населения на проблеме войны.
Хронология второго рассматриваемого периода охватывает годы Перестройки. Под этим термином подразумеваются 1985-1991 гг., что обусловлено нахождением М.С. Горбачева во главе страны в этот период, а также проведением радикальных с точки зрения социалистического общества изменений, вылившихся в распад государства .
Территориальные рамки квалификационной работы включают всю Российскую Империю и Советский Союз, что продиктовано бытованием образа отечественной молодежи на территории всей страны.
Методология исследования. При написании работы были использованы общенаучные методы - историзм, системность; а также методы специфичные для исторической науки - сравнительно-исторический метод, историко-генетический и историко-типологический методы. Сравнительно-исторический метод нашел применение, поскольку в работе сравнивается образ молодежи в разных изданиях и на различных исторических фонах. Данный метод, использовавшийся при написании настоящего исследования, получает дополнительное раскрытие и в контексте имагологического подхода. Имагология изучает образ «другого», раскрывая бинарные оппозиции «я - другие», «свой - чужой» . Это способствует наиболее полному раскрытию отношения общества к молодежи в 1905-1914 и 1985-1991 гг. с позиции восприятия «инаковости» молодых людей. Историко-генетический метод применялся при реконструкции происхождения и динамики тиражирования визуального образа представителей молодого поколения. В рамках применения метода также были выделены особенности развития системы сатирической периодики на дореволюционном этапе, а также в период Перестройки. В ходе исследования образ молодежи в обе эпохи был реконструирован в динамике его восприятия и репрезентации представителями сатирических изданий, в печатной деятельности которых отражались правила, стандарты и стереотипы функционирования общества. В соответствии с историко-типологическим методом по ходу исследования была проведена типизация образов молодого поколения: все изображения молодежи в сатирической печати в рассмотренные годы были распределены по тематическим категориям, по их внутреннему содержанию и посылу. В исследовании также нашли применение специфические методы работы с текстом и способами коммуникации, такие как контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ и структурный анализ. Контент-анализ применялся для подробного анализа изображений и подписей к ним в визуальных материалах о молодом поколении. В рамках его применения были составлены матрицы данных, отражающих тиражирование основных категорий образа молодежи по годам. Интент-анализ использовался для определения подтекста категории молодости в печатных изданиях, выявления посыла, который закладывали в образ молодежи представители периодики. Дискурс-анализ использовался при изучении сатирической периодической печати как системы способов отражения действительности посредством доведения ее до гротеска. Структурный анализ был применен при анализе места и роли молодежи и ее визуального образа в структуре общественно-политических нарративов, господствовавших в обе рассмотренные эпохи.
В исследовании также привлекаются методы двух разделов антропологии: социальной и визуальной антропологии. В частности, метод глубинного интервью и анализ источников личного происхождения используются в антропологической части научной работы. Примененный метод визуальной антропологии заключается в анализе визуальных материалов сатирических периодических изданий: интерпретации образов, тиражируемыми посредством карикатур и иных иллюстраций.
Разнообразие методов объясняется комплексным характером темы, что требует применения междисциплинарного подхода. В целом, с опорой на методологическую базу в работе реконструируется взаимосвязь различных элементов и категорий образа молодежи. Раскрывается логическая связь категорий образов между собой, которая формировалась под влиянием дореволюционных и советских художников- карикатуристов, политического и партийного дискурса, а также актуальных для страны условий существования.
Источниковая база научной работы представлена журналами и газетами сатирической направленности за 1905-1914 гг. и за 1985-1991 гг.
Важный пласт источников, позволяющих реконструировать образ молодежи в 1905-1914 гг., был представлен дореволюционной сатирической периодикой. Печатные издания разных уровней публиковали статьи, фельетоны и заметки, среди которых могли встречаться материалы, напрямую или косвенно связанные с молодежной тематикой.
Среди иллюстрированных сатирических дореволюционных изданий в настоящей работе были использованы «Шут», «Зритель», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Журнал журналов», «Аргус», «Гном», «Ерш», «Букет», «Булат», «Анчар», «Брызги», «Бурелом», «Адская почта», «Вампир», «Серый волк» и некоторые другие издания.
Дореволюционная база источников разделена по внутреннему содержанию и верстке страниц изданий. Для одной части периодики был свойственен акцент на текстовом содержании, для другой - на иллюстративных материалах. Превалирование текстового содержания означает, что текст без иллюстраций составляет более 50% от всего объема отдельного выпуска. К таковым изданиям следует отнести журнал «Букет», «Зритель», «Ерш», «Анчар», «Брызги».
К изданиям с преимущественно иллюстративным содержанием необходимо отнести журналы «Шут», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Аргус», «Булат», «Вампир», «Серый волк».
Издания с примерно равным количеством текстового и иллюстративного содержания: «Журнал журналов», «Гном», «Бурелом», «Адская почта».
Содержание дореволюционных изданий отличалось в зависимости от политики редакции, однако для всей дореволюционной периодики были характерны свои особенности. Так, иллюстрации в дореволюционных изданиях занимали меньше печатного места, чем в советских. В дореволюционных иллюстрированных изданиях превалировали упрощенные изображения, иллюстрации малых размеров, гравюры. Образ молодежи в дореволюционной сатирической периодике отличался в зависимости от политической направленности редакции отдельно взятого журнала и ее готовности нарушать установленные государством цензурные правила.
Основным источником для периода Перестройки стала советская сатирическая периодика, в исследовании представленная материалами изданий «Крокодил» и «Перець». Издания схожи по направленности и содержанию. Транслируемый в них образ молодежи также совпадал в общих чертах. Репрезентация молодежи в советской сатирической периодике напрямую зависела от уровня государственной цензуры: усиление или ослабление государственного давления на печать определяло степень социально-политической заостренности и критики, которую сатирические издания могли адресовать через образ молодежи.
Иллюстративный материал в советских сатирических изданиях занимал примерно 50% от общего объема номеров в обоих рассмотренных в исследовании изданиях. Тексты выпусков сопровождались рисунками. Иллюстрации не только дополняли содержание, но и служили самостоятельным развлекательным элементом. Отдельные страницы (главная и последняя) полностью отводились под иллюстрации.
Вспомогательные источники исследования:
• Государственные акты. Использовались для определения возрастных границ молодости, а также при анализе цензурных барьеров, существовавших в оба рассматриваемых периода.
• Несатирическая периодическая печать. Применяется в работе для обоснования ведущей роли молодежи в революционных событиях.
• Источники личного происхождения (дневники и воспоминания). Представлены материалами ресурса «Прожито» . Включают дневники и воспоминания современников обоих рассматриваемых в рамках исследования периодов.
• Интервью с респондентами, чьи юные или молодые годы пришлись на период Перестройки. Тип проведенных интервью классифицируется как «полуструктурированные». Длительность составила от 27 до 83 минут. Являются источником для содержащегося в настоящей работе антропологического очерка, показывающего функционирование визуальных образов глазами их потенциального зрителя.
В совокупности все привлеченные к исследованию источники представляются репрезентативными для решения поставленных в исследовании задач и дают достаточное представление о сущности и историческом контексте тиражирования и бытования образа молодежи.
Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два раздела, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений и списка иллюстраций.
Проведенный выше анализ образа молодежи выявил его характерные черты, которые тиражировались сатирической периодикой, с учетом практик цензурирования прессы на обоих этапах, рассматриваемых в настоящем исследовании. В рамках дореволюционного периода было выявлено изменение образа молодежи в сторону спада его остроты и политизированности по мере ужесточения государственной цензуры к 1914 г. Для периода Перестройки характерна противоположная тенденция: падение социально-политической заостренности образа по мере ослабления цензуры к концу существования Советского государства. Издания уделяли все меньше внимания политической повестке и все больше тиражировали актуальные для поп-культуры категории образа молодежи. Для динамики образа на обоих этапах в ходе исследования была обнаружена зависимость от текущего общественного контекста, диктующая актуальные категории образов молодежи.
В рамках заключения обратимся к исходной гипотезе исследования о наличии неизменных черт образа молодежи и сравним выявленные категории применительно к обоим рассмотренным периодам. Сопоставление категорий выстраивается по их тональностям: положительные, отрицательные, нейтральные.
Положительные характеристики образа молодежи 1905-1914 гг. и в Перестройку отличаются: в дореволюционной сатирической периодике господствующая положительная категория заключалась в изображении молодых женщин. Данная категория могла применяться к тем или иным явлениям и фактам, отражая их в образе красивых, а иногда и властных героинь. В то же время, для положительного образа молодежи периода Перестройки являлось свойственным отражение социалистических идеалов, существовавших в обществе и насаждаемых властью. На позднем этапе Перестройки в образе молодежи возникла положительная категория демократической молодежи, представляющаяся продолжением устаревшей категории социалистической молодежи и включающей в себя почти все ее черты.
Несмотря на отсутствие видимых совпадений главных категорий положительного образа молодежи в оба периода, те черты, которыми художники-карикатуристы наделяли девушек в 1905-1914 гг. и социалистическую (а затем и демократическую) молодежь в Перестройку в целом совпадали. И молодые женщины, и социалистическая и демократическая молодежь отражали представление общества об идеале поведения в свою эпоху. Дореволюционный образ молодой женщины отражал характеристики красоты, воспитанности, скромности. Образ социалистической молодежи, характерный для сатирической периодики в первую половину Перестройки, также отсылал к внешней красоте таких молодых людей (крепкое, спортивное телосложение трудящейся молодежи), воспитанности и социальной пользе (социалистическая молодежь приобщена к труду), скромности (классический внешний вид: строгий костюм и ухоженные волосы). В конце Перестройки эти же черты стали перекладываться на категорию демократической молодежи, дополняясь характеристикой политической активности.
Совпадающей в оба периода положительной категорией образа стало представление о молодых людях как об индикаторе позитивных общественных явлений. И в 1905-1914 гг., и в Перестройку в сатирической периодике тиражировалось представление о молодежи как о прогрессивной, активной и находчивой группе людей. Это представление проявлялось в перекладывании вышеуказанных черт молодежи на явления, которые казались положительными на указанных исторических этапах. Также в образе молодого человека могли изображать наступающий Новый год.
Отрицательные категории отражения образа молодежи в оба периода являлись наиболее часто тиражируемыми и сводились к восприятию молодежи как нестабильной и революционной группы населения. На дореволюционном этапе делался прямой акцент на популярности революционных идей среди молодежи. Для Перестройки был характерен иной подход. Склонность молодых людей к переменам была заложена в категорию прозападной молодежи, которая подрывала стабильность советского общества посредством распространения разлагающих социалистический социум западных ценностей.
Совпадающей для обоих периодов отрицательной категорией образа стало и представление о молодых женщинах как о группе, склонной к порочному и развратному поведению. В период Перестройки данная категория отражала проблему проституции.
Несмотря на совпадение части отрицательных категорий, в период Перестройки тиражировались и те категории, упоминаемость которых в дореволюционных сатирических изданиях сводилась к нулю. Таковыми стали категории образа, представляющие леность молодежи, а также пренебрежение молодежью заботой о собственных детях. Образ молодежи периода Перестройки дополняют и многочисленные неспецифические черты образа молодежи, отражающие не ее саму, а те негативные процессы, которые происходили в конце существования СССР.
Нейтральная категория образа молодежи идентична для обоих этапов и заключается в его использовании без определенного политического подтекста. Образ молодых людей также использовался для декорирования страниц изданий. Нейтральная категория отражает стереотипы о представителях молодежи, изображая ее в специфичных контекстах. Одним из них является отражение молодежи в образе учащихся. Трансляция подобного представления об одном из главных занятий молодых людей характерна для обоих рассмотренных в исследовании этапов.
Атрибуты внешнего вида молодежи различаются для двух эпох и выступают в качестве маркеров образа молодежи, посредством которых делается возможным идентификация изображенных на иллюстрациях персонажей. Различия в атрибутах молодежи в 1905-1914 гг. и в годы Перестройки объясняются существовавшими в оба периода общественными тенденциями, веяниями моды и уровнем развития технологий. Одежда молодежи периода 1905-1914 гг. по подходу к визуализации схожа с одеждой социалистической молодежи периода начала Перестройки: наряды показаны строгими и характеризовались скудостью цветовой палитры. Основным цветом был черный. Вместе с тем, облик несоциалистической молодежи в значительной степени отличался. Для них было свойственно использование широкого спектра цветов, а сама одежда была неформальной: спортивные костюмы, кеды, кожаные куртки с металлическими вставками.
Прически дореволюционной и социалистической молодежи были схожи для юношей: ухоженные волосы с пробором. Дореволюционными и социалистическими девушками использовались различающиеся прически: сложные и пышные прически - для дореволюционных девушек и уложенные волосы - для девушек Перестройки. Прически дореволюционных и несоциалистических молодых людей отличались: если до революции молодые люди ходили с короткими уложенными волосами, то в годы перестройки неформальная молодежь делала пышные и бунтарские прически-ирокезы. Прически дореволюционных и несоциалистических девушек были более схожи: и те, и другие делали из своих волос пышные и сложные конструкции. Девушки перестройки также использовали химическую завивку волос, что придавало им объема.
Иные атрибуты образа молодых людей, включающие аксессуары, технические устройства и предметы быта, в значительной степени отличаются по технологическому принципу. Если до революции молодых людей изображали с книгами и газетами в руках, то в период Перестройки с данными атрибутами изображали лишь социалистическую молодежь. Все остальные представители изучаемого поколения использовали развлекательные устройства: медиаплееры, магнитофоны, наушники. Аксессуары дореволюционной молодежи отражали ее стремление соответствовать моде эпохи (зонты, трости). Аксессуары времен Перестройки преследовали ту же цель (спортивные сумки, спортивные очки, металлические элементы на одежде). Атрибутирование дореволюционной молодежи также связано с ее радикальной политической деятельностью. Так, она изображалась с булыжниками и иными средствами уличной революции. Молодежь Перестройки также использовала атрибуты, подрывающие, по мнению художников-сатириков и представителей власти, общественный и государственный порядок. Данные атрибуты, однако, носили иной характер. Ими являлись бутылки алкоголя, сигареты, шприцы с наркотиками, западные предметы культуры.
Проведенный сравнительный анализ элементов образа молодежи на двух переломных для истории России этапах свидетельствует о наличии общих для обоих эпох представлений о молодом поколении как о группе, дестабилизирующей общество и в то же время проходящей социализацию и приобщающейся к достижениям культуры. Сатирические издания обоих периодов показывают, что молодёжь представляет собой ту социальную группу, которая наиболее быстро перенимает новые веяния, модные тренды и актуальные тенденции. Несмотря на обозначенное сходство, необходимо упомянуть и о выявленных отличиях в образах молодежи на обоих этапах. Они объясняются объективными различиями двух исторических эпох, однако, касаются частных проявлений жизни молодого поколения, а также отдельных сторон его образа, диктуемых модой, актуальной повесткой и иными факторами. Но общее представление на этом фоне остается неизменным и не зависит от перечисленных частных обстоятельств времени. Таким образом, выявленные в исследовании неизменные представления общества о молодежи носят не просто характер стереотипов, а являются архетипичными, поскольку вне зависимости от конкретных исторических обстоятельств продолжают тиражироваться в разные периоды своего существования.