Аннотация
Введение 3
1 Гидрография местности как основа системы расселения на примере
атласов С.У. Ремезова 17
1.1 Основные подходы в изучении системы расселения на основе
атласов С.У. Ремезова 17
1.2 Хорографическая книга Сибири (1697-1711 гг) 27
1.3 Служебная чертежная книга и Чертежная книга Сибири 37
2 Натурное обследование территории Среднего Приобья 2018 г. 44
2.1 Особенности передвижения в гидросистеме 44
2.2 Жизненные циклы населенного пункта в условия Среднего Приобья
на примере д. Алтаево, ур. Городище, ур. Карга и д. Казальцево 47
2.3 Подвижность гидрографии местности и влияние этого фактора
на систему расселения на примере Нарыма, Тымска, Каргаска 51
2.4 Живописная планировочная структура как маркер в выявлении
населенных пунктов XVII в. на примере с. Нарым 54
3 Естественные ритмы системы расселения Среднего Приобья в XVII в. 57
3.1 Теория опорного каркаса в изучении системы расселения Среднего Приобья 57
3.2 Принципы расселения и локализации населенных мест на территории
Среднего Приобья в XVII в. 61
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 67
Список сокращений 83
Приложение А 84
Принятая правительством РФ 13 февраля 2019 г. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., определяет основные тенденции и положения в процессе территориального развития государства . Основной тенденцией озвученной в стратегии является концентрация экономического роста в ограниченном числе центров, рост социально-экономической роли городов, а значит по прежнему поддерживается доминирование урбанистических концепций на фоне деградации системы расселения малых и средних населенных пунктов. Территория Среднего Приобья не стала исключением и находится в процессе неоднозначных трансформаций, связанных с ликвидацией малых территориальных единиц расселения и формированием системы вахтовых поселков ресурсодобывающих компаний.
Однако обращение к историческому опыту расселения эпохи колонизации, когда в Сибири сложилась сеть населенных пунктов из городов, острогов, сельских поселений, заимок, слобод, заставляет усомниться в правильности подхода к развитию территорий, когда крупные центры доминируют за счет деградации малых и средних. Успешность расселения и освоения региона в очень сложных условиях во многом была обеспечена сложившейся системой поселений, которые функционировали во взаимодействии друг с другом. Имеющиеся картографические источники XVII-XVIII вв. бескомпромиссно свидетельствуют о развитой системе расселения на этой территории, а также о её включенности в мировую коммуникационную сеть, основой которой на тот момент являлись водные, сухопутные пути сообщения. Таким образом, актуальность данной работы заключается в изучении по известным картографическим данным успешного исторического опыта расселения на примере Среднего Приобья, а также возможностей его применения в современных условиях. Актуальность представляют как сами принципы расселения и локализации населенных пунктов, так и планировочная организация ее элементов - отдельных населенных пунктов, анализ планографии которых позволит понять не только взаимодействие населенных пунктов между собой в системе, но и выявить маркеры для их идентификации в историческом пространстве.
Степень изученности темы. Изучением принципов расселения и локализации населенных пунктов занимается экономическая география, и градостроительная теория именно в этих научных областях была сосредоточена и в настоящее время ведется работа по территориальному развитию государства. Основные наработки в этих областях сформулированы в термине опорного каркаса расселения . Теория опорного каркаса расселения, была сформулирована в работах Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, И.М. Майергойза, Ю.Г. Саушкина, Г.М. Лаппо , и применялась в основном для концепций территориального развития агломераций на основе разделения труда.
Важно отметить, что эта область знаний достаточно молодая и основные работы датируются 70-ми годами XX в. Значительная часть трудов была написана на основе анализа европейского материала, а территория Западной Сибири, рассматривается лишь в контексте этого материала. Вообще изучением феномена города предметно занялись на рубеже XIX-XX вв. когда, большинство тогда еще малоэтажных крупных административно¬территориальных центров всего мира столкнулись с проблемой дальнейшего территориального развития. Именно тогда интеллектуалы в области архитектуры и градостроительства совместно с политическими деятелями принимали важное стратегическое решение, какими быть городам будущего? куда им развиваться - вширь или ввысь? Так были оформлены две концепции: урбанизационная и дезурбанизационная. После второй мировой войны полемика между двумя полярными подходами в организации пространства и развития систем расселения сменилась окончательным доминированием урбанистов. Хотелось бы подчеркнуть, что эти концепции не просто полярны, это крайняя полярность в образе мышления. Доминирование урбанистов сказалось и на оценке процессов исторического развития поселенческих структур. Они были искусственно включены в некую условную парадигму эволюционного развития города, отражающую этапы в крайней точке которой система поселений становится современной агломерацией. Эта концепция легла в основу индустриализации нашего государства в 20-е-30-е гг. XX в., и на основании экономических достижений заняла господствующее положение. В настоящее время эта область знания рассматривает комплекс подходов и форм взаимодействий внутри каждой отдельной агломерации и их внешнее взаимодействие с позиций иерархичности систем.
В данной работе, история развития системы расселения рассматривается в рамках дезурбанизационной концепции расселения. Исследований, рассматривающих систему расселения малых и средних населенных пунктов с позиций их самодостаточности, эффективности организации хозяйственной деятельности, выявлено не было. Достаточно широко исследованным является средневековый русский город XV¬XVII вв. , именно в этих исследованиях город рассматривается, как уникальная система территориальной организации пространства, гармонично интегрированной в линии естественного ландшафта. Из современных теоретиков в области градостроительной истории необходимо упомянуть об И.А. Бондаренко, который в своих публикациях «Об органическом в градостроительстве», «О естественности формирования агломерации», «Усадьба и город в Древней Руси», «Идея иерархии в зодчестве Древней Русси» и др ., раскрывает феномен древнерусского города. Трансформацию планировочной структуры города X-XV вв. рассматривает А.С. Щенков, идеи которого созвучны с основоположниками теории градостроительного искусства: Л.М Тверского, А.В. Бунина, Н.Ф. Гуляницкого, А.В. Иконникова, Т.Ф. Саваренской, П.А. Раппопорта и др' . Одними из первых работ по русскому городу, были исследования Г.В. Алферовой, которые и сегодня сохраняют свою актуальность . они рассматривают средневековый город как самобытность, как феномен, ушедший в прошлое. В данном исследовании, труды основоположников привлечены с целью более полного раскрытия темы средневекового сибирского города, его пространственных характеристик, функциональной структуры, применительно к малым и средним населенным пунктам Среднего Приобья XVII в., как элементов отражающих принципы расселения и локализации.
В основе работы с картографическими источниками лежит опыт подчерпнутый автором на основе графического анализа планировочной структуры города Томска XVII-XX вв. Анализ планографии был бы не полным без изучения процессов сопутствующих развитию архитектурно-планировочной ткани города, здесь необходимо выделить обширный блок авторов, занимающихся различными аспектами социально-политической жизни Томска XVII в., среди которых: Бояршинова З.Я., Дмитриенко Н.М., Кириченко Е.И., Петров Н.М., Попов А.И. и др .
Если теоретики градостроительного искусства рассуждают о городе, через призму графической аналитики его планировочной структуры и пространственных характеристик градоформирующих элементов, то работы археологов позволяют углубиться в детали, фрагменты, элементы, позволяют дотронуться до материальной истории, ту которую можно посмотреть и потрогать. В данном исследовании имело значение само географическое месторасположение известных археологических находок, раскопок Приобья, как свидетельств глубины исторических корней системы расселения на этих территориях. На карту в приложении «Конструктор карт Яндекс» были нанесены точками: Медведкинские находки, малокиргизский комплекс, Беляйская находка из Причулымья, Ишимский клад, Усть-Киндинский курганный могильник, Тимирязевское-I поселение, Мурлинский клад, Находка с р. Конда, Барсовский-VII могильник, городище Барсов Городок II/6, Бийского городища-6, Городище Усть-Полуй, находка из Кудряшовского Бора, Неготское-VI селище, Васюганский «клад», поселение Тиутей-Сале-1, городище Третий Кордон-1, поселение Третий Кордон-2, Тимирязевский-II курганный могильник, курганный могильник Релка, Парабельское культовое место, городище Усть-Полуй и др .
Исследование средневекового сибирского города как целостного организма, центра сосредоточения социальных, экономических и политических аспектов жизни общества отражено в работах М.П. Черной.
Именно в ее трудах можно найти живое описание городской среды XVII в., наполненной всевозможными качествами. На основании многочисленных раскопок ей удается доказать присутствие динамичности в историческом пространстве, взамен устоявшейся музеефицированной формы представления археологических объектов .
Другой важный блок исследований представляют труды, освещающие историю формирования транспортных коммуникаций. Весь комплекс этих исследований сосредоточен на персоналиях, создававших эти пути. Интересны исследования, посвященные изначальным дорогам, пересекавшим территорию Среднего Приобья, которыми пользовались из поколения в поколение. В первую очередь стоит отметить труды С.В. Бахрушина и О.Н. Вилкова .
В данном блоке исследований система расселения рассмотрена в контексте формирования государственной почтовой службы, организации процесса этапирования заключенных и открывают иной ракурс на процессы функционирования дороги. Хотя эти работы относятся к более позднему периоду времени, чем обозначенные хронологические рамки данного исследования, они позволили расширить взгляд на принципы формирования поселенческой структуры вдоль государственных дорог .
История формирования Объ-Енисейского водного пути дает возможность комплексно оценить значение реки в транспортной системе государства, здесь необходимо отметить исследования Литвиновой О.Г. .
С выходом на социальные процессы, которые имеют определяющее значение в процессах формирования, как элементов расселения - малых и средних населенных пунктов, так транспортных коммуникаций были привлечены антропологические исследования. Наиболее созвучными автору стали труды А.В. Головнёва, который активно изучает «антропологию движения». Его работы наглядно иллюстрируют жизнь кочевников Севера, в своих исследованиях современными средствами наблюдения он доказывает жизнеспособность кочевых культур. Наиболее важен для этой работы его взгляд на оценку взаимодействия субкультур в рамках организации обоюдной жизнедеятельности в границах транспортной коммуникации.
Интерес представляли и работы Шерстовой Л.И. , в которых автор дает представление об этнографической картине в верховьях р. Оби. Работы этнографов Шатилова М. Б. , Кулемзина В.М. , Алексеенко Е.И. и др., дают представления о хозяйственном быте народов проживающих в этих широтах.
На сегодняшний день фундаментальный труд Л.А. Гольденберга, посвященный С.У. Ремезову, не утратил своей актуальности. Именно Л.А. Гольденберг одним из первых представил деятельность С.У. Ремезова по составлению атласов, как уникальный опыт национальной картографической школы . В трудах историков картографии наследие С.У. Ремезова занимает неоднозначное место, так одни считают его примитивным, кто первым пытался приблизить отечественный опыт к «передовой» школе европейской картографии. Другие напротив, отмечают, прежде всего, практичность рисованных чертежей, их информативность, разноплановую содержательность и отводят ему почетное место .
Публикация факсимильных изданий Хорографической книги Сибири и Служебной чертежной книги Сибири С.У. Ремезова сделала доступным наследие картографа XVII в. широкому кругу исследователей. К имеющемуся значительному корпусу трудов с каждым годом добавляются новые работы, раскрывающие глубину и содержательность рисованных чертежей С.У. Ремезова. Его труды используют в исторических, этнографических, историко-архитектурных изысканиях, в самом широком спектре областей наук, касающихся не только территориальных исследований по Сибири и Уралу, но и изучения символов, символики.
Таким образом, состояние вопроса по изучению принципов расселения и локализации населенных пунктов Среднего Приобья сложно
охарактеризовать однозначно. Наиболее изученным является период
XVIII в., который имеет материальные и письменные свидетельства. Совсем другая ситуация с XVII в., отсутствие данных, вынуждает строить
исследования по косвенным и более поздним источникам. С одной стороны, можно уверенно говорить о проделанной на сегодняшний день огромной работе, с другой стороны, есть понимание, что процесс освоения и сама система расселения на данных территориях требует нового прочтения, на междисциплинарной основе, с использованием комплексных методов и подходов.
Объектом исследования выступает система расселения на территория Среднего Приобья в XVII в.
Предметом исследования являются принципы расселения и локализации на территории Среднего Приобья, зафиксированные в атласах С.У. Ремезова.
Гипотеза исследования заключается в утверждении, что атласы С.У. Ремезова являются фиксацией опорного каркаса расселения на территории Сибири и отражают принципы расселения и локализации на территории Среднего Приобья в XVII в. Система расселения построена на ритмах жизнедеятельности общества, входящих в иерархическое взаимодействие с транспортной коммуникационной сетью, включающей этот регион в единую мировую систему.
Цель работы выявление особенностей принципов расселения и локализации населенных пунктов XVII в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи исследования:
1. Сопоставить часть рисованных чертежей С.У. Ремезова XVII в. со спутниковыми картами.
2. Раскрыть влияние гидрографических и ландшафтных условий местности на процесс формирования и трансформации системы расселения населенных пунктов в XVII в.;
3. Показать ведущую роль транспортных транзитов в процессе развития системы расселения, на основе понятия опорного каркаса территории;
4. Обосновать живописную планировочную систему улиц как определяющий признак населенного пункта XVII в.
Территориальные рамки исследования: территория Среднего Приобья в границах сел Парабель - Вертикос;
Хронологические рамки исследования XVII в. период активного формирования русских поселений на территории Среднего Приобья.
Методологическая основа и методы исследования. В качестве основного метода в исследовании использован историко-сравнительный метод, который позволяет выявить особенности малых и средних населенных пунктов, их отдельных элементов, структурных взаимосвязей. Историко¬системный метод позволяет рассмотреть объект и предмет исследования с точки зрения совокупности факторов, повлиявших на эволюцию градостроительных аспектов развития системы расселения на территории Среднего Приобья.
В основе исследования использован общенаучный принцип историзма, который позволит рассмотреть изучаемые явления в контексте эволюции временных и пространственных границ. Системный подход позволит привлечь широкий спектр источников и всесторонне оценить условия формирования транспортной коммуникации и её инфраструктуры.
Принцип объективности применён для сравнения и сопоставления данных, зафиксированных в чертежах С.У. Ремезова, а также количественной информации, полученной в результате полевых наблюдений и измерений. Использован метод архитектурно-реставрационного анализа, включающего в себя полевые исследования, выполнение архитектурных обмеров, систематизацию архивных документов, чертежей, старинных фотографий и статистических сведений.
Графоаналитический метод сопоставления реконструированных планов поселений методом послойного наложения моделей (с учётом топографического масштаба) позволяет выявить территориальные аспекты развития.
Исследование носит междисциплинарный характер. Комплексный подход включает теоретические и практические подходы нескольких научных направлений. Система расселения Среднего Приобья XVII в. будет рассмотрена как часть единой коммуникационной территориальной структуры, которая естественно интегрировалась в гидрографические, климатические и ландшафтные условия местности. Вследствие этого, исследование охватывает физико-географические и климатические аспекты. Особый исследовательский интерес представляют археологические данные, согласно которым определены места и характер расположения острогов и городов.
Научная новизна работы. Междисциплинарный подход к изучению наследия С.У. Ремезова, в первую очередь Хорографической чертежной книге Сибири 1697-1711 гг. и Служебной чертежной книге, ранее не применялся. Применение теоретической базы градостроительной практики и экономической географии позволили на основе исторических методов описать принципы расселения и локализации населенных пунктов на территории Среднего Приобья в XVII в.
Впервые осуществлено прочтение картографических источников XVI-XVII вв. в контексте понятия опорного каркаса расселения территории Сибири на основе спутниковых карт, с использованием геоинформационных систем. Это позволило использовать комплекс знаний из практики современной градостроительной теории и провести теоретическую реконструкцию недостающих элементов системы расселения XVII в.
Практическая значимость работы. В настоящее время программа развития территории Среднего Приобья предполагает ликвидацию малых сел и деревень и укрупнение границ опорных населенных пунктов, развитие вахтового метода в процессе использования ресурсного потенциала этих территорий. В данном исследовании представлен процесс исторического освоения этих территорий, который доказывает ошибочность этого пути. Особенности гидрографических условий местности исключают применение популярных концепций современного урбанизма. Освоение этих территорий возможно только через формирование системы равномерного расселения вдоль основных водных артерий.
Прикладное значение исследования заключается в применении теории опорного каркаса в исследовании системы расселения на территории Среднего Приобья XVII в., что позволит использовать этот материал при создании проектов территориального развития Сибирского региона. Выявленные принципы позволят увидеть и понять общие и частные закономерности хозяйственного освоения территорий, что является основой к прогнозированию перспективного и эффективного использования природных и человеческих ресурсов.
Источниковая база исследования. О первых путях сообщения Европейской части России с Сибирью свидетельствуют письменные памятники по отечественной социально-экономической, политической, дипломатической и военной истории, а также по истории русской церкви за 1334-1700 гг., опубликованные Археографической комиссией в 1841-1842 гг. в Санкт-Петербурге. Данный информационный ресурс опубликован для свободного пользования в проекте «Runivers.ru - Россия в подлиннике». Интерес представили исторические записки путешественников XVII-XVIII вв. Благодаря этим работам в середине XVIII в. сложилась исследовательская база по географии России, включая территории Западной и Восточной Сибири. Важными являются материалы первых научных экспедиций, собранные Г.Ф. Миллером, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.И. Страленбергом, П.С. Палласом, И.Г. Гмелиным И.Г. Георги, И.П. Фальком, в которых даны описания водных и сухопутных путей в Сибири.
Работа Н.И. Новикова, опубликованная во второй половине XVIII в. - описание к чертежам, выполненным в конце XVII в., в ней содержится краткая характеристика карт, классификация крупных и малых рек России (включая р. Обь), с их названиями и перечислением населенных пунктов по сведениям чиновников там побывавших.
Труды XVIII в. носят описательный характер, однако позволяют уточнять данные о местоположении и топонимике населённых мест в прибрежных зонах р. Оби. Населённые пункты, их местоположение, особенности застройки и характер деятельности местного населения представлены достаточно точно.
До конца XIX в, каких-либо серьёзных статистических трудов по градостроительству сибирского региона создано не было, поэтому во многом данное исследование носит оценочный характер, предполагая и реконструируя систему расселения малых и средних населенных пунктов Среднего Приобья XVII в.
На основе междисциплинарного подхода к изучению наследия С.У. Ремезова (Хорографической чертежной книге Сибири 1697-1711 гг. и Служебной чертежной книги), применение теоретической базы градостроительной практики и экономической географии позволили на основе исторических методов описать принципы расселения и локализации населенных пунктов на территории Среднего Приобья в XVII в.
Гидрографические и ландшафтные условия создавали и условия и ограничения одновременно в процессе формирования, развития и трансформации системы расселения населенных пунктов в XVIIB.
Система расселения формируется на основе системы путей сообщения.
Уровень развитости системы путей сообщения, определяет состояние системы расселения, которая обладает свойствами адаптации к изменившимся условиям;
Географическое расположение населенного пункта в системе путей сообщения, определяет его уровень административно-территориального влияния;
Каждое из направлений в системе путей сообщения имеет многовариантность прохождения маршрута, которая зависит, от гидрологического режима, сезона года и погодных условий.
Исторический опыт расселения эпохи колонизации, в Сибири показывает естественность процесса формирования сети населенных пунктов из городов, острогов, сельских поселений, заимок, слобод. Сложившаяся в условиях пойменной территории р. Оби позволяла не только успешно функционировать в процессе освоения труднодоступных территорий, но и обеспечивала возможность передвижения по путям сообщения.
1. Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое (1649-1825) : в 45 т. - СПб. : Тип. 2 Отделения Собств. е. и. в. Канцелярии, 1830-1851. - Т. 1-45.
2. Об утверждении Стратегии пространственного развития до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации // Правительство России : официальный сайт. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г. ]. - URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60R ktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 28.03.2020).
3. Архив Академии наук. - Ф. 21. - Оп. 5. - Д. 39/14.
4. Российский государственный военно-исторический архив. - Ф. ВУА. - Д. 21528, 21587, 22288, 22677, 22678.
5. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Ф. 349. - Оп. 39. - Д. 2221, 2222, 2232, 2241, 2218.
6. Картографический отдел библиотеки Московского Главного архива Министерства иностранных дел (коллекция) // Российский государственный архив древних актов. - Ф. 192. - Оп. 1. - Д. 10.
7. Сенат и его учреждения (объединение фондов), гг. Петербург, Москва // Российский государственный архив древних актов. - Ф. 248. - Кн. 156. - Л. 137-155.
8. Разряд XXIV. Сибирский приказ и управление Сибирью - (коллекция) Государственного архива Российской империи // Российский государственный архив древних актов. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 25. - Л. 1-7.
9. Государственный архив Омской области. - Ф. 1. - Оп. 2. - Д. 2.
10. Азиатская Россия. Люди и порядки за Уралом. - СПб. : Изд. Переселенческого управления, 1914. - Т. 1. - 578 с.
11. Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798-1898 гг.). - СПб. : Тип. Министерства Путей Сообщения, 1898. - 292 с.
12. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - М. ; Л. : Наука, 1941. - Т. 2. - 372 с.
13. Книга Большому Чертежу : [Памятник 17 в.]. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1950. - 229 с.
14. Ремезов С. У. Чертежная книга Сибири: Сост. тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году : в 2 т. / С. У. Ремезов. - М. : Федер. служба геодезии и картографии России, 2003. - Т. 1. - 2003. - 48 л.
15. Ремезов С. У. Хорографическая чертежная книга Сибири С. У. Ремезова / С. У. Ремезов. - Тобольск : Фонд «Возрождение Тобольска», [б. г.]. - 341 с... 133