Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Работа №192445

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы130
Год сдачи2021
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 13
1 Семья как социальный институт и государственная семейная политика 18
1.1 Понятие и сущность семьи как социального института 18
1.2 Тенденции в развитии современной семьи 24
1.3 Понятие и сущность государственной семейной политики 32
2 Государственная политика за рубежом и РФ 40
2.1 Зарубежный опыт государственной поддержки семьи 40
2.2 Реализация государственной семейной политики в России 48
3 Совершенствование государственной поддержки семьи в Томской
области 65
3.1 Реализация государственной семейной политики в Томской области . 65
3.2 Анализ проблем государственной поддержки семьи в Томской области 73
3.3 Концепция по совершенствованию государственной семейной
политики в Томской области 81
Заключение 94
Список использованной литературы 98
Приложение А Отчет социологического исследования «Отношение молодежи к институту семьи и влияние государства на него» 114
Приложение Б Результаты исследования «Отношение молодежи 18-30 лет к институту семьи и влияние государства на него» (графика) 119
Приложение В Анкета 128

Как объект научного изучения семья не имеет аналогов, поэтому существует множество направлений ее исследования. Семья - главный институт общества, она играет важную роль в жизни каждого человека. Это общечеловеческое, универсальное явление. Она является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье.
В современных условиях формальная связь общества и семьи ослабевает. Основой семьи является брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Актуальными тенденциями развития современной семьи можно выделить: нуклеарные семьи; снижение рождаемости; возраст, вступающих в брак молодых людей; распространение гражданского брака; рост числа разводов и другое. Трансформация репродуктивной системы и ее результаты вынуждают социум менять проведение семейной политики. На базе анализа проделанных мер с учетом соответствующих отличительных черт стран необходимо систематизировать направления семейной политики.
Семья нуждается в социальной помощи и защите от государства, ей необходима постоянная и адресная помощь, а не единичная. И государственная семейная политика играет в этом огромную значимость, она является важнейшим социальным инструментом, объединяющая общество, снижающая социальную напряженность в процессе становления ценностей семьи и семейного образа жизни. Благодаря семейной политики можно определить и осмыслить особенности взаимодействия общества и семьи, проконтролировать деятельность социальных институтов для семьи.
Актуальность обращения к проблеме государственной поддержи семьи связана с изменениями в обществе, которые происходят в настоящий момент. Сегодня, в условиях кризиса семейного института, наблюдается снижение количества законных браков, рост удельного веса разводов, появление и
распространение альтернативных форм семейного существования, падение воспроизводства и семьи. Экономический статус российских семей также обнаруживает отрицательные тенденции. Об этом свидетельствуют статистические данные Росстата: 155,4 тыс. Томских семей -
малообеспеченные, их доход ниже величины прожиточного минимума [90]. Реальная угроза демографического кризиса, вызванного тенденцией депопуляции, актуализирует потребность в активной семейной политике, направленной на повышение уровня и качества жизни населения. В Томской области принимаемые меры государственной семейной политики направлены на минимизацию негативных последствий ситуации, а не на создание условий, не допускающих появление негативных процессов. В силу высокой динамики изменений данная тематика исследований является крайне актуальной как с научной точки зрения, так и с точки зрения практического публичного управления. Особую значимость приобретает анализ отношения молодежи к институту семьи в силу того, что именно молодежь определяет демографическую ситуацию в будущем.
Вопрос грамотной государственной семейной политики остро стоит в преодолении негативных тенденций в развитии института семьи и является основным условием стабильности социальных процессов. Совокупность мер единой государственной семейной политики призвана повлиять на семейнобрачные отношения: обеспечить создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, воспитания новых поколений и социализации личности, укрепление правовых и нравственных основ общества. Тема представляет особый интерес в области государственного и муниципального управления, поскольку знания об институте семьи и государственной семейной политике позволяют определять тенденции и закономерности развития всего общества. С помощью их тщательного анализа возможно выстраивание долгосрочного плана изменений и последующая оценка их эффективности и соответствия поставленным задачам.
Цель диссертационного исследования - разработка концепции по совершенствованию государственной семейной политики в Томской области.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить тенденции в развитии современной семьи;
2. Проанализировать понятие и сущность государственной семейной политики;
3. Изучить зарубежный опыт государственной поддержки семьи, реализацию государственной семейной политики в РФ и Томской области;
4. Провести анализ проблем государственной поддержки семьи в Томской области;
5. Разработать концепцию по совершенствованию государственной семейной политики.
Объект исследования - семья как социальный институт.
Предметом исследования является государственная поддержка семьи.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо согласовывать меры для поддержки семьи, разрабатывать новые НПА, которые будут соответствовать требованиям современной семьи и социального развития страны.
Теоретико-методологическую базу работы составляют работы отечественных социологов, философов, психологов, в которых продемонстрированы базовые подходы к исследованию семейно-брачных отношений: Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Трошкина И.Н., Уварова И.А., Иванова А.А., Ветрова Е.А. и др. Информационную основу работы составляют концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года, нормативно-правовые акты РФ, официальные сайты департаментов, курирующих государственную семейную политику, информационные порталы, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики. Эмпирической основой работы послужили результаты собственного социологического исследования «Отношение молодежи к институту семьи и влияние государства на него».
Гипотезы работы:
• Знания об институте семьи и государственной семейной политике позволяют определять тенденции и закономерности развития всего общества.
• Современная государственная семейная политика не обеспечивает в полной мере решения проблем семейно-брачных отношений;
• В Томской области принимаемые меры государственной семейной политики направлены на минимизацию негативных последствий ситуации, а не на создание условий, не допускающих появление данных негативных процессов.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что тема семьи и государственной семейной политики имеет большой исследовательский потенциал и поэтому часто становится предметом научного изучения.
Научная новизна исследования состоит в попытке проактивного подхода к проблеме семьи, упор сделан на исследовании условно благополучной семьи и молодой семьи. Томская область - это регион молодежи. Наша область находится в лидерах по показателю миграции молодежи из других российских регионов. Молодая семья в РФ представляет собой основу жизнеобитания и социализации для молодых граждан страны, поэтому необходимо оказывать им помощь в большом объеме.
В исследовании использовались следующие методы: анализ научной литературы, анализ нормативно-правовой документации, наблюдение, сравнительный анализ, метод классификации.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования, а также концепция по совершенствованию государственной семейной политики могут быть использованы в модернизации и усовершенствовании поддержки семьи, выступать отправной точкой для формирования действенных программ органов власти: как федеральных, региональных, так и муниципальных.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются семья как социальный институт, а именно понятие и сущность семьи как социального института, тенденции в развитии современной семьи, а также изучено понятия и сущность государственной семейной политики.
Вторая глава посвящена реализации государственной семейной политики за рубежом и в Российской Федерации.
В третьей главе рассматривается реализация государственной семейной политики в Томской области, также проведен анализ проблем и разработана концепция по совершенствованию государственной поддержки семьи в Томской области.
По теме диссертации подготовлена статья: Елкина М. И. Трансформация семейных отношений и ее значение для государственной семейной политики // Перспективы развития фундаментальных наук. - 2021. - URL: http://conf- prfn.org/


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья как социальный институт служит условием жизнедеятельности всей общественной структуры общества. В ней заключена значительная возможность влияния на процессы социального формирования. Государством должны быть должны быть созданы все предпосылки для эффективного выполнения семьей своих функций, а именно: репродуктивной,
воспитательной, хозяйственной-бытовой, досуговой и экономической. Современный институт семьи переживает глубокие изменения, в связи с чем актуально изучение проблем семейно-брачных отношений и механизмов их решения.
В первой главе были рассмотрены сущность семьи как социального института, основные тенденции в развитии современной семьи и сущность государственной семейной политики. Семья как социальный институт служит условием жизнедеятельности всей общественной структуры общества. В ней заключена значительная возможность влияния на процессы социального формирования. На сегодняшний день на первый план выходят прогностические теории предстоящей судьбы людей и семьи как взаимообусловленные стороны жизни. В обстоятельствах нынешнего общества происходит поэтапная трансформация к такой форме семьи, которая объединяет интересы отдельного индивида и общества в целом и создана на любви и взаимопомощи супружеской пары, родителей и детей. Данный процесс крайне непростой, поскольку сущность его определяется противоречиями между общественными и личными потребностями, а это порождает различные трудности.
Во второй главе была рассмотрена реализация государственной семейной политики за рубежом и в РФ. Семейная политика в различных странах разная. На сегодняшний день правительства всех европейских стран разной степенью способствуют семьям справляться с их ежедневными заботами и трудностями, оказывая государственную поддержку семьи с детьми. Обзор государственных подходов к правовому регулированию семьи в различных странах показывает, что не взирая на многочисленные различия: политические, социальные, экономические и другие, в общей сложности воплощаются в законодательстве общественные ценности в области семьи и брака. Значимым этапом в развитии государственной семейной политики является «Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года». Стратегия государственной семейной политики на современной этапе направлена на реализацию долгосрочных мер в направлении укрепления семьи и семейных ценностей. Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и на региональном уровне, является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также принадлежит роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей членов семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.
В третьей главе была рассмотрена реализация государственной семейной политики в Томской области, также проведен анализ проблем и разработана концепция по совершенствованию государственной поддержки семьи в Томской области. В Томской области семейная политика ориентирована в основном на бедные и нуждающиеся семьи. Социальные услуги предоставляются в основном семьям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Конечно, вспомогательные меры для семей этих категорий важны как для Томской области, так и для всей страны. Но, к сожалению, несмотря на государственные меры, семейная система продолжает находиться в критической ситуации. Проблема семейной политики требует более глубокого изучения. Ведь семья всегда была самой стабильной единицей всей человеческой цивилизации. Нужно направить все силы и внимание на нормальную, благополучную семью, пока она еще не вошла в зону риска. На базе проведенного социологического исследования «Отношение молодежи к институту семьи и влияние государства на него» была разработана концепция по совершенствованию системы государственной семейной политики в Томской области.
Концепция по совершенствованию государственной семейной политики:
1. Снижение бедности за счет изменений на рынке труда.
2. Установление минимального размера алиментов, выплачиваемых на содержание ребенка равный половине прожиточного минимума, установленного в регионе на каждого ребенка.
3. Изменение рынка труда для сочетания семейных обязанностей и профессионального роста.
4. Расширение перечня направлений использования средств материнского (семейного) капитала.
5. Изменение социальных пособий в виде социальных карт, которые предназначены только для покупки детских товаров в сети специализированных магазинов города.
6. Обеспечение жильем молодых семей и предоставлять им психологическую помощь.
7. Введение института семейной медиации.
8. Развитие сетей детских учреждений.
9. Создание комплексного законодательства для благополучных
семей.
Учет прогнозов в разработке государственной политики позволяет повысить эффективность государственного управления. Совокупность мер единой государственной семейной политики призвана повлиять на семейнобрачные отношения. Для решения проблем семейной политики, необходимо ее адаптировать к потребностям семьи нового типа, нужно разрабатывать и реализовывать действия, нацеленные на улучшение условий жизни населения, проводить мероприятия, направленные на укрепление семьи, нужно бороться с нищетой, применять меры по повышению рождаемости, создавать условия социального комфорта для семей. Партнером государственного аппарата в
семейной политики должны выступать граждане и органы государственной власти.
Не все из перечисленных проблем можно решить в рамках государственной семейной политики или на местном уровне, необходимо комплексное взаимодействие и ряд слаженных мер. Иначе, семья как социальный институт перестанет выполнять свои функции в нашем привычном виденье: репродуктивную, воспитательную, экономическую. Развитие действенной модели государственной семейной политики необходимо является важнейшим условием жизнедеятельности семьи как социального института и важнейшего элемента современного общества.
Таким образом можно прийти к выводу, что поставленные задачи были решены в полном объеме, цель достигнута, гипотезы доказаны.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования отношения молодежи к институту семьи и влияние государства на него выступили базой для авторской концепции по модернизации и усовершенствовании государственной семейной политики.
Исследование можно считать завершенным, но проблема дисфункционирования семейно-брачного института является по-прежнему актуальной на сегодняшний день и побуждает к поиску новых способов ее решения, поэтому нуждается в дальнейших исследованиях.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 23.02.2021).
2. Конституции Японии от 3 мая 1947 г. // Конституции государств (стран) мира: интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. 2021. - URL: http://worldconstitutions.ru/?p=37 (дата обращения: 23.01.2021).
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 23.01.2021).
4. Семейный кодекс Российской Федерации : принят
Государственной Думой от 8 декабря 1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата
обращения: 18.10.2020).
5. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей :
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата обращения: 15.04.2021).
6. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения: 23.11.2020).
7. Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Томской области // Закон Томской области от 09.12.2013 № 209-ОЗ «» // Гарант.Ру : информационно-правовой портал. - [Б. м.]., 2021. - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/tomsk/517417/ (дата обращения: 15.04.2021).
8. О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних
детей (с изменениями на 10 апреля 2020 года) : Закон Томской области от 16.12.2004 года № 253-ОЗ // Электронный фонд правовых и нормативнотехнических документов. - [Б. м.]., 2021. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/951810735 (дата обращения: 23.04.2021).
9. Об Основных направлениях государственной семейной политики : Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 г. № 712 // Президент России. - [М.], 2020. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9338 (дата обращения: 23.11.2020).
10. Обеспечение доступности жилья и улучшения качества
жилищных условий населения Томской области : Постановление
Администрации Томской области от 12.12.2014 г. № 490а Об утверждении государственной программы // Портал «Молодая семья» : доступное жилье для молодой семьи. 2021. - URL: https://ohome.ru/regions-list_pag-619.html (дата обращения: 12.04.2021).
11. О реализации на территории Томской области мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и подпрограммы «Оказание государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан «государственной программы «Жилье и городская среда Томской области» (с изменениями на 22 апреля 2020 года) : Постановление администрации Томской области от 26 апреля 2011 года № 118а // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Б. м.]., 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/951842864 (дата обращения: 12.04.2021).
12. О порядке выдачи сертификата на региональный материнский (семейный) капитал : Постановление Администрации Томской области от 30 декабря 2011 года № 439а.
13. Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка населения Томской области» (с изменениями на 28 августа 2020 года) : Постановление Администрации Томской области от 27 сентября 2019 года № 361а // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Б. м.]., 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/467957966 (дата обращения: 12.04.2021).
14. Об утверждении Концепции государственной семейной политики
в РФ на период до 2025 г. : Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р. // Гарант : информационно-правовое обеспечение. - [Б. м.]., 2020. - URL: http://base.garant.ru/70727660/#ixzz6ec2Ecp3g (дата обращения:
15.10.2020).
15. Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории
Томской области первого этапа Концепции государственной семейной политики на 2015-2018 годы : Распоряжение администрации Томской области от 11 декабря 2015 года № 997-ра // Электронный фонд правовых и
нормативно-технических документов. - [Б. м.]., 2021. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/467925035 (дата обращения: 05.03.2021).
..104


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ