Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Работа №192438

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

документоведение

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 МООК в системе высшего образования 17
1.1 Цели, структура и особенности МООК как формы электронного образования 17
1.2 Нормативные и организационные основы интеграции МООК в образовательный процесс 29
Глава 2 Документационный анализ процесса создания МООК в ТГУ 45
2.1 МООК в системе электронного обучения НИ ТГУ 45
2.2 Локальные нормативные акты, регламентирующие процесс создания МООК в НИ ТГУ 57
2.3 Основные направления оптимизации документационного комплекса в системе МООК НИ ТГУ 66
Заключение 77
Список источников и литературы 79
Приложение А (информационное) Регламент организации МООК-проекта в НИ ТГУ 88
Приложение Б (информационное) Проект Регламента организации МООК-проекта в НИ ТГУ 98


Развитие электронного обучения в последние годы стало одним из основных направлений в развитии непрерывного, открытого образования, позволяющим обеспечить растущий спрос на образовательные услуги. Применение электронного обучения способствует повышению качества образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного образования и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала.
На сегодняшний день наиболее перспективным направлением в развитии электронного обучения стало комбинированное или смешанное обучение, которое основано на сочетании принципов и технологий электронного обучения и традиционных аудиторных занятий. Вместе с тем, комбинированное обучение также становится все более разнообразным. Одной из перспективных тенденций развития электронного обучения, связанной с комбинированным обучением, является использование в образовательном процессе массовых открытых онлайн-курсов (далее - МООК), в основе которых лежит идея массового и общедоступного образования. Широкое распространение МООК неизбежно ведет к формированию новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит максимальное использование информационных технологий и создание единой глобальной транснациональной информационно-образовательной среды.
Поскольку процесс создания и использования МООК в образовательной деятельности является многоэтапным, предполагает последовательную реализацию целого комплекса взаимосвязанных действий, а также координацию усилий различных факторов, особую значимость приобретает разработка системы локальных нормативных актов, регламентирующих этот процесс. В этой связи актуализируются и задачи документационного анализа, направленного на выявление состава документов, необходимых для эффективной реализации данного процесса.
В комплексе исследований, затрагивающих различные аспекты темы магистерской диссертации, можно выделить две основные группы:
1) работы специалистов, посвященные проблемам развития электронного обучения в целом и использованию МООК в образовательном процессе;
2) исследования специалистов в сфере управления документами.
В первой группе работ интерес представляют, в частности, исследования, в которых анализируются этапы развития электронного обучения. В их числе можно упомянуть коллективную статью Ю.Н. Гамбеевой, Е.И. Сорокиной 1. Авторы в своей статье проводят анализ этапов развития электронного обучения. Предлагается периодизация, в качестве основных критериев перехода к следующему этапу авторы предлагают интенсивное развитие информационно-коммуникативных технологий (веб, сервисы, потоковое мультимедиа, мобильные приложения, дополненная реальность), которые применяются практически во всех сферах человеческой деятельности и определяют развитие мирового сообщества. Так, авторы резюмируют, что в 2008-2009 годах с развитием веб-технологий и скоростного интернета появляются новые возможности в системе электронного обучения. Возникает возможность создавать интерактивные сайты и внедрять вебинары (онлайн-семинары) в процесс обучения.
Одновременно с распространением социальных сервисов появилась новая волна на рынке электронного обучения -МООК. К.Т. Магомедова в своей работе выделяет четыре этапа в развитии электронного образования в мире. Каждый этап включает в себя форму представления электронного обучения, технологический стандарт и характер развития обучения. Новые стандарты создаются в тот момент, когда люди испытывают в них нужду. Так, появление новой формы электронного обучения ведет за собой появление стандарта. Важно отметить, что стандарты не развиваются изолированно друг от друга. Многие спецификации и версии одного стандарта участвуют в создании другого или применяются совместно. На последнем этапе развития электронного образования в мире (2008-2009гг.), с развитием социальных сервисов появляется новая тенденция в электронном обучении - развитие и распространение МООК.
Данные работы помогли автору диссертации проследить историю развития электронного обучения в мире, увидеть и проанализировать его особенности. Периодизация, предложенная Ю.Н. Гамбеевой и Е.И. Сорокиной, предполагает, что переход к следующему этапу осуществляется посредством развития информационно-коммуникативных технологий в мировом сообществе. Анализ этапов К.Т. Магомедовой дополняет периодизацию авторов Ю.Н. Гамбеевой и Е.И. Сорокиной и систематизирует ее делением развития электронного образования в мире на пять этапов. Данные авторы всвоих работах сходятся во мнении о том, что МООК появляются на этапе распространения социальных сервисов.
Работы Г.В. Можаевой , Т.М.Хусяинова содержат анализ того, что представляют собой МООК, как строится обучение на МООК, какие есть платформы онлайн-обучения. Так, с точки зрения Г.В. Можаевой, МООК являются одним из перспективных направлений развития непрерывного образования. Особенностью МООК выступает возможность непрерывного обучения миллионов людей по открытым и доступным в силу своей бесплатности курсам ведущих мировых университетов практически по любой тематике на высоком профессиональном уровне, обеспеченным лучшими преподавателями и специалистами-практиками, а также возможность за невысокую плату получить сертификат, сдав экзамен или выполнив итоговое задание. На сегодняшний день появление МООК в мировом образовательном пространстве вызывает противоречивые оценки - от резкого неприятия как образовательного суррогата до восторженного приветствия, как нового образовательного формата. Т.М. Хусяинов констатирует, что одной из ведущих тенденций современной образовательной парадигмы в мире является создание максимально доступных для каждого условий получения образования. В связи с чем, МООК выступают актуальной формой онлайн- обучения. Автор выделяет основные характеристики МООК, отличающие их от традиционного образования и других форм дистанционного образования, отмечает основные принципы организации и участия в МООК.
С помощью работ данных авторов была изучена специфика и особенности МООК. Место МООК в мировом и российском образовательном пространстве. Рассмотрены причины широкой популярности МООК на сегодняшний день. Также выявлены возможности включения МООК в образовательный процесс вузов. Проанализированы условия, необходимые для реализации МООК.
Вопросы интеграции МООК в образовательный процесс вуза были раскрыты в работах М.Б. Лебедевой , И.Н. Айнутдиновойи К.А. Айнутдиновой1, Т.В. Семеновой и К.А. Вилковой2, С.В. Титовой3, У.С. Захаровой и К.И. Танасенко.
М.Б. Лебедева акцентирует внимание на важных положительных свойствах МООК и вместе с тем анализирует проблемы и риски внедрения МООК в систему высшего образования. Работа И.Н. Айнутдиновой и К.А. Айнутдиновой помогла понять автору диссертации, что на сегодняшний день МООК являются перспективной образовательной технологией для встраивания в образовательные программы высшего образования. Авторы проводят анализ интеграции МООК в учебный процесс, предлагают пять основных моделей организации обучения в данном формате, определяют условия реализации МООК, описывают, что включают в себя основные виды МООК -хМООС и сМООС.
К.А. Вилкова, Т.В. Семенова, анализируя практический опыт интеграции МООК в учебный процесс, выделяют три основных типа включения онлайн-курсов в образовательные программы: встраивание МООК в смешанный формат обучения; замена части очных курсов образовательной программы на онлайн-дисциплины; создание программы онлайн-магистратуры. (здесь все данные курсы читаются в формате МООК). Также данные авторы говорят об условиях, при которых интеграция МООК в учебный процесс произойдет успешно: кадровый состав, администрирование процесса интеграции, функционал онлайн-платформы.
Работа С.В. Титовой позволила автору диссертации разобраться в двух основных видах онлайн-курсов: хМООС и сМООС. Для хМООС характерен когнитивно-бихевиористский подход, базирующийся на принципах централизации и отношении к обучаемому как объекту образовательной деятельности. В сМООС используется коннективистский подход, базирующийся на принципах самообучения и децентрализации.
В результате изучения статьи У.С. Захаровой и К.И. Танасенко были рассмотрены достоинства и недостатки МООК с позиции преподавателей вузов, включенных в процесс создания и разработки МООК, как ключевых участников внедрения онлайн- обучения. Авторы проводят анализ достоинств и недостатков МООК с позиции зарубежных и российских преподавателей. Стоит сказать о том, что зарубежные преподаватели формулируют свое отношение к онлайн-курсам с точки зрения автора онлайн-курса или интегратора, встраивающего онлайн-курсы в свою дисциплину, а российские преподаватели подходят к этому вопросу с позиций автора и интегратора. Также в данной работе проведен опрос среди участников программ повышения квалификации по созданию и использованию онлайн-курсов на базе Института дистанционного образования (далее - ИДО) Национального исследовательского Томского государственного университета (далее - НИ ТГУ) в количестве 458 человек (участники представляли учебные заведения всех федеральных округов РФ, большинство из них являлись преподавателями). В ходе исследования было выяснено отношение российских преподавателей вузов к МООК.
В работе О.М. Бабанской, Г.В. Можаевой, А.В. Сербина и А.В. Фещенко определяются основные этапы процесса организации электронного обучения в НИ ТГУ. Авторы показывают то, что введение системы электронного обучения в образовательную практику НИ ТГУ является длительным и сложным процессом, в основе организации которого лежит комплексный подход. Данный подход включает в себя: создание инфраструктуры; создание и развитие технических, технологических, организационно-методических условий для внедрения электронного обучения; кадровое обеспечение; исследовательскую работу; научно-методическую работу; подготовку и систематическую поддержку преподавателей; разработку электронных образовательных ресурсов; мониторинг результатов обучения.
Таким образом, можно говорить о том, что в изученных работах подробно описывается, что такое МООК, история их возникновения, что включают в себя МООК, достоинства и недостатки МООК, как происходит процесс интеграции МООК в систему высшего образования, анализ этапов процесса организации электронного обучения в НИ ТГУ. В данных работах не затрагиваются вопросы, связанные с управлением документами. Поэтому тема данного исследования является актуальной
Вторая группа исследований касается проблем, связанных с управлением документами в процессе создания МООК. Учебное пособие Н.Г. Суровцевой дает анализ процессного подхода, суть которого состоит в том, чтобы рассматривать организацию как совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений. Процессный подход, с точки зрения данного автора, это применение для управления деятельностью и ресурсами организации системы взаимосвязанных процессов одновременно с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, которые направлены на получение желаемого результата. Деление деятельности на процессы необходимо вести с наложением процессов на организационную структуру предприятия, это облегчает оптимизацию качества процессов. Связь между иерархической структурой и процессами, которые в ней протекают, устанавливается через регламентирующие документы. В данных документах с одной стороны, определяется состав и распределение функций по подразделениям и сотрудникам. С другой стороны, устанавливается последовательность действий конкретных сотрудников по выполнению ими своих должностных обязанностей в рамках процесса. Анализ данного источника позволил понять автору диссертации, что любая организация представляет собой совокупность бизнес-процессов и что, благодаря процессному подходу, происходит смещение акцента с состава документов на технологию и методику создания нормативно-методической и организационной документации, которая регламентирует процессы в организации.
К. Бустело дает определение документационному анализу как анализу процессов и видов деятельности организации, цель которого выявить информацию, которая будет создаваться и храниться для их документирования, а также для определения требований к управлению этой информацией. Автор заключает, что документационный анализ должен предшествовать внедрению бизнес-процесса в организации, а затем регулярно выполняться с целью адаптации к переменам в законодательстве.
В статье Е.Е. Демидова содержатся рекомендации по разработке регламента в организации. Автор определяет, что подлежит регламентации, приводит отличия регламента от методических и рабочих инструкций, подробно описывает структуру регламента, его содержание. Статья «Образец регламента взаимодействия между отделами, примеры» описывает составления регламента, целью которого является взаимодействие между отделами, требования, цели, структура. В данной статье анализируется также приложение к регламенту. Статья «Как написать регламент?» констатирует частые ошибки при составлении регламента. Статья «Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)» говорит о том, что такое регламент как документ, какие основные реквизиты он содержит, указывает на порядок работы с регламентом. Статья «Как составить регламент организации: содержание и особенности» заключает, для чего нужен регламент организации, как его составить, учитывая разновидности регламента, дает алгоритм составления регламента организации.
Таким образом, в настоящее время достаточно детально проработаны теоретические и методические вопросы управления документами, однако практические аспекты этой деятельности в большинстве случаев остаются вне поля зрения специалистов.
В целом, изучение литературы по интересующей нас теме продемонстрировало отсутствие исследований, посвященных проблемам управления документами в процессе создания МООК.
Объектом исследования является процесс создания МООК в НИ ТГУ.
Предметом диссертационного исследования является комплекс документов в системе МООК в НИ ТГУ.
Целью магистерской диссертации является выявление возможностей для совершенствования системы нормативных и организационных документов, сопровождающих процесс создания МООК в НИ ТГУ.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
1) определить характерные особенности МООК как образовательного ресурса;
2) сформировать комплексное представление о совокупности организационных факторов, необходимых для внедрения МООК в образовательный процесс;
3) выявить состав и содержание нормативных актов, регламентирующих различные аспекты интеграции МООК в образовательный процесс вуза;
4) определить состав структурных звеньев НИ ТГУ, включенных в процесс создания МООК;
5) определить степень соответствия нормативного и фактического порядка реализации процесса создания МООК в НИ ТГУ;
6) оценить комплекс документов, сопровождающих данный процесс, с позиций принципа системного подхода: «число компонентов системы должно быть минимальным, но достаточным для её эффективного функционирования»;
7) разработать рекомендации по совершенствованию системы локальных нормативных актов, регламентирующих процесс создания МООК в НИ ТГУ.
Методы, используемые в магистерской диссертации: системный анализ, систематизация, непосредственное наблюдение.
Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Метод системного анализа используется в диссертации для анализа нормативных и организационных основ интеграции МООК в образовательный процесс.
Систематизация - мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа. К систематизации приводит формирование причинно-следственных взаимоотношений между изучаемыми фактами, вычленение основных единиц материала, что дает возможность рассматривать определенный объект как часть единой системы. Методу систематизации предшествуют методы анализа, синтеза. Метод систематизации способствует изучению места МООК в системе высшего образования.
Метод непосредственного наблюдения позволил автору диссертации определить состав структурных звеньев НИ ТГУ, включенных в процесс создания МООК; изучить взаимодействие между ними и выявить вклад каждого подразделения в процесс создания МООК.
Источниковая база исследования включает в себя три основные группы документов. Первая группа представлена нормативными актами федерального уровня, регулирующими электронное обучение. Так, в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных и дистанционных образовательных технологий» указывается, что «в ходе реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, которая осуществляет образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды».
Данная статья дает определения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также устанавливает, что порядок их применения при реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Важным государственным актом также является Приказ Минобрнауки России № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Он определяет порядок применения электронного обучения и ДОТ в образовательных организациях.
ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения Останавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании. Данный ГОСТ вводит ряд терминов в области ЭО.
ГОСТ Р 55751-2013. Информационно-коммуникативные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики устанавливает требования и характеристики к электронным учебно-методическим комплексам, относящимся к средствам обучения и предназначенным для изучения обучающимися отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также освоения образовательных программ в целом. Настоящий ГОСТ содержит следующие термины: образование, обучение, образовательная программа, обучающийся, образовательная организация, средства обучения и воспитание, разработчик контента, электронный учебно-методический комплекс.
Вторую группу источников составляют локальные нормативные акты российских вузов, отражающие практический опыт регламентации процессов в сфере электронного обучения. Так, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого создан Регламент зачета результатов освоения открытых онлайн-курсов. Данный регламент устанавливает порядок и условия зачета результатов открытых онлайн-курсов в вышеуказанном университете, требования, предъявляемые к результатам обучения на онлайн-платформах по открытым онлайн-курсам, допускаемым к перезачету/переаттестации.
Вятский государственный университет вводит Положение об использовании онлайн-курсов в образовательном процессе . Онлайн-курсы подразделяются здесь на внешние - МООК и внутренние онлайн-курсы (ВОК). МООК в данном случае разрабатываются сторонними организациями и размещаются на сторонних онлайн- платформах, а ВОК размещаются на образовательном портале данного университета и интегрируются в образовательный процесс.
В Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) утверждено Положение о применении в РАНХиГС электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ . Настоящее положение устанавливает порядок применения в РАНХиГС электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, включая порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
В Тульском государственном педагогическом университете имени Л.Н. Толстого действует Положение об организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов. Данное Положение определяет порядок организации учебного процесса при реализации образовательных программ с использованием онлайн-курсов и зачета результатов онлайн-курсов при реализации основных образовательных программ. Согласно Положению, реализация онлайн-курса возможна одним из следующих способов: реализация онлайн-курса университетом, реализующим основную
образовательную программу, в которой используется онлайн-курс; использование онлайн-курса, реализуемого другой организацией с заключением между ней и университетом договора; реализация онлайн-курсов вне образовательной программы с возможностью последующего зачета результатов их освоения.
Третья группа источников представлена локально-нормативными актами НИ ТГУ. Согласно распоряжению ректора «О введении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во все формы обучения по основным образовательным и дополнительным профессиональным программам», ЭО и ДОТ вводятся во все формы обучения по основным образовательным и дополнительным программам в НИ ТГУ. Данное распоряжение задействует систему дистанционного обучения «Электронный университет - MOODLE», закрепляет обучение заместителей деканов по учебной работе, заведующих кафедрами, научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала университета. Назначает ответственным за организацию и проведение повышения квалификации сотрудников директора ИДО НИ ТГУ. Согласно данному распоряжению в учебных подразделениях должны быть назначены сотрудники, отвечающие за внедрение электронного обучение и дистанционных образовательных технологий.
Согласно распоряжению проректора по учебной работе НИ ТГУ «О введении в учебный процесс рекомендованных электронных учебных курсов и онлайн-курсов» обучающимся в системе «Электронный университет - MOODLE», открывается доступ только к тем электронным ресурсам, которые рекомендованы к использованию в учебном процессе и прошли экспертизу.
Локально-нормативным документом в НИ ТГУ, закрепляющим процесс планирования МООК, разработки, продвижения, обучения на курсе, анализа результатов МООК является Регламент организации МООК-проекта в НИ ТГУ (Приложение А). Также важным локально-нормативным актом в НИ ТГУ является Положение о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов в НИ ТГУ. Данное положение регламентирует порядок и условия зачета результатов открытых онлайн-курсов в НИ ТГУ и его филиалов. Оно говорит о требованиях, которые предъявляются к результатам обучения на онлайн-платформах по открытым онлайн-курсам. Настоящее положение распространяется на обучающихся в НИ ТГУ по основным образовательным программам высшего образования и программам дополнительного образования.
Методические рекомендации по разработке МООК представляют собой перечень необходимых параметров, обеспечивающих единообразие открытых онлайн-курсов в формате МООК. Методические рекомендации по сопровождению и содержанию открытых онлайн-курсов в формате МООК включают подробные инструкции о работе преподавателя по сопровождению онлайн-курса на интернет-площадке МООК.
Также значимым локально-нормативным актом НИ ТГУ является Положение о комиссии по приемке онлайн-курсов в НИ ТГУ, которое закрепляет вопросы организации и проведения приемки онлайн-курсов в НИ ТГУ. Созданная комиссия проверяет онлайн-курсы на предмет количественных и качественных характеристик, в соответствии с требованиями НИ ТГУ.
В целом, изучение работ специалистов, посвященных проблемам электронного обучения и проблемам управления документами в современных организациях, а также комплексный анализ всей совокупности источников позволили решить поставленные в магистерской диссертации задачи.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, можно говорить о том, что МООК в последнее время привлекают пристальное внимание СМИ, предпринимателей, специалистов в сфере образования и компьютерных технологий. МООК обещают предоставить свободный доступ к новейшим курсам, которые могли бы снизить стоимость получения высшего образования и, возможно, изменить существующие модели высшего образования. На сегодняшний день МООК уверенно входят в систему высшего образования. Во всех ведущих российских и зарубежных университетах создаются, внедряются и используются МООК.
Автором работы были определены характерные особенности МООК как образовательного ресурса. А именно, открытый и массовый характер курсов, участие в обучении неограниченного количества слушателей, «образование в течение жизни», возможность интерактивного общения студентов и преподавателей, сдача экзаменов в режиме онлайн, наличие строгих графиков. Интеграция МООК в учебный процесс может быть представлена в трех формах: в рамках смешанного формата обучения, в качестве замены очных курсов на онлайн-дисциплины, в рамках создания онлайн- магистратуры. Сформировано комплексное представление о совокупности организационных факторов, необходимых для внедрения МООК в образовательный процесс. Исследование показало, что для интеграции МООК в образовательный процесс необходимо понимание сложности реализации МООК, наличие высококвалифицированных кадров, техническое и технологическое оснащение проектов МООК, финансовые ресурсы. Следует отметить, что для воплощения потенциала МООК необходима тщательно проработанная нормативная и организационно-методическая документация, регламентирующая процесс организации МООК в образовательной среде университета.
В рамках исследования был выявлен комплекс нормативных документов, регламентирующий процесс интеграции МООК в образовательный процесс вуза. Данный комплекс представлен федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, государственными образовательными стандартами, ведомственными нормативно-правовыми актами.
По результатам исследования было выявлено, что важное значение при создании МООК имеет проектирование и создание системы управления документами, адекватной содержанию и логике процесса. В настоящее время любую организацию необходимо рассматривать как совокупность ключевых бизнес-процессов. Особое внимание при этом уделяется межфункциональным процессам, которые объединяют отдельные функции в общие потоки и в целом направлены на достижение конечного результата для всей организации, а не отдельного подразделения. Связь между иерархической структурой и процессами устанавливается через регламентирующие документы, в которых, с одной стороны, определяется состав и распределение функций по подразделениям и сотрудникам, с другой стороны, устанавливается четкая последовательность действий конкретных сотрудников по выполнению ими своих функциональных обязанностей в рамках процесса. Поэтому анализ документов выступает важной составляющей процессного подхода в управлении. В ходе анализа локальных нормативных актов, регламентирующих процесс создания МООК в НИ ТГУ, было выявлено, что они являются достаточно полными и подробными. Вместе с тем, можно говорить о том, что Регламент организации МООК-проекта в НИ ТГУ нуждается в оптимизации. В связи с чем, в исследовании приведены основные направления оптимизации данного документа. Автором диссертации было предложено внести в Регламент недостающие разделы и приложения, которые бы отразили фактический процесс организации МООК в НИ ТГУ.
В целом можно говорить о соответствии нормативного и фактического порядка реализации процесса создания МООК в НИ ТГУ. Содержание работ на каждом этапе, состав и порядок взаимодействия участников осуществляется согласно Регламенту МООК-проекта в НИ ТГУ. Сроки выполнения поставленных задач на каждом этапе соотносятся с заявленными в Регламенте.
В результате проведенного анализа локально-нормативных документов, регламентирующих процесс создания МООК в НИ ТГУ можно говорить о том, что данный процесс находится в стадии становления и развития. МООК активно создаются в НИ ТГУ, используются, продвигаются. Но локально-нормативная база, сопровождающая данный процесс нуждается в оптимизации. Рекомендации, внесенные автором диссертации, призваны способствовать не только совершенствованию локально-нормативной базы в системе МООК НИ ТГУ, но и повышению эффективности процесса онлайн-обучения в университете в целом.



1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - 2012. - 29 дек. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 21.03.2020).
2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки РФ от 23 авг. 2017 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - 2017. - 23 авг. - URL: https://base.garant.ru/71770012/(дата обращения: 22.03.2020).
3. Об утверждении Стратегии развития отрасти информационных технологий
в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года: расп. Правительства Российской Федерации. - 01 нояб. 2013. - URL:
http://government.ru/docs/8024/(дата обращения 06.02.2020).
4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской
Федерации» расп. Правительства РФ. - 31 июл. 2017. - URL:
http://government.ru/docs/28653/(дата обращения 21.01.2020).
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ [Электронный ресурс] - 9 мая 2017. - URL: https://base.garant.ru/71670570/(дата обращения 20.01.2020).
6. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации
[Электронный ресурс] - 2017-2020. - URL: https://online.edu.ru/public/promo(дата
обращения: 15.01.2020).
7. Программа «Развитие образования» [Электронный ресурс] -
Правительство Российской Федерации. - URL:
http://government.ru/rugovclassifier/860/events/(дата обращения 15.01.2020).
8. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. [Электронный ресурс] - Введ. 2008-07-01. - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006(дата обращения: 22.03.2020).
9. ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики. [Электронный ресурс] - Введ. 2015-01-01. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200108264(дата обращения: 22.03.2020).
10. Регламент зачета результатов освоение открытых онлайн-курсов
[Электронный ресурс] / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - 2016. - 17 с. - URL: https://open.spbstu.ru/wp-
content/uploads/2016/06/reglament.pdf (дата обращения: 05.04.2020).
11. Регламент зачета результатов освоение открытых онлайн-курсов
[Электронный ресурс] / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - 2016. - С. 5 - URL: https://open.spbstu.ru/wp-
content/uploads/2016/06/reglament.pdf (дата обращения: 05.04.2020).
12. Положение об использовании онлайн-курсов в образовательном процессе
[Электронный ресурс] / Вятский государственный университет. - 2017. - С. 2. - URL: https://www.vyatsu.ru/uploads/file/1803/resh_43_ot_29_12_2017_ob_utverzhdenii_polozheniy a_ob_ispolzovanii_onlayn_kursov_v_obrazovatelnom_processe_vyatgu_(1).pdf (дата
обращения: 05.04.2020).
13. Положение о применении в Академии электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс] / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2017. - С. 2. - URL:
http://tomsk.ranepa.ru/sveden/files/Prikaz_01- 6230_ot_22.09.2017_Pologheniya_o_primenenii_v_Akademii_EOiDOT_pri_realizacii_obrazo vat_programm.pdf (дата обращения: 05.04.2020).
14. Положение об организации образовательной деятельности с
использованием онлайн-курсов [Электронный ресурс] / Тульский государственный педагогический0 университет им. Л.Н. Толстого. - 2017. - С. 2. - URL: https://tsput.ru/sveden/document/Pologenie_ob_online_kursah.pdf (дата обращения:
05.04.2020).
15. Положение о структурном подразделении «Институт дистанционного образования» [Электронный ресурс] / Томский государственный университет. - 2003 - 11 с. - URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/dpo/poloj_ido.pdf(дата обращения 13.03.2020).
16. Распоряжение о введении электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий во все формы обучения по основным образовательным и дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2013. - 1 с.- URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/rasp_eo.pdf(дата
обращения: 23.03.2020).
17. Порядок регистрации и проведения экспертизы электронных учебных курсов ТГУ для внедрения в учебный процесс [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. -
2015. - 12 с. - URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/online_courses.pdf(дата
обращения: 23.03.2020).
18. Инструкция для авторов электронных учебных курсов (ЭУК) MOODLE [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2015. - С. 3. - URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/(дата обращения: 23.03.2020).
19. Инструкция по экспертизе электронных учебных курсов [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2015. - С. 3. - URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/(дата обращения: 23.03.2020).
20. Методические рекомендации по разработке МООК [Электронный ресурс]
- Томск, НИ ТГУ. - 2015. - 10 с. - URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/metod.pdf(дата обращения: 23.03.2020).
21. Регламент организации МООК-проекта в НИ ТГУ [Электронный ресурс] -
Томск, НИ ТГУ. - 2016. - 8 с. - URL:
https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/reglament_mook.pdf(дата обращения: 23.05.2020).
22. Распоряжение о введении в учебный процесс рекомендованных электронных учебных курсов и онлайн-курсов [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ.
- 2016. - 1 с.- URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/online_courses.pdf(дата
обращения: 23.03.2020).
23. Регламент издания приказов по основной деятельности [Электронный
ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2018. - 9 с. - URL:
http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/288/prikaz-_-524_od_1_.pdf(дата обращения: 23.03.2020).
24. Положение о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов в НИ
ТГУ [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2018. - 11 с. - URL:
https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/poloj2019.pdf(дата обращения: 23.03.2020).
25. Распоряжение о назначении ответственных за внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2019. - 1 с. - URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/online_courses.pdf(дата обращения: 23.03.2020).
26. Положение о восьмом университетском конкурсе по отбору
педагогических сценариев открытых онлайн-курсов [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2019. - 11 с. - URL:
https://ido.tsu.ru/competitions/h_teachers/2019/polozhenie_2020.pdf(дата обращения: 08.06.2020).
27. Положение о комиссии по приемке онлайн-курсов в НИ ТГУ [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2019. - 8 с. - URL: https://ido.tsu.ru/files/959OD.pdf(дата обращения: 23.03.2020).
28. Положение об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях в НИ ТГУ [Электронный ресурс] - Томск, НИ ТГУ. - 2020. - 19 с. - URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/doc/462_OD_Polozhenie_ob_jelektronnom_obuchenii_I DO.pdf (дата обращения: 23.03.2020).
29. Coursera [офиц. сайт] - CourseraInc., 2020. - URL: https://www.coursera.org/(дата обращения 27.01.2020).
30. edX Free Online Courses by Harvard, MIT, & more: [офиц. сайт]. - edX Inc., 2020. - URL: https://www.edx.org/(датаобращения 27.01.2020).
31. MOOCs [Электронный ресурс]. - Национальный исследовательский
университет Высшая школа экономики. - 2020. - URL:
https://elearning.hse.ru/moocs_project/(дата обращения: 01.06.2020).
32. Udacity: [офиц. сайт]. - Udacity, Inc., 2011-2019. - URL:
https://www.udacity.com/(дата обращения 27.01.2020).
33. Каталог электронных образовательных ресурсов / Томский государственный университет, 2004-2020. - URL: http://edu.tsu.ru/(дата обращения 27.01.2020).
34. Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение
[Электронный ресурс] / Томский государственный университет. - 2020. - URL:
https://mooc.tsu.ru/ru/siberian_school_mooc/(дата обращения: 22.04.2020).
35. Онлайн-образование [Электронный ресурс]. - Новосибирский
государственный университет. - 2020. - URL: https://www.nsu.ru/n/education/online-
education/ (дата обращения: 01.06.2020).
36. Открытое образование [Электронный ресурс] / Открытое образование, 2020. - URL: https://openedu.ru/(дата обращения 27.01.2020).
37. Электронный университет - MOODLE [Электронный ресурс] / Томский
государственный университет, 2020. - URL: https://moodle.tsu.ru/(дата обращения
27.01.2020).
Литература
1. Bustelo C. Records analysis: trends and reflections [Электронный ресурс] -
2016. - URL: http://www.carlotabustelo.com/index.php?option=com_content&view=article&id=267:2016- 06-16-14-03-21&catid=48:noticias-blog&Itemid=44&lang=en(дата обращения: 11.06.2020).
2. Айнутдинова И.Н. Реализация концепции массового открытого онлайн обучения в вузе средствами виртуальной обучающей среды MOODLE / И.Н. Айнутдинова, К.А. Айнутдинова // Казанский лингвистический журнал. - 2018. - № 2 (1). - Том 1. - С. 72-79.
3. Велединская С.Б Об итогах Международной конференции EdCrunch и
совещания межведомственной группы по электронному обучению. [Электронный ресурс] / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - 2013-2020. - URL: https://portal.tpu.ru/eL/news/news?n=40268&pid=1071098(дата обращения 28.01.2020).
4. Гамбеева Ю.Н. Развитие электронного обучения как новой модели образовательной среды / Ю.Н. Гамбеева, Е.И. Сорокина // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 3. - С. 285-304.
5. Горбачев С.П. Реорганизация бизнес-процессов управления приказами в
университете документами [Электронный ресурс] // 2010. - URL:
http://web.snauka.ru/issues/2014/06/36379(дата обращения: 20.01.2020).
6. Демидов Е.Е. Пишем регламент: рекомендации по разработке
[Электронный ресурс] - 2013. - URL:
https://www.cfin.ru/management/people/instructions/rules.shtml (дата обращения:
11.06.2020).
7. Документоведение: Учебник для студентов учреждений высшего
образования / М.В. Ларин, Е.А. Плешкевич, В.Ф. Янковая, В.С. Мингалев, Е.В. Терентьева, М.Л. Гавлин; под ред. д-ра ист. наук, проф. М.В. Ларина. М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 320 с.
8. Захарова У.С. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей / У.С. Захарова, К.И. Танасенко // Вопросы об образовании. - 2019. - № 3. - С. 176-202.
9. Интерактивное образование [Электронный ресурс] // Информационно-публицистический образовательный журнал. - URL: https://interactiv.su/2018/05/11/mooc- %D0%BA%D0%B0%D0%BA- %D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD% D0%B0%D1%8F- %D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1%8F-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0/ (дата обращения 15.01.2020).
10. Как написать регламент? [Электронный ресурс] // Pro-документ. - 2020. - URL: http://pro-document.ru/kak-napisat-reglament/(дата обращения: 09.06.2020).
11. Как составить регламент организации: содержание и особенности
[Электронный ресурс] // Бизнес Ресурс - информационный портал про ведение и развитие бизнеса - 2020. - URL: https://biznes-resurs.ru/info/kak-sostavit-reglament-
organizatsii/ (дата обращения: 09.06.2020).
12. Кириченко Ю.В. Что такое бизнес-процесс? [Электронный ресурс] / 2012. - URL: https://rich-c.ru/biznes-prozess1(дата обращения: 14.04.2020).
13. Кожанова Е.Н. 10 любимых ошибок в управлении документами
[Электронный ресурс] // Секретарь-референт. - 2017. - № 1. - URL:
https://www.profiz.ru/sr/1_2017/oshibki_deloproizvodstvo/(дата обращения: 03.04.2020).
14. Кожанова Е.Н. Совершенствование документационного обеспечения
управления деятельностью вуза [Электронный ресурс] // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - Вестник МГУС. - 2007. - № 2. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-dokumentatsionnogo-obespecheniya- upravleniya-deyatelnostyu-vuza(дата обращения: 03.04.2020).
15. Кожанова Е.Н. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов
делопроизводства) [Электронный ресурс] // Pro-документ. - 2014. - URL:
https://www.profiz.ru/sr/9_2014/reglament/(дата обращения: 09.06.2020)).
16. Кочергин Д.Г. Опыт цифровизации высшего образования в США / Д.Г. Кочергин, Е.Е. Жернов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 2 (34). - С. 12-23.
17. Ларин М.В. Актуальные проблемы современного документоведения
[Электронный ресурс] // История и архивы. - 2014 - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennogo-dokumentovedeniya-1(дата обращения: 03.04.2020).
18. Ларин М.В. Проблемы оптимизации документооборота в современных
условиях [Электронный ресурс] // Делопроизводство. - 2012. - № 9. - URL:
http://www.top-personal.ru/officeworkissue.htmU225(дата обращения: 03.04.2020).
19. Ларин М.В. Проблемы оптимизации документооборота в современных
условиях [Электронный ресурс] // Делопроизводство. - 2012. - № 9. - URL:
http://www.top-personal.ru/officeworkissue.htmP225(дата обращения: 03.04.2020).
20. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 105-108.
21. Магомедова К.Т. Этапы развития электронного обучения и их влияние на появление новых технологических стандартов качества электронного обучения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Том 7. - № 2. - С. 22-29.
22. Массовые открытые онлайн-курсы: образование, на которое стоит
потратить немного денег и времени [Электронный ресурс] / MBA Strategy, 2004-2020. - URL: http http://www.mbastrategy.ua/content/view/3708/lang,Rus/(дата обращения
28.01.2020).
23. Массовые открытые онлайн-курсы: от замысла до воплощения
[Электронный ресурс]. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - 2020. - URL: https://www.spbstu.ru/media/news/education/massive-open-online- courses/(дата обращения: 01.06.2020).
24. Махмутова М.В. Модели и платформы реализации массовые открытых онлайн курсов / М.В. Махмутова, Г.Р. Махмутов. - 2018. - № 2 (1). - Том 1. - С. 486-496.
25. Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 2 (58). - С. 56-65.
26. Образец регламента взаимодействия между отделами, примеры
[Электронный ресурс] // ФБ. - 2020. - URL: https://fb.ru/article/320031/obrazets-
reglamenta-vzaimodeystviya-mejdu-otdelami-primeryi (дата обращения: 09.06.2020).
27. Развитие Интернет-лицея для привлечения в университет талантливых
школьников, в том числе зарубежных, на основе дистанционных технологий [Электронный ресурс] // Томский государственный университет. - 2013. - URL:
https://ido.tsu.ru/science/projects/proj2015/il.php(дата обращения: 01.06.2020).
28. Репин В.В. Возможности процессной системы управления // quality.eup.ru.
- 2012. - URL: https://quality.eup.ru/MATERIALY3/evpp.html(дата обращения:
16.04.2020).
29. Селезнева Т.А. Соотношение понятий «делопроизводство»,
«документационное обеспечение управления» и «управление документами» (ретроспектива и современность) [Электронный ресурс] //
Документ. Архив. История. Современность - 2016. - URL:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/40766(дата обращения: 06.05.2020).
30. Семенова Т.В. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов / Т.В. Семенова, К.А. Вилкова // Управление образовательной деятельностью в университете: новые ориентиры. - 2017. - № 6. - Том 21. - С. 114-126.
31. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете / О.М. Бабанская [и др.] // Открытое образование. - 2015. - С. 63-69.
32. Суровцева Н.Г. Документационное обеспечение управления в контексте
современной российской модернизации [Электронный ресурс] // Бакунинские чтения:Индустриальная модернизация Урала в XVIII—XXI вв. - 2014. - URL:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/30293(дата обращения: 06.05.2020).
33. Суровцева Н.Г. Организационное проектирование /. Н.Г. Суровцева. - Екатеринбург. - 2011. - 168 с.
34. Титова С.В. МООК в российском образовании. // Высшее образование в России - 2015. - № 12. - С. 145-151.
35. Фионова Л.Р. Грамотное управление документами основа эффективного
управления [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gramotnoe-upravlenie-dokumentami-osnova-
effektivnogo-upravleniya (дата обращения: 19.05.2020).
36. Храмцовская Н. А. Актуальные проблемы современного делопроизводства и документооборота [Электронный ресурс] // Секретарь-референт. - 2008. - № 5. - URL: https://www.profiz.ru/sr/5_2008/ problemy_sovr_deloproizv/ (дата обращения: 19.05.2020).
37. Храмцовская Н. КарлотаБустело: Документационный анализ - тенденции и
размышления [Электронный ресурс] - 2016. - URL: http://www.ecm-
portal.ru/practice/expertise/773/(дата обращения: 11.06.2020).
38. Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн- курсов (MOOC) как образовательной технологии // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2015. - № 2. - С. 1-8.
39. Янковая В. Ф. Оптимизация документооборота организации // Справочник секретаря и офис- менеджера. - 2012. - № 5. - С. 35-41.
40. Янковая В. Ф. Система делопроизводства в организации: важные вопросы
[Электронный ресурс] // Секретарь-референт. - 2010. - № 10. - URL:
https://www.profiz.ru/sr/10_2010/sistema_deloproizvodstva/(дата обращения: 26.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ