Культурно-просветительский проект «Азбука городского текста»: на материале отечественной прозы XXI века
|
Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Концепция проекта 5
1.1 Город как междисциплинарный объект исследования 5
1.2. Термин «городской текст» 13
1.3 Содержание проекта 17
Глава 2. Реализация проекта 21
2.1 Подготовительный этап 21
2.2 Размещение и аналитика проекта 23
2.3 Апробация проекта 32
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Приложение А. Словарные статьи 51
Приложение Б. Фрагмент лекции «Почему мы изучаем город?» 76
Введение 3
Глава 1. Концепция проекта 5
1.1 Город как междисциплинарный объект исследования 5
1.2. Термин «городской текст» 13
1.3 Содержание проекта 17
Глава 2. Реализация проекта 21
2.1 Подготовительный этап 21
2.2 Размещение и аналитика проекта 23
2.3 Апробация проекта 32
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Приложение А. Словарные статьи 51
Приложение Б. Фрагмент лекции «Почему мы изучаем город?» 76
Культурно-просветительский проект «Азбука городского текста» посвящен анализу городского текста в произведениях современных отечественных писателей и реализуется в формате аналитических статей в одноименных интернет-сообществах в социальных сетях «ВКонтакте» https://vk.com/gorodtekst и «Telegram» https://t.me/gorodtekst
Актуальность проекта обусловлена его междисциплинарным характером: с одной стороны, «Азбука городского текста» способствует повышению читательской осведомленности о литературе современной России; с другой стороны, проект имеет явную социокультурную направленность благодаря обращению к насущным проблемам городской среды; в-третьих, «Азбука городского текста» предполагает интерактивную составляющую, реализация которой возможна за счет функционирования проекта в медиапространстве.
Новизна проекта «Азбука городского текста» обоснована как оригинальностью материала (новая и новейшая проза отечественных авторов), так и формата представления: аналитические обзоры и эссе выполнены в жанре словарных статей, раскрывающих типичные свойства российского городского пространства.
Объект исследования - современные социокультурные урбанистические медиапрактики, предмет исследования - поэтика городского текста как социокультурный феномен в литературе современных российских писателей 2000-2020-х гг.
Художественным материалом проекта выступили повесть Е. Декиной «Метан» (2017) и роман «Плен» (2018), роман О. Б. Глушкина «Парк живых и мертвых» (2008).
Методология исследовательской части проекта базируется на литературоведческих трудах Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, В.В. Абашева, В.Н. Топорова, Ю.М. Лотмана.
Целью работы является создание культурно-просветительского медиапроекта в формате словаря концептуальных понятий о городском тексте, представленном в произведениях XXI века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) методом фронтального чтения определить подходящий литературный материал;
2) интерпретировать городской текст в выбранных произведениях;
3) определить структуру словарной статьи;
4) реализовать проект на онлайн-платформах «ВКонтакте» и «Telegram» в формате регулярных публикаций;
5) апробировать проект на публичных площадках.
Культурно-просветительский эффект проекта выражается в повышении интереса к современной отечественной литературе, формировании навыка «чтения города» как способа исследования городской среды через художественный текст, а также в актуализации личностного и культурного опыта взаимодействия с городским пространством.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений. В первой главе представлены теоретические основания, подходы к изучению города, классификация проектов, посвященных городскому пространству, концепция проекта. Во второй главе описаны этапы подготовки и реализации проекта, аналитика показателей и апробация материалов проекта. В заключении подводятся итоги реализации проекта, формулируются выводы и перспективы его дальнейшего развития.
Список использованной литературы включает 92 источника. В Приложении А даны тексты 10 аналитических эссе - словарных статей проекта «Азбука городского текста», в Приложении Б - фрагмент авторской лекции.
Актуальность проекта обусловлена его междисциплинарным характером: с одной стороны, «Азбука городского текста» способствует повышению читательской осведомленности о литературе современной России; с другой стороны, проект имеет явную социокультурную направленность благодаря обращению к насущным проблемам городской среды; в-третьих, «Азбука городского текста» предполагает интерактивную составляющую, реализация которой возможна за счет функционирования проекта в медиапространстве.
Новизна проекта «Азбука городского текста» обоснована как оригинальностью материала (новая и новейшая проза отечественных авторов), так и формата представления: аналитические обзоры и эссе выполнены в жанре словарных статей, раскрывающих типичные свойства российского городского пространства.
Объект исследования - современные социокультурные урбанистические медиапрактики, предмет исследования - поэтика городского текста как социокультурный феномен в литературе современных российских писателей 2000-2020-х гг.
Художественным материалом проекта выступили повесть Е. Декиной «Метан» (2017) и роман «Плен» (2018), роман О. Б. Глушкина «Парк живых и мертвых» (2008).
Методология исследовательской части проекта базируется на литературоведческих трудах Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, В.В. Абашева, В.Н. Топорова, Ю.М. Лотмана.
Целью работы является создание культурно-просветительского медиапроекта в формате словаря концептуальных понятий о городском тексте, представленном в произведениях XXI века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) методом фронтального чтения определить подходящий литературный материал;
2) интерпретировать городской текст в выбранных произведениях;
3) определить структуру словарной статьи;
4) реализовать проект на онлайн-платформах «ВКонтакте» и «Telegram» в формате регулярных публикаций;
5) апробировать проект на публичных площадках.
Культурно-просветительский эффект проекта выражается в повышении интереса к современной отечественной литературе, формировании навыка «чтения города» как способа исследования городской среды через художественный текст, а также в актуализации личностного и культурного опыта взаимодействия с городским пространством.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений. В первой главе представлены теоретические основания, подходы к изучению города, классификация проектов, посвященных городскому пространству, концепция проекта. Во второй главе описаны этапы подготовки и реализации проекта, аналитика показателей и апробация материалов проекта. В заключении подводятся итоги реализации проекта, формулируются выводы и перспективы его дальнейшего развития.
Список использованной литературы включает 92 источника. В Приложении А даны тексты 10 аналитических эссе - словарных статей проекта «Азбука городского текста», в Приложении Б - фрагмент авторской лекции.
Проект «Азбука городского текста» видится успешной попыткой объединения исследовательской и культурно-просветительской практики в изучении городской среды через тексты современных российских авторов. Целью проекта было создание культурно-просветительского проекта в формате словаря концептуальных понятий о городском тексте, а также создание онлайн-ресурсов для размещения материалов проекта.
Сильные стороны проекта связаны с его содержательной и методологической спецификой. В проекте представлен оригинальный формат: словарные статьи о городском пространстве на основе литературного анализа; отличается междисциплинарностью - объединяет литературу, урбанистику, культурологию, искусство. Уникальность проекта также заключается в том, что мы не только исследуем репрезентацию города в современной прозе, но и вовлекаем читателя в процесс «чтения» городской среды. Благодаря этому «Азбука городского текста имеет выраженный социальный эффект - привлекает внимание к городскому пространству и современной литературе.
Положительная экспертная оценка на конкурсах и в рамках публичных выступлений, лояльная аудитория в социальных сетях подтверждают актуальность и востребованность проекта. Полученный грант позволит расширить формат взаимодействия с аудиторией и способствовать развитию креативных индустрий и сообществ Томска и региона.
Пункты, требующие дополнительных усилий, связаны, в первую очередь, с продвижением проекта в медиапространстве. Необходима комплексная работа над позиционированием «Азбуки городского текста» в социальных сетях, развитием четкого контент-плана и привлечением новых читателей через партнерства и коллаборации.
В дальнейшем планируется продолжение развития проекта: необходимо завершить «Азбуку» - написать не менее 28 словарных статей (среди будущих литературных источников - произведения современных авторов, в частности, 39
«Правый руль» (2012) В. Авченко, «Лучшие люди города» (2022) К. Кожевиной, «С ключом на шее» (2022) К. Шаинян), проводить публичные лекции и мастер-классы, сотрудничать с креативными пространствами и культурными учреждениями Томска, а также других регионов.
В перспективе «Азбука городского текста может стать моделью фестиваля, посвящённого «прочтению» городского пространства через литературу и искусство. Универсальность выделенных понятий позволяет «Азбуке» адаптироваться к разным региональным контекстам.
Сильные стороны проекта связаны с его содержательной и методологической спецификой. В проекте представлен оригинальный формат: словарные статьи о городском пространстве на основе литературного анализа; отличается междисциплинарностью - объединяет литературу, урбанистику, культурологию, искусство. Уникальность проекта также заключается в том, что мы не только исследуем репрезентацию города в современной прозе, но и вовлекаем читателя в процесс «чтения» городской среды. Благодаря этому «Азбука городского текста имеет выраженный социальный эффект - привлекает внимание к городскому пространству и современной литературе.
Положительная экспертная оценка на конкурсах и в рамках публичных выступлений, лояльная аудитория в социальных сетях подтверждают актуальность и востребованность проекта. Полученный грант позволит расширить формат взаимодействия с аудиторией и способствовать развитию креативных индустрий и сообществ Томска и региона.
Пункты, требующие дополнительных усилий, связаны, в первую очередь, с продвижением проекта в медиапространстве. Необходима комплексная работа над позиционированием «Азбуки городского текста» в социальных сетях, развитием четкого контент-плана и привлечением новых читателей через партнерства и коллаборации.
В дальнейшем планируется продолжение развития проекта: необходимо завершить «Азбуку» - написать не менее 28 словарных статей (среди будущих литературных источников - произведения современных авторов, в частности, 39
«Правый руль» (2012) В. Авченко, «Лучшие люди города» (2022) К. Кожевиной, «С ключом на шее» (2022) К. Шаинян), проводить публичные лекции и мастер-классы, сотрудничать с креативными пространствами и культурными учреждениями Томска, а также других регионов.
В перспективе «Азбука городского текста может стать моделью фестиваля, посвящённого «прочтению» городского пространства через литературу и искусство. Универсальность выделенных понятий позволяет «Азбуке» адаптироваться к разным региональным контекстам.
Подобные работы
- Рукописная литература Урала: наследование традиций и обретение самобытности
Авторефераты (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2006





