Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ Г. ТОМСКА (1991-2024 ГГ.)

Работа №192432

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы96
Год сдачи2025
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 2
1 Теоретико-методологические основы изучения культурной памяти и
коммеморативных практик 15
1.1 Культурная память как предмет научного исследования: основные
теоретические подходы 15
1.2 Коммеморативные практики: понятие, виды, функции в формировании
культурной памяти 20
1.3 Феномен городской коммеморации в культурной памяти города 26
2 Место коммеморативных практик в формировании коллективных
представлений о прошлом 32
2.1 Урбанонимы как репрезентация истории г. Томска в названиях городских
объектов 32
2.2 Отражение прошлого г. Томска через памятники (1991-2024 гг.) 46
2.3 Арт-объекты: новые формы коммеморации и формирование современной
городской идентичности 57
Заключение 67
Список источников и литературы 72
Приложение А Примеры коммеморативных практик г. Томска (1991-2024) 87

Актуальность исследования. Сегодня понятие культурной памяти (как одной из форм коллективной памяти) привлекает внимание и становится предметом исследований в различных областях знаний. Этот интерес обусловлен тем, что она является важнейшим элементом в формировании социальной идентичности любого коллектива, что особенно актуально в условиях глобализации и возрастающей потребности в сохранении исторического наследия. Город - это территория, которая имеет свою историю, общие воспоминания и культуру, а также является местом, где хранятся и воспроизводятся значимые для общества смыслы через определённые практики. В связи с этим и возникает культурная память города, являющаяся определённым архивом символов и многолетнего опыта его жителей.
В формировании культурной памяти особое место занимают коммеморации, с помощью которых общество старается запечатлеть память о каких-то событиях. Городские коммеморации - это феномен, позволяющий не дать забвению одержать верх над коллективными воспоминаниями о городе и при этом сохранять символическую связь с эпизодами городского прошлого. Несмотря на значимость коммеморативных практик для сохранения коллективной памяти, на сегодняшний день работы по этой теме можно назвать фрагментарными, а комплексных исследований об их роли в формировании культурной памяти города пока не проводилось. Томск, как один из старейших и значимых городов в Сибирском федеральном округе, представляет собой интересный пример для изучения в контексте данного вопроса. Многовековой исторический опыт и уникальное культурное наследие позволяют рассмотреть, как через коммеморативные практики отражается символический ресурс города в определённые периоды и какое место они занимают в формировании культурной памяти.
Период с 1991 по 2024 г. - это новый этап в истории страны и Томска, когда изменения коснулись всех сфер жизни общества (политической, экономической, социальной, культурной). Отход от советской идеологии и процесс декоммунизации существенно повлияли на необходимость поиска новых ориентиров и ценностей для молодого государства, а также на подходы к сохранению прошлого. В связи с этим, изучение коммемораций становится особенно важно, поскольку на основе их динамики за рассматриваемый период можно проследить, как формировался уникальный городской ландшафт и как через них отражался опыт прошлого Томска.
Существование большого количества городских коммемораций не позволяет полностью обхватить их в исследовании, однако можно выделить ключевые из них, которые отражают различные аспекты истории города: памятники, урбанонимы и арт-объекты. Выбор данных практик обусловлен несколькими причинами:
- Памятники представляют собой традиционный вариант коммеморации, закрепляющий определённые смыслы через вещественную форму. Они не просто являются напоминанием о прошлом - через них интерпретируются и транслируются важные для общества ценности, опыт и т. д. Материальность, долговечность и прочность веществ, из которых они изготовлены, а также вложенные в них идеи делают памятники мощным инструментом в конструировании и поддержании коллективной идентичности;
- Урбанонимы выполняют функцию не только ориентира на местности, но и выступают в качестве своеобразных маркеров времени, через которые отслеживается прошлый опыт города на современном этапе. В названиях внутригородских объектов могут отражаться исторические этапы и ценностные ориентиры общества, являющиеся приоритетными в определённый период времени. Они постоянно присутствуют в повседневной жизни горожан и подсознательно влияют на восприятие истории. Кроме того, урбанонимы не только могут напоминать о прошлом, но и формировать связь между разными этапами развития города;
- Арт-объекты - новая форма коммеморации, которая набрала свою популярность в начале XXI вв. Сегодня она является одной из наиболее актуальных практик при формировании культурной памяти города, а её использование становится всё более заметным в контексте городского пространства. Использование нетрадиционных художественных форм при интерпретации прошлого сильнее привлекает внимание и вовлекает горожан в процесс осмысления.
Изучение данных видов коммеморативных практик позволит выявить, как формируется и транслируется культурная память Томска, как конструируется образ города за счёт них на новом этапе развития, а также определить их значение в данных процессах.
Степень изученности темы. Изучение культурной памяти, как самостоятельной области научного знания, началось в XX в. и стало ответом на потребность осмысления взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим. Формируясь стихийно, в конце XX - начале XXI вв. оно продолжило своё развитие в рамках конкретного междисциплинарного направления - memory studies. Данным вопросом занимались исследователи из разных областей науки: историки, культурологи, философы, социологи и т. д.
В историографии по исследованию памяти условно выделяют три волны. Одним из первых, кто обратился к данному феномену, стал французский философ и социолог М. Хальбвакс. Он и его последователи занимались вопросами в направлении социальной памяти, т. е. social memory studies. В 1920-х гг. он впервые вводит понятие «коллективная память». По его мнению, существует два вида памяти - индивидуальная и коллективная, где последняя социально обусловлена и рассматривается как залог идентичности общества. На эти мысли М. Хальбвакса натолкнула статья основателя французской социологической школы Э. Дюркгейма «Индивидуальные и коллективные представления» (1898 г.), в которой он обращается к понятию «память» и формирует идею коллективной психологии (он говорит о том, представления людей способны сохраняться в сознании, и данные рассуждения переносит в социальную сферу). Следуя его идеям, М. Хальбвакс выпускает свой труд «Социальные рамки памяти» , где продолжает исследования коллективного сознания. Примерно в это же время немецкий историк искусства, этнограф и культуролог Аби Варбург также обращается к вопросу коллективной памяти, однако называет её социальной и интересуется передачей такой памяти через произведения искусства. Вложенные символы в такие произведения являлись, своего рода, хранилищем памяти коллектива.
В 60-70-е гг. XX в. учёные продолжают исследовать данный вопрос в разных направлениях. Среди них можно упомянуть английского историка Э. Хобсбаума (влияние политических элит на коллективную память), французского философа М. Фуко (изучает понятие «контрпамяти») и др. Феномен памяти также становится популярной темой в психологических, физиологических исследованиях.
В 1980-х гг. начинается вторая волна изучения понятия «память», которое оказывается в центре внимания различных социальных и гуманитарных дисциплин. Формируется направление memory studies, с помощью которого ученые пытаются понять, как возникают представления о прошлом, как отражаются исторические события на разных этапах и меняются под влиянием времени. Так, например, выходит работа французского историка П. Нора, который формулирует и представляет свою концепцию «мест памяти», с помощью которой предлагает изучать национальную идентичность своей страны. «Места памяти» - это не всегда конкретное место на карте, но также это место, наполненное конкретными символами и образами прошлого какого-либо общества. К местам памяти могут относиться памятники, территории, личности, традиции, слова и многое другое. Исследование П. Нора оказало значительное влияние на изучение способов сохранения и передачи исторической памяти.
Немецкая школа учёных, среди которых египтолог, историк религии и культуры Я. Ассман и историк, культуролог и антрополог А. Ассман, продолжает исследования в данном направлении. Взяв за основу идеи М. Хальбвакса о коллективной памяти, Я. Ассман переосмысливает данное понятие и расширяет его до «культурной памяти». Именно она, по его мнению, задает базовые представления о прошлом, формируя основу коллективной памяти. Коллективная память порождает меморальную культуру - не просто набор ритуалов и памятников для символизации прошлого, а инструмент политического управления им. А. Ассман, изучая данный вопрос, пишет о том, что меморальная культура формирует наше восприятие мира, ценности и действия. Важно критически осмысливать память и ее влияние на наше восприятие прошлого.
Третья волна характеризуется выходом направления memory studies на новый уровень, который сопровождается бурным институциональным развитием дисциплины (в 2008 г. был основан журнал «Memory studies», а в декабре 2016 г. была учреждена Ассоциация исследований памяти (The Memory Studies Association) ). Развиваются и исследования по вопросам культурной памяти, что стало особенно заметно в начале XXI вв. - европейский проект «Cultural Memory in European Countries: An
Interdisciplinary Approach (ACUME)» в 2002 г., публикация сборника статей «Cultural Memory Studies: An International and Interdisciplinary Handbook» в 2008 году в Берлине и т. д.
В отечественной науке активное изучение данного вопроса началось с 1990-х, когда стали переводиться и приобретать популярность работы Я. Ассмана, П. Нора и др. Связано это и с изменением внутриполитической обстановки в стране и попыткой осмысления собственной идентичности путём обращения к прошлому. Однако стоит отметить и тех отечественных учёных, чьи работы внесли свой вклад в развитие исследований памяти. Среди них, например, культуролог Ю. М. Лотман, который первым ввёл понятие «культурная память», но исследовал его с семиотической точки зрения (где память является неотъемлемой частью культуры, а культура представляет собой хранилище закодированной информации).
Первоначально феноменом памяти интересовались и занимались учёные в области всеобщей истории (Л. П. Репина, М. С. Бобкова и др.) , поскольку на перевод фундаментальных теоретических работ по данному вопросу требовалось время. Проблематика исторической памяти обсуждалась на страницах научных журналов, основанных известными российскими анналистами, однако их интерес был сосредоточен не на российской, а на западной истории. Постепенно в этой области становится всё больше исследований, среди которых можно отметить такие имена, как И. М. Савельева и А. В. Полетаев (изучают коллективную память), Н. Е.
Копосов (занимается вопросами политики памяти) и т. д. Также начинают выходить работы, посвящённые мемориальной культуре конкретных мест нашей страны.
В настоящее время российские ученые рассматривают феномен памяти с позиций нескольких научных областей - их интерес лежит в направлении истории памяти в разных контекстах. Так, например, можно отметить историка О. Б. Леонтьеву, социального психолога Т. П. Емельянову, философа В. А. Толкачёву и др. Работают в рамках данной темы и исследователи Сибири - доктор исторических наук из Новосибирского государственного технического университета Е. И. Красильникова, старший преподаватель кафедры культурологии, философии и искусствоведения из Кемеровского государственного института культуры Е. А. Бегунова и др.
Активным направлением для изучения в научной среде сегодня является мемориальное пространство городов России. Наиболее крупным исследователем в направлении коммеморативных практик выступает Н. Г. Федотова - помимо написания большого количества статей по данной теме, в 2024 г. она защитила докторскую диссертацию «Культурная память города как символический ресурс развития территории» на конкретных материалах и примерах Великого Новгорода. Также исследованиями коммемораций занимаются М. Л. Шуб и Л. Б. Зубанова, А. В. Скиперских, Н. К. Колягина и др.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных культурной памяти, роль коммеморативных практик в формировании культурной памяти конкретного города, в частности г. Томска, остается недостаточно изученной. Существующие работы, посвященные истории и культуре г. Томска, как правило, рассматривают коммеморации в отдельных аспектах и формах. Таким образом, данное исследование направлено на восполнение этого пробела и представляет собой попытку углубленного анализа роли коммеморативных практик в формировании культурной памяти города Томска.
Научная новизна исследования заключается в изучении процессов формирования культурной памяти на примере г. Томска через конкретные коммеморативные практики - урбанонимы, памятники и арт-объекты. Ранее они фигурировали в работах отдельных исследователей, но рассматривались ими в узконаправленных темах. В диссертации впервые предпринимается попытка провести углубленный анализ данных коммемораций по отношению к г. Томску, выявить их отличия от предшествующих этапов, а также определить особенности рассматриваемого периода.
Объект исследования - культурная память города как форма надындивидуальной памяти, в которой хранится опыт прошлого какого-либо коллектива и передается из поколения в поколение через культурные формы и практики, а предмет исследования - урбанонимы, памятники и арт- объекты как примеры коммеморативных практик г. Томска с 1991 по 2024 гг.
Исходя из актуальности и степени изученности, целью исследования является определение значения коммеморативных практик в г. Томске в формировании культурной памяти города с 1991 по 2024 гг.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к исследованию культурной памяти и коммемораций;
2. Проанализировать развитие коммеморативных практик - урбанонимов, памятников и арт-объектов - с 1991 по 2024 гг. в г. Томске, изучить примеры их использования и определить ключевые темы;
3. Выявить роль коммеморативных практик в формировании коллективных представлений о прошлом г. Томска.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 1991 г. по 2024 г. Нижняя граница обусловлена тем, что в 1991 г. государство СССР прекращает своё существование, что влечёт за собой кардинальные политические, экономические, социальные и культурные трансформации, в том числе в вопросах переосмысления исторического прошлого и формирования новых коллективных представлений о нем. Верхняя граница - 2024 г. - позволяет проследить эволюцию коммеморативных практик до современности, определить их место в современных условиях, а также понять, как формируется культурная память города в условиях меняющегося мира.
В качестве основы методологической базы исследования лежит системный подход. Он позволил рассмотреть культурную память города как целостную историческую систему, включающую в себя внутренние и внешние функции, взаимосвязи между разными элементами (коммеморативными практиками, социальными группами и т. д.), а также динамику ее развития во времени. Наряду с этим, применяется структурнофункциональный анализ, с помощью которого коммеморативные практики (урбанонимы, памятники, арт-объекты) были рассмотрены как элементы единой структуры культурной памяти, выявлены их функции в поддержании этой структуры, трансляции определенных ценностей и формировании прошлого города. Для изучения коммеморативных практик в различные периоды применялся проблемно-хронологический метод - это позволило определить, как политические, социальные и культурные изменения влияли на выбор событий и личностей для увековечивания, смену доминирующих идеологий, а также на формирование различных слоев и версий исторической памяти в Томске.
Сравнительно-исторический метод был использован для сопоставления коммеморативных практик разных периодов, которые были выделены в границах хронологических рамок (1991-2024 гг.): с 1991 г. до начала 2000-х гг.; с начала 2000-х гг. до середины 2010-х гг.; с середины 2010-х гг. по 2024 г. Этот метод дал возможность наглядно рассмотреть разницу в применении коммемораций на разных этапах развития города и выделить особенности каждого из них. Для систематизации и структурирования данных применялся метод классификации, с помощью которого были выделены категории урбанонимов и памятников для проведения дальнейшего сравнительного анализа.
В рамках диссертации был использован междисциплинарный подход, который дополнил историческое исследование контекстами из области культурологии и филологии и позволил подробнее изучить урбанонимы, памятники и арт-объекты. Кроме общенаучных и специально-исторических методов, в работе также применялись подходы в рамках истории памяти. Одним из них является авторский алгоритм изучения истории коммемораций Е. И. Красильниковой. Адаптированный к нашей теме исследования и хронологическим рамкам, он включает в себя несколько этапов:
1. Краткое описание состояния коммемораций дореволюционного и советского периода;
2. Характеристика условий и факторов динамики коммемораций рассматриваемого периода (политический и культурный контекст, определение инициаторов, основных тем и т. д.);
3. Анализ государственной политики памяти, её влияние на содержание коммеморативных практик Томска, а также изучение конкретных способов и характерных черт её реализации в городском пространстве;
4. Определение преемственности в современных коммеморациях от традиций, которые использовались в реализации практик прошлых периодов;
5. Выявление нетрадиционных для прошлых периодов черт в развитии коммемораций;
6. Изучение реакции и восприятия жителями Томска новых практик.
Также в работе учитывался процессо-реляционный подход Дж. Олика, в рамках которого коммеморативные практики Томска рассматриваются как элементы динамичного процесса формирования культурной памяти. Они взаимосвязаны с политическим, социальным и культурным контекстом города, а также с различными акторами, которые участвуют в их создании и передачи через них интерпретированных смыслов.
Источниковая база исследования разнообразна и представлена следующими видами источников:
1. Делопроизводственная документация. В данную группу вошли официальные документы органов местной власти - различные постановления и распоряжения мэра города Томска о присвоении имени внутригородским объектам, решения Думы города Томска об установлении мемориальных объектов и т. д. Этот вид источника позволяет выявить основные направления и приоритеты в увековечивании памяти, а также дать представления об изменениях городской политики в формировании культурной памяти города;
2. Периодическая печать. Категория включает в себя материалы томских газет («Красное знамя», «Наука в Сибири» и пр.) и журналов, в которых опубликованы статьи, репортажи и интервью о событиях города. В качестве источника были использованы публикации, где затрагивались вопросы о переименовании внутригородских объектов, установке и реставрации памятников и т. д.;
3. Интернет-порталы. В работе были использованы официальные сайты органов местной власти (например, сайт Администрации города Томска), новостные и информационные порталы города Томска (например, «Томский Обзор», «vtomske.ru» и др.), а также сайты фестивалей и проектов, которые затрагиваются в работе в рассматриваемый промежуток времени. Данная группа источников предоставляет информацию о значимых событиях города, её мероприятиях, проектах и инициативах, связанных с урбанонимами, памятники и арт-объектами. Они позволяют отслеживать изменения в пространстве Томска;
4. Фотодокументы. Категория включает в себя визуальные материалы, на которых запечатлены различные аспекты коммемораций Томска - фотоматериалы памятников и арт-объектов, опубликованных на официальных сайтах Администрации г. Томска, новостных порталах и т. д., а также представленные в краеведческих изданиях и брошюрах, выпущенных различными учреждениями. Фотодокументы позволяют проанализировать визуальный облик коммеморативных объектов и их расположение внутри города.
Разнообразный набор источников позволяет рассмотреть исследуемый в данной работе предмет с разных сторон и провести более качественный анализ.
Практическая значимость работы. Материалы магистерской диссертации могут послужить основой для дальнейшего изучения вопроса культурной памяти города и городских коммемораций в региональных аспектах или в общероссийских масштабах, а также для развития истории г. Томска.
Исходя из всего вышеперечисленного, структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог всему исследованию, можно сказать, что культурная память является важной составляющей любого общества. Она представляет собой сложный социокультурный феномен, в рамках которого формируются, актуализируются и репрезентуются важные для коллектива ценности и эпизоды прошлого, которые в дальнейшем используются для создания новых культурных форм и объектов. Одним из ключевых способов, с помощью которого происходит актуализация отобранных смыслов из культурной памяти, является коммеморация - практика, направленная на сохранение и передачу значимой информации о прошлом (событиях, людях) для будущих поколений. Она позволяет актуализировать важные для общества темы и эпизоды и не дать забвению одержать верх. В городском пространстве, где собрано большое количество исторического опыта и смыслов, коммеморация становится мощным инструментом в формировании её культурной памяти.
Томск - один из самых старейших городов Сибирского федерального округа, который на протяжении нескольких веков накапливал свою богатую историю. За счёт длительности своего существования он является отличным примером того, как использование разнообразных коммеморативных практик формирует уникальную культурную память города и его жителей. Рассматриваемые нами урбанонимы, памятники и арт-объекты менялись с 1991 по 2024 гг., поэтому для большего понимания этих изменений целесообразно выделить условные этапы:
- С 1991 г. до начала 2000-х гг. - переосмысление советского наследия и процесс декоммунизации: переименовываются некоторые названия внутригородских объектов, демонтируются памятники, посвящённые революционерам. Важно отметить, что отход от прошлой идеологии в Томске можно охарактеризовать как компромиссный, поскольку была сохранена большая часть урбанонимов советского времени, а некоторые из монументальных объектов так и остались в пространстве города. В развитии памятников начинает формироваться новая тенденция, благодаря которой начинают фигурировать ранее табуированные в обществе темы - сохранение памяти о массовых советских репрессиях. Арт-объекты, на данном этапе, ещё не фигурируют в пространстве Томска;
- С начала 2000-х до середины 2010-х гг. - поиск оснований и ценностей для формирования новой идентичности. Появляется большое количество урбанонимов за счёт развития города и расширения его территории, к процессу наименования начинает активно подключаться общественность. Основная масса памятников постсовесткого периода также была создана именно на данном этапе: впервые возникают тематические объекты, которые становятся символами города и за счёт которых выстраивается уникальный образ Томска. Начинают появляться первые арт- объекты, но это явление не массовое;
- С середины 2010-х гг. по 2024 г. - период избирательной актуализации и акцентирование на преемственности между прошлым и настоящим Томска. Возникновение новых урбанонимов за счёт программ развития городской среды. Спад в обращении к памятникам как к традиционной форме коммеморации. Рост количества арт-объектов в рамках проектов и фестивалей, использование нестандартных форм и материалов для репрезентации прошлого города. Поступают предложения с инициативами как со стороны общественности, так и со стороны Томской администрации.
Итак, при формировании культурной памяти города активно используются все рассматриваемые нами коммеморативные практики. Их применение может варьироваться (т. е. одни коммеморации начинают быть приоритетнее других на определённых этапах), поскольку с течением времени происходит смена приоритетов при выборе способа сохранения памяти. Урбанонимы и памятники можно отнести к разряду устоявшихся форм, тогда как арт-объекты представляют собой относительно новое явление для Томска. Соединяя в себе современное искусство и историческое наследие, они становятся важным инструментом в конструировании городской идентичности, привлекая внимание за счёт оригинальных художественных решений и вовлекая зрителей в процесс осмысления прошлого. Возрастающее количество арт-объектов городском ландшафте за последние 5 лет говорит о том, что данная форма коммеморации становится всё более актуальной и приоритетной.
Также во время исследования была обнаружена ещё одна особенность рассматриваемого периода - включение роли общественности в процесс формирования культурной памяти города. С помощью инициатив различных групп населения Томск заметно преобразил своё пространство: были присвоены имена некоторым внутригородским объектам, появились новые памятники в честь важных событий и личностей, проводились различные фестивали и реализовывались разные проекты о прошлом города. Как правило, реакция общественности на изменения в пространстве Томска была положительной, появление практически всех объектов было воспринято в позитивном ключе. Участие горожан в данном процессе говорит не только о их небезразличии к истории места, в котором они проживают, но и демонстрирует их стремление к определению того, что именно следует помнить и передавать будущим поколениям, не допуская забвения.
Формирование культурной памяти в Томске осуществляется вокруг ряда ключевых тем, которые определяют содержание и направленность коммеморативных практик. Среди них особенно выделяются следующие:
- Период Великой Отечественной войны. Данная тенденция стала особенно популярна в рассматриваемый период и встречается во всех трёх примерах коммемораций Томска. В честь героев войны называются внутригородские объекты, создаются памятники, а также появляются арт- объекты (например, неомуралы). Это связано не только со стремлением сохранить память о подвигах советского народа против фашизма для будущих поколений, но и с патриотическим воспитанием, особенно в условиях современной геополитической ситуации и фальсификации истории;
- Научно-культурное наследие. За период своего существования в Томске появились и выросли тысячи врачей, академиков, спортсменов и т. д. Эти люди оставили след о себе не только в истории города, но и страны, а в некоторых областях знаний стали даже первооткрывателями и основателями. Тенденция о рассказе истории Томска через лица также присутствует во всех рассмотренных примерах коммеморативных практик, что позволяет сформировать уникальный образ города. Актуализация данной темы способствует привлечению внимания к историческому опыту города, повышению туристического потока и формирует имидж города как одного из научных и культурных центров Сибири;
- Дореволюционное наследие. Имперское прошлое Томска - важный этап в становлении города, который во многом повлиял на его современный облик. Благодаря обращению к этому периоду восстанавливается связь между прошлым и настоящим, которая была намерено разорвана после революции 1917 г., а также формируется историческая преемственность. Переосмысление утраченных ценностей дореволюционного прошлого позволяет сформировать полное и объективное представление об истории Томска. Обращение к данной теме происходит при рассмотрении как урбанонимов и памятников, так и арт-объектов.
Помимо того, что коммеморативные практики участвуют в формировании культурной памяти города, они также способствуют укреплению локальной идентичности. Увековечивание памяти о значимых эпизодах прошлого, личностях и культурном наследии позволяют выстроить привлекательный образ, основанный его богатом историческом опыте. В условиях глобализации, когда преобладает тенденция унификации культурных пространств, коммеморация становится инструментом для сохранения самобытности и уникальности города. Позитивный имидж Томска и акцент на его локальной идентичности повышают его конкурентоспособность в туристической сфере, а также стимулируют чувство гордости среди жителей, побуждая участвовать в развитии и сохранении прошлого.
Таким образом, коммеморативные практики играют ключевую роль в формировании культурной памяти города и являются важным инструментом в укреплении связи между прошлым, настоящим и будущим Томска


1. Постановление мэра города Томска от 26.05.1997 № 263. О возвращении исторического названия площади Революции // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL: https://admin.tomsk.ru/db1/url/P 1997 263 (дата обращения 02.04.2025).
2. Постановление мэра города Томска от 20.09.2019 №845. О
присвоении наименования скверу на площади Транспортной (улица Елизаровых, 2) // Официальный портал муниципального образования «Г ород Томск». - Томск, 2025. - URL: https://admin.tomsk.ru/db1/url/P 2019 845 (дата обращения 07.04.2025).
3. Постановление мэра города Томска от 21.11.2019 №1148. О
присвоении наименования скверу по Московскому тракту, 8в // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL: https://admin.tomsk.ru/db 1 /url/P 2019 1148 (дата обращения
07.04.2025).
4. Постановление мэра города Томска от 24.01.2020 №40. О
присвоении наименования скверу в границах особо охраняемой природной территории (сквер на площади Кирова) // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL:
https://admin.tomsk.ru/db1/url/P 2020 40 (дата обращения 07.04.2025).
5. Постановление мэра города Томска от 17.12.2020 №1092. О ведении Реестра присвоенных наименований элементов улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального значения или межмуниципального значения), наименований элементов планировочной структуры // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск,
2025. - URL: https://admin.tomsk.ru/db1/url/P 2020 1092 (дата обращения
05.04.2025).
6. Распоряжение мэра города Томска от 11.05.2021 №р 503. О городской комиссии по наименованию элементов улично-дорожной сети, наименованию элементов планировочной структуры муниципального образования «Город Томск» (комиссия по топонимике)» // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL: https://admin.tomsk.ru/db1/url/R 2021 503 (дата обращения 02.04.2025).
7. Постановление мэра города Томска от 14.07.2023 №586. О
присвоении наименования скверу по ул. Нахимова, 6 // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL:
https://admin.tomsk.ru/db1/url/P 2023 586 (дата обращения 10.04.2025).
8. Постановление мэра города Томска от 24.11.2023 №1000. О присвоении наименования аллее у здания Администрации Томской области (пл. Ленина, 6) // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL: https://admin.tomsk.ru/db 1 /url/P 2023 1000 (дата обращения 07.04.2025).
9. Постановление мэра города Томска от 12.12.2023 №1033. О внесении изменения в приложение к постановлению администрации Города Томска от 17.12.2020 №1092 «О ведении Реестра присвоенных наименований элементов улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального значения или межмуниципального значения), наименований элементов планировочной структуры» // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL: https://admin.tomsk.ru/db1/url/P 2023 1033 (дата обращения 05.05.2025).
10. Постановление мэра города Томска от 07.09.2015 №837. О
присвоении наименования скверу у магазина «Томские товары» (ул. Красноармейская, 22) // Архив документов правительства Томской области. -
Томск, 2025. - URL: https://tomsk-gov.ru/doc/105734 (дата обращения
29.04.2025).
11. Решение Думы города Томска от 17.02.2004 №573. О присвоении наименований улицам и переулкам 4-ой очереди застройки мкр. «Наука» // Архив документов правительства Томской области. - Томск, 2025. - URL: https://tomsk-gov.ru/doc/339 (дата обращения 06.04.2025).
12. Решение Думы города Томска от 27.02.2007 №390. Об отмене
решения Думы города Томска от 26.09.2006 № 269 О возвращении
исторических названий улице Войкова и Октябрьскому взвозу // Кодекс : эл. фонд прав. и нормат.-тех. инф. - [Б. м.], 2025. - URL:
https://base.garant.ru/7804204/ (дата обращения 10.04.2025).
13. Решение Думы города Томска от 26.05.2009 №1221. О
присвоении названий улицам в микрорайоне Восточный // Архив документов правительства Томской области. - Томск, 2025. - URL: https://tomsk-
gov.ru/doc/25765 (дата обращения 06.04.2025).
14. Решение Думы города Томска от 26.05.2009 №1223. О
присвоении названия поселку индивидуального строительства и наименований улицам // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL:
https://admin.tomsk.ru/db4/url/2009 1223 (дата обращения 06.04.2025).
15. Решение Думы города Томска от 15.12.2011 №283. Об установке произведений монументального и декоративно-прикладного искусства // Официальный портал муниципального образования «Город Томск». - Томск, 2025. - URL: https://admin.tomsk.ru/db4/url/2011 283 (дата обращения 15.05.2025).
...124


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ