🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СВОЙСТВО ОБРАЗНОСТИ СЛОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Работа №192425

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Лексическая теория образности и её роль в методике преподавания русского языка как иностранного 12
1.1. Основные понятия теории образности 12
1.2. Метафорическая внутренняя форма образных ботанических терминов 16
1.2.1. Мотивационный анализ образных ботанических терминов 16
1.2.2. Разряды образных слов на примере специальной ботанической лексики.37
1.3. Использование лексических свойств образности и мотивированности в разных аспектах обучения русскому языку 40
1.3.1. Этапы лексической работы на уроке РКИ 40
1.3.2. Принципы и приёмы работы с образными терминами при обучении языку
специальности 43
Выводы 48
Глава 2. Уроки по языку специальности для студентов естественно-научного профиля подготовки: учебные материалы, методические комментарии 50
2.1. Лексическая тема «Виды соцветий» 50
2.1.1. Урок 1. Виды соцветий 50
2.1.2. Методический комментарий к уроку 1 57
2.2. Лексическая тема «Мир растений и мир животных» 58
2.2.1. Урок 2. Мир растений и мир животных 58
2.2.2. Методический комментарий к уроку 2 63
2.3. Лексическая тема «Растение и его части» 65
2.3.1. Урок3. Растение и его части 65
2.3.2 Методический комментарий к уроку 3 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ЛИТЕРАТУРА 78


Русский язык - один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, он входит в число наиболее распространённых языков мира и является шестым по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.
В настоящее время продолжает возрастать интерес иностранных граждан к российскому высшему образованию, в связи с чем изучение русского языка для многих студентов становится не самоцелью, а средством овладения специальностью, что ставит перед методикой обучения русскому языку как иностранному новые задачи.
С середины 2000-х гг. в издательствах различных российских университетов активно публикуются пособия по научному стилю речи, языку специальности для студентов технического, гуманитарного, естественно-научного профилей . В данной работе уделено внимание последнему из перечисленных. В существующих учебно-методических медико-биологическим направлением, пособия ориентированы в основном на подготовку абитуриентов медицинских вузов, что связано с востребованностью у иностранных граждан образования по данной специальности ещё со времён СССР
В последнее время расширяется и круг интернациональных российских университетов, и перечень естественнонаучных специальностей, привлекающих иностранных студентов. С этим связана актуальность данного исследования: требуется, во-первых, исследовать особенности подсистем русского языка, связанных с различными специальными и профессиональным сферами, что в данной работе осуществлено на материале специальной ботанической лексики; во-вторых, разработать учебные материалы для иностранных студентов с опорой на объективные свойства соответствующей специальной подсистемы языка; в-третьих, обеспечить студентов способами и приёмами самостоятельного изучения языка специальности, что является ключевым компонентом успешного овладения ею на неродном языке.
Особый интерес при обучении языку специальности студентов естественнонаучного профиля представляют образные ботанические термины, с которыми студенты, безусловно, столкнутся при изучении разделов ботаники. Значительная доля данной специальной лексики обладает свойством образности и метафорической внутренней формой, что, с одной стороны, вводит указанный класс слов в сферу языковых универсалий, а с другой стороны - определяет его лингвометодический потенциал.
Например, метафорической внутренней формой обладает название цветка «фиалка трёхцветная» в русском, китайском, английском, испанском языках. В русском языке название «анютины глазки» показывает, что цветы похожи на глазки, глаза. В китайском языке « ВД ^ ^ » - цветок, по форме похожий на бабочку. В английском языке «heatsease» - от «heat’s ease» - лёгкость сердца. В испанском языке «No me olvides» - цветок «не забывай меня».
Объектом исследования является образная специальная лексика науки ботаники.
Предметом исследования является роль свойства образности слов в преподавании языка специальности (РКИ).
Цель данной работы заключается в определении лингводидактического потенциала специальной образной ботанической лексики на базе мотивационного анализа. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Определить теоретические посылки исследования на основе изученных научных трудов по лексикологии, мотивологии, лексической теории образности, методике обучения РКИ.
2) Отобрать лексический материал - образные ботанические термины - приёмом сплошной выборки из словаря О.А. Коровкина «Анатомия и морфология высших растений» (М., 2007) . 
4) Разработать комплекс учебных заданий для студентов подготовительного факультета естественнонаучного профиля подготовки и студентов младших курсов Биологического института ТГУ, направленный на формирование навыков работы с образной специальной лексикой.
Научная новизна исследования: 1) впервые проанализирована метафорическая внутренняя форма группы ботанических терминов; 2) выявлены разряды изученной образной ботанической лексики в зависимости от сферы-источника метафорического переноса; 3) описан лингводидактический потенциал свойства образности слов и конкретные приёмы его использования при обучении языку специальности.
Материалом исследования послужили образные ботанические термины, их лексические и структурные мотиваторы (128 лексических единиц), словарные статьи словаря специальной лексики, толковых словарей русского языка (около 150 словарных статей).
Методология исследования основана на сочетании приёмов следующих методов:
1) метод структурно-семантического анализа применялся при анализе внутренней формы слова;
2) метод компонентного анализа - при исследовании прямого и переносного значения терминов;
3) сопоставительный метод - при описании свойств образности и мотивированности специальной ботанической лексики;
4) функциональный метод был использован для определения роли лексического свойства образности в процессе преподавания РКИ;
5) метод педагогического моделирования применялся при разработке учебных заданий и их структурировании в виде тематических уроков.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем: описана метафорическая внутренняя форма группы ботанических терминов, определены сферы-источники метафорического переноса, характерные для данной лексики; выявлен методический потенциал свойства образности терминологической лексики в преподавании языка специальности (РКИ); представлены приёмы работы с ключевыми лингвистическими характеристиками - образностью и мотивированностью - терминологии отдельной области знаний (на примере ботаники) в рамках курса РКИ для студентов неязыкового факультета.
Практическое значение исследования связано с содержанием второй главы работы, в которой представлены учебные задания для студентов, владеющих русским языком на уровне А1 - А2. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть приняты к сведению практикующими преподавателями русского языка как иностранного, а также применяться в учебных дисциплинах и спецкурсах, адресованных студентам-филологам.
Структура работы: диссертационное сочинение состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное диссертационное исследование посвящено одному аспекту лексической теории образности, связанному с методикой преподавания РКИ, а именно - русского как языка специальности.
Процесс глобализации, в который в настоящее время включён весь мир, активно влияет и на российское образование. Все больше иностранцев приезжают обучаться в университетах России, расширяется и список интернациональных вузов, и перечень специальностей, привлекающих иностранных студентов (не только медицинских и инженерных, как это было в Советском Союзе). По этой причине, начиная с этапа довузовской подготовки, в программу обучения иностранных студентов повсеместно вводятся курсы по языку специальности, научному стилю речи, профессиональному русскому языку.
Особое внимание на данных занятиях обращается на специальную лексику и терминологию, методы и приёмы обучения которой во многом зависят от лингвистических характеристик терминосистемы конкретной области знаний. Важной характеристикой терминологии науки ботаники является наличие большого количества образных терминов.
Необходимость продуманной работы преподавателя РКИ с образной специальной лексикой обусловлена, во-первых, сложностью её освоения:
- многие термины имеют переносное значение, являясь при этом либо вторичными номинациями (языковыми метафорами), либо собственно-образными словами, двуплановую семантику которых иностранному студенту сложно воспринять и осознать;
- форма специального термина нередко совпадает с общеупотребительным словом, поэтому трудно найти верный перевод;
- в родном языке студента наименование растения или его части может иметь иную сферу-источник метафоризации и символ метафоры;
- отсутствуют или малодоступны двуязычные словари специальной лексики.
Во-вторых, образные слова составляют значительную долю ботанической терминологии. Верные приёмы введения данного лексического материала в практику преподавания языка специальности позволит организовать не только восприятие и запоминание специальных слов и терминов, но и добиться понимания их системных связей, когнитивного потенциала.
С целью дальнейшего лингвометодического применения были проанализированы ботанические термины и их мотиваторы (всего 128 лексических единиц) в аспекте образности и мотивированности. Большая часть материала относится к разряду языковых метафор.
Выявлено, что форма растений и их частей в подавляющем большинстве случаев составляет номинационные признаки образных ботанических терминов и выражается с помощью метафорической внутренней формы слова опосредованно, путём сравнения референта с предметами и явлениями таких понятийных сфер, как мир человека (антропоморфизмы), мир животных (зооморфизмы), предметный мир артефактов (артефактоморфизмы).
При обучении языку специальности студентов естественнонаучного профиля (в рамках пропедевтического модуля РКИ по дисциплине «Ботаника», уровень владения языком А1-А2) опора на лексическое свойство образности (и, как следствие, мотивированности) терминов является эффективной на всех этапах лексической работы.
На первом этапе введение в лексикон студентов образных мотивированных ботанических терминов, их предъявление и беспереводная семантизация с опорой на внутреннюю форму и мотивационные связи служат решению нескольких задач:
а) устанавливается непосредственная связь нового слова с обозначаемым предметом или явлением без обращения к родному языку студента, что особенно важно при работе с часто встречающимися в ботанической терминологии образными словами, содержащими национально-культурный компонент в двуплановой семантике;
б) слово предстает вкупе со своими системными мотивационными связями, охватывающими до 90% лексики русского языка и наиболее часто актуализирующимися в речи.
На этапе усвоения новой лексики первые краткие определения терминов, базирующиеся на их мотивационном значении, становятся основой заданий, направленных на развитие навыков продуктивных видов речевой деятельности; усвоение слова происходит в контексте (на данном этапе - минимальном), ориентированном на учебно-профессиональную коммуникацию.
Для запоминании лексики задействуются зрительный и слуховой каналы восприятия, а также способности к анализу и систематизации сведений о единицах изучаемого языка, которые в большинстве своем проявляют студенты естественнонаучного профиля обучения. Осознание формально-семантических связей терминов (с общеупотребительными и специальными единицами) в лексический системе способствует закреплению лексики в памяти и переводу её в активный словарный запас, что повышает мотивацию студентов к изучению русского языка (реализуется методический принцип сознательности при обучении РКИ).
Наиболее подробно в работе рассмотрены такие приёмы обучения иностранному языку, как визуализация и беспереводная семантизация, актуальные при работе с образной лексикой.
Визуализация предполагает широкое привлечение в качестве дидактических материалов визуальных средств: иллюстраций, атласов, слайдов презентаций, видеозарисовок. Данный приём применяется и в процессе презентации новой лексики, и при построении заданий фонетической, грамматической, речевой направленности с привлечением номинационных признаков растений и их частей.
Беспереводная семантизация включает: а) использование наглядных средств, обеспечивающих понимание и прямого, и переносного значения метафорической номинации; б) краткое толкование с опорой на внутреннюю форму слова; в) пояснение основания метафорической внутренней формы.
Привлечение образной специальной лексики в качестве материала для фонетических, грамматических упражнений, при обучении различным видам речевой деятельности было реализовано в виде комплекса учебных заданий для студентов естественно-научного профиля подготовки. Смоделировано три раздела (урока), охватывающие лексические темы «Виды соцветий», «Мир растений и мир животных», «Растения и их части».
В разработанных материалах акцентированы приёмы работы с образными терминами. Задания, включённые в уроки, могут применяться в аудитории или распределяться между аудиторной и самостоятельной работой студентов (на усмотрение преподавателя курса). Возможно использование отдельных заданий в рамках дисциплин «Научный стиль речи» или «Язык специальности».
Таким образом, лексическое свойство образности - это одна из неотъемлемых характеристик русской ботанической терминологии. Освоение образных слов при изучении языка специальности представляет собой задачу повышенной сложности и имеет особую ценность, поскольку раскрывает перед будущим специалистом структурно-семантические связи терминов и традиционные в данной области научного знания способы метафорической номинации растений и их частей.
Образные термины составляют значительную долю специальной ботанической лексики и обладают большим лингвометодическим потенциалом. При обучении языку специальности студентов естественнонаучного профиля предлагается учитывать лексическое свойство образности терминов как типичное для русской ботанической терминологии.



1. Азарина Л.Е. Игры на уроках РКИ / Л. Е. Азарина // Вестник ЦМО МГУ - 2009. -№3. - С. 102-109.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009.-448 с.
3. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб., 1999. - 472 с.
4. Акишина А.А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. - М., 2002. - 256 с.
5. Антипов А.Г Актуальные направления русского словообразования // Актуальные проблемы современного словообразования: Труды междунар. науч. конф. (Кемерово, 1-3 июля 2005 г.). - Томск, 2006. - С.13-17.
6. Аркадьева Э. В. Лексика в практическом курсе русского языка / Э.В. Аркадьева, ГВ. Горбаневская, Н.Д. Кирсанова // Живая методика: для преподавателя русского языка как иностранного. - М.: Рус. язык. Курсы, 2005. - С. 180-246.
7. Аркадьева Т.Г. Формально-структурные и семантические характеристики и системные отношения деэгимологизированных слов русского языка / Т.Г. Аркадьева. - Л., 1990. - 371 с.
8. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского для иностранцев / А.Р. Арутюнов. -. М., 1990. - 168 с.
9. Бахтиярова Х.Ш. История методики преподавания русского языка как иностранного / Х.Ш. Бахтиярова, А.Н. Щукин. - Киев, 1988. - 176 с.
10. Белашова Е.А. Проблема внутренней формы слова в отечественном языкознании // Лексико-фамматические этюды по русскому языку. - Кишинев, 1981.-С. 3-13.
11. Белова А.К. Проблема мотивированности терминов (на материале русской и немецкой ботанической терминологии): Автореф. дисс. ... канд. филол. н. - Саратов, 1993. - 17 с.
12. Бельская Е.В. Внутренняя форма слова как средство выражения категории интенсивности (на материале говоров Среднего Приобья) // Изв. Том. политехн. ун-та. - 2003. -Т 36, № 4. - С. 151-157.
13. Бельская Е.В. К вопросу о мотивологическом подходе к исследованию лексической интенсивности // Актуальные проблемы русистики. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 5-10.
14. Блинова О. И. О мотивационном словаре диалекта // Вопросы лексикологии. -Новосибирск, 1977. - С. 95-103.
15. Блинова О.И. Описательная и сопоставительная мотивология // Лингвистика на исходе XX в.: итоги и перспективы: Тез. Междунар. конф. - Т 1. -М, 1995.-С. 156-163.
16. Бельская Е.В. О функциональном своеобразии внутренней формы интенсивов (на материале лексики Среднеобских говоров) // Juvenilia: Сб. студ. и асп. работ. - Томск, 2000. - С. 7-9.
17. Бельская Е.В. Роль внутренней формы в выражении семантики интенсивных лексических единиц (на материале «Полного словаря сибирского говора») // Проблемы лексикографии, мотивологии, дериватологии: Межвуз. Сб. ст. - Томск, 1998. - С. 125-132.
18. Белый В.В. Структурная и семантическая характеристика терминов в современном русском языке (на материале лингвистической терминологии): Автореф. дис. ... канд. филол. н. - М., 1982. - 24 с.
19. Беркетова З.В. Мотивационные связи в лексике современного русского языка // Филологические науки. 2000 № 1
20. Блинова О.И. Внутренняя форма слова и ее функции // Русистика сегодня. - М., 1995.-№2.-С.114-124
21. Блинова О.И. Лексическая мотивированность и некоторые проблемы региональной лексикологии // Вопросы изучения лексики русских народных говоров (диалектная лексика). - Томск, 1971. - С. 92-104.
22. Блинова О.И. Методы мотивологического исследования // Изв. Том. политехн. ун-та. - 2003. - Т. 306, № 4. - С. 148-151.
23. Блинова О.И. Мотивационная структура лингвистических терминов // Словообразовательная номинация в терминосистемах и норме. - Владивосток, 1987.-С. 48-53.
24. Блинова О.И. Мотивационная форма и мотивационное значение // Межвуз. науч. конф. «Деривация и история языка»: Тез. докл. - Пермь, 1985. - С. 86-88.
25. Блинова О.И. Мотивационное значение слова // Актуальные вопросы русского словообразования. - Тюмень, 1984. - С. 3-8.
26. Блинова О.И. Мотивированность слова и функциональный аспект (на диалектном материале) // Русское слово в языке и речи. - Кемерово, 1976. - С.16-21.
27. Блинова О.И. Мотивология и её аспекты. 2-е изд., стер. / О.И. Блинова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - 394 с.
28. Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2003. - № 227. - С. 29-32.
29. Блинова О.И. Об одном случае проявления связи парадигматики и
синтагматики слова // Актуальные проблемы лексикологии: тезисы докладов IV лингв. конф. «Слово в языке, речи и тексте». 7-8 мая 1974 г. - Новосибирск,
1974.-С. 16-18.
30. Блинова О.И. Практикум по русской мотивологий / О.И. Блинова.. - Томск: ТГУ, 2011.-132с.
31. Блинова О.И. Русская мотивология: Учеб.-метод. пособие. - 3е изд., перераб. и доп. / О.И. Блинова. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 68с.
32. Блинова О.И. Семантизация мотивированных слов в аспектных словарях // «От слова к тексту»: Материалы докл. Междунар. науч. конф, Минск, 13-14 ноября 2000 г.: В 3 ч. Ч. 1. - Минск, 2000. - С. 8-10.
33. Блинова О.И. Словарь образных единиц сибирского говора / О.И. Блинова, М.А. Толстова, Е.А. Юрина; ред. О.И. Блиновой. - Томск: изд-во Том. ун-та, 2014. - С.7.
34. Блинова О.И. Словарь образных слов и выражений народного говора / О.И. Блинова, С.Э. Мартынова, Е.А. Юрина; ред. О.И. Блинова. 2-е изд., испр. и доп. -Томск, 2001.-308 с.
35. Блинова О.И. Словарь образных слов русского языка / О.И. Блинова, Е.А. Юрина - Томск: UFO-Plus, 2007. - 364 с.
36. Блинова О.И. Термин и его мотивированность // Терминология и культура речи.-М.,1981.-С. 28-37.
37. Блинова О.И. Типы мотивационных словарей // Лексическая и грамматическая семантика (на материале языков разных систем): Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск, 2003. - С. 5-15.
38. Блинова О.И. Фактор мотивированности и вариантность диалектного слова //Язык и общество: межвуз. науч. сб. - Саратов, 1974. -Вып. 3. - С. 144-154.
39. Блинова О.И. Явление мотивации слов: Лексикологический аспект / О.И. Блинова. - Изд. 2е, испр. и доп. - М. : Либроком, 2010. - 208 с.
40. Блинова О.И Явление мотивации слов: Лексикологический аспект: Учеб. пособие / О.И. Блинова. - Томск, 1984. - 192с.
41. Блинова О. И. Явление мотивации слов в лексикографическом аспекте // Теория языка и словари: Материалы всесоюз. науч. конф. - Кишинёв, 1988. - С. 137-141.
42. Блинова О.И. Явление мотивации как отражение лексических связей слов // Системные отношения на разных уровнях языка: Межвуз сб. науч. тр. - Новосибирск, 1988. - С. 71-77.
43. Блинова О.И. Явление мотивированности слов лексикологическом аспекте // Вопросы сибирской диалектологии. - Омск, 1976. Вып. 2. - С. 3-17.
44. Борисова Л.Н. Язык специальности. Медико-биологический профиль. Начальный этап / Л.Н. Борисова, Л.Л. Дубинина. - М.: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2017.-88 с.
45. Бурсина О.А. Особенности мотивированности специальной лексики //
Молодой ученый. 2015. - №8. - С. 1103 - 1106. - URL:
https://moluch.ru/archive/88/17421/(дата обращения: 25.11.2018).
46. Быкова О.П. О некоторых особенностях обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в условиях отсутствия русской языковой среды // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. - Сер. Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 164-170.
47. Вальченко И.В. Введение в общую биологию. Учебное пособие для ин остранных студентов подготовительного отделения / И.В. Вальченко, Н.Л. Семянникова, Л.А. Копиевская. - Харьков: Харьковский национальный ун иверситет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова (ХНУГХ), 2017. - 70 с.
48. Ван Ди. Роль мотивационно связанных слов в освоении русского языка как иностранного (на материале научного текста) // Сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Томск, 24-26 апр. 2013 г.) - Томск, 2013.-С. 166-168.
49. Варина В.Г. Лексическая семантика и внутренняя форма языковых единиц // Принципы и методы семантических исследований. - М.: Наука, 1976. - С. 233-244.
50. Вендина Т.И. Языковое сознание и методы его исследования // Вести МГУ - Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 1999. - №4. - С. 15-32.
51. Верма К.С. Пособие по русскому языку / К.С. Верма. - Нью-Дели, 2003. - 200 с.
52. Волкова О.Н. Научный стиль речи. Вводный курс (медико-биологический профиль) / Волкова О.Н., Голованенко Е. А., Дегтярёва Т.О., Клипатская Ю. А., Шевцова А. В. - Учебное пособие. - Сумы: СумГУ, 2016. - 125 с.
53. Гарганеева К.В. Явление мотивации слов в социо-возрастном аспекте: Дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 1999. -24 с.
54. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
55. Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения: Учеб. пособие / Д.Б. Гудков. - М.: Изд-во Московского Университета, 2000. - 120 с.
56. Глотова Н.Б. Сематизация мотивированных слов носителями языка: Автореф. дис. ... канд филол. наук. - Кемерово, 2003. - 184 с.
57. Голев Н.Д. Динамический аспект лексической мотивации / Н.Д. Голев. под ред. О. И. Блиновой ; Алт. гос. ун-т. - Томск : Издательство Томского уни верситета, 1989. - 252 с.
58. Голев Н.Д. К вопросу о семантическом расстоянии между словами, связанными мотивационными отношениями // Семантическая структура слова: Сб. науч. тр. - Кемерово, 1984. - С. 17-27.
59. Голев Н.Д. Лингвистический статус и некоторые особенности функционирования мотивированных единиц русскою языка // Номинативные единицы языка и их функционирование: Межвуз. сб. науч. тр. - Кемерово, 1987.-С. 105-115.
60. Голев Н.Д. Мотивационные ассоциации русских лексем, их изучение и лексикографическое описание //Актуальные проблемы русистики : сб. стате й / под ред. Т А. Демешкиной. - Томск : Изд-во Томского университета, 2000. - С. 149-158.
61. Голев Н.Д. Суггестивное функционирование внутренней формы слона в аспекте ее взаимоотношений с языковым сознанием // Языковые единицы в семантическом и лексикографическом аспектах / под ред. Н.А. Лукьяновой. - Новосибирск, 1998. - С. 9-20.
62. Голев Н.Д. Функции мотивизации и народная этимология // Вопросы языка и его истории. -Томск, 1972. - С. 38-47.
63. Гу Жунпин. Роль мотивационного значения слов в изучении русского языка как иностранного.) // Сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Томск, 24-26 апр. 2013 г.) - Томск, 2013. - С. 196 -198.
64. Гринберг С.А. Русский язык как иностранный: биологический профиль. Методические рекомендации / С.А. Гринберг. - Витебск: Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, 2015. - 48 с.
65. Дворкина Е.А. Язык для специальных целей: РКИ в модуле обучения по направлению 080100-экономика // Вестник ИрГТУ - 2014. - № 8(91) 2014. - С. 228 - 232.
66. Демешкина Т.А. Смысловые отношения мотивационно связанных слов и средства их выражения / Т.А. Демешкина. - Томск, 1991. - 28с.
67. Демешкина Т.А. Средства выражения смысловых отношений мотивационно связанных слов // Системные отношения на разных уровнях языка. - Новосибирск, 1988. - С. 78-82.
68. Дроздович М.Н. Этимологический словарь как источник изучения функ ций внутренней формы слова // Актуальные проблемы дериватологии, моти вологии, лексикографии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - С. 63 - 65.
69. Еремина В.В. Русский язык: книга для чтения по научному стилю речи медико-биологического профиля (довузовский этап обучения иностранцев) / В.В. Ерёмина, О.С. Ерёмина. - Волгоград: ВолгГТУ, 2016. - 64 с.
70. Жакупова А.Д. Русская мотивология: этапы становления. К 80-летию проф.
О. И. Блиновой // IV Междунар. конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность»: Труды и материалы. - Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, филол. ф-т, 20-23 марта 2010 г. - М., 2010.
- С. 366-367
71. Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2009. - 336 с.
72. Журавлев А.П. Типы значений слова и их мотивированность// Проблем ы мотивированности языкового знака: Сб. ст./ Калинингр. гос. ун-т.- Кали нинград, 1976. - вып. 3. - С. 20-25.
73. Иванникова Е.А О роли мотивированности значения в синонимических отношениях слов // Лексическая синонимия. - М.,1967. - С. 104-121
74. Капитонова Т.И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т.И. Капитонова, Л.В. Московкин. - СПб.: Златоуст, 2006. - 360 с.
75. Капитонова Т.И. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / Т.И. Капитонова, Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. - М.: Русский язык. Курсы, 3-е изд. 2014. - 312 с.
76. Капитонова Т.И. Современные методы обучения русскому языку как иностранному / И. Капитонова, А.Н. Щукин. - М., 1987. - 232 с.
77. Кишкевич Е.В. Всё начинается с клетки. Готовимся изучать биологию. Учебное пособие для иностранных слушателей / Е.В. Кишкевич, Л.Н. Януш. - Минск.: БГУ, 2005. -154 с.
78. Ковалёва А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ // Вестник ВГУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 2. - С. 231- 233.
79. Кодухов В.И. Русский язык как иностранный: учебное пособие / В.И. Кодухов - Л.: ЛГУ, 1985. - 64 с.
80. Козлова И.Е. Специфика явления мотивации слов в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 1999а. -21 с.
81. Копыткова Т.Г. Кругозор. Учебное пособие по научному стилю речи для иностранных учащихся подготовительных факультетов (медико-биологический профиль) / Т.Г. Копыткова, В.В. Рубцова. - Харьков: ХНАДУ, 2006. - 183 с.
82. Коровкин О.А. Анатомия и морфология высших растений / О.А. Коровкин. -Дрофа, 2007.-268 с.
83. Курышева М.В. Мотивированность слова и лексические процессы. Метод. пособие в дополнение к спецкурсу «Явление мотивации слов» / М.В. Курышева. - Томск, 1989а. - 25 с.
84. Лаптёнок Г.В. Особенности семантизации лексики на начальном этапе обучения // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 8: в 2 ч. Ч. 1. Минск: «Белорусский Дом печати», 2014. - С.186 - 190.
85. Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие / C. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик. - Минск, 2011.-309 с.
86. Русский язык как иностранный: типовая учебная программа для иностранных слушателей подготовительных факультетов и отделений высших учебных заведений / С.И. Лебединский и др. - Минск: БГУ, 2006. - 424 с.
87. Леонтьева Д.В. Биология. Вводный курс. Учебное пособие / Д.В. Леонтьева.-Ростов-на-Дону: Донской Гос. техн. ун-т, 2015. - 152 с.
88. Лисачук Л.Н. Основы естествознания. Практические работы. Учебное пособие / Л.Н. Лисачук, Н.Л. Семянникова, Р.В. Кривобок. - Харьков: Нац. техн. ун-т "Харьковский политехнический институт" (НТУ "ХПИ"), 2016. - 171 с.
89. Лукьянова Н.А., Черемисина М.И. Образность как характеристика значения слова // Синтаксическая и лексическая семантика. - Новосибирск, 1986. С. 258-265.
90. Лю Айвэй. Роль мотивированных слов в освоении чтения художественного текста на уроках русского языка как иностранного. // сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Томск, 24-26 апр. 2013 г.) - Томск, 2013.-С. 242-244.
91. Мазур Л.М. Русский язык. Научный стиль речи (на материале биологии). Учебно-методическое издание / Л.М. Мазур, О.М. Шаульская. - Киев: КНУСА, 2002, - 16 с.
92. Маркина Е.И. Лингводидактические основы разработки лексических минимумов по русскому языку как иностранному: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011.-235 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ