Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание медиаконтента по музыкальной терапии для паблика в соцсетях (на материале онлайн-ресурса для взрослой аудитории

Работа №192415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама & PR

Объем работы116
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 7
Глава 1. Особенности проектирования медиаконтента по музыкотерапии. 16
1.1 Виды и формы медиаконтента 16
1.2 Музыкальная терапия: цели, задачи, виды, методы и приемы 20
1.3 Анализ медиаконтента онлайн-ресурсов по музыкальной терапии 24
1.4 Принципы проектирования медиаконтента по музыкотерапии и
изучению музыки для взрослых 30
Глава 2. Паблик в социальных сетях 34
2.1. Специфика паблика, его отличие от других онлайн-ресурсов 34
2.2 Целевая аудитория паблика по музыкотерапии 38
2.3 Технология создания паблика 56
2.4 Выбор площадки для размещения паблика 58
Глава 3. Проектная часть. Создание медиаконтента по музыкальной
терапии для паблика в социальной сети ВКонтакте 63
3.1 Поисково-аналитический этап 63
3.2 Практический этап 67
3.2.1 Процесс создания контента 67
3.2.2 Техническая реализация и инструменты вовлечения 69
3.2.3 Модерация и обратная связь 69
3.2.4 Анализ эффективности и инструменты аналитики 69
3.2.5 Проблемы и пути их решения 70
3.3 Разработка контент-стратегии по продвижению паблика по
музыкотерапии в соцсетях 71
3.4 Анализ проектной деятельности и продукта 73
3.4.1 Обоснование проектной деятельности 74
3.4.2. Специфика продукта. Паблик как синтетический медийный формат.
75
3.4.3. Анализ целевой аудитории и контент-стратегии 75
3.4.4. Технологические и содержательные принципы проектирования 76
Заключение 79
Список источников и использованной литературы 83
Приложение 1 91
Приложение 2 97
Приложение 3 112


Современные граждане России подвержены высокому стрессу из-за множества факторов. Стремительное развитие технологий и постоянное растущее количество информации создают у человека ощущение упущенного времени и необходимости быть в курсе текущих событий, новостей и трендов. Высокая конкуренция на рынке труда требует постоянного развития в выбранной сфере деятельности, что часто вызывает тревогу и чувство неуверенности в завтрашнем дне. Перенаселение мегаполисов, куда стремится большая часть населения страны, также негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека, вынуждая его постоянно находиться в окружении большого числа других людей и получать много лишней информации. Дополнительно к этому, в интернет-пространстве и социальных сетях через воздействие «глянцевого» контента у людей часто возникает иллюзия идеальной жизни, которой живут другие пользователи, давая человеку повод почувствовать себя неполноценным. По данным ВЦИОМ, за 2022 год «стрессовые ситуации переживали больше половины россиян - 57%, из них 26% сталкивались со стрессом несколько раз в месяц. С возрастом устойчивость перед жизненными вызовами возрастает, если среди молодежи испытывали стресс 79%, то в старшей возрастной группе показатель ниже почти в два раза - 42%. Кроме возраста, к факторам стресса относятся плохое материальное положение (72%), урбанизированность (жители Москвы, Санкт-Петербурга испытывали стресс в 68% случаев) и активное потребление интернета (70%). Женщины говорят о стрессе на 9 п.п. чаще, чем мужчины (61% и 52% соответственно) ».
Все вышеперечисленные факторы могут приводить к хронически тревожному состоянию и негативно сказываться на психическом и физическом здоровье человека. На 2022 год, по данным ВЦИОМ лишь «7% россиян обращались за квалифицированной помощью к специалистам (психологам, психотерапевтам и т.д.). Чаще других посещали таких специалистов молодые люди 18-24 лет (15%) и 35-44-летние (11%). Смотреть видео по психологии в этом году стали чаще 6% россиян, но среди 18-24 летних - 23%, каждый четвертый-пятый» .
Борьба со стрессом является одним из основных способов профилактики, сохранения и поддержания психического здоровья человека. Этот фактор во многом обуславливает актуальность данного исследования, направленного на создание паблика, посвященного музыке как средству арт- терапии.
Актуальность темы связана также с активным развитием цифровых технологий и их интеграцией в сферу психологического здоровья и саморазвития. Музыкотерапия как направление арт-терапии обладает доказанной эффективностью в улучшении эмоционального состояния, снижении стресса и развитии когнитивных способностей. Однако качественные русскоязычные ресурсы по этой теме остаются малочисленными и часто не отвечают потребностям современной аудитории. Многие существующие онлайн-платформы сталкиваются с проблемами недостаточной уникальности контента, чрезмерной коммерциализации или слабой интерактивности, что снижает их просветительскую и терапевтическую ценность.
Социальные сети, особенно ВКонтакте, предлагают широкие возможности для распространения медиаконтента благодаря сочетанию массовой коммуникации, персонализации и социального взаимодействия. Создание специализированного паблика может не только заполнить существующий пробел, но и будет способствовать формированию активного сообщества, ориентированного на взаимопомощь и практическое применение терапевтических методик музыкотерапии.
В данном исследовании музыкотерапия рассматривается через призму медиаконтента, вопросы видов и форматов которого рассматриваются М.М. Лукиной в учебном пособии «Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов» , Д.В. Соловьевым, А.Н. Булыгиной, П.А. Семеновой, А.С. Шевцовой в статье «Стратегический подход к разработке медиаконтента бренда» , К.А. Онуприенко в учебном пособии «Новые медиаформаты: учебное пособие» , Г.В. Лазутиной в статье «Жанр и формат в терминологии современной журналистики» , Л.А. Биткоым в статье «Дивный новый мир социальных сетей, или как публичные страницы убивают гражданскую журналистику и рождают нишевые сообщества» . Работы перечисленных авторов позволили комплексно подойти к анализу схожих по тематике сообществ и выработать основные подходы, ставшие основой для проектного этапа.
Теоретические аспекты создания и продвижения пабликов нашли отражение в работах А.О. Бурак, М.В. Пустовойтовой, Е.А. Шаповаловой «Создание и продвижение сообществ бренда на примере социальной сети ВКонтакте» , Я.Н. Симоновой «Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях» , Д.Д. Халиловой «Маркетинг в социальных сетях» , С.С. Стаценко «SMM-продвижение организации: имиджевый аспект» . Опора на эти источники позволила учесть все необходимые рекомендации при создании паблика «Музыка вместо таблеток» в социальной сети ВКонтакте.
В России вопросами психологического здоровья впервые озаботился М.В. Ломоносов в своей статье «О сохранении и размножении русского народа» . К середине XIX века в российской медицинской практике появился раздел «психиатрия», подразделом которого стало психическое здоровье, а именно психические заболевания. Одним из основоположников психиатрической школы в России считается И.М. Балинский , инициировавший в середине XIX века строительство городской психиатрической лечебницы. Развитие психиатрии как науки продолжил В.М. Бехтерев , ставший основоположником рефлексологии и патопсихологии и внесший существенный вклад в развитие концепции здоровой личности, как отмечают С.Г. Никифоров, З.Ф. Дудченко и Е.А. Доминяк. .
В настоящий момент, по словам Г.С. Никифорова, «психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области знания» . Это утверждение подкрепляется статистическими данными ВЦИОМ за 2022 год, приведенными в работе ранее. Однако люди, испытывающие стресс, но не обращающиеся за квалифицированной помощью к специалистам, все же стараются улучшить свое психологическое состояние, прибегая к полезным практикам. «С начала 2022 года треть россиян стали чаще общаться с друзьями и близкими (28%), особенно часто это стали делать молодые люди 18-24 лет (38%) и россияне 35¬44 лет (35%), а также женщины (31% vs. 24% у мужчин). Второй по популярности ответ - заниматься спортом, больше внимания физическим нагрузкам стали уделять 20% наших сограждан, преимущественно это молодежь до 35 лет (32-29%) и жители городов-миллионников (25%). Замыкает тройку привычек - просмотр телевизора, это стали делать чаще 16% россиян, и каждый третий среди аудитории старше 60 лет (31%). Среди неполезных привычек лидируют сидение в гаджетах и социальных сетях (по 13%), курение (11%) и прокрастинация (8%).
Интенсивность стресса негативно влияет на поведенческие практики. У тех, кто сталкивается со стрессом несколько раз в месяц и чаще, кроме общения (31%) и спорта (22%), в ТОП-5 вошли: сидеть в телефоне, гаджетах просто так (19%); курить (17%); сидеть в социальных сетях (16%). По 15% признались, что стали больше смотреть сериалы и откладывать решение текущих дел на крайний срок. Больше 10% в этой группе начали чаще принимать успокоительные препараты и смотреть видео по психологии (13- 12%)» .
Исходя из приведенных статистических данных ТОП-5 практик, помогающих справиться со стрессом у россиян, возглавляет список причин стресса «сидение в телефоне» (19%), что является наиболее очевидным путем к взаимодействию с потенциальными потребителями медиаконтента по музыкотерапии, являющейся эффективным инструментом, поддерживающим психологическое здоровье человека.
Сегодня направление музыкотерапии в России не имеет достаточного распространения и не является подтвержденной наукой, но существуют труды отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся вопросами влияния музыки на физическое и эмоциональное состояние человека. Так исследователи M. Agapaki, E.A. Pinkerton, E. Papatzikis в статье «Music and neuroscience research for mental health, cognition, and development: Ways forward» утверждают, что, несмотря на значительный потенциал музыки, текущее состояние исследований страдает от методологической слабости, ведущей к неоднозначным и часто не воспроизводимым результатам. Авторы призывают к более строгим, стандартизированным, прозрачным и комплексным исследованиям для установления достоверных причинно¬следственных связей между музыкой, нейропластичностью, психическим здоровьем и развитием человека. Данные выводы необходимо учитывать при создании медиаконтента. Т.Л. Оленская, А.А. Марченко, Л.Л. Шебеко, А.В. Врагов, Е.А. Марченко в свой научной статье «История и современные тенденции музыкотерапии» рассматривают использование музыки в качестве инструмента воздействия на психосоматическое состояние человека через призму истории. Г.О. Самсонова в статье «Музыкальная психотерапия в комплексе реабилитационных технологий: Опыт применения в отечественной и зарубежной практике» делает комплексный обзор современных направлений, методов и практик музыкальной психотерапии в зарубежной и отечественной медицинской практике.
И.А. Дроздова, Ю.В. Хайкина, К.М. Попова изучили влияние музыки на психику и эмоциональное состояние человека и описали результаты в статье «Влияние музыки на эмоциональное состояние человека» . Исследование примечательно тем, что авторы рассмотрели влияние различных музыкальных жанров, что может стать одной из опорных точек при создании медаконтента по музыкотерапии. В статье «Методологический подход в музыкальной терапии: модели и методы психотерапевтической работы» А.В. Феоктистова систематизирует теоретические основы музыкальной терапии, подчеркивая ее комплексный характер, объединяющий специфику музыкального воздействия с разнообразными психотерапевтическими моделями и методами. М.С. Сергеева в своей работе «Использование средств музыкальной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков» говорит о применении музыкальной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков. Исследователи Л.А. Рапацкая, Е.Ю. Тишина, Н.В. Семина в статье «Проблемы педагогической музыкотерапии как нового направления современной науки» рассматривают педагогическую музыкотерапию как новое научное направление на стыке педагогики, психологии и медицины, обосновывая необходимость выделения педагогической музыкотерапии в самостоятельную область науки. Результаты вышеописанных исследований необходимо учитывать при создании этического, не наносящего вред контента.
Все вышеназванные исследования рассматривают отдельные аспекты изучаемой нами проблемы и требуют обобщения, систематизации в использовании комплексного междисциплинарного подхода, интегрирующего разные области: медиалогию, психиатрию, педагогику, музыковедение и маркетинг.
Объектом исследования выступает медиаконтент по музыкальной терапии в социальных сетях, тогда как предметом является особенности его создания в формате паблика и продвижения в социальной сети ВКонтакте.
Основная цель исследования заключается в разработке и обосновании принципов создания и продвижения медиаконтента по музыкальной терапии для паблика в социальной сети ВКонтакте, направленного на удовлетворение потребностей пользователей в немедикаментозных способах психологической самопомощи и просвещения в данной области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать виды и форматы медиаконтента.
2. Выявить специфику музыкотерапии как одного из видов арт- терапии.
3. Проанализировать существующие онлайн-ресурсы по данной тематике.
4. Выделить принципы проектирования медиаконтента паблика в соцсети для взрослой аудитории.
5. Определить особенности паблика, его отличие от других онлайн- ресурсов.
6. Провести социологическое исследование (опрос) для составления портрета ЦА проекта.
7. Разработать пилотный проект медиаконтента паблика по музыкотерапии.
8. Составить и протестировать контент-стратегию по продвижению паблика по музыкотерапии в соцсети ВК.
Ключевая гипотеза предполагает исследование степени эффективности воздействия и востребованности контента по музыке как средства арт-терапии, представленного в медиаформате.
Научная новизна исследования проявляется в выявлении принципов проектирования и создания модели паблика по музыкотерапии, в которой объединены терапевтические, просветительские и коммуникативные функции, а также в разработке контент-стратегии по продвижению для данного онлайн-ресурса.
Практическая значимость исследования заключается в создании готового продукта — паблика «Музыка вместо таблеток», который может стать вспомогательным инструментом для улучшения психологического здоровья и эмоциональных состояний. Этот проект демонстрирует потенциал социальных сетей как платформ для распространения терапевтических и просветительских практик.
Методы исследования включают теоретический анализ научных источников, социологическое исследование (опрос) целевой аудитории, сравнение конкурентных ресурсов, SPACE-анализ конкурентов, обобщение полученных данных, проектный метод, примененный при создании тестового паблика.
Структура работы отвечает достижению поставленной цели и включает 3 главы, введение, заключение, список источников и приложение.
В первой главе «Особенности проектирования медиаконтента по музыкотерапии» анализируются виды и форматы медиаконтента, а также наполнение онлайн-ресурсов по музыкотерапии, рассматриваются цели, задачи, виды, методы и приемы музыкальной терапии, описываются принципы проектирования медиконтента по музыкальной терапии.
В второй главе «Паблик в социальных сетях» рассматриваются специфика паблика, его отличие от других онлайн-ресурсов, технология его создания, выбор площадки для размещения и целевая аудитория.
Третья глава «Создание медиаконтента по музыкальной терапии для паблика в соцсети ВК» является проектной частью выпускной квалификационной работы. В ней описываются поисково-аналитический и практический этапы работы над проектом паблика «Музыка вместо таблеток», а также разработка контент-стратегии по его продвижению и анализ проектной деятельности и продукта.
В заключении изложены ключевые обобщающие выводы по результатам проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было посвящено созданию паблика в соцсети ВКонтакте по музыкальной терапии. Его актуальность обусловлена растущим запросом аудитории на немедикаментозные способы борьбы со стрессом и на поддержание психологического здоровья с помощью музыки как одного из инструментов арт-терапии, а также активной интеграцией цифровых технологий в wellness-среду.
В первой части исследования были проанализированы виды медиаконтента, что позволило выделить наиболее подходящие для проектируемого паблика форматы, позволяющие привлечь подписчиков, удерживать их внимание и способствовать созданию активного сообщества в дальнейшем.
Определение целей, задач, видов, методов и приемов музыкотерапии дало возможность определить содержание медиаконтента паблика и его контент-стратегию. Была выделена необходимость сочетания методов и приемов для достижения устойчивого положительного результата.
Анализ медиаконтента онлайн-ресурсов по музыкотерапии позволил выявить его сильные и слабые стороны, его результаты показали недостаточную разработанность темы музыкотерапии в рунете. Для наиболее успешных онлайн-ресурсов оказалось характерным сочетание экспертного контента и интерактивных форматов, способствующих росту вовлеченности аудитории.
Рассмотрение различных аспектов специфики музыкотерапии позволило сформулировать основные принципы создания медиаконтента, включая необходимость научной доказанности, использования разнообразных форматов, обеспечения интерактивности и ориентации на потребности целевой аудитории.
Во второй части исследования были рассмотрены черты паблика, отличающие его от иных онлайн-ресурсов, и определена платформа для его создания - социальная сеть ВКонтакте как обладающая наиболее широким набором инструментов для интерактивного взаимодействия с целевой аудиторией по музыкотерапии. Основными характеристиками выступили гибридная функциональность, решающая терапевтические, просветительские и коммуникативные задачи, интерактивность и алгоритмическая персонализация контента. Анализ показал, что паблик, благодаря экосистеме, основанной на репостах и сторис, может трансформироваться в поддерживающую коллективную терапевтическую среду, что является важным моментом для реализации wellness-проекта.
Проведенное онлайн-анкетирование позволило создать портрет целевой аудитории, а также выявило полярность восприятия классической музыки. Также были установлены ключевые мотивы потребления контента по музыкотерапии, запрос на микроконтент (короткие видео) и персонализированные плейлисты, что определило стратегию для проектирования медиаконтента паблика.
Технологический процесс создания паблика включил в себя целеполагание, анализ ЦА и архитектуру контента. Установлено, что для успешной реализации проекта необходимо сочетание просветительских, коммуникативных и терапевтических функций паблика, сочетание мультимедийных форматов, а также разработка УТП, основанного на экспертном контенте, что позволит повысить вовлеченность аудитории.
Сравнительный анализ цифровых платформ обосновал выбор соцсетей ВКонтакте как оптимальной площадки для паблика благодаря ее высокому охвату и развитым инструментам монетизации. Также в ходе исследования был выявлен тренд перехода авторов на российские социальные сети, в частности ВКонтакте, и, как следствие, перераспределение рекламных бюджетов. Этот показатель подтверждает стратегическую устойчивость вышеуказанной социальной сети, необходимую для долгосрочного развития паблика по музыкотерапии.
В ходе поисково-аналитического этапа подтвердилась гипотеза о востребованности классической музыки как инструмента арт-терапии, при этом была выявлена необходимость преодоления когнитивных барьеров у респондентов, воспринимающих классику как сложный жанр. SPACE-анализ выявил высокую агрессивность монетизационных стратегий в нише, что дало основание для вывода о необходимости создания сбалансированной модели, сочетающей адаптированную научную обоснованность с интерактивными форматами. Результаты этапа легли в основу контент-стратегии паблика «Музыка вместо таблеток».
Практическая реализация паблика «Музыка вместо таблеток» показала потенциал эффективности сочетания просветительско-терапевтического (плейлисты с научными пояснениями) и развлекательно-вовлекающего (челленджи, обсуждения) аспектов контента.
Разработанная контент-стратегия соответствует цели исследования - созданию медиаконтента по музыкальной терапии, и объединяет в себе функциональные возможности платформы ВКонтакте, научную базу и потребности ЦА, обеспечивая просветительскую, терапевтическую и коммуникативную среду. Контент-стратегия включает в себя следующие принципы:
1. Адаптированность под целевую аудиторию. Учитываются ее предпочтения по форматам медиаконтента (короткие видео, плейлисты, подкатсы), и темам («Влияние музыки на эмоции», «Снятие стресса»).
2. Научная обоснованность и достоверность подаваемой информации. Использование ссылок на научные труды и мнения экспертов, регулярное обновление информации в соответствии с актуальными исследованиями.
3. Интерактивность и мультиформатность. Использование популярных и вовлекающих форматов (короткие вертикальные видео, подкасты, инфографика, статьи, челленджи), интерактивных элементов (опросы, обсуждения).
4. Системность и структурированность. Последовательное погружение в тему - от базовых теоретических знаний к практике, разделение контента на модули, навигация в паблике с помощью виджетов.
5. Эмоциональная и визуальная гармония. Визуальное оформление в спокойных пастельных тонах с использованием изображений природы, абстрактных образов, связанных с музыкой, для создания психологического комфорта. Позитивный тон публикаций.
6. Этичность и безопасность. Строгие правила модерации - запрет на оскорбления и триггерные темы. Рекомендации по обращению к специалистам в сложных случаях. Конфиденциальность при обсуждении личного опыта.
7. Сбалансированное сочетание бесплатного и платного контента. Основной контент бесплатный (статьи, плейлисты, челленджи), в перспективе платные услуги (персонализированные плейлисты, закрытые вебинары с экспертами, онлайн-курсы).
Проектная деятельность реализовала модель паблика, сочетающего функции медиаплатформы, терапевтического пространства и просветительского ресурса.
Практическая часть работы подтвердила жизнеспособность паблика как гибридного формата для использования музыки как инструмента арт- терапии. Стало возможным создание интерактивной среды, позволяющей перейти от пассивного потребления контента к практике коллективной психологической поддержки. Перспективами дальнейшего развития проекта может стать углубление персонализации контента и интеграция инструментов аналитики для измерения терапевтической эффективности.



1. Google Forms [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.Com/forms/d/1LvBqAFXQdLnOhnkLGKvfkq3zjP5tOb1 YQ5TsiRmHs5o/edit (дата обращения: 23.05.2025).
2. Блог в Дзене «Милосердие.™». [Электронный ресурс]. URL:
https://dzen.ru/miloserdie.ru (дата обращения: 17.04.2025).
3. Для работы // Яндекс.Музыка. [Электронный ресурс]. URL:
https://music.yandex.ru/playlists/0c062232-a17e-30c2-6380-c65ff891a947 (дата обращения: 16.04.2025).
4. Иматон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imaton.ru/ (дата обращения 18.04.2025).
5. Музыка для концентрации // Яндекс.Музыка. [Электронный ресурс].
URL: https://music.yandex.ru/album/5041881 (дата обращения:
16.04.2025).
6. Музыка для релаксации // Яндекс.Музыка. [Электронный ресурс]. URL: https://music.yandex.ru/artist/4944337 (дата обращения: 15.04.2025).
7. Музыка для релаксации // Яндекс.Музыка. [Электронный ресурс]. URL: https://music.yandex.ru/artist/21997339 (дата обращения: 15.04.2025).
8. Музыка для снятия стресса // Яндекс.Музыка. [Электронный ресурс].
URL: https://music.yandex.ru/album/9525645/track/61190892 (дата
обращения: 15.04.2025).
9. Национальный центральный институт развития дополнительного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://ncrdo.ru/ (дата обращения: 18.04.2025).
10. Сообщество ВКонтакте «Ассоциация музыкальных терапевтов АМПП». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/amppru (дата обращения 18.04.2025)
11. Сообщество ВКонтакте «Международная школа арт-терапии».
[Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/artterapiamsk (дата
обращения 17.04.2025).
12. Сообщество ВКонтакте «МузТерапевт.Ру - Проект Алисы Апрелевой, PhD». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/muzterapevtru (дата обращения 17.04.2025).
13. Сообщество ВКонтакте «Музыка вместо таблеток». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club230599428?from=groups (дата обращения: 24.05.2025).
14. Сообщество ВКонтакте «Музыкальная терапия, Музыкотерапия, Вокалотерапия». [Электронный ресурс]. URL: vk.com/vokaloterapiya (дата обращения 18.04.2025).
15. Сообщество ВКонтакте «Музыкотерапия с Татьяной Ганиевой». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/onlineschoolmusic (дата обращения 18.04.2025)... 65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ