ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА МЕСТО ВЫШИВКИ В ДЕКОРИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ И ПРЕДМЕТОВ БЫТА. 7
1.1 Традиционный и городской костюм 11
1.1.1 Мужской костюм 15
1.1.2 Женский костюм 18
1.2 Декорированные вышивкой предметы быта 22
1.2.1 Полотен и столовый текстиль 23
1.2.2. Декор предметов интерьера 25
2. ГЛАВА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫШИТЫХ ИЗДЕЛИЙ В СОБРАНИИ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ М.Б. ШАТИЛОВА 27
2.1. Анализ полноты вышитых предметов представленных в собрании ТОКМ им. М.Б. Шатилова (по учетным документам)
2.2 Анализ музейных экспозиций и культурно образовательных программ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А СХЕМЫ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ РУБАХ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ОПИСАНИЕ СОБРАНИЯ ВЫШИТЫХ ИЗДЕЛИЙ ТОКМ ИМ М.Б. ШАТИЛОВА 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В ФОТОГРАФИИ ВЫСТОВОЧНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ «ЖИЛИ ДА БЫЛИ» И «СИБЯРИКИ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ» 89
Материальное и нематериальное наследие имеет не проходящее значение для народа. Ремесла и традиции декорирования являются неотъемлемой и важной частью культурного наследия, несут в себе представления о красоте, символику цвета, художественные образы. Вышивка является одним из древних и распространенных женских рукоделий, посредством которых, украшались дом и костюм. Женщины, владеющие этим мастерством, могли продемонстрировать свой вкус, статус, навыки, создать уникальные, но в тоже время традиционные, хранящие память предков, предметы. В музеях и других учреждениях культуры, в частных собраниях сохранилось огромное количество вышитых изделий, и эта часть культурного наследия пока изучена слабо. Недостаточное изучение данного вопроса, послужило одной из причин выбора темы исследования. Другой причиной интереса к собранию вышитых изделий в музеях г. Томска послужило опасение быстрого исчезновения предметов типичных ещё для периода XIX и XX вв., но уже редко встречающихся сейчас. Быстрое изменение жизненного уклада и изменение системы ценностей привело к обесцениванию предметов такого рода в быту современного человека.
Вместе с тем в последние десятилетия наблюдается оживление интереса к народной культуре, чему способствует и возрождение религиозных традиций. На этой волне оживился и интерес к традиционным народным промыслам и видам рукоделия, а также обрядовым предметам, сопровождавшим ранее значимые жизненные события, религиозные таинства, народные обряды. Это обстоятельство делает работу актуальной.
Объект изучения Собрание вышитых изделий Томского областного краеведческого музея. Собрание практически не описано и не опубликовано.
Предмет исследования: качественные и количественные характеристики собрания вышитых изделий представленных в фондах ТОКМ им М.Б. Шатилова.
Цель исследования: выявление культурного значения и потенциала данного собрания для Томской области и для краеведения в целом.
Задачи исследования:
- изучить полноту собрания вышитых изделий представленных в фондах данного музея (разнообразие предметов собрания, их типичность для региона и определенного времени, представленность разных декоративных техник вышивки и предметов из разных комплексов материальной культуры);
- оценить сохранность предметов собрания;
- выявить ценный опыт популяризации собрания;
- выявить новые возможностей изучения и популяризации.
Методы и подходы исследования: описательный метод использовался для характеристики отдельных предметов собрания, документации музея, техник вышивки и материалов; сравнительный метод был применен в исследовании для сопоставления разных предметов одного типа, для оценки сохранности предметов и музейной документации; метод включенного наблюдения был задействован во время мероприятия «Дни белорусской культуры в Томской области», которое проводилось при непосредственном участии коллектива Ветковского музея старообрядчества Белоруссии, организаторами которого были Автономная ассоциация Белорусов в Томской области и Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова. Автор выражает благодарность старшему научному сотруднику Лоскутовой Марине Геннадьевне за возможность участия в данном мероприятии и получение доступа к комплексу национального белорусского костюма. Удалось также наблюдать реакцию потомков переселенцев при соприкосновении с традиционной белорусской культурой. В входе подготовки публикации «Исследовательская работа с предметом декоративноприкладного искусства (на примере вышитого полотенца из собрания ТОКМ им. М.Б. Шатилова» был получен опыт сбора информации с помощью метода устной истории.
Источниковой базой данного труда являются научно-исследовательские работы представленные в списке литературы и посвященные обрядам, быту и одежде русского сибирского крестьянства и жителей сибирских городов. Значительная часть проработанной литературы посвящена русской народной вышивке. Среди данных работ можно выделить труды Г.С. Масловой, являющейся признанным ученым этнографом и крупным специалистом по традиционному костюму и русской вышивке. Ее монографии «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник» и «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в.», послужили основным источником для написания первой главы.
Вторая глава исследования построена на анализе учетной музейной документации и самих музейных предметов. Книги поступлений и научные паспорта - основные источники информации об экспонатах. Данные документы относятся к учетной документацией и составляют основу работы с предметами, поскольку в них содержаться основные данные об экспонате (время, место поступления в музей, предыдущая история данного предмета, а также сведения о предыдущих хозяевах предмета), и его описание (параметры предмета, характеристика материала из которого он изготовлен, характеристика технологии изготовления и декорирования данного предмета и его сохранность).
Были задействованы и изобразительные источники. Родственниками
Г.С. Душкиной были высланы две видеозаписи: одна из них передача о вышивке, вторая любительская запись ее рассказа о традициях сибирского села и рукоделии. Эти материалы послужили важным источником для понимания традиции применения вышивки как декора для разнообразных предметов. Также важную роль в написании данной работы сыграли труды Е.Ф Фурсовой и Н.Е. Грибановой. Е.Ф. Фурсова в своей монографии «Традиционная одежда русских крестьян старожилов Верхнего Приобья (конец XIX - начало XX вв.)» впервые выполнила монографическое исследование одежды русских сибиряков - крестьян Верхнего Приобья конца XIX - начала XX вв. Проведенный комплексный анализ позволил выявить территориальные, этнографические, конфессиональные особенности костюмов, тенденции их развития в различных этнокультурных группах. Наравне с предыдущем автором, Н.Е. Грибанова в своей монографии «Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX - начале XXI века» также провела комплексное изучение полотенца русского сельского населения Алтая, как значимого компонента культуры, наделенного широким спектром функций и высоким семиотическим статусом. Труды данных авторов важны тем, что они комплексно изучают предметы быта русского населения на территории к Томской Губернии, что повышает актуальность данных трудов для этого исследования.
В первой главе исследуется место вышивки в декорировании одежды и предметов быта. Поскольку разнообразные техники вышивки широко использовались для декора разноплановых изделий, которые представляют в своей совокупности довольно большой пласт предметов, то возникла необходимость в их классификации. Поэтому для лучшей наглядности, автор решил использовать классификацию по культурным комплексам. Вследствие чего образовались две группы предметов, которые входят в состав культурного комплекса традиционного и городского костюма, а также в отдельный культурный комплекс предметов быта крестьянского и городского домов.
Вторая глава посвящена культурологическому анализу вышитых изделий в собрании Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова. В первой части, которого идет выявление и описание непосредственно самого собрания с целью определения его полноты и разнообразия экспонатов входящих, в состав описанных в первой главе культурных комплексов. Во второй части данной главы идет анализ непосредственно экспозиционно-выставочного пространства и оценка разнообразия предметов декорированных вышивкой, которое задействовано в нем. И отдельно анализируются культурно-образовательные программы проводимые старшим научным сотрудником ТОКМ им М.Б. Шатилова Лоскутовой Мариной Геннадьевной для раскрытия тематики экспозиции и погружения посетителей в специфическую красоту русской традиционной культуры.
Также данная работа содержит три приложения: приложение 1 включает в себя схематические иллюстрации, показывающие особенности покроя и места нанесения вышивки на разные виды одежды по Беловинскому Л.В. В приложении 2 представлена классификация предметов содержащие вышитые элементы декора и объединенные в таблицы в соответствии с их типовой принадлежности. Приложение 3 содержит фотографии экспозиций музея.
В заключение работы необходимо отметить, что собрание вышитых изделий Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова является самым представительным и полным на территории Томской области. Сохранение этих экспонатов, неустойчивых к разным видам воздействий требует от коллектива музея больших трудовых и временных усилий и затрат. Усугубляли ситуацию и долговременное закрытие музея на ремонт, нехватка экспозиционных и фондовых помещений. Много времени и усилий занимает и создание учётной и научной документации, которое требует также широких знаний в области крестьянской и городской материальной культуры. Необходимо и знание истории вышивки, её техник. Следует отметить большой вклад сотрудников музея в сохранение этой части культурного наследия. Лично хотелось бы поблагодарить заведующую Научно-хранительским отделом ТОКМ им. М.Б. Шатилова, старшего научного сотрудника Плетнёву Наталью Юрьевну, старшего научного сотрудника Научно - исследовательского отдела Назаренко Татьяну Юрьевну за помощь и ценные советы в процессе работы с коллекцией. Особую благодарность автор выражает научному консультанту, оказавшему неоценимую помощь в работе над темой старшему научному сотруднику Культурно-образовательного отдела Лоскутовой Марине Геннадьевне.
Далее необходимо отметить, что собрание вышитых изделий ТОКМ им. М.Б. Шатилова является ценным комплексным источником по истории вышивки. Кроме того, эти группы экспонатов могут использоваться и для многих других направлений краеведческих исследований. Собрание является обширным и бесценным ресурсом для создания музейных экспозиций. Но, для реализации этих возможностей необходима большая работа с самим собранием. Опыт знакомства автора с собранием был достаточно кратковременным, но позволил понять, что предстоит большая работа по интерпретации и научному описанию данного собрания, которая потребует много времени и усилий.
Не смотря на то, что собрание является самым полным на территории Томской области, и комплекс костюма и комплекс жилища нуждаются в существенном пополнении. Признать достаточно представленными можно только несколько групп предметов, например, подзоры, вышитые картины, полотенца. Да и то разнообразие видов полотенец и почти полная неизученность этой части коллекции вызывает опасения, что некоторые виды полотенец могут отсутствовать. Нуждаются в существенном пополнении большинство групп вышитых предметов: накомодники, столовые принадлежности, занавески, скатерти и салфетки. Особенно нуждаются в пополнении единично представленные подушки-думки и чехлы для мебели.
Практически отсутствуют, украшенные вышивкой предметы женского и мужского городского костюма, а также аксессуары к ним. Хотя можно предполагать наличие таких предметов в фондах, но не заостренности внимания сотрудников музея на наличие на этих предметах элементов вышивки. Учитывая тот факт, что ТОКМ им. М.Б. Шатилова, территориально находящийся в губернском центре, городе с 400-летней историей не может не представлять городскую культуру, необходимо планомерное пополнение коллекции предметами из комплекса костюма, а в случае невозможности, необходимо создание современных копий старинных вещей.
Нуждается в существенном пополнении и часть коллекции, представляющая крестьянскую культуру. Не достаёт многих элементов крестьянского костюма, особенно женского и детского. Не стоит забывать, что музей представляет обширную область, многие районы которой имели культурные особенности. Приходится констатировать, что некоторые районы области почти не представлены вышитыми изделиями, в коллекциях музея, например, Каргасокский, Верхне- Кетский, Александровский. Наиболее полно представлен Асиновский район. Здесь нужно учитывать два важных обстоятельства. Определенное количество вышитых изделий может сохраняться в районных музеях, на местах. Второе обстоятельство заключается в том, что территориальная принадлежность многих экспонатов неизвестна. Пополнение коллекции тем более необходимо, если учитывать необходимость периодической замены экспонатов в экспозиции, для предотвращения «усталости» экспоната и далеко не полную сохранность вещей.
К сожалению за столь короткий период автору удалось познакомиться преимущественно с музейной документацией и удалось увидеть только небольшое количество подлинных предметов. Оценка полноты собрания в плане представленности разных техник вышивки традиционных для России и привнесённых из европейских стран на таком небольшом количестве материала была невозможной. Но проделать такую работу просто необходимо.
Во-первых, это прольёт свет на бытования вышивки в Томске и Томской губернии, позволит исследовать историю данного вида художественного ремесла в регионе. Во-вторых, нет оснований предполагать, что наиболее популярные техники декора обязательно отложились в собрании. Оценить распространение техник вышивки можно по женским журналам того времени, где рекламировались популярные фасоны одежды, а также предлагались схемы вышивок. Возможно, что некоторые техники вышивки могут быть представлены в собрании музея недостаточно и необходимо пополнение коллекции именно такими изделиями.
С огорчением приходится признать, что вышитые изделия по времени относятся в большей своей части ко второй половине XIX в. и XX в. Изделий первой половины XIX в. с точной датировкой очень мало, а более древнего времени просто нет. Отсутствие данных изделий, возможность приобретения которых сейчас маловероятна, придётся восполнять за счёт современных копий. Необходимо проводить планомерную работу и по пополнению коллекции вышитыми изделиями XX в., поскольку ситуация невозможности их приобретения может возникнуть очень быстро. На взгляд автора агитационная работа музея по мотивированию граждан города и области к дарению разнообразных предметов в музей явно недостаточна. Многие вещи, которые просто уничтожаются из-за того, что граждане не понимают их ценности, могли бы стать достойными экспонатами в коллекции вышитых изделий музея. И здесь очень важным условием является наличие у музея достаточного количества фондовых помещений, чтобы принять эти предметы на хранение.
Сохранность предметов коллекции не может быть оценена с полным оптимизмом. Не смотря на то, что сохранность довольно большого числа экспонатов указана как полная или хорошая, время играет не в их пользу. В силу своих особенностей экспонаты нуждаются в особом хранении. Особое внимание стоит уделить экспонатам с плохой и удовлетворительной сохранностью 104 предмета. Их необходимо изучать в первую очередь. В случае невозможности реставрации стоит подумать об изготовлении современных копий.
В музее также проходят интерактивные научно-образовательные программы, в ходе, которых посетители непосредственно соприкасаются с предметами народной культуры, которые декорированы элементами, выполненными в техниках ручной вышивки. Активное взаимодействие с предметом актуализирует у посетителей интерес к данному виду искусства.
В силу того, что развёрнутой исследовательской работы с собранием вышитых изделий ТОКМ им. М.Б. Шатилова ещё не проводилось, возможности его исследования и популяризации весьма широки и разнообразны. Возможно при подробном изучении собрания и знакомстве с самими предметами написание серии статей или даже сборника, посвященных истории вышивки в регионе. Важно изучение историй поступления вещей в музей и получение дополнительных сведений о дарителях и авторах работ. Особенно интересны сведения о тех, кто подарил не единичные предметы, а целые собрания вещей. Возможно, изучение этого вопроса приведёт к получению сведений о самих рукодельницах, изготовивших данные предметы и составлению более подробных историй вещей.
Велика необходимость создание современных копий, их создание тоже должно сопровождаться определённой исследовательской работой. Необходимо изучение вещей и в свете применения различных техник и материалов, что может пролить свет не только на отдельные сюжеты истории данного рукоделия, но и на социально-экономические закономерности жизни региона. Пока совсем не проводилось исследовательской работы по поиску аналогов музейным предметам в других регионах Сибири и России.
Популяризация собрания может заключаться как в демонстрации в выставочном пространстве отдельных предметов, желательно сопровождаемых возможно подробным их описанием, так и знакомство посетителей с искусством вышивки, техниками, приёмами реставрации и процессом изготовления современных копий на специально организованных мероприятиях (мастер-классы, музейные праздники). Возможно и создание видеосюжетов с подобной тематикой. Такая работа в музее уже имеет место, но её необходимо продолжать и активизировать.
Было бы очень желательно популяризировать информацию не только о собраниях музея, но и недостатке предметов, «белых пятнах» в коллекциях музея, объяснять людям ценность исторических предметов, мотивировать их на пожертвование вещей в коллекцию музея или предоставлению их на временные выставки. Предоставление гражданами изображений вещей из личных собраний, которые они не готовы передать в музейное пространство могло бы создать хорошую базу для исследовательской работы с коллекцией, но такой работы пока совершенно не ведётся. Возможно, что к такой работе можно было бы привлечь и студентов гуманитарных факультетов вузов города, укрепив тем самым связи образовательных и музейных учреждений.
В целом можно сделать заключение, что собрание вышитых предметов ТОКМ им. М.Б. Шатилова обладает большим исследовательским потенциалом не только для изучения истории такого рукоделия как вышивка, но и для изучения художественных предпочтений, цветовых пристрастий, излюбленных мотивов местных рукодельниц. Оно востребовано и для изучения быта сибирских крестьян и горожан. Данная коллекция имеет важное значение для подготовки музейных экспозиций и краеведческой работы.
1 Бардина П. Е. Жили да были: фольклор и обряды томских сибиряков / П.Е. Бардина - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1997. - 218 с.
2 Бардина П. Е. Быт русских сибиряков томского края / П.Е. Бардина изд-во Том. - ун-та. - Томск 1995. - 223 с.
3 Беловинский Л. В. Типология русского народного костюма/ Л. В. Беловинский //Традиционные промысли и ремесла альмонах. М., 1997. - Вып. 3. - с. 48 с
4 Бобринский, А. А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии / Гр. А.А. Бобринской. М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1902. - 12 с. (Из трудов Ярославского областного съезда 1901 года).
5 Богуславская И. Я. Русская народная вышивка/ И. Я. Богуславская изд-во Искусство М., 1972 - 42 с.
6 Демин В. Н. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. Ч. 1 / В. Н. Демин. - - М., : Ленанд, 2014. - Изд. 3-е. - 194 с.
7 Гончаров Ю. М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала ХХв. / Ю. Н. Гончаров. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. -384 с.
8 Гончаров Ю. М. Очерки истории городского быта дореволюционной Сибири : (середина XIX - начало XX в.) / Ю. М. Гончаров ; науч. ред. В. А. Скубневский. - Новосибирск : СовА, 2004. - 357 с.
9 Ворончихина О. Б. Традиционный орнамент. Текстиль выпуск - 1 / О. Б. Ворнчихина Е.В. Пестерев. - Екатеринбург: литературное агентство 1998. - 81 с.
10 Ворончихина О. Б. Традиционный орнамент. Текстиль выпуск - 2 / О. Б. Ворнчихина Е. В. Пестерев. - Екатеринбург: Свердловский областной дом фольклора 2003. - 129 с.
11 Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика : [учебное пособие] / Е. Г. Вакуленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 380 с.
12 Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? : Структура и смысл орнаментального образа / Авт. текста и сост. Ю. Я. Герчук; Худож. Е. Ю. Герчук; Фотогр. П. М. Раяк. - М. : Галарт, 1998. - 326, [2] с.: ил.- (Искусство: проблемы, история, практика)
13 Государственное учреждение культуры Ярославской области «Переславль- Залеский историко-рхитектурный и художественный музей-заповедник» [Электронный ресурс]. Электрон дан. Переславль-Залесский, 2014. URL http://museumpereslavl.ru (Дата обращения 15.06. 2019)
14 Грибанова Н. С. Способы орнаментации полотенец русского населения юга Западной Сибири / Н. С. Грибанова // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Вып. 7 : материалы международной научной конференции. Барнаул, 2008. Вып. 7. С. 395401.
15 Грибанова Н. С. Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX - начале XXI вв. / Н.С. Грибанова. - Барнаул ; АлтГПА, 2013 - 256 с.: ил....69