Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСИЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ КОМИССИИ ЕС НА ПРИМЕРЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ЕС

Работа №192393

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 13
1.1. Краткая характеристика предпосылок для интеграции энергетики ЕС 13
1.2. Комиссия ЕС как наднациональный орган власти 18
Глава 2 25
2.1. Первый этап реформ энергетического рынка ЕС 25
2.1.1. Первая электроэнергетическая директива 32
2.1.2. Первая газовая директива 33
2.2 Второй этап реформ энергетического рынка ЕС 35
2.2.1. Второй пакет мер в электроэнергетике 35
2.2.2. Второй пакет мер в газовой сфере 39
2.2.3. Итоги применения Первого и Второго энергетического пакета 42
2.3 Третий этап реформ энергетического рынка ЕС 45
2.3.1. Третий электроэнергетический пакет 47
2.3.2. Третий пакет мер в газовой сфере 56
Заключение 67
Список источников и литературы: 70

Европейский Союз является крупным и влиятельным актором современных международных отношений. Эффективно работающий энергетический сектор, необходимый для стабильного развития экономики Европейского Союза, находится в центре внимания многих исследователей и политиков уже долгое время. Принимая во внимание множество экономических и политических связей Европейского Союза и отдельных европейских стран, не удивительно, что самые разнообразные сферы политики этого крупного игрока на международной арене интересуют ученых-международников. Энергетическая политика ЕС постоянно реформируется, начавшись с координации национальных энергетических политик по самым общим вопросам, она обретает все больше наднациональных черт. В этом процессе главную роль играет политическое взаимодействие между наднациональными институтами ЕС, прежде всего Комиссией ЕС, и государствами-членами.
И государства-члены ЕС, и наднациональные институты Евросоюза принимают активное участие в решении энергетических проблем ЕС. Комиссия в данном случае является уникальным наднациональным институтом, который выражает интересы всего Европейского Союза и продвигает их в своей деятельности. Комиссия ЕС представляет энергетические стратегии и вносит на рассмотрение Совета ЕС и Европейского парламента законопроекты для создания единого энергетического рынка и единой энергетической политики ЕС. Наиболее эффективный способ обеспечения энергетической безопасности, энергоэффективности и ценовой доступности энергии Комиссия ЕС видит в установлении и дальнейшем усилении наднационального контроля над энергетической сферой. В данной работе сделана попытка проследить и объяснить усиление политической власти Комиссии ЕС через изменение объема ее полномочий в регулировании энергетической сферы ЕС.
Актуальность темы исследования обосновывается обострившимися проблемами в энергетической сфере Европейского Союза, который является не только крупным и влиятельным интеграционным объединением, но и одним из важнейших внешнеполитических партнеров России, несмотря на нынешний кризис в двусторонних отношениях. ЕС все еще является крупным импортером российских энергоресурсов, что обуславливает значимость реформ на внутреннем энергетическом рынке ЕС. Понимание внутриполитических процессов и отслеживание траектории развития правил регулирования энергетической сферой ЕС важно для прогнозирования развития энергодиалога РФ-ЕС, особенно принимая во внимание энергетическую взаимозависимость сторон, которую они обе стремятся преодолеть. Кроме того, Европейский Союз - вероятный образец для евразийской интеграции, инициированной странами СНГ, в рамках которой тоже предполагается создание единого рынка и общих политик.
В центре данного исследования - деятельность Комиссии ЕС по созданию единого и конкурентного энергетического рынка ЕС и формированию единообразных «правил игры» на энергорынке ЕС, что сделает возможным гарантированный доступ всех европейских потребителей к энергетическим ресурсам по разумной цене. Комиссия ЕС в данной работе рассматривается как наднациональный институт, то есть не делимый на структурные элементы рациональный актор европейской политики. Гипотеза исследования заключается в том, что в ходе поэтапной энергетической интеграции Комиссия ЕС как один из основных участников европейского политического процесса увеличила свою политическую власть и продвигала собственные интересы, значительно расширив свои полномочия для реализации своего проекта единого энергетического рынка ЕС.
Теоретической базой для данного исследования послужила не одна теория интеграции, а сразу несколько: опишем их по порядку.
Нефункциональный подход - один из традиционных объяснительных подходов, в рамках которого Комиссия ЕС выступает в роли аккумулятора интересов транснациональных сил, а интеграция начинается и успешнее всего развивается в наименее политизированных и технических отраслях экономики .
Энергетика - на первый взгляд техническая отрасль, однако с самого зарождения европейской интеграции энергетика была одной из самых политизированных отраслей из-за ее стратегического значения для экономики каждой страны-члена.
Соответственно, какие бы грандиозные планы не строила Комиссия ЕС по интеграции энергетических рынков и созданию единой европейской энергетической политики, реальная интеграция началась только в тот момент - 1990-е годы, - когда политическая воля элит стран -членов оформилась в решение передать на наднациональный уровень часть полномочий по регулированию энергетикой. Страны-члены решили, что в их интересах распространение успехов единого рынка товаров и создаваемого как раз в это время Экономический и валютный союз на энергетическую отрасль, с которой были связаны опасения по поводу дальнейшего удорожания импортных энергоресурсов.
Данное объяснение вписывается в концепцию либерального межправительственного подхода2, однако не полностью. Эта концепция упускает из виду стратегическое видение и интересы Комиссии ЕС относительно траектории развития интеграции в рамках ЕС в целом и в энергетике в частности, а сосредотачивает внимание исследователей на том, какие внутриполитические интересы подтолкнули страны к интеграции в данной конкретной сфере.
Желание стран развить успехи общего рынка товаров и на энергетический рынок очевидно продиктовано следующими ожиданиями. Экономически сильные страны с крупными, часто национальными энергетическими компаниями получили бы возможность расширить деятельность за счет масштабов общеевропейского энергетического рынка. Средние и малые страны без национальных энергетических компаний - гигантов могли бы рассчитывать на снижение цены на энергоресурсы за счет открытия и либерализации энергетических рынков.
При этом у Комиссии ЕС задолго до первых реформ и энергетических директив было стратегическое видение того, как энергетика должна вписаться в общий рынок товаров и услуг, как сочетаться с имеющей для Комиссии ЕС особенное значение политикой либерализации и стимулирования конкуренции и отвечать высоким экологическим стандартам.
Комиссия ЕС, являющаяся по сути технократическим институтом, создавая программы и стратегии по интеграции энергетического рынка, не только предлагала наиболее эффективный вариант, но и планомерно увеличивала свои полномочия. Конечно, речь не идет о полномочии самостоятельно принимать директивы или изменять пункты Договора о функционировании ЕС, так как в данном вопросе страны -члены, Совет ЕС и Европейский парламент в принципе не могли уступить какую -то часть полномочий Комиссии ЕС в силу недостаточной легитимности (все же и правительства стран-членов, и депутатов Европейского парламента избирают граждане ЕС, а ценности демократии в ЕС непререкаемы).
У Комиссии ЕС увеличивались полномочия по регулированию технических вопросов и мониторингу имплементации принятых Советом ЕС и Европейским парламентом директив и регламентов, составлением проектов которых занимается все та же Комиссия ЕС (можно заметить, что в данной области также интересы Комиссии ЕС соблюдаются как бы сами собой - многое в законах зависит от формулировок, а сами формулировки - продукт профессиональной деятельности экспертов Комиссии ЕС).
В данном контексте стоит обратить внимание на другую политологическую теорию, которая может быть применена и для анализа процесса и эволюции европейской интеграции: новый институционализм - исторический, социологический и рационального выбора. В центр исследования помещаются политические институты, их собственные интересы и возможность влиять политический процесс.
В рамках данной теории политические и социальные институты, в том числе государственные или наднациональные институты (но не только), направляют политический процесс в обществе, руководствуясь кроме всего прочего и своими собственными институциональными интересами. Политические институты определяют рамки возможного поведения всех акторов политического процесса, а также косвенно влияют на определение целей и поведения этих акторов, которые априори включены в институциональный контекст.
Применительно к данному исследованию, теорию
неоинституционализма можно проинтерпретировать следующим образом: наднациональный политический институт - Комиссия ЕС - реализует свои полномочия, определенные в учредительных договорах ЕС, в соответствии со своими собственными интересами, а не выражает усредненную позицию стран-членов ЕС. В ходе политического процесса Комиссия ЕС задает рамки для классических акторов МО - государств-членов - которые определяют национальную политику в этом институциональном контексте (образуемом упорядоченным взаимодействием Комиссии ЕС, Европейского Совета, Совета ЕС, Европейского парламента и стран-членов).
Если обращаться к различным идеологическим основам течений внутри неоинституционализма, то согласно институционализму рационального выбора, деятельность наднациональных институтов ЕС (и особенно Комиссии ЕС) олицетворяет собой «правила игры» для стран - членов, ограничивающие их действия для получения общей выгоды, а также для гарантии предсказуемости межгосударственного взаимодействия в рамках ЕС (уступая часть суверенитета наднациональным органам, страны- члены могут быть уверены в соблюдении договоренностей другими сторонами) и для снижения трансакционных издержек (процедура принятия вторичного законодательства органами ЕС дает возможность эффективно реагировать на общие проблемы).
С точки зрения социологического институционализма
наднациональные политические институты являются данностью и тем институциональным контекстом, с правилами и устойчивыми механизмами выработки и реализации политики акторам (государствам-членам) приходится соотносить свои интересы и действия. Данное утверждение ограничено во времени - этот интитуциональный контекст, конечно, существовал не всегда, а только с начала интеграции в Европе в 1950е, и на каждой стадии отдельные черты - полномочия институтов и степень их влияния на политический процесс - менялись....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Комиссия ЕС продолжает оставаться наиболее заинтересованным в развитии европейской энергетической интеграции политическим игроком, располагающим возможностями по подготовке инициатив и законопроектов для реформации и последующего администрирования, регулирования и надзора за правилами европейского энергетического рынка и соблюдением принятых на себя обязательств стран-членов ЕС.
Основные интересы Комиссии ЕС в энергетической сфере - воплотить собственный проект энергетического рынка ЕС с минимальными уступками странам-членам ЕС и получить широкие регулятивные полномочия в энергетике ЕС, через реализацию которых она сможет оказывать политическое влияние на принятие решений в Европейском союзе. Делегированные полномочия Комиссии ЕС, а именно нормотворчество, хоть и в ограниченном объеме, но увеличились и теперь распространяются не только на европейский рынок товаров и услуг, но и на энергетический рынок ЕС.
Принимая во внимание концептуальное видение
неоинституционализма, в вопросах принуждения стран-членов ЕС к соблюдению взятых на себя обязанностей в энергетической сфере полномочия Комиссии ЕС вышли на новый уровень: с принятием энергетических директив стало возможно привлекать государства-члены ЕС или энергетических компаний-нарушительниц к разбирательству в Суде ЕС с вероятным применением санкций.
Процесс расширения полномочий Комиссии ЕС формально начался с принятия Первого энергетического пакета: Комиссия теперь отвечала за создание законопроектов для установления правил на внутреннем европейском энергетическом рынке, получила ряд полномочий по регулированию действий акторов на энергетическом рынке ЕС и мониторингу соблюдения вторичного энергетического законодательства. После вступления в силу Второго энергетического пакета Комиссия могла уже действовать не одна, а влиять на деятельность Энергетических регуляторов на электроэнергетическом и газовом рынках стран-членов ЕС. С принятием Третьего энергопакета Комиссия получила право одобрять или не одобрять решения Энергетических регуляторов о предоставлении исключений из общего правила для энергетических сетей, а также получила важную роль в процессе разработки и принятия сетевых кодексов, отвечала за сертификацию независимых системных операторов и могла назначать системных операторов. Комиссия ЕС создает своего рода контекст, независимые от политической воли стран-членов ЕС нормативные или технические факторы, которые страны-члены ЕС учитывают при принятии дальнейших политических решений и формировании своей политики в будущем.
Даже тот факт, что у Комиссии ЕС появились новые возможности по сбору информации, которую участники энергетического рынка ЕС должны ей предоставлять, расширяет набор политических инструментов Комиссии ЕС на переговорах со странами-членами ЕС или крупными энергетическими компаниями и, кроме того, позволяет более адекватно планировать новые реформы энергетического рынка ЕС и свои действия по реализации своих регулятивных полномочий.
Также Комиссия ЕС приобрела дополнительный политический вес вследствие того, что многие технические вопросы на поверку оказываются политически важными. Например, как в случае с необходимым одобрением Комиссией проектов строительства трансъевропейских газопроводов или в случае предоставления исключения из общего режима для конкретных энергетических инфраструктурных проектов. Энергетические регуляторы, которые заинтересованы в гарантиях своей автономности, будут опираться на наднациональные нормы и вторичное законодательства ЕС, а не транслировать национальные интересы стран -членов ЕС, хотя данный процесс только начинается и успехи пока не столь заметны. При этом у Комиссии ЕС в соответствии с существующими нормами, появились политические инструменты влияния на Энергетических регуляторов, включая одобрения их решения и документы.
Возвращаясь к основной идеи исторического неоинституционализма об исторической обусловленности, можно отметить, что она подтверждается примерами в энергетической сфере ЕС сначала в виде решения о создании и позже успешного претворения в жизнь проекта единого внутреннего рынка товаров и услуг в ЕС, который неминуемо втягивал энергетику в процессы интеграции и либерализации, что привело к принятию первых энергетических директив, которые запустили процесс реформирования энергетики ЕС. Роль Комиссии ЕС в данном процессе можно охарактеризовать как основную, так как инициатором и органом, контролирующим реализацию правил энергетических директив и регламентов, выступает именно она.
По результату проведенной работы гипотеза о том, что в процессе поэтапной энергетической интеграции Комиссия ЕС как один из основных участников европейского политического процесса увеличила свою политическую власть и продвигала собственные интересы, значительно расширив свои полномочия для реализации своего проекта единого энергетического рынка ЕС, подтвердилась.


1) Barroso: ‘We will need to move towards a federation of nation states’ //
EurActiv.com [Электронный ресурс] URL:
http://www.euractiv.com/section/social-europe-jobs/news/barroso-we-will- need-to-move-towards-a-federation-of-nation-states/ (дата обращения
29.05.16)
2) Commission outlines Energy Union legislative path // EurActiv.com
[Электронный ресурс] URL: http://www.euractiv.com/section/agriculture- food/news/commission-outlines-energy-union-legislative-path/ (дата
обращения 29.05.16)
3) Commission unveils key energy infrastructure projects to integrate Europe's
energy markets and diversify sources // European Commission - Press release [Электронный ресурс] URL: http://europa.eu/rapid/press-
release_IP-15-6107_en.htm (дата обращения 29.05.16)
4) Communication from the Commission Europe 2020 A strategy for smart,
sustainable and inclusive growth [Электронный ресурс] URL: http://eur- lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52010DC2020&rid=2 (дата
обращения 29.05.16)
5) Communication from the Commission Towards a European Charter on the
Rights of Energy Consumers [Электронный ресурс] URL: http://eur- lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52007DC0386&rid=18 (дата
обращения 29.05.16)
6) Communication from the Commission to the European Council and the European Parliament An energy policy for Europe [Электронный ресурс] URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52007DC0001&rid=1 (дата
обращения 29.05.16)
7) Communication from the Commission to the Council and the European Parliament Priority Interconnection Plan [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:05dd0537-06ef-4356-a576- 03fe363cfc42.0002.03/DOC_1&format=PDF (дата обращения 29.05.16)
8) Communication from the Commission to the Council and the European
Parliament Prospects for the internal gas and electricity market [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52006DC0841&rid=17 (дата
обращения 29.05.16)
9) Communication from the Commission to the European Parliament, the
Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Energy Roadmap 2050 [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52011DC0885&rid=21 (дата
обращения 29.05.16)
10) Communication from the Commission to the Council, the European
Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions A European strategic energy technology plan (SET-Plan) 'Towards a low carbon future' [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52007DC0723&rid=1 (дата
обращения 29.05.16)
11) Directive 96/92/EC of the European Parliament and of the Council of
19 December 1996 concerning common rules for the internal market in electricity [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31996L0092&rid=1 (дата обращения 29.05.16)
12) Directive 98/30/EC of the European Parliament and of the Council of
22 June 1998 concerning common rules for the internal market in natural gas [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31998L0030&rid=3 (дата обращения 29.05.16)
13) Directive 2003/54/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 96/92/EC [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:caeb5f68-61fd-4ea8-b3b5- 00e692b1013c.0004.02/DOC_1&format=PDF (дата обращения 29.05.16)
14) Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 98/30/EC [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32003L0055&rid=3 (дата обращения 29.05.16)
15) Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council
of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC (Text with EEA relevance) [Электронный ресурс] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009L0072&qid=1464536995444&fr om=EN (дата обращения 29.05.16)...68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ