Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В РАМКАХ 5 БАЗОВОГО ПЛАНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №192382

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прочее

Объем работы133
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение. 3
1 Государственная политика Японии в области инноваций. 13
1.1 Законодательные Основы научно-технологической политики 14
Японии.
1.2 Институциональная система сферы науки, технологий и 25
инноваций Японии.
1.3 Пятый Базовый План научно-технического развития Японии. 38
2 Инновационная политика Японии в рамках Пятого Базового Плана 54 научно-технического развития.
2.1 Положение японского инновационного сектора на момент 55 принятия Пятого Базового Плана научно-технического развития.
2.2 Изменения, произошедшие в японском инновационном секторе к 73 моменту завершения Пятого Базового Плана научно-технического развития.
Заключение. 104
Литература.

На сегодняшний день инновации играют важную роль в жизни любой страны. Учитывая экспоненциальный характер Четвертой Промышленной Революции, любое государство, желающее оставаться релевантным на мировой арене, должно проводить соответствующую инновационную политику.
Актуальность изучения результатов Пятого Базового Плана научнотехнического развития Японии высока всегда. Япония - одна из самых наукоёмких стран на планете, она известна инновациями и продвижением науки, прикладным использованием данных инноваций в бизнесе. Японское правительство выделяет значительные средства на развитие науки. Согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2022 г. Япония занимала второе место в мире в объеме выделяемых на науку денег ($83,4 млрд.), уступая только США ($87,6 млрд.). На текущий момент, очевидно, что именно наукоёмкие отрасли во всём мире станут основными источниками прибыли в будущем. Именно поэтому важно наблюдать и изучать процесс налаживания наукоёмких отраслей и как он происходит на практике уже сейчас.
Интерес к Пятому Базовому Плану проистекает не только из японских затрат на науку. Данный План вводит в научно-технологическую и инновационную политику Японии новую всеобъемлющую парадигму - Общество 5.0, основная задача которой - создать «суперумное» общество, существующее в физическом мире, но на фундаментальном уровне взаимодействующее с киберпространством, посредством всепроникающих технологий дополненной реальности, «умной» городской среды, абсолютной цифровизации базовых процессов жизни 2.
Более того, данная программа была не просто провозглашена, но активно продвигалась и воплощалась, как при премьер-министре Синдзо Абэ, так и при его приемниках - Ёсихидэ Суга и Фумио Кисида. Помимо этого, концепция Общества 5.0 стала краеугольным камнем Шестого Базового Плана, принятого в 2021 г. Таким образом, изучение основ данного концепта, его корней, воплощения становится достаточно важно, учитывая, что фактически, данное видение формирует японский взгляд на инновационную политику и будет продолжать формировать его в будущем.
Хронологические рамки исследования составляют период действия в Японии Базовых Планов научно-технологического развития с 1996 по 2020 гг.
Объектом исследования является инновационная политика Японии при правительстве Синдзо Абэ через призму Пятого Базового Плана научнотехнического развития (далее: Пятого Базового Плана).
Предметом исследования является инновационная политика Японии в рамках Пятого Базового Плана, как основной инструмент поддержания положения Японии как передовой, наукоёмкой страны в области науки, технологий и инноваций.
Цель исследования: рассмотреть процесс осуществления инновационной политики Японии в рамках Пятого Базового Плана .
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с законодательными основами научнотехнологической политики Японии.
2 Society 5.0 // CAO
обращения:15.05.2023)
2. Проанализировать институциональную систему сферы науки,
технологий и инноваций Японии.
3. Изучить Пятый Базовый План.
4. Рассмотреть положение японского инновационного сектора на момент принятия Пятого Базового Плана.
5. Выделить изменения, произошедшие в японском инновационном секторе к моменту завершения Пятого Базового Плана.
Методологическую основу данного исследования составили как общенаучные, так и специально-научные методы. К общенаучным методам относятся:
1. Анализ;
2. Синтез;
3. Сравнительный метод;
4. Индукция;
5. Дедукция.
Специально-научные методы включают в себя:
1. Хронологический метод, позволивший изучить исторические явления и их изменения в течение времени;
2. Историко-генетический метод, позволивший воспроизвести объект
исследования, выявить причины уже свершившихся фактов и событий;
3. Метод статистического анализа, позволивший изучить разницу в
цифровых значениях.
Работа строилась на основании системного и междисциплинарного подходов, что позволило последовательно рассмотреть инновационную политику Японии в рамках Пятого Базового Плана как комплексное явление.
Данное исследование строилось главным образом на двух видах литературы: монографиях и статьях по исследуемым вопросам на русском, японском и английском языках. Стоит отметить, что различные аспекты инновационной политики Японии, благодаря её успехам в системе проведения научно-технологической политики, изучались и анализировались множеством авторов на протяжении многих лет. Как правило, данную тему чаще исследуют через формат статьи в силу того, что данный формат позволяет авторам проводить более актуальные и эффективные исследования в стремительно меняющихся ситуациях и условиях инновационного развития.
Коллективная монография «Япония: опыт модернизации» под редакцией сотрудников Института востоковедения РАН: доктора исторических наук, профессора Э.В. Молодяковой и доктора экономических наук С.Б. Маркарьян, посвящённая процессам модернизации и трансформации Японии на протяжении последних полутора столетий, помогла изучить идеологию и формы модернизации Японии, участие в процессах трансформации власти и общества.
Монография профессора Э.В. Молодяковой под редакцией доктора исторических наук Е.Л. Катасоновой «Япония: тотальная победа консерваторов. Избранные работы 2000-2016» рассматривает наиболее актуальные проблемы и тенденции развития японского общества на момент введения Пятого Базового Плана, показывает исторические корни современных явлений, что помогает понять общественную ситуацию, в которой происходило инновационное развитие Японии после введения практики Базовых Планов.
Д.В. Стрельцов, доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения МГИМО, в монографии «Япония в эпоху великих трансформаций» последовательно и системно рассмотрел историю трансформации и модернизации Японии, начиная с Реставрации Мейдзи и заканчивая новейшим временем. В данной монографии достаточно подробно рассматриваются стратегии модернизации, использованные Японией в каждом историческом периоде, что помогло поставить текущие процессы, протекающие в сфере научно-технологического развития Японии в историческую перспективу.
Также важно отметить монографию «Япония: политическая
модернизация эпохи Хэйсэй», в которой профессор Д.В. Стрельцов проводит комплексный анализ процесса модернизации политической системы Японии в 1990-е - 2010-е гг., уделяя особое внимание вопросам социальной политики, государственно-частному партнёрству, институциональным изменениям.
Среди статей российских учёных, наибольшее влияние на данное исследование оказали работы кандидата экономических наук, академика ИМЭМО РАН В.Г. Швыдко. В его статье «Новый пятилетний план научнотехнического развития Японии: смена акцентов в государственной политике стимулирования науки и инноваций» выделены качественные изменения, которые Пятый Базовый План вносил в инновационную политику Японии. В статье «Политика правительства Японии в сфере науки и инноваций» прослежена эволюция философии научно-технологической политики Японии, картографированы основные моменты инновационной политики Японии на текущем этапе.
Важными для данного исследования оказались статьи преподавателя кафедры востоковедения Национального Исследовательского Томского государственного университета Д.В. Громовой. В её статьях «Политика государственного регулирования сферы патентования в Японии в 1990-2020-е гг.», «и «Основные механизмы государственной поддержки венчурного бизнеса Японии в 2010-2015 гг.» кратко рассмотрены несколько чрезвычайно важных сфер в инновационной политике: инновационное предпринимательство, интеллектуальная собственность, малое и среднее предпринимательство , а так же основное законодательство, регулирующее данные сферы .
В статье «Стратегия инновационного развития Японии: на пути к Четвертой Промышленной Революции», доктор экономических наук, профессор И.Л. Тимонина рассматривает действия Японии в сфере научнотехнологического развития через призму ЧПР, и выделяет возможности потенциального влияния данных действий на экономику и промышленность Японии.
Из монографий на английском языке можно выделить монографии японских учёных Киккава Такеда и Юдзи Хондзё. Монография Т. Киккавы «История инновационных предпринимателей Японии» на примере историй успеха инновационных предпринимателей Японии в разные исторические периоды показывает причины и следствия успеха различных инновационных предпринимателей, разбирает инновационную политику Японии в исторический период описываемых людей.
Монография Х. Юдзи «Конкуренция, Инновации и Рост в Японии» описывает инновации через призму конкуренции инновационного предпринимательства в состоянии стагнирующей экономики и анализирует политическую подоплёку вопроса перезапуска экономического роста.
Ряду тем в рамках концепции Общества 5.0 посвящена монография японского учёного профессора Токийского университета А. Дегути «Общество 5.0». В данной монографии А. Дегути рассматривает с исторической точки зрения непосредственно саму концепцию Общества 5.0, феномен умных городов, какими их понимали в Японии раньше и какими их определила философия 5.0, а также сотрудничество промышленности и университетов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самым важным вкладом Пятого Базового Плана научнотехнологического развития Японии в общую инновационную политику данной страны является внесение в инновационный дискурс единой долгосрочной философской концепции. Сама идея Базовых Планов уже достаточно полезный инструмент государственной политики. Они позволяют свести в одну программу видение экспертов, политиков и, как в случае Пятого Плана, бизнеса. Они позволяют ставить перед акторами чёткие цели, к которым необходимо стремиться в вопросах НТИ, что гарантирует, общее понимание всеми участниками процесса актуальных направлений развития. Базовые Планы так же дают обществу представление о том, чем именно руководствуется государство, принимая те или иные решения, и как выглядит научнотехническая отрасль в целом.
В ходе данного исследования был рассмотрен ряд основных законов, регулирующих сферу науки, технологий и инноваций, на основании которых и принимаются Базовые Планы и, в том числе, был принят Пятый План. Помимо этого, была изучена институциональная система сферы НТИ Японии. Стоит отметить, что одной из особенностей системы НТИ Японии является тенденция создавать институты или органы необходимые для выполнения каких-то задач и только впоследствии официально закреплять их в законодательстве. Данная особенность позволяет Японии проявлять большую гибкость в вопросах реагирования на чрезвычайные ситуации или, по необходимости, испытывать новые меры, не вводя их в непосредственное законодательство, хотя достаточно сложно сказать насколько данная традиция применима за пределами Японии.
Благодаря тому, что в сам Пятый Базовый План заложены конкретные, выраженные числами, цели и основные показатели относительно хода выполнения плана, его результатам и непосредственному исполнению возможно дать оценку.
Цель 1.: Стремиться к тому, чтобы уровень приема на работу женщин- исследователей превышал 30%.
Данная цель закладывалась в Базовые Планы, начиная с Третьего. На момент окончания Пятого Плана, в 2020 г., доля женщин-исследователей составляла 17,5%, от общего числа исследователей страны. Общее количество исследователей в Японии на 2020 г. составляло 890,5 тыс. человек. Таким образом, число женщин-исследователей составляло примерно 155 тыс., и хотя это число выше показателей достигнутых на момент окончания Четвертого Базового Плана, оно всё ещё оставляет не выполненной заявленную цель.
Цель 2.: Стремиться увеличить общее количество научных статей и стремиться к тому, чтобы более 10 % этих статей попали в число 10 % лучших статей, ранжированных по общему числу цитирований.
Данная цель была выполнена на половину, однако нельзя сказать, что даже половину выполнения данной цели действительно можно считать достижением. Хотя Япония увеличила общее количество публикуемых статей, это увеличение произошло приблизительно на 2 -3 тысячи, и на одно место выше в мировом рейтинге. Вторая часть данной цели, более важная с точки зрения качественного выполнения цели, осталась невыполненной. Япония не только не поднялась в рейтинге 10% лучших статей, а опустилась с 9 на 10-ое место.
Цель 3.: Стремиться увеличить объем денежных средств, получаемых университетами и национальными исследовательскими институтами для совместных исследований с частными предприятиями, на 50%.
Данная цель оказалась выполнена и с определённым запасом. Правительство Японии было особенно заинтересовано в выполнении данной цели в виду того, что она является индикатором состояния, как университетских корпораций, так и более традиционных корпораций. Общее количество инвестиций полученных национальными университетскими и национальными исследовательскими институтами от частных корпораций повысилось примерно на 60% с приблизительно 45 млрд. иен в 2015 г. до 79,6 млрд. иен в 2020 г.
Цель 4.: Стремиться удвоить количество новых венчурных компаний, занимающихся исследованиями и разработками.
Учитывая экономический спад, вызванный эпидемий COVID-19, стартапы, как высокорисковые предприятия, оказались особенно уязвимы к нестабильности ситуации 2020 г. Не смотря на то, что с момента принятия Четвертого Базового Плана число стартапов и их капитализация стабильно росли. К концу 2018 г. число стартапов увеличилось почти на 50% с момента начала Пятого Базового Плана, а капитализация увеличилась в три раза , к началу 2021 г. числовые показатели в обоих случаях понизились. Достаточно сложно судить, какую роль сыграл в данном понижении COVID-19, учитывая, что постепенное понижение числа стартапов началось с конца 2018 г., однако нельзя исключать возможность влияния эпидемии. Тем не менее, с точки зрения установленных планом числовых показателей, данная цель не была выполнена.
Цель 5.: Стремиться увеличить количество патентных лицензионных соглашений университетов на 50%.
Учитывая факт роста частных инвестиций в университеты и различные правительственные меры по повышению их деловой активности, количество патентных лицензионных соглашений выросло за время действия Пятого Базового Плана, но не на 50%. С 11872 в 2015 г. до 18784 в 2020 г. рост составил 58%.
Цель 6.: Достижение общего объема ежегодных инвестиций в сферу НТИ на период действия плана на уровне около 26 трлн. иен.
Средний объем годовых инвестиций в сфере НТИ во время действия Пятого Базового Плана составил примерно 19,5 трлн. иен в год, что равняется примерно 4,2% от обще-годового ВВП. С одной стороны, данная цель не была выполнена в числовом показателе, однако, учитывая, что в самом Базовом Плане указано, что общий объем инвестиций должен находиться на уровне 4% от ВВП или выше, можно сказать, что данная цель Плана была выполнена.
Подводя итоги по выполнению целей Пятого Базового Плана, можно отметить, что большая часть целей оказалась не выполнена в полной мере. Количество женщин-исследователей не достигло установленных числовых показателей. Не смотря на то, что общее число научных статей выросло, количество статей входящих в топ 10% по количеству цитирования упало. Число венчурных предприятий, хотя и выросло, не выросло в два раза, так же как и количество патентных лицензий университетов. Точно так же, объем ежегодных инвестиций не достиг уровня в 26 трлн. иен.
Только третья цель - «Число денежных средств, получаемых университетами на совместные исследования с частными предприятиями» оказалась выполнена, показав рост не на 50%, а на 60% от показателя на 2015 г.
Тем не менее, рассматривая общих ход выполнения данных целей, можно отметить, что только вторую цель можно считать провалившейся, учитывая понижение количества статей в топ 10% по количеству цитирования. Все остальные числовые показатели продемонстрировали рост. В случае целей с третьей по пятую, на 60%. Первая цель, выросла на 2% от показателя 2015 г., однако учитывая демографические проблемы Японии, данный рост - также хороший показатель. Наконец, шестая цель особенно важна тем, что в её рамках само правительство увеличивало расходы на НИОКР, чего не происходило с 2003 г.
Подводя итоги, можно отметить, что Пятый Базовый План науки и технологий Японии закончился скромным успехом. Основной чертой данного плана стало введение национальной философии Общества 5.0, которая не просто определяла деятельность правительства в сфере НТИ, но и формировала подход Японии ко всей общественной и государственной жизни.
Можно с уверенностью заявить, что данный подход заслуживает серьезного рассмотрения, как пример успешного введения национальной концепции по формированию государственной инновационной политики.


1. The Science and Technology Basic Law No. 130 of 1995. // Ministry of
Education, Culture, Sports, Science and Technology - URL:
https://www.mext.go.jp/component/english/ icsFiles/afieldfile/2011/02/22/1302491
_011.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
2. Basic Law on Intellectual Property.Law No.122 of 2002. // Ministry of
Education, Culture, Sports, Science and Technology - URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_ id=138187. (дата обращения:
22.02.2023).
3. White Paper on Science and Technology 2015 Chapter 2 Transition and
Achievements of the Science and Technology Basic Plan // MEXT. - URL: https://www.mext.go.jp/component/english/ icsFiles/afieldfile/2016/02/23/1367533
_009.pdf (дата обращения:15.05.2023)
4. White Paper on Science and Technology 2015 (Provisional Translation)
// MEXT. - p.90. - URL:
https://www.mext.go.jp/component/english/ icsFiles/afieldfile/2016/02/23/1367533
_009.pdf (дата обращения:15.05.2023)
5. White Paper on Science and Technology 2016 // METI. -P.2 -
https://www.mext.go.jp/component/english/ icsFiles/afieldfile/2017/04/14/1384513
_006.pdf (дата обращения:15.05.2023)
6. White Paper on Science and Technology 2020 Chapter 5 Establishing a Systemic Virtuous Cycle of Human Resources, Knowledge and Capital for Innovation // MEXT. - URL: https://www.mext.go.jp/en/content/20220209- mxt_kouhou02-000020518_15.pdf (дата обращения:15.05.2023)
7. White Paper on Science and Technology 2020 Chapter 1 Development
of Science, Technology and Innovation // MEXT. -P. 59. - URL: https://www.mext.go.jp/en/content/20220209-mxt_kouhou02-000020518_11.pdf (дата обращения:15.05.2023)
8. White Paper on Science and Technology 2020 Chapter 4 Reinforcing the
Fundamental Capability for STI // MEXT. - URL:
https://www.mext.go.jp/en/content/20220209-mxt_kouhou02-000020518_14.pdf (дата обращения:15.05.2023)
9. White Paper on Science and Technology 2020 Chapter 5 Research and
Development on COVID-19 // MEXT. - URL:
https://www.mext.go.jp/en/content/20210315-mxt_kouhou02-000013440-6.pdf (дата обращения: 15.05.2023)
10. White Paper on Science and Technology 2020 Chapter 7 Enhancing the Capacity to Promote Science, Technology and Innovation // MEXT. - URL: https://www.mext.go.jp/en/content/20220209-mxt_kouhou02-000020518_17.pdf (дата обращения:15.05.2023)
11. White Paper on Science and Technology 2022 Chapter 1 Japan’s Current State of Research Capacity and the Challenges Faced in Research // MEXT. - URL: https://www.mext.go.jp/en/content/20230123-mxt_kouhou02-000027154_8.pdf (дата обращения: 15.05.2023)
12. Outline of the Science, Technology, and Innovation Basic Plan // Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology. - URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/english/outline_plan.pdf (дата обращения: 15.05.2023)
13. Report on the 5th Science and Technology Basic Plan (FY2015 -
FY2019). // CSTI. -
URL: http://www.mext.go.jp/english/topics/ icsFiles/afieldfile/2015/07/03/1359554 _1.pdf (дата обращения: 08.04.2023)
14. Report on The 5th Science and Technology Basic Plan // Council for
Science, Technology and Innovation. - URL:
https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf, (дата обращения: 15.05.2023)
15. Report on The 5th Science and Technology Basic Plan // Council for
Science, Technology and Innovation. -P.8. - URL:
https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf, (дата обращения: 15.05.2023)...110


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ