Введение 3
1 Восприятие и способы его языковой репрезентации в языке и тексте
1.1 Восприятие как объект изучения лингвосенсорики 7
1.2 Зрительное восприятие и способы его выражения в языке 9
1.3 Структурно-семантическая организация высказываний с 12
семантикой зрительного восприятия
1.4 Восприятие и его репрезентация в художественном тексте 16
2 Основные теоретические положения методики преподавания
РКИ (работа с художественными текстами)
2.1 Методика преподавания РКИ и её связь с другими науками 19
2.2 Методы, принципы и компетенции в обучении РКИ 22
2.3 Роль художественного текста в процессе обучения РКИ 25
3 Изучение поэтического творчества М.А. Волошина в иноязычной аудитории (спецкурс «Интерпретация художественных текстов М.А. Волошина. Перцептивный аспект»)
3.1 Аннотация спецкурса «Интерпретация художественных 30
текстов М.А. Волошина. Перцептивный аспект»
3.2 Занятие 1. Тема: Жизнь и поэтическое творчество М.А. Волошина
3.3 Занятие 2. Тема: Основные понятия перцептивной 37
лингвистики. Особенности зрительного восприятия
3.4 Занятие 3. Тема: Виды восприятия и их лингвистические 44
средства выражения в языке
3.5 Занятие 4-5. Тема: Перцептивная метафора и способы её 51
языкового представления в поэтических текстах М.А. Волошина
3.6 Занятие 6. Тема: Функциональная нагрузка лексических единиц со значением восприятия в поэтических текстах М.А. Волошина
3.7 Занятие 7. Тема: Живописное творчество М.А. Волошина. 66 Синтез поэзии и живописи в перцептивной картине мира М.А. Волошина
3.8 Занятие 8. Тема: Сопоставительный анализ художественных 73 произведений М.А. Волошина: стихотворения «Полынь» и акварели «О, мать-невольница!»
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение A 96
Приложение B 98
Приложение C 100
Приложение D 100
Приложение E 101
В современной лингводидактике особое внимание уделяется интегрированному изучению иностранного языка и национальной культуры. По этой причине возрастает роль дисциплин, обеспечивающих не только языковую, но и лингвокультурологическую грамотность студентов, которая заключается в «присвоении общекультурных ценностей, понимании норм, традиций и творческого наследия иной лингвокультуры, отраженной в национальном языке» [Бирюкова, 2016, с.1]. Необходимость увеличения культурного компонента в обучении языку обуславливается и тем, что он формирует второй и задает третий уровни языковой личности [Савинова, 2018, с. 57].
Лингвокультурологические единицы, отражающие палитру иноязычного социума, его культуру, наиболее ярко проявляют себя в текстах художественных произведений, что указывает на целесообразность включения произведений художественной литературы в процесс обучения языку.
Обращение в рамках работы с литературным произведением к перцептивному аспекту художественной картины мира автора связано с тем, что восприятие как одна из форм психологического взаимодействия человека с окружающей действительностью активно влияет на различные сферы человеческого сознания [Авдевнина, 2014, с.3].
Сенсорная лексика, в частности зрительная, - «наиболее значимое средство выражения оценки автора»: через неё проявляется индивидуально - авторский взгляд на мир, который в свою очередь отражает систему культурных ценностей целого народа [Овчинникова, 2009, с. 55].
Изучение перцептивной картины мира на материале художественных текстов представлено в современных монографических исследованиях по лингвосенсорике: И.Ю. Колесова [Колесов, 2009], В.К. Харченко [Харченко, 2012], О.Ю. Авдевниной [Авдевнина, 2013], С. Корычанковой, Л.Б. Крюковой, А.В. Хизниченко [Корычанкова и др., 2016]; диссертационных исследованиях: И.В. Кочетовой [Кочетова, 2010], О.А. Мещеряковой [Мещерякова, 2011], З.С. Анохиной [Анохина, 2011], К.В. Дмитриевой [Дмитриева, 2012], А.В. Двизовой [Двизова, 2013], Е.В. Крапивник [Крапивник, 2013] и других научных трудах.
Методологической основой представленной магистерской диссертации в аспекте восприятия стали научные труды: Г.А. Золотовой «Коммуникативные аспекты русского синтаксиса» [Золотова, 1982], И.В. Башковой «Грамматика восприятия в современном русском языке» [Башкова, 1995], Н.В. Моисеевой «Глаголы восприятие в русском языке» [Моисеева, 1998], В.В. Гридасова «Перцептивная метафора как лексико-семантическая категория» [Гридасов, 1999], О.Н Григорьевой «Цвет и запах власти» [Григорьева, 2004], В.К. Харченко «Лингвосенсорика. Фундаментальные и прикладные аспекты» [Харченко, 2013] и др.
Методологической основой работы в аспекте методики преподавания РКИ являются научные работы: К.А. Роговой «Анализ художественного текста. (Русская литература ХХ века: 20-е годы)» [Рогова и др., 1997], «Художественная речь русского зарубежья: 20-30-е годы ХХ века. Анализ текста» [Рогова и др., 2002], А.Н. Щукина «Методика преподавания РКИ» [Щукин, 2003], Л.В. Соколовой «Основные методы анализа поэтического текста в практике преподавания РКИ» [Соколова, 2006], Л.С. Крючковой, Н.В. Мощинской «Практическая методика преподавания РКИ» [Крючкова, Мощинская, 2009], М.П. Чесноковой «Методика преподавания РКИ» [Чеснокова, 2015], М.С. Бирюковой «Лингвокультурологическая компетенция: содержание и теоретические основы» [Бирюкова, 2016], И.А. Зайцевой «К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ» [Зайцева, 2017] и др.
Целью магистерской диссертации является исследование методического и дидактического потенциала языковых единиц с перцептивной семантикой в процессе анализа и интерпретации художественных текстов в иноязычной аудитории.
Для реализации заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать основные направления исследования перцептивной семантики в русском языке, в частности в тексте;
2) изучить современные подходы к использованию художественных текстов на уроках РКИ;
3) описать основные формы, методы и приемы работы с художественными текстами в иноязычной аудитории;
4) выявить роль перцептивных единиц в процессе работы с художественными текстами в иноязычной аудитории;
5) разработать спецкурс «Интерпретация художественных текстов М.А. Волошина. Перцептивный аспект».
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: метод научного описания, который включает приемы систематизации и обобщения; контекстуальный анализ языковых единиц; анализ семантической структуры высказывания; элементы лингвистического, стилистического и литературоведческого анализа художественного текста.
Объектом исследования является семантика восприятия в творчестве М.А. Волошина, предметом - принципы изучения языковых единиц с семантикой восприятия на материале стихотворений М.А. Волошина в иноязычной аудитории.
Новизна исследования заключается в том, что спецкурс, связанный с проблемой восприятия, на материале творчества М.А. Волошина для иностранных студентов, изучающих русский язык, разрабатывается впервые. Выбор материала для исследования был обоснован тем, что стихотворения М.А. Волошина насыщенны языковыми единицами, несущими культурно значимую информацию, в частности высказываниями с перцептивной семантикой.
Предлагаемый спецкурс вписывается в современную образовательную парадигму, утверждающую комплексное обучение языку и культуре в системе межкультурного образования [Громова, Госконь, 2018, с. 20]. Также данный спецкурс соответствует одному из ключевых подходов в методике преподавания РКИ - текстоцентрическому, который сводится к тому, что текст выступает в качестве единицы, средства и цели обучения иностранному языку в учебном процессе [Чумак, 2005, с.19].
Структура работы обусловлена ходом выполнения поставленных задач. Она включает в себя введение, три главы, заключение и пять приложений. Основная часть содержит теоретическое описание базовых положений перцептивной лингвистики и методики преподавания РКИ (главы 1 и 2), а также разработанный на их основе спецкурс (глава 3).
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были описаны основные подходы к изучению перцептивной семантики в русском языке, в первую очередь на материале художественных текстов. В результате проведенной работы мы выяснили, что лексика восприятия в художественном тексте может быть представлена: языковыми единицами с основным значением чувственного восприятия; полимодальными единицами; высказываниями со значением чувственного восприятия и перцептивными метафорами.
В рамках настоящего исследования были изучены современные подходы к использованию художественных текстов в иноязычной аудитории при обучении русскому языку; определены ключевые формы, методы и приемы работы с художественными текстами на уроках РКИ. Исследование показало, что включение в процесс преподавания русского языка иноязычных художественных текстов стимулирует мыслительную деятельности студентов, что способствует развитию более успешной коммуникации. Помимо языковой функции, художественный текст выполняет также воспитательную, эстетическую, культурологическую и страноведческую функции.
Наряду с этим нами была выявлена функциональная нагрузка языковых единиц с семантикой восприятия при работе с художественными текстами. Они формируют ключевые художественные образы, характеризуют персонажей, описывают природные явления и окружающую среду, способствуют смысловому развертыванию текста, участвуют в его композиционной организации. Более того, являясь неотъемлемой чертой авторского идиостиля, языковые единицы с перцептивной семантикой способствуют раскрытию представлений о национальной картине мира. Поскольку они являются ярким средством выражения авторской оценки, отображением индивидуально-авторского мировидения, за которым стоит система культурных ценностей целого народа.
Итогом исследования послужила разработка спецкурса «Интерпретация художественных текстов М.А. Волошина. Перцептивный аспект», который вписывается в современную образовательную парадигму комплексного изучения иностранного языка и национальной культуры, что способствует пониманию и осознанию инофоном национально-специфических черт русской культуры.
Разработанный спецкурс способствует формированию у иностранных студентов лингвокультурологической компетенции, являющейся обязательным условием комплексного обучения инофона, и содействующей:
- развитию знаний о культурологическом материале страны изучаемого языка;
- овладению общелитературной лексикой посредством знакомства с иноязычными художественными произведениями;
- мотивации более глубокого изучения родной и «чужой» культур;
- преодолению культурных барьеров и стереотипов, развитию толерантного отношения к другим культурам;
- культурной социализации личности студента, формированию его готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе изучаемого языка морально-этических норм.
1. Абазова Л.М. Особенности презентации художественных текстов на уроках русского языка как иностранного / Л.М. Абазова // Педагогика и современность. - 2013. - № 2. - С. 68-75.
2. Александрова А.С. Непропавшие сюжеты. Пособие по чтению для иностранцев, изучающих русский язык / А.С. Александрова, И.П. Кузьмич, Т.И. Мелентьева. - М., 2006. - 248 с.
3. Авдевнина О.Ю. Категория восприятия и средства её выражения в
современном русском языке : дис. ... доктора филол. наук : 10.02.01 /
Авдевнина Ольга Юрьевна. - М., 2014. - 1065 с.
4. Авдевнина О.Ю. Перцептивная семантика : закономерности
формирования и потенциал художественной реализации / О.Ю. Авдевнина. - Саратов : изд-во Сарат. ун-та, 2013. - 340 с.
5. Анализ художественного текста (Русская литература XX века : 20-е годы) : Учебное пособие для иностранцев. Продвинутый этап / И.М. Вознесенская, И.Г. Гулякова, Д.В. Колесова и др. ; Отв. ред. К. А. Рогова. - СПб. : Изд-во СПб ун-т, 1997. - 242 с.
6. Аутлева Ф.А. Работа с художественным текстом на уроках русского языка в иноязычной аудитории / Ф.А. Аутлева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2010. - №1. - С. 104-107.
7. Анненский И.Ф. Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. А. Федорова. - Л.: Худож. лит., 1988. - 736 с.
8. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного исследования / Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. - М.,1995. - № 1. - С. 37-68.
9. Апресян Ю.Д. Избранные труды: Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.
10. Арват H.H. Семантическая структура простого предложения в современном русском языке / Н.Н. Арват. - Киев, 1984. - 160 с.
11. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
12. Анохина С.З. Когнитивное исследование объектов в процессе зрительного восприятия : на материале разноструктурных языков : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Анохина Светлана Загировна. - Уфа, 2011. - 180 с.
13. Архипова Ю.Ю. Состав, семантика и функционирование лексикосемантической группы глаголов зрительного восприятия : дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / Архипова Юлия Юрьевна. - СПб., 2000. - 197 с.
14. Атаманова Н.В. Семантика звукообозначений в поэзии Ф.И. Тютчева : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Атаманова Наталья Викторовна. - Брянск, 2006. - 226 с.
15. Бирюкова М.С. Лингвокультурологическая компетенция: содержание и теоретические основы / М.С. Бирюкова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. - Курск, 2016. - № 4 (40). - C. 1-7.
16. Белобородова И.В. Концепт «цвет» в лингвокогнитивном аспекте : на материале автобиографической прозы : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Белобородова Инна Васильевна. - Таганрог, 2000. - 224 с.
17. Бродзели А.О. Художественная литература в обучении РКИ (методические рекомендации) [Электронный ресурс] / А.О. Бродзели. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: https://pglu.ru/upload/iblock/c0b/pages-from-chast-6_21.pdf (дата обращения: 25.04.2020).
18. Башкова И.В. Грамматика восприятия в современном русском языке : автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Башкова Ирина Венадьевна. - Екатеринбург, 1995. - 24 с.
19. Бутакова Л.О. Роль модальностей восприятие в формировании смысловой системы автора и ее репрезентация в структуре художественного текста / Л.О. Бутакова // Вестник Ом. ун-та. - 2015. - № 4. - С.71-79.
20. Болдырев H.H. Репрезентация языковых и неязыковых значений синтаксическими средствами / Н.Н. Болдырев // Филологические науки. - 2004. - №3. - C. 67-74.
21. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость. / [А.В. Бондарко, Т.В. Булыгина, Н.Б. Вахтин и др. ; редкол. А.В. Бондарко (отв. ред. ) и др.] ; Акад. наук СССР, Ин-т лингв. исслед. - СПб.: Наука, 1991. - 369 с.
22. Бондарко А.В. К вопросу о перцептивности / А.В. Бондарко // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура : сборник статей в честь Н.Д. Арутюновой / отв. ред. Ю.Д. Апресян. - М., 2004. - С. 276-282.
23. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса : учебное пособие по курсу «Общая психология» / В.А. Барабанщиков. - М.: Когнито-Центр, 2006. - 238 с.
24. Болотнов А.В. Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале творчества М.И. Цветаевой, М.А. Волошина, О.Э. Мандельштама) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Болотнов Алексей Владимирович. - Томск, 2009. - 227 с.
25. Борейко Т.С. Ситуация тактильного восприятия : способы
представления в системе русского языка и в языковом сознании индивида : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Борейко Татьяна Степановна. - Омск, 2006. - 224 с.
26. Булюбаш А.Ю. Модусы перцепции и способы их языковой объективации в поэтической модели мира И.А. Бунина и Н.А. Заболоцкого : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Булюбаш Анжела Юсуповна. - Майкоп, 2017. - 261 с.
27. Барышева Я.А. Когнитивные механизмы серого цвета в культуре народов мира / Я.А. Барышева. - Улан-Удэ: Вестник Бурятского гос. ун-та, 2010. - С. 1-6.
28. Волошин М.А. Путями Каина : Трагедия материальной культуры / М. Волошин. - СПб., 1992. - 52 с.
29. Волошин М.А. Годы странствий [Электронный ресурс] : Серебряный век. Авторские сборники русских поэтов рубежа 19-20 вв. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://rusilverage.blogspot.com/2016/01/blog-post_6.html(дата обращения: 02.09.2018).
30. Вишнякова Е.П. Языковая репрезентация чувственного восприятия : перцептивность как семантическая категория / Е.П. Вишнякова. - Хабаровск, 2013. - 10 с.
31. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия / А. Вежбицкая // Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - С. 231-291.
32. Воробьева С.Н. Художественный текст как образец
национальнокультурного дискурса: подходы к изучению произведений русской литературы на занятиях по русскому языку как иностранному / С.Н. Воробьева, О.М. Крижовецкая. - Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2015. - Т. 7, № 2. - С. 9-18.
33. Галушка Н.В. Синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина / Н.В. Галушка // Таврический научный обозреватель. 2016. - №4. - С. 248-252.
34. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти: Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах : учеб. пособие / О.Н. Григорьева. - М.: Наука, 2004. - 248 с.
35. Громова Л.Г. Роль лингвокультурной среды при изучении русского языка в зарубежных университетах студентами-билингвами с русским родным и другими родными языками / Л.Г. Громова, Е.А. Гасконь. - Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2018. - С. 19-29.
36. Гридасов В.В. Перцептивная метафора как лексико-семантическая категория: на материале современного немецкого языка : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Гридасов Владимир Владимирович. - Барнаул, 1999. - 163 с.
37. Гатауллина Л.К. О некоторых методах преподавания на занятиях по рки / Л.К. Гатауллина // Вестник Казанкского Технологического ун-та. - Казань, 2012. - Т. 2, № 14. - С. 277-280.
38. Гончарук Е.Ю. Чтение художественных текстов на уроках РКИ [Электронный ресурс] / Е.Ю. Гончарук. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: http://ifl.vvsu.ru/files/0FCCFC48-109A-4070-A7AB-8B9E1DCE1A11.pdf(дата обращения: 25.04.2020).
39. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон; Пер. с англ. Т. М. Сокольской; Общ. ред. и вступ. ст. [с. 5 -20] А. Д. Логвиненко. - М.: Прогресс, 1988. - 461 с.
40. Герасимова К.М. Лексикографическая и семантическая интерпретация прилагательных вкусовых ощущений : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Герасимова Ксения Михайловна. - М., 1986. - 16 с.
41. Гусейнова Г.М. Концепты «свет» и «цвет» в художественной картине мира Ю. П. Казакова : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Гусейнова Галина Мустафаевна. - Махачкала, 2009. - 160 с.
42. Дюпина Ю. В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Дюпина Юлия Владимировна. - Тюмень, 2009. - 189 с.
43. Двизова А.В. Ситуация чувственного восприятия и способы ее языковой репрезентации в поэзии Б. Л. Пастернака : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Двизова Анна Владимировна. - Томск, 2014. - 399 с.
44. Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики / Науч. ред. О. И. Блинова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 186 с.
45. Дмитриева К. В. Концепт цвет в когнитивно¬
функциональностилистическом аспекте : на материале романов В. Набокова «Лолита» и А. Фадеева «Разгром» : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Дмитриева Кристина Валерьевна. - Пермь, 2012. - 246 с.
46. Ежова E.H. Лингвистические средства звукового мира в поэтических текстах О. Э. Мандельштама : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Ежова Елена Николаевна. - Ставрополь, 1999. - 253 с.
47. Жарков Е.И. Страна Коктебель: Культурные очаги: середина XIX - середина XX веков. - Киев: Болеро. - 2008. - 603 с.
48. Жаркова О.С. Лексика ощущения, восприятия и чувственного представления как средство номинации и предикации в поэмах С. Есенина : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Жаркова Ольга Сергеевна. - М., 2005. - 322 с.
49. Житков А.В. Функционально-семантическое поле восприятия запаха и синестезия одорической лексики в произведениях И.А. Бунина : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Житков Андрей Викторович. - Екатеринбург, 1999. - 19 с.
50. Зайцева И.А. К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ / И.А. Зайцева // Молодой учёный. - 2017. - №13 (147). - С. 558¬560.
51. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка / Г. А. Золотова ; АН СССР, Институт русского языка. - М.: Наука, 1973. - 352 с.
52. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса /
Г.А. Золотова. - М.: Наука, 1982. - 368 с.
53. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М., 2009. - 480 с.
54. Коваленко Б.Н. От Пушкина до Бродского: 25 русских поэтов. Антология русской поэзии XIX-XX веков / Б.Н. Коваленко. - СПб. : Изд-во СПб ун-т, 1999. - 124 с.
55. Карапетова Е.Г. Перцептивная метафора и ее особенности в различных типах теста / Е. Г. Карапетова. - Минск: Изд-во Минского лингв. ун-та, 2014. - 8 с.
56. Крюкова Л.Б. Субъект чувственного восприятия в семантическом пространстве рассказов А.П. Чехова / Л.Б. Крюкова, А.В. Хизниченко, Ван Сяохуань // Сибирский филологический журнал. - 2017. - № 4. - С. 175-185.
57. Крюкова Л.Б. Лингвистическое моделирование ситуации восприятия в поэтическом тексте (на материале поэзии «серебряного века») / Л.Б. Крюкова // Вестник Томского гос. унта-та. - Томск, 2007. - № 300(1). - С. 13-16.
58. Кириллова В.А. Структурно-семантические особенности предложений, репрезентирующих ситуации слухового и зрительного восприятия / В.А. Кириллова, М.Б. Примова // Идеографические аспекты русской грамматики. - М., 1988. - С. 116-124.
59. Корычанкова С. Поэтическая картина мира сквозь призму категории перцептивности / С. Корычанкова Симона, Л.Б. Крюкова Лариса, А.В. Хизниченко. - Брно: Masarykova univerzita, 2016. - 235 с.
60. Кретов А.А. Семантические процессы в лексико-семантической группе глаголов зрительного восприятия современного русского языка : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Кретов Алексей Александрович. - Воронеж, 1980. - 228 с.
61. Козюра Т.Н. Залоговые значения глаголов зрительного восприятия (на материале русского и французского языков) // Вестник Воронежского гос. ун - та. - 2007. - Вып. 2. Ч. 1. - С. 62-67.
62. Кривозубова Г.А. Ситуация зрительной деятельности / Г.А. Кривозубова // Восприятие : лингвистический и психолингвистический аспекты : сборник научных трудов / под ред. Л. О. Бутаковой. - Омск , 2005. - С. 3-16.
63. Кочетова И. В. Регулятивный потенциал цветонаименований в поэтическом дискурсе Серебряного века (на материале лирики А. Белого, Н. Гумилева, И. Северянина) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Кочетова Ирина Владимировна. - Томск, 2010. - 26 с.
64. Крапивник Е.В. Аспекты систематизации прилагательных цветонаименований русского языка : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Крапивник Елена Владимировна. - М., 2013. - 197 с.
65. Колесникова А.Ю. Лингвистическое моделирование ирреального в творчестве В. Пелевина: перцептивный аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Колесникова Анна Юрьевна. - Томск, 2019. - 204 с.
66. Карташова Ю.А. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Карташова Юлия Андреевна. - Бийск, 2004. - 167 с.
67. Куркина А.С. Методика работы с художественным текстом в иностранной аудитории / А.С. Куркина // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. - 2012. - №2. - С. 293¬299.
68. Куприянов И.Т. Судьба поэта : Личность и поэзия М. Волошина / И.Т. Куприянов. - Киев: Наукова думка, 1978. - 231 с.
69. Ливнева Л. Образ Франции в лирике М. Волошина [Электронный
ресурс] / Л. Ливнева. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL:
https://stihi.ru/2003/10/17-30 (дата обращения: 02.06.2020).
70. Ломоносова А.Л.Семантико-синтаксическая организация высказываний со значением восприятия и их функционирование в художественном тексте : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Ломоносова Анна Леонидовна. - СПб., 2004. - 177 c.
71. Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие / С.И. Лебединский, Л.Ф. Гербик. - Мн., 2011. - 309 с.
72. Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 320 с.
73. Лебедева А.Л. Семантика и функционирование предложений с глаголами касания (на материале русского и немецкого языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Леонидовна Александра Леонидовна. - Воронеж, 2009. - 24 с.
74. Лилеева А.Г. Опыт интерпретации произведений современной русской литературы на занятиях РКИ (Михаил Шишкин «Венерин волос») / А.Г. Лилеева // Мир русского слова. - 2015. - №1. - С. 76-81.
75. Московкин Л.В Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 552с.
76. Мещерякова О.А. Семантика перцепции в аспекте художественной когниции И. А. Бунина : дис. ... доктора филол. наук : 10.02.01 / Мещеряков Ольга Александровна. - Елец, 2011. - 457 с.
77. Муравьева Н.Ю. Категория перцептивности в семантике глагола и в тексте : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Муравьева Наталия Юрьевна. - М., 2008. - 24 с.
78. Магрупова С. Материал художественного текста как объект лингвокультурологического комментирования в иноязычной аудитории / С. Магрупова // Общество и образование в XXI веке: опыт, традиции, перспективы (седьмые лозинские чтения): материалы Международной научно-методической конференции, Псков, 24-28 апреля 2017г. - Псков: Издательство Псковского гос. ун-та, 2017. - С. 176-180.
79. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - СПб: Ювента; Наука, 1999. - 605 с.
80. Михед Н.В. Некоторые аспекты работы в иностранной аудитории над художественным текстом как одним из компонентов художественного произведения / Н.В. Михед // ЭБ БГУ: Общественные науки: Народное образование. Педагогика. - 2014. - №4. - С. 90-92.
81. Моисеева А.А. Художественный текст как средство обучения иностранцев русскому языку / А.А. Моисеева // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 2 (43). - С. 375-380.
82. Моисеева Н.В. Глаголы восприятия в русском языке // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 1998. - № 6. - С. 82-91.
83. Мансурова А.В. Поэтика звукообразов в лирике М.Ю. Лермонтова : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Мансурова Анна Васильевна. - Томск, 2004. - 18 с.
84. Носовец С.Г. Цветовая картина мира Владимира Набокова в когнитивнопрагматическом аспекте : цикл рассказов «Весна в Фиальте» : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Носовец Светлана Геннадьевна. - Омск, 2002. - 249 с.
85. Обухова Т.М. Чтение художественного текста в иноязычной аудитории / Т.М. Обухова // Русский язык в современном мире. - 2013. - № 1. - С. 229¬235.
86. Опарин П.Г. Книга М. А. Волошина «Путями Каина» в литературном контексте первой трети XX века: историософия и поэтика : историософия и поэтика : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / П. Г. Опарин. - Киров, 2005. - 190 с.
87. Овчинникова Л.О. Сенсорная лексика как средство выражения ценностной картины мира Ю. Н. Куранова : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Овчинникова Лада Олеговна. - Калининград, 2009. - 197 с.
88. Падучева Е.В. Актантная структура глаголов восприятия / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. - 2003. - № 3. - С. 33-45.
89. Падучева Е.В. К структуре семантического поля «восприятие» (на материале глаголов восприятия в русском языке) / Е.В. Падучева // Вопросы языкознания. - 2001. - № 4. - С. 23-44.
90. Петрова А.В. Перцептивные глаголы в поэтической речи (на примерах поэтических текстов Ф. И. Тютчева) / А.В. Петрова // Вестник Брянского государственного университета. - 2017. - № 2 (32). - С. 242-247.
91. Полежаева Ж.Ю. Аспектуальные свойства русских глаголов- светообозначений / Ж.Ю. Полежаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 9 (197). - С. 45-53.
92. Павлова Н.С. Лексика с семой «запах» в языке, речи и тексте : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Павлова Наталья Сергеевна. - Екатеринбург, 2006. - 228 с.
93. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики / Е.В. Падучева. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 608 с.
94. Попова И.М. Современная русская литература: учебное пособие / И.М. Попова, Т.В. Губанова, Е.В. Любезная. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун¬та, 2008. - 64 с.
95. Пассов Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции / Е.И. Пассов. - Липецк, 2016. - 178 с.