🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков

Работа №192361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Лицей №1 п. Нахабино (Московская область).
Выборка: 40 подростков женского и мужского пола от 14 до 17 лет и 40 пар родителей в возрасте от 34 до 56 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и типология детско-родительских отношений…………… 5
1.2 Характеристика личностных особенностей подростков……………13
1.3 Проблема детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков в контексте взаимовлияния……………23
Выводы по главе 1……………………………………………………….. 29
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования…33
2.2 Диагностика типов детско-родительских отношений……………..37
2.3 Диагностика личностных особенностей подростков…………….. 49
2.4 Выявление связи типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков……………………………………… 52
Выводы по главе 2………………………………………………….57
Практические рекомендации…………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 63
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….... 69

В данном исследовании была детально изучена связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков.
Мы определили актуальный уровень типов детско-родительских отношений в семьях подростков, а также изучили личностные особенности как подростков, так и родителей. Были определены некоторые особенности в каждой из исследуемых групп, а также специфические взаимосвязи.
В нашем исследовании много раз подтверждался высокий авторитет матерей в семьях подростков. Матери, как правило, обеспечивают основную заботу о ребенке в первые годы его жизни. Именно они часто кормят, убирают и успокаивают ребенка, а также отвечают за его физическое и эмоциональное благополучие. Кроме того, матери, как правило, являются основными воспитателями в жизни ребенка. Они обеспечивают эмоциональную поддержку, которая необходима ребенку для развития чувства собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе. Они также прививают ценности и моральные принципы, которыми ребенок руководствуется на протяжении всей своей жизни.
С другой стороны, отцы также играют важную роль в жизни ребенка. Они обеспечивают безопасность и стабильность для ребенка, помогают познавать мир. Кроме того, отцы могут служить положительным примером для подражания своим детям, особенно для мальчиков, уча их ответственности, трудолюбию и другим качествам.
Таким образом, оба родителя необходимы для развития и благополучия ребенка. Важно признавать и ценить уникальный вклад каждого родителя в жизнь ребенка.
Как показывает наше исследование личностные факторы оказывают определённое влияние на стиль взаимодействия подростков и родителей.
«Личностные черты связаны с удовлетворённостью и счастьем, физическим и психическим здоровьем, качеством
взаимоотношений в семье, с друзьями и другими людьми, образованием и достижениями, а также с просоциальным и антиобщественным поведением» [Слободская, с. 196].
Мы определили множество взаимосвязей между характером взаимоотношений в семье и тем насколько респондент открыт новому жизненному опыту, а также в какой степени он проявляет свою доброжелательность. Также достаточно часто в корреляционном анализе присутствовали показатели строгости и последовательности родителей.
Таким образом мы выполнили основные поставленные задачи. Определены типы детско-родительских отношений и выявлены личностные особенности подростков. Также была определена связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков
На основе результатов исследования составлены практические рекомендации в отношении характера взаимодействия подростков и родителей.
И так, отношения между родителями и детьми играют важнейшую роль в развитии подростка. Подростки полагаются на своих родителей в плане эмоциональной поддержки, руководства и стабильности, когда они преодолевают трудности взросления. На данном этапе исследования мы не выявили ярких отклонений в стиле воспитания подростков. Подростки, у которых крепкие и поддерживающие отношения с родителями, чаще имеют лучшие результаты в учебе и социальной жизни, а также меньше склонны к девиантному поведению.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гармоничные отношения между детьми и родителями сегодня встречаются гораздо чаще, чем в предыдущих поколениях. Возможно это связано с такими аспектами развития современного общества, как: положительные тенденции роста роли семьи в жизни каждого человека, понимание важности атмосферы в семье и отношений между детьми и родителями для всей последующей жизни, осознанное родительство, повышение уровня психологической грамотности населения, повышение уровня доступности психологической помощи, распространение популярной психологической литературы и психологического контента по вопросам семьи и детства. Актуальность исследования состоит в том, что современное поколение родителей 30-45 лет уже осознает свои травмы, полученные вследствие деструктивных семейных отношений и работая над собой, стремится улучшить детство собственных детей посредством минимизации травматичности воспитания, ищет актуальные подходы в построении конструктивных детско-родительских отношений.
Впервые с научной точки зрения, детско-родительские отношения были исследованы и детально изучены в рамках классического психоанализа. При этом именно психоанализу, было суждено реализоваться как ключевой вектор развития ведущих концепций развития ребенка как личности, в контексте которых приоритетный аспект, - это вопрос отношений между детьми и родителями (Эриксон Э., 1996).
Цель исследования – выявить связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков.
Объект исследования - детско-родительские отношения и личностные особенности.
Предмет исследования - связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков.


Гипотезы исследования:
1) Наличие различий в оценках подростками родителей и родителями подростков;
2) Существуют различия в личностных особенностях подростков и родителей;
3) Имеются определенные различия в характере взаимодействия родителей и подростков (в частности, у матерей и отцов).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты детско-родительских отношений
2. Охарактеризовать личностные особенности подростков.
3. Определить типы детско-родительских отношений
4. Выявить личностных особенностей подростков.
5. Определить связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков
6. Составить практические рекомендации в отношении характера взаимодействия подростков и родителей.
Методы исследования: в ходе исследования были использованы методы анализа научных источников; методы сбора данных; методы статистического анализа.
Методики исследования:
1) Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) (вариант для родителей подростков);
2) Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) (вариант для подростков);
3) Опросник Большой пятерки, BFI.
Методы статистического анализа: описательная статистика, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена.
База эмпирического исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ Лицей №1 п. Нахабино (Московская область). В нём приняли участие 40 подростков женского и мужского пола от 14 до 17 лет и 40 пар родителей в возрасте от 34 до 56 лет.
Объем и структура исследования. Работа изложена на 83 листах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, практических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 54 источников, и 10 приложений.



формирование суицидальных тенденций у подростков // Вопросы науки и образования, 2019.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2017. С. 551–576.
3. Акулина, Мария Детско – родительские отношения / Мария Акулина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 108 c.
4. Бакланова О.Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений: автореф. дис…. ... канд. психол. наук. СПб., 2012.
5. Бобровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf
6. Васильева Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015.
7. Васильева Е.Н., Суворова О.В, Потапова А.Б. Особенности личностных и внутрисемейных структур в пространстве межэтнической и моноэтнической семьи // Мир науки, культуры, образования. 2013. №1(38). С. 91–93.
8. Васильева Е.Н., Шмонин А.Б. Образ будущего родительства у подростков с просоциальным поведением // Инициативы XXI в. 2013. № 1. С. 74–76.
9. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия ЮФУ. Технические науки. 2016.
10. Гимадиев А.М. О проблемах взаимоотношений родителей и повзрослевших детей // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015.
11. Гимадиев А.М. О проблемах взаимоотношений родителей и повзрослевших детей // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016.
12. Гогицаева О. У., Небежева А. В.. Шибзухова Д. А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка//Балтийский гуманитарный журнал, 2018.
13. Голубева Е. В., Истратова О. Н. Диагностика типов детско-родительских отношений// Российский психологический журнал, 2009.
14. Горская, Ю. М. Особенности развития личности в подростковом возрасте / Ю. М. Горская// Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 71-73.
15. Жамалетдинова, Г.Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146-148.
16. Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. Феномен отчужденности в детско-родительских отношениях//Вестники университета, 2019.
17. Игнатович С. С., Сотникова Т. В. К вопросу о социализации подростков в семье// Педагогика: история, перспективы, 2019.
18. Игнатович С.С., Сотникова Т.В. Особенности социализации детей подросткового возраста//Педагогика: история, перспективы, 2020.
19. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005.
20. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка//Концепт, 2017.
21. Кипрюшина А.А., Бобкова М.Г. Особенности детско-родительских отношений в дисфункциональных семьях и их влияние на формирование эмоционального состояния личности подростка (на примере девиантных подростков) // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: 25. Наумова Т.В. Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование личности подростка//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2012.
26. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: МПСИ, 2006.
27. Разумова Е. М., Ярыгина А. В. Связь семейных взаимоотношений и агрессивности подростков// Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Изд-во «Питер», 2018. 624 с.
29. Родители и дети : Психология взаимоотношений/Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-центр, 2019. – 230 с.
30. Рыцарева Т.В. Индивидуально-психологические особенности подростков с разными типами отклоняющегося поведения и их связь с ценностными ориентациями родителей. Диссертация канд.психол.наук. Москва, 2018.
31. Семенова А. В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте//Педагогика: история, перспективы, 2020.
32. Слободская, Е. Р. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия детей / Е. Р. Слободская // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2014. – № 3(76). – С. 196-204. – EDN UCTCHJ.
33. Смахтина Т. А., Кубекова А. С. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте//Мир науки. Педагогика и психология, 2019.
34. Соколова Е.Т. Нормальные трудности подросткового возраста / Е.Т. Соколова / Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. М.: Аспект пресс, 2019.
35. Соколовский М.Л. Поведение родителей и отношение подростков к ним в семьях с разным психологическим климатом в семье // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015.
36. Статья «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СО-ВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ», URL: https://boss.com.az/samorazvitie/vospitanie/otnosheniya-mezhdu-roditelyami-i-detmi-v-sovremennoj-seme/ (дата обращения 17.02.2023)
37. Суглоб, Е. Г. Понятие и типология детско-родительских отношений / Е. Г. Суглоб// Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 43-46.
38. Сытько Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации. Диссертация канд. психол. наук. Москва, 2014.
39. Сытько Т.И. Программа и методики эмпирического исследования структуры родительско -детских отношений в процессе семейной сепарации. Учебное пособие / Под общ. ред.проф. В.С.Агапова.- СПб.: издательство Пирожкова, 2013. – 40 с.
40. Сытько Т.И. Семейная сепарация: аспекты научного анализа: монография/ Под общ. ред. проф. В.С.Агапова. – СПб.: издательство Пирожкова, 2013.- 64 с.
41. Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2019.
42. Фризен М. А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». № 1 (29). 2017. C.63-70.
43. Чепракова Е.А. Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков: Дисс. ... канд. психол. наук / Е.А. Чепракова. М., 2011.
44. Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69.
45. Чижова К.И. Проблемы детско-родительских отношений подростков в контексте психологического консультирования//Актуальные исследования, 2022. Режим доступа: https://apni.ru/article/1847-problemi-detsko-roditelskikh-otnoshenij-podr?ysclid=le6qbmto20433291629 (дата обращения 12.01.2023)
46. Шевченко И. О. Авторитет отца в современной российской семье //Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2012. – №. 2 (82). – С. 321-343.
47. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2018. - 672 с.
48. Эриксон, Эрик Г. Идентичность: юность и кризис : Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. – 340.
49. Bartholomew К. «Methods of Assessing Adult Attachment. Do They Converge?» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sfu.ca/ psyc/faculty/ bartholomew/research/publications/maa.pdf.
50. Becker G.S. A treatise on the family. Cambridge, MA:Harvard University Press, 1991.
51. Bowlby J. Attachment and loss: Loss sandess and depression. N.Y.: Basic Books, 1980.
52. Dolto Franзoise, Malandrin Marie-Hйlиne, Schauder Claude, Une psychanalyste dans la citй. L'aventure de la Maison verte, йd. Gallimard, 2009.
53. Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes / R Janoff-Bulman / In: C.R. Snyder (Ed.) Coping: The psychology of what works. N.Y. Oxford University Press, 1998.
54. Shaver P.R. & Mikulincer M. Attachment-related psychodynamics/ P.R. Shaver & M. Mikulincer // Attachment & human development, 4(2), 2002. 133-161.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ