Связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Лицей №1 п. Нахабино (Московская область).
Выборка: 40 подростков женского и мужского пола от 14 до 17 лет и 40 пар родителей в возрасте от 34 до 56 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и типология детско-родительских отношений…………… 5
1.2 Характеристика личностных особенностей подростков……………13
1.3 Проблема детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков в контексте взаимовлияния……………23
Выводы по главе 1……………………………………………………….. 29
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования…33
2.2 Диагностика типов детско-родительских отношений……………..37
2.3 Диагностика личностных особенностей подростков…………….. 49
2.4 Выявление связи типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков……………………………………… 52
Выводы по главе 2………………………………………………….57
Практические рекомендации…………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 63
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….... 69
База исследования: МБОУ Лицей №1 п. Нахабино (Московская область).
Выборка: 40 подростков женского и мужского пола от 14 до 17 лет и 40 пар родителей в возрасте от 34 до 56 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и типология детско-родительских отношений…………… 5
1.2 Характеристика личностных особенностей подростков……………13
1.3 Проблема детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков в контексте взаимовлияния……………23
Выводы по главе 1……………………………………………………….. 29
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования…33
2.2 Диагностика типов детско-родительских отношений……………..37
2.3 Диагностика личностных особенностей подростков…………….. 49
2.4 Выявление связи типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков……………………………………… 52
Выводы по главе 2………………………………………………….57
Практические рекомендации…………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 63
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….... 69
В данном исследовании была детально изучена связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков.
Мы определили актуальный уровень типов детско-родительских отношений в семьях подростков, а также изучили личностные особенности как подростков, так и родителей. Были определены некоторые особенности в каждой из исследуемых групп, а также специфические взаимосвязи.
В нашем исследовании много раз подтверждался высокий авторитет матерей в семьях подростков. Матери, как правило, обеспечивают основную заботу о ребенке в первые годы его жизни. Именно они часто кормят, убирают и успокаивают ребенка, а также отвечают за его физическое и эмоциональное благополучие. Кроме того, матери, как правило, являются основными воспитателями в жизни ребенка. Они обеспечивают эмоциональную поддержку, которая необходима ребенку для развития чувства собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе. Они также прививают ценности и моральные принципы, которыми ребенок руководствуется на протяжении всей своей жизни.
С другой стороны, отцы также играют важную роль в жизни ребенка. Они обеспечивают безопасность и стабильность для ребенка, помогают познавать мир. Кроме того, отцы могут служить положительным примером для подражания своим детям, особенно для мальчиков, уча их ответственности, трудолюбию и другим качествам.
Таким образом, оба родителя необходимы для развития и благополучия ребенка. Важно признавать и ценить уникальный вклад каждого родителя в жизнь ребенка.
Как показывает наше исследование личностные факторы оказывают определённое влияние на стиль взаимодействия подростков и родителей.
«Личностные черты связаны с удовлетворённостью и счастьем, физическим и психическим здоровьем, качеством
взаимоотношений в семье, с друзьями и другими людьми, образованием и достижениями, а также с просоциальным и антиобщественным поведением» [Слободская, с. 196].
Мы определили множество взаимосвязей между характером взаимоотношений в семье и тем насколько респондент открыт новому жизненному опыту, а также в какой степени он проявляет свою доброжелательность. Также достаточно часто в корреляционном анализе присутствовали показатели строгости и последовательности родителей.
Таким образом мы выполнили основные поставленные задачи. Определены типы детско-родительских отношений и выявлены личностные особенности подростков. Также была определена связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков
На основе результатов исследования составлены практические рекомендации в отношении характера взаимодействия подростков и родителей.
И так, отношения между родителями и детьми играют важнейшую роль в развитии подростка. Подростки полагаются на своих родителей в плане эмоциональной поддержки, руководства и стабильности, когда они преодолевают трудности взросления. На данном этапе исследования мы не выявили ярких отклонений в стиле воспитания подростков. Подростки, у которых крепкие и поддерживающие отношения с родителями, чаще имеют лучшие результаты в учебе и социальной жизни, а также меньше склонны к девиантному поведению.
Мы определили актуальный уровень типов детско-родительских отношений в семьях подростков, а также изучили личностные особенности как подростков, так и родителей. Были определены некоторые особенности в каждой из исследуемых групп, а также специфические взаимосвязи.
В нашем исследовании много раз подтверждался высокий авторитет матерей в семьях подростков. Матери, как правило, обеспечивают основную заботу о ребенке в первые годы его жизни. Именно они часто кормят, убирают и успокаивают ребенка, а также отвечают за его физическое и эмоциональное благополучие. Кроме того, матери, как правило, являются основными воспитателями в жизни ребенка. Они обеспечивают эмоциональную поддержку, которая необходима ребенку для развития чувства собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе. Они также прививают ценности и моральные принципы, которыми ребенок руководствуется на протяжении всей своей жизни.
С другой стороны, отцы также играют важную роль в жизни ребенка. Они обеспечивают безопасность и стабильность для ребенка, помогают познавать мир. Кроме того, отцы могут служить положительным примером для подражания своим детям, особенно для мальчиков, уча их ответственности, трудолюбию и другим качествам.
Таким образом, оба родителя необходимы для развития и благополучия ребенка. Важно признавать и ценить уникальный вклад каждого родителя в жизнь ребенка.
Как показывает наше исследование личностные факторы оказывают определённое влияние на стиль взаимодействия подростков и родителей.
«Личностные черты связаны с удовлетворённостью и счастьем, физическим и психическим здоровьем, качеством
взаимоотношений в семье, с друзьями и другими людьми, образованием и достижениями, а также с просоциальным и антиобщественным поведением» [Слободская, с. 196].
Мы определили множество взаимосвязей между характером взаимоотношений в семье и тем насколько респондент открыт новому жизненному опыту, а также в какой степени он проявляет свою доброжелательность. Также достаточно часто в корреляционном анализе присутствовали показатели строгости и последовательности родителей.
Таким образом мы выполнили основные поставленные задачи. Определены типы детско-родительских отношений и выявлены личностные особенности подростков. Также была определена связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков
На основе результатов исследования составлены практические рекомендации в отношении характера взаимодействия подростков и родителей.
И так, отношения между родителями и детьми играют важнейшую роль в развитии подростка. Подростки полагаются на своих родителей в плане эмоциональной поддержки, руководства и стабильности, когда они преодолевают трудности взросления. На данном этапе исследования мы не выявили ярких отклонений в стиле воспитания подростков. Подростки, у которых крепкие и поддерживающие отношения с родителями, чаще имеют лучшие результаты в учебе и социальной жизни, а также меньше склонны к девиантному поведению.
Гармоничные отношения между детьми и родителями сегодня встречаются гораздо чаще, чем в предыдущих поколениях. Возможно это связано с такими аспектами развития современного общества, как: положительные тенденции роста роли семьи в жизни каждого человека, понимание важности атмосферы в семье и отношений между детьми и родителями для всей последующей жизни, осознанное родительство, повышение уровня психологической грамотности населения, повышение уровня доступности психологической помощи, распространение популярной психологической литературы и психологического контента по вопросам семьи и детства. Актуальность исследования состоит в том, что современное поколение родителей 30-45 лет уже осознает свои травмы, полученные вследствие деструктивных семейных отношений и работая над собой, стремится улучшить детство собственных детей посредством минимизации травматичности воспитания, ищет актуальные подходы в построении конструктивных детско-родительских отношений.
Впервые с научной точки зрения, детско-родительские отношения были исследованы и детально изучены в рамках классического психоанализа. При этом именно психоанализу, было суждено реализоваться как ключевой вектор развития ведущих концепций развития ребенка как личности, в контексте которых приоритетный аспект, - это вопрос отношений между детьми и родителями (Эриксон Э., 1996).
Цель исследования – выявить связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков.
Объект исследования - детско-родительские отношения и личностные особенности.
Предмет исследования - связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков.
Гипотезы исследования:
1) Наличие различий в оценках подростками родителей и родителями подростков;
2) Существуют различия в личностных особенностях подростков и родителей;
3) Имеются определенные различия в характере взаимодействия родителей и подростков (в частности, у матерей и отцов).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты детско-родительских отношений
2. Охарактеризовать личностные особенности подростков.
3. Определить типы детско-родительских отношений
4. Выявить личностных особенностей подростков.
5. Определить связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков
6. Составить практические рекомендации в отношении характера взаимодействия подростков и родителей.
Методы исследования: в ходе исследования были использованы методы анализа научных источников; методы сбора данных; методы статистического анализа.
Методики исследования:
1) Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) (вариант для родителей подростков);
2) Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) (вариант для подростков);
3) Опросник Большой пятерки, BFI.
Методы статистического анализа: описательная статистика, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена.
База эмпирического исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ Лицей №1 п. Нахабино (Московская область). В нём приняли участие 40 подростков женского и мужского пола от 14 до 17 лет и 40 пар родителей в возрасте от 34 до 56 лет.
Объем и структура исследования. Работа изложена на 83 листах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, практических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 54 источников, и 10 приложений.
Впервые с научной точки зрения, детско-родительские отношения были исследованы и детально изучены в рамках классического психоанализа. При этом именно психоанализу, было суждено реализоваться как ключевой вектор развития ведущих концепций развития ребенка как личности, в контексте которых приоритетный аспект, - это вопрос отношений между детьми и родителями (Эриксон Э., 1996).
Цель исследования – выявить связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков.
Объект исследования - детско-родительские отношения и личностные особенности.
Предмет исследования - связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков.
Гипотезы исследования:
1) Наличие различий в оценках подростками родителей и родителями подростков;
2) Существуют различия в личностных особенностях подростков и родителей;
3) Имеются определенные различия в характере взаимодействия родителей и подростков (в частности, у матерей и отцов).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты детско-родительских отношений
2. Охарактеризовать личностные особенности подростков.
3. Определить типы детско-родительских отношений
4. Выявить личностных особенностей подростков.
5. Определить связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков
6. Составить практические рекомендации в отношении характера взаимодействия подростков и родителей.
Методы исследования: в ходе исследования были использованы методы анализа научных источников; методы сбора данных; методы статистического анализа.
Методики исследования:
1) Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) (вариант для родителей подростков);
2) Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) (вариант для подростков);
3) Опросник Большой пятерки, BFI.
Методы статистического анализа: описательная статистика, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена.
База эмпирического исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ Лицей №1 п. Нахабино (Московская область). В нём приняли участие 40 подростков женского и мужского пола от 14 до 17 лет и 40 пар родителей в возрасте от 34 до 56 лет.
Объем и структура исследования. Работа изложена на 83 листах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, практических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 54 источников, и 10 приложений.
Подобные работы
- Особенности связи типа детско-родительских отношений с компонентами личностного потенциала студентов (Сибирский Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Особенности учебной мотивации у школьников 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ПОДРОСТКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



