Введение
1 Теоретический анализ проблемы идентичности 7
1.1 Проблема формирования и развития идентичности у старших подростков 7
1.2 Условия становления этнической идентичности 20
1.3 Школьная среда как пространство формирования идентичности 34
2 Исследование формирования идентичности у подростков 46
2.1 Методы исследования 46
2.2 Результаты проведенного исследования 52
2.3 Рекомендации по созданию условий для формирования позитивной
национальной идентичности 63
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А Анкета для выявление спектра интересов, жизненных ценностей старшеклассников 79
Приложение Б Первый блок вопросов - адресный, позволяющий оценить пол, возраст, национальную принадлежность респондентов. 85
Приложение В Жизненные планы респондентов 86
Приложение Г Представление о жизненном успехе 87
Россия всегда была многонациональным государством, поэтому тема идентичности никогда не перестанет быть актуальной. В последнее время важность развития идентичности не раз поднималась в государственных документах. Так, в разработанной Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года говорится о необходимости воспитания гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. И Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение:
- формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
- единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России и т.д. [45].
Становление этнической идентичности у подрастающих поколений является основной задачей образования и условием сохранения целостности нашего государства. В современном российском обществе резко возросли миграционные потоки, представители разных этнокультурных групп тесно взаимодействуют в быту, на работе, в условиях городской жизни. Это затрудняет становление и сохранение этнической и этнокультурной идентичности у коренных жителей многих территорий. Особенно актуальными становятся эти проблемы для молодого человека, входящего в жизнь, строящего свою собственную идентичность.
Исследованием проблем становления этнической идентичности занимались Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова, С.Г. Азариашвили, А. А. Андрюшков и т.д. Они показали, что на формирование позитивной идентичности влияют следующие параметры: уровень материального благополучия, культурная интегрированность, удовлетворенность своим положением.
Ввиду этого мы исследуем особенности формирования идентичности у школьников старших классов, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом.
Цель исследования — исследовать особенности формирования идентичности у школьников старших классов различных национальностей, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом.
Задачи исследования:
1. Описать понятие идентичности, как психологический феномен и закономерности ее становления;
2. Исследовать состояние идентичности современных старшеклассников;
3. Разработать рекомендации для школ по созданию среды, направленной на формирование общероссийской идентичности.
Объектом нашего исследования является особенности этнической идентичности у учащихся старших классов.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на становление идентичности учащихся старших классов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что этническая идентичность респондентов характеризуется следующими особенностями:
- у школьников сложился негативный образ России, отсутствует представление об общей истории народа, об общем национальном герое;
- у русских школьников, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом будут наблюдаться элементы негативной этнической идентичности;
- жизненные стратегии подростков зависят от их национальной принадлежности, в них отражаются элементы национального характера;
- у русских школьников сильнее развиты этнические стереотипы, ниже уровень толерантности.
Методы исследования:
- Теоретический анализ и моделирование.
- Социологический опрос (анкета ученика (автор: Лукина А.К.), анкета с открытыми вопросами) см. Приложение А.
- Методы математико-статистической обработки.
Научная новизна заключается в выявлении роли происходящих общественных процессов в сфере становления этнической идентичности подрастающих поколений, межличностных отношений людей разных национальностей.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что результаты могут быть положены в основу разработки модели работы школы по созданию условий для формирования общероссийской идентичности и межэтнической толерантности.
Для понимания особенностей становления идентичности старших подростков нами был проведен социологический опрос старшеклассников 7 Красноярских школ - представителей различных национальностей.
Базой исследования были 7 школ г. Красноярска, количество мигрантов в которых превышает 20 %.
В целом, можно отметить, что этническая идентичность является центральным феноменом этнического самосознания, «связывающий» индивида с его этнической группой и рассматривается как результат взаимосвязанных социально-психологических процессов этнической идентификации и межэтнической дифференциации.
Система образования, обеспечивая национальное воспитание, формирует этническую идентичность ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностями народа. Очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей. Система образования должна обеспечить, прежде всего, сохранение целостности нации, этнического самосознания, культурного генофонда, языковых отличий, но вместе с тем и толерантное отношение к другим этносам и национальным меньшинствам. Задача школ, прежде всего, обеспечить приобретение и присвоение тех социально-значимых культурных, духовных и государственных качеств, которые отражают принадлежность к определенному этносу.
В нашем исследовании мы полностью доказали нашу гипотезу, так как у наших респондентов проявляется негативный образ России, представлений об общей истории народа, об общем национальном герое. Так же доказано, что русские школьники, проживающие в районах с негативным социально-культурным контекстом наблюдаются элементы негативной этнической идентичности и жизненные стратегии подростков зависят от их национальной принадлежности, в них отражаются элементы национального характера и сильнее развиты этнические стереотипы.
- Изучение истории семьи, её вклада в развитие города, края, жизни в Сибири. Такая работа, безусловно, положительно повлияет на самоидентификацию подростков как жителей Края, появление гордости за принадлежность к этому региону, появление «МЫ-чувства» с другими подростками вне зависимости от их национальности на основе общности жизненного пространства.
- Становлению общероссийской идентичности учащихся может способствовать общешкольный проект или любое подобное мероприятие. Проведение проектной деятельности позволяет обращаться к событиям, явлениям, поступкам, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы. Ведь проект, с точки зрения ученика, - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, тем самым развивать патриотическое воспитание молодежи для высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и т.д.
- Создание клубного пространства. В деятельности клуба наиболее ярко проявляется событийность школьной жизни. Здесь становится возможным приобретение нового видения знакомых явлений; разворачивание интенсивных практических проб; включение ребенка в различные формы образовательной коммуникации. Клуб создает образовательное пространство, стимулирующее продуктивное участие детей во внеурочной деятельности, развитие интереса к созданию и презентации продуктов собственной деятельности, проявление творческих способов самореализации ребенка, обретение авторства собственных действий.
1. Азариашвили, С. Г. Научно-методическая работа педагогов в совершенствовании образовательной системы в условиях малого города : автореф. дис. ... канд. пед. наук :13.00.01 / Азариашвили Светлана Григорьевна. - Чебоксары, 2000. - 21 с.
2. Александров, Д. А. Дети и родители - мигранты во взаимодействии с российской школой / Д. А. Александров, В. В. Баранова, В. А. Иванюшина // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - 24 с.
3. Андрюшков, А. А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее / А. А. Андрюшков // Вопросы образования. - 2011. - № 3. - С. 287-300.
4. Асипова, Н. А. Актуализация кросс-культурных процессов и этнопедагогическое образование / Н. А. Асипова // Изв. АПСН. - 2003. - № 7. - С. 26-32.
5. Асмолов, А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А. Г. Асмолов // Мемориал. - 2001. - № 24.
6. Баклушинский, С. А. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе / С.А. Баклушинский, Н. Г. Орлова. // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. / Под ред. В. С. Собкина. - Москва : Центр социологии образования РАО, 1998. - Т. 4, № 4. - 268 с.
7. Белинская, Е. П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. - Москва : Изд. МПСИ.; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.
8. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - Москва : Издательство МПСИ ; Воронеж : Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
9. Верещагина, М. В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов : автореф. дис. . канд. псих. наук : 19.00.05 / Верещагина Марина Владимировна. - Санкт-Петербург, 2010.- 25 с.
10. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - Москва : Академия, 2013. - 376 с.
11. Волков, И. П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях / И. П. Волков. - Москва : Академия, 2013. - 152 с.
12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2010. -17 с.
13. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90 годов / Аклаев А. Р., Дробижева Л. М., Коротеева В. В., Солдатова Г. У.; Отв. ред.: Дробижева Л. М.; Редкол.: Антонян В. С., Кашуба М. С. - Москва : Мысль, 1996. - 382 с.
14. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование. / Г. Д. Дмитриев. - Москва: Народное образование, 1999. - 208 с.
15. Донцов, А. И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 75-86.
16. Духонин, М. М. Проблема этноса: соотношение биологического и социального / М. М. Духонин // Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога: сб. статей молодых ученых. / Издательство «Научная Книга». - Саратов, 2005. - С. 28-32.
17. Здравомыслов, А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян / А. Г. Здравомыслов // Социологические исследования. - 1996. - № 12. - С. 23-32.
18. Качалова, И. Н. Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве / И. Н. Качалова // Молодой ученый. - Казань, 2016. - № 05 (109) - С. 21-23.
19. Климова, М. В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Климова Мария Викторовна. Нижний Новгород, 2011. - 30 с.
20. Косогова, А. С. Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации к школе / А. С. Косогова, М. Б. Дьякова. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 44-48.
21. Логинов, А. В. Толерантность: от понятия к проблеме / А. В. Логинов // Толерантность: Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. - Екатеринбург: УрГУ, 2001. - С. 120.
22. Лукина, А. К. Социальная педагогика как педагогика среды : учебное пособие / А. К. Лукина : - Красноярск : КГУ, 2005. - 278 с.
23. Лукина, А. К. Модель работы школы по созданию условий для формирования общероссийской идентичности и межэтнической толерантности: метод. рекомендации / А. К. Лукина. - Красноярск: СФУ, 2015. - 58 с.
24. Лукина, А. К. Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде. Поликультурное образование: учебное пособие / А. К. Лукина, О. Ю. Дивакова. - Красноярск : СФУ, 2012. - 217с.
25. Лукина, А. К. Этнопедагогика и этнопсихология: учебно - методическое пособие / А.К. Лукина : - Красноярск : СФУ, 2011. - 217с.
26. Миронов, А. В. Самоотношение и этническая идентичность личности (на примере обских угров и русских) : автореф. дис. . канд. псих. наук : 19.00.05 / Миронов Андрей Валерьевич. - Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.
27. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. / А. В. Мудрик / под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Академия, 2000. - 200 с.
28. Мухлынкина, Ю. В. Этноидентичность: сущность, содержание и основные тенденции развития: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Мухлыкина Юлия Владимировна. - Москва, 2011. - 27 с.
29. Петров, В. Н. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая среда: проблемы толерантности / В. Н. Петров // Социологические исследования. - 2003. - № 7. - 18 с.
30. Рафиков, Р. Г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации и институтов гражданского общества в Красноярском крае. Движение общественного образования в России и Красноярского края: проблемы и перспективы / Р. Г. Рафиков // Материалы научно-практической конференции 12 декабря 2012 года Красноярский филиал Научно-образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права». - Красноярск, 2012. - С. 30-36.
31. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования : учебник / В. И. Слободчиков. - Москва: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.
32. Смолянинова, О. Г. Использование технологии е-портфолио в высшем образовании в Российской федерации / О. Г. Смолянинова, О. А. Иманова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9. - С. 151-161.
33. Собкин, В. С. Этнос. Идентичность. Образование: труды по социологии образования / В. С. Собкин. - Москва : Центр социологии образования РАО, 1998. - Т.4., № 6.
34. Собкин, В.С. Социология образования: Беседы, технологии, методы: Труды по социологии образования / В.С. Собкин. - Москва : Центр социологии образования РАО, 2006. - Т.11., №. 18. - 223 с.
35. Собкин, В.С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации : труды по социологии образования / В. С. Собкин, П. С. Писарский. - Москва : Центр социологии образования РАО, 1998. - Т.4., № 5.
36. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности : учебник / Г. У. Солдатова. - Москва: Смысл, 1998. - 389 с.
37. Становление идентичности и толерантности в условиях поликультурного образования : монография / А. К. Лукина [ и др.] ; отв. ред. А. К. Лукина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. - 260 с.
38. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. - Москва : Академия:АПКиПРО, 2013. - 82 с.
39. Степанов, П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Степанов Павел Валентинович - Москва, 2002. - 27 с.
40. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учеб. для вузов по спец. «Психология» / Т. Г. Стефаненко. - Москва : Аспект-Пресс, 2009. - 368 с.
41. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. - Режим доступа:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
42. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование: учебник для студ. высш. проф. образования / Л. Л. Супрунова, Ю. С. Свиридченко; под ред. Л. Л. Супруновой. - Москва : Академия, 2013. - 240 c.
43. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: книга / пер. с англ. / Э. Тоффлер. — Москва : ООО«Издательство ACT», 2003. — 669 с.
44. Труфанов, Д. О. Этнический фактор в городском населении красноярского края: некоторые результаты социологических исследований за 2009-2012 гг. / Д. О. Труфанов, Т. А. Феньвеш // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа:http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=12415
45. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования [Электронный ресурс] : федер. закон от 17.05.2012 № 413 // ФГОС СПОО. - Режим доступа:
http: //минобрнауки.рф/documents/2365
46. Хомяков, М. Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства / М. Б. Хомяков // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / под ред. В. С. Магун. - Москва, 2006. - С. 30-56.
47. Шлягина, Е. И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования / Е. И. Шлягина // Научно-публицистический вестник « Век толерантности» / Ред. А. Г. Асмолов. - Москва, 2001. - № 3-4. - С. 124-132.
48. Шпет, Г. Г. Введение в этническую психологию: учебное пособие / Г. Г. Шпет. - Санкт-Петербург : П.Э.Т при участии «Алетейя», 2014. - 160 с.
49. Эриксон, Э. Г. Детство и общество : книга / Э. Г. Эриксон / Пер. с англ. — Санкт-Петербург : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.
50. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис : книга / Э. Г. Эриксон / Пер. с англ. доктора псих. наук А. В. Толстых. - Москва : Издательская группа «Прогресс», 1996. - 339 с.
51. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию : книга / В. А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 368 с.
52. Actions of lifelong learning addressing multicultural education and
tolerance in Russia (ALLMEET). Project number - 544410-TEMPUS-1-2013-1-IT- TEMPUS-JPHES - Mode of access: http://tempus-allmeet.ipps.sfu-kras.ru/index.php/ru/
53. Bargal, D. A Lewinian approach to intergroup workshops for Arab- Palestinian and Jewish youth / D. Bargal, H. Bar // J. of Social Issues. - 1992. - Vol. 48. - P. 139-154.
54. Carter, T. J. I am what I do, not what I have: the differential centrality of experiential and material purchases to the self / T. J. Carter, T. Gilovich // Journal of Personality and Social Psychology. - 2012. - № 6 - P. 102.
55. Hogg, M. A. Social identity, self-categorization and the communication of group norms / M. A. Hogg, S. A. Reid // Communication Theory. - 2006. - №16. - P. 7-30.
56. Hogg, M. A., A tale of two theories: a critical comparison of identity theory with social identity theory / M. A. Hogg, D. J. Terry, K. M. White // Social Psychology Quarterly. - 1995. - 58. - P. 255-269.
57. Phinney, J. S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence / J. S. Phinney // Ethnic identity: Formation and transmission among
58. Quinn, D.M. Living with a concealable stigmatized identity: the impact of anticipated stigma, centrality, salience and cultural stigma on psychological distress and health / D.M. Quinn, S.R. Chaudoir // Journal of Personality and Social Psychology. - 2009. - 97(4). - P. 634-651.
59. Smolyaninova, O. G. The development of multicultural competence of students and teachers of the university by means of ePortfolio on the basis of the intercultural education platform. / O. G. Smolyaninova, D. О. Trufanov // 6th International Conference on Education and New Learning Technologies. - Barcelona, Spain ; July, 7-9, 2014. - P. 6414-6417. - Mode of access: http://library.iated.org/view/SMOLYANINOVA2014DEV.
60. Swann, W.B. Identity fusion: the interplay of personal and social identities in extreme group behavior / W. B. Swann, A. Gomez, D. C. Seyle, J. F. Morales, C. Huici // Journal of Personality and Social Psychology. - 2009. - 96(5). - P. 995-1011.