ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
|
Введение
1 Теоретический анализ проблемы идентичности 7
1.1 Проблема формирования и развития идентичности у старших подростков 7
1.2 Условия становления этнической идентичности 20
1.3 Школьная среда как пространство формирования идентичности 34
2 Исследование формирования идентичности у подростков 46
2.1 Методы исследования 46
2.2 Результаты проведенного исследования 52
2.3 Рекомендации по созданию условий для формирования позитивной
национальной идентичности 63
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А Анкета для выявление спектра интересов, жизненных ценностей старшеклассников 79
Приложение Б Первый блок вопросов - адресный, позволяющий оценить пол, возраст, национальную принадлежность респондентов. 85
Приложение В Жизненные планы респондентов 86
Приложение Г Представление о жизненном успехе 87
1 Теоретический анализ проблемы идентичности 7
1.1 Проблема формирования и развития идентичности у старших подростков 7
1.2 Условия становления этнической идентичности 20
1.3 Школьная среда как пространство формирования идентичности 34
2 Исследование формирования идентичности у подростков 46
2.1 Методы исследования 46
2.2 Результаты проведенного исследования 52
2.3 Рекомендации по созданию условий для формирования позитивной
национальной идентичности 63
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А Анкета для выявление спектра интересов, жизненных ценностей старшеклассников 79
Приложение Б Первый блок вопросов - адресный, позволяющий оценить пол, возраст, национальную принадлежность респондентов. 85
Приложение В Жизненные планы респондентов 86
Приложение Г Представление о жизненном успехе 87
Россия всегда была многонациональным государством, поэтому тема идентичности никогда не перестанет быть актуальной. В последнее время важность развития идентичности не раз поднималась в государственных документах. Так, в разработанной Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года говорится о необходимости воспитания гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. И Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение:
- формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
- единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России и т.д. [45].
Становление этнической идентичности у подрастающих поколений является основной задачей образования и условием сохранения целостности нашего государства. В современном российском обществе резко возросли миграционные потоки, представители разных этнокультурных групп тесно взаимодействуют в быту, на работе, в условиях городской жизни. Это затрудняет становление и сохранение этнической и этнокультурной идентичности у коренных жителей многих территорий. Особенно актуальными становятся эти проблемы для молодого человека, входящего в жизнь, строящего свою собственную идентичность.
Исследованием проблем становления этнической идентичности занимались Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова, С.Г. Азариашвили, А. А. Андрюшков и т.д. Они показали, что на формирование позитивной идентичности влияют следующие параметры: уровень материального благополучия, культурная интегрированность, удовлетворенность своим положением.
Ввиду этого мы исследуем особенности формирования идентичности у школьников старших классов, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом.
Цель исследования — исследовать особенности формирования идентичности у школьников старших классов различных национальностей, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом.
Задачи исследования:
1. Описать понятие идентичности, как психологический феномен и закономерности ее становления;
2. Исследовать состояние идентичности современных старшеклассников;
3. Разработать рекомендации для школ по созданию среды, направленной на формирование общероссийской идентичности.
Объектом нашего исследования является особенности этнической идентичности у учащихся старших классов.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на становление идентичности учащихся старших классов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что этническая идентичность респондентов характеризуется следующими особенностями:
- у школьников сложился негативный образ России, отсутствует представление об общей истории народа, об общем национальном герое;
- у русских школьников, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом будут наблюдаться элементы негативной этнической идентичности;
- жизненные стратегии подростков зависят от их национальной принадлежности, в них отражаются элементы национального характера;
- у русских школьников сильнее развиты этнические стереотипы, ниже уровень толерантности.
Методы исследования:
- Теоретический анализ и моделирование.
- Социологический опрос (анкета ученика (автор: Лукина А.К.), анкета с открытыми вопросами) см. Приложение А.
- Методы математико-статистической обработки.
Научная новизна заключается в выявлении роли происходящих общественных процессов в сфере становления этнической идентичности подрастающих поколений, межличностных отношений людей разных национальностей.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что результаты могут быть положены в основу разработки модели работы школы по созданию условий для формирования общероссийской идентичности и межэтнической толерантности.
Для понимания особенностей становления идентичности старших подростков нами был проведен социологический опрос старшеклассников 7 Красноярских школ - представителей различных национальностей.
Базой исследования были 7 школ г. Красноярска, количество мигрантов в которых превышает 20 %.
- формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
- единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России и т.д. [45].
Становление этнической идентичности у подрастающих поколений является основной задачей образования и условием сохранения целостности нашего государства. В современном российском обществе резко возросли миграционные потоки, представители разных этнокультурных групп тесно взаимодействуют в быту, на работе, в условиях городской жизни. Это затрудняет становление и сохранение этнической и этнокультурной идентичности у коренных жителей многих территорий. Особенно актуальными становятся эти проблемы для молодого человека, входящего в жизнь, строящего свою собственную идентичность.
Исследованием проблем становления этнической идентичности занимались Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова, С.Г. Азариашвили, А. А. Андрюшков и т.д. Они показали, что на формирование позитивной идентичности влияют следующие параметры: уровень материального благополучия, культурная интегрированность, удовлетворенность своим положением.
Ввиду этого мы исследуем особенности формирования идентичности у школьников старших классов, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом.
Цель исследования — исследовать особенности формирования идентичности у школьников старших классов различных национальностей, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом.
Задачи исследования:
1. Описать понятие идентичности, как психологический феномен и закономерности ее становления;
2. Исследовать состояние идентичности современных старшеклассников;
3. Разработать рекомендации для школ по созданию среды, направленной на формирование общероссийской идентичности.
Объектом нашего исследования является особенности этнической идентичности у учащихся старших классов.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на становление идентичности учащихся старших классов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что этническая идентичность респондентов характеризуется следующими особенностями:
- у школьников сложился негативный образ России, отсутствует представление об общей истории народа, об общем национальном герое;
- у русских школьников, проживающих в районах с негативным социально-культурным контекстом будут наблюдаться элементы негативной этнической идентичности;
- жизненные стратегии подростков зависят от их национальной принадлежности, в них отражаются элементы национального характера;
- у русских школьников сильнее развиты этнические стереотипы, ниже уровень толерантности.
Методы исследования:
- Теоретический анализ и моделирование.
- Социологический опрос (анкета ученика (автор: Лукина А.К.), анкета с открытыми вопросами) см. Приложение А.
- Методы математико-статистической обработки.
Научная новизна заключается в выявлении роли происходящих общественных процессов в сфере становления этнической идентичности подрастающих поколений, межличностных отношений людей разных национальностей.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что результаты могут быть положены в основу разработки модели работы школы по созданию условий для формирования общероссийской идентичности и межэтнической толерантности.
Для понимания особенностей становления идентичности старших подростков нами был проведен социологический опрос старшеклассников 7 Красноярских школ - представителей различных национальностей.
Базой исследования были 7 школ г. Красноярска, количество мигрантов в которых превышает 20 %.
В целом, можно отметить, что этническая идентичность является центральным феноменом этнического самосознания, «связывающий» индивида с его этнической группой и рассматривается как результат взаимосвязанных социально-психологических процессов этнической идентификации и межэтнической дифференциации.
Система образования, обеспечивая национальное воспитание, формирует этническую идентичность ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностями народа. Очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей. Система образования должна обеспечить, прежде всего, сохранение целостности нации, этнического самосознания, культурного генофонда, языковых отличий, но вместе с тем и толерантное отношение к другим этносам и национальным меньшинствам. Задача школ, прежде всего, обеспечить приобретение и присвоение тех социально-значимых культурных, духовных и государственных качеств, которые отражают принадлежность к определенному этносу.
В нашем исследовании мы полностью доказали нашу гипотезу, так как у наших респондентов проявляется негативный образ России, представлений об общей истории народа, об общем национальном герое. Так же доказано, что русские школьники, проживающие в районах с негативным социально-культурным контекстом наблюдаются элементы негативной этнической идентичности и жизненные стратегии подростков зависят от их национальной принадлежности, в них отражаются элементы национального характера и сильнее развиты этнические стереотипы.
- Изучение истории семьи, её вклада в развитие города, края, жизни в Сибири. Такая работа, безусловно, положительно повлияет на самоидентификацию подростков как жителей Края, появление гордости за принадлежность к этому региону, появление «МЫ-чувства» с другими подростками вне зависимости от их национальности на основе общности жизненного пространства.
- Становлению общероссийской идентичности учащихся может способствовать общешкольный проект или любое подобное мероприятие. Проведение проектной деятельности позволяет обращаться к событиям, явлениям, поступкам, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы. Ведь проект, с точки зрения ученика, - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, тем самым развивать патриотическое воспитание молодежи для высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и т.д.
- Создание клубного пространства. В деятельности клуба наиболее ярко проявляется событийность школьной жизни. Здесь становится возможным приобретение нового видения знакомых явлений; разворачивание интенсивных практических проб; включение ребенка в различные формы образовательной коммуникации. Клуб создает образовательное пространство, стимулирующее продуктивное участие детей во внеурочной деятельности, развитие интереса к созданию и презентации продуктов собственной деятельности, проявление творческих способов самореализации ребенка, обретение авторства собственных действий.
Система образования, обеспечивая национальное воспитание, формирует этническую идентичность ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностями народа. Очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей. Система образования должна обеспечить, прежде всего, сохранение целостности нации, этнического самосознания, культурного генофонда, языковых отличий, но вместе с тем и толерантное отношение к другим этносам и национальным меньшинствам. Задача школ, прежде всего, обеспечить приобретение и присвоение тех социально-значимых культурных, духовных и государственных качеств, которые отражают принадлежность к определенному этносу.
В нашем исследовании мы полностью доказали нашу гипотезу, так как у наших респондентов проявляется негативный образ России, представлений об общей истории народа, об общем национальном герое. Так же доказано, что русские школьники, проживающие в районах с негативным социально-культурным контекстом наблюдаются элементы негативной этнической идентичности и жизненные стратегии подростков зависят от их национальной принадлежности, в них отражаются элементы национального характера и сильнее развиты этнические стереотипы.
- Изучение истории семьи, её вклада в развитие города, края, жизни в Сибири. Такая работа, безусловно, положительно повлияет на самоидентификацию подростков как жителей Края, появление гордости за принадлежность к этому региону, появление «МЫ-чувства» с другими подростками вне зависимости от их национальности на основе общности жизненного пространства.
- Становлению общероссийской идентичности учащихся может способствовать общешкольный проект или любое подобное мероприятие. Проведение проектной деятельности позволяет обращаться к событиям, явлениям, поступкам, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы. Ведь проект, с точки зрения ученика, - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, тем самым развивать патриотическое воспитание молодежи для высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и т.д.
- Создание клубного пространства. В деятельности клуба наиболее ярко проявляется событийность школьной жизни. Здесь становится возможным приобретение нового видения знакомых явлений; разворачивание интенсивных практических проб; включение ребенка в различные формы образовательной коммуникации. Клуб создает образовательное пространство, стимулирующее продуктивное участие детей во внеурочной деятельности, развитие интереса к созданию и презентации продуктов собственной деятельности, проявление творческих способов самореализации ребенка, обретение авторства собственных действий.
Подобные работы
- АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Самосознание старшеклассников и их этноидентификация
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Практики развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде Сибирского федерального университета
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Развитие исторического сознания учащихся 9-х классов на уроках литературы в средней школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



