АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Нормативные основы функционирования политических партий на региональном уровне 18
1.1. Роль политической партии в региональном политическом процессе ... 18
1.2. Основные факторы электоральной конкуренции в регионах 32
Глава 2. Избирательные кампании в Восточной Сибири с 2004-2018 гг.: условия проведения и результаты голосования 48
2.1. Политические условия избирательных кампаний 2004 - 2018 гг. в
Восточной Сибири и в России в целом 48
2.2. Итоги голосования на выборах в органы власти в Республике Бурятия и
Забайкальском крае за 2004 - 2018 гг 59
Глава 3. Особенности электоральной конкуренции Республики Бурятия и
Забайкальского края за 2004-2018 гг 79
3.1. Основные показатели электоральной конкуренции в ходе федеральных
и региональных избирательных кампаний 79
3.2. Закономерности динамики партийных систем в Республике Бурятия и
Забайкальском крае за 2004 - 2018 г 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ А 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 123
ПРИЛОЖЕНИЕ В 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 125
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 127
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 128
ПРИЛОЖЕНИЕ И 129
ПРИЛОЖЕНИЕ К 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 131
ПРИЛОЖЕНИЕ М 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 133
ПРИЛОЖЕНИЕ П 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Р 135
ПРИЛОЖЕНИЕ С 136
ПРИЛОЖЕНИЕ Т 137
ПРИЛОЖЕНИЕ У 138
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф 139
ПРИЛОЖЕНИЕ Х 140
ПРИЛОЖЕНИЕ Ц 141
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш 142
Актуальность темы. Межпартийная конкуренция является одной из ключевых особенностей демократических режимов, выступая действенным механизмом для обеспечения представительства и учета различных интересов внутри общества. Способность политических партий активно поддерживать конкурентную среду посредством репрезентации разнообразных точек зрения и стратегий развития общества, а также создания реальных возможностей для участия избирателей в управлении государством через выборы, прямо влияет на динамику межпартийной конкуренции и количество полученных голосов. Чем активнее и справедливее конкуренция, тем выше вероятность того, что голос каждого гражданина будет услышан и учтен при принятии политических решений. В связи с этим, проблематика конкуренции политических партий в рамках избирательных кампаний любого уровня, будь то муниципальные, региональные или федеральные выборы, не только не теряет актуальности, но и приобретает всё большее значение. Особенно это проявляется в условиях нестабильности внешнеполитической среды, роста социально-экономического неравенства, углубления недовольства населения, а также при необходимости поддержания статуса демократического государства и соблюдения принципов правового государства. В таких условиях конкуренция между партиями становится не просто желательным атрибутом демократии, а необходимой предпосылкой для обеспечения уверенной легитимации выбираемой власти.
Несмотря на актуальность изучения межпартийной конкуренции для анализа демократических режимов, в отечественном сегменте наук распространено избегание определения этого термина, использование его «автоматически» (определяя лишь устойчивые показатели для формирования объективной оценки), без должной рефлексии. Как мы считаем, такое является недопустимым. Под межпартийной конкуренцией мы понимаем
соперничество партий и/или кандидатов от партий на двух уровнях: электоральном (за голоса избирателей) и парламентском (в случае, если партии прошли; за мандаты в представительном органе).
Степень разработанности темы
Проблематика положений партий и характеристики выборов в разной степени была исследована как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Политические партии в XIX веке стали объектом изучения М.Я. Острогорского, Р. Михельса, М. Вебера , однако их исследовательский подход носил несистемный характер, благодаря следованию ими парадигмам старого институционализма. Это предопределило появление в будущем иных работ.
В рамках советской историографии вопросы многопартийности, практически не ставились в центре внимания из-за формирования однопартийной системы с центром в виде большевистской партии 2. Понимание партий и процедуры выборов преимущественно основывалось на идеологии и классовом социологическом подходе .
Наоборот, в зарубежной историографии вопросы многопартийности исследовались активно. Исследователи планомерно следовали к цели создания общей универсальной партийной теории актуальной для всех стран. Классификации партий и партийных систем, разработанные М. Дюверже и Дж. Сартори основывались на огромных эмпирических материалах по партиям различных стран и режимов. Однако динамика развития института партий была быстрой и это вызвало трудности. В случае М. Дюверже, это появление партий «промежуточного типа» в его бинарной классификации (так
называемых, «непрямых партий», например, лейбористы в Британии), а в случае Дж. Сартори бесперспективность выделения партийных систем лишь по количественному критерию, так как на этот процесс оказывает влияние множество факторов. Появилась потребность в новых работах.
Новый вклад в разработку исследований по партиям внесли С. Роккан и С. Липсет (теория социальных расколов), Р. Макридис (определение критериев деления партий на типы) Дж. Лапаломбара (определение признаков политических партий) и другие . Особого внимания достойна работа К. Джанды, где он сфокусировался на разработке и исследовании критериев институционализации политических партий . Впоследствии, подход К. Джанды был развит М.Х. Фарукшиным .
Чрезвычайно важно в зарубежных исследованиях выделить работу М. Лааксо и Р. Таагеперы по созданию количественной методики анализа степени конкуренции на прошедших выборах (электоральный уровень, где в расчет принимаются все партии), а также степени фрагментации партийного спектра (парламентский уровень, где учитываются лишь партии, прошедшие в парламент) . Эти индексы получили названия эффективного числа электоральных партий и эффективного числа парламентских партий, а в случае, если дело касается кандидатов, - эффективного числа кандидатов. Формула ЭЧП/ЭЧК одинакова:
1
N=
где N - это эффективное число партий, р, — доля голосов/мест, полученная каждой партией или доля голосов каждого кандидата, n - общее количество партий, участвовавших в выборах. Если в избирательной кампании кандидаты (партии) получили равное количество голосов, то индекс покажет число равное числу этих кандидатов. Однако в большинстве случаев противоположная ситуация и индекс показывает меньшее значение. Однако в адрес этого индекса высказываются и критические замечания. Он переоценивает вклад партии, набравшей 50% голосов, если рассуждение идет о странах, где доминирует одна партия.
Впрочем, несмотря на наличие альтернативных точек зрения на то, «как считать партии», индекс эффективного числа партий М. Лааксо и Р. Таагаперы, примененный изначально для анализа партийных систем Европы, по-прежнему остается конвенциональным в научном обществе и применяется в различных странах мира.
Особенностями разработки вопросов партий и партийных систем в РФ и в целом занялись Б.А. Исаев, П.В. Данилин, Г.В. Голосов и другие. Б.А. Исаевым была предпринята попытка формулировки российского варианта теории партий и партийных систем, которая должна была включать условия, пути, закономерности возникновения и развития партий. Его выводы о необходимости закона о партиях и лишении регистрации партий в случае их неучастия в выборах в течении одного цикла или пяти лет, были учтены государством в будущем при составлении соответствующих федеральных законов . П.В. Данилин, анализируя политическую и партийную систему России, заключает, что она в целом устоялась, хотя процесс поиска собственной партийно-политической модели в России ещё не завершился. Об этом могут свидетельствовать разные стратегии развития партий при первом и втором президенте . В совокупности все заключения выше помогают нам понять, как первоначально складывался процесс партстроительства в России, завершился ли процесс установления партийной системы с российской спецификой.
Особое внимание заслуживают многочисленные работы Г.В. Голосова. Изначально он фокусировался на исследовании партийных систем Восточной Европы, развивая тезис об особом влиянии исторических, социокультурных и экономических факторов развития партийных систем не только в России, но и в Восточной Европе . Позже спектр его интереса смещается на анализ выборов и положений партий на уровне региона. Так, он проанализировал зависимость положения партий от избирательных систем, применяемых на выборах в региональные законодательные собрания . Фактически именно Г.В. Голосовым впервые была произведена систематизацией политического развития регионального пространства РФ .
Долгое время электоральные исследования, хоть и привычные для отечественной политологии, в России были распространены лишь для федерального уровня кампаний. В этой плоскости можно отметить научные труды от таких авторов как Ю.Г. Коргунюка, А.В. Кынева, Е.А. Лукьяновой, Д.Ю. Алексеева , анализировавших развитие партийной системы на примере выборов Президента и ГД в Российской Федерации.
Ситуации в развитии региональных партийных систем в период между федеральными выборами не отражались, были в «тени» или же освещались отдельно самостоятельными трудами коллективов авторов, исследующих как федеральный, так и региональный уровень выборов . Здесь стоит выделить несколько связанных между собой работ А.В. Кынева о влиянии избирательных реформ на формирование законодательных собраний регионов . Выводы и тщательно отобранные А.В. Кыневым материалы кампаний федерального, регионального и муниципального уровней помогают понять логику развития, как региональных партийных систем, так и партийной системы России в целом.
Необходимо также выделить исследование А.Е. Любарева о том, что партийная реформа 2012 г. не была направлена на реальное развитие партийной системы России и содержала в себе решение лишь тактических задач . Представляет интерес и анализ того, как эта реформа повлияла на результаты выборов и составы региональных законодательных собраний в 2012 - 2018 гг. Им же была предпринят анализ региональных избирательных систем и сделан вывод, что часть методов распределения мандатов дают преимущества партии-лидеру . А.Е. Любаревым также проделана крупная работа в систематизации отдельных научных направлений, связанных одним эмпирическим источником данных - электоральной статистикой .
Помимо названных, исследованиями региональных партийных систем заняты также следующие авторы: Я.Ю. Шашкова, С.Ю. Асеева, Е.В. Притчина, С.А. Шпагин и другие .
Непосредственными исследованиями, раскрывающими специфику регионального политического процесса (формирования органов власти, деятельности региональных отделений партий и их структуры) занялись А.А. Дугарова, А.С. Баинов, А.Б. Цыренжапов, А.С. Родионов, Б.П. Крянев, Б.С. Будаев, Е.В. Филиппова, Л.А. Матхеев, Л.П. Александрова, Н.В. Зимина, Э.Д. Дагбаев, Ю.В. Рогов и другие . Их деятельность, выводы позволили расширить понимание в определении логики развития и содержания политических процессов в субъектах РФ.
В современный период работой с электоральной статистикой, избирательными технологиями, применяемыми на российских выборах, анализом местных, региональных и федеральных выборов в Байкальском регионе занимаются: Т.Е. Бейдина, А.В. Новикова, Б.С. Будаев, Н.В. Зимина, Ж.Т. Тумуров, Т.Б. Бадмацыренов и другие . Их работы позволили осмыслить статистику избирательных комиссий регионов, разработать некоторые теоретические аспекты исследования электоральной конкуренции, актуальные на местах, обозначить некоторые особенности, влияющие на их формирование и, наконец, подытожить опыт электоральной конкуренции тех или иных избирательных кампаний.
Впрочем, работ, оценивающих динамику электоральной конкуренции двух регионов по периоду членства в СФО, сравнивающих эту динамику и оформляющих тренды, настроения и выводы нет. Существует потребность в закрытии данного пробела.
Источниковой базой исследования выступают статистические материалы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, законодательные акты (федеральные, региональные законы) и данные средств массовой информации.
Статистика Центральной избирательной комиссии Российской Федерации содержит огромный ряд показателей, варьируемый в зависимости от кампании . В исследовании фигурируют данные о результатах голосования, полученные каждым из кандидатов/партий, а также данные о количестве зарегистрированных избирательных объединений, имеющих право принять участие.
Фундаментальные федеральный законы в исследовании. Стоит отметить, что к каждому базовому закону были зафиксированы федеральные законы, вносящие изменение в них (в базовые законы):
- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» описывает основные гарантии избирательных прав жителей РФ .
- №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» регламентирует систему региональных органов власти (вместе с региональными законами) с процедурой избрания . В период исследования актуален.
- №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» делает тоже самое, что и федеральный закон №184-ФЗ, но на муниципальном уровне . Также в период исследования действовал.
- №95-ФЗ «О политических партиях» определяет требования к созданию и регистрации партий, а также наделяет политические партии статусом монопольного субъекта выдвижения кандидатов и списков на федеральных, региональных, муниципальных выборах в Российской Федерации .
Также анализируются региональные законы Бурятии и Забайкалья о выборах депутатов представительного органа субъекта, главы субъекта, депутатов, главы представительного органа столицы.
Данные средств массовой информации, с помощью которых можно проследить сигналы каких-либо социальных или политических изменений, политические конфликты. Большое внимание в нашем исследовании уделено экспертным оценкам избирательных кампаний, публикуемых в СМИ.
Объектом исследования является участие политических партий в региональных выборах и формировании состава законодательных собраний в Восточной Сибири.
Предметом исследования является динамика электоральной конкуренции политических партий и фрагментации региональных парламентов в Республике Бурятия и Забайкальском крае в 2004 - 2018 гг.
Хронологические рамки исследования
В качестве нижней хронологической границы выбран 2004 г., так как официальная статистика по выборам в регионах, выгруженная из государственной информационной системы «Выборы», доступна именно с 2004 г. Верхняя хронологическая граница исследования ознаменована тем, что именно с 2018 г. Республика Бурятия и Забайкальский край отошли в состав ДФО.
Что касается актуальности выбора настоящих регионов, Республика Бурятия и Забайкальский край (сформированный в 2008 г. путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа) в прошлом были в рамках Сибирского федерального округа (далее - СФО). После 2018 г. находятся в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО). Однако на период членства оба региона были примерно равно удалены от Новосибирска (столицы СФО), характеризировались проживанием уникального этноса, дотационны. Благодаря этому актуальность выбора регионов может быть выражена следующим образом: исторический путь политического развития Бурятии и Забайкалья в контексте СФО нуждается в осмыслении и сравнительной оценке. Сравнение динамики политической конкуренции в избирательных кампаниях, проведенных еще в СФО, позволит прогнозировать тренды развития и настроения избирателей, которые будут иметь (или имеют) уже силу в новом округе - ДФО.
Целью работы является выявление закономерностей межпартийной конкуренции в региональных партийных системах Республики Бурятия и Забайкальского края за 2004-2018 г.
Задачи работы:
- уточнить роль политической партии в региональном политическом процессе;
- классифицировать основные факторы электоральной конкуренции в регионах;
- охарактеризовать развитие политических условий проведения избирательных кампаний 2004 - 2018 гг. в Восточной Сибири и в России в целом;
- собрать статистические данные о выборах федеральных и региональных органов власти в Республике Бурятия и Забайкальском крае за 2004 - 2018 гг.
- рассчитать основные показатели электоральной конкуренции в ходе федеральных и региональных избирательных кампаний;
- сформулировать закономерности динамики партийных систем в Республике Бурятия и Забайкальском крае за 2004-2018 г.
Гипотезы исследования
- Причины снижения уровня конкуренции в Бурятии и Забайкальском крае в период с 2004-2018 г. обусловлены федеральным центром и его законодательными инициативами;
- Причины снижения уровня конкуренции в Бурятии и Забайкальском крае в период с 2004-2018 г. обусловлены действиями региональных групп элит.
Элементы научного вклада
К элементам научного вклада можно отнести опыт применения количественных методик к данному объекту исследования, обобщение количественных показателей и систематизацию статистических данных за выбранный хронологический период.
Теоретическая значимость заключается в оценке, сравнении, оформлении выводов по динамике электоральной конкуренции Республики Бурятия и Забайкальского края.
Научно-практическая значимость: на основе полученных результатов можно констатировать некоторые краткосрочные, долгосрочные тренды, настроения, например, такие как: сокращение числа выдвинутых и зарегистрированных кандидатов из числа самовыдвиженцев и относительный рост кандидатов от партий; сокращение количества партий, участвующих в выборах; снижение явки избирателей после отмены прямых выборов глав. Эта информация может стать ключевой в процессе прогнозирования сценариев развития субъектов. Помимо этого, результаты могут фигурировать в качестве научного материала в образовательном процессе, а также при подготовке методических указаний, учебных пособий. Вместе с тем, материал может быть задействован в лекционных и практических занятиях по специализированным
дисциплинам: «Прикладная политология», «Политический анализ и
прогнозирование», «Политические отношения и процессы в Бурятии», «Политическая регионалистика» и так далее. Наконец, результаты могут быть используемы в деятельности аппарата избирательной комиссии, политических партий и администраций.
Методы исследования
Междисциплинарный характер исследования способствует
использованию разнообразных методов на основе принципов историзма и объективности. Принцип историзма позволил рассмотреть объект во всех его временных и пространственных взаимосвязях, тогда как принцип объективности помог его воспринять как объект в совокупности положительных и отрицательных сторон. Исследовательские подходы, фигурирующие в данном исследовании следующие: сравнительный,
нормативный и коммуникационно-технологический.
Историко-генетический метод помог рассмотреть партии, партийные системы, избирательный процесс с момента возникновения, формирования и развития объектов в течение длительного времени.
Историко-сравнительный метод - структурообразующий для настоящего исследования. Он выражается в двух формах: методе регионализации (отборе близких в историческом, социокультурном, географическом плане объектов) и прямом бинарном анализе регионов.
Метод системного анализа помог в анализе динамических изменений партийной системы, региональных партийных систем, партий, избирательных систем.
Метод классификации помог в разделении основных факторов электоральной конкуренции в Бурятии и Забайкалье на группы.
Метод анализа документов использован для работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими избирательный процесс и деятельность партий.
Качественный анализ персонального состава участников выборов необходим потому, что реальная конкуренция на региональных и местных выборах часто определяется не количеством участвующих кандидатов и формальным представительством партий в процессе, а качеством кандидатов - их способностью представлять существующие на территории административных, экономических, этнических и иных группы интересов.
Индексный метод - применяется для обработки данных электоральной статистики. В рамках исследования используются индексы эффективного числа электоральных партий, эффективного числа парламентских партий и эффективного числа кандидатов. Все индексы рассчитываются по одной и той же формуле, которую мы демонстрировали и обсуждали выше.
Структура диссертационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной источников, литературы и приложений.
Как нами уже было отмечено в вводной части исследования, межпартийная конкуренция - это важная особенность демократических режимов. Демократически оформленная процедура смена власти посредством выборов в различные федеральные и региональные органы власти, где участвуют партии/кандидаты, представляющие различные интересы групп общества, решают, прежде всего, проблему легитимации существующего строя и согласия избирателей с политическим курсом развития общества. Чем активнее выражается процесс межпартийной конкуренции, тем выше вероятность учета каждого голоса избирателя.
Совершенно логично, что межпартийная конкуренция в России не унифицирована и отличается как от региона к региону, так от федерального округа к федеральному округу. Нами был сделан акцент на региональных особенностях протекания межпартийной конкуренции за 2004-2018 гг. в Бурятии и Забайкалье, так как оба региона прошли общий исторический политического развития в СФО.
Партии участвуют в репрезентации не только интересов местного населения. Однако, федеральный центр посредством изменения партийного законодательства, позиционирует партии с новой стороны - как инструмент структурирования политического пространства регионов. Представители региональной элиты вынужденно вступают в федеральные партии, новая региональная элита «воспитывается» и «выходит» фактически из партий.
Избирательное законодательство, наравне с партийным, выступило объектом постоянного редактирования федеральных законодателей. Анализ позволил выявить и классифицировать основные нормы или факторы влияния на электоральную конкуренцию, постоянно изменяющиеся федеральным центром.
Политические условия проведения избирательных кампаний редактируются федеральными законодателями с целью отчуждения от
процесса формирования федеральных и региональных органов власти нелояльных представителей региональной элиты. Однако последние не прекращают попыток доказать свою самостоятельность от федерального центра. Даже у представителей региональной элиты, изначально нелояльной к федеральному центру, сохраняется возможность быть допущенной к процессу формирования органа законодательной власти или выдвигать выгодных кандидатов. Однако в попытках достижения этого происходит столкновение интересов нелояльной центру части региональной элиты с лояльной. Этот антагонизм может сохранять свое существование даже в рамках партий. Наиболее яркий тому пример - ЕР. Однако чаще внутрипартийные несогласия исключают публичный путь решения, который невыгоден руководству партий из-за негативных ассоциаций у избирателей, и решаются на муниципальном уровне путем выдвижения двух кандидатов от одной партии.
Ориентируясь на электоральные показатели партий на федеральных, региональных и муниципальных кампаниях, мы убедились, что самые активные участники выборов - это партии «парламентской четвёрки» - ЕР, КПРФ, СР и ЛДПР. Непарламентские партии редко доходят до этапа распределения мандатов - их достижения выражены лишь успехом их отдельных кандидатов на одномандатных округах. Это не всегда может свидетельствовать о популярности бренда партии, но всегда может означать популярность кандидата. Как правило, участие от непарламентской партии предполагает большие издержки.
Межпартийная конкуренция - сложное явление, регламентируемое широким кругом факторов, обсужденных нами ранее . Однако нами зафиксировано, что при общих условиях, которые были установлены федеральными законами, рассчитанные индексы показывают расхождения в разных регионах. Они стали возможны благодаря участвующим в кампании представителям региональной элиты , их ресурсам и уникальной региональной специфике, развернувшейся в преддверии выборов. Как правило, региональная специфика активно используется представителями 102
региональной элиты в оппозиционных партиях. Индексы позволили также классифицировать партийные системы регионов.
Рост индекса ЭЧПэ может происходить как при наличии лишь мобильности представителей региональной элиты между партиями, так и лишь при наличии региональной специфики. Однако вырастет он ненамного. Наиболее плодотворный рост осуществляется при сочетании двух процессов: перераспределения представителей региональной элиты с их ресурсами и обработанной ими (представителями элиты) региональной специфики для получения большей поддержки на выборах.
Самые большие показатели фрагментации представительных органов (ЭЧПп) фиксируются лишь в Читинской области 2004 г. и г. Чите и г. Улан - Удэ 2009 г. Остальные рассчитанные индексы ЭЧПп в целом показывают стабильную фрагментацию, по причине того, что отклонения индексов ЭЧПэ и ЭЧПп, в этих случаях, небольшие (меньше единицы).
На наш взгляд, обозначенные как общие закономерности, так и особенности динамики партийных систем Бурятии и Забайкалья в обозначенный срок в СФО, будут действовать и в ДФО. Это, к примеру, падение явки на региональных, муниципальных кампаниях по выбору депутатов, падение электоральных показателей ЕР на федеральных, региональных выборах, а также увеличение электоральных показателей оппозиционных партий, в зависимости от региона. Однако общефедеральная политическая ситуация не монолитна, все может измениться. Что касается ответа на поставленные гипотезы исследования: на наш взгляд, причины снижения межпартийной конкуренции в Бурятии и Забайкалье с 2004-2018 гг. обусловлены в большей степени действиями представителей региональной элиты, региональной спецификой Бурятии или Забайкалья нежели общефедеральными тенденциями. Наиболее полно этой гипотезе соответствует региональный политический процесс, развернувшийся в Бурятии, менее - региональный процесс Забайкалья.
1. Конституция Республики Бурятия : закон Респ. Бурятия [Текст] : закон Респ. Бурятия [от 22 февраля 1994 г. №1-З] // Газета «Бурятия». - 1994 - 9 марта.
2. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. №13 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. Москва, 2017. Загл. с титул. экрана. URL: https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/
3. О политических партиях: Федеральный закон №95-ФЗ от 29 июня
2001 г.: принят Государственной Думой 21 июня 2001 г. // Собрание
законодательства Российской Федерации. 2001. №29. URL:
https ://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32459/
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон №67-ФЗ Рос. от 29 мая 2002 г.: принят Государственной Думой 22 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №24. URL: https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон №159-ФЗ от 8 декабря 2004 г.: принят Государственной Думой 3 декабря 2004 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21739
6. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон №93-ФЗ от 13 июля 2005 г.: принят Государственной Думой 6 июля 2005 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. URL: https://www.zakonrf.info/doc-15841789/
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления: Федеральный закон №41-ФЗ от 27 апреля 2012 г.: принят Государственной Думой 25 апреля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №19. URL: https://docs.cntd.ru/document/902344284
8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон №40-ФЗ от 27 апреля 2012 г.: принят Государственной Думой 25 апреля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35200
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации: Федеральный закон №303-ФЗ от 30 октября 2013 г.: принят Государственной Думой 25 октября 2013 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/37773
10. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации: Федеральный закон №20-ФЗ от 19 февраля 2014 г.: принят Государственной Думой 14 февраля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №8. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/
11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон №95-ФЗ от 29 апреля 2014 г.: принят Государственной Думой 25 апреля 2014 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38443
12. О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия [Текст] : закон Республики Бурятия [от 17 сентября 2003 г. №417 -З] // Газета «Бурятия». 2003. 18 сентября.
13. О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия [Текст] : закон Республики Бурятия [от 17 сентября 2003 г. №603-3] // Газета «Бурятия». - 2003 - 18 сентября.
14. О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия : закон №601-III Респ. Бурятия : принят Народный Хуралом РБ 06 января 2004 г.//Газета «Бурятия». - 2004. - №1.
15. О выборах Главы Республики Бурятия [Текст] : закон Республики Бурятия [от 27 июня 2012 г. №2740-3] // Газета «Бурятия». - 2012 - 28 июня.
..157