Введение 2
Глава I 5
История происхождения термина инфографика 5
1.2 Применение инфографики в преподавании 7
1.3 Современные методики преподавания литературы в начальных классах 13
1.4 Методы преподавания литературы в средних и старших классах 17
1.5 Анализ учебно-методических комплексов по литературе для средних классов .. 22
1.6 Технологии и инструменты создания инфографики 25
1.7 Виды инфографики для визуализации информации 30
Глава II 34
2.1 Использование инфографики в преподавании литературы 34
2.2 Применение средств инфографики на семинаре по зарубежной литературе 42
2.3 Оценка эффективности применения инфографики в учебном процессе вуза 45
2.4 Сравнение ответов студентов и школьников 52
2.5 Анализ результатов анкетирования преподавателей школ и вузов 53
2.6 Преимущества и недостатки использования инфографики 61
Заключение 66
Литература 68
Приложение 73
«Одна картинка стоит тысячи слов», - утверждал Fred R. Barnard . Данное
утверждение поясняет незаменимость использования визуальных объектов для представления информации и доказывает, что наиболее простым и удобным способом донести информацию до целевой аудитории является графическое представление/изображение. В настоящее время для многих людей современные технологии являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Человечество привыкло считывать информацию в виде графиков, значков, символов, диаграмм и т.д. Преподавание и обучение являются наиболее значимыми вещами для людей. Ученики, в век информационных технологий, не привыкшие видеть большое количество текста не проявляют интерес в изучении того или иного предмета. В особенности это происходит на уроках литературы, когда учащиеся при виде большого объема текста задумываются о процессе чтения и не изъявляют желание прочесть заданное произведение. Следовательно, одним из возможных решений данной проблемы является применение инфографики в образование.
Инфографика - это графический способ подачи информации для простого и понятного описания, в частности, сложного предмета.
В настоящее время стремительно развивается онлайн-образование, в связи с чем появляется необходимость улучшить качество образовательных услуг. Проблемой такой формы обучения является большое количество отвлекающих факторов. Средства инфографики помогают заинтересовать и замотивировать студента к обучению.
В дополнение инфографика может использоваться для представления информации из смежных сфер знаний, например, биографии автора, что позволяет структурировать дополнительную информацию и ускорить её запоминание.
Область её применения огромна: журналистика, география, статистика, образование, реклама, технические тексты и т.д. Помимо иллюстраций инфографика может заключать в себе диаграммы, таблицы, карты, схемы, списки и видеоматериалы.
Хорошо выполненная инфографика решает следующие задачи:
■ экономит время;
■ повышает эффективность усвоения материала;
■ ускоряет и упрощает восприятие информации;
■ повышает интерес к предмету;
■ способствует развитию критического мышления.
Основными причинами использования инфографики являются:
1) примерно 65% людей воспринимают визуальную информацию гораздо лучше, чем текст;
2) люди запоминают 80% информации, которую видят 20% того, что читают, и 10% того, что слышат;
3) мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем текст.
Целью данной работы является изучение способов применения инфографики на занятиях по литературе. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
• выяснить вносит ли использование инфографики значимый вклад в усвоении информации студентом;
• определить термин «инфографика»;
• изучить литературу по инфографике и определить её преимущества и недостатки;
• изучить методы преподавания литературы;
• проанализировать существующие материалы по инфографике;
• разработать материалы, демонстрирующие применение методов инфографики;
• провести занятия с применением инфографики и сделать вывод.
Объектом исследования является инфографика как инструмент в преподавании литературы.
Предмет исследования - основные методические приемы использования инфографики в преподавании литературы.
Материал исследования составили научные статьи, исследования, курсовые и диссертационные работы, методики преподавания литературы, а также учебно - методический комплекс (УМК) Меркина Г. С. и Коровина В. Я. и Федеральный Образовательный Государственный стандарт (ФГОС).
Работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении описывается новизна и актуальность темы. Оно дает общее представление о выпускной квалификационной работе, о цели и задачах, объекте и предмете исследования.
В первом разделе описывается история происхождения термина инфографика, разновидности и инструменты инфографики и методики преподавания литературы.
Во втором разделе представлены разработанные планы урока, результаты анкетирования и преимущества и недостатки использования инфографики.
В приложении представлены виды существующих инфографик, а также сайты и платформы для её создания. В заключении сформулированы основные результаты данной работы.
Результаты исследования были представлены в докладах на следующих конференциях:
1. VI (XX) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», Национальный исследовательский Томский Государственный Университет (НИ ТГУ), г. Томск, 18-20 апреля 2019 г.
2. VII (XXI) Международной научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», Национальный исследовательский Томский Государственный Университет (НИ ТГУ), г. Томск, 16-18 апреля 2020 г.
По итогам подготовлены 2 статьи:
1. Юсупова Л. И. Использование инфографики в преподавании литературы: постановка проблемы // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: Сборник материалов VI (XX) Международной конференции молодых ученых, г. Томск, 18-19 апреля 2019 г. Под редакцией Е.О. Третьякова. - STT Publishing. - Т. 20. - С. 226.
2. Юсупова Л. И. Инфографика на уроках литературы: опыт практического применения // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: Сборник материалов VI (XX) Международной конференции молодых ученых, г. Томск, 16-18 апреля 2020 г. (в печати)
Целью данной работы было изучение возможностей использования инфографики как средства визуализации учебного материала на уроках литературы, основным показателем достижения цели являются проведенные опросы по результатам разработанных и апробированных уроков с использованием инфографики.
По результатам исследования можно прийти к выводу, что представление текстовой информации визуально и графически имеет ряд преимуществ. Во-первых, наглядный материал ускоряет и упрощает восприятие комплексного материала. Во-вторых, инфографика способна рассортировывать и организовывать большое количество данных в простом и понятном виде. В-третьих, создание инфографики как вид домашнего задания или самостоятельной работы для учащихся способствует развитию критического мышления и повышению заинтересованности в изучении предмета.
В ходе исследования был проведен анализ имеющихся материалов по области исследования и унифицирование термина инфографика, поскольку существует ряд определений термину инфографика в сфере дизайна, маркетинга, бизнеса и т.д., но нет универсального определения в сфере преподавания. Также был проведен анализ видов инфографики и инструментов для её создания. В ходе изучения выявлены их характерные функциональные возможности: использование инфографики для описания различного материала, изменение и применение простых в использовании шаблонов.
Были проанализированы методы преподавания литературы в школах и в высших учебных заведения и учебно-методические комплексы по литературе, на основе которых разработаны планы уроков по литературе с внедрением инфографики для школьников и студентов.
Разработаны опросники для школьников, студентов и преподавателей с целью выявления знаний об инфографике, опыта применения и определения эффективности использования инфографики в учебном процессе по результатам проведен статистический анализ исследования.
В заключение следует отметить, что применение инфографики является удобным и универсальным методом преподавания литературы. Благодаря инфографике занятия более интересны и познавательны. И, как показала практика, в связи с необходимостью проведения обучения в дистанционном формате, наглядный материал крайне необходим для представления и изложения материала.
Перспективой дальнейших исследований является определение масштабов и воздействия заданий, вовлекающих студентов в процесс создания инфографики, а также разработка методических комплексов для преподавания литературы с использованием инфографики.
1) Al-Mohammadi N. Effectiveness of using infographics as an approach for teaching programming fundamentals on developing analytical thinking skills for high school students in the city of makkah in saudi arabia / N. Al-Mohammadi // Global Journal of Educational Studies. — 2017. — Vol. 3, no. 1. — Pp. 22-42.
2) Antonova A. Building sophisticated infographics as effective knowledge visualization and knowledge sharing tools / A. Antonova // Rhetoric and Communication e-Journal. — 2016. — Vol. 25. — Pp. 1-21.
3) Bu,san A.-M. Learning styles of medical students-implications in education / A.-M. Bu,san // Current health sciences journal. — 2014. — Vol. 40, no. 2. — P. 104.
4) Costill A. 6 Benefits of Using Infographics. - 2013. - URL:
https://infographicwebquest.weebly.com/benefits-of-infographics.html
5) Dictionary.com [Электронный ресурс]. // Электронный словарь. - URL: http://www.dictionary.com/browse/infographic (дата обращения: 03.03.2019)
6) Dyjur P., Li L. Learning 21st century skills by engaging in an infographics assessment. / P. Dyjur, L. Li. - 2015. - 62-71
7) Edward Tufte URL: https://www.edwardtufte.com/tufle/ (дата обращения 25.04.2020)
8) English Oxford Living dictionaries [Электронный ресурс]. // Электронный словарь. -
URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/infographic (дата обращения:
03.03.2019)
9) Infographics: Teaching and learning tool / M. A. Noh, M. S. Fauzi, F. J. Hoo, M. F. Ilias // Malaysian Online Journal of Education. — 2017. — Pp. 58-63.
10) Joshua A., 5 Tips for Building Effective Infographics. - 2009. p.78
11) Lester P. M. Syntactic theory of visual communication / P. M. Lester // Retrieved December. — 2006. — Vol. 3. — P. 2010.
12) Martix S. Teaching with infographics: practising new digital competencies and visual literacies / S. Martix, J. Hodson // Journal of pedagogic development. — 2014. — Pp. 20-31.
13) Model systems knowledge translation center MSKTC Presenting data using
infographics, 2015. - URL:
https://msktc.org/lib/docs/KT Toolkit/MSKTC KT Tool Infographics 508.pdf (дата обращения: 30.05.2020)
14) Molly St. Louis, How to Spot Visual, Auditory, and Kinesthetic-Learning Executives.,
2017. - URL: https://www.inc.com/molly-reynolds/how-to-spot-visual-auditory-and-
kinesthetic-learni.html (дата обращения 28.04.2019)
15) Pros and Cons of eLearning Infographics. Digital chalk. - 2014. - URL:
https://www.digitalchalk.com/blog/pros-and-cons-of-elearning- infographics...51