Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретико-методологические основания изучения интеграции студентов первого года обучения в университете 11
1.1 Особенности образовательного процесса в вузе в рамках современности 11
1.2 Изучение особенностей первого года обучения в университете 18
1.3 Факторы, виды и сущность интеграции студентов первого курса 21
1.4 Социальная интеграция студентов первого года обучения 29
1.5 Академические результаты студентов как показатель успешного обучения 34
2 Интеграция студентов первого курса обучения в ТГУ и их успеваемость 36
2.1 Социальная интеграция студентов 40
2.2 Академическая активность студентов первого курса 44
2.3 Связь социальной интеграции студентов и их академическими результатами 48
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение А Программа исследования 73
Приложение Б Анкета 75
Приложение В Таблицы распределения 78
В современном, постоянно меняющемся мире, жизнедеятельность общества можно охарактеризовать как процесс, который протекает под воздействием огромного количества социально-экономических, политических и технологических, изменений. В течении жизни каждый индивид постоянно включается в разное количество социальных ситуаций, связей и отношений, которые требуют своевременно реагировать на изменения среды. Каждая современная личность сталкивается с вышеперечисленными ситуациями. Данные события вызывают нужду активизировать процессы адаптации к окружающей социальной среде, что говорит о необходимости проявлять гибкость и мобильность, развивать собственные адаптационные возможности. Сталкиваться с трудностями и преодолевать их, умение адаптироваться к обстоятельствам - это решающий фактор успешного развития молодого человека, а в дальнейшем - специалиста высшей категории. Вопросы, касающиеся адаптации и интеграции студентов-первокурсников к образовательной системе высшего учебного заведения, актуальны и на сегодняшний день. Так как первый год обучения в высшем учебном заведении является наиболее важным, на который должны обращать внимание как преподаватели, так и администрация учебного заведения. Ведь поступив на обучение студент, приходит в совершенно новую для него среду, со своими правилами и нормами, отличными от обучения в среднеобразовательных учреждениях. Именно от первого того, как пройдет первый год обучения зависит дальнейшая судьба студента. В положительном направлении студент продолжить обучение, пройдет все уровне адаптации и интеграции в университетской среде, в отрицательном - примет решение об отчислении. Стоит отметить, что наибольший «отток» студентов происходит именно после первого курса, так как студенты, которые не прошли успешно адаптацию и не интегрировались в студенческое сообщество не способны справиться с учебной нагрузкой. В области психолого-педагогических исследований проблема адаптации студентов первого года обучения - одна из приоритетных, так как расположена на стыке разных отраслей знаний. Переход учащегося средне общеобразовательного учреждения на уровень вышке - высшее учебное заведение оказывается для студента, как говорилось выше, решающим фактором его личностного, и в будущем, профессионального становления. Стоит отметить, что в данный период, часть студентов съезжают от родителей и начинают жить самостоятельно, кроме появления трудностей при налаживания новых связей, личностных отношений могут появиться бытовые и материальные сложности. Поэтому эффективную, успешную адаптацию и интеграцию студента первого курса к образовательной среде высшего учебного заведения можно охарактеризовать как основу для будущего саморазвития студента - будущего специалиста.
Именно этим определяется исследовательский интерес к изучению противоречивых и разнообразных проблем студентов первого курса в высшем учебном заведении. Адаптация личности студента к новому образовательному процессу и среде представляется, как продолжительный, трудный и достаточно тяжелый процесс. В данный период важно окружение, в котором находится первокурсник. Принимая во внимание тот факт, что в одной группе студенты, являются представителями разных семей, разного социального уровня, необходимо понимать, что адаптационный процесс у каждого студента будет протекать по- разному. Социокультурное окружение, меняясь, подразумевает установление новых социальных связей, профессиональную самореализацию и включает систему, сложившихся раннее, социокультурных взаимоотношений. Приобретение новой позитивной идентичности, которая соответствует изменившимся социальным и культурным условиям жизни, невозможно не установив систему взаимоотношений с новым социальным окружением. Данный процесс представляет собой необходимое условие для дальнейшего успешного обучения. Именно на первом курсе студентам необходимо: адаптироваться к новому типу учебного коллектива, обычаям и традициям в данной социальной группе; осваивать учебные нормы, способы и методы организации учебного процесса, систему оценок, к новым условиям быта, участвовать в новых формах внеучебной деятельности. Вопросами адаптации учащихся в современном обществе и личностным самоопределением занималось большое количество исследователей. Насколько будет успешен этот процесс, настолько эффективным будет погружение студентов в новую учебную и социальную среду, что повлечет за собой личностное и профессиональное развитие первокурсника и определит, как его будущее, так и будущее страны. С социологической точки зрения чаще изучается именно интеграция студентов первого года обучения, так как она содействует созданию коммуникативной культуры личности, дает возможность для нужного обучения, ввиду освоенных социальных ролей организует у личности социальное поведение. Социальная интеграция: объединяет индивидов общими ценностями и взаимоотношениями и приводит к появлению межличностных связей, взаимодействий. Для студентов первого курса важно на начальном этапе вступать в межличностные и межгрупповые коммуникации, быть частью университета, взаимодействовать с его коллективом. Поэтому возникает вопрос, какую роль играет социальная интеграция студентов-первокурсников в вузе? Мешает ли обучению или наоборот помогает студентам проходить процесс обучения легче?
Проблемный вопрос: как влияет социальная интеграция студентов первого курса на их академические результаты в университете?
Объект: студенты первого курса Томского государственного университета
Предмет: влияние социальной интеграции студентов-первокурсников на их
академические результаты в ТГУ
Цель: выявить как влияет социальная интеграция студентов-первокурсников на их академические результаты в университете
Задачи:
1. Изучить особенности образовательного процесса в вузе в рамках современности;
2. Проанализировать теоретические взгляды на интеграцию студентов;
3. Рассмотреть специфику первого года обучения студентов;
4. Изучить уровень социальной интеграции студентов ТГУ;
5. Определить уровень академической активности студентов ТГУ;
6. Рассмотреть влияние социальной интеграции на академические результаты студентов.
Основными гипотезами работы будут:
1. Социальная интеграция играет важную роль в обучении студентов первого курса;
2. Чем выше социальная интеграция студентов, тем выше их академические результаты;
3. Наличие друзей в группе способствует удовлетворенности студентом обучением.
Теоретико-методологические основания работы:
Социологические концепции понимания современности и её вызовов (Э. Гидденс, У. Бек, М. Кастельс, З. Бауман). Кризис образования и необходимость его модернизации изучали - Е. В. Бодрова, С. Б. Никитина.
По О. Конту, кооперация основанная на разделении труда, выполняет функцию поддержания социальной гармонии и установления в обществе консенсуса. По Г. Спенсеру, интеграция обеспечивает согласованность более специализируемыми институтами.
Общество, по Э. Дюркгейму, интегрированное целое, которое состоит из взаимозависящих частей. Главная функция институтов при органической солидарности - интегративная.
Т. Парсонс считал, что социальные взаимодействия и взаимоотношения между агентами - одно из главных условий существования и равновесия всей социальной системы.
Социальная интеграция, по Дж. Г. Миду, это то, когда развитие личности происходит во время взаимодействия личности с коллективом конкретной социальной группы, в ходе их взаимной деятельности, межличностного взаимодействия. Высокий уровень социальной интеграции реален при формировании между индивидами отношений взаимодействия.
Интеграция, по М. Веберу, это единство индивида и его поведения, которое не подлежит расщеплению в дальнейшем. И. Х. Кули интеграцию рассматривал через единство личности и общества и единство общественного сознания, которое состоит в организации, взаимовлиянии и причинной связи его частей.
Также, социальную интеграцию изучал Ю. Хабермас. В его работах речь шла об коммуникации. Общество связано с помощью социальной интеграции, в процессе коммуникативного действия.
Британский социолог Э. Гидденс под понятием социальная интеграция понимал процесс взаимодействия.
Метод исследования: в качестве метода выбран онлайн-опрос студентов Томского государственного университета, анализ статистических данных осуществляется при помощи пакета SPSS. Метод отбора - метод основного массива. Общий объем выборки составил 1769 респондентов.
Тип выборки: стихийная, двухступенчатая
Новизна данной работы определяется рассмотрением роли социальной интеграции студентов на примере Томского государственного университета, а также изучением ее влияния на академические результаты студентов. Удалось определить взаимосвязь социальной интеграции студентов ТГУ с их академическими результатами. Также были выявлены основные трудности первого года обучения студентов. По итогу работы были разработаны рекомендации по улучшению первого года обучения в вузе.
Практическая значимость: Полученная и проанализированная в ходе данной работы информация может способствовать улучшению организации учебной деятельности на первом году обучения в университете. Также работа способствует пониманию роли социальной интеграции студентов в университете.
Положения, выносимые на защиту:
Социальная интеграция, с одной стороны, это процесс активного включения личности в социальную жизнь общества, с другой стороны, это процесс активного усвоения личностью норм и ценностей общества. В данной работе под социальной интеграцией понимается процесс, который направлен на создание межгрупповых и межличностных отношений в университете, принятие личности членами вузовского сообщества, также повышение группового единства, взаимоотношения с одногруппниками и преподавателями, а также включенность студентов первого курса в разного рода студенческие сообщества. Важно отметить, что академическая успешность и академическая успеваемость - разные термины. Успешность предполагает рефлексивно-личностный компонент оценивания, нежели успеваемость. Успеваемость фиксируется по формальным показателям - оценки, балльная система. Поэтому стоит отметить, что в данной работе, п под академическими результатами понимается именно успеваемость студентов, их оценивание по балльной системе по итогам сессии, а также отношение студента к отчислению, оценка его учебной нагрузки и ее преодоление. То есть, академический результат - это тот процесс, который связан именно с обучением студентов.
Подводя итог, по результатам исследованиям, можно сказать, что в среднем студенты скорее согласны с тем, что в университете они ощущают себя частью коллектива, и также скорее согласны с тем, что у них дружелюбные отношения с одногруппниками. И скорее не согласны с тем, что никто не может помочь им с разрешением каких-либо проблем в университете. Также увеличился процент тех, к то отмечал, что не будет ничем заниматься, это говорит о том, что студенты недооценивали нагрузку в университете, из-за которой скорее всего у них нет времени заниматься другой деятельностью помимо учебы. Наиболее популярными оказались следующие внеучебные деятельности: творческая, спортивная и волонтерская деятельность. Также, девушки чаще парней отмечают, что столкнулись со сложностью установления дружеских отношений с одногруппниками.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы, касательно социальной интеграции и академических результатов студентов:
1. С учебной нагрузкой справляются чаще: студенты, занимающиеся социальной (староста, профком и пр.) и творческой деятельностью. Также студенты, которые не столкнулись с трудностью нахождения общего языка с преподавателями и которые ощущают себя в университете частью коллектива. Также справляются с нагрузкой чаще студенты, которые имеют дружелюбные отношения с одногруппниками. Студенты, которые считают, что в университете им могут помочь с разрешением каких-либо проблем и что большинству преподавателей есть дело до их достижений в обучении также чаще справляются с учебной нагрузкой в отличие от тех, кто считает наоборот;
2. Чаще задумываются об отчислении: студенты, не занимающиеся научной и спортивной деятельностью, а также студенты, которым сложно найти общий язык с преподавателями и подружиться с одногруппниками. Чем меньше студент ощущает себя частью коллектива, тем чаще желает отчислиться. Студенты, которые считают, что никто не может помочь им с разрешением каких-либо проблем в университете, те, кто считает, что преподавателям нет дела до их достижений также в большей степени нацелены на отчисление в отличии от тех, кто так не считает.
3. Чаще положительный средний балл за сессию у студентов: которые занимаются научной (статьи, конференции, исследования), социальной (староста, профком и пр.) и спортивной деятельностью. Стоит отметить, что студенты, которые не имели трудность общения с преподавателями, сдали сессию «отлично» в большей степени, чем те студенты, которые столкнулись с такой трудностью. Также, средний балл «3» получили в большей степени студенты, которым было сложно найти общий язык с преподавателями. Студенты, ощущающие себя частью коллектива в вузе, чаще обучаются на «отлично» и меньше на «удовлетворительно». Студенты, имеющие дружелюбные отношения с одногруппниками чаще обучаются на «отлично», имеющие помощь, считающие, что преподавали заинтересованы.
4. Оценка степени учебной нагрузки также зависит от социальной интеграции
студентов в вузе: студенты, которым было сложно найти общий язык с преподавателями оценивают нагрузку по учебе как высокую чаще, также студенты, которые ощущают себя частью коллектива и которые имеют дружелюбные отношения с одногруппниками чаще оценивают нагрузку как высокую и оптимальную. Студенты, которые считают, что никто не может помочь им с разрешением каких-либо проблем в университете, чаще оценивают нагрузку как высокую и реже как оптимальную и студенты, которые согласны с утверждением, что большинству преподавателей есть дело до их достижений в обучении чаще оценивают нагрузку как оптимальную.
Стоит отметить, что анализ связи внеучебной деятельности с тем, как студенты справляются с учебной нагрузкой, их намерениями отчисления и средним баллов по итогам сессии показал, что не было выявлено взаимосвязи с волонтерской и предпринимательской деятельностью.
По итогу работы были выделены следующие рекомендации по улучшению первого года обучения студентов. Для того, чтобы академические результаты студентов были на высоком уровне, необходимо в первую очередь создать условия для их эффективной социальной интеграции. Для этого необходимо:
Донести до преподавателей информацию о важности первого года обучения для того, чтобы преподаватели относились к студентам первого курса внимательнее и заботливее, проявляли интерес к их обучению;
Также необходимо создать дружескую атмосферу внутри группы студентов. Для этого можно проводить разного рода мероприятия, направленные на знакомство, общие цели студентов, возможно, создание конкурентности между группами, наличие общего дела внутри группы, а также, возможно, групповые домашние задания в рамках обучения;
Студентам первого года обучения необходима подробная информация о преподавателях, о структуре университета. К кому по какому вопросу можно обратиться, какие сроки у заданий, что из себя представляет сессия и ее сроки. Любая информация, касающаяся обучения, а также внеучебной деятельности необходима для студентов первого года обучения;
Также, что касается планов отчисления студентов, чтобы предотвратить данное обстоятельство, необходима психологическая помощь студентам, а также проявление интереса к их внутреннему состоянию, к их отношению к обучению;
Пропаганда необходимости получения образования и необходимость включенности в данный процесс;
Наличие кураторов или другого специалиста, который будет закреплен за данной группой для необходимой помощи студентам, организации мероприятий как учебных, так и внеучебных;
Также необходимо, чтобы студенты включались в студенческую жизнь, а именно во внеучебную деятельность, которая оказывает положительное влияние на обучение.
Социальная интеграция, с одной стороны, это процесс активного включения личности в социальную жизнь общества, с другой стороны, это процесс активного усвоения личностью норм и ценностей общества. В данной работе под социальной интеграцией понимается процесс, который направлен на создание межгрупповых и межличностных отношений в университете, принятие личности членами вузовского сообщества, также повышение группового единства, взаимоотношения с одногруппниками и преподавателями, а также включенность студентов первого курса в разного рода студенческие сообщества. Важно отметить, что академическая успешность и академическая успеваемость - разные термины. Успешность предполагает рефлексивно-личностный компонент оценивания, нежели успеваемость. Успеваемость фиксируется по формальным показателям - оценки, балльная система. Поэтому стоит отметить, что в данной работе, п под академическими результатами понимается именно успеваемость студентов, их оценивание по балльной системе по итогам сессии, а также отношение студента к отчислению, оценка его учебной нагрузки и ее преодоление. То есть, академический результат - это тот процесс, который связан именно с обучением студентов.
Подводя итог, по результатам исследованиям, можно сказать, что в среднем студенты скорее согласны с тем, что в университете они ощущают себя частью коллектива, и также скорее согласны с тем, что у них дружелюбные отношения с одногруппниками. И скорее не согласны с тем, что никто не может помочь им с разрешением каких -либо проблем в университете. Также увеличился процент тех, к то отмечал, что не будет ничем заниматься, это говорит о том, что студенты недооценивали нагрузку в университете, из-за которой скорее всего у них нет времени заниматься другой деятельностью помимо учебы. Наиболее популярными оказались следующие внеучебные деятельности: творческая, спортивная и волонтерская деятельность. Также, девушки чаще парней отмечают, что столкнулись со сложностью установления дружеских отношений с одногруппниками.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы, касательно социальной интеграции и академических результатов студентов:
1. С учебной нагрузкой справляются чаще: студенты, занимающиеся социальной
(староста, профком и пр.) и творческой деятельностью. Также студенты, которые не столкнулись с трудностью нахождения общего языка с преподавателями и которые ощущают себя в университете частью коллектива. Также справляются с нагрузкой чаще студенты, которые имеют дружелюбные отношения с одногруппниками. Студенты, которые считают, что в университете им могут помочь с разрешением каких-либо проблем и что большинству преподавателей есть дело до их достижений в обучении также чаще справляются с учебной нагрузкой в отличие от тех, кто считает наоборот;
2. Чаще задумываются об отчислении: студенты, не занимающиеся научной и спортивной деятельностью, а также студенты, которым сложно найти общий язык с преподавателями и подружиться с одногруппниками. Чем меньше студент ощущает себя частью коллектива, тем чаще желает отчислиться. Студенты, которые считают, что никто не может помочь им с разрешением каких-либо проблем в университете, те, кто считает, что преподавателям нет дела до их достижений также в большей степени нацелены на отчисление в отличии от тех, кто так не считает.
3. Чаще положительный средний балл за сессию у студентов: которые занимаются научной (статьи, конференции, исследования), социальной (староста, профком и пр.) и спортивной деятельностью. Стоит отметить, что студенты, которые не имели трудность общения с преподавателями, сдали сессию «отлично» в большей степени, чем те студенты, которые столкнулись с такой трудностью. Также, средний балл «3» получили в большей степени студенты, которым было сложно найти общий язык с преподавателями. Студенты, ощущающие себя частью коллектива в вузе, чаще обучаются на «отлично» и меньше на «удовлетворительно». Студенты, имеющие дружелюбные отношения с одногруппниками чаще обучаются на «отлично», имеющие помощь, считающие, что преподавали заинтересованы.
4. Оценка степени учебной нагрузки также зависит от социальной интеграции студентов в вузе: студенты, которым было сложно найти общий язык с преподавателями оценивают нагрузку по учебе как высокую чаще, также студенты, которые ощущают себя частью коллектива и которые имеют дружелюбные отношения с одногруппниками чаще оценивают нагрузку как высокую и оптимальную. Студенты, которые считают, что никто не может помочь им с разрешением каких-либо проблем в университете, чаще оценивают нагрузку как высокую и реже как оптимальную и студенты, которые согласны с утверждением, что большинству преподавателей есть дело до их достижений в обучении чаще оценивают нагрузку как оптимальную.
Стоит отметить, что анализ связи внеучебной деятельности с тем, как студенты справляются с учебной нагрузкой, их намерениями отчисления и средним баллов по итогам сессии показал, что не было выявлено взаимосвязи с волонтерской и предпринимательской деятельностью.
По итогу работы были выделены следующие рекомендации по улучшению первого года обучения студентов. Для того, чтобы академические результаты студентов были на высоком уровне, необходимо в первую очередь создать условия для их эффективной социальной интеграции. Для этого необходимо:
1. Донести до преподавателей информацию о важности первого года обучения для того, чтобы преподаватели относились к студентам первого курса внимательнее и заботливее, проявляли интерес к их обучению;
2. Также необходимо создать дружескую атмосферу внутри группы студентов. Для этого можно проводить разного рода мероприятия, направленные на знакомство, общие цели студентов, возможно, создание конкурентности между группами, наличие общего дела внутри группы, а также, возможно, групповые домашние задания в рамках обучения;
3. Студентам первого года обучения необходима подробная информация о преподавателях, о структуре университета. К кому по какому вопросу можно обратиться, какие сроки у заданий, что из себя представляет сессия и ее сроки. Любая информация, касающаяся обучения, а также внеучебной деятельности необходима для студентов первого года обучения;
4. Также, что касается планов отчисления студентов, чтобы предотвратить данное обстоятельство, необходима психологическая помощь студентам, а также проявление интереса к их внутреннему состоянию, к их отношению к обучению;
5. Пропаганда необходимости получения образования и необходимость
включенности в данный процесс;
6. Наличие кураторов или другого специалиста, который будет закреплен за данной группой для необходимой помощи студентам, организации мероприятий как учебных, так и внеучебных;
7. Также необходимо, чтобы студенты включались в студенческую жизнь, а именно во внеучебную деятельность, которая оказывает положительное влияние на обучение.
1. Балабай С. В. Модернизация образования в современной России: тенденции и противоречия // Философия и образование: Интеллектуальные традиции и новации: сб. науч. ст. под общ. ред. С. В. Никитина. - Саратов, 2006. - С. 28-35.
2. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. Под ред. Ю. В. Асочакова. - СПб.: Питер, 2008. - 239 с.
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Монография / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 94 с.
5. Бодрова Е. В. Кризис системы образования. Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX-XXI веков / Е. В. Бодрова, С. Б. Никитина // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. - 2009., - С. 84-91.
6. Большой социологический словарь. - М.: Вече, 1999. - Т. 2. - 544 с.
7. Боронина Л. Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л. Н. Боронина, Ю. Р. Вишневский , Я. В. Дидковская, С. И. Минеева // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. № 4(19). - С. 65-69.
8. Бровкин А. В. Проблемы современной российской системы высшего
образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть
1 // Современное образование. - 2018. - №. 1. - С. 21-31.
9. Бровкин А. В. Проблемы современной российской системы высшего
образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть
2 // Современное образование. - 2018. - №. 2. - С. 18-26.
10. Васильева А.С. Теоретические подходы к понятию академической успешности студентов // Экономика и социум. - 2017. - №1 (32). - С. 1232-1235.
11. Ганьшина Г. В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации / Г. В. Ганьшина, Г. В. Лунина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №. 4. - С. 165-165.
12. Герасименко О. А., Дименштейн Р. П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А. А. Цыганок. - М.: Теревинф, 2001. - 7 с.
13. Гидденс А. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / А. Гидденс. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. - 120 с.
14. Горбенко Я. В. Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе // Вестник магистратуры. - 2016. - № 1(52). - С. 108-109.
15. Давыдова И. В. Интеграция как социологический механизм адаптации студентов в образовательном пространстве / И. В. Давыдова, М. А. Казакова, Н. В. Шеляхина // Промышленность: экономика, управление, технологии. - 2020. - № 3 (82). - С. 166-170...60