Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь академической самоэффективности и академической успеваемости у китайских студентов, обучающихся в России

Работа №192317

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2025
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы академической самоэффективности 11
1.1 Теория самоэффективности в образовательном контексте 11
1.2 Анализ исследований по проблеме влияния академической
самоэффективности на академическую успеваемость 12
1.3 Проблема академической самоэффективности и академической успеваемости
в кросс-культурной перспективе 18
Глава 2 Описание процедуры исследования взаимосвязи академической самоэффективности и академической успеваемости 25
2.1 Описание процедуры исследования 25
2.2 Результаты эмпирического исследования 30
Глава 3 Исследование взаимосвязи академической самоэффективности и академической успеваемости у китайских студентов 44
3.1 Исследование академической самоэффективности у китайских студентов 44
3.2 Роль аккультурации в академической успеваемости китайских студентов 47
3.3 Взаимосвязь между академической самоэффективностью и культурной
адаптацией 51
3.4 Влияние академической самоэффективности на аккультурацию и
академическую успеваемость 55
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение А 91
Приложение Б 93


Актуальность исследования
В условиях волны глобализации и постоянно ускоряющегося процесса интернационализации высшего образования трансграничная студенческая мобильность стала заметным образовательным явлением. Россия, как одно из важных направлений международного образования, привлекает большое количество иностранных студентов со всего мира, среди которых китайские студенты составляют одну из самых многочисленных и быстрорастущих групп. Обеспечение академической успеваемости и общего благополучия этой группы иностранных студентов не только имеет решающее значение для личностного развития студентов, но и имеет глубокое значение для принимающих вузов и даже для образовательных и культурных обменов между Китаем и Россией.
В числе множества факторов, влияющих на академический успех, академическая самоэффективность — то есть вера в собственную способность успешно выполнять учебные задания [21,41] — широко признана мощным предиктором учебных достижений [31,26,37,17]. Согласно имеющимся данным, академическая самоэффективность напрямую влияет на успеваемость студентов [41,31]. Вместе с тем для группы иностранных студентов, особенно обучающихся в условиях межкультурной среды, уровень самоэффективности может заметно варьироваться в зависимости от успешности процесса адаптации [30]. Для тех, кто далеко от родной культуры и погружён в новую образовательную и социальную среду, адаптация — включающая приспособление к новым социальным нормам, академическим требованиям, особенностям межличностного общения и бытовой жизни [42] — неизбежно переплетается с учебным опытом и создаёт уникальные вызовы. Языковой барьер является одной из главных трудностей культурной адаптации: ограниченные навыки коммуникации мешают установлению социальных связей, вызывают стресс и чувство одиночества, что усложняет поиск поддержки и может негативно сказаться на самоэффективности китайских студентов в России.
Студенты с более высоким уровнем культурной адаптации и языковой компетентности, как правило, демонстрируют более высокую самоэффективность при решении учебных задач, что способствует их лучшим академическим результатам. Взаимодействие уверенности в собственных силах и процесса адаптации в новом культурном контексте образует сложный механизм, определяющий успех или трудности этой группы студентов.
В то же время исследования академической самоэффективности и её связи с учебными достижениями среди китайских студентов, обучающихся в России, остаются относительно ограниченными, особенно в контексте специфики российской межкультурной среды. Хотя многочисленные русскоязычные работы подтверждают общий положительный характер этой связи [17], а также растущее число публикаций посвящено адаптационному опыту и вызовам китайских студентов в России [13,6,9], углублённое исследование того, как академическая самоэффективность и культурная адаптация взаимодействуют и влияют на успеваемость в российской высшей школе, пока носит фрагментарный характер. Таким образом, настоящее исследование направлено на изучение взаимосвязи академической самоэффективности и учебной успеваемости китайских студентов в России, с учётом роли культурной адаптации и уровня владения русским языком.
Теоретико-методологические основания исследования широко обсуждаются в следующих работах:
Работы в области теории академической самоэффективности Бандуры (Bandura A., Schunk D.H., Pajares F., Honicke T., Moussa N.M., Ma Y., Thompson G., Wang Chuang, Zhang M., Цинь П., Шиленкова Л.Н., ГМ^, Ж ft, r'-'ft.., ftK», *ФЙ и др.)
Работы в области теории кросс-культурной адаптации (Smith R.A., Khawaja N.G., Westwood Marvin J., Barker Michelle, Wilson J., Ward C., Fischer R., Bethel A., Chen L., Gritsenko V.V., Hu J., Cheung C.K., Lee Ji-yeon, Ciftci Ayse, Lou Nigel Mantou, Lu W., Tang L., Ardi R., Вашкявичус В.Ю., Иванов Н.Ю., Леденева В.Ю., Малышева М.В., Шамионов Р.М. и др.)
Цель исследования: выявление взаимосвязи академической самоэффективности и академической успеваемости у китайских студентов, обучающихся в России.
Объектом исследования являются академическая самоэффективность и академическая успеваемость.
Предметом исследования является взаимосвязь академической самоэффективности и академической успеваемости у китайских студентов, обучающихся в России.
Гипотеза исследования:
1. Существует значимая корреляция между академической самоэффективностью и академической успеваемостью у китайских студентов, обучающихся в России.
2. Мы также предполагаем, что академическая самоэффективность опосредует связь между аккультурацией и академической успеваемостью.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать специфику взаимосвязи между академической самоэффективностью и академической успеваемостью китайских студентов.
3. Изучить влияние академической самоэффективности и степени культурной адаптации на успеваемость.
4. Исследовать медиаторный путь: определить, выступает ли академическая самоэффективность посредником в отношении «культурная адаптация ^ успеваемость».
5. Интегрировать теоретические модели: объединить теорию академической самоэффективности и модель межкультурной адаптации для объяснения учебных достижений китайских студентов и обоснования образовательных стратегий поддержки.
Основными методами для реализации данного исследования выступили:
- Теоретический: анализ, синтез научных публикаций, сопоставление и обобщение современных теоретико-методологических исследований зарубежной и отечественной психологии литературы.
- Эмпирический: были использованы следующие методики: Шкала академической самоэффективности, разработанная Лян Юсуном( ' Т ^) и Чжоу Цзункуем( ^ ^ ^) (2000) на основе опросника Pintrich & De Groot (1990). «Шкала аккультурации к России» (ШАР), созданная И.А. Новикова и др. (2021).
- Статистические: использование статистических методов, таких как описательные статистики, проверка соответствия распределения нормальному выполнялась с помощью критерия Шапиро-Уилка. Для анализа связей между переменными применялись коэффициент ранговой корреляции Спирмена (при нарушении нормальности) и коэффициент Пирсона (при выполнении условий нормальности). Независимые t-тесты для проверки гендерных различий, а для оценки медиаторных эффектов применялась структурная модель (SEM) с максимальным правдоподобием и процедурой Bootstrap (5 000 выборок). Для реализации всех этапов статистического анализа и визуализации результатов применялись пакет JASP Team (2025).
Выборка исследования: составили 76 китайских студентов Томского государственного университета: 35 мужчин (46,1 %) и 41 женщина (53,9 %), из которых 69,7 % обучаются по программам бакалавриата, 26,3 % - магистратуры и 4 % - аспирантуры. Возраст респондентов варьируется от 18 до 32 лет, среди которых 63,2 % были в возрасте 18-22 лет.
Новизна исследования: В данном исследовании были построены и эмпирически проверены несколько медиаторных моделей, включающих уровень владения русским языком, академическую самоэффективность и степень культурной адаптации. Это позволило системно интегрировать и расширить исследования взаимосвязи самоэффективности и учебных достижений в межкультурном контексте, а также восполнить пробел в анализе академической самоэффективности китайских студентов, обучающихся в российской образовательной среде.
Теоретическая значимость:
В данном исследовании объединены теория академической самоэффективности Бандуры и модель межкультурной адаптации, что позволило в неродной русскоязычной среде проверить несколько посреднических механизмов между самоэффективностью, уровнем культурной адаптации и академической успеваемостью. Это расширило географические и контекстные рамки применения теории самоэффективности и исследований в области межкультурного образования, предложив новый теоретический взгляд на роль академической самоэффективности в условиях чужой культуры.
Практическая значимость:
Работа восполнила эмпирический разрыв в изучении механизмов учебной адаптации китайских студентов в Сибирском регионе России и предоставила конкретные рекомендации для вузов и подготовительных программ по совершенствованию языкового обучения, психологической поддержки и программ культурной интеграции.
Положения, выносимы на защиту:
1. Академическая самоэффективность китайских студентов в России демонстрирует значимую положительную взаимосвязь с их академической успеваемостью.
2. Влияние культурной адаптации на академическую успеваемость опосредуется академической самоэффективностью, при этом прямой эффект культурной адаптации на GPA незначим.
3. Уровень владения русским языком оказывает как прямое влияние на культурную адаптацию, так и косвенное через повышение академической самоэффективности.
4. Академическая самоэффективность выступает ключевым психологическим механизмом, через который языковые и культурные ресурсы трансформируются в успешные академические достижения.
Структура ВКР: ВКР представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы; включает 2 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование, проведённое на выборке китайских студентов Томского государственного университета, направлено на изучение взаимосвязи между академической самоэффективностью, уровнем культурной адаптации, знанием русского языка и учебными достижениями. С помощью построения нескольких медиативных моделей была эмпирически проверена структура взаимовлияния указанных переменных. Полученные результаты не только подтвердили выводы предыдущих исследований о положительной прогностической роли самоэффективности в отношении академической успеваемости, но и уточнили механизм опосредованного влияния культурной адаптации и языковых компетенций на учебные результаты через самоэффективность. Это позволило по-новому взглянуть на процессы адаптации иностранных студентов и предложить эмпирическую основу для дальнейшего теоретического развития.
Во-первых, анализ прямой взаимосвязи между академической самоэффективностью и учебной успеваемостью подтвердил ключевую идею социальной когнитивной теории Бандуры о том, что вера в собственные способности является важнейшим фактором, определяющим учебное поведение. Среди китайских студентов, обучающихся в неродном языковом окружении, более высокий уровень самоэффективности коррелирует с лучшей академической адаптацией и результатами, что согласуется с моделью «способности-мотивация-стратегия».
Во-вторых, с использованием структурного моделирования было установлено, что влияние культурной адаптации на академическую успеваемость полностью опосредовано академической самоэффективностью. Это позволяет глубже понять трёхуровневый механизм взаимодействия: «внешняя адаптация - внутренняя когниция - учебный результат». Как отмечают Chen [25], успех иностранных студентов в иной культурной среде в большей степени зависит от уровня психологической адаптации, нежели от поверхностной интеграции. Позитивный опыт в межкультурном общении, учебных занятиях и социальных взаимодействиях способствует росту уверенности и чувства контроля, усиливая самоэффективность [47, 30].
В-третьих, было эмпирически подтверждено наличие последовательной медиативной цепи: «уровень владения русским языком ^ самоэффективность ^ культурная адаптация ^ учебные достижения». Это свидетельствует о том, что языковые навыки играют не только инструментальную, но и психологически конструирующую роль. Данный результат отражает модель «язык - самоэффективность - учебное поведение» [45] и перекликается с выводами Ardi & Zahra [19], подчеркивающих прогностическую значимость межкультурной коммуникативной самоэффективности для адаптации.
Следует также отметить, что в исследовании Вашкявичус и др. [1] подчеркивается, что китайские студенты, приезжающие учиться в Россию, обладают высокой целевой мотивацией, но сталкиваются с языковыми и культурными барьерами, а также несоответствием ожиданий. Настоящее исследование показало, что влияние этих внешних трудностей на академические результаты зависит от способности студентов трансформировать адаптационное напряжение в чувство внутреннего контроля — то есть от уровня академической самоэффективности. Это согласуется с обзором Шиленковой [17] по стратегии адаптивного обучения и с эмпирическими данными Сошникова [11] о связи адаптации и академической успеваемости китайских студентов в России.
Дополнительно было выявлено, что студентки демонстрируют значительно более высокий уровень самоэффективности и культурной адаптации по сравнению с юношами, что свидетельствует о возможном модулирующем влиянии гендерной социализации на психологическую адаптацию в межкультурной среде. Этот эффект можно интерпретировать с учётом выводов Chan [23] о взаимодействии культурных норм и гендерных ролей.
В обобщенном виде академическая самоэффективность рассматривается как центральный психологический механизм, обеспечивающий успешную адаптацию китайских студентов к условиям обучения в России. Построенная модель из четырёх уровней: «язык - психология - культура - академический успех» одновременно отражает идею Бандуры о значимости опыта овладения и подтверждает наблюдения Rienties [20] о сложности адаптации студентов из неевропейских культурных контекстов.
Таким образом, настоящее исследование продемонстрировало значимую положительную корреляцию между академической самоэффективностью и успеваемостью, подчеркнув ключевую роль самоэффективности как прогностического показателя успешной адаптации китайских студентов в межкультурной образовательной среде. Эмпирические данные указывают на то, что самоэффективность не только оказывает прямое влияние на учебные достижения, но и выступает в роли медиатора и связующего звена между языковой компетентностью, культурной адаптацией и академическими результатами. Также установлено, что пол может выступать модератором в формировании самоэффективности. Полученные результаты позволяют глубже понять психологические механизмы обучения в условиях иностранной культуры и подчёркивают значимость развития академической самоэффективности в образовательных интервенциях.



1. Вашкявичус В. Ю. Что ищет китайский студент в России: анализ образовательных потребностей китайских студентов в российских вузах по материалам социологического исследования / В. Ю. Вашкявичус, Ю. Н. Кондракова, Е. С. Кузьмина, И. Б. Сметанников // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. -
2022. -№ 65. - С. 213-237. -DOI: 10.17223/1998863Х/65/19.
2. Гриценко В. В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов / В. В. Гриценко, О. Е. Хухлаев, Р. И. Зинурова [и др.] // Культурно-историческая психология. - 2021. - Т. 17, № 1. -С. 102-112.-DOI: 10.17759/chp.2021170114.
3. Иванов Н. Ю. Адаптация китайских студентов к российской образовательной среде (на материале авторефератов диссертаций) / Н. Ю. Иванов, М. П. Цынзак, С. С. Степанова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - Т. 11, № 3. - С. 123-133. - DOI: 10.52944/PORT.2023.54.3.008.
4. Кокшаров В. А. Специфика познавательных ориентаций китайских студентов при освоении технических дисциплин / В. А. Кокшаров, А. Л. Неволина, Г. А. Ткачук, О. А. Чикова // Перспективы науки и образования. -
2023. - № 5 (65). - С. 163-181. - DOI: 10.32744/pse.2023.5.10.
5. Леденева В. Ю. Факторы социокультурной адаптации иностранных студентов из Азербайджана и Китая в российских вузах / В. Ю. Леденева, Р. С. Абдуллаев, Л. Д. Гусейнова // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, № 10.-С. 118-134.-DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-118-134.
6. Ли В. Особенности адаптации китайских студентов в СПбГУ // Russian Economic Bulletin. - 2024. - Т. 7, № 4. - С. 23-28. - DOI: 10.58224/2658-5286-2024-7-4-23-28.
7. Малышева М. В. Социолингвистическая адаптация студентов из Китая, обучающихся в московских университетах: комбинированное исследование // Социолингвистика. - 2021. - № 2 (6). - C. 187-205. - DOI: 10.37892/2713-2951 -2021 -2-6-187-205.
8. Мельникова М. Л. Связь метакогнитивной включенности с индивидуальными интеллектуальными ресурсами и развитием универсальных компетенций обучающихся / М. Л. Мельникова, О. А. Чикова, Л. А. Максимова // Доказательная педагогика, психология. - 2022. - № 2. - C. 55-63. -DOI: 10.18323/2221-5662-2022-2-55-63.
9. Новикова И. А. «Шкала аккультурации к России» для китайских студентов: адаптация и психометрическая проверка / И. А. Новикова, А. Л. Новиков, Д. А. Шляхта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2021. - Т. 18, № 4. - С. 801-824. - DOI: 10.22363/2313-1683-2021 -18-4-801 -824.
10. Пилишвили Т. С. Особенности субъективного благополучия российских и китайских студентов: сравнительный анализ проблемы / Т. С. Пилишвили, А. Л. Данилова, А. И. Савушкина // Образование и наука. - 2022. -Т. 24, №7. - С. 126-159. -DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-126-159.
11. Сошников Е. А. Взаимосвязь уровня адаптации и динамики успеваемости китайских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2012. -№3.-С. 94-98.
12. Танатова Д. Китайские студенты в российских вузах: мотивация и демотивация / Д. Танатова, В. Погосян, И. Королев // Социологические исследования. -2019. -Вып. 5. - С. 150-157.
13. У Тин. Адаптация китайских студентов в российских вузах: проблемы и пути решения // Образование и право. - 2020. - № 11. - С. 187-190.
14. Цинь П. Влияние общей самоэффективности на качество жизни студентов: опосредующая роль депрессии // Научное мнение. - 2022. - № 7-8. -С. 129-135.-DOI: 10.25807/22224378_2022_7-8_129.
15. Чернышева Т. Л. Формирование межкультурной компетентности иностранных студентов посредством адаптационного тренинга в рамках реализации третьей миссии университета «Университет и общество» // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7, № 8. - С. 850-856. - DOI: 10.30853/ped20220128...53



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ