АННОТАЦИЯ 3
Введение 6
Глава 1. Типология интерактивных детских изданий для дошкольного возраста 22
1.1 Понятие и функциональные возможности электронного
интерактивного издания 22
1.2 Особенности восприятия ребенком традиционного и
интерактивного издания 35
Глава 2. Анализ современной практики по созданию электронных интерактивных детских изданий для дошкольного возраста 50
2.1. Критерии редакторского анализа электронных интерактивных
изданий для читателей дошкольного возраста 50
2.2 Анализ и оценка интерактивных электронных изданий 66
Глава 3. Принципы подготовки интерактивных электронных изданий для читателей дошкольного возраста 94
3.1. Разработка концепции детской интерактивной электронной
сказки 94
3.2. Принципы подготовки интерактивных детских изданий для
дошкольного возраста 108
Заключение 114
Список используемой литературы и материалов 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 130
Электронное книгоиздание уже не ново для российской книжной отрасли: его первоначальное становление приходится на период до кризиса 2008 года. Положительные прогнозы относительно перспективности цифрового книгоиздания таких известных в издательском бизнесе лиц, как О. Е. Новиков и М. Н. Каменева оправдываются уже в 2009 году, что подтверждается докладом «Книжный рынок России» , где этой теме впервые посвящен отдельный раздел. Ассортимент продукции издательств значительно расширяется за счет электронных книг, среди которых прочную популярность за прошедшие годы завоевали книги-файлы, книги-сайты и книги-приложения. Так, в 2012 году производство интерактивных изданий (приложений) называли одной из трех основных бизнес-моделей, влияющих на развитие рынка электронной книги: «Рынок электронных приложений пока небольшой, но его потенциал, <...>, когда текст может быть дополнен интерактивными вставками, видео- и аудиоприложениями, возможностью тестирования своих знаний, — заслуживает внимания» .
За последние три года потребление электронных книг выросло на 31%, о чем говорится в отраслевом докладе Книжный рынок России (2016) и что подтверждает доклад 2017 года, где электронные книги названы драйвером роста медиапотребления в России, вторым после Интернета . Эти данные свидетельствуют об актуальности исследований, связанных с электронным книгоизданием.
В то же время за период 2008-2017 гг. изменилась в лучшую сторону статистика по выпуску детской литературы, как показывает обзор, сделанный «Университетской книгой» . Доля детских изданий возросла как по количеству выпущенных книг (с 9,2 до 11,6%), так и по числу названий (с 19,7 до 21,8%) . Кроме того, 2017 год по количественным показателям превзошел уровень докризисного 2008-го. Отметим, что эти данные относятся к традиционному книгоизданию, однако они свидетельствуют об устойчивом интересе издателей к детской литературе.
Необходимо также отметить, что в докладах и обзорах по книжному рынку уделяется слишком мало внимания детской книге, а официальные отчеты, посвященные исключительно российскому детскому книгоизданию, просто отсутствуют. В докладах представлена лишь ассортиментная карта ЛитРес, ведущего агрегатора и продавца электронных книг в России, где детская литература занимает лишь 3,6% (данные на июль 2016 года) . Но этот факт не дает полного представления о месте детской литературы в российском книгоиздании, т. к. в ЛитРес присутствуют не все существующие форматы. В частности, не принимаются во внимание книги в виде мобильных приложений .ipa и .apk, рассматриваемые в настоящей работе. По этой причине необходимые сведения о состоянии детского книгоиздания черпались из частных исследований, обзоров, различных интервью с издателями и других подобных источников. Так, анализ книг-приложений на сервисах Google Play и App Store показал, что новые интерактивные книги появляются фактически каждый месяц. К примеру, одно из последних изданий, используемых в настоящей работе в качестве материала, выпущено в апреле 2018 года. Игнорирование этой ниши в сегменте детского книгоиздания мы считаем серьезным упущением официальных источников.
Между тем, именно детские книги стали одними из первых интерактивных изданий, выпущенных в России , в отличие от США, где создатели интерактивных книг сфокусировались на учебной литературе, или Европы, где успешными стали эксперименты с художественной литературой .
В целом, складывается впечатление, что детские книги и электронные в частности незаслуженно сдвинуты на задний план книговедения. Между тем, совершенствование детских электронных изданий самым лучшим образом вписывается в Концепцию Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации , а также соответствует Государственной программе поддержки детского, подросткового и юношеского чтения, разрабатываемой в настоящее время.
Актуальность исследования. По-прежнему нарастающую
популярность интерактивных книг доказывает, в частности, обозреватель бизнес-портала vc.ru О. Бахлина . Сами издатели при этом отмечают дороговизну производства детских книг. И даже более того: к примеру, А. Поспехов, основатель компании Iconic Mobile, называет их «одноразовым продуктом» , имея в виду, что ребенок после «прочтения» приложения может больше никогда им не заинтересоваться.
К 2018 году известны десятки издательств и индивидуальных издателей-разработчиков — создателей интерактивных книг для детей. Но нередко подобные издательские startup-проекты получают слишком короткое продолжение (Mumu Interactive) или не получают его вовсе. В свою очередь, издательства и имеющие издательское направление организации, просуществовав несколько лет, снижают свою активность (Educat), останавливают деятельность временно (Yulabook) или окончательно, несмотря на серьезную базу для разработки (Центр мобильных информационных технологий МГТУ им. Н. Э. Баумана). Некоторые издатели для поддержания своего существования выпускают дешевые или бесплатные электронные книги сериями и регулярно, но не выходят на должный уровень качества, а потому не пользуются популярностью (Mihail Bulatov); другим приходится опираться на продажи неэлектронной продукции (издательский дом «Азбукварик» ). Безусловно, финансовый вопрос в данном случае стоит наиболее остро: крупные вложения производителей не гарантируют успеха, а упущения в концепции издания сказываются на спросе. В то же время сохраняется проблема пиратства, исходящего из особого отношения российской аудитории к виртуальным продуктам как не требующим оплаты (см. Приложение 2); понятие электронной книги еще не укрепилось в сознании пользователей. Не только издания, но и устройства «не превосходят того качества печатной книги, которое было выведено многовековым читательским опытом» . Нестабильность — одна из проблем, сохранившихся в электронном книжном бизнесе с 2008 года. Однако ни объем затрат на подготовку книги, ни риски, связанные с распространением и маркетингом, не останавливают разработчиков, и количество мультимедийных изданий для детей дошкольного возраста растет. Мы полагаем, что эволюции интерактивных книг, а также удешевлению их подготовки поспособствует составление общих правил и принципов проектирования, которые затронут сферу детской психологии, восприятия, будут ориентированы на детские потребности и желания родителей, а также на максимальное извлечение пользы из потенциала интерактивности и мультимедийности. Благодаря этому снизится риск невостребованности продукта, а также уменьшатся затраты по времени и труду (в идеале — так и финансовые). В этом заключается прагматический аспект актуальности настоящего исследования.
С увеличением числа пользователей меняются и требования к цифровой продукции. Так, анализ отзывов к приложениям на сервисе Google Play показал, что одно только наличие интерактивной графики уже не может удовлетворить пользователей: закончился тот период, когда интерактивное издание воспринималось как «оживший спектакль» и тем самым обеспечивало себе привлечение тысяч читателей. Но, разумеется, анализа отзывов недостаточно для получения полной картины проблемной ситуации. Между тем, до сих отсутствуют отечественные социальные исследования, направленные на выяснение особенностей восприятия детьми электронных книг и на выявление реальных потребностей юных читателей в этом отношении. Скорее можно говорить о самостоятельном изучении интересов целевой аудитории отдельными издателями (например, путем тестирования приложений), однако полученные ими результаты не обнародуются. Настоящее исследование призвано до некоторой степени закрыть этот пробел, и в этом заключается социальный аспект актуальности работы.
Сами исследователи также вынуждены ориентироваться на опыт зарубежных коллег, что не всегда просто, учитывая разницу в менталитете аудитории. Так, Д. А. Богданова, описывая достоинства и недостатки интерактивных изданий для детей, ссылается на различные американские исследования . В отечественной книжной науке необходимых наработок пока нет. Видные деятели, такие как А. Э. Мильчин, Н. З. Рябинина, С. Г. Антонова и др., уделяли внимание почти исключительно печатной книге. В новых трудах, вышедших за последние 5 лет, вопрос электронного книгоиздания освещен по-прежнему в общих чертах, и такой частный вопрос, как электронные книги для детей, практически не затронут. То же можно сказать и о типологических разработках, хотя некоторые издатели способны предложить свои классификации, как, например, Е. Шарыхалина, директор студии Yulabook . Нельзя говорить даже о достаточной разработанности самого понятия «интерактивное издание». Лаконичное определение, предлагаемое в ГОСТ Р 7.0.83—2013. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения , не отражает всей специфики данной разновидности электронных изданий. В справочной литературе, такой как словарь-справочник Ю. В. Щербининой «Книга. Текст. Коммуникация» данный термин вовсе отсутствует. Таким образом, настоящая работа представляется актуальной в научном аспекте книгоиздательской деятельности.
Таким образом, актуальность изучения интерактивных электронных книг для читателей дошкольного возраста обусловлена их популярностью и востребованностью в сочетании с почти полным отсутствием исследованности в издательской и книговедческой областях.
Обзор источников. В российской издательской практике и книговедческой науке очень мало исследований на тему восприятия детьми электронных устройств и изданий. Пока нет и каких-либо стандартов, регулирующих данную сферу. Более того, трудности возникают и в типологии, в определениях ключевых терминов, таких как «электронное издание», «интерактивное издание». По этой причине в диссертации уделялось большое внимание рассмотрению базовых понятий. Другое направление касается специфики детской аудитории, а также особенностей детской литературы и ее редакторской подготовки. Наконец, третий вектор — практиконаправленные приемы, методы, рекомендации по подготовке интерактивных электронных изданий. Сообразно этому разделению сгруппированы и работы исследователей, прямо или косвенно относящиеся к настоящей теме.
Так, вопросы типологии и классификации электронных изданий поднимали В. А. Вуль , И. М. Чикунов , однако их работы, хотя и концентрируют в себе немалый предшествующий опыт, за прошедшие 15 лет достаточно устарели. Заметим, что разработкой понятий электронного книгоиздания занимались весьма многие (М. Э. Жебит, Е. П. Шеметова, К. С. Загаров и др.), это одна из наиболее освещенных и дискуссионных тем. В качестве справочной литературы по данному вопросу были привлечены как российские , так и зарубежные словари. Опорой для теоретической базы являются и государственные стандарты, посвященные традиционному и электронному книгоизданию , но ввиду неоднозначности некоторых важных дефиниций были изучены также статьи с разбором и сравнениями
понятий , классификации отдельных исследователей, таких как
В. Н. Белоозеров .
Одним из важнейших теоретических аспектов стало понятие интерактивности. Об этом, а также о свойствах интерактивного издания и книгах-приложениях писали О. В. Лукинов, А. Ицкович, В. В. Лаптев, А. А. Никитенко, а также Д. А. Золотарева , исследование которого привнесло в настоящую работу недостающее понятие виртуальной (интерактивной) среды. Представление об интерактивном функционале электронных книг излагается в книге Дж. Меркоски , разработчика Kindle.
...
Проведенное исследование подтвердило, что интерактивное электронное издание для читателей дошкольного возраста — многоплановое сложное явление в издательской практике, затрагивающее сферы традиционного книгоиздания, компьютерных игр, мультипликации, аудиокниг. При этом данный вид — полноправная часть электронного книгоиздания и детской литературы в частности, поэтому он должен учитываться как издателями, так и книговедами. Более того, не исключено взаимное влияние таких изданий и традиционных детских книг, интерактивный потенциал которых также значителен и недостаточно изучен.
За десятилетие, прошедшее с момента выхода первых интерактивных изданий для iPad, значительно возросли требования к их качеству. Так называемый принцип интерактивности, выделяемый исследователями, определен нами как осмысленное и многостороннее, разнообразное взаимодействие человека и издания, человека и устройства. В процессе реализации этого принципа должны участвовать редакторы, разработчики, иллюстраторы и сами пользователи. Подлинная интерактивность не будет действовать без продуманной идейно-целевой установки, в противном случае статус и образ книги упадет до статуса компьютерной игры. Последнее особенно важно для читателей-родителей. Полагаем, что их несколько скептическое отношение к электронным книгам обусловлено недостаточной освоенностью этого вида. Безусловно, о культуре интерактивной электронной книги говорить пока рано, однако развитие данного вида продолжается.
В результате анализа существующих изданий было выявлено отсутствия комплексного подхода к их подготовке. Издатели, как правило, акцентируют внимание лишь на визуальной и звуковой составляющей; далеко не всегда соблюдают баланс между развлекательными и полезными элементами в издании. В настоящей работе была сделана попытка
разработать концепцию интерактивной электронной сказки с точки зрения комплексного подхода, с учетом всех возможных факторов. Список составленных рекомендаций и принципов подготовки также основан на учете многоплановости данного вида изданий.
Интерактивная электронная книга не может стать субститутом для бумажного издания, так как для детской читательской аудитории важны оба формата. В ходе исследования было обнаружено несколько книг, не имеющих аналогов в печатном виде (авторские сказки), но обладающих, на наш взгляд, потенциалом для перевода в печать. Такой издательский эксперимент позволил бы расширить понятие интерактивности применительно к традиционным книгам.
Исследование подтвердило мысль о необходимости реальной направленности интерактивного издания, эффективность которого во многом зависит от степени оригинальности и продуманности концепции, а также от его качества, уровня воплощения. В результате анализа интерактивных детских сказок, представленных на современном книжном рынке, был сделан вывод о том, что наименее эффективно производство одиночных интерактивных книг, т. к. это слишком дорогостоящие издательские проекты с неопределенной перспективой окупаемости, в то время как читатели всегда ждут продолжения. Наиболее приемлемым вариантом видится создание сборника или книжной полки, где будут находиться как бесплатные, так и платные издания, причем разного объема и разного ценового уровня.
Также в ходе исследования была выявлена тенденция, связанная с тем, что более успешными проектами оказываются электронные издания тех издательств и разработчиков, для кого интерактивные детские книги — дополнительная продукция. Фокусироваться только на данном виде изданий означает подвергаться существенному риску. Поэтому была предложена еще одна усовершенствованная модель реализации: мобильное приложение, где одновременно представлены разнообразные типы продуктов — фильмы и мультфильмы, музыка, аудиокниги и др. Возможно также соседство 115
нескольких типов электронных книг — текстовых и мультимедийноинтерактивных. Таким способом покупка интерактивной книги будет восприниматься пользователем более естественно.
Нерешенность многих проблем свидетельствует о том, что интерактивная детская книга находится сегодня в проблемной зоне и требует активного научного поиска. В качестве перспективы дальнейшего исследования темы видится выявление наиболее эффективной бизнес-модели для продажи интерактивных электронных книг, что повысит эргономичность данного издания.