Введение 4
1 Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи между стилями
семьи, проявлением девиации и проактивным совладающим поведением у детей подросткового возраста 9
1.1 Влияние семьи на стиль родительских отношений и его факторы на
поведение подростка 9
1.2 Концепция и роль копинг-стратегии в поведении подростка 22
1.3 Понятие «девиантного поведения» в отечественной и зарубежной
литературы 34
2 Результаты эмпирического исследования взаимосвязи между стилями
семейного воспитания, проявлением девиации и проактивного совладающего поведения у подростков г. Томск 65
2.1 Организация и методы исследования 65
2.2 Результаты эмпирического исследования 75
2. 3 Статистическая обработка данных 93
3 Разработка рекомендации для семей и родителей подростков, социальных
работников, школьных психологов направленные на профилактику девиантного поведения 109
Заключение 117
Список литературы 118
Приложение А Информационное письмо 124
Приложение Б Информационное согласие студентов 125
Приложение В Информационное согласие родителей 126
Приложение Г Опросник «Инвентаризация симптомов стресса» 127
Приложение Д Опросник «Проактивное совладающее поведение» 130
Приложение Е Тест «Склонность к девиантному поведению» 134
Приложение Ж Методика «Родителей оценивают дети» 139
Приложение З Результаты полученных сырых баллов опросника «Инвентаризация симптомов стресса» 147
Приложение И Результаты полученных сырых баллов опросника «Проактивное совладающее поведение» 149
Приложение Л Результаты полученных сырых баллов теста «Склонность к девиантному поведению» 151
Приложение М Результаты полученных сырых баллов по методике «Родителей оценивают дети» 153
Приложение Н Описание шкал методики «Родителей оценивают дети» 155
Вопросы о стилях воспитания и их влияния на проявление девиантного поведения подростков, не раз становились предметом исследования в психологии. Данный факт связан с тем, что в современном обществе в связи с социальными, экономическими и политическим изменениями возросло количество неблагополучных семей, в которых наблюдаются различные виды аддикций, повышен уровень конфликтности, что в свою очередь накладывает отпечаток и на детей. Также в таких семьях нарушены стили семейного воспитания, общения с детьми и в целом во внутрисемейных отношениях. На сегодняшний день также быстро растет количество населения - взрослых и детей, у которых проявляются признаки стрессовых расстройств.
Поэтому, проблема взаимосвязи стиля семейного воспитания, как фактора возникновения и преодоления психологического стресса подростков, которая рассматривается в нашей работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии и педагогики, учителей и воспитателей, но и, прежде всего, родителей.
В связи с этим актуально определить особенности проявления проактивных копингов, как генерации ресурсного потенциала личности подростков, которые вынуждены адаптироваться к стилям семейного воспитания в неблагополучных и благополучных семьях.
Теоретико-методологические основания исследования очень широко освещены в литературе и научных трудах в следующих работах:
Вопросы стилей семейного воспитания отражены в трудах: Д. Баумринд, А. Е. Личко, В. С. Мухиной, А. В. Петровского, А. И. Подольского, А. А. Идобаевой, А. Г. Прохоровой, Ф. Райс, Е. Т. Соколовой, А. С. Спиваковской, Е. Г. Эйдемиллера, У. Юстицкиса, Е. Маккоби и Дж. Мартин, Д. Ослона, В. В. Столина и др.
В том числе стиль семейного воспитания представлены в научной литературе по психологии семьи, психологии семейного воспитания и семейного консультирования: Л. И. Бочанцева, С. А. Векилова, И. Н. Галасюк, М. В. Лукьянова, Л. И. Маленкова, О. Г. Прохорова, Е. А. Соловьева, Л. Б. Шнейдер и др.
Особенности проявления девиантного поведения подростков нашли свое отражения в трудах по социологии, педагогике и психологии: (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Дж. Смелзер, Е.В. Змановская, В. Г. Баженов, В. И. Добреньков, Г. И. Колесникова, И. С. Кон, В. В. Лозовский, В. Д. Менделевич.
Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения отражены в трудах Л. И. Дементий, Л. П. Масловой, С. А. Минюровой, О. В. Кружковой, И. В. Воробьевой, А. И. Матвеевой.
Особенности копинг-поведения так же широко освещены в трудах: R. Lazarus, S. Folkman, E. Heim, Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Л. А. Китаев- Смык.
Развитие копинг-стратегии поведения школьников как основы самовоспитания личности отражены в монографии С. И. Нартовой, Т. Н. Тарановой, И. А. Тарасовой, Н. Б. Никитиной.
Копинг-стратегии подростков с аддиктивным и делинквентным поведением отражены в монографии Е. А. Череневой и Л. В. Ермаковой.
Несмотря на интерес к взаимосвязи стилей семейного воспитания, их влияния на проявления девиантного поведения, а так же спецификой проактивного копинг-поведения подростков, многие практические аспекты по их взаимосвязи и взаимовлияния по-прежнему остались не изученными.
Именно поэтому, возникла необходимость в проведении данного исследования.
Цель исследования - проанализировать взаимосвязь стилей семейного воспитания с девиантным поведением и спецификой проактивного копинг поведения подростков.
Объектом данного исследования выступили стили семейного воспитания, копинг-стратегии и девиации поведения.
Предмет исследования - взаимосвязь стилей семейного воспитания с девиантным поведением и спецификой проактивного копинг-поведения подростков.
Гипотеза исследования:
1. Предполагаем, что имеется взаимосвязь между стилями семейного воспитания, девиантным поведением и проактивным совладанием подростков.
2. Кроме того, полагаем, что в семье, в которой игнорируют потребности ребенка, для ребенка не будет характерна проактивная коппинг- стратегия «рефлексивное преодоление».
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Определить стили семейного воспитания подростков.
3. Изучить степень выраженности девиантного и совладающего поведения подростков.
4. Установить взаимосвязь между стилями семейного воспитания и проявлениями девиантного и совладающего поведения у подростков.
5. Разработать рекомендации для семей и родителей подростков, социальных работников, школьных психологов направленные на профилактику девиантного поведения.
Основными методами для реализации данного исследования выступили:
- Теоретический: анализ, синтез научных публикаций, сопоставление и
обобщение современных теоретико-методологических исследований зарубежной и отечественной психологии литературы.
- Эмпирический: были использованы следующие методики: опросник «Инвентаризации симптомов стресса» разработанный Т. Иванченко и другими соавторами, опросник «Проактивное совладеющее поведение» разработанный Л. Аспинвалл, Р. Шварцера и Э. Грингласс и переведённая, обработанная и валидизированная на русский язык Е. С. Старченковым, тест «Склонность к девиантному поведению», разработанный Э. В. Леусом, А. Г. Соловьевым, методика «Родителей оценивают дети» разработанная И.А. Фурмановым, А. А. Аладьиным, а так же были использованы анкеты для выяснения возрастных характеристик выборки.
- Статистические: использование статистических методов, таких как описательные статистики, критерий Шапиро-Уилко для проверки «нормальности» распределения, анализ корреляционных связей с использованием коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена и коэффициента линейной корреляции r-Пирсона. Статистическая обработка эмпирических данных совершалась с помощью пакета IBM SPSS Statistics 26 и программного обеспечения R-project с графическим интерфейсом RStudio 4.3.2 для анализа данных и создания графических изображений.
Чтобы подтвердить (опровергнуть) гипотезу о взаимосвязи между стилями семейного воспитания и девиантным поведением, спецификой проактивного копинг-поведения подростков, так же гипотезу о том, что в семье, в которой игнорируют потребности ребенка, для ребенка не будет характерна проактивная коппинг-стратегия «рефлексивное преодоление» проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в одном из колледжей г. Томска.
Выборка исследования составила из 50 респондентов, отличающихся стилями семейного воспитания, копинг-стратегиями и девиантным поведением. Возраст респондентов варьируется от 15 до 17 лет. Средний возраст респондентов составляет 16 лет.
Новизна данного исследования заключается в результатах эмпирического исследования, раскрывающая взаимосвязь стилей семейного воспитания в контексте девиантного и проактивного совладающего поведения.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в дополнении научных знаний, раскрывающую связь между стилями воспитания и особенностями проактивного копинг-преодоления и девиантного поведения подростков.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут стать основой дальнейшего исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и девиантного поведения с целью создания программы рекомендаций психологической помощи родителям и подросткам, направленным на развитие проактивного совладания и гармонизации семейных отношений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стили семейного воспитания влияют на проявления девиаций подростков.
2. При поддерживающем стиле семейного воспитания подростки чаще используют проактивные стратегии, такие как планирование и социальная поддержка.
3. При гиперпротекции отсутствует деструктивное и проактивное социально- обсуловленное поведение.
Структура ВКР: ВКР представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы; включает 11 приложений, 6 таблиц и 13 рисунков.
В завершение нашей разработки мы пришли к важным выводам о взаимосвязи стилей семейного воспитания с девиантным поведением и особенностями проактивного копинг-поведения у подростков. Мы поставили перед собой цель проанализировать, как семейные стили воспитания оказывают влияние на формирование девиантного поведения подростков, и, следовательно, на их способность справляться с трудными жизненными ситуациями.
В ходе работы мы осуществили тщательный обзор существующей научной литературы, позволивший выявить ключевые аспекты в проблематике семейного воспитания. Далее мы проанализировали различные стили семейного воспитания и их проявления в поведении подростков. Мы также рассмотрели уровень проактивного копинг-поведения, что позволило нам выяснить, как подростки справляются со стрессом. Результаты подтвердили, что эффективные стратегии совладания в значительной степени зависят от поддержки и понимания, которое они получают от родителей.
На основании полученных данных мы разработали рекомендации для родителей, социальных работников и школьных психологов. Эти рекомендации нацелены на создание позитивной среды для подростков, что поможет предотвратить девиантное поведение и повысить уровень их адаптации в социуме.
Таким образом, наша разработка подчеркивает важность осознанного подхода к семейному воспитанию как ключевого фактора, формирующего поведение подростков и их способности к адекватному взаимодействию с окружающим миром.
1. Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования : обзор психол.-пед. исследований / С. А. Минюрова, О. В. Кружкова, И. В. Воробьева, А. И. Матвеева // Образование и наука. - 2022. - Т. 24, № 6. - С. 84-121.
2. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер, пер. Е. А. Цыпина; ред. М. В. Козикова. - 2-е изд. - СПб. : Акад. проект, 2020. - 256 с.
3. Бахадова Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 37-50.
4. Бебчук М. А. Психология и психотерапия семьи: учебник / М. А. Бебчук. - М. : URSS, 2016. - 298 с.
5. Бочанцева Л. И. Психология семьи и семейного воспитания Family psychology and family educaJon: учебно-методическое пособие: / Л. И. Бочанцева. - М. Библио-Глобус, 2019. - 274 с.
6. Вассерман Л. И. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика / Л. И. Вассерман, В. А. Абаков, Е.А.Трофимова - СПб. : Речь, 2010. - 192с.
7. Векилова С. А. Психология семьи : учеб. и практикум для вузов - М. : Юрайт, 2020. - 308 с.
8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
9. Галасюк И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско- родительского взаимодействия». EvaluaJon of Child-parent InteracJon (ecpi-2. 0) : практическое пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2020. - 223 с
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М. : АСТ, Астрель; Мн.: Харвест, 2008. - 238 с.
11. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / М-во труда и социального развития. Моск. гос. социальный ун-т, Ин¬т теории и метод. социальной работы; Под общ. ред. проф. Никитина В. А. - М. : Академия, 2016. - 72 с.
12. Дементий Л. И. Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко, М. В. Криворучко ; под общ. ред. Л. И. Дементий ; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. - Омск. : Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2018. - 206 с.
13. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М. : Академия, 2003. - 288 с.
14. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов - М. : Сфера, 2004. - 192 с.
15. Кобзева О. В. Проявления копинг-поведения в юношеском возрасте / О.В. Кобзева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3. - С. 155-158.
16. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 2009. - 255 с.
17. Коняхин А. Г. Нарушения поведения у детей // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - № 2. - С. 77-80.
18. Котенева А. В. Защитные механизмы личности и эмоциональная сфера. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008.- № 9. - С. 270-276.
19. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. - 344с.
20. Купрене Е. В. Современное состояние и методы копинг-стратегий в психологии // Психологическая практика СПО. - 2011. - №5. - С.69-71.
21. Левкова Т. В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг- стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации.
- 2015. - № 1.
22. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович, О.Э. Зуськова // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 3. - С. 126-137.
23. Ложкин А. И. Психология поведения девиантной личности: учеб.- метод. пособие - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2003. - 160 с.
24. Лукьянова М. В. Психология семьи : учеб. пособие: / М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. - Ставрополь : СКФУ, 2017. - 138 с.
25. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов - СПб. : Питер, 2014. - 583 с.
26. Маленкова Л. И. Основы родительской педагогики : учеб.-метод. пособие - М., Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 142 с.
27. Маслова Л. П. Девиантное поведение в студенческом сообществе - Казань: Казань. ун-т, 2022. - 109 с
28. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие - СПб. : Речь, 2005. - 445 с.
29. Набиуллина Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учеб. пособие / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова.- Казань, 2003. - С. 23-29.
30. Набойченко Е. С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. - 285 с.
31. Останина Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия Российского 85 , Государственного Университета им. А. И. Герцена. - 2012. - Выпуск №70 - 2.
32. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания - Ереван: Луйс, 1983. - 121 с.
33. Плотникова А. А. Особенности копинг-поведения современных подмостков / Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам III студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М. : «МЦНО», 2019. - 430с.
34. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для вузов - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 234 с.
35. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / [Д. В. Адамчук и др.] ; под ред. А. А. Реана. - М. : ЮНИТИ, 2022. - 479 с
36. Психология развития: Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
37. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции - М. : Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2010. - 282с.
38. Развитие копинг - стратегии поведения школьников как основы самовоспитания личности. Монография / С. И. Нартова, Т. Н. Таранова, И. А. Тарасова, Н. Б. Никитина. - Ставрополь, ООО ИД ТЭСЭРА, 2021 - 302 с.
39. Рассказова Е. И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы/ Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 3(17).
40. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер; пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. - М. : Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. - 432 с.
41. Реан А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : Питер, 2006. - 112 с.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - М. : Академия, 2012 - 583 с.
43. Саготовская Л. Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск: Издбво Универститет, 1971. - 64 с.
44. Семья в психологической консультации: Опыт и пробл. психол. консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. : Педагогика,
2019. - 206 с.
45. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения / Е.А. Сергиенко // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 67- 83.
46. Сидоров Н. Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение / Н. Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 23-27
47. Симатова О. Б. Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков / О.Б. Симатова // Вестник ЧитГУ . - 2011. - № 6 (57) - С. 93-98.
48. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. / Р. Скиннер, Д. Клииз. - М. : Класс, 1995. - 272 с.
49. Соловьева Е. А. Психология семьи и семейное воспитание : учеб. пособие для вузов / Е. А. Соловьева. - М. : Юрайт, 2020. - 255 с.
50. Стурова М. П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема / М. П. Стурова, В. И. Силенков // Педагогика. - 1999.
- № 7. - С. 38-41.
51. Сухова Е. В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий / Е. В. Сухова // Прикладная юридическая психология. - 2014.
- №1. - С.76-83.
52. Трошихина Е. Г., Навдушевич Г. В. Ассертивность как копинг- стратегия и личностная характеристика в подростково-юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 221-227
53. Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М. : Буки- Веди, 2012. - С. 13-16.
54. Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор
зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
- 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 160-169.
55. Черенева Е. А. Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения : монография / Е. А. Черенева, Л. В. Ермакова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования 9 "Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева". - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. - 209 с.
56. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Эмпирические исследования : практ. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт,
2020. - 317 с.
57. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис - СПб. : Питер, 2002. - 656 с.
58. Baumrind, D. Authoritarian vs. authoritative parental control // Adolescence. - 1974. - No. 3. - P. 255-272.
59. Baumrind, D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. - 1971. - Vol. 4, No. 1, pt. 2. - P. 1-103.
60. Baumrind, D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / ed. W. Dammon. - San Francisco, CA, US: Jossey-Bass Publishers, 1989. - P. 349-378.
61. Galambos, N., Barker, E., Almeida, D. Parents do matter: Trajectories of change in externalizing and internalizing problems in early adolescence // Child Development. - 2003. - Vol. 74, No. 2. - P. 578-594.
62. Lazarus, R. S., Folkman, S. Stress, appraisal and coping. - New York: Springer Publishing Company, 1984. - 439 p.
63. McCrae, R.R. Situational determinants of coping responses: Loss, threat and challenge // Journal of Personality and Social Psychology. - 1984. - Vol. 46. - No. 4. - P. 919-928.
64. Scheier, M.F., Carver, C.S. Dispositional optimism and physical well being: The influence of generalized outcome expectancies on health // Journal of Personality. - 1989. - Jun. - Vol. 55. - No. 2. - P. 169-210.