ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КРУЖКОВ 6
1.1 Детские геологические кружки в СССР 6
1.2 Современные детские геологические кружки в России 9
2 ОБЗОР КРУЖКОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ (ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ,
ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ) И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ГОРОДЕ ТОМСКЕ 16
2.1 Муниципальные учреждения дополнительного образования детей 16
2.2 Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования» 18
2.3 Кванториум 19
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «TERRA
INCOGNITA (НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ)» 20
3.1 Пояснительная записка 20
3.2 Цель и задачи программы 21
3.3 Отличительные особенности программы 22
3.4 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 23
3.5 Учебно-тематический план 25
3.6 Содержание программы 33
3.7 Календарно-тематический план 52
3.8 Сведения об учебно-методическом обеспечении программы 74
3.9 Условия реализации программы 77
4. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 100
Проблема выбора профессии один из самых значимых выборов в жизни каждого человека и с каждым годом появляются новые профессии, в других потребность уменьшается, изменяются социальные условия жизни человека, мода, информированность, но этот выбор сделать все сложнее.
«В начале XX века Ф. Парсонс предложил на первый взгляд логичную модель профессионального выбора. По мнению ученого, достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии и организовать встречу человека с «подходящей» профессией». В 1908 г. В Бостоне Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро и профориентация взялась за дело. В нашей стране профориентационное тестирование последние 20 лет стало повсеместным и в этом до сих пор видят главный смысл профориентации. Хотя еще в 1940-е годы Дэвид Макклелланд с помощью тематического апперцептивного теста, опять же теста, созданного в 1930-е годы Генри Мюрреем и Кристианой Морган, изучал человеческие побуждения и пришел к выводу, что мотивированность человека важнее всего, а не его способности, навыки и знания. Появление совпадения «могу» и «хочу» - вот чему надо стремиться, так как люди не роботы, не винтики в механизме.
Но есть другая сторона профориентации - не смотря на все увеличивающуюся информационную доступность, презентации и дни открытых дверей в учебных заведениях, немалая часть абитуриентов ошибается с выбором специальности и проучившись один-два семестра отчисляются по собственной инициативе или инициативе учебного заведения. Так из студентов 1 курса, поступивших не без труда на желаемую специальность, до дипломированного специалиста доходят примерно 50% учащихся.
На примере двух специальностей (геология, география) геолого-географического факультета Томского государственного университета можно доказать данное утверждение (Приложение А). Данные взяты с сайта НИ ТГУ. Из приведенных данных видно, что количество студентов на 2-3 курсах сокращается по сравнению с 1 курсом, но следует заметить, что к старшим курсам численность студентов уменьшается, так 4 курс будет меньше, чем среднее. Из табл. 2 видно, что двое студентов перевелись в другие образовательные учреждения, и отчислилось со специальностей геология и география 11 и 16 человек соответственно, а восстановилось 2 и 7, те большинство бывших студентов не возвращаются после отчисления, что говорит о том, что ушедшие ошиблись с выбором специальности. Стоимость обучения на геолого-географическом факультете ТГУ в 2021/22 учебном году, очно, 1 курс, для граждан РФ и СНГ, 156400 руб./год. Соответственно, бюджет Российской федерации ежегодно теряет существенные суммы из-за неправильно выбравших специальность человек и это только финансовая сторона проблемы, и что очень важно в данной ситуации падает самооценка отчислившихся студентов, ошибка часто переживается тяжело и определенный процент людей больше не пытаются получить высшее образование вообще.
Велика доля людей, получивших образование, не желающих работать по выбранной 4-5 лет назад специальности. Одной из главных причин, по моему мнению, является недостаточное представление о выбранной специальности. Часто действуя по указанию других людей, ориентируясь на яркие флаеры и рекламные ролики, человек не представляет, с чем ему действительно придется работать, какие предметы изучать, каковы будут условия его работы по окончании обучения и главное насколько подойдет это именно ему.
Есть общеизвестные или широко распространенные профессии, такие как учитель, врач, водитель, но что за профессия энтомолог или геммолог, ответит не каждый. И дело здесь не только в информированности человека, а в том, что этот человек имеющий склонность к какой-либо области знаний смог бы увидеть эту профессию изнутри, примерить, так сказать, на себя. Подтвердить или опровергнуть эту склонность, по моему мнению, должен кружок, в данном случае для детей, имеющих склонность к естественным наукам.
Объект исследования моей работы - это кружковая деятельность естественной- научной направленности, как способ профориентации школьников.
Предмет исследования - дополнительное геолого-географическое образование детей, обучающихся в 6-11 классах.
Цель магистерской диссертации - разработать практико-ориентированную программу геологического кружка для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю становления дополнительного образования детей в России в целом и историю геологических кружков в частности.
2. Провести анализ реализующихся программ естественно-научной направленности в муниципальных общеобразовательных организациях г. Томска.
3. разработать программу геолого-палеонтологического кружка «Terra Incognita» для школьников 6-11 классов общеобразовательных организаций.
Научная новизна: подготовлена программа геолого-палеонтологического кружка «Terra Incognita»
Практическая значимость. Разработанная программа геолого-палеонтологического кружка «Terra Incognita» для 6-11 классов будет способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся общеобразовательных организаций, позволит им расширить возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории, а также совершенствовать профессиональную ориентацию и раннее вхождение в профессию, положительно скажется на вероятном последующим обучении профессии геолога, географа, палеонтолога и другим специальностям естественно-научной направленности.
Для решения поставленных задач использовались следующие общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ, в т. ч. анализ существующих программ, обобщение, эксперимент (педагогическая проба),
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Дополнительное образование детей по разработанной программе геолого-палеонтологического кружка «Terra Incognita» позволит создать условия для построения индивидуальных образовательных программ школьников, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
2. Разнообразие форм обучения в геолого-палеонтологическом кружке помогает лучшему пониманию таких предметов как физика, химия, повышает экологическую грамотность, развивает интерес к родному краю. Кружок соответствует этим требованиям времени, так как наиболее востребованы среди школьников именно практические образовательные занятия - экскурсии, походы, экспедиционные полевые работы.
Таким образом, подводя итоги в данной квалификационной работе можно сделать определённые выводы.
Кружков естественно-научной направленности в городе Томске мною выявлено восемь - географической (экологической) тематике. Геологический кружок, рассчитанный на 4 месяца обучения реализуется с 2020-2021 учебного года в АНО ДО «Детский Технопарк «Кванториум», что для города, в котором два ВУЗа выпускают специалистов по геологическим специальностям - очень мало.
Дополнительное образование детей по разработанной программе геолого-палеонтологического кружка «Terra Incognita» позволит создать условия для построения индивидуальных образовательных программ школьников, так как предусмотрена индивидуальная работа с каждым кружковцем и предусмотрено написание одного коллективного и не менее трех индивидуальных проектов в течение четырех лет обучения. Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования помогут темы программы, соответствующие начальным знаниям студента первого курса.
В программе предусмотрены разнообразные формы обучения и главное изучаемые явления, минералы, полевые работы по геологии помогут приобрести связь с реальным миром, помогут лучшему пониманию таких предметов как физика, химия, повысят экологическую грамотность, дадут дополнительный опыт и знания.
В программе предусмотрена работа с местным материалом, что развивает интерес и любовь к родному краю. Кружок соответствует требованиям времени, так как наиболее востребованы среди школьников именно практические образовательные занятия - экскурсии, походы, экспедиционные полевые работы.
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 дек. - № 303 (5976). - URL:
https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения: 26.01.2021).
2. О Примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей : письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 // Законы, кодексы и
нормативно-правовые акты Российской Федерации. - М., 2006. - URL:
https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844 (дата обращения:
26.01.2021).
3. О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") : письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - М., 2015. - URL:
https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112015-n-09-3242-o-napravlenii(дата обращения: 26.01.2021).
4. О направлении рекомендаций (вместе с "Рекомендациями по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности") : Письмо Минобрнауки России от 25.07.2016 № 09-1790 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - М., 2016. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki- rossii-ot-25072016-n-09-1790-o-napravlenii(дата обращения: 26.01.2021).
5. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : приказ
министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 //
Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2018. - URL: https://docs.cntd.ru/document/551785916(дата обращения: 26.01.2021).
6. 100 лет системе дополнительного образования в России // Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества». - Усть- Катав, 2018. - URL: https://cdtust-katav.educhel.ru/about/news/873190(дата обращения: 15.01.2021).
7. Академия естественных наук // Факел. Дом детства и юношества. - Томск,
2021. - URL: https://fakel.tom.ru/groups/akademiya-estestvennyh-nauk/(дата обращения:
14.03.2021).
8. В конкурсе «Учёные будущего» победила новосибирская школьница // Новости Сибирской науки. - Новосибирск, 2021. - URL: http://www.sib- science.info/ru/news/shkolnitsa-pobedila-v-17022021(дата обращения: 18.02.2021).
9. Всероссийская открытая полевая Олимпиада. История // Юные геологи России. - М., [Б.д.]. - URL: https://yungeo.ru/about/history/(дата обращения: 11.02.2021).
10. Геологическая Школа МГУ. - М., 2003-2015. - URL: http://geoschool.web.ru(дата обращения: 22.01.2021).
11. Геошкола // ВКонтакте. - Новосибирск, 2021. - URL:
https://vk.com/club109408952(дата обращения: 14.01.2021).
12. Геошкола // Институт геохимии им. А. П. Виноградова Сибирского отделения Российской академии наук. - Новосибирск, 2021. - URL: http://igc.irk.ru/ru/ob- institute/obrazovanie_(дата обращения: 14.01.2021).
13. Голиков С. И. История ДЮГД // Российское геологическое общество. - М., [Б.д.]. - URL: https://rosgeo.org/hist.html(дата обращения: 20.01.2021).
14. Гриншпун С. С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. - 2005. - №9. - С. 65-72.
15. Дворец творчества детей и молодежи города Томска : муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования. - Томск, 2021. - URL: http://dtdm.tomsk.ru(дата обращения: 28.01.2021).
16. Детско-юношеский центр «Синяя птица» : муниципальное автономное
образовательное учреждение дополнительного образования. - Томск, 2021. - URL:
www.sinaya-ptica.tomsk.ru(дата обращения: 14.03.2021).
17. Дом детского творчества «Созвездие» : муниципальное автономное
образовательное учреждение дополнительного образования. - Томск, 2021. - URL:
http://sozvezdie.dou.tomsk.ru/(дата обращения: 14.03.2021).
18. Дом Детства и юношества «Наша Гавань» : муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. - Томск, 2021. - URL: http://gavan.dou.tomsk.ru(дата обращения: 07.04.2021).
19. Занимательное естествознание // Центр детского творчества "Луч". - Томск,
2021. - URL: http://cdtluch.tomsk.ru/obedineniya-i-kollektivy/zanimatelnoe-estestvoznanie
(дата обращения: 14.03.2021).
20. Информация о кружке // Палеонтологический институт имени А.А. Борисяка РАН. - М., 2021. - URL: https://www.paleo.ru/museum/paleokruzhok/(дата обращения: 22.01.2021).
21. История становления и развития Геологической Школы МГУ //
Геологическая Школа МГУ. - М. 2004. - URL:
http://geoschool.web.ru/db/msg.html?mid=1170224(дата обращения: 28.01.2021).
22. Квантумы // Кванториум Томская область. - Томск, 2021. - URL:
http://kvantoriumtomsk.ru/kvantums(дата обращения: 10.02.2021).
23. Клуб «Юный геолог» им. П. М. Бондаренко (Г. Новосибирск) // Российское геологическое общество. - М., [Б.д.]. - URL: http://rosgeo.org/content/doc70.html(дата обращения: 22.01.2021).
24. Концепция геологического образования в России : материалы совместного заседания коллегий Министерства образования Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 мая 1999 г. // DocPlayer.ru. - [Б.м.], [Б.д.]. - URL: https://docplayer.ru/28856781-Koncepciya-geologicheskogo-obrazovaniya-v- rossii.html(дата обращения: 16.01.2021).
25. Кружок юного геолога города Октябрьского «Юный геолог ВНИИГИС» //
Российское геологическое общество. - М., [Б.д.]. - URL:
http://rosgeo.org/content/doc141.html(дата обращения: 21.02.2021).
26. Набиуллина Л. Ю. Дэвид Макклелланд и его вклад в развитие теории
управления / Л. Ю. Набиуллина, Д. А. Абдуллина, А. Н. Кузяшев // Научный электронный журнал «Меридиан». - 2020. - № 4 (38) - С. 114-116. - URL: http://meridian-
journal.ru/site/article?id=2919(дата обращения: 24.04.2021).
27. Об установлении стоимости платных образовательных услуг на 2019-2020 учебный год : приказ № 161/ОД от 28.02.2019 // Томский Государственный университет. - Томск, 2019. - URL: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/cb1/161-od-stoimost-obucheniya- na-2019_20.pdf(дата обращения: 15.01.2021).
28. Областной центр дополнительного образования : областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. - Томск, 2021. - URL: https://ocdo.tomsk.gov.ru(дата обращения: 12.01.2021).
29. Образовательная программа геологического кружка «Геошкола» // Институт геохимии им. А. П. Виноградова Сибирского отделения Российской академии наук. - Новосибирск, 2021. - URL: http://www.igc.irk.ru/images/GeoShcool/2017_Программа.pdf (дата обращения: 14.01.2021).
30. Оформление работ : методические указания // Научная библиотека Томского
государственного университета. - Томск, 2021. - URL:
http://www.lib.tsu.ru/win/produkzija/metodichka/pril1.pdf(дата обращения: 28.04.2021).
31. Перевод студентов в 2020/21 учебном году // Томский государственный университет. - Томск, 2021. - URL: http://www.tsu.rU/sveden/education.php#perevod(дата обращения: 15.04.2021).
32. Поступающим 2020/21 // Палеокружок при Палеонтологическом музее им.
Ю. А. Орлова. - М., 2020. - URL:
http://www.paleocircle.ru/index.php?option=com_kunena&func=view&catid=7&id=28426&Ite mid=127 (дата обращения: 22.01.2021).
33. Прием студентов в 2020/21 учебном году // Томский государственный университет. - Томск, 2021. - URL: http://www.tsu.ru/sveden/education.php#priem(дата обращения: 24.04.2021).
34. Профессиональное самоопределение учащихся и профориентация : тенденции развития и инновационный потенциал : сб. материалов гор. науч.-практич. конф., Ульяновск, 8 декабря 2016 г. / под общ. ред. Т. Б. Табардановой, Л. Х. Давлетшиной. - Ульяновск : Центр ОСИ, 2016. - 195 с.
35. Расписание занятий // Кванториум Томская область. - Томск, 2021. - URL: http://kvantoriumtomsk.ru/schedule(дата обращения: 10.02.2021).
36. Региональный ресурсный центр естественнонаучной направленности дополнительного образования детей // Областной центр дополнительного образования Томской области/экологическое образование и формирование экологической культуры в Томской области. - Томск, 2021. - URL: https://ocdo.tomsk.gov.ru/ekologicheskoe- obrazovanie-i-formirovanie-ekologicheskoj-kultury-v-tomskoj-oblasti(дата обращения: 12.01.2021).
37. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей : санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 // Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области. - Воронеж, 2020. - URL:
http://36.rospotrebnadzor.ru/documents/san_nor/15012%20(дата обращения: 23.03.2021).
38. Смольников Е. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике (историко-педагогический анализ) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Смольников. - Ульяновск, 2006. - 30 с.
39. Тестовые задания по теории и методике обучения географии/ методическое пособие // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - Майкоп, 2006. - URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/499/69499/44260(дата обращения: 02.02.2021).
40. Требования к оформлению программ дополнительного образования //
NeoBionika.ru- сайт о дополнительном образовании : обучающие материалы для самообразования. - [Б.м.], 2017. - URL: http://neobionika.ru/razrabotka-obrazovatelnoi-
programmy/18.html (дата обращения: 12.01.2021).
41. Туристёнок // Дом детства и юношества «Кедр». - Томск, 2021. - URL: http://kedr.tomsk.ru/?page_id=2865(дата обращения: 12.03.2021).
42. Центр детского творчества "Луч" г. Томска : муниципальное автономное
образовательное учреждение дополнительного образования. - Томск, 2021. - URL:
www.cdtluch.tomsk.ru(дата обращения: 30.01.2021).
43. Численность обучающихся в 2020/21 учебном году // Томский
государственный университет. - Томск, 2021. - URL:
http://www.tsu.ru/sveden/education.php#chis(дата обращения: 15.03.2021).
44. Янбердина Л. С. Программа геологического кружка «Занимательная геология» // Сибайский многопрофильный профессиональный колледж. - Сибай, 2016. - URL: https://sibaipolitech.ucoz.ru/Dopprog/Polozhenie_4B.pdf(дата обращения: 12.04.2021).