АННОТАЦИЯ 3
Вводная часть 3
1 Концепция проектной деятельности по созданию и использованию подкаста о личной
продуктивности для продвижения канцелярского бренда 9
1.1 Подкаст как инструмент продвижения коммерческого бренда: цели
возможности и ограничения 9
1.2 Использование идеи личной продуктивности как конкурентного преимущества
при продвижении канцелярского бренда 19
1.3 Анализ стратегии продвижения канцелярского бренда Remarklee* 27
1.4 Концепция подкаста о личной продуктивности для бренда «Remarklee*» 33
2 Реализация проекта по созданию подкаста о личной продуктивности для
«Remarklee*» 42
2.1 Оформление подкаста: подготовка визуального, текстового и звукового
оформления 42
2.2 Разработка сценариев, запись и размещение подкаста на платформах 47
2.3 Продвижение подкаста и привлечение аудитории 50
3 Оценка эффективности проекта по созданию подкаста о личной продуктивности для
компании «Remarklee*» 51
3.1 Аналитика эффективности подкаста: обратная связь от аудитории, анализ
метрик и корректировка 51
3.2 Рекомендации по развитию подкаста и дальнейшему продвижению 57
Описание продукта 59
Заключительная часть 60
Список использованной литературы 64
Приложение А 68
Приложение Б 69
Приложение В 70
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Приложение Е 77
Приложение Ж 79
Приложение И 80
Приложение К 81
Приложение Л 82
Приложение М 83
Актуальность исследования. Современный канцелярский рынок характеризуется большим количеством коммерческих организаций, опорой на традиционную розничную торговлю и высокой степенью консерватизма в продвижении. Компании-лидеры рынка («Комус» и др.) имеют устойчивые торговые сети в национальных масштабах. Большинство из них при продвижении канцелярских брендов используют классические методы маркетинга. делая акцент на характеристиках продукта - качество, бумага, переплет, цена.
Однако растущий спрос, наблюдаемый после замедления из-за событий 2022 года, на высококачественные канцелярские товары и конкуренция между компаниями за право увеличения доли на рынке и, соответственно, прибыли, способствуют поиску новых инструментов продвижения. Так, относительно недавно крупные канцелярские компании для продвижения своих товаров начали использовать социальные сети и мессенджеры, так как современный потребитель - это активный пользователь интернета. Этим же вызвано освоение некоторыми компаниями маркетплейсов. Учет изменений в портрете потребителя и связанная с этим востребованность цифровых мультимедийных инструментов для продвижения канцелярских брендов обусловливают актуальность темы проектного исследования.
Еще одним фактором, актуализирующим поиск нового инструмента продвижения канцелярского бренда, является изменение продуктовых предпочтений потребителей, способа и культуры потребления. Директор по маркетингу компании Erich Krause Кузнецова К. отмечает, что сегодня «канцтовары становятся важной частью стиля жизни». Постоянные потребители канцелярских продуктов используют их не только в профессиональных или творческих целях. Но и для саморазвития в целях личной продуктивности, так как современная социальная практика характеризуется расширением спектра активностей человека. А продуктивность как отношение результата к затратам становится одной из ключевых ценностей современного общества, включая экономический, социальный и личностный контексты.
Наиболее ярко ориентация на продуктивность проявляется в контексте личной эффективности и жизненного успеха. Под личной продуктивностью понимается способность человека эффективно использовать свое время, энергию и ресурсы для достижения поставленных целей и задач, которые приводят к успеху. Она включает в себя навыки тайм-менеджмента, планирование, постановку целей и управление задачами. В этой связи актуальной становится потребность для канцелярских брендов в интеграции идеи личной продуктивности в стратегию своего продвижения.
Степень изученности проблемы. Анализ литературы позволяет сказать, что в последние годы наблюдается увеличение интереса к теме продвижения брендов и их присутствия в онлайн-среде. Исследователи предлагают различные подходы и стратегии для создания и продвижения бренда в Интернете, а также рассматривают его влияние на развитие бренда. Филип Котлер в работе «Маркетинг 4.0: Переход от традиционного к цифровому» подчеркивает важность создания эмоциональной связи с потребителями через цифровые каналы, что способствует укреплению бренда и увеличению лояльности потребителей. Дэвид Аакер в работе «Создание сильных брендов», говорит о необходимости определения ядра бренда, его ценностей, миссии и цели для выстраивания грамотного позиционирования, с помощью которого бренд может выделиться среди конкурентов и создать уникальное предложение. А. Райс и Д.Траут в работе «Позиционирование: Битва за умы клиентов» подчеркивают важность того, чтобы продукт или бренд был ассоциирован с определенными характеристиками или потребностями потребителей, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Ларри Вебер в работе «Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети» говорит о трудностях брендам дотянуться до потребителя через традиционные СМИ, что в ближайшее время главной площадкой для продвижения станут социальные сети. Также, в настоящее время существует множество научно-популярной литературы по созданию и продвижению бренда: О. Малых «Тайные коды маркетинга: как покупатели принимают решения», И. Манн «Секреты рекламного агентства», Д. Пайн и Д. Гилмор «Произвести событие», Маргарет Марк и Кэрол Пирсон «Герой и бунтарь. Как использовать архетипы на пользу бизнесу и творчеству», Байрон Шарп «Как растут бренды. О чем не знают маркетологи» и многие другие.
Однако, их применение и адаптация к конкретной сфере канцелярского рынка, имеющего уникальные характеристики, остаётся недостаточно исследованным. Публикации, которые освещают успешные случаи создания и продвижения канцелярского бренда, имеют фрагментарный характер. Существующие исследования не всегда предоставляют четкие инструкции и практические рекомендации для канцелярских брендов, желающих создать и продвигать бренд в Интернете. Для практикующих PR-специалистов сложно найти конкретные примеры и руководства, основанные на опыте коллег, которые добились успеха в этой области.
Анализ продвижения российских канцелярских брендов показал, что фактически никто из них не опирается на ключевое свойство канцелярского продукта - помощь потребителю в повышении личной продуктивности. Ни в целях отстранения от конкурентов, ни в целях привлечения и удержания целевой аудитории. Более того, в медиапространстве нет ни одного российского канцелярского бренда, который активно использовал бы такой цифровой мультимедийный инструмент как подкаст для трансляции идеи личной продуктивности при продвижении. Эта уникальная ситуация позволила нам сформулировать проблему, исследуемую в данном исследовании, как недооценку канцелярскими брендами подкаста о личной продуктивности как инструмента для продвижения.
Объект исследования - продвижение канцелярского бренда.
Предмет исследования - подкаст о личной продуктивности как инструмент продвижения канцелярского бренда «Remarklee*».
Цель исследования - разработка концепции и внедрение подкаста о личной продуктивности как инструмента продвижения канцелярского бренда «Remarklee*».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть подкаст как инструмент для продвижения канцелярского бренда;
2. Обосновать идею личной продуктивности как конкурентного преимущества при продвижении канцелярского бренда;
3. Провести анализ стратегии продвижения канцелярского бренда Remarklee*;
4. Разработать концепцию создания подкаста о личной продуктивности для канцелярского бренда Remarklee*;
5. Реализовать продвижение канцелярского бренда Remarklee* с помощью подкаста;
6. Оценить влияние создания подкаста на продвижение канцелярского бренда;
7. Предложить рекомендации по этапам создания подкаста для канцелярских брендов.
Гипотезой проектного исследования является предположение о том, что использование канцелярским брендом подкаста о личной продуктивности в качестве инструмента продвижения в интернете положительно влияет на его узнаваемость, привлекательность и экспертность для покупателей, способствует увеличению лояльной аудитории.
Методология данной магистерской диссертации, с одной стороны, определена форматом проектной работы, который потребовал использование практических методов, имеющих прикладное значение в PR, в целом, и в SMM, в частности (разработка стратегии продвижения, метод контент-планирования). С другой стороны, магистерская диссертация представляет собой исследование, в рамках которого разработка и реализация проекта представляет способ верификации гипотезы, поэтому нам понадобились подходы, которые определили методологию работы как научного исследования.
В методологическом отношении для постановки проблемы исследования и формулировки гипотезы оказались следующие идеи и подходы:
На специально-научном уровне рассматривается концепция стратегии продвижения бренда на основе идентичности и отстройки от конкурентов маркетологов Д.А. Аакера и Ф.Котлера.
На прикладном уровне рассматривается процесс выстраивания концепции подкастов на основе теории омниканальности М. Портера, научные работы в области изучения подкастинга Баль В.Ю, Витвинчук В.В, Лаврищевой М.С, Дмитриева Д.В, Мещерякова А.С, Пухальской В, Тесленко Л.А.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, систематизация и обобщение данных о подкастинге и идеи личной продуктивности, контент-анализ, SWOT-анализ.
Научная новизна исследования заключается в создании концепции подкаста для продвижения канцелярского бренда на основе идеи личной продуктивности.
Цель проекта — разработка и реализация проекта по созданию подкаста для продвижения канцелярского бренда на основе идеи личной продуктивности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Оформление подкаста: подготовка визуального, текстового и звукового оформления в соответствии с техническим заданием заказчика;
2. Разработка сценариев, запись и монтаж выпусков;
3. Регистрация, размещение и продвижение подкаста на платформах;
4. Оценить эффективность реализованной концепции по созданию подкаста о личной продуктивности.
Ресурса проекта:
- материальные - оборудование для записи подкаста, компьютер и программа для видеомонтажа, студийное пространство для записи, аксессуары и мебель;
- человеческие - ведущие подкаста: сотрудники компании, обладающие знаниями о планировании и личной продуктивности; контент-менеджер, отвечающий за разработку сценариев, создание концепции, монтаж выпусков; SMM-менеджер, отвечающий за продвижение подкаста в социальных сетях и анализ эффективности.
- финансовые - аренда помещения для записи подкаста (примерно 10000 рублей за сессию записи).
Конечным продуктом проекта станет разработанный подкаст, а также подробно изложенные рекомендации о том, как создать подкаст - будут выделены основные этапы создания данного продукта и методы его продвижения.
Перечень этапов проекта с их кратким содержанием и указанием времени:
1. Проработка концепции подкаста о личной продуктивности: определение целей, целевой аудитории, формата и тематики подкаста, а также разработка основных тезисов и контента (1.02.24 - 25.02.24).
2. Оформление подкаста: подготовка визуального, текстового и звукового оформления (25.02.24 - 15.03.24).
3. Разработка сценариев, запись и монтаж выпусков(15.03.24 - 25.03.24).
4. Регистрация и размещение подкаста на платформах (29.03.24 - 25.04.24).
5. Аналитика эффективности подкаста: обратная связь от аудитории, анализ метрик и корректировка (1.05.24 - 10.05.24).
Средствами оценивания результатов реализации проекта станет анализ ключевых показателей эффективности по реализации подкаста, а именно увеличение аудитории бренда, обратная связь от слушателей и новые предложения о сотрудничестве с брендом. По окончании работы будут прописаны подробные рекомендации по корректировке и продвижению подкаста. Теоретическая значимость проекта заключается в конкретизации знания о возможностях и ограничениях создания подкаста для канцелярских брендов. В том, как правильно разработать и реализовать концепцию подкаста. Практическая значимость проекта будет отображена в разработанном подкасте для компании «Remarklee*».
В ходе данной магистерской диссертации с целью разработки и внедрения подкаста на основе идеи личной продуктивности для продвижения канцелярского бренда, были решены следующие задачи:
1. В теоретической части работы был рассмотрен как инструмент продвижения коммерческого бренда - подкаст, являющийся одной из нескольких возможных точек контакта с аудиторией, которая может быть применена в теории омниканальности, согласно которой для клиента создается так называемый «бесшовный» опыт взаимодействия: человек может переключаться между разными точками контакта бренда и все они будут создавать единый визуальный образ компании и вести к целевому действию.
Более того, подкаст предоставляет возможность перенести образ бренда в аудиоформат, который позволяет аудитории услышать голоса сотрудников компании, узнать их мнения и взгляды на важные вопросы. С помощью подкаста, возможно рассказать о своих продуктах и добиться увеличения медийных охватов, используя новые площадки для продвижения. Однако стоит отметить ограничения, которые связаны с высокими требованиями по качеству контента и необходимости вложений материальных и физических ресурсов. Несмотря на это, отсутствие большого количества конкурентов, в виде канцелярских брендов, использующих подкаст для взаимодействия с целевой аудитории, является значимым преимуществом в использовании данного инструмента.
2. Была рассмотрена идея личной продуктивности и ее связь с успехом и тайм-менеджментом, которые в современном медиапространстве отождествляются с постоянной гонкой за подтверждением своей значимости и успешности путем, использования эффективных методов управления временем. На основе систематизации информации была обоснована идея личной продуктивности как возможное конкурентное преимущество при продвижении канцелярского бренда.
При изучении информации о Remarklee*, была описана основа идентичности бренда - процесс достижения баланса между стремлением к высоким достижениям и сохранением личного благополучия с помощью бумажных планеров. Выявление идентичности помогло компании отстроиться от конкурентов и грамотно строить программу продвижения товара, в частности заниматься продвижением бренда в Интернете через идентичность. Учитывая высокую степень вовлеченности и интереса к подкастам, этот формат - перспективный инструмент для продвижения и построения доверительных отношений с потребителями на основе идеи личной продуктивности.
3. Для успешного создания концепции подкаста был проведен анализ существующей стратегии продвижения бренда Remarklee*: рассмотрена уникальные преимущества бренда, изучена информация о представленности компании в соцсетях, проведен анализ конкурентной среды, SWOT-анализ.
4. В практической части по созданию подкаста о личной продуктивности, для реализации поставленных целей, была создана концепция подкаста для бренда Remarklee*: проведен анализ потенциально новой аудитории бренда, определен формат и тематика подкаста, а также разработаны основные тезисы, контент и оформление.
После разработки концепции подкаста в социальных сетях (YouTube, Яндекс.Музыка) был опубликован первый сезон подкаста о личной продуктивности бренда Remarklee* “Что по плану?”. Анализ ключевых показателей эффективности подкаста показал увеличение аудитории бренда, положительную обратную связь от слушателей и новые предложения о сотрудничестве, а именно предложения о сотрудничестве с блогерами по бартеру. Бренду поступило предложение стать партнером на мероприятии, посвященному Дню химика от химического факультета МГУ имени Ломоносова, а также предложения от мультипликационного бренда "Смешарики", образовательной платформы MADS, бренда украшений «TOTEMIKA» и онлайн-школы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам «Умскул». Основательница бренда Remarklee* и соведущая подкаста «Что по плану?» приняла участие в нескольких подкастах, как приглашенный эксперт в области планирования и бизнесмен. Это подтверждает гипотезу о том, что внедрение нового формата взаимодействия с аудиторией положительно влияет на его узнаваемость, привлекательность и экспертность для покупателей, способствует эффективности продвижения.
На основе всей проделанной работы, удалось сформировать следующие рекомендации по продвижению канцелярских брендов с помощью подкаста, представляющие собой поэтапную инструкцию.
1 этап - разработка концепции подкаста:
• Провести анализ рынка подкастинга в России, определить возможности и риски;
• Провести анализ конкурентов;
• Определить ключевые идеи по позиционированию и идентичности бренда как конкурентного преимущества;
• Провести анализ целевой аудитории бренда;
• Составить SWOT-анализ стратегии продвижения бренда;
• Определить основные цели, задачи, функции подкаста;
• На основе целей и задач определить вид подкаста;
• Проработать основные тезисы и контент: формулирование основной темы, разработка основного тезиса, выбор названия подкаста, разработка контент- плана.
2 этап - реализация подкаста:
• Разработать визуальное оформление подкаста: основную обложку, обложки для видео формата, видео-тизеры и аудио-тизеры;
• Подготовить текстовое оформление: описание на платформах, описание для каждого выпуска подкаста;
• Разработать сценарий для каждого подкаста;
• Осуществить запись подкаста и монтаж выпусков;
• Зарегистрироваться и разместить подкаст на платформах: выбор хостинг- платформы, подготовка RSS-ленты, загрузка и публикация эпизодов;
• Реализовать продвижение подкаста и привлечение аудитории с помощью социальных сетей бренда.
3 этап - оценка эффективности подкаста:
• Провести анализ статистики подкаста на платформах;
• Собрать подробную обратную связь от слушателей на тему формата выпусков и впечатлений от прослушивания;
• Определить дальнейшие шаги по развитию и продвижению подкаста на основе обратной связи и анализа статистики эффективности.
В итоге, данный проект может служить примером для других брендов, стремящихся использовать инновационные методы для продвижения своей продукции. Использование формата подкаста для канцелярского бренда возможно, если грамотно проработать стратегию позиционирования через идентичность бренда и отстройку от конкурентов, а также выстроить концепцию подкаста, опираясь на развивающиеся тренды в сфере подкастинга.
1. Кузнецова К. Мы любим быть первопроходцами и создаем товары, которые становятся хитами // KanzOboz.LIFE, февраль, 2023, с. 32-38.
2. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. 30000 слов и выражений / Т. В. Егорова. - М.: Издательство Litres, 2019. - 352 с.
3. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Голубкова. - 3-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 363 с.
4. Карасев А.С. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и Практикум / А.С. Карасев. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 324 с.
5. Маккормак М. Чему не учат в Гарвардской школе бизнеса / М. Маккормак. - Минск : Попурри, 2019. - 352 с.
6. Портер М.Ю. Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов / М.Ю. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 1980.
7. Podcast. [Электронный ресурс] / - Электрон. блог. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Podcast (дата обращения: 04.04.2023).
8. Что такое подкастинг? [Электронный ресурс] / - Электрон. блог. - URL: http://podfm.ru/topodcasters/ (дата обращения: 04.04.2023).
9. McKean E. The new Oxford American dictionary / Erin McKean. - 2-d edition. - О. : Oxford University Press, 2005. - 2051 р.
10. FAQs [Электронный ресурс] : For Podcast Fans / - Электрон. блог. - URL: http://www.apple.com/itunes/podcasts/fanfaq.html (дата обращения: 04.04.2023).
11. Ступина Т.Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе / Т.Л. Ступина. - Иркутск : ИГЛУ, 2006.
12. Сысоев П.В. Технологии Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Т. : Иностранные языки в школе, 2009. - Ч. 6. - 8-11 с.
13. Ковен Д. В голос! Нескучное руководство по созданию подкаста [Электронный ресурс] / - Электрон. книга, 2020. - 213 с. - URL: https://www.mann- ivanov-ferber.ru/assets/media/files-2/v-golos/V_golos-mail_stamped.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
14. Гатов В. Как новые медиа изменили журналистику / В. Гатов. - М.: Кабинетный ученый, 2017. - 304 с.
15. Баль Вера Юрьевна Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал - новые
форматы медиапространства // Библиосфера. 2020. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/audiokniga-audiopodkast-audioserial-novye-formaty- mediaprostranstva (дата обращения: 12.05.2023).
..46