Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Работа №192223

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы116
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Особенности применения технологии проектного управления в государственном секторе 7
1.1. Подходы к государственному управлению: сущность и специфика -
1.2 Особенности организации проектной деятельности в сфере управления
образованием 16
1.3 Нормативно-правовая база и методология проектной деятельности в государственном
управлении 22
2 Российский и зарубежный опыт применения процессного, проектного и гибких подходов в
государственном управлении 33
2.1 Процессный подход в государственном управлении: российские и зарубежные лучшие практики -
2.2 Проектный подход в государственном управлении: российские и зарубежные лучшие
практики 45
2.3 Методика Agile в государственном управлении в России и за рубежом 54
3 Управление региональными проектами в Томской области: роль ТОИПКРО и технологии управления образованием на основе Kanban-метода 60
3.1 Место и роль ТОИПКРО в системе управления региональными проектами Нацпроекта
«Образование» в Томской области -
3.2 Социологическое исследование «Возможности использования гибких подходов в управлении образованием в рамках реализации
Национального проекта «Образование»» 68
3.3 Технология управления на основе Kanban-метода процессом организации и
мониторинга прохождения педагогами общеобразовательных организаций Томской области курсов по дополнительным программам повышения квалификации 74
Заключение 86
Список использованной литературы 90
Приложение А Основные подходы к понятиям «проект», «управление проектами», «проектный подход» 101
Приложение Б Транскрипты экспертных интервью с сотрудниками ТОИПКРО 102

Повышение конкурентоспособности Российской Федерации в мировой экономике за счет развития инновационного потенциала, достижения высокого уровня качества жизни населения в условиях ограниченности ресурсов, запросы общества на эффективные модели государственного управления и взаимодействия с гражданами обуславливают необходимость внедрения новых подходов, обеспечивающих устойчивое развитие страны и результативность достижения показателей во всех сферах жизни общества.
В последние годы в мире наблюдается тенденция перехода от классической модели функционального управления в государственном секторе к использованию современных подходов к управлению, зарекомендовавших себя у бизнес-сообщества. Развитие в данном направлении - это своеобразный ответ на кризисные явления в государственном управлении, построенном на принципах бюрократии, иерархии и централизации. В современной теории существуют различные концептуальные подходы к управлению, среди которых явно выделяются процессный и проектный подходы.
Актуальность работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- Проектное управление в государственном секторе уже перестало считаться новой парадигмой управления. С начала 2000-х годов в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Однако повышение внимания к вопросам внедрения государственного проектного управления в России связано с выходом нового Указа Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", который на сегодняшний день предполагает реализацию 14 Национальных проектов.
- В XXI веке сфера образования стала одной из ключевых площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние, являясь главным фактором долгосрочного экономического роста и социальной устойчивости. Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к середине XXI века, определяется тем, какие преобразования произойдут до 2030 года в общем и профессиональном образовании, в сфере непрерывного образования.
- Существуют ограничения в применении проектного подхода в государственном управлении в существующей бюрократической структуре управления государством. В связи с этим актуальным становится применение элементов гибких подходов к управлению проектами в публичном секторе.
Цель диссертационного исследования: разработка технологии управления
образованием с использованием гибких подходов с целью ее применения в рамках реализации
Национального проекта «Образование».
Задачами исследования являются:
1. Систематизировать научные представления о сущности и специфике подходов к государственному управлению;
2. Выявить особенности организации проектной деятельности в сфере управления образованием на основе анализа государственной политики в сфере образования;
3. Проанализировать методологическую базу проектного подхода и нормативноправовых актов Российской Федерации в сфере проектного управления с целью раскрытия механизма реализации проектов в государственном секторе ;
4. Проанализировать зарубежный и российский опыт применения процессного, проектного и гибких подходов в государственном управлении ;
5. Провести социологическое исследование на предмет возможности использования гибких подходов в управлении образованием в рамках реализации национальных проектов;
6. Разработать технологию управления на основе Kanban-метода процессом организации и мониторинга прохождения педагогами общеобразовательных организаций Томской области курсов по дополнительным программам повышения квалификации.
Объектом исследования являются национальные проекты Российской Федерации.
Предмет исследования - технологии управления образованием, применяемые в ходе реализации Национального проекта «Образование».
Научная проблема исследования заключается в противоречии между концепцией классического управления проектами и традиционными формами государственного управления, в том числе в сфере образования.
Особенности организации проектного управления в органах государственной власти, а также рассмотрение его в качестве повышения эффективности деятельности данных органов представлены в трудах Васильева А.И., Прокофьева С.В., Кожевникова С.А., Нехайчук Д.В. и Сафоновой Н.Р. Проблемы внедрения проектного менеджмента в государственном секторе затрагиваются такими авторами, как Исенкова Г., Козлова А.А., Тухватуллина М.А. и Чаркина Е.С. Актуальность внедрения проектного подхода в сфере управления образованием рассматривают в своих работах Бунтовский С.Ю., Весманов С.В., Заруба Н.А., Муравьева Н.Н. и Лебедева А.М., Эртуев А.К.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что наблюдается научный интерес к вопросу внедрения проектной технологии в государственное управление как в целом, так и в сфере образования. При этом в научной литературе не рассматривается проблема совмещения функционального и проектного подходов к управлению .
Научная новизна исследования заключается в разработке технологии управления образованием с использованием гибкого подхода к управлению - Kanban-метода.
В частности, в работе автором:
1. Алгоритмизирован процесс организации и мониторинга прохождения педагогами общеобразовательных организаций Томской области курсов по дополнительным программам повышения квалификации
2. Для оптимизации данного процесса разработана технология управления с применением инструментов гибких проектных подходов, в частности Kanban-метода, позволяющая визуализировать весь ход работ, а также оперативно реагировать на изменения требований к организации процесса
3. Предложено внедрение дополнительных этапов в существующий процесс в соответствии с принципами гибких подходов к управлению.
В данном исследовании применены следующие методы: анализ нормативно-правовых актов в сфере проектного управления, анализ научных публикаций, метод социологического исследования (интервью).
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов проведенного исследования и разработанной технологии прежде всего институтами развития образования, институтами повышения квалификации работников образования, органами власти и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также любыми образовательными организациями в осуществлении ими деятельности в рамках реализации национальных проектов в сфере образования.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.
В первой главе систематизированы научные представления о сущности и специфике подходов к государственному управлению, отражены особенности организации проектной деятельности в сфере управления образованием, а также проведен анализ методологической базы проектного подхода и нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере проектного управления с целью раскрытия механизма реализации проектов в государственном Секторе.
Вторая глава посвящена рассмотрению зарубежного и российского опыта применения процессного, проектного и гибких подходов к государственному управлению.
В третьей главе определены место и роль ТОИПКРО в системе управления региональными проектами Национального проекта «Образование» в Томской области, проведено социологическое исследование на предмет возможности использования гибких подходов в управлении образованием в рамках реализации национальных проектов и 5
разработана технология управления образованием с использованием Kanban-метода.
По теме диссертации к публикации принята статья в сборнике докладов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Экономика глазами молодых»: Маркевич А.В. Процессный подход в государственном управлении: российские и зарубежные лучшие практики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель и задачи, поставленные в магистерской диссертации, выполнены. В соответствии с задачами, было выявлено, что в последние годы внедрение проектного подхода стало рассматриваться государством в качестве перспективного направления в управлении, прежде активно применяющегося в сфере бизнеса и ныне набирающего популярность в публичном секторе, в том числе в управлении образованием. Однако в отношении адаптации проектных технологий в существующую традиционную структуру государственного управления наблюдается дефицит научной проработки.
На основании проведенного анализа государственной политики в сфере образования были выделены такие особенности проектного управления сферой образования, как ориентация на удовлетворение потребностей государства и общества в качественном образовании, гибкость в отношении новых потребностей запросов, возможность стимулирования активности образовательных учреждений в условиях ограниченности ресурсов и эффективное продвижение инноваций.
Проведенный анализ методологии проектного подхода позволил установить, что существующие стандарты в области управления проектами (и международные, и национальные) больше подходят для управления в сфере бизнеса, поэтому актуальной задачей является разработка стандартов по проектному управлению, учитывающих специфику организации управления в государственной сфере.
В России в сфере проектного управления опорными нормативно-правовыми актами можно назвать такие документы, как Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"; Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 26.05.2021) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
В результате анализа лучших российских и зарубежных практик внедрения процессного и проектного подходов были выявлены общие закономерности их успешного применения в государственном управлении: заинтересованность и вовлеченность первых лиц публично-правового образования или организации, создание отдельного структурного подразделения, которое выступает драйвером внедрения и управления изменениями в организации и создание площадок по обмену опытом внедрения в госуправление инструментов бережливости, процессного и проектного подходов.
Российский и зарубежный опыт применения методики Agile в государственном управлении показал, что за гибкими подходами - будущее. И несмотря на ряд затруднений при их внедрении в работу государственных структур, подходы Agile эффективны в условиях высокой неопределенности, когда решения и требования к проектам меняются очень быстро.
Образовательная деятельность ТОИПКРО реализуется в рамках региональных и федеральных проектов: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». В феврале 2019 г. с целью обеспечения организационно-технического и информационно-методического сопровождения реализации национального проекта «Образование» на базе ТОИПКРО в соответствии с Распоряжением Департамента общего образования Томской области от 28.02.2019 № 160-р было создано структурное подразделение - отдел сопровождения реализации региональных проектов, наделенное функциями регионального ведомственного проектного офиса по реализации национального проекта «Образование».
С целью оценки вероятности и степени применения гибких походов, в частности Kanban-метода, в управлении образованием в рамках реализации национальных проектов было проведено социологическое исследование в форме экспертного интервью с заведующим Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и с экспертом отдела сопровождения реализации региональных проектов (ОСРРП) ТОИПКРО. В результате исследования подтвердилась гипотеза о возможности лишь ограниченного применения гибких походов .
По итогам проведенного социологического исследования было принято решение о разработке технологии управления образованием на примере организации и мониторинга ТОИПКРО прохождения педагогами общеобразовательных организаций Томской области курсов по дополнительным программам повышения квалификации, проводимых Академией Минпросвещения России на платформе Цифровая экосистема ДПО (далее - Платформа). При разработке технологии управления образованием было предложено применить Kanban — это метод улучшения процессов разработки и часть agile-философии. Для организации визуализации был использован российский сервис Kaiten.
Таким образом, разработанная технология управления на основе Kanban-метода процессом организации и мониторинга прохождения педагогами общеобразовательных организаций Томской области курсов по дополнительным программам повышения квалификации будет выглядеть следующим образом:
1. Создание сотрудниками ТОИПКРО рабочего пространства в системе Kaiten.
Формирование в рабочем пространстве досок:
- «Сбор заявок»;
- «Сопровождение курсов»;
- «Готово»;
- «Обратная связь».
2. Внутри доски «Сбор заявок» периодически добавляются карточки с наименованиями всех курсов, требующих сбор заявок в ближайшие 2 недели. К каждой карточке прикрепляется информационное письмо ТОИПКРО и форма заявки, а также указывается крайний срок подачи заявок. Сотрудники муниципальных органов управления образованием и подведомственных организаций могут отправлять заявку на электронную почту, или прикреплять ее в комментариях.
3. После загрузки сформированной общей заявки на каждый конкретный курс от региона в Цифровую экосистему ДНО сотрудники ТОИПКРО направляют слушателям инструкции по работе в Цифровой экосистеме ДНО, а затем уведомляют ответственных сотрудников муниципальных органов управления образованием и подведомственных организаций в комментариях в Kaiten на доске «Сопровождение курсов» в карточке «Информационная рассылка на электронные почты слушателей».
4. На протяжении прохождения слушателями курсов ответственные сотрудники муниципальных органов управления образованием и подведомственных организаций получают от педагогов различного рода жалобы на технические ошибки работы Цифровой экосистемы ДПО. Данные сотрудники обращаются к региональному координатору ТОИПКРО, оставляя запросы на исправление ошибок в комментариях карточки «Исправление технических ошибок». В некоторых случаях слушатели напрямую обращаются к региональному координатору, который должен уведомить об исправлении ошибок там же в комментариях к карточке.
5. Этап проведения мониторинга прохождения слушателями курсов планируется ввести при дальнейшем совершенствовании процесса. В комментариях карточки «Мониторинг прохождения курсов» региональный координатор прикрепляет выгрузку с промежуточными результатами прохождения слушателями курса, что позволит оперативно контролировать ситуацию и своевременно выявлять затруднения слушателей.
6. После завершения курсов на доске «Готово» в карточке «Результаты прохождения курсов» региональным координатором выкладывается отчет с набранными слушателями баллами за итоговую аттестацию, а в карточке «Выдача удостоверений» - информацию о сроках получения удостоверений, полученных ТОИПКРО.
7. Этап с предоставлением в конце обучения слушателями обратной связи в форме заполнения анкеты о качестве работы команды сотрудников ТОИПКРО и ответственных сотрудников муниципальных органов управления образованием и подведомственных организаций также предлагается как инструмент дальнейшего развития и улучшения существующего процесса.
Таким образом, применительно к разработанной технологии, на основании анализа теоретических подходов, лучших практик отечественного и зарбежного опыта было предложено:
1. Алгоритмизирован процесс организации и мониторинга прохождения педагогами общеобразовательных организаций Томской области курсов по дополнительным программам повышения квалификации
2. Для оптимизации данного процесса разработана технология управления с применением инструментов гибких проектных подходов, в частности Kanban-метода, позволяющая визуализировать весь ход работ, а также оперативно реагировать на изменения требований к организации процесса
3. Предложено внедрение дополнительных этапов в существующий процесс в соответствии с принципами гибких подходов к управлению.
Разработанная технология управления на основе Kanban-метода процессом организации и мониторинга региональным координатором Томской области (ТОИПКРО) прохождения педагогами общеобразовательных организаций Томской области курсов по дополнительным программам повышения квалификации может быть использована региональными институтами развития образования и институтами повышения квалификации педагогических работников других субъектов РФ. Также на основе данной технологии могут быть реализованы иные процессы и проекты любых образовательных организаций, которые будут реализовываться в рамках национальных проектов.


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: (с изм. от 1 июля 2020 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
- М., 2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 01.04.2021)
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 05.04.2021)
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 10.04.2021)
4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ 21.07.2020 N 474 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
- М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 12.04.2021)
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 01.03.2021)
6. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской
Федерации (вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"): Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 26.05.2021) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL:
http://www.consultant.ru (Дата обращения: 13.04.2021)
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно - технологическое развитие Российской Федерации": Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 31.03.2021) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 13.03.2021)
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 19.05.2021) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL:
http://www.consultant.ru (Дата обращения: 13.03.2021)
9. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 17.03.2021)
10. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации
на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 23.03.2021) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL:
http://www.consultant.ru (Дата обращения: 20.03.2021)
11. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 N 26Р-АУ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 19.04.2021)
12. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 17.03.2021)
13. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: разработан Минэкономразвития России // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М.,2021. - URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 20.03.2021)
14. Об утверждении Положения о Департаменте общего образования Томской
области: Постановление Губернатора Томской области от 13.11.2015 № 132 (ред. от
30.11.2021) // официальный интернет-портал Администрации Томской области. - Томск, 2022. - URL: https://tomsk.gov.ru/ (Дата обращения: 15.03.2022)
15. Об утверждении положения о Департаменте проектной деятельности - региональном проектном офисе администрации Томской области: Постановление Губернатора Томской области от 27.01.2017 № 10 (ред. от 26.06.2018) // официальный интернет-портал Администрации Томской области. - Томск, 2022. - URL: https://tomsk.gov.ru/ (Дата обращения: 14.03.2022)...101


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ