Аннотация 3
Введение 4
1 Иммиграционный кризис в Европе 10
1.1 Масштабы иммиграции в ЕС в период кризиса (2014-2016 гг.) 10
1.2 Причины и развитие кризиса в 2014-2020 годах 12
1.2.1 Демографические и социально-экономические показатели стран Африки 12
1.2.2 Экономическое неравенство среди населения стран Африки 14
1.2.3 Последствия Арабской Весны для международной миграции 16
1.2.4 Изменение климата и эмиграция из стран Африки 17
1.2.5 Миграционная ситуация в различных регионах Африки 19
1.3 Последствия кризиса для стран ЕС 21
1.3.1 Демографические эффекты 21
1.3.2 Экономические последствия 25
1.3.3 Социальные эффекты 28
1.4 Выводы 31
2 Общая иммиграционная политика ЕС 32
2.1 Правовые основы общей иммиграционной политики ЕС 32
2.1.1 Шенгенское соглашение и Дублинская конвенция 1 32
2.1.2 Маастрихтский договор 33
2.1.3 Амстердамский договор 33
2.1.4 Программа Тампере и общая европейская система предоставления
убежища 35
2.1.5 Лиссабонский договор 38
2.1.6 Хартия Европейского Союза об основных правах 39
2.1.7 Стокгольмская программа 40
2.1.8 Реформирование общей европейской системы предоставления убежища . 41
2.2 Изменения в миграционной политике ЕС после 2015 года 43
2.2.1 Механизм обязательной солидарности 45
2.2.2 Усиление процедур безопасности 46
2.2.3 Новые критерии распределения мигрантов 46
2.2.4 Расширение сотрудничества ЕС с третьими странами 47
2.3 Выводы 47
3 Иммиграционный кризис в Италии 49
3.1 Ситуация в Италии в 2014-2020 годах 49
3.2 Основные проблемы иммиграционной политики Италии 50
3.3 Политика коалиционных правительств в области миграции 51
3.4 Эволюция миграционной политики Италии и ее основные проблемы 52
3.5 Позиция Италии по вопросам общей иммиграционной политики ЕС 57
3.6 Позиция и действия Италии по облегчению последствий иммиграционного
кризиса для страны 62
3.7 Влияние Италии на изменения в общей иммиграционной политике ЕС
в результате иммиграционного кризиса 67
3.8 Выводы 70
Заключение 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Актуальность темы исследования. Наш мир переживает самый большой кризис миграции и беженцев со времен Второй мировой войны. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), в 2019 году глобальное перемещение превышает 70 миллионов человек. В разгар этого миграционного кризиса ксенофобия и дискриминация переживают новый глобальный бум, границы закрываются для миллионов беженцев. Миграция - одна из определяющих тем XXI века, бросающая вызов структуре западных обществ, изменяющая сущность суверенитета и меняющая наши взгляды на границы и ограничения.
Миграция стала одной из главных тем политических дебатов в ЕС. Как прямое следствие глобальных конфликтов, поток мигрантов в ЕС заметно увеличился в 2015 году. Центрально-Средиземноморский маршрут стал наиболее используемым мигрантами для достижения ЕС. Хотя Испания, Италия и Греция принимают большинство людей, прибывающих на европейское побережье, все государства-члены ЕС обязуются сотрудничать в оказании помощи просителям убежища в соответствии с основополагающими принципами ЕС, закрепленных в действующем законодательстве Союза.
Тем не менее можно констатировать, что многие страны ЕС не были в полной мере вовлечены в решение миграционной проблемы, что подтверждено статистическими данными, показывающими неравенство в распределении иммигрантов по странам ЕС. Только треть государств-членов ЕС принимала 90% просителей убежища в ЕС. В 2018 году наибольшее количество заявок было зарегистрировано в Германии (28% от общего числа), за ней следуют Франция (19%), Греция (11%), Италия (10%) и Испания (9%).
В ответ на этот кризис некоторые государства прекратили применение Дублинского регламента в 2015-2016 годах. Многие мигранты, прибывающие через Грецию, Италию или Испанию, не были зарегистрированы в Европейской дактилоскопической баз данных (EURODAC) не только из-за нехватки ресурсов, но и из- за отсутствия солидарности между государствами. Это отсутствие приверженности положениям Дублинского регламента чаще всего наблюдается в странах вышеградской группы, такой как Венгрия, которая продвигает антииммигрантские идеи.
Многие задачи в области миграционной политики не были реализованы, что вынудило европейские страны выступить с собственными инициативами по контролю за миграционными потоками. Некоторые из этих решений нарушили права человека, вызвав в некоторых случаях обострение ситуации. Политика предоставления убежища и миграции в Италии постоянно менялась, в основном из-за смены властей в Италии, отвечающих за политические партии, которые изменили законы в соответствии со своими интересами и вызвали нестабильность в Италии в вопросе иммиграции.
По этой причине актуальным является вопрос изучения иммиграционного кризиса в Европе, его последствий для ЕС и отдельных государств-членов и того, как общая политика ЕС смогла отреагировать на миграционную проблему. В частности, актуальным является рассмотрение этого вопроса в срезе отдельной страны такой, как Италия. Кейс Италии показателен, поскольку Италия является страной, через которую проходит так называемый Центрально-средиземноморский миграционный маршрут, по которому сегодня следует значительное количество мигрантов и лиц в поисках убежища из стран Африки и Ближнего Востока. Причинами популярности такого миграционного маршрута являются не только периодически возникающие политические кризисы и военные столкновения, но и явления системного характера, например, демографические особенности африканских стран, уровень их социально-экономического развития, наличие так называемых failed states, и т.п.
Цель работы: выявить последствия миграционного кризиса в ЕС 2014-2016 гг. для иммиграционной политики ЕС и Италии
Задачи исследования:
- Выявить причины возникновения, масштабы и основные тенденции иммиграционного кризиса в ЕС 2014-2016 гг.;
- Определить основные правовые и политические механизмы регулирования иммиграции в ЕС;
- Выявить основные проблемы в области иммиграции в Италии, связанные с действующей иммиграционной политикой ЕС;
- Раскрыть специфику иммиграционной политики Италии и позицию страны по отношению к имиграционному кризису 2014-2016 гг.;
- Дать оценку последствиям миграционного кризиса для ЕС и Италии, а также их действиям по облегчению последствий кризиса;
- Установить степень влияния Италии на изменения в общей
иммиграционной политике ЕС в результате иммиграционного кризиса.
Объект исследования: имиграционный кризис в ЕС 2014-2016 гг.
Предмет исследования: политика ЕС и Италии по управлению миграцией в 2015-2020 гг.
Методы исследования: для раскрытия темы будет использовано сочетание общенаучных и специальных методов и подходов. Среди общенаучных методов и подходов будут применены системный подход и логические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция. Задействованным в данной работе специальным методом является историко-генетический.
Проблематика исследования:
Иммиграция в Европу является частью приоритетов европейской повестки дня. Однако общей политики, удовлетворяющей страны-члены ЕС, пока не найдено. Такие страны, как Италия, проявляют все более критическое отношение к решениям ЕС. Иммиграция превратилась в политический дискурс, который вместо того, чтобы показывать свои преимущества, остается темой, используемой популистскими партиями для завоевания субдитов и создания негативных настроений по отношению к миграции.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе была предпринята попытка многостороннего анализа влияния миграции на Европейский союз и, в частности, на Италию, а также актуальной состояния миграционной проблемы на европейском континенте.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Обзор и анализ литературы и источников:
Источниковая база исследования представлена четырьмя группами источников.
К первой группе следует отнести нормативные акты, составляющие правовую политику в области миграции и предоставления убежища в Европейском Союзе и Италии, а также официальные договоры, на основе которых были проанализированы особенности нормативно правовых концепций в области миграционной политики и предоставления убежища, и их реализацию на территории ЕС. Группа включает в себя в случае Европы: Маастрихтский договор , Амстердамский договор , Программу Тампере и Общую европейскую систему убежища , Дублинскую конвенцию II и III , Лиссабонский договор , Стокгольмскую программу6 , Европейскую повестку дня по миграции , Новый пакт о миграции и убежище . В случае Италии: «Accordo conferenza Unificata» , Законодательный указ 142/2015 , Указ 132/2018 , Указ 130/2020 .
Вторая группа источников - это резолюции и решения различных органов и структур, которые позволяют рассмотреть позиции по вопросу миграции и убежища в ЕС. К ним относятся резолюции и решения Комиссии и Парламента ЕС1415, резолюции Совета Европейского Союза , отчеты Агентства Европейского союза по безопасности внешних границ («Фронтекс») , Агентства Европейского Союза по основным правам .
Третья группа - статистические источники. К ним относятся, отчеты Евростат , Европейского инвестиционного банка . Так, неправительственные организации (НПО) в области миграции и предоставления убежища являются одним из ключевых компонентов в формировании общественного мнения и важным инструментом давления на поведенческую модель государства, следовательно, важной группой источников выступают данные статистики, отчеты и доклады НПО. В работе были рассмотрены отчеты Human Rights Watch , итоговые документы и отчеты Международной организации по миграции , Организации экономического сотрудничества и развития , Организации Объединенных Наций , Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев .
Степень изученности темы. Литературу, представленную в данной работе, можно условно разделить на несколько групп.
В первую очередь, необходимо отметить работы, посвященные анализу глобальной миграционной ситуации в мире. Так, ряд авторов (Зинченко H.H., Сенчагов В.К., Bloch, A., Douglas M., Hatton, T.) рассматривают различные концепции, направленные на толкование миграции в мире. Так, Douglas Massey, анализирует иммиграцию на международном уровне, объясняет первопричины возникновения миграции и какое воздействие это явление оказывает на мир. Приведенная в данных работах информация важна для настоящего исследования, поскольку авторы рассматривают феномен миграции с глобальной точки зрения, что позволяет проанализировать причины международной миграции, происходящей в настоящее время в Италии, а также последствия иммиграционного кризиса в Италии для других стран мира.
Ко второй группе относятся исследования, в которых проанализировано значение и влияние, которое явление миграции приобрело в мире. Сюда относятся работы Гольдина Г.Г., Рыбаковского Л.Л., Alonso, S., Arzheimer, K., Bordignon, F. Диссертация Гольдина Г.Г. анализирует социокультурные проблемы, связанные с миграцией, с точки зрения их значения в политическом дискурсе и общественном мнении. Данные исследования приводят подробный анализ того насколько важна проблема иммиграции в повестках дня левых и правых политических партий. Данная информация поможет детальнее рассмотреть проблематику иммиграционного кризиса в Италии, так как сейчас в Италии ярко разделение мнений представителей правых и левых политических партий относительно иммиграции. Это будет использовано для анализа различных политических решений, принятых по данному вопросу в разное время представителями левых и правых политических партий.
К третьей группе относятся исследования, рассматривающие проблему миграции и предоставления убежища в Европейском Союзе, сосредотачивая внимание на конкретных странах, таких как Италия. Так, ряд авторов (Domingo, A., Lazar, M., Melchionda, U., Triandafyllidou, A., Van der Brug, W. Так, Triandafyllidou, A.) анализируют политические дебаты в ЕС и Италии об иммиграции, а также общеевропейскую политику по иммиграции. Данная информация необходима для того, чтобы дополнить анализ внутренней политики Италии в сравнении с общей политикой Европейского Союза по вопросам иммиграции.
Кроме того, критический характер носят статьи и публикации Института исследований в области безопасности , Visto For Rights and Development , The Yale Review of International Studies , Friedrich Ebert Stiftung по вопросам миграции и предоставления убежища в ЕС и Италии.
Близость африканского континента к Европе делает для африканского населения привлекательной идею пересечения границ в поисках лучших возможностей в странах Европы. Предпосылки миграционного кризиса в Европе многочисленны и разнообразны: войны, экономические и демографические проблемы и даже последствия изменения климата.
В данной работе была поставлена цель выявить последствия и влияние миграционного кризиса в ЕС 2014-2016 гг. на иммиграционую политику ЕС и Италии.
В рамках данного исследования на первом этапе были выявлены причины возникновения, масштабы и основные тенденции иммиграционного кризиса в ЕС 20142016 гг. В частности, проведен анализ статистических данных, результатов исследований и опросов.
Были выделены следующие причины миграции людей из Африки:
- серьезные социально-экономические и демографические проблемы, которые заставили людей покинуть свои страны в поисках лучших возможностей;
- войны и вооруженные конфликты, начало которых было положено серией революций под названием «арабские весны» в 2011 году;
- последствия изменения климата, которые сильно повлияли на страны Африки, потому что они крайне сильно зависят от сельского хозяйства.
На основе результатов изучения правовых основы в области миграции, включенных в основные договоры ЕС, такие как Маастрихтский договор, Амстердамский договор, Лиссабонский договор, Хартия ЕС об основных правах и т.д. были определены основные правовые и политические механизмы регулирования иммиграции в ЕС. Было проведено рассмотрение развития правовых основ политики в области миграции и убежища в Европе. Были изучены основные политические механизмы ЕС, направленные на реализацию положений миграционного законодательства, а также на преодоление последствий миграционного кризиса. Кроме того, была исследована эволюция общеевропейской системы предоставления убежища. Анализ ее текущего состояния показал, что эта система все еще нуждается в реформировании.
Затем были выявлены основные проблемы в области иммиграции в Италии, связанные с действующей иммиграционной политикой ЕС. Исследование данного вопроса показало, что основные проблемы в сфере иммиграции возникают из-за дисбаланса обязанностей и отсутствии солидарности между странами ЕС в области приема мигрантов. Показательным примером является провал система квот на переселение иммигрантов из Греции и Италии, предложенная ЕС в 2015 году из-за отсутствия солидарности и приверженности стран ЕС участвовать в этом предложении. С другой стороны, в условиях миграционного кризиса критерии Дублинской системы по определению страны, на которую возложена ответственность по приему и регистрации беженца не работали справедливо. В настоящее время с новым предложением нового Пакта о миграции и убежище страны первого прибытия, такие как Италия, не чувствуют себя полностью удовлетворенными, заявив, что этот проект не гарантирует солидарности, и продолжают призывать к справедливому разделению миграционного бремени.
Миграционная политика Италии представляет особый интерес, так как она постоянно менялась в зависимости от того, какая политическая группа или коалиция была во власти. Часто они не стремились к продолжению миграционной политики, которая проводилась их предшественниками. Поэтому в Италии сложилась своя специфичная позиция по отношению к мигрантам и миграционному кризису. В рамках данной работы была раскрыта специфика иммиграционной политики Италии и позиции страны по отношению к имиграционному кризису 2014-2016 гг. Следует отметить, что в период 2014-2016 годов Италия характеризовалась соблюдением правил, установленных Европейским Союзом, и реализовывала руководящие принципы европейской повестки дня в области миграции в своей политике. Отсутствие успеха общей европейской миграционной политики в конечном итоге заставило Италию искать свои собственные национальные решения в политике миграции и убежища. Между 2017-2019 годами большинство политических решений итальянского правительства по смягчению последствий миграционного кризиса привели к ужесточению миграционной политики. Иммиграция осталась одной из приоритетных тем для Италии в 2020 году. Около 73% итальянского населения считали, что в вопросах иммиграции Италия встречает несправедливое отношение со стороны других стран Евросоюза, что стимулирует рост евроскептицизма в Италии.
Автором работы была дана оценка последствиям миграционного кризиса для ЕС и Италии, а также их действиям по облегчению последствий кризиса.
Последствия условно разделяются на три группы:
- демографические;
- экономические;
- социальные.
Последствия миграционного кризиса были рассмотрены как для всего ЕС в целом, так и для Италии в отдельности. Стоит отметить следующее:
Приток мигрантов оказывает положительное влияние на демографию стран ЕС, например, Италии, где большая часть населения представлена людьми пожилого возраста. 73
Помимо положительного демографического эффекта, мигранты оказывают положительное влияние на экономику принимающих стран. В исследованиях, проведенных различными организациями, как Организация экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), показан целый ряд преимуществ иммиграции для экономики принимающих стран. Например, в Италии в 2019 году, мигранты внесли вклад в ВВП страны около 9,5%.
Наконец, были рассмотрены социальные последствия иммиграции. И здесь были выявлены тенденции усиления среди населения ЕС расизма, дискриминации и ксенофобии. Эти тенденции поддерживаются пропагандой антииммигрантской политики, проводимой популистскими политическими группами в ЕС. В случае Италии эти тенденции особенно очевидны. В этой стране такие политические деятели, как Матео Сальвини, пропагандировали крайне строгую ограничительную политику в отношении миграции и предоставлении убежища.
Италия оказала влияние на изменения в общей иммиграционной политике ЕС в результате иммиграционного кризиса. Была определена степень оказанного влияния. В частности, Италия побудила ЕС начать поиск решений для оказания помощи странам первой линии приема мигрантов. Например, была изменена система квот на справедливое перераспределение иммигрантов из Греции и Италии в другие государства-члены, предложенная ЕС в 2015 году. Процесс поиска решений в миграционной политике ЕС не прекращается, так как еще не достигнуто того состояния миграционной политики, которое удовлетворяло бы все страны-члены ЕС.
По результатам исследования были сформулированы следующие рекомендации: ЕС необходимо проанализировать реальные причины миграции для каждой африканской страны в отдельности. Знание реальных причин поможет в поиске лучших решений, например, инвестирование в развитие африканского сельскохозяйственного сектора, что, в свою очередь, уменьшит влияние последствий изменения климата и даст африканскому рынку труда дополнительные рабочие места. С другой стороны, необходимо изменить сложившееся негативное представление о миграции. Миграцию следует рассматривать как возможность, а не как угрозу обществу. Как показывают многие исследования, явление миграции может дать новые возможности странам ЕС. Мигранты создают положительный экономический и демографический вклад. Без миграции многие страны ЕС могут столкнуться с серьезными последствиями для своей экономики и демографии. Однако популистские политические группы используют проблему миграции в своих целях, в первую очередь чтобы завоевать сторонников. Борьба с дискриминацией, расизмом и ксенофобией - один из современных вызовов, с которым должен столкнуться ЕС.
Лица, принимающие решения в Европе, должны продвигать политику, ориентированную на защиту прав человека. Мигрантам должны быть гарантированы условия, в которых не нарушаются их права на безопасность и не унижающие их человеческое достоинство. Помимо этого, должны быть созданы безопасные и легальные пути миграции. Предоставление этих путей, включая экономическую миграцию, снизит спрос на систему убежища. Кроме того, это внесет существенный вклад в борьбу с нелегальной миграцией и торговлей людьми.
2015: The year of Europe’s refugee crisis // UNHCR, 2015. URL:
https://www.unhcr.org/news/stories/2015/12/56ec1ebde/2015-year-europes-refugee-crisis.html (дата обращения: 20.12.2020).
A Common European Asylum System // European Commission, 2014. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/default/files/e-library/docs/ceas-fact- sheets/ceas_factsheet_en.pdf (дата обращения: 10.12.2020).
A fresh start on migration: Building confidence and striking a new balance between responsibility and solidarity // European Commission, 2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_1706 (дата обращения:
12.02.2021).
Africa - Demographic patterns// Britannica, 2020. URL:
https://www.britannica.com/place/Africa/Demographic-patterns (дата обращения: 12.11.2020).
Africa y la demografia como problema // Agenda Publica, 2019. URL:
https://agendapublica.es/africa-y-la-demografia-como-problema/ (дата обращения: 20.11.2020).
Africa-EU - key statistical indicators// Eurostat, 2018. URL:
https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Africa-EU_- _key_statistical_indicators#Economic_performance (дата обращения: 12.11.2020).
Alcune luci e molte ombre nel decreto-legge n. 130/2020 in materia di immigrazione e asilo: e’ indispensabile fare subito modifiche importante //Associazione per gli Studi Giuridici sull’Immigrazione, 2020. URL:
https://www.camera.it/application/xmanager/projects/leg18/attachments/upload_file_doc_acquisi ti/pdfs/000/004/181/ASGI_5.11.20_.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
Analisi critica del c.d. “Decreto sicurezza bis” relativamente alle disposizioni inerenti il diritto dell’immigrazione // Associazione per gli Studi Giuridici sull’Immigrazione, 2019. URL: https://www. asgi.it/wp-content/uploads/2019/09/2019_Commento-decreto-sicurezza- bis_13_9_.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
Annual Report 2015// European Central Bank, EUROSYSTEM, 2015. URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/annual/html/ar2015.en.html (дата обращения: 10.11.2020).
Anti-immigrant AfD says Muslims do not welcome in Germany //Reuters, 2016. URL: https://www.reuters.com/article/us-germany-afd-islam-idUSKCN0XS16P (дата обращения:
15.12.2020) .
Around the World, More Say Immigrants Are a Strength Than a Burden //Pew Research Center, 2019. URL: https://www.pewresearch.org/global/2019/03/14/around-the-world-more- say-immigrants-are-a-strength-than-a-burden/ (дата обращения: 13.12.2020).
Asylum // Council of Europe/European Court of Human Rights, 2016. URL: https://www.echr.coe.int/Documents/COURTalks_Asyl_Talk_ENG.pdf (дата обращения:
15.12.2020) .
Asylum applications by state of procedure // Eurostat, 2021. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/sdg_10_60/default/table?lang=en (дата
обращения: 31.05.2021).
Asylum in the EU Member States, 580 800 first-time asylum seekers registered in 2018, down by 11% compared with 2017 // Eurostat, 2019. URL:
https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/9665546/3-14032019-AP-EN.pdf/eca81dc5- 89c7-4a9d-97ad-444b6bd32790 (дата обращения: 15.12.2020).
Asylum seeker demography: Young and male. // Pew Research Center, 2016. URL: https://www.pewresearch.org/global/2016/08/02/4-asylum-seeker-demography-young-and-male/ (дата обращения: 10.11.2020).
At Least a Million Sub-Saharan Africans Moved to Europe Since 2010 // Pew Research Center, 2018. URL: https://www.pewresearch.org/global/2018/03/22/at-least-a-million-sub- saharan-africans-moved-to-europe-since-2010/ (дата обращения: 12.01.2021).
Atlas of Migration // European Commission, 2018. URL:
https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC113393 (дата обращения:
17.01.2021).
Attitudes towards Immigration and their Antecedents // European Social Survey, 2016. URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/findings/ESS7_toplines_issue_7_immigration.pdf (дата обращения: 18.01.2021).
Attitudes towards, National Identity, Immigration and Refugees in Italy // Social Change Iniciative, 2018. URL: https://www.moreincommon.com/media/3hnhssh5/italy-en-
final_digital_2b.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
Avviso alle amministrazioni, Venerdi, 9 agosto 2019// Gazzetta ufficiale della Repubblica Italiana, 2019. URL: https://www.gazzettaufficiale.it/eli/gu/2019/08/09/186/sg/pdf (дата обращения: 12.05.502021).
...50