Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Концептуальные основания популяризации истории в формате научно-популярных
статей 9
1.1 Научно-популярные статьи как жанр 9
1.2 Социальные сети и исторический научно-популярный контент в текстовом формате:
ретроспектива и российские реалии 12
1.3 Типологизация научно-популярного контента в текстовом формате в социальных
сетях 22
2 Проектная записка 24
2.1 Основания для формирования цикла научно-популярных статей 24
2.2 Темы и проблемное содержание публикаций 31
2.3 SWOT-анализ проекта 45
3 Научно-популярные статьи как инструмент популяризации исторических
исследований 54
3.1 Ресурсы и инструменты: социальные сети и сбор метрики 54
3.2. Анализ собранной метрики социальных сетей 59
3.3. Эффективность научно-популярных статей: выводы 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
Актуальность исследования. Роль историка в современном мире, переживающим быструю цифровизацию, претерпевает трансформацию. Помимо появления новых методов исследования, хранения, передачи информации, а также коммуникации внутри профессионального исторического сообщества, цифровизация привносит свои коррективы в процессы распространения исторической информации среди людей, которые находится вне исторического сообщества. Социальные сети и интернет-медиа играют в этом процессе ключевую роль, становясь платформами для распространения научно-популярного контента в новых формах. Уже в 2018 году около 90% россиян пользовались интернетом и эта цифра продолжает расти с каждым годом. В этой связи исследование научнопопулярных жанров и социальных сетей как платформ для распространения контента со своими правилами и алгоритмами является ключевым не только в контексте существующих практик, но и для развития успешных стратегий популяризации исторического знания в условиях цифровизации.
В настоящее время большая часть научной информации распространяется как правило внутри академического сообщества в виде научных статей и монографий через специализированные интернет-сервисы: цифровые версии научных журналов, ресурсы электронных библиотек или библиографические базы данных. В то же время данные сервисы не знакомы широкой аудитории, которая либо не имеет к ним доступа ввиду ограниченности их распространения, либо видит их неинтересными.
Распространение знаний через научно-популярные статьи могло бы стать инструментом популяризации, который использовался бы как один из современных и доступных массовому читателю форматов. Такой формат благодаря месту его распространения и соответствующему способу его подачи обладает потенциалом популяризации научно-исторического знания.
При этом создание научно-популярных (то есть, обладающих большим количеством охватов) статей требует значительных вложений - необходима рекламная кампания, поддержание частоты выпусков и обработка запросов аудитории. Остается нерешенным вопрос о необходимых итоговых затратах на проект для продолжения его развития и роста аудитории.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом: в настоящее время в связи с активным развитием коммуникационных технологий появляется множество популярных форматов для распространения информации. Одним из таких форматов являются научно-популярные статьи - написание и распространение в социальных сетях текстовых материалов, по своему формату напоминающих посты в социальных сетях, но содержащих в себе научные факты в популярном изложении.
История стран Африки является отличным материалом для реализации проекта. В последнее время интерес к Африке только растет, что подтверждается ростом упоминаний африканской тематики в СМИ и развитием совместных инициатив России и Африки - например в рамках Форума Россия-Африка в 2023 и 2024 гг. на уровне министерств обсуждались общие проекты.
Но как выяснилось поворот интереса к Африке не подкреплен реальными знаниями о ней, что вызывает трудности в понимании современными россиянами смысла российской политики. К тому же, в российском обществе существует множество стереотипов по поводу Африки. Для большинства россиян Африка представляет собой скорее природный ландшафт, чем группу разнообразных и быстро развивающихся стран, имеющих, безусловно, свои проблемы, но и имеющих очевидные точки роста.
Степень изученности. Историографию работы можно разделить на две группы. Первая группа - это работы, рассматривающие непосредственно популяризацию науки. Вторая группа работ затрагивает взаимодействие научно-популярной деятельности и новых интернет-медиа и социальных сетей.
Популяризация науки. Начало рефлексии о научно-популяризаторской деятельности на русском языке было положено А.И. Герценом, В.Г. Белинским и Д.И. Писаревым в середине XIX столетия. В дальнейшем в советскую эпоху вопросам популяризации науки, в соответствии с государственной политикой, уделялось большее внимание. Отдельно стоит отметить исследования Э.А. Лазаревич, в частности работу 1978 года - «Искусство популяризации науки», где автор проводит анализ жанра научнопопулярной литературы, выделяет его функции, принципы и стилистику. Также можно отметить работу «Научная популяризация и социалистическая культура» В.С. Аллаяровой и Л.Н. Когана, где популяризаторская деятельность рассматривается в контексте идеологии и формировании общественной идентичности. Из современных авторов можно выделить А.Г. Ваганова, в частности его работу «Жанр, который мы потеряли. Очерк истории отечественной научно-популярной литературы», на страницах которой автор проводит анализ эволюции жанра научно-популярной литературы в России и спроса на продукт популяризаторов.
Взаимодействие научно-популярной деятельности и новых интернет-медиа и социальных сетей. Работы в этой категории затрагивают научно-популярную деятельность в условиях цифровизации. Исследование Чередниченко Л. В. «Типы контента сетевых научно-просветительских медиа» на примере наиболее популярных в сети интернет научно-популярных медиа форматы, в котором подается популяризаторский контент, а также его отличия от классических форм популяризации науки. Работа Головашиной О. В. «Любители истории» и история для любителей: представления о прошлом в социальных сетях показывает, как функционируют непрофессиональные исторические сообщества в социальных сетях. Яшина А.А. исследовала потенциал интернет-сми в рамках научно-популярной деятельности.
Научная гипотеза данной выпускной квалификационной работы формулируется следующим образом: популяризация знаний об Африке путем создания
специализированных научно-популярных статей является эффективным инструментом.
С другой стороны, эффективность популяризация истории стран Африки на определенной платформе (в нашем случае социальной сети «ВКонтакте») может сильно зависеть от ее возможностей и качества использования ее инструментов.
В качестве критериев оценки эффективности популяризации истории через научнопопулярные статьи мы выбрали статистические показатели, предоставляемыми инструментарием социальной сети «ВКонтакте», а именно:
а) количество читателей для каждой статьи - сколько людей прочли или хотя бы начали читать конкретную статью;
б) охват за все время - сколько уникальных пользователей (читателей) удалось привлечь конкретным статьям за все время извлечения статистики;
в) количество «лайков» - реакция аудитории на конкретную публикацию и активность аудитории сообщества в целом;
г) количество репостов - сколько раз поделились конкретной статьей;
д) количество комментариев - реакция аудитории на конкретную публикацию и активность аудитории в целом.
Объектом исследования являются научно-популярные статьи - написание и распространение в социальных сетях текстовых материалов, по своему формату напоминающих посты в социальных сетях, но содержащих в себе научные факты в популярном изложении.
Предмет исследования - потенциал научно-популярных статей как инструмента популяризации исторических исследований.
Цель исследования - апробировать научно-популярные статьи в качестве формата популяризации исторических исследований.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) охарактеризовать особенности жанра, провести анализ рынка исторических научно-популярных материалов в социальных сетях с целью выделить наиболее успешные подходы и форматы, сформулировать теоретические основы создания научно-популярных статей;
2) написать и опубликовать цикл статей, посвященных истории и актуальным проблемам политической идентичности ЮАР, Нигерии и Кении;
3) изучить особенности распространения продукта: провести анализ цифровой метрики, чтобы выявить потенциал научно-популярных статей в качестве инструмента популяризации исторических исследований.
В данной работе в качестве методов исследования используются следующие:
1) проблемно-тематический подход к анализу историографии. При выполнении первой задачи исследования, а именно создания краткой исторической справки о феномене научно-популярных статей, а также формирования теоретических основ жанра;
2) историко-генетический. Метод применяется для рассмотрения феномена исторического научно-популярного контента в текстовом формате в его развитии, а также для обозначения его состояния на современном этапе;
3) контент-анализ (количественный). Метод используется для выделения, категоризации и тематической группировки научно-популярного контента в текстовом формате в социальных сетях;
4) сравнительный и статистический. Применяются при анализе метрических показателей социальных сетей, свидетельствующих об эффективности распространения научно-популярных статей.
Источниковая база исследования. Источниками для теоретической части исследования послужили научно-популярные исторические сообщества в социальной сети ВКонтакте, в частности страница Российского Военного-исторического общества, научно-популярного журнала «Arzamas», сообщества «ПостНаука», «Дилетант». Помимо сообществ во ВКонтакте, были использованы и вебсайты этих медиа ресурсов: «Arzamas», «ПостНаука» , «Дилетант».
Источниками для практической части исследования служат статистические данные, базирующиеся на платформе «ВКонтакте», где распространялся созданный в рамках данного исследования контент в сообществе «Африка в поисках себя».
Научная новизна данного исследования заключена в следующих основных пунктах:
1. Научно-популярная деятельность историков в социальных сетях, в большой степени была рассмотрена с журналистской точки зрения. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе русскоязычного исторического научно-популярного контента в текстовом формате в социальных сетях, их ключевых особенностей и жанров.
2. В исследовании был апробирован подход по популяризации исторических знаний через ведения сообщества в социальной сети ВКонтакте. Основным видом контента сообщества стали лонгриды - небольшие научно-популярные статьи, который сопровождались вспомогательными визуальными материалами.
Получение результатов обеспечивается:
Привлечением источников статистического характера - метрических показателей социальных сетей, количества просмотров публикаций с научно-популярными статьями, «репостов» - показателя дальнейшего распространения информации. Эти данные наглядно показывают охват аудитории и позволяют утверждать об эффективности или неэффективности распространения информации. Показателем охвата и вовлеченности аудитории служат комментарии к публикациям, само их наличие и количество уже позволяет использовать их как статистический источник, свидетельствующий об актуальности выбранных тем для статей и живом интересе массового читателя.
Использованием проблемно-тематического подхода к анализу историографии. В первую очередь, привлекаются исследования, посвященные осмыслению теоретических основ создания научно-популярных статей - данные работы позволяют обозначить специфику жанра и создать подходящий продукт. При формулировании тем и проблемных полей для цикла статей об истории ЮАР, Нигерии и Кении также используется проблемнотематический подход к анализу историографии для выбора наиболее актуальных тем.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, три главы (каждая из которых состоит из трех подразделов), заключение, список источников и литературы, приложение.
В рамках выполнения совместной работы по проекту роль А.С. Кнауба заключается в создании цикла статей по истории Нигерии; роль Д.А. Ступина - в техническом сопровождении проекта (управление площадками для распространения материалов) и создании цикла статей по истории ЮАР; роль В.Р. Хохлова - в создании цикла статей по истории Кении...
Подводя итоги проведенного исследования, как его теоретического, так и практического этапов, можно сделать несколько выводов.
Для начала стоит отметить, что развитие жанра научно-популярных статей в сети интернет в целом и в социальных сетях в частности началось относительно недавно. На рубеже XX и XXI вв. первым значимом шагом в этом направлении стало появление одной из первых открытых платформ для ведения блогов - сервиса «LiveJournal». Благодаря своим гибким возможностям он позволял развивать блог в любом жанре, в том числе и научнопопулярном. Поэтому данный сервис мог использоваться по совместительству и для написания научно-популярных статей. Уже тогда сложились определенные характеристики онлайн медиа, которые актуальны и для современных платформ, используемых для публикации статей.
Следующим важным этапом стало появление первых социальных сетей в начале 2000-х гг. - западного «Facebook» и его аналога на постсоветском пространстве - «ВКонтакте». Они привлекали людей своей универсальностью. Социальные сети стали местом, где можно было не только общаться, но и удобно находить авторский тематический контент. Это позволило социальным сетям быстро стать одними из самых популярных интернет-платформ, открыв для создателей научно-популярного контента (в том числе и статей) совершенно иные возможности популяризации - с куда большей аудиторией. В предыдущих главах мы рассмотрели конкретные примеры научно-популярных сообществ в социальной сети «ВКонтакте», в которых количество аудитории могло достигать до полумиллиона человек. Это подчеркивает перспективность социальных сетей, как платформы для популяризации научного знания.
Небольшой возраст и стремительный характер развития жанра научно-популярных статей в интернете привел к появлению совершенно разных его интерпретаций и определений. Кроме того, в отличие от научно-популярных журналов, где публиковались и публикуются статьи, интернет является более открытой площадкой с меньшей цензурой и часто полным отсутствием механизма рецензирования публикаций. Это неизбежно подняло вопрос качества научно-популярного контента в интернете, который неоднократно становился предметом дискуссии со стороны исследователей.
Разнообразие научно-популярных статей и форм их подачи в социальной сети «ВКонтакте» определило необходимость типологизации данного типа контента, что мы и сделали в главах ранее. Это позволило нам понять актуальное состояние жанра в данной социальной сети и выработать оптимальную стратегию создания, публикации и популяризации наших научно-популярных статей, посвященных трем странам Африки.
Опираясь на полученные данные, мы приступили к созданию цикла научнопопулярных статей, посвященных популяризации истории стран Африки, в рамках которых предполагалось соединить доступность и легкость повествования в научно-популярном стиле с экспертностью и глубиной погружения в рассматриваемый предмет. Данные статьи были призваны через популяризацию академических исторических знаний реализовать социальную миссию историка - гармонизацию общества через привнесение знаний о сущности и истоках нынешних социально-политических событий.
В рамках проекта «Африка в поисках себя» было опубликовано 17 статей, с примерной продолжительностью чтения от 1 до 7 минут, посвященных истории стран Африки: истории ЮАР, Нигерии и Кении. Каждая статья представляла собой текст в научнопопулярном стиле, посвященный конкретному периоду в истории или каким-либо темам, связанными с указанными странами.
Достаточно трудоемкий процесс создания статей включал в себя следующие этапы: создание и оформление сообщества-площадки для публикаций в социальной сети «ВКонтакте», проблемно-тематическая выборка потенциальных тем, создание и редактура материалов, их распространение и популяризация сообщества. Весь технический процесс подробно описан в предыдущих главах. В них же приведен SWOT-анализ (анализ рисков и сильных сторон) полученного медиапродукта.
Далее был проведен анализ количественных показателей, свидетельствующих об эффективности или наоборот неэффективности распространения созданных статей. Был выбран широкий ряд показателей, предоставляемых платформой, на которой были размещены статьи - социальной сетью «ВКонтакте». Проведенный анализ количественных показателей дал понять, что результаты полученного продукта хоть и не ужасны, но и выдающимися их назвать сложно. Из этой предпосылки нами были выделены проблемные аспекты, которые оказали прямое влияние на полученные результаты. Основным таким фактором стало игнорирование нами необходимости изучить платформу, на которой мы собирались публиковать материалы, принципы ее работы и привычки ее аудитории.
Например, для нас стали неожиданностью ограничения по работе со статистикой статей со стороны социальной сети «ВКонтакте», а именно невозможность посмотреть дочитывают ли люди статьи до конца и если нет, то до какого момента. Кроме того, нами не были предварительно проанализированы привычки пользователей социальной сети. Речь идет прежде всего о времени, когда больше всего людей заходят в нее. Уже после анализа полученных данных мы обратили на это внимание и выяснилось, что оптимальное время публикации для многих материалов было сильно позднее, чем мы это делали.
Так же нами была выработана потенциально более успешная схема создания и публикации статей - обращение к истории через актуальный информационный контекст для привлечения большего числа людей. Подробнее она описана в предыдущих главах. В дополнение мы обратили внимание и на те аспекты, которые, на наш взгляд, были качественно реализованы в нашем проекте - оформление статей, к примеру. Мы старались сделать его привлекательным для потенциальной аудитории и это сыграло свою положительную роль.
Исходя из вышеизложенного, был сделан вывод, что для эффективного распространения научно-популярных статей на широкую аудиторию необходимо учитывать эти нюансы, более тщательно подходить к организации подобных проектов.
Таким образом, несмотря на скромные успехи полученного в ходе исследования продукта, можно говорить о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Научнопопулярные статьи действительно могут быть эффективным инструментом популяризации исторических исследований. Об этом говорит опыт публикации таких статей в других сообществах социальной сети «ВКонтакте», где они имели куда больший успех.
Подтверждается и вторая часть гипотезы - качество использования платформ для создания и распространения научно-популярных статей серьезно влияет на эффективность их распространения. Выявленные нами аспекты, влияющие на эффективность популяризации подобных материалов в социальной сети «ВКонтакте», в будущем могут помочь реализовывать весь потенциал научно-популярных статей в рамках популяризации исторических исследований в подобном формате.
1. Африка в поисках себя [Электронный ресурс] // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/afrident (дата обращения: 02.06.2025).
2. Встреча миров: приход европейцев в Южную Африку [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@afrident-vstrecha-mirov-prihod- evropeicev-v-uzhnuu-afriku (дата обращения: 10.06.2025).
3. Джомо Кениата и Кения в начальный этап независимости. Часть 2 [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@afrident-dzhomo- keniata-i-keniya-v-nachalnyi-etap-nezavisimosti-chast (дата обращения: 10.06.2025).
4. Джомо Кениата - Отец Основатель Кении. Кения в начале XX века. Часть 1 [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@afrident-dzhomo-keniata-otec-osnovatel-kenii-keniya-v-nachale-xx-ch (дата обращения: 10.06.2025).
5. История Нигерии в колониальный период: формирование британской колонии
[Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@afrident-istoriya-nigerii-v-kolonialnyi-period-formirovanie-britansko (дата
обращения: 10.06.2025).
6. История Нигерии в колониальный период: путь к независимости [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@afrident-istoriya- nigerii-v-kolonialnyi-period-put-k-nezavisimosti (дата обращения: 10.06.2025).
7. Кения во второй половине XX века: президентство Дэниэла Арап Мои [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@afrident-keniya-vo-vtoroi-polovine-xx-veka-prezidentstvo-deniela-arap (дата обращения: 10.06.2025).
8. Кения: погружение в африканскую атмосферу [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@afrident-keniya-pogruzhenie-v- afrikanskuu-atmosferu (дата обращения: 10.06.2025).
9. Национальные праздники Кении и история страны [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@afrident-nacionalnye-prazdniki- kenii-i-istoriya-strany (дата обращения: 10.06.2025).
10. Независимая Нигерия: крах Первой республики и гражданская война
[Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL:
https://vk.eom/@afrident-nezavisimaya-nigeriya-krah-pervoi-respubliki-i-grazhdanskaya (дата
обращения: 10.06.2025).
11. Независимая Нигерия: первая республика [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.eom/@afrident-nezavisimaya-nigeriya-pervaya- respublika (дата обращения: 10.06.2025).
12. Нигерия: «лоскутное одеяло» Африки [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.eom/@afrident-nigeriya-loskutnoe-odeyalo-afriki (дата обращения: 10.06.2025).
13. Племена Кении и их участие в жизни страны [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.eom/@afrident-plemena-kenii-ih-uehastie-v- zhizni-strany (дата обращения: 10.06.2025).
14. Северная Нигерия в доколониальный период: история без страны [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.eom/@afrident-severnaya- nigeriya-v-dokolonialnyi-period-istoriya-bez-stran (дата обращения: 10.06.2025).
15. ЮАР: «радужная страна» на юге Африки [Электронный ресурс] // Африка в поисках себя. - ВКонтакте. - URL: https://vk.eom/@afrident-uar-raduzhnaya-strana-na-uge- afriki (дата обращения: 10.06.2025)....18