ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ ОБОРОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА XVII - НАЧАЛО XXI ВВ 9
1.1 ОТРАЖЕНИЕ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВО ГОРОДА В КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И ЗАПИСЯХ УЧЁНЫХ -
ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ 9
1.2 РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В
ИССЛЕДОВАНИЯХ ИСТОРИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ 16
1.3 АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДОВ И ОСТРОГОВ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ОТ 1950-Х ГГ. В. ДО 2010-Х ГГ 23
ГЛАВА 2 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБОРОННЫХ
СООРУЖЕНИЙ РУССКИХ КРЕПОСТЕЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 32
2.1 ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СТЕН И БАШЕН РУССКИХ
ГОРОДОВ И ОСТРОГОВ XVI-XVIII ВВ 32
2.1.1 Конструктивные особенности крепостных стен 37
2.1.2 Конструктивные особенности башен 41
2.2 ОПИСАНИЕ КРЕПОСТЕЙ РУССКИХ ГОРОДОВ И ОСТРОГОВ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Актуальность исследования. В современной археологической науке накоплен большой пласт материалов по изучению русского деревянного оборонного зодчества. Основная проблема в исследованиях стоит в отсутствии не только наземных укреплений, но и в сложности точного определения местонахождения той или иной крепости. Связано это прежде всего с недостатком и неточностью информации.
Планомерное и целенаправленное археологическое изучение русских городов и острогов в Сибири является важным основанием для проведения реконструкций, как внешнего вида, так и для выявления повседневной жизни городского населения. Особое значение это приобретает в случае полного отсутствия их наземных деревянных конструкций. Для перекрестного анализа материалов упор идет не только на данные исторических источников, но и на результаты археологических раскопок, их совокупность позволяет шире рассматривать проблематику определения места города в освоении Сибири.
Актуальность обусловлена обобщением материалов на базе комплексного подхода в синтезе письменных и археологических данных, что позволяет выявить новые аспекты, о, казалось бы, известных вещах.
Степень изученности темы. первых в ряду работ содержащие источников по истории и градостроительству в Западной Сибири, эпохи освоения, являются труды изографом Ремезов и ученых -путешественников, таких как, Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин и П.С. Паллас. Но не все их работы опубликованы, более того, дневники Г.Ф. Миллера полностью не расшифрованы, в связи с этим ценный материал по истории Сибири не используется в полной мере.
Незаменимый вклад в развитие и изучение Сибирского градостроительства внесли такие историки как: военный инженер Ф.Ф.
Ласковский, летописец истории архитектуры С.Н. Баландин, историк архитектуры В.И. Кочедамов, историк архитектуры Н.П. Крадин. Работы, написанные ими, востребованы до сих пор, они по праву считаются основополагающими в изучении русского деревянного зодчества в целом и оборонной архитектуры в частности.
В советской историографии историческое городоведение формируется с 60-х и особенно активно в 70-х гг. XX в. Стали задаваться вопросы о причинах возникновения городов, этапах развития города, социально-экономической структуре, культуре, политической составляющей жизни города, отношениях с местным населением.
За период 30-х - 70-х гг. археологически исследовались Ляпинский городок, Ермаково городище, Братский, Лозьвинский, Казымский, Илимский, Зашиверский, Стадухинский, Албазинский, остроги, Мангазея, Верхотурье, Пелым, Томск, Красноярск, и это не полный список.
Особенно хотелось бы отметить раскопки «златокипящей» Мангазеи в 1969-1973 гг., проведенные М.И. Беловым, О.В. Овсяниковым, В.Ф. Старковым. Для археологической науки это был прорыв, это были самые крупномасштабные раскопки того времени, по результатам которых была написана двухтомная монография.
В 1980-е гг. археология города делает шаг вперед, раскопки стали вести целенаправленно и планомерно, а не случайно или эпизодически как это было раньше. За период от 1980-х и по настоящее время, был охвачен большой круг памятников русского деревянного оборонного зодчества по всей территории Сибирского края, Лозьвинский городок, Верхотурский, Томский кремли, Мангазея, Кузнецкий, Умревинский, Саянский, Алазейский, Стадухинский, остроги и ряд острогов в Забайкалье, Приамурье и Прибайкалье.
Археологические наблюдения, раскопки ведутся в Тобольске, Тюмени, Енисейске, Красноярске.
Наука и историческая, и археологическая не стоят на месте, проводятся новые исследования, делаются открытия, появляются новые факты, которые дополняют или вовсе меняют представление о прошлом. Данный факт в очередной раз показывает, что следует учитывать достижения настоящего и при этом не отвергая наследие прошлое.
Объектом исследования является русское деревянное
градостроительство Сибири.
Предмет исследования. Особенности русского деревянное оборонное зодчество на территории Западной Сибири в кон. XVI - нач. XVIII вв.
Цель работы - выявление особенностей русского деревянного оборонного зодчества по материалам городов Западной Сибири кон. XVI - нач. XVIII вв. в историко-археологическом контексте.
Задачи, поставленные для достижения цели работы:
1) определить особенности отражения объектов оборонного зодчества в различных источниках;
2) рассмотреть историю изучения русского оборонного зодчества в материалах письменного характера;
3) характеристика археологических материалов и соотношение их с письменными материалами;
4) рассмотреть технологию строительства крепостей Западной Сибири;
5) выявить общие технологии и закономерности градостроительства.
Хронологические рамки исследования конец XVI - начало XVIII вв. Верхняя граница - конец XVI века, обуславливается началом строительства деревянных крепостей на территории Западной Сибири. В течении всего XVII века происходит процесс развития и становления городов и острогов
Сибирского края. Нижняя граница - начало XVIII века, время, когда Сибирь уже неотъемлемо считалась частью Российского государства, а крупные города успешно функционировали и являлись торгово-промышленными центрами. В это же время, осваиваются самые отдаленные окраины, где ставятся новые опорные пункты, и одновременно с этим происходит уплотнение населения в центральной части Сибири.
Территориальные рамки. Территория Западной Сибири, от Уральских гор на западе до русла реки Енисей на востоке. Выборка данной территории происходило за счет следующих факторов, Уральские горы являются естественной границей между европейкой и азиаткой частями России и по сей день, именно близ этих гор в 1586 году поставили первый большой город Сибири - Тюмень. Изучение городов и острогов Западной Сибири позволяет составить достаточно полную достоверную картину об особенностях русского оборонного зодчества.
Методологическая основа исследования. Принцип историзма, положенный в основу диссертации, предусматривает последовательное исследование развития города как единого целого, изменение его функций, политической значимости, административного положения - все это влияет не только на внутреннее содержание города, но и на его облик.
Междисциплинарный подход позволяет работать с различными видами источников, что предоставляет возможность взглянуть на проблему под разными точками зрения для выявления объективной картины прошлого. Сравнительно-исторический анализ позволил показать и понять общее и особенное в механизме становления и развития позднесредневекового города Сибири и его оборонных сооружений.
Научная новизна. Период становления и развития Сибири эпохи освоения занимает многие умы до сих пор. В настоящее время проблема культурной и расовой идентичности стоит достаточно остро, исходя из этого потребность социума в знании своего культурного наследия набирает обороты. Эта тенденция прослеживается в кинематографе (фильм Тобол), в 6
тематике музейных экспозиций (выставки: Сибиряки вольные не вольные, Томский город. Томский Краеведческий музей), в реконструкции деревянных крепостей (Томский острог, Казачий острог в с. Семилужки). Интерес к данной теме прослеживается не только в научном сообществе, но и в массовой культуре. На территории Новосибирской области проводится фестиваль «От варягов до острогов», где собираются люди, занимающиеся реконструкцией боя, одежды, быта, информацию о периодах они черпают в археологических находках. Глубинная суть данных проектов коренится в историческом контексте, без опоры на которую не представляется возможным проведение качественного воссоздания объектов прошлого.
Практическая значимость результатов. В рамках данного исследования собраны и проанализированы различные материалы по оборонной архитектуре Западной Сибири, что в свою очередь упрощает дальнейшие исследования, так как представленный материал обобщает имеющиеся знания.
Полученные результаты могут быть использованы в образовательной, просветительской деятельности, данная работа может быть использована для создания реконструкции конкретных объектов оборонительного характера
Содержание исследования. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава содержит в себе историографический контекст, в ней рассматриваются основные работы, посвященные городам и острогам Западной Сибири. Время, в котором жил той или иной автор, накладывает отпечаток на само содержание исследования, поэтому крайне важно помнить об окружающей исторической реальности при изучении работ. В следствии этого, глава разделена на три раздела, каждый из которых объединен по временному признаку и по сфере деятельности учёных.
Первый раздел посвящён работам, в которых отражается русский средневековый город непосредственно в записях учёных-путешественников. Под данным термином мной подразумеваются ученые, участвовавшие в первых исследовательских экспедициях по изучению сибирского края, и принёсшие свой вклад в изучение истории этого обширного региона.
Во втором разделе рассматриваются исследования градостроительства в работах историков, архитекторов и географов. Их работы заложили крепкий фундамент, на котором базируется современное представление о деревянном зодчестве средневекового города Сибири. В своих исследованиях ученые опирались на данные письменных источников, что не может в полной мере отобразить картину исторической реальности.
В третьем разделе отражены новейшие археологические исследования в области средневекового градостроительства Западной Сибири. На основе этого современное археологическое сообщество может проследить тенденцию развития сибирского средневекового города как самостоятельного источника.
Во второй главе синтезированы исследования для воссоздания исторической реальности прошлого.
В первом разделе рассматриваются конструктивно-технологические особенности строительства крепостных стен и башен, в основе которого лежали работы как историков, так и археологов. Опираясь на работы различных авторов удалось проследить общерусскую тенденцию строительства крепостей, а также её видоизменение под влиянием внешней среды.
Второй раздел посвящен крепостям и отражению их внешнего облика, в различных источниках, при помощи сравнительно-исторического анализа. На основании их трудов удалось выявить неточность имеющихся исторических изысканий. Вещественные материалы свидетельствует о том, что только письменные данные не могут передать полную картину прошлого, но и подчас искажают имеющиеся сведения касательно местоположения, конфигурации стен, облика и.т.д.
Русское деревянное оборонное зодчество рассматривалось по материалам письменных и археологических данных.
В первой главе были представлены картографы, ученые- путешественники, без данных работ был бы утерян массивный пласт информации по истории Сибири. Историки, учёные архитектуры в своих работах преимущественно опирались на источники письменного характера, при этом игнорируя данные археологии. Несмотря на это, их труды не теряют своей значимости, ими была проделана колоссальная работа по сбору информации для восстановления внешнего вида объектов.
В настоящее время идет трансформация взглядов на источники, письменные источники перестают быть самодостаточными. Реконструкции археологов, основанные на анализе данных археологии и критическом восприятии исторических документов, признаются образцовыми в сфере исторической науки.
По итогам второй главы рассмотрение оборонных стен показало, что простейшее тыновое укрепление представляет собой стену различной высоты, обычно это 4 - 6 метров. Оборона, которой велась поверх тына. Тыновая стена могла быть «стоячей» - стена перпендикулярна земле или «косой» - наклон тына в сторону огораживаемого пространства. Высокий тын требовал дополнительных креплений, так как нижняя часть бревен, находившаяся в земле, быстро сгнивала, и стена рушилась. Для поддержания стен сразу же делались подпорки в виде наклонных бревен. Часто делались стены с «иглами», это наклонные бревна-подпорки, острые концы которых направлялись наружу. Иногда к уже существующему частоколу пристраивали башню, это можно проследить на примере Тобольска. Тыновые стены были просты в устройстве и не всегда годились для обороны, поэтому их часто ставили как временные укрепления. Тыновые стены были у Тобольска и у Умревинского острога.
Более прочными и долговечными были рубленые стены. Древним типом рубленых стен являлись «городни». Стена из городен не являлась единым целым, поскольку каждая клеть была самостоятельным звеном, не скрепленным, а просто приставленным к соседней клети. Такие стены были в Тюмени, Мангазеи и Туруханске.
Следующий вид крепостной стены - стена «рубленной тарасами». Для придания устойчивости основание стен расширяли откосами. В Саянском остроге и Томской крепости большая часть стены была построена именно в тарасной технике. Строительство срубных стен занимало гораздо больше времени и требовало значительных затрат. Высота рубленых стен в большинстве случаев составляла 5 - 6 метров, ширина стен 3 - 4 метра. Еще одной особенностью рубленых стен было устройство ближнего, среднего и верхнего боя. Для этого в стене прорубались бойницы для стрельбы. Стрельба верхнего боя велась поверх тына.
Значительными элементами в функциональном и архитектурном отношениях являлись башни. Башни, входившие в систему укреплений, различались по форме, величине и функциональному назначению. Чаще всего они имели квадратный по форме план. Круглые или многоугольные башни были менее распространены, но именно им чаще всего отводилась роль главных проездных башен.
Четырехугольные башни чаще ставили в крепостях с геометрически правильной конфигурацией. Верхняя часть башни, особенно более позднего периода, имела более широкое, чем основание размеры сруба, такое нависание срубов на бревнах консолях создавало облам. В стенах башен делались бойницы в размер применяемого оружия. Бойницы для пищалей составляли 810 см и были снаружи сбоку и снизу расширены для увеличения обстреливаемого пространства, для пушек размер бойницы был 30х40 см. Такую конструкцию можно встретить в Спасской башне Мангазейского острога.
Круглые башни были удобнее при использовании и строительстве. Шести- и восьмиугольные башни, в отличие от четырехугольнх, давали возможность соединять стены города не только под прямым углом. Чаще всего круглые башни были многоярусными.
Восьмигранная в плане башня Тобольского кремля в 1678 году возвышалась от земли почти на 50 м. В зависимости от размеров и значимости крепости количество башен и их размеры были различные. Когда и каких типов башни брались за основу - выявить сложно, а порой и невозможно. Например, в Тобольске из девяти башен четыре были четырехугольными, четыре угловые - шестиугольными и одна - восьмиугольной.
Для лучшей сохранности нижних венцов фундамент перекрывали глиняной засыпкой. Часто присутствовало наличие деревянного пола. Все перечисленное можно встретить в конструкции Умревинского острога.
Основные итоги, к которым привело данное исследование:
1) Историографический анализ работ историков архитектуры и археологов выявил степень изученности проблемы и важность этого аспекта в изучении сибирского города в целом.
2) Анализ элементов оборонительной системы на комплексной базе данных археологии и письменных источников позволил выявить типы и архитектурно-конструктивные особенности крепостных стен и башен сибирских городов и острогов, в облике которых воплотились как общерусские традиции деревянной фортификации, так специфические черты, связанные с природно-климатическими условиями региона и сложившейся в крае конкретно-исторической ситуацией.
1. Абрамовский В.И. Архитектор-реставратор Гали Владимировна Алферова и святыни Русского Севера // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. X. М., 2012. - С. 187-192.
2. Адамов А.А., Балюнов И.В., Данилов П.Г. Город Тобольск. Археологический очерк. Тобольск: [Б. и], 2008. - 214 с.
3. Алексеев А.Н. Первые русские поселения XVII-XVIII вв. на северо- востоке Якутии / А.Н. Алексеев - Новосибирск: Изд -во Института СО РАН, 1996. - 152 с.
4. Алфёрова Г.В. Русские города XVI-XVII веков / Г.В. Алфёрова. - М.: Стройиздат, 1989. - 212 с.
5. Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири. XVII век. - Л., 1940. - 184 с.
6. Артемьева Н. Г. Ушёл на взлёте // Россия и АТР. № 2, 2011. - С. 5659.
7. Архипова Н. Пётр Симон Паллас - учёный и путешественник // Наука Урала. № 29- 30 (декабрь), 2001. - С. 13-15.
8. Ащепков Е. А. Русское деревянное зодчество / Е. А. Ащепков. - М.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950. - 104 с.
9. Баландин С. Н. Оборонная архитектура Сибири в XVII в. // Города Сибири (экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период). Новосибирск, 1974. - С. 3 - 37.
10. Баландин С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества Сибири с конца XVI - до начала XX веков. М, 1987. - 46 с.
11. Балюнов И. В. Материальная культура населения города Тобольска конца XVI-XVII веков по данным археологических исследований: дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.06 / Балюнов И.В.;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук]. - Новосибирск, 2014. - 204 с.
12. Белов М.И., Мангазея / М.И. Белов. - Л. Гидрометеоиздат, 1969. - 128 с.
13. Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход / И.М. Белов. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1980. - 164 с.
14. Березиков Н.А. Крепостное зодчество в Сибири в конце XVI - начале XVIII в. // Баландинские чтения. Т. XI. Новосибирск, 2016. - С. 12-17.
15. Богомолов В.Б., Татауров С.Ф. Коллекция обуви из раскопок города Тары в 2009 году // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2010. - с. 91-96....9