🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ВЕРТИНСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ И МЕМУАРНОЙ ПРОЗЫ)

Работа №192196

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы131
Год сдачи2024
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 3
1 Категория времени в лирических произведениях А.Н. Вертинского 12
1.1 Художественное осмысление исторического времени в лирике А.Н. Вертинского ..13
1.2 Феномен театральности в стихотворениях А.Н. Вертинского как отражение
эстетических и мировоззренческих тенденций эпохи 19
1.3 Мифопоэтическое понимание времени в лирике А.Н. Вертинского 26
1.3.1 Зима 26
1.3.2 Осень 32
1.3.3 Лето 38
1.3.4 Весна 41
1.4 Субъективно-личное переживание времени в творчестве А.Н. Вертинского 49
1.4.1 От минуты до столетия: эволюция восприятия и реализации времени 49
1.4.2 Биологическое время и саморефлексия в системе жизненных координат 56
1.5 Время и интертекст в лирике А.Н. Вертинского 60
2 Категория времени в мемуарах «Дорогой длинною...» А.Н. Вертинского 74
2.1 Историческое время в мемуарной прозе А.Н. Вертинского 76
2.2 Нарративная структура мемуаров как основа темпоральной архитектоники текста . 94
2.3 Поэтика календарного цикла в мемуарах А.Н. Вертинского 106
2.4 Временное и вневременное в мемуарах А.Н. Вертинского: интертекстуальные связи 111
Заключение 125
Список прочитанной и использованной литературы и источников 130

«Категории бытия, времени и пространства вошли в любое литературное произведение раньше, чем художник или исследователь, осмысляющий творчество художника, стали задумываться над ними. Эти три параметра обязательны в искусстве, но и обязательно отличаются от реальной действительности» . Иными словами, время в художественном произведении существует даже не как система координат (это характерно для времени реального), а как неосознанный обязательный конструкт, который определяет динамику и развитие действия. И так как время — обязательная составляющая любого произведения, субъективно выстраиваемая в соответствии с авторским замыслом, исследователи, с одной стороны, выделяют общие законы функционирования этой категории в произведении, а с другой стороны, исследуют уникальные особенности её бытования в произведениях отдельных поэтов и писателей (например, в творчестве В. Маяковского , А. Ахматовой и др.).
По наблюдению Г.В. Рыжухиной, «время в литературе — временной ряд в различных аспектах воплощения, функционирования и восприятия его в произведениях художественной литературы как явлении искусства. Искусство можно определить как средство коммуникации, вторичную моделирующую (семиотическую) систему» , которая реализуется посредством взаимодействия автора, героя и читателя. В зависимости от этого выделяется время созидания, соответствующее моменту создания произведения, время функционирования, определяющее бытование текста, и время восприятия, относящееся к рецепции. Помимо прочего, магистральной тенденцией литературоведения остается разграничение фабульного и сюжетного времени: первое регулирует формальные временные маркеры, второе восходит к идейному замыслу произведения, что можно назвать «внутреннем временем».
Особое внимание необходимо уделить особенностям реализации времени в поэзии: «В лирике повествование сводится к высказыванию, лирическое время — одно мгновение (Б. Пастернак: поэт — “вечный заложник у времени в плену”), предельно эмоционально насыщенное (раскрытый рояль, дрожащие струны, раскрытые сердца — метафорическое значение слов явно вытесняет номинативное, рояль имеет душу, сердце). В лирическом пространстве-времени объект раскрывает такие свои стороны и свойства, которые в реальности для них не характерны, существуют как некоторые потенции. Время в лирике психологизируется: мгновение пронизывают временные “лучи” прошлого и будущего. В лирике обычно более развит временной аспект художественного мира (минимальная дистанция между автором и героем). Временная динамика может создаваться за счёт грамматического времени глаголов» .
Таким образом, можно говорить о том, что время в лирике имеет свои особенности, диктуемые родовой принадлежностью произведения, особенностями субъектной организации и дистанцией между автором и читателем.
Обозначим также особенности реализации категории времени в мемуарной прозе. Одна из ведущих тенденций в изучении мемуаров является междисциплинарный подход, реализуемый посредством взаимодействия литературы и истории. Е.М. Раскатова отмечает: «Мемуары, где обычно тщательно продуман тематический отбор материала, не только дают сведения для углубленного психологического анализа личности автора, его общественной и культурной позиции, но через умонастроение отдельной личности отражают время, эпоху» . При этом автор статьи также указывает, что осмысление событий производится как бы «изнутри» исторического процесса, ввиду чего необходимо учитывать субъективное начало мемуарной прозы. Другой особенностью реализации категории времени является мотив воспоминания и памяти, что определяется жанровой принадлежностью текста. В большинстве случаев мемуары разворачивают историю человека от детского времени к зрелой жизни, а потому особое внимание уделяется специфике изображения детских лет. Особенно ярко это проявилось в прозе «старших» эмигрантов первой волны. Н.С. Степанова выделяет четыре причины актуальности детства для писателей: «Во-первых, автобиография как описание собственной жизни в силу жанровых особенностей предполагает обращение к детству как к начальному периоду бытия. <.. .> Это время творения, зарождения сознания, точка отсчёта (за которой следуют размеренность и цикличность) — время вечного цветения жизни, уверенности в её нескончаемости. Во-вторых, детство было поводом для размышления и имело статус ценности. Каждый из рассматриваемых нами писателей отмечает свою привязанность самым ранним воспоминаниям. <.> В-третьих, воспоминания о детстве связывались с представлениями об утраченном рае (ностальгия по детству оказывалась равной ностальгии по родине), о невозможности возвращения в те время и пространство . <.> В- четвёртых, <...> представления о сущности детства непосредственно связаны также с поисками ими путей разрешения фундаментальных проблем бытия» . В самом широком смысле мемуары, по наблюдению Ю.Н. Мажариной, «это взгляд в прошлое, с позиций настоящего и с мыслями о будущем. Интерпретируя авторскую интонацию, факты, детали и в целом композицию воспоминаний, аудитории открываются как минимум три круга знаний и представлений: ментальные силуэты реально действовавших людей и социальный, политический, культурный фон описываемой эпохи, с её житейскими ситуациями, полемикой, злобой дня; современная действительность и сама аудитория. Работая над воспоминаниями, многие авторы отчётливо представляют своего читателя (современника или потомка); личность мемуариста, его интересы, пристрастия, политические взгляды, эмоциональную направленность, мировоззренческие ориентиры, особенности его подсознания, в общем, тип его менталитета» .
Настоящее исследование посвящено интерпретации категории времени в лирических произведениях и мемуарной прозе А.Н. Вертинского.
Александр Николаевич Вертинский (1889—1957) — поэт, певец, артист, (кино)актер — был частью эпохи, которая пестрила новыми художественными направлениями и громкими именами новых поэтов: Блок, Маяковский (с которым Вертинский был лично знаком), Ахматова, Цветаева, Гиппиус и др. Время, ознаменованное как Серебряный век русской поэзии и последующие годы, стало абсолютно новой вехой в истории развития отечественной культуры. Так, например, в это время особое значение приобретает сцена, а потому особенно распространяется эстрадное творчество. Именно эту нишу и занимает Александр Вертинский, исполняя «ариэтки» собственного сочинения в сценическом амплуа. Вертинский выходит на сценические подмостки в 1915 г. в костюме одного из героев комедии dell’ arte, из-за чего стал называться «русским Пьеро».
Однако, несмотря на успех у публики, выступления в родной стране продлились недолго, так как Гражданская война послужила причиной эмиграции в Турцию, что стало поистине роковым событием в жизни поэта. Власть объявила Александра Вертинского предателем и запретила ему и ещё множеству русских эмигрантов возвращаться. Одна из публикаций мемуаров Вертинского озаглавлена «Четверть века без родины» — поэт провёл без малого двадцать пять лет вдали от дома, скитаясь по зарубежью (Турция, Польша, Румыния, Франция, Америка, Китай) и, несмотря на радушный приём публики, состоящей из русской эмиграции и иностранцев, мечтая вернуться домой.
Судьбоносным моментом в жизни Вертинского становится встреча с Лидией Циргвава, брак, рождение дочерей и написание письма В.М. Молотову, которое и открыло дорогу из Шанхая в СССР (1943 г.).
С момента возвращения и до самой смерти Вертинский всё время был на гастролях, однако ни плохие условия гостиниц и концертных залов, ни нахождение вдали от семьи не омрачали жизни поэта: он считал себя поистине счастливым, сознавая себя мужем, отцом, артистом, который находится дома — на Родине. Смерть настигла его в возрасте 68 лет, в 1957 г. Как пишет Лидия Вертинская, её муж не хотел умирать дома, и его желание в некоторой степени осуществилось: поэт скончался в гостинице после концерта в Ленинграде.
Закономерно, что столь драматические перипетии личной судьбы художника, неразрывным образом переплетающиеся с его творческим путём, обусловливают необходимость обращения к осмыслению А.Н. Вертинским одной из ключевых бытийных категорий — категории времени. Осуществить попытку вписать собственную жизнь в контекст большого времени, своей эпохи предпринял сам поэт, результатом чего стали три книги мемуарной, эпистолярной и публицистической прозы («Четверть века без Родины. Страницы минувшего», «Дорогой длинною...» и «За кулисами»), однако и в лирике его категория времени — именно категория, ибо явлена она и в качестве темы, и как темпоральные мотивы, и в иных формах художественного бытования вплоть до олицетворённого образа — занимает весьма значимое место, о чём и пойдет речь далее.
Творчество этого автора, в данной работе обозначенного как поэт (акцент ставится исключительно на словесной грани творчества), нельзя назвать однозначно исследованным, хотя бы в силу того, что литературоведческих трудов, посвящённых жизни и творчеству Вертинского, не так много — по количеству они явно уступают трудам, относящимся к изучению творчества А. Блока, В. Маяковского и др. Однако обращают на себя внимание исследования А. Макарова , Р. Коломиец и В. Бабенко , представляющие собой материалы к биографии, в которых местами авторы прибегают к литературоведческому и культурологическому анализу текстов. Собственно интерпретации поэтики текстов, художественных приемов и лейтмотивных образов посвящены работы А.А. Плотниковой , образной символике — труд М.Г. Лежневой . Жанровая специфика становится предметом изучения в диссертационной работе Е.А. Тарлышевой . Связь с творчеством современников в лице И. Северянина и М. Кузьмина, а также особенности синкретизма в творчестве поэтов обозначает
Э.Н. Зиновьева . Однако ни одно из этих исследований не посвящено изучению темпоральных мотивов и категории времени. Эта проблема в отношении творчества А.Н. Вертинского не была поставлена до настоящего момента.
Ввиду этого актуальность работы обусловлена необходимостью наметить пути исследования, чтобы дать представление о категории времени в творчестве А.Н. Вертинского. Помимо прочего, актуальность видится в том, что автор был представителем массовой культуры, а это даёт основания для особого взгляда на его поэзию. Примечательно, что интерес к творчеству автора определён и самой современной культурой. Так, известный рок-музыкант Борис Гребенщиков (признан в РФ иностранным агентом) записал в 1993 г. альбом, состоящий из перепетых песен Вертинского. Также в музыкальной индустрии существует группа «Псы Вертинского», творчество которой, хотя и не получило широкого распространения, ознаменовало новый виток интереса к личности и творчеству изучаемого автора. Но особенно важным в настоящее время представляется вышедший в конце 2021 г. сериал Авдотьи Смирновой «Вертинский», в котором консультантами сценаристов выступили дочери артиста — Марианна и Анастасия Вертинские. Конечно, сериал полон художественных режиссерских интерпретаций, вымышленных эпизодов жизни, однако важно другое — решиться экранизировать жизнь персоны можно только в том случае, если это вызывает неподдельный интерес и сополагается с запросами культуры. Значит, Вертинский нужен ХХХ веку, несмотря на то, что, по выражению Анастасии Вертинской, творчество её отца относится к «малым тропам русской поэзии» .
Новизна исследования заключается в том, что, вопреки возрастающему интересу к творчеству Вертинского, его песенная лирика остается малоизученной, а мемуарная проза не изученной вовсе. Помимо прочего, ни одно из исследований не актуализирует авторское понимание категории времени.
В качестве объекта исследования выступают непосредственно лирические произведения и мемуары А.Н. Вертинского. Предметом исследования стали особенности поэтики этих произведений, рассматриваемых в аспекте темпоральности.
Исследование проводилось на материале текстов, вошедших в наиболее полное собрание сочинений под названием «Дорогой длинною.» (1991).
Исходя из этого, цель работы можно определить как изучение поэтического и мемуарного наследия А.Н. Вертинского, вошедшего в сборник «Дорогой длинною.», с точки зрения особенностей авторского восприятия времени, а также значения этого в контексте всей творческой системы.
Задачи исследования:
1. Изучить корпус лирических произведений А.Н. Вертинского
2. Определить основные аспекты репрезентации темпоральности в стихотворениях.
3. Изучить мемуары «Дорогой длинною.» А.Н. Вертинского.
4. Определить основные аспекты репрезентации темпоральности в мемуарной прозе автора.
5. Проанализировать материал с точки зрения выделенных аспектов.
6. Выявить особенности авторского понимания времени и сделать выводы.
Методология. При написании работы были использованы описательный, биографический и семиотический методы, а также применялся мотивный анализ. Описательный метод воплощён в попытке конструирования характеристики исследуемой творческой системы; биографический метод позволил обозначить связь поэтики текстов с реальными событиями из жизни поэта. Семиотический метод в совокупности с мотивным анализом представляет собой понимание текста как знаковой системы. Теоретикометодологическую базу составили прежде всего работы Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров» и И.В. Силантьева «Поэтика мотива» .
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в возможности формирования более полного представления о творчестве А.Н. Вертинского. Содержание диссертации, её основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего изучения эстрадной культуры ХХ века, поэзии и прозы эмигрантов с точки зрения темпоральных мотивов. Материалы исследования могут послужить основой лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по русской литературе XX века в высшей школе.
Апробация работы. Промежуточные результаты исследовательской деятельности были представлены в виде докладов в рамках семинара, на международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения 2023», «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения 2024».
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка прочитанной и использованной литературы.
Во введении прописываются объект, предмет и материал исследования, обосновывается его актуальность, новизна, определяются её цель и задачи.
В первой главе рассматривается значение категории времени в лирических произведениях Вертинского.
В первом параграфе актуализируется значение исторического времени, закреплённого в произведениях, посвящённых художественному осмыслению реальных событий.
Второй параграф нацелен на изучение театральности в лирике Вертинского как одной из доминантных тенденцией эпохи.
Третий параграф посвящён изучению календарного цикла, составляющего часть темпоральной системы автора, и в соответствии с количеством времён года делится на четыре подпараграфа.
Четвертый параграф направлен на изучение субъективно-личного переживания времени через призму лирического «Я» и включает в себя два подпараграфа, в первом из которых рассматривается эволюция восприятия времени, особенности его воплощения в разные периоды творчества, а во втором центральным становится осмысление времени через призму сознания субъекта в соотношении со временем биологическим.
Пятый параграф включает в себя анализ интертекстуальных связей, представленных в корпусе лирических произведений автора, что отражает основные тенденции начала и середины ХХ века и место Вертинского в культурной традиции.
Вторая глава посвящена исследованию категории времени в мемуарной прозе автора.
В первом параграфе в качестве первого аспекта анализа выделяется историческое время, поскольку оно является сюжетным и смысловым ядром книги.
Во втором параграфе осмысляется нарративная структура мемуаров в контексте темпоральности, что продиктовано самим жанром произведения.
В третьем параграфе, в соответствии с главой первой части, рассматривается значение времён года.
Четвёртый параграф посвящён рассмотрению интертекстуальных связей в прозаическом тексте.
В заключении подводятся итоги работы, делаются общие выводы о значении темпоральных мотивов и темы времени в творчестве А.Н. Вертинского, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Положения, выносимые на защиту
1. Категория времени является структурообразующим элементом любого художественного произведения, однако также может быть явлена как тема, осмысляемая автором, реализующаяся в темпоральных мотивах и образах. В репрезентации категории времени в творчестве А.Н. Вертинского выделяется несколько аспектов, которые представлены в тематическом и мотивном комплексе.
2. Историческое время явлено в лирике А.Н. Вертинского как составляющая сюжетной ситуации, в которой исторические события представлены через призму жизни и переживаний отдельного человека — это история «с человеческим лицом». В мемуарной же прозе «Дорогой длинною...» история — это жестокая безликая сила, стремящаяся подавить личность. При этом в центре мемуарной прозы Вертинского — герой, сталкивающийся с этим давлением, что роднит лирику и мемуары.
3. Театральность как модель жизнеповедения представлена в качестве тенденции эпохи, приметы времени. Лирический герой стихотворений стремится укрыться от хаоса времени за маской, однако это оборачивается риском потерять свою идентичность. В мемуарах театральность связывается с историческим процессом: автор изображает историю как жестокий и дурной спектакль, где любой человек — марионетка.
4. Творческий универсум лирики Вертинского имеет разветвлённую образную
систему природного цикла. Автора интересуют переходные времена года — осень и весна, которые роднит лежащая в их основе дихотомия жизни и смерти. Зима является
аутентичным воплощением эпохи. Мотив лета почти не представлен. В мемуарах мотивы времён года приобретают иное значение: они представлены через призму сознания
частного человека, ввиду чего исчезает иносказательность и появляется большая
достоверность.
5. Субъективно-личное восприятие времени представлено в эволюции — в тенденции нарастающего, расширяющегося времени. От первого к последнему тексту происходит движение от сиюминутного, мгновенного, сегодняшнего ко времени, воплощённому в годах, столетиях, вечности. Субъективно-личное переживание в лирических произведениях может быть соположено с наррацией в мемуарной прозе. Процесс рассказывания провоцирует множество асинхронностей, которые рассматриваются как попытка преодолеть время в пространстве текста. Однако внутритекстовое всевластие над временем развенчивается невозможностью преодоления самой действительности в жизни.
6. Категория времени также опосредованно явлена в интертекстуальной основе лирических произведений и мемуарной книге. В стихотворениях автор обращается к творчеству современников и художников прошлого столетия. В первом случае включение «чужого» слова в пространство собственного текста определяется желанием Вертинского стать частью современного литературного процесса и культурной традиции, указать на общность тем, возникающих в произведениях поэтов. Обращение к классикам Х1Х века детерминировано установкой на диалог, исследованием настоящего в соотношении с прошлым. В мемуарах же интертекст возникает в связи с изображением современности. Вертинский приводит цитаты из текстов, которые отражают особенности эпохи.
7. Категория времени в лирике и прозе Вертинского явлена по-разному на уровне мотивно-образной организации текста, однако в основе всех произведений лежит одна авторская установка — борьба со временем в онтологическом его понимании.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творчество Александра Вертинского стало во многом неоднозначным явлением в русской культуре: с одной стороны, безжалостная критика современников, обвинения в низкопробном искусстве и прозвище шантанного певца, а с другой стороны — истинный восторг публики, большое количество воспоминаний, подчёркивающих талант артиста, и, конечно, культурное бессмертие. Но даже самые хлёсткие выражения в публицистике не могли противостоять тому, что Вертинский был нужен эпохе, что люди в нём нуждались, а потому заполняли концертные залы до отказа и тайно покупали запрещённые на территории СССР пластинки певца во время его эмиграции. «Нет, это — не только будуарное творчество. Это — интимные исповеди. Это — я, это — вы, это — мы в наших жаждах ухода от повседневности, от буден, от опрощения жизни, и песни Вертинского не только эстетически ценны, но, может быть, ещё и общественно важны и нужны» .
В работе были предприняты попытки осмыслить категорию времени в творчестве Вертинского, что было реализовано в нескольких выделенных аспектах.
Прежде всего, это время историческое, которое явлено в стихотворениях автора на уровне сюжетной ситуации. Начало и середина ХХ века, ознаменованные чередой революций и войн, сотрясая основы человеческого существования, становились материалом для творчества многих писателей и поэтов, ставших свидетелями коренного перелома. Вертинский не является исключением, однако своеобразие его понимания исторического процесса кроется именно в гуманистической основе творчества: в основе художественной картины мира автора всегда находится жизнь и переживания отдельного человека, ввиду чего и исторические события рассматриваются через призму соотношения глобального времени и частного, лично переживаемого — это история «с человеческим лицом».
Несколько иначе историческое время явлено в мемуарной прозе автора. Так, история начинает осмысляться в обобщённых образах, приобретая значение онтологической силы, подавляющей человека, переламывающий быт и уклад разных стран, заставляющей человека бежать ради выживания (творческого «выживания» в том числе). Однако, несмотря на это, автор показывает влияние безликой силы на конкретных людей, главным из которых является сам герой мемуаров, и именно эта установка роднит лирические произведения и прозу автора.
Но помимо конкретных событий, современность Вертинским также осмысляется и через эстетические категории, среди которых наиболее выделяется театральность, что обусловлено в первую очередь синкретизмом творчества автора, совмещающим поэзию и театр. Театральность становится не просто явлением искусства ХХ века (особенно после театральной революции), но явлением, отражающим принципы человеческого существования: вся эпоха и жизнь каждого человека сопровождаются постоянной игрой и сменой масок. С одной стороны, это попытка спрятать интимную жизнь души от хаоса страшного мира, с другой — порождение этого хаоса с размытыми представлениями об искренности. Особо тесная связь театральных мотивов с историческим временем заявлена в мемуарах (ввиду чего этому аспекту не посвящена отдельная глава во второй части работы): все страшные события изображаются как дурной спектакль, жестокий театр, где те, кто пытается руководить ходом истории, оказываются лишь марионетками в её руках.
Помимо прочего, творческий универсум лирики Вертинского имеет разветвлённую образную систему природного цикла, в которой каждое время года несёт особую смысловую нагрузку. В наибольшей степени автора интересуют переходные времена года — осень и весна, которые роднит лежащая в их основе дихотомия жизни и смерти, что восходит к мифопоэтическому представлению. В то же время они противопоставлены в силу разнонаправленности, что и определяет большее значение весны: осень — отражение жизни с постоянным предощущением смерти, и это составляет неизбывный драматизм человеческого бытия, весна же является воплощением жизни с верой в её продолжение после смерти. Зима и лето, также составляющие семантическую пару в значении природного апогея смерти и жизни соответственно, появляются в произведениях гораздо реже. Лето оказывается по своему значению (вопреки традиционному пониманию) близким к осени, оно также в контексте песен связано с конечностью, но изображено как нечто минувшее, навсегда ушедшее, мёртвое само по себе, это воплощение жизни в её стагнации без принципиального для Вертинского напоминания о смерти. Зима же, в отличие от рассмотренных времён года, имеет не только мифопоэтические коннотации, но и биографическое и историческое значение. Это метафора смерти, реальных сибирских морозов, ощущаемых автором во время гастролей за Уралом, холод человеческих отношений и метельная, стихийная сила истории.
В мемуарах мотивы времён года становятся менее актуальны, однако не исчезают вовсе. Так, в первой главе, изображающей детство, возникают мотивы зимы и весны, однако полностью меняется их значение в соответствии с лирическими произведениями. Зима становится образом народного единства, благостным временем года с христианским праздником Рождества; весна же олицетворяется, изображается в земном своём проявлении,
утрачивая значение далёкого сказочного царства. Как видится, это обусловлено в первую очередь самой спецификой мемуарной эмигрантской прозы, в которой детство изображается как лучшее время, Золотой век, прекратившийся с началом революции. С другой стороны, это может быть обусловлено реалистичностью поэтики произведения (самой спецификой жанра): мотивы времён года представлены через призму сознания частного человека, ввиду чего исчезает иносказательность и появляется большая достоверность.
Многие стихотворения Вертинского написаны от лица лирического «Я», близкого к авторскому сознанию, а потому в отдельную главу выделяется осмысление субъективноличного переживания времени. Анализ лексического уровня произведения и выделение темпоральных мотивов выявили эволюцию восприятия времени субъектом, явленную в тенденции нарастающего, расширяющегося времени. От первого к последнему тексту происходит движение от сиюминутного, мгновенного, сегодняшнего ко времени, воплощённому в годах, столетиях, вечности. В ранний период Вертинского интересует именно минутное, так как постоянная смена жизненных устоев, небольшой жизненный опыт и вечный поиск не дают возможность оценить время как нечто растяжимое. В период эмиграции автор начинает ощущать ускорение темпа жизни, что обусловлено постоянной динамикой драматичного существования, время начинает нестись, заставляя человека проводить дни в погоне за ним. Последний период, отличающийся постановкой философских проблем, изображает человека, в частности самого поэта, на фоне эпохи в целом и, в конечном счёте, на фоне вечности. Прожитая жизнь и подступающая смерть позволяют сложить все минуты и годы в век собственной жизни.
Субъективно-личное переживание в лирических произведениях в некотором смысле сополагаемо с наррацией в мемуарной прозе, поскольку также отражает авторскую установку восприятия времени. Множество авторских отступлений, составляющих метатекстовую структуру произведения, относятся именно к теме времени, которое осмысляется и как личное время, и как всеобщее время эпохи в целом. Процесс рассказывания провоцирует множество асинхронностей, которые в свою очередь рассматриваются как попытка преодолеть время в пространстве текста, что явлено, например, жизни героя после упоминания его смерти. Однако внутритекстовое всевластие над временем развенчивается невозможностью преодоления самой действительности в жизни, и это подразумевает развитие линии от детства к зрелости и старости в соответствии со временем биологическим.
Категория времени также опосредованно явлена в интертекстуальной основе лирических произведений и мемуарной книге, однако здесь приходится говорить о принципиальном различии в её функциях. Так, в стихотворениях Вертинский обращается к творчеству современников и художников прошлого столетия. В первом случае включение «чужого» слова в пространство собственного текста определяется желанием автора стать частью современного литературного процесса и культурной традиции, указать на общность тем, возникающих в произведениях поэтов. Обращение к классикам Х1Х века детерминировано установкой на диалог, исследованием настоящего в соотношении с прошлым. В мемуарах же интертекст возникает в связи с изображением современности. Вертинский в большинстве своём приводит цитаты из текстов, которые отражают особенности эпохи: злободневные темы, становление эстетических направлений, изменение культурной парадигмы. С началом описания жизни в эмиграции возникают цитаты из произведений поэтов-эмигрантов, основное назначение которых — продемонстрировать общность душевной боли после утраты Родины, показать, что собственный горький опыт стал почвой для написания произведения.
Можно заключить, что категория времени в творчестве Вертинского — это многоаспектное явление, которое для автора имело особое значение и осмыслялось им на протяжении всего творческого пути. Примечательно при этом, что представление о времени в лирике и в прозе при первом приближении имеют разный характер. Так, в лирических произведениях время осмысляется в философском масштабе как онтологическая категория, часть неотъемлемого закона бытия, отчего и возникает образ олицетворённого времени («Время старый обманщик»). В то же время в стихотворениях темпоральные мотивы мифологизируются, приобретают художественное значение. В мемуарах время осмысляется более конкретно, что обусловлено жанром произведения: историческое время отражает особенности конкретной эпохи, календарные мотивы теряют своё символическое значение и т.п. Однако кажущиеся различия нивелируются авторской установкой, явленной на уровне наррации: сам процесс письма представляется попыткой борьбы со временем в его онтологическом понимании. Иными словами, меняется форма воплощения времени ввиду особенностей прозаического текста, но не меняется авторская установка в восприятии времени. А значит, корпус лирических произведений и книга мемуаров «Дорогой длинною...» в совокупности составляют единый художественно-аксиологический универсум творчества Вертинского.
В качестве перспектив исследования можно обозначить необходимость более полно раскрыть некоторые из выделенных в работе аспектов, которые получили на данном этапе лишь обзорное освещение. Так, исследование интертекстуальной основы лирических произведений и мемуарной прозы автора может стать темой отдельного исследования, поскольку в настоящей работе представлены лишь частные проявления интертекста в самом общем виде. Отдельного внимания также заслуживает лексический анализ текста, посредством которого можно выявить авторскую интенцию в употреблении определённых лексических единиц и форм слова, связанных с категорией времени. Помимо прочего, исследование может быть продолжено с привлечением нового материала — произведений Вертинского, не вошедших в сборник «Дорогой длинною...».


1. Вертинский А.Н. Дорогой длинною... / Сост. и вступ. ст.
Ю. Томашевского; Послесл. К. Рудницкого. — М. : Правда, 1991. — 576 с.
2. Вертинский А.Н. За кулисами: сб. / Сост. и вступит. статья Ю. Томашевского. — М. : Советский фонд культуры, 1991. — 304 с.
3. Вертинский А.Н. Четверть века без родины: Страницы минувшего / А. Вертинский. — Киев: Муз. Укра!на, 1989. — 140 с.
Произведения иных поэтов и писателей
4. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1962. — Т. 6. — 560 с.
5. Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. — М. : Художественная литература, 1973. — Т. 3. — 696 с.
6. Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. — М. : Худож. лит., 1992. — Т. 3. — 703 с.
7. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. — Л. : ОГИЗ Государственное изд-во, 1944 г. — 208 с.
8. Есенин С.А. Собр. соч.: В 2 т. — М. : Современник, 1990. — Т. 1. — 480 с.
9. Иванов Г.В. Собр. соч.: В 3 т. — М. : Согласие, 1993. — Т. 1. — 656 с.
10. Пушкин А.С. Избранные соч.: В 2 т. — М. : Худож. лит, 1978. — Т. 1. — 751 с.
11. Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. — М. : Эллис Лак, 1994. — Т. 1. — 592 с.
Биографии, мемуары и труды по исследованию творчества А.Н. Вертинского
12. Бабенко В.Г. Александр Вертинский: Материалы к биографии. Размышления / В. Бабенко. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. — 114 с.
13. Барах А.В. По памяти, по записям. Литературные портреты / А. Барах // Концерт Сарасате. — Paris: La Presse Libre, 1980. — С. 200—204.
14. Братухин А.Ю., Братухина Л.В. Церковные образы в творчестве А.Н. Вертинского / А. Братухин, Л. Братухина // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов межд. конф. — Тамбов: ООО «Принт-Сервис», 2017. — С. 303—310.
15. Брызгалова Е.Н. Игра как способ изображения мира в поэзии А.Н. Вертинского / Е. Брызгалова // Вестник российского ун-та дружбы народов. — Тверь, 2018. — С. 151—158.
..64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ