Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвометодический потенциал жанра загадки в преподавании русского языка как иностранного

Работа №192170

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
Глава 1 Фольклор в преподавании русского языка: теоретические основания
исследования 12
1.1 Роль фольклора в преподавании и изучении русского языка как
ино странного 12
1.2 Жанр загадки в аспекте РКИ 18
1.2.1 Загадка как жанр фольклора 18
1.2.2 Использование загадок в преподавании русского языка как родного и
как иностранного 20
1.2.3 Классификации загадок 26
1.2.4 Жанр загадки в преподавании РКИ китайским учащимся:
лингвокультурологический подход 30
Глава 2 Лингвометодический потенциал русских загадок в преподавании РКИ 39
2.1 Функции жанра загадки в обучении 39
2.2 Принципы отбора загадок для уроков РКИ 43
2.3 Использование загадки при изучении языковых единиц разных уровней....46
2.3.1 Фонетика 46
2.3.2 Лексика 51
2.3.3 Словообразование 56
2.3.4 Морфология 57
2.3.5 Синтаксис 64
2.4 Загадки как средство развития коммуникативных и речевых навыков учащихся 66
2.5 Взаимодействие загадки и других жанров фольклора в преподавании РКИ 72
2.6 Апробация работы 79
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 84
Приложение 1 94
Приложение 2 98


Данное исследование посвящено анализу лингвометодического потециала жанра загадки в преподавании русского языка как иностранного.
Актуальность работы заключается в том, что в последнее время в преподавании иностранного языка все большее внимание уделяется культурологическому компоненту. «Культура - это один из существенных признаков человеческого общества. Язык и культура являются равноправными, взаимообусловленными, взаимовлияющими объектами изучения» [Сапожникова, 1960, с. 97-98]. Изучение иностранного языка тесно связано с получением знаний о стране изучаемого языка, ее традициях, реалиях, повседневной жизни граждан, их привычках и т.д. Признана необходимость одновременного изучения языка и знакомства учащихся с культурой его носителей.
Фольклор является частью национальной культуры, знакомство с фольклорными жанрами позволит учащимся успешнее осваивать изучаемый язык, проникнуть в особенности менталитета членов лингвокультурной общности. Изучение русских сказок, загадок, легенд, анекдотов, пословиц и других жанров позволит иностранным обучающимся лучше понимать особенности мировосприятия русских людей, с большим интересом осваивать русский язык.
Малые жанры фольклора - небольшие по объёму фольклорные произведения, что делает их удобным материалом на уроках иностранного языка. Пословицы, поговорки, скороговорки используются для совершенствования произношения, расширения словарного запаса, изучения различных стилистических фигур и образного строя русского языка. Одним из таких малых фольклорных жанров, используемых на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ), является жанр загадки. Загадка - «метафорическое выражение, поданное в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления» [Аникин, 1957, с. 54]. Короткие тексты загадок отражают богатый опыт и ментальность лингвокультурной общности. Содержание загадок связано с бытом народа, его историей, географическими особенностями территории проживания, природными условиями и др. Загадки формируют навыки логического мышления, развивают наблюдательность, поэтому они используются как одно из первых средств обучения в семейном, дошкольном образовании для детей младшего возраста. Загадки внедряются в учебно-воспитательный процесс в начальной школе, так как стимулируют познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление, содействуют созданию игровых моментов. Эти же возможности жанра загадки также применяются в обучении РКИ. Этот жанр расширяет кругозор иностранцев, углубляет их представления о русских культурологических реалиях и национальной образности, тем самым помогая иностранным учащимся адаптироваться в новой культурной ситуации. Проблема использования загадки в иностранной аудитории только начинает разрабатываться: исследование возможностей использования этого жанра в обучении РКИ требует дальнейшего изучения.
Объектом исследования в данной работе является жанр загадки.
Предмет исследования - лингвометодический потенциал этого жанра в
аспекте РКИ.
Цель исследования - рассмотреть возможности использования загадки в преподавании и изучении русского языка как иностранного.
Задачи:
1. Определить основные теоретические положения исследования.
2. Собрать материал - русские народные загадки.
3. Описать функции загадки в обучении и определить принципы отбора текстов загадок как дидактического материала.
4. Проанализировать тексты загадок с точки зрения особенностей языковой системы русского языка (фонетики, лексики, грамматики), разработать систему заданий на основе отобранного материала.
5. Представить способы использования загадок в процессе преподавания и изучения русского языка как иностранного.
Материалом исследования послужили тексты русских загадок. Всего в работе рассмотрено 232 текста.
Источником материала являются сборники загадок: «Загадки русского народа» под ред. Д. Н. Садовникова (I960), «Русский фольклор. Хрестоматия для студентов и преподавателей-филологов» под. ред. Т. В. Зуевой (2001); ресурсы сети Интернет: «Загадки про...» [Электронный ресурс]. URL, http://zagadki-pro.ru, «ПОЗДРАВОК» [Электронный ресурс]. URL,
http://pozdravok.ru, «Загадки для детей» [Электронный ресурс]. URL, http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_detskie.html, «KIDPORTAL» [Электронный ресурс]. URL, http://kidportal.ru/zagadki/, «logiclike» [Электронный ресурс]. URL, https://logiclike.com/math-logic/zagadki-na-logiku.
Основным методом исследования выступает метод научного описания, включающий приемы наблюдения и систематизации, интерпретации, классификации; прием лингвокультурологического комментария;
лингводидактические приемы анализа и обобщения педагогического опыта.
Отбор текстов загадок проводился путём сплошной выборки. При анализе художественных особенностей текстов загадок применялся
лингвостилистический метод.
Научная новизна:
1. Впервые на материале загадки составлен комплекс заданий для работы с единицами всех уровней языковой системы в иностранной аудитории.
2. Исследованы особенности взаимодействия жанра загадки и других жанров (сказки, пословицы) в аспекте РКИ, определен лингвометодический потенциал межжанрового взаимодействия.
3. Проанализированы сходства и различия русской и китайской картин мира в загадке.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что работа вносит вклад в осмысление теории преподавания РКИ с позиций лингвокультурологии; способствует уточнению возможностей использования жанра загадки для изучения русского языка и включения его в учебный процесс. Практическая ценность обусловливается возможностью применения материалов диссертации на уроках русского языка как иностранного: на занятиях по развитию речи, в курсах по устному народному творчеству, русской культуре, истории. Использование результатов исследования возможно в работе методистов и преподавателей русского языка.
Апробация работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018» (Москва, 2018), на V и VI (XIX и XX) Международной научно-практической конференции молодых учёных
«Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2018, 2019), на IX Всероссийской научно-практической конференции «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов» (Томск, 2019).
По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ:
1. Му Юйси. Жанр загадки на уроках РКИ // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2018. - ISBN 978-5-317-05800-5.
2. Му Юйси. «Без лица в личине»: о жанре загадки на уроках русского языка как иностранного // STEPHAHOS (Стефанос). 2019. № 1(33). С. 153-158.
3. Му Юйси. Лингвометодический потенциал малых жанров фольклора в преподавании русского языка как иностранного (на примере жанра загадки) // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сборник материалов V (XIX) Международной конференции молодых ученых / под редакцией Е.О. Третьякова. Вып. 19. С. 184-185.
4. Му Юйси. Связь загадки с другими жанрами фольклора в преподавании русского языка как иностранного // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сборник материалов VI (XX) Международной конференции молодых ученых (в печати).
5. Му Юйси. Лингвокультурологический подход в преподавании РКИ китайским учащимся (на примере жанра загадки) // Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов: сборник докладов IX Всероссийской научно-практической конференции (в печати).
6. Му Юйси, Угрюмова М.М. Загадка на уроках русского языка как иностранного // Сборник материалов XIV Конгресса «МАПРЯЛ»: «Русское слово в многоязычном мире» (в печати).
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и 2 приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, научная новизна диссертационного исследования, определяются цель и задачи работы, выделяются объект и предмет исследования, определяются теоретическая и практическая значимость исследования, сообщается об основных методах исследования.
В первой главе анализируется теоретическая база исследования, выявляются методические возможности использования фольклора в преподавании РКИ, выделяются определяющие признаки жанра загадки, представляется аналитический обзор научной литературы по исследованию жанра загадки в обучении русскому языку как родному и как иностранному, рассматривается лингвокультурологический подход в преподавании РКИ на примере загадки.
Во второй главе определяются функции загадки в обучении, принципы отбора загадок в преподавании русского языка, составляется система упражнений и заданий на материале загадки на уроках РКИ, рассматривается ряд методических приёмов, основанных на межжанровых отношениях загадки, сказки, пословицы в обучении РКИ.
Выявляется лингвометодический потенциал загадки в преподавании русского языка как иностранного.
В заключении обобщаются результаты исследования и делаются выводы о лингвометодическом потенциале жанра загадки в преподавании русского языка как иностранного.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был выявлен лингвометодический потенциал жанра загадки в преподавании русского языка как иностранного.
В исследовании доказано, что загадка как жанр фольклора углубляет представления учащихся о культурно-исторических реалиях изучаемого языка, особенностях поведения, традициях, языковой образности, отражает национальную картину мира.
Загадки выполняют ряд разных функций в процессе преподавания русского языка как иностранного: 1) актуализация значения слов, входящих в загадку, 2) увеличение словарного запаса учащихся, 3) наблюдение над особенностями словообразования русского языка, морфемной структурой слова, 4) изучение грамматических явлений, 5) знакомство с культурой и менталитетом носителей языка, 6) развитие речевых навыков.
Преподаватели могут использовать этот фольклорный жанр, чтобы разнообразить формы работы, сделать урок насыщеннее, эмоциональнее, внести элемент соревновательности. Затруднения, возникшие при восприятии загадок учащимися, позволяют преподавателю обнаружить пробелы в фоновых знаниях студентов, определить недостаточную сформированность тех или иных языковых компетенций. Одна из важных функций загадки - поддержание интереса к изучаемому языку, чему способствуют юмористический характер загадки, неожиданные и остроумные метафоры, лежащие в ее основе. Кроме того, загадки позволяют учащимся переключить внимание, отдохнуть, взглянуть на привычные вещи с необычного ракурса - с точки зрения носителя другой культуры.
На материале загадок мы составили комплекс заданий для работы с единицами всех уровней языковой системы в иностранной аудитории. При одновременном рассматривании текстов загадки, выполнении многообразных лексико-грамматических упражнений все виды заданий предполагают формирование коммуникативных умений, связанных с анализом текстов загадок. Использование жанра загадки также способствует развитию коммуникативных и речевых навыков на уроках русского языка как иностранного.
В данной работе описывается связь жанра загадки с другими жанрами фольклора (пословицы и сказки) и методические возможности этого взаимодействия на уроках РКИ. Жанр загадки играет разные роли в изучении пословицы и сказки, отношения между разными фольклорными жанрами рождают ряд методических приёмов. Анализируются сходства и различия русской и китайской картины мира на примере жанра загадки.
В ходе исследования выявлено, что жанр загадки как жанр фольклора действительно обладает значительным лингвометодическим потенциалом, использование загадок актуально в аспекте РКИ. Разработанные упражнения и задания могут стать хорошим учебным материалом для преподавателей русского языка как не родного и иностранного, рекомендованы изучающим русский язык.



1. Абдрашитова М.О. Загадка как жанр современного фольклорного
дискурса // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 6-9. — URL
https://moluch.ru/archive/36/4126/ (дата обращения: 28.05.2019).
2. Абдрашитова М.О. Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе: дисс. на соиск. степени канд. филол н. / М.О. Абдрашитова. - Томск, 2012. - 176 с.
3. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора / С.Б. Адоньева. — СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 312 с.
4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
5. Акишина А.А. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской устной речи / А.А. Акишина, - 2 изд-е., стереотип. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 216 с.
6. Акишина А.А. Русский язык в играх: учебное пособие / А.А. Акишина. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 88 с.
7. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного /А. А. Акишина, О.Е. Каган. - М.: Русский язык. Курсы , 2014. - 255 с.
8. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. / В.П. Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957.- 240 с.
9. Аникин В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. - М.: Высш. Шк., 2001. - 726 с.
10. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень) / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, А.А. Толстых. 3-е изд. - СПБ.: Златоуст, 2009. - 200 с.
11. Аншакова С.Ю. Примеры работы над загадкой на уроках литературного чтения в начальных классах / С.Ю. Аншакова // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. - М.: Перо, 2017. - С.104-108.
12. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки /А.Н. Афанасьев. В 3 т. / Подгот. Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков; Отв. ред. Э. В. Померанцева, К. В.Чистов. — М.: Наука, 1984-1985. — (Лит. памятники). - Т. 2. - 464 с.
13. Бабенко Л.Г., Казарен Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика /Л.Г Бабенко, Ю.В. Казарен - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 496 с.
14. Белозубова Н.И., Титова К.А Изучение детского фольклора на практичеких занятиях по русскому языку как иностранному / Н.И. Белозубова, К.А. Титова // Образование и наука в России и за рубежом - М.: Флинта, 2010. - С.184-189.
15. Беляева В.А., Павлова Н.П. «Отгадай загадку» (особенности
понимания загадок ребенком-дошкольником) / В.А. Беляева, Н.П. Павлова // Череповецкие научные чтения-2016: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. В 3 ч. - Череповец: Череповецкий
государственный университет, 2016. - С. 22-24...75



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ