Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие системы управления бюджетным процессом

Работа №192164

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость5780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
1 Теоретические основы управления бюджетным процессом 9
1.1 Сущность бюджетного процесса 9
1.2 Управление бюджетным процессом 15
1.3 Особенности бюджетного процесса в зарубежных странах 19
2 Развитие системы управления бюджетным процессом 28
2.1 Реформы бюджетного процесса в Российской Федерации 28
2.2 Коррупция как одна из основных причина необходимости изменений в бюджетном
процессе 31
2.3 Повышение эффективности управления бюджетным процессом 37
3 Автоматизация бюджетного процесса в государственных органах 44
3.1 Федеральное казначейство и его роль в бюджетном процессе 44
3.2 Автоматизированные системы в УФК по Томской области 50
3.3 Достоинства и недостатки внедрения «Электронного бюджета» 63
3.4 Определение возможных рисков и выбор действий для решения актуальных проблем в
системе управления бюджетным процессом 67
Заключение 71
Литература 75
Приложение А Этапы бюджетного процесса 86
Приложение Б Участники бюджетного процесса 87
Приложение В Структура бюджетного законодательства 88
Приложение Г Состав бюджетной классификации 89
Приложение Д Актуальная бюджетная статистика Федерального бюджета в цифрах 90
Приложение Ж Актуальная бюджетная статистика бюджета субъекта в цифрах 96
Приложение И Территориальные органы и подведомственные организации Федерального
казначейства 98
Приложение К Структура Управления Федерального казначейства по Томской области 99 Приложение Л Структура Отдела бюджетного учёта и отчётности по операциям бюджетов 100 Приложение М Многоуровневый контроль деятельности 101


В настоящее время Российская Федерация, как и все страны мира, активно развивается в направлении цифровизации различных сторон жизни человека и общества в целом. Важным доказательством внимания к этому со стороны государственной власти является принятая и утверждённая Национальная программа «Цифровая экономика». К 2024 году государство намерено осуществить комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы РФ. Для этого необходимо решить ряд важных задач: необходимо разработать законодательство о цифровых технологиях, модернизировать цифровую инфраструктуру, внедрить цифровые практики во все ключевые сферы экономики и государственного управления, подготовить кадры. Для их решения создана специальная площадка «Цифровая экономика», действующая как автономная некоммерческая организация (АНО). Организация создана лидирующими высокотехнологичными компаниями для обеспечения диалога между бизнесом и государством и поддерживается Администрацией Президента и Правительством РФ. АНО должна помочь России войти в число мировых лидеров в сфере технологического развития. Данная Национальная программа в настоящий момент ведётся по шести направлениям: кадры для цифровой экономики, информационная инфраструктура, информационная безопасность, цифровые технологии, нормативное регулирование, цифровое государственное управление.
Важным направлением цифровизации в РФ является бюджетный процесс. Именно ему посвящена данная магистерская диссертация. Для успешной цифровизации данной сферы Правительством РФ в 2019 году утверждена концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, состоящая из 12 разделов. Она предусматривает: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, совершенствование госпрограмм и внедрение принципов проектного управления, улучшение системы управления расходами, совершенствование системы госзакупок, а также внедрение в систему управления государственными финансами обзоров бюджетных расходов. В связи с этим Правительством РФ поставлено множество задач Федеральному казначейству, одной из которых является создание эффективной системы государственного контроля для обеспечения прозрачности и доступности финансовых потоков государства.
Несмотря на уже предпринятые действия, в данной сфере по-прежнему существуют серьёзные проблемы, которые тормозят многие процессы, связанные с эффективностью осуществления и оперативностью контроля за значительными государственными расходами. Одной из таких проблем является коррупция. Её уровень за последнее время заметно снизился (говорят различные оценки, в том числе международные и независимые), однако, значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне.
Происходящие в последнее время в российском обществе политические, технологические и социально-экономические изменения, безусловно, открывают новые возможности для развития, однако, без решения застарелых проблем, любое развитие неизбежно тормозится. Так как система управления бюджетным процессом является основным элементом единой финансовой системы страны, трудно переоценить важность его совершенствования. Этим и определяется актуальность выбранной для исследования темы магистерской диссертации.
Если обратиться к научным публикациям, касающимся изменений в бюджетном процессе, то в статьях, написанных в период с 2010 по 2012 год, приводится описание и дается общая оценка основных изменений, произошедших в данной сфере после бюджетных реформ, которые начались в РФ 2004 году. Значительное внимание авторами уделяется сравнительному анализу моделей управления государственными финансами. В статьях, которые были публикованы после 2012 года, внимание уделяется бюджетному процессу как важному инструменту управления финансами. Произошло смещение акцентов на совместный анализ бюджетного процесса и экономики страны в целом, так как бюджетный процесс пронизывает все сферы финансово-бюджетной деятельности государства.
Научных публикаций и специальных статей, касающихся именно цифровизации в бюджетном процессе или необходимости автоматизации деятельности госорганов к настоящему времени представлено сравнительно мало, так как цифровизация довольно новая тенденция. Таким образом, данная область ещё весьма мало изучена, поэтому и нет однозначного ответа на вопрос о том, сможет ли и в какой части процесс автоматизации решить те проблемы, которые есть в стране в сфере управления бюджетным процессом? Практически все современные авторы в своих научных статьях сходятся во мнении о том, что на бюджетный процесс влияют изменения всех сфер жизни, в том числе в экономической, социальной и финансовой политике государства.
Данное обстоятельство дополнительно усиливает актуальность выбранной темы исследования, отражает ее относительно малую изученность и требует более детальной проработки данной предметной области.
Цель выпускной квалификационной работы — обосновать и сформулировать рекомендации для дальнейшего развития и совершенствования управления бюджетным процессом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы управления бюджетным процессом в Российской Федерации и зарубежных странах;
2) проанализировать развитие бюджетного процесса и исследовать причины, наличие которых побуждает к изменениям в бюджетном процессе;
3) проанализировать текущее положение дел по внедрению автоматизации в государственных органах для управления бюджетным процессом, выявить основные проблемы в данной предметной области и предложить рекомендации по их решению.
Объектом ВКР являются социально-экономические процессы, оказывающие влияние на систему управления бюджетным процессом.
Предметом ВКР является система отношений, возникающих при управлении бюджетным процессом в государственных органах.
Элементы научного вклада данной работы:
1) комплексно исследована одна из наиболее серьёзных проблем, негативно влияющих на экономическое развитие страны в целом и систему управления её бюджетным процессом в частности - коррупция. Данная проблема была принята во внимание и учитывалась при исследовании эффективности бюджетного процесса и при формулировании необходимости дальнейшего развития и совершенствования системы управления бюджетным процессом;
2) проведен критический анализ современного этапа реформ, связанных с совершенствованием управления бюджетным процессом в РФ. Его результаты послужили основой для выявления результатов и промежуточных итогов проведённых реформ, позволивших обосновать необходимость дальнейшего развития системы управления бюджетным процессом;
3) выявлены основные проблемы, обусловленные внедрением системы «Электронный бюджет» и предложены возможные направления действий для их решения, в том числе определены возможные риски, связанные с внедрением автоматизированных систем в данной предметной области.
Теоретическая значимость ВКР заключается в обосновании необходимости и экономической целесообразности внедрения автоматизированных систем в работу государственных органов.
Практическая значимость работы заключается в обосновании и разработке комплекса действий для решения ряда выявленных проблем, связанных с переходом на автоматизированные системы управления бюджетным процессом.
В ходе подготовки ВКР применялись следующие методы исследования: метод сравнения и аналогий, наблюдения, анализ (нормативных и законодательных документов, конкретных ситуаций) и синтез, использованные при определении достоинств, выявления и анализе недостатков информационных систем, предназначенных для управления бюджетным процессом.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, литературы и десяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе подробно рассмотрены основные принципы бюджетной системы Российской Федерации. Анализ показал, что они практически полностью совпадают с принципами, лежащими в основе бюджетного процесса в большинстве экономически развитых стран. Основным отличием здесь является то, что в зарубежных странах принципы бюджетного процесса разделяются на принципы информационного характера и на принципы, являющиеся основой для исполнения бюджета. Несмотря на данную особенность можно сказать, что при осуществлении бюджетного процесса все страны стремятся к максимально эффективному использованию бюджетных средств и для этого крайне важно соблюдение принципов бюджетного процесса, особенно при исполнении бюджета.
В работе исследованы особенности каждой из четырёх стадий бюджетного процесса. Одна из таких особенностей заключается в том, что в Российской Федерации установлена казначейская система исполнения бюджетов. Поэтому основная роль в процессе исполнения бюджетов принадлежит Федеральному казначейству, которое обеспечивает соблюдение принципа единства кассы. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства должно обеспечивать полный учёт и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Таким образом, работа Казначейства связана, прежде всего, с осуществлением контрольных функций в управлении бюджетным процессом. В связи с этим Правительство Российской Федерации поставило Федеральному казначейству задачу в качестве первоочередной задачу по созданию эффективной системы государственного контроля для обеспечения прозрачности и доступности финансовых потоков государства. Для решения данной задачи была создана и внедрена в 2010 году Автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК). В состав АСФК входит Система удаленного финансового документооборота (СУФД-онлайн). Это новый канал обслуживания, с помощью которого каждый клиент в любое удобное для него время и из любой точки, подключенной к Интернету, может управлять своими платежами и финансовыми документами и имеет доступ к актуальной отчётности.
Несмотря на значительные изменения последнего времени, бюджетный процесс в Российской Федерации по-прежнему остаётся не достаточно эффективным. По этому поводу у экспертов существует много различных мнений. Большинство из них связано с различными обстоятельствами в сфере управления бюджетным процессом (объективного и субъективного характера), влияющими на его результаты. Одним из них является коррупция, а точнее - риски коррупции в системе государственного управления. К сожалению, это одна из главных проблем, разъедающих государственный механизм, значительно снижающая его эффективность, а вместе с ним и благополучие всего общества. Эксперты выделяют пять основных форм борьбы и профилактики коррупции, одной из них является максимальное обеспечение доступа к информации.
В 2018 году Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что цифровизация всей системы государственного управления, способна повысить прозрачность системы государственного управления, следовательно, является мощным фактором противодействия коррупции. В связи с этим бюджетный процесс в Российской Федерации претерпевает глобальные изменения, в которых задействованы все участники бюджетного процесса. Это очень важно, так как для улучшения бюджетного процесса в стране, необходимо производить изменения не только в управлении данной сферой, но и в самих государственных органах.
Для анализа развития системы управления бюджетного процесса была рассмотрена работа Федерального казначейства и его Управлений, взаимосвязь их работы между собой, с организациями и Финансовыми органами на примере конкретных ситуаций. Было изучено, как они взаимодействуют с помощью информационной системы, которая внедрена для улучшения качества работы государственных органов, для достоверной информированности населения страны, для повышения прозрачности работ государственных органов и правдивого отражения операций с бюджетными средствами. Детально была проанализирована и исследована организация деятельности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В результате проведённых исследований было выявлено, что внедрение данной системы положительно отразилось на управление бюджетным процессом. Так как система «Электронный бюджет» состоит из открытой и закрытой части, то она способна выполнить поставленные задачи, работая в двух направлениях: открытость и прозрачность для населения; эффективный и качественный контроль для государственных органов. Благодаря открытой части повышена доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публичноправовых образований, об их активах и обязательствах и обеспечен открытый доступ к информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления в сфере управления общественными финансами. Благодаря закрытой части укрепилась связь между подведомствами одного ведомства, т.е. улучшилось качество работы ведомства в целом. В настоящее время установилась качественная связь между ведомствами, т.е. появилась двусторонняя связь и дополнительный контроль за деятельностью ведомств. Раньше только Финансовый орган сверял свои отчёты с отчётами Казначейства, а теперь и Казначейство сверяет свои отчёты с отчетами Финансового органа, правда пока эта сверка проводится только в отношении Национальных проектов. Это происходит каждый месяц, поэтому можно делать обоснованные выводы о повышении качестве, слаженности и своевременности выполняемых работ.
Несмотря на перечисленные преимущества при работе в ЭБ существуют и проблемы, которые необходимо решать, чтобы в дальнейшем система управление бюджетным процессом была более эффективной. Выявлено восемь проблем и для каждой проблемы предложено обоснованное решение.
Для решения проблемы отсутствия нормативных документов и существования разных правил ведения учёта и разных форм отчётности, необходимо: внести изменения в существующие нормативные документы; издать новые нормативные документы, которые будут объединять работу ведомств между собой и в них установить единые правила ведения учёта, единые формы отчётности и единые правила их заполнения.
Для решения проблемы ограниченного количества сотрудников, имеющих доступ в ЭБ, необходимо увеличить количество сотрудников, и желательно что бы в их числе были конкретные исполнители.
Для решения проблем: низкая информированность сотрудников о необходимости работы в новой программе; программы, в которых работают организации - разные, необходимо проводить обучение сотрудников как ведомств и их подведомств, так и организаций.
Для решения проблемы, состоящей в том, что программы пишут программисты, а работают бухгалтера и экономисты - необходимо в каждом ведомстве (подведомстве) провести совещание по вопросу существующих проблем и трудностей при работе в ЭБ.
Для решения проблемы, связанной с расширением права на решение проблем и ошибок, связанных с работой в ЭБ (такое право есть только у Федерального казначейства, а в России - много часовых поясов), необходимо наделить некоторые УФК возможностями для устранения возникающих проблем, решение которых не связано с кардинальными изменениями программы и масштабными доработки. Также необходимо своевременно сообщать об имеющихся проблемах пользователям программы.
Для решения текущих проблем технического характера необходимо провести замену оборудования, в первую очередь у тех сотрудников, кто на данный момент уже работает в ЭБ.
Решение всех выявленных восьми проблем не только позволит усовершенствовать и улучшить саму программу, но и ускорит, и повысит качество работы, как конкретных сотрудников, так и подведомства, следовательно, и целого ведомства.
Проанализировав основные результаты внедрения автоматизированных систем и подразумевая необходимость и возможность дальнейших улучшений, можно сказать, что автоматизация положительно влияет на управление бюджетным процессом: происходит ускорение выполнения работ, повышается их качество, наблюдается усиление взаимодействия между органами и организациями, более оперативное взаимодействие между государством и 73
гражданами. Но несмотря, на положительный эффект есть вероятность нежелательных последствий - рисков. В ходе исследования были выделены основные риски в данной сфере.
Первый риск: если не устранять, не решать выявленные проблемы и не предотвращать попытки возникновения новых проблем, не модернизировать и не улучшать имеющие программы, то эффективность управления бюджетным процессом неизбежно снизится.
Второй риск: нецелесообразное и необоснованное внедрение новых программ, т.е. повышение степени автоматизации может не привести к желаемому результату. Будет просто дублирование одной и той же информации, работы. Получится обратный эффект.
Третий риск: утечка информации. Для его предотвращения необходимо увеличивать информационную безопасность.
Четвёртый риск: сокращение сотрудников. Окончательный переход на информационные технологии приведёт к минимизации доли человеческого труда при контроле и учёте, вместо человека это будет делать компьютер. Предположительно останутся сотрудники, которые будут заниматься анализом и выработкой политики по эффективному использованию бюджета, а не его составлением и проверкой. С одной стороны это плюс, так как появляется необходимость в производительном труде - анализе. Но с другой стороны - сокращение рабочих мест неизбежно.
И пятый риск: для внедрения, поддержания и модернизации новых программ необходимы значительные расходы. Необходимо понимать, что траты такого рода должны быть оправданы. Автоматизация используется для повышения качества работы государственных органов и эффективного управления бюджетным процессом, а не для развития технологий как самой цели.
Таким образом, система управления бюджетным процессом в РФ активно развивается, основной вектор этого развития хорошо обоснован, а сам процесс сбалансирован по соотношению необходимых на его осуществление затрат и ожидаемых результатов. Однако в ходе реформирования системы управления бюджетным процессом неизбежно возникают проблемы, а также обостряются проблемы, нерешенные (по различным причинам) ранее. Их преодоление, предотвращение (минимизация) возможных рисков является одной из наиболее важных целей масштабного процесса цифровизации, происходящей в последние годы во многих социально-экономических сферах, в том числе и в управлении отечественным бюджетным процессом.



1. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW__28399/ (дата обращения: 20.09.2019).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 9702/482a9ee6bd75 Ib9dcdac71331 e 38695155d7b53f/ (дата обращения: 20.09.2019).
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения:
15.10.2019) .
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] И КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 25.09.2019).
5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Рос
сийской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 25.09.2019).
6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 25.09.2019).
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения:
10.11.2019) .
8. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58942/ (дата обращения:
11.10.2019) .
9. Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»
10. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Элек
тронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.iii/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения:
18.10.2019) .
И. Федеральный закон от 27.07.2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 03018/ (дата обращения: 25.09.2019).
12. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [Электронный ресурс] И КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 12701/ (дата обращения:
10.11.2019) .
13. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [Электронный ресурс] И КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138550/ (дата обращения: 19.09.2019).
14. Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационнотелекоммуникационных сетей международного информационного обмена» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75586/ (дата обращения:
10.10.2019) .
15. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электорн. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/ (дата обращения:
18.10.2019)...102



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ