Введение 3
1 Теоретические основы изучения наркозависимости как духовной проблемы 12
1.1 Понятие «наркомании» как греха и болезни и отношение
православной церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость 12
1.2 Направления социальной реабилитации наркозависимых за
рубежом и в деятельности русской православной церкви 24
1.3 Модель социальной реабилитации наркозависимых в церковной
общине 36
2. Организация опытно-экспериментальной работы по апробации модели социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине и анализ ее результатов 58
2.1 Организация опытно-экспериментальной модели социальной
реабилитации наркозависимых в церковной общине 58
2.2 Реализация модели социальной реабилитации наркозависимых в
церковной общине (на примере православного реабилитационного центра «Зеледеево») и анализ ее эффективности 68
Заключение 97
Список использованной литературы 99
Приложение А Документы, заполняемые при поступлении в центр 108
Приложение Б Практические задания 113
Приложение В Награды 130
Актуальность По данным группы экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические вещества, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление в прошлом неизвестных наркотиков. Широкое распространение получают каннабиноиды и, особенно в последнее время, синтетические наркотики. В употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально - экономических групп общества [34, с. 4].
Уровень наркотизации в Российской Федерации, по данным Научноисследовательского института наркологии - филиала ФГБУ «Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России составляет почти 550 тыс. человек [58, с. 20]. Это только наркозависимые, которые стоят на учете в наркологических диспансерах. Вместе с тем, высокий уровень наркотизации общества продолжает представлять прямую угрозу национальной безопасности страны.
В России не осталось ни одного региона, где бы ни были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения [38, с. 27]. Основное последствие наркозависимости состоит в снижении трудовых, интеллектуальных, творческих ресурсов страны за счет вовлечения в систематическое употребление психоактивных веществ большого количества молодежи, преимущественно мужского пола [20, с. 64]. В свою очередь, это ставит под угрозу осуществление стратегических задач развития нашей страны, поскольку употребление наркотических веществ может оказать заметное влияние на психологическое развитие человека, сделать невозможным достижение профессиональной и личностной зрелости. Другим последствием наркозависимости является сопутствующее потреблению наркотиков антисоциальное поведение наркозависимых, которое ставит под угрозу стабильность общества [8, с. 74].
Наркомания в современной России стала проблемой выживания её народов и страны в целом. Об этом уже неоднократно говорил в своих выступлениях и Президент России В. В. Путин, обращая внимание на необходимость принятии срочных решительных мер в противодействии этой эпидемии, угрожающей всему генофонду нации. 9 июня 2010 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Стратегия антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [56]. Некоторые шаги по ликвидации последствий этого зла уже сделаны, однако требуются усилия всего гражданского сообщества и представителей всех традиционных для России религий для проведения совместных широкомасштабных действий по выводу из духовного кризиса народов, населяющих территорию Российской Федерации. Святейший Патриарх Кирилл перед подписанием Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью 21 декабря 2010г. подчеркнул, что несмотря на очень ограниченные материальные ресурсы, церковные структуры, сознавая важность работы по реабилитации наркозависимых, могут существовать как независимая система и даже расширять свою деятельность. Патриарх указал, что необходимо идти по пути координации усилий Церкви и государства, потому что в церковной сфере работы с наркозависимыми нет того, что есть в государственной сфере. В государственной сфере акцент делается на медицинский фактор - это то, чем реально располагает государство: врачами, квалифицированным персоналом. Церковь занимается психологической, духовной реабилитацией, восстановлением системы ценностей в сознании вчерашнего наркомана. Ввести человека с разрушенной психикой, полностью дезориентированного нравственно, духовно и мировоззренчески, в систему ценностей - именно этим занимается Церковь. Поэтому предложено сделать особый акцент на сотрудничестве - в сфере, где медицинский фактор может сочетаться с фактором духовной реабилитации [80].
Отчасти это признается и медицинским сообществом. Академик РАМН, директор ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского Росздрава» Т. Б. Дмитриева и руководитель отделения терапии больных наркоманией и алкоголизмом того же научного учреждения д.м.н., профессор А. Л. Игонин в своей статье, опубликованной в №1 журнала «Наркология» за 2006 год, пишут: «Роль медицинских методов в борьбе со злоупотреблением ПАВ не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Как уже неоднократно отмечалось, наркомания является, в первую очередь, духовной, а не физической болезнью. Поэтому только медицинскими средствами задачу прекращения пациентом приема ПАВ решить невозможно» [23, с. 56].
Вопросы наркомании ранее исследовались в работах многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, В. И. Брылева [12], А. А. Габиани [17], А. А. Гериша [19], В. В. Зарецкого [28], Г. М. Меретукова [50], Г. Н. Тостанецкой [37, 85] и др. В них содержится много важных
практических рекомендаций, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления, разрабатывается методика профилактики, предлагаются меры по совершенствованию антинаркотического законодательства.
Социологическим исследованием проблемы наркозависимости занимались Г. Г. Заиграев [27], Н. Р. Динеева [22], Б. М. Левин [43], Ю. П. Лисицын [41], П. И. Сидоров [76], Е. С. Скворцова [77], Е. В. Сулаберидзе [78] и др. Предметом изучения в работах этих авторов является взаимосвязь злоупотребления психоактивными веществами с уровнем жизни населения, социальной агрессией и преступностью, общественно-политической пассивностью населения, а также с другими отрицательными социальными явлениями.
В современных исследованиях, направленных на изучение причин наркотизации, определенное место уделяется анализу социальнопсихологических факторов (В. С. Битенский [42], Б. Г. Херсонский [86], А. Д. Борохов [11], А. Е. Личко [42], В. В. Гульдан [21], А. Л. Романова[21]). Ведется широкая дискуссия о существовании так называемой наркоманической личности (С. П. Генайло [18], B. C. Битенский [42], А. Е. Личко [42], Б. Г. Херсонский [86], И. Н. Пятницкая [72], В. Д. Менделевич [49]). Предполагается, что в структуре личности будущего наркомана формируется особое новообразование, обусловливающее психологическую готовность к употреблению ПАВ [40, с. 248]. Необходимо также учитывать, что различные способы реабилитации и методы работы с наркозависимыми людьми на данный момент времени во многом оказываются малоэффективными [4, с. 225].
Несмотря на то, что помощь наркозависимым - одно из самых молодых направлений социального служения Русской Православной Церкви, особый вклад в развитие этой деятельности внесли епископ Каменский и Алапаевский Мефодий [36], игумен Анатолий (Берестов) [5], протоиерей Сергий Бельков [2,3], Прищенко Роман Иванович [63]. В своих трудах они исследовали проблему наркомании с точки зрения Православной Церкви и обозначили специфику именно церковной помощи наркозависимым. Они показали, что подлинное исцеление от наркомании возможно только в процессе преобразовании человека, зависимого от наркотиков, при изменении его сознания и образа жизни. Преобразование будет пониматься нами как сознательное и целенаправленное развитие человеком самого себя и смена им своего основного жизненного вектора, как кардинальное преодоление сложившегося образа жизни в соответствии с выстроенной иерархией ценностей и обретенного смысла индивидуального бытия. По мнению В. И. Слободчикова, преобразование, являясь субкатегорией развития, направленно преимущественно на изменение духовно-
практических структур бытия человека [79, с. 138].
Несмотря на достаточно обширный круг источников по социальной реабилитации наркозависимых, остаются неразрешимыми следующие противоречия между:
- необходимостью устранения зависимости от наркотиков и недостаточностью для этого только медицинских средств;
- потребностью выстраивания эффективной систематической помощи наркозависимым и нескоординированностью сил общества (в т.ч. Православной Церкви).
- между обширным двухтысячелетним опытом Православной Церкви в борьбе с грехами и большей ориентированностью в работе с наркозависимыми на зарубежный опыт.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования. Проблема состоит в необходимости создания действующей модели социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине, которая способствует преобразованию личности в процессе реабилитации. Цель: разработка и опытно-экспериментальная апробация модели
социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине.
Задачи:
1. Изучить понятие «наркомании» как греха и болезни и отношение Православной Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость.
2. Определить основные направления социальной реабилитации наркозависимых за рубежом и в Русской Православной Церкви.
3. Разработать и апробировать эффективность модели социальной реабилитации наркозависимых при православном храме.
Объект исследования - процесс социальной реабилитации наркозависимых.
Предмет исследования - социальная реабилитация наркозависимых в церковной общине.
База исследования. Православный реабилитационный центр «Зеледеево» во имя праведного Иоанна Кронштадтского при храме святых мучеников Флора и Лавра д. Зеледеево Юргинского района Кемеровской области.
Гипотеза исследования. Социальная реабилитация наркозависимых в церковной общине будет более результативной, если она:
- включает опыт современных направлений в реабилитации наркозависимых;
- опирается на традиционное православное учение борьбы со страстями;
- осуществляется последовательно по следующим этапам:
• Первичный;
• Мотивационный;
• Основной (реабилитация);
• Ресоциализация;
• Постреабилитационная поддержка (сопровождение).
Методы исследования. Дипломная работа выполнена на основе анализа литературы, периодических изданий, электронных ресурсов, изучающих проблему реабилитации наркозависимых и авторских данных, полученных при исследовании этой области аддикции.
В работе использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ, анализ статистических данных, обобщения, и эмпирического исследования: биографический, интервью, самооценка, метод анализа документов, опроса, беседы, анкетирования, моделирования.
Достоверность исследования обеспечивается методологической и научной обоснованностью исходных положений; адекватностью инструментария исследования его задачам и логике; репрезентативностью выборок; разнообразием методов внедрения результатов исследования в практику. Результаты исследования опубликованы в 7 статьях, в т.ч. 3 ВАКовских.
Научная новизна. Разработана модель социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине, основанная на традиционном православном учении борьбы со страстями, опирающаяся на понятие «наркомания» как грех и болезнь. Данная модель является духовноориентированной, т.е. основными и обязательными ее элементами являются молитва - церковная и келейная (домашняя), пост, индивидуальное духовное руководство воспитанников и их участие в таинствах, трудовые послушания. Модель последовательно включает в себя необходимые этапы: первичный, мотивационный, основной, ресоциализация, постреабилитационная поддержка.
Определено отношение Православной церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость: помочь человеку стать на путь покаяния и пройти полноценную реабилитацию.
Проведен сравнительный анализ успешности существующих за рубежом моделей социальной реабилитации в церковной общине и нерелигиозных форм реабилитации (12-шаговой программы, Миннесотской модели и Терапевтическое сообщество), позволяющий оценить их достоинства и недостатки.
Выявлено, что достоинствами данных программ является помощь определенной группе наркозависимых, которые желают избавиться от своей зависимости. Наличие комплексного подхода с участием профессионального сообщества (врачей, психологов, педагогов и т.д.) в Миннесотской модели отличает ее от других программ, где при сохранении комплексного подхода участие специалистов является желательным, но не обязательным компонентом. Несомненным плюсом программ является возможность поддержки выпускников на группах самопомощи.
К недостаткам данных программ можно отнести зависимость от групп («застревание в программе»), принятие некоторых спорных моментов как истины в последней инстанции, обособленность, деление на «своих» и «чужих». К минусам Миннесотской программы можно отнести высокую стоимость лечения из-за большого количества сотрудников. Главное отличие данных программ с точки зрения Православной Церкви состоит в том, что они не занимаются духовной стороной наркозависимости и не приводят людей к Богу.
Проведенное исследование отношения наркозависимых к системе моральных ценностей в период и после реабилитации показало существенно иную картину, чем это было до реабилитации. Поведение в различных жизненных обстоятельствах, требующее морального выбора, демонстрирует существенный сдвиг в сторону нравственно ориентированного поведения. Считаем, что данный результат получен за счет воцерковления воспитанников и формирования у них основ уклада жизни в православной русской традиции.
Адаптированы критерии измерения эффективности социальной реабилитации наркозависимых, к которым отнесены не только
используемые в государственных учреждениях (срок ремиссии,
трудоустройство, социальная адаптация и др.). Установлено, что показателем успеха реабилитации является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация, которая достигается на духовном уровне через восстановление отношений с Богом, жизнью по евангельским заповедям и воцерковления и на психофизическом уровне через развитие познавательных, эмоциональных и поведенческих навыков, таких как умение обдумывать, делать выбор и решать проблемные ситуации, ставить краткосрочные и перспективные цели, планировать свою жизнь; осознавать свои эмоций, уметь управлять ими; восстановление и построение новых межличностных связей, создание собственной здоровой системы поддержки.
Практическая значимость. Разработанная комплексная модель социальной реабилитации наркозависимых реализуется при православном приходе в Мариинской епархии Русской Православной Церкви на протяжении 10 лет, основана на традиционном православном учении святых отцов о борьбы со страстями и позволяет использовать ее при православных храмах и монастырях, а также в теологических и богословских направлениях бакалаврской и магистерской подготовки.
Положения, выносимые на защиту.
1. Понятие «наркомания» как грех и болезнь. Отношение Православной Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость.
2. Основные направления социальной реабилитации
наркозависимых за рубежом и в Русской Православной Церкви.
3. Модель социальной реабилитации наркозависимых в церковной
общине, включающая в себя, алгоритм последовательно осуществляемых этапов: первичный, мотивационный, основной, ресоциализация,
постреабилитационная поддержка.
4. Критерии эффективности социальной реабилитации
наркозависимых в церковной общине.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем составляет: основной текст 107 страниц, приложения 33 страницы. В первой части нашей работы рассмотрены теоретические основы изучения наркозависимости как духовной проблемы и разработана модель социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине. Во второй части представлено описание организации опытно-экпериментальной работы по апробации модели социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине и реализация данной модели на примере Православного реабилитационного центра «Зеледеево», а также анализ ее эффективности.
Итак, проведенное исследование социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине на примере Православного Реабилитационного центра «Зеледеево» позволяют сделать следующие выводы.
1. Выявлено понятие наркомании как зависимости от потребления наркотических веществ, воздействующих на тело и влияющих на все телесные процессы, что приводит к необратимым болезненным изменениям - хронической болезни. Она имеет свои признаки и симптомы, стадии и последствия. В то же время, реабилитация одними медицинскими или психиатрическими методиками не дает желаемого результата, т.к. наркозависимость является не только болезнью в медицинском смысле, но и грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Бытие глава 1 стих 27) . Можно сказать, что наркозависимость - это грех, ставший болезнью, но от этого не переставший быть грехом. Наркозависимость оставляет отпечаток на внешнем и внутреннем облике человека, отчасти это происходит под влиянием субкультуры. Но этот отпечаток - не сам человек: несмотря на искажения, образ Божий в нем неуничтожим. Это значит, что грех человека и человек - не одно и то же. Поэтому Церковь оказывает помощь человеку, желающему прекратить употребление наркотиков, участвуя в реабилитационном процессе в качестве соработников Божиих.
2. Изучение зарубежного опыта социальной реабилитации позволило выделить три направления социальной реабилитации наркозависимых: «12 шагов», «Миннесотская модель», «Терапевтическое сообщество». Данные направления, основанные в Великобритании и США, не рассматривают духовную проблему наркозависимости. Они не приводят человека к Богу. Они (в изначальном виде) человекоцентричны и не являются мощным духовным действием, изменяющим образ жизни и мышления. Установлено, что нельзя слепо копировать мировые социальные технологии, так как в России, в лице Русской Православной Церкви, есть здоровая основа, которую и необходимо использовать в социальной работе. Выделено несколько приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви: взаимодействие с государством; координация деятельности церковных реабилитационных структур в развитии сети учреждений по реабилитации наркозависимых, созданных Русской Православной Церковью и ее каноническими подразделениями; разработка реабилитационных программ, исходя из ресурсных возможностей (кадровых, материальных и т. д.) церковных общин; использование церковного опыта исцеления от патологических зависимостей.
3. Исходя из этого, а также используя основные направления и методы психосоциальной работы, мы разработали модель социальной работы с наркозависимыми. Модель является духовно-ориентированной и основанной на традиционном православном учении борьбы со страстями.
Разработанная комплексная модель социальной работы с наркозависимыми позволяет устранять психическую зависимость от наркотиков путем решения глубинно-личностных, мировоззренческих и нравственных проблем.
Описанная нами духовно-ориентированная модель демонстрирует на протяжении 10 лет свою высокую эффективность. Около 75% наркозависимых, прошедших курс реабилитации и ресоциализации в нашем центре, находятся в состоянии устойчивой ремиссии.
Таким образом, мы можем утверждать, что цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.
1. Бабаян Э. А. Наркология / Э. А. Бабаян, М. Х. Гонопольский. - М.: Медицина, 1990. - 336с.
2. Бельков Сергий, протоиерей. Духовно-нравственный подход освобождения от наркотической зависимости молодёжи на первом этапе реабилитации в условиях дневного стационара "Сапёрное" // Наркология. - 2012. - №3. - С. 67 - 69.
3. Бельков С. Н. Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей // Наркология. - 2009. - №11. - С. 86 - 92.
4. Березин С. В. Наркомания глазами семейного психолога / С. В. Березин. - СПб.: Речь, 2005. - 238 с.
5. Берестов Анатолий, иеромонах. Духовные основы наркомании / А. Берестов. - М.: Душепопечительский Православный Центр во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2002. - 124 с.
6. Берсенева Т. А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции / Т. А.Берсенева - СПб: СПбАППО, 2007. - 171 с.
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. - 1380 с.
8. Боголюбова Т.А. Наркотизм в России: состояние и меры борьбы. Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации // Сборник научных трудов. - 1993. - С. 71 - 77.
9. Большая советская энциклопедия: в 30т. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - Т.13. - 600 с.
10. Большой энциклопедический словарь. - М.: Издательство "Большая
Российская энциклопедия", 1998. - 1456 с.
11. Борохов А. Д. Клиническое и социально-психологическое значение татуировок у больных наркоманией и алкоголизмом (транскультуральное лонгитудинальное исследование) / А. Д. Борохов, Д. З. Борохов // Наркология. - 2010. - №10. - С. 59 - 65.
12. Брылев В. И. Криминалистические аспекты концепции борьбы с наркобизнесом / В. И. Брылев. - Екатеринбург: Издательство УрЮИ МВД России, 1998. - 299 с.
13. Ватопедский И. Блаженный послушник / И. Ватопедский - М.: СвятоТроицкая Сергиева лавра, 2004. - 198 с.
14. В будущее с надеждой. Выступления председателя ГАК, директора ФСКН В. П. Иванова апрель-май 2014г. - М., 2014. - 42 с.
15. Влахос Иерофей, митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души / И. Влахос - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. - 368 с.
..95