Аннотация 2
Введение 3
1 Коллекция бубнов в составе этнографической коллекции коренных народов Севера
Енисейского музея-заповедника 25
1.1 Основание Енисейского Общественного Местного музея 25
1.2 Анализ этнографической коллекции коренных малочисленных народов Севера в
Енисейском музее-заповеднике 27
1.3 Формирование коллекции бубнов в составе этнографической коллекции коренных
малочисленных народов Севера Енисейского музея-заповедника 36
2 Бубен, как основной атрибут шаманизма коренных народов Севера 44
2.1 Особенности кетского бубна 50
2.2 Особенности эвенкийского бубна 52
2.3 Специфика шаманских бубнов якутов и долган 56
2.4 Первичная (предварительная) атрибуция бубнов коренных малочисленных народов
Севера из этнографической коллекции Енисейского музея - заповедника 58
2.5. Методологический алгоритм предварительной атрибуции бубнов как музейного предмета 78
3 Основные характеристики шаманизма народов севера Енисейской губернии 84
3.1 Шаманизм как ранняя форма религии сибирских народов 84
3.2 Шаманский мир кетов 90
3.3 Шаманское мировоззрение эвенков 97
3.4 Шаманские представления якутов и долган 103
Заключение 112
Список использованных источников и литературы 116
Приложение А Сравнительные таблицы характеристики бубнов коренных народов
Севера 126
Приложение Б Шаманские бубны в составе этнографической коллекции Енисейского музея-заповедника 147
Приложение В Методологический алгоритм предварительной атрибуции бубна, как музейного предмета 161
Актуальность. В данном исследовании предпринята попытка изучения сибирского шаманизма и его мировоззренческих смыслов через такие предметы музейной этнографической коллекции, как шаманские бубны. Анализируя предмет, как историко-этнографический источник нужно понимать, что он не существует сам по себе в отрыве от культурологического контекста, тем более, если этот предмет, связан с обрядовыми практиками шаманизма, мировоззрение которого основано на мифологическом сознании, являющимся основой в обществах традиционного типа.
Мифологическое сознание тесно связано с ритуальной практикой социальных институтов ранних обществ и шаманизм, как явление характеризующие эти общества, есть продукт мифологического сознания. Шаманское мировоззрение, развивалось по законам мифа, осуществляя специфические функции и выступая основой культовой деятельности архаичных общества. Шаманизм осуществлял функции определенного канала коммуникации между миром природы и миром человека, он был и остается формой культурной идентичности, через которую человек осознает свою принадлежность к определенной культуре. Шаманство составляло основу религиозных верований значительной группы этносов Сибири до начала ХХ века. Как отмечает М. Хаккарайнен , одними из важнейших признаков шаманизма народов Сибири были его локальность, укорененность вродственных и соседских отношениях группы, встроенность в местный ландшафт и привязанность к потребностям определенного, как правило, родственного, коллектива. Изучение и актуализация шаманского традиционализма дает возможность сохранить национальное самосознание и культуру народов Сибири, здесь шаманизм выступает носителем и хранителем традиционных ценностей.
В современных условиях жизни шаманизм существует, как актуальная религиозная форма на разных территориях Сибири. Шаманизм в последние годы вызывает большой интерес у различных категорий людей, воспринимается как фундамент духовных практик, как ресурс политический и экономический. Он используется в практических целях от лечения до понимания мировоззренческого опыта традиционных обществ. Шаманизм становится объектом массовой культуры, используется для привлечения туристического потока на территории и трактуется как возможность использования глубинных возможностей человека. Кроме того шаманизм популяризируется в контексте волны массовой «эзотеризации», захлестнувшей жителей постсоветского пространства .
Можно отметить, что, несмотря на развитие научно-технического прогресса, в современном обществе сохраняется мифологическое сознание, которое свидетельствует о том, что миф и структура его элементов достаточно устойчива и продолжает на сегодняшнем этапе общественного развития быть включена в социальную жизнедеятельность людей. Мифологическое сознание транслируется через различные формы, символы и знаки, что в свою очередь приводит к механизму сохранения традиций, в том числе через изучаемый музейный предмет.
Можно с уверенностью сказать, что шаманизм в современном общественном пространстве переживает свое возрождение, интерес к этому явлению культуры растет, но следует обратить внимание на его коммерциализацию. Процесс коммерциализации с одной стороны способствует популяризации традиционной культуры шаманских практик, но с другой стороны коммерциализация способствует трансформационным изменениям, которые в свою очередь ведут к ее отрыву от истинной культуры. Сакральные предметы, которые несли в себе ценностные ориентиры, перестают быть таковыми и несут в большинстве своем материальную выгоду и доход от различных форм заработка. Это приводит к тому, что, например, такой ритуальный предмет как бубен, становится не только востребованным музейным экспонатом, но и действующим атрибутом различных праздников, мероприятий и событий. Настоящие профессионалы и виртуозы при помощи бубна устраивают яркие представления и шоу. Бубен часто можно увидеть в составе симфонических оркестров, а любители этнических инструментов, желая стать владельцами бубна, покупают его для индивидуальных практик. На сайтах коммерческих компаний представлен большой выбор этого предмета, который можно приобрести, сделав его частью интерьера и бытовых практик.
Процесс коммерциализации часто приводит к поверхностному отношению к национальному артефакту, а именно, продавцы путают, какие конкретно особенности имеет та или иная вещь, к какому конкретно народу она принадлежит, происходит смешение элементов предмета и пр. Таким образом, этнический предмет становится предметом современным, имея в своем составе этнические элементы, что приводит частично или полностью к искажению его первичного предназначения и смыслового наполнения. Все эти процессы приводят к тому, что уникальная культура шаманизма, имеющая свои специфические черты у каждого народа, растворяется в массовой культуре и теряет свою идентичность. Это подкрепляется стереотипными представлениями о быте, занятиях, верованиях коренных малочисленных народах Севера, хотя природный и культурный мир сибирских народов намного богаче и глубже тех стереотипов, которые господствуют в обществе.
По мнению М. Хаккарайнен сегодняшний сибирский шаманизм подвергается вторичной колонизации и используется как культурная ценность, которая в эпоху глобализационных процессов имеет коммерческий потенциал в рамках международного туризма. Автор пишет о том, что шаманские воззрения, когда-то считавшиеся пережитками прошлого, сегодня на пике популярности и шаманизм воспринимается как таинственное «ноу-хау» и становится товаром .
Актуальность исследования продиктована сохранением культурного наследия сибирских этносов, так как в современных условиях жизни теряются связи у коренных носителей культуры с их традиционным образом жизни. В таких условиях возрастает роль музейных коллекций и значимость музейного предмета, как важнейшего источника аутентичных знаний. В музейных собраниях заключен огромный информационный пласт, который зачастую не изучен и не представлен в публичном поле. Исследование и ввод в научный оборот информации об этнографических предметах через публикацию статей, монографий, каталогов, в том числе и через современные информационные системы - одно из актуальных направлений сохранения, изучения и трансляции культурной памяти. Важность изучения музейных предметов обусловлена тем, что атрибуция предметов XIX - первой половине XX вв., по мнению ряда исследователей 5, имеют поверхностный характер и не дают полноценных сведений о них, между тем результат внимательного и скрупулезного изучения музейного предмета является источником понимания культурных процессов и ценностей изучаемого общества.
Изучая шаманизм через музейный предмет, внимание автора было сфокусировано на таком атрибуте, как шаманский бубен. Бубен наиболее известный и сложный предмет шамана, который в его церемониях играл ключевую роль. Л.П. Потапов отмечает, что бубен - феномен шаманского культа, что он далеко не просто культовый предмет, а синтетический инструмент шаманского ритуала, насыщенный религиозной символикой .
В этнографической коллекции Енисейского музея-заповедника хранятся шаманские бубны, которые относятся к категории уникальных экспонатов и имеют ценное источниковедческое значение. Бубен - памятник шаманской религии, но по мнению того же Л.П. Потапова, он исчез из жизни народов Сибири безвозвратно вместе с профессиональными шаманами и сохраняется только в некоторых музеях, превратившись в «единицу» музейного хранения, о которой ничего неизвестно, кроме того, что это «предмет культа» . С автором высказывания нельзя не согласиться, так как в Енисейском музее - заповеднике шаманские бубны, поступившие в фонды учреждения в конце XIX - начале XX вв. спустя более ста лет не описаны, а те записи, которые имеются в книгах поступлений и государственном каталоге соответственно не информативны и имеют все признаки формализации. Позиционируются бубны как кетские и эвенкийские, но научных исследований доказывающих принадлежность бубнов к какой-либо этнографической группе не представлено, а существует только в устном изложении. В связи с тем, что атрибуция бубнов не проведена, соответственно не доказана их этнографическая принадлежность. За период хранения бубнов в фондах музея не было предпринято ни одной попытки научного описания предметов. Между тем историческая и культурная ценность этнографического предмета определяется его подлинностью, которая должна быть раскрыта через атрибуцию. Надо понимать, что ценность музейной коллекции определяется не только количеством предметов в нее входящих, но и степенью их научного изучения.
В современном социуме при взаимодействии с таким ритуальным предметом как бубен, часто имеет место популизм и профанация - искажение истинных смыслов священных вещей, непочтительное и даже фамильярное обращение с ними, упрощение их культурных смыслов и системы ценностей. Между тем цель исследования продиктована необходимостью изучить потенциал музейного предмета и заложенных в нем истинных культурологических смыслов. Музей, имея в своем распоряжении подлинные предметы, может не только формировать объективное представление об этносе, его культуре, истории, традициях и национальных особенностях, но проецировать толерантное и уважительное отношение к наследию других народов.
Россия - поликультурная и полиэтническая страна, поэтому существенным моментом в выстраивании социологических связей является совершенствование этнических элементов (историческая память, общая территория, национальная кухня, язык и пр.) и обращение к этническим корням. Разностороннее по своему этническому, языковому, социальному составу общество, может эффективно развиваться только при взаимном уважении этносов и их культур. Культура каждого народа отражена как в материальном, так и не в материальном культурном наследии, понимание которого ведет к их диалогу, взаимопроникновению и обогащению, особенно в составе одного многонационального государства. Фундаментом любой материальной культуры является предмет, в котором отражается фактический опыт этнической группы, и ее исторической памяти. Шаманский бубен, как предмет, с одной стороны выступает как объект материального наследия, практически использовавшийся в период обрядовых практик, с другой стороны именно в бубне сосредоточены традиционные представления народов Сибири о пространстве, времени, модели Вселенной, которые транслируются через обряды и традиции. Внимательное изучение культуры многонациональной России, в том числе и культуры коренных и малочисленных народов, способствует стиранию господствующих стереотипов и пониманию природного и социального мира сибирских народностей, их мифологии, фольклора, образа жизни и верований.
Так как музей является важным социальным институтом, и перед ним стоит обязанность сохранения культурного наследия, то государство через правовые акты регулирует отношение общества и человека к многонациональным объектам памяти. Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гарантирует защиту объектов культурного наследия народов РФ в интересах будущих поколений, как федерального и регионального, так и муниципального значения. Федеральный закон № 581-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» регулирует сохранность музейных предметов и музейных коллекции, так как именно они являются существенной частью общественного достояния и обладают определенным юридическим статусом и охраняются российским законодательством.
Проблема исследования состоит в том, что с одной стороны, в этнографической коллекции музея присутствуют уникальные предметы, которые характеризуют материальную и духовную культуру коренных и малочисленных народов Сибири, с другой стороны они совершенно не изучены и не представлены широкому кругу исследователей. Между тем возрождение коллекций коренных народов Сибири, их изучение и популяризация позволит включить в современную культуру подлинную традицию, то есть актуализировать их историко-культурное наследие, раскрыть подлинность и традиционность культуры коренных народов Сибири.
Степень изученности темы. Переходя к историографическому обзору исследований, посвященных шаманизму и его ритуальным предметам, следует сказать о том, что работ по этой тематике достаточное количество. Мной было предпринято деление исследований по направлениям на четыре группы.
Первая группа охватывает общие работы по шаманизму.
М.В. Михайловский, историк, этнограф, педагог, предпринимает одну из первых попыток рассмотрения шаманства в его распространении по различным территориям. В исследовании рассматривается мировоззрение шаманизма, шаманизм у инородцев Сибири и европейской части России, а также у народов других стран и континентов .
С.А. Токарев, советский этнограф, историк, исследователь религий, рассматривает в своей работе формы религий, их развитие и классификацию. Исследует патриархально-родовой культ предков, рассматривает вопрос о проблеме происхождения религии и ранних форм верований. В главе № 10 описывает шаманизм как форму религии, зачатки шаманизма, его корни, развитие на стадии варварства и эволюцию его развития. Отдельно автор описывает сибирский шаманизм .
М. Элиаде, румынский, французский, американский философ, религионовед, историк, этнограф, писатель. Исследуя шаманизм, делает попытку охватить весь комплекс шаманизма и определить его место в общей истории и религии. Он стремился показать шаманизм в различных исторических и культурных аспектах, проанализировать его идеологию, мифологию, символику и техники . Автор выделяет проблему мифологического времени и в целом рассматривает явление шаманизма всецело и с различных сторон, подвергая его тщательному анализу.
Е.В. Нам, кандидат исторических наук, анализирует уникальные космологические представления и практики ритуальных специалистов у народов Северной Азии. В своей работе автор анализирует шаманизм на основе различных источников, рассматривает проблематику семантики шаманских атрибутов и их символических смыслов. Е.В. Нам обращает внимание на то, что есть несколько причин неугасаемого интереса к феномену шаманизма. Она выделят следующие причины: секретность и загадочность ритуальных практик; необходимость нового подхода при изучении этого культурного явления; отсутствие четких критериев тех явлений, которые могли бы называться шаманизмом. Не смотря на популяризацию шаманизма в современных общественных отношениях, Е.В. Нам транслирует мысль о том, что популярность шаманских практик - это шаг к архаизации российского общества и общественного сознания, усиление клерикализма, отказ от рационального понимания мира и нахождения себя в нем, что не может восприниматься положительно .
Я.А. Елинская, директор Сибирского института практической психологии, педагогики и социальной работы г. Новосибирска, описывая современные процессы неошаманизма отмечает, что по всему миру в последние десятилетия ХХ и в начале XXI в. наблюдаются процессы возрождения шаманских традиций, их переосмысление и адаптация к современным условиям...
В современный период историко-культурное наследие, которое хранится в составе музейных коллекций - это предметы собранные и классифицированные по определенному признаку. Коллекции отражают потребность общества в их сохранении, так как они аккумулируют в себе опыт человека, сообщества, нации и пр. Музей - хранилище артефактов культуры, в числе которых находятся предметы коренных малочисленных народов Севера, отражающие их культуру, в том числе через объекты, на сегодняшний день утраченные в среде бытования. Музейные коллекции на сегодняшний день - это свидетельства созданных коренными народами объектов культурного наследия.Такими уникальными материальными объектами являются предметы КМНС в составе этнографической коллекции Енисейского музея-заповедника.
В результате данного исследования была систематизирована этнокультурная информация о формировании коллекции КМНС в Енисейском музее-заповеднике, выявлены этапы коллекционирования наследия эвенков, кетов, якутов и долган. Комплексное изучение коллекции до 2023 года в музее не проводилось, это обосновано разными причинами, но в том числе среди них следующие: удаленность музея от территории традиционного проживания КМНС и «законсервированность» коллекции, которая собиралась в конце XIX - начале ХХ вв., когда собранные предметы КМНС производились в среде их бытования.
В результате исследования были проанализированы инвентарные книги музея с 1883 года, документальные источники - отчеты о деятельности музея, источники личного происхождения (переписка с основателем музея А.И. Кытмановым), которые впервые вводятся в научный оборот. Итогом анализа стала систематизация информации о периоде и этапах формирования коллекции, произведена классификация предметов КМНС по типологическим признакам. Предметы КМНС на современном этапе из коллекции музея разделены по 15 позициям, по классификации А.И. Кытманова их было 18 позиций. В результате анализа источников были выявлены имена фондообразователей и территории сбора предметов.
Особое внимание было уделено категории шаманских предметов в составе коллекции КМНС и проведена их классификация. Всего позиций, в соответствии с инвентарными книгами поступлений, по предметам относящихся к шаманскому культу было выделено 16 и зафиксировано их количество - 619 предметов. Шаманские практики всегда сопровождались атрибутами, помогавшими сделать их более эмоциональными как по силе воздействия, так и по символическому наполнению. Важнейшим предметом таких практик шамана был бубен, именно бубен становиться предметом исследования данной работы. Изучая основы шаманизма, было обращено внимание на специфические черты бубнов коллекции Енисейского музея - заповедника, которых в составе коллекции насчитывается 14 штук. Бубны коллекции в результате ее «законсервированности» никогда не описывались, и не проводилась их атрибуция.
В результате исследования была проведена первичная (предварительная) атрибуция 14 бубнов коллекции музея, в процессе которой были изучены особенности бубнов коренных народов Севера и выполнено их краткое описание, а именно: конструктивная особенность каждого бубна, иконографическое описание бубна. По итогам исследования было выдвинуто предположение о том, что в коллекции музея присутствуют бубны разных этносов: кетов, эвенков, долган и якутов. Был сделан предварительный вывод, что в коллекции преобладают бубны среднесибирского типа, эвенко - якутского варианта, также в коллекции присутствуют бубны кетов, которых относят к южно-сибирскому типу. Тем не менее, надо отметить такой факт, что бубны принадлежат различным контактным среднесибирским группам коренных народов Севера, которые компактно проживали на соседних территориях. В связи с этим можно сделать предположение о том, что в бубнах соединены разноэтнические характеристики (например, предмет имеет все типовые признаки кетского бубна (как бубен № 2), но имеет железную крестовину, что не характерно для бубнов этого типа). В большинстве по своей форме и конструктивным элементам это эвенкийские бубны, но детали конструкций, иконографика, внешний вид и детали говорят о принадлежности к другой этнической группе, кетам или долганам, или якутам. Из 14 атрибутированных бубнов предварительно к среднесибирскому типу, эвенко - якутскому варианту отнесено 11 бубнов (якутские, эвенкийские, долганские), из них предварительно к эвенкийскому этносу отнесены 4 бубна, к долганскому - 3 бубна, к якутскому - 3 бубна. 3 бубна из коллекции относятся к южно-сибирскому типу и принадлежат кетскому этносу, этническая принадлежность одного бубна не установлена.
При первичной атрибуции было обращено внимание на тот факт, что эвенки, проживающие на территории Сибири, подразделялись на группы, которые выделяет Т.Ю. Сем (Таблица А.5). По ее данным бубны эвенков разных групп могли быть и круглыми, овальными и яйцевидными (енисейская группа), овальными (сымская группа), яйцевидными и овальными (якутская группа) и т.п. Поэтому для точной и безошибочной атрибуции бубнов коллекции Енисейского музея - заповедника и установления их этнической принадлежности, а возможно и к этнической подгруппе, нужен дополнительный анализ каждого элемента и образа в целом. Тем не менее, в результате проведенной первичной или предварительной атрибуции бубны были детализированы специфические черты каждого бубна, проведена классификация по принадлежности к определенному типу, выявлена предварительно их этническая принадлежность.
По форме в коллекции встречаются бубны овальной (4), круглой (5) и яйцевидной (5) формы. Восемь бубнов имеют железную крестовину, из них кольцо вокруг крестовины имеют 5 бубнов. Деревянная рукоятка присутствует у пяти бубнов, кожаная у одного. Ромбовидное отверстие в центре крестовины присутствует у двух бубнов, орнамент на крестовине имеется у шести бубнов. На пяти бубнах присутствуют фигурки, на одном антропоморфные, на четырех зооморфные (птицы). Такой элемент, как колокольчик, встречается в одном бубне.
Бубнов, имеющих на мембране рисунки семь, в большинстве своем это концентрические круги, на четырех бубнах встречаются изображения животных (птиц, оленей), людей, предметов (лодка). Подвески присутствуют на девяти бубнах, они имеют кольцевидную, конусообразную, цилиндрическую и квадратную форму. Скобы на внутренней стороне обейчатки имеют восемь бубнов, количество скоб либо две, либо четыре. Скобы имеют либо прямую, либо изогнутую форму, в большинстве своем это изогнутые петли. Поперечные элементы имеют восемь бубнов, количество их колеблется от двух до пяти. Резонаторы есть на всех бубнах, большинство из них имеют девять резонаторов (6), двенадцать резонаторов имеют три бубна, два бубна имеют семь резонаторов, один бубен имеет 11 резонаторов и один бубен имеет 19 резонаторов. Резонаторные щели присутствуют у двух бубнов. Три бубна имеют украшения бисером.
В результате проведенной первичной или предварительной атрибуции бубны были детализированы специфические черты каждого бубна, проведена классификация по принадлежности к определенному типу, выявлена предварительно их этническая принадлежность, но для более точного установления требуется консультация специалиста.
Так как первичная атрибуция бубнов проводилась в музее впервые, то возникла необходимость создания определенного алгоритма атрибуции такого предмета как бубен. Была создана определенная структура для организации практических шагов по описанию бубнов. Изучив методики описания музейного предмета таких авторов как А.Б. Салтыков , А.М.Разгон , А.М.Бианки и др. был составлен алгоритм первично
описания шаманских бубнов
Изучая такой музейный предмет как бубен нужно исследовать не только его конструктивные и символические особенности, но и понимать место данного предмета в системе культурных кодов коренных народов Севера. В связи с этим были изучены основы мировоззрения шаманства народов, бубны которых представлены в данной работе.
Таким образом, изучая основы шаманизма у коренных малочисленных народов Севера, были выделены общие, универсальные для всех народов особенности шаманизма и подчеркнуты специфические особенности шаманизма кетов, долган, якутов, эвенков. В целом изучение литературы по теме шаманства позволило понять его мировоззренческий посыл - раскрытие основы системного существования человека и природы. Шаман сосредотачивает в себе опыт, накопленный поколениями, он хранит этнокультурный опыт и передает традиционный менталитет свойственный как в целом сибирским этносам, так и в частности отдельным народностям. Шаманизм транслирует базовые закономерности, которые способствуют устойчивому образу жизни на основе уважения к окружающему миру природы. В системе, построенной на практиках шаманизма для современного человека актуален пример экологичного взаимодействия человека с природными циклами для достижения гармонии жизни. В этом смысле современному обществу есть чему поучиться у шаманов, так как их действия глубоко связаны с природной средой и демонстрируют понимание основ традиционной медицины и духовных практик, а также гармонизации отношений человека и природы.
Подводя итоги исследования, считаю нужным отметить тот факт, что исследования в этом направлении не закончены, коллекция КМНС Енисейского музея - заповедника, как и коллекция бубнов в ее составе требует дальнейшего изучения, систематизации. Потенциал представленной в исследовании коллекции очень высок, необходим сравнительный анализ бубнов с бубнами из других музейных коллекций г. Дудинки, г. Красноярска, г. Новосибирска, г. Санкт-Петербурга (Кунсткамера, РЭМ) и пр. есть необходимость составление каталога коллекции бубнов. Кроме того, необходима популяризация коллекции и ее презентация как в научных кругах, так и для широкого круга исследователей.
1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ : (ред. от 15 апр. 2024 г.) // Законодательство Российской Федерации : Сборник федеральных законов и кодексов РФ. - М., 2024. - URL: https://fzrf.su/zakon/2002/06/25/n-73-fz/ (дата обращения: 14.04.2024).
2. О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" : федер. закон от 12 дек. 2023 г. № 581-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464088 (дата обращения: 14.04.2024).
Делопроизводственные материалы
3. Инвентарная книга коллекции «Этнография». Шифр «Э». 1970-2002 гг. //
Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова. -2002.
4. Инвентарная книга коллекций Енисейского музея 1883-1898 // Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова. - Ф. 1. - О. 1. - Д. 6. - 245 с.
5. Инвентарная книга коллекций Енисейского музея 1900-1934// Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова. - Ф.1. - О.1. - Д. 19. - 431 с.
6. Инвентарная книга основного фонда Енисейского краеведческого музея. 1953-1956 гг. // Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова. - 1956.
7. Отчет о деятельности музея с 1 октября 1883 года по 1 октября 1908 года и краткий перечень коллекций музея. - Красноярск : Типография М. И. Абалакова, 1909. - 69 с. - URL: https://enhistory.ru/media/documents/056c185104554506974dd96aebd59a33.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
Источники личного происхождения
8. Документы о поступлении и изучении музейных предметов 1883-1896 гг. Письмо А. И. Кытманова Ф. В. Несветаеву о передаче шаманских предметов 1897 г. // Архив Енисейского музея-заповедника. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 11.
9. Документы о поступлении и изучении музейных предметов 1883-1896 гг. Письмо Д. Г. Скурихина А. И. Кытманову о дарении шаманских предметов 1897 г. // Архив Енисейского музея-заповедника. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 10.
10. Документы о поступлении и изучении музейных предметов 1883-1896 гг. Письмо А. И. Кытманову о дарении шаманских предметов 1897 г. // Архив Енисейского музея-заповедника. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 138-142.
11. Письмо Н. В. Скорнякова Н. М. Мартьянову об отдельных экспонатах коллекции П.А. Бойлинга от 24 февраля 1883 г. // Архив города Енисейска. - Ф.Р.6. - Д. - 48. - Л. 3.
12. Письмо А. И. Кытманова Н. М. Мартьянову о начале переписки и отправке в дар Минусинскому музею гербария 1883 г. // Архив города Енисейска. - Ф. Р.6. - Ф.1. - Д. 48. - Л. 9.
13. Письмо А. И. Кытманова Н. М. Мартьянову о критике Енисейского музея в «Сибирской газете» 1883 г. // Архив города Енисейска. - Ф. Р.6. - Д. 48. - Л. 12-13.
14. Письмо Н. В. Скорнякова Н. М. Мартьянову о критике Енисейского музея в «Сибирской газете» от 28 декабря 1883 г. // Архив города Енисейска. - Ф. Р.6. - Д. 48. - Л. 23.
15. Аксянова Г.А. Происхождение кетов по данным антропологии: история вопроса, новые материалы // Вестник антропологии. - 2013. - № 1. - С. 20-58...131