Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ В РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ (на примере медицинской индустрии)

Работа №192150

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы161
Год сдачи2019
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 8
1 Формирование и роль сектора государственных закупок в рыночной экономике 11
1.1 Современная национальная контрактная система: отечественный и зарубежный
опыт формирования систем государственных закупок полного и неполного цикла, кроме США 11
1.2 Становление отечественного сектора государственных закупок 26
1.3 Современные управленческие механизмы сектора государственных закупок в РФ 32
2 Лучшие практики Федеральной контрактной системы США в секторе
государственных закупок и их проблемы применения в России 64
2.1 Исследование организации государственных закупок ФКС США 64
2.2 Проблемы политики государственных закупок ФКС США на примере компании
Boeing 79
2.3 Современные политтехнологии в секторе государственных закупок за рубежом 89
3 Управление государственными закупками в медицинской промышленности России:
рынок B2G 92
3.1 Преференции для поставщиков продукции российского происхождения 92
3.2 Авторские предложения по совершенствованию управления государственными
закупками в отечественной медицинской индустрии 107
Заключение 111
Список использованных источников и литературы 115
Приложение А Часть паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» 128
Приложение Б Пример части документации закупки 65—NX EQ Urodynamic Measurement Systems - Laborie BNOE (VA-18-00038599) 149
Приложение В Cost Price Schedule 153

В процессе развития страны, возникает очень значимая проблема по решению важнейших экономических и управленческих задач, а именно проблема государственных закупок (далее - госзакупок).
Становление в условиях непрерывной реформации и проблема глубоко изучения сферы госзакупок довольно актуальна в данный период времени. Сам по себе процесс госзакупок очень масштабный, сложный, со значимой ролью человеческого фактора.
Степень изученности темы исследования носит специфический характер поскольку в России существовал сектор госзакупок до революционный период в течении нескольких веков, в Советское время был большой перерыв, с точки зрения «несущей конструкции» сектора государственных закупок - их конкурентности в совокупности с прозрачностью информации о заказчиках и поставщиках для широкой аудитории. С 21.07.2005 г. происходит становление с нуля сектора государственных закупок в РФ.
Эффективное расходование бюджетных средств также должно осуществляться государством в приоритетных направлениях развития, так как это приведет к наиболее лучшему функционированию рыночной экономики. Это очень важная задача, потому что сама по себе Федеральная контрактная система и ее совершенствование даст хороший рост экономики страны в целом. Большое значение приобретает объективная система госзакупок и оценка ее эффективности, так как идет высокий рост расходов части бюджетов. Существующая нормативно-правовая база ФКС РФ не исключает пока возникновение целого ряда проблем.
В 2018 году после инаугурации, президент РФ В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Власть в России рассчитывает на участие в реализации нацпроектов бизнес, госкомпании, компании с госучастием, а также институты развития. Для этих целей запланированы средства в размере более 25,7 трлн. руб. По словам премьер-министра РФ Д.А. Медведева результатами нацпроектов выступят конкретные результаты по улучшению жизни россиян, а не «тысячи отчетов».
Вопрос госзакупок очень широко рассматривается с юридической точки зрения (сферы), также достаточно много работы было проделано со стороны экономической составляющей, но с точки зрения менеджмента - недостаточно.
Объект исследования - управление сектором государственных закупок в РФ и международной практике.
Предмет исследования - медицинская промышленность РФ.
Целью работы является исследование управление государственными закупками в российской и международной практике, как важнейшего управленческого инструмента частно-государственного партнерства. Задачи работы:
1. раскрыть сущность понятия «государственные закупки» и его роли в национальной экономике;
2. рассмотреть формы, этапы государственных закупок в РФ;
3. проанализировать основные достоинства и недостатки государственных закупок в РФ;
4. анализ практики Федеральной контрактной системы США, как мощнейшей практики на мировой истории;
5. рассмотрение инструментов управления государственными закупка в зарубежных странах.
Элементами научного вклада в данной выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) выступают:
— выявление проблем в организации госзакупок в отечественной и международной
практике основанием которых послужил: исторический опыт становления
государственных закупок, международная практика управления государственными закупками и современные механизмы управления госзакупкми;
— предложение рекомендаций по внесению изменений в законодательство и введение механизма управления госзакупкми в медицинской индустрии РФ.
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) базируется на использовании методов эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция и др., а также методов теоретического исследования: метод исторических аналогий, систематизация и др. Применение названных методов позволяет комплексно воспринимать влияние управленческих трендов на формирование сектора государственных закупок и их отражение на различных рынках, в том числе и медицинской промышленности.
Практическая значимость исследования заключается в предложении изменения законодательных актов и федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также корректировки в конструкции управления закупок медицинской индустрии ФКС РФ. Результаты диссертационной работы обладают практической значимостью, так как работа во многом основана на изучении практики закупок в России, в США, а также на примере нашего региона - Томской области.
Особое внимание хотелось бы уделить сложившемуся в США институту Государственных представителей. Понимание политики и процедурных ограничений, которым подчиняется сам Представитель и аппарат его сотрудников, очень важно при формировании контракта. Содержание федерального контракта подразумевает особый контроль производства на всех этапах выполнения государственного заказа. Также интересно то, что в США различные отраслевые ассоциации в дополнение стандартным для России функциям (в основном подготовка стратегий развития) непрерывно обучают поставщиков по госзаказу, поддерживая одновременно плотный контакт с министерствами и ведомствами, представляющими интересы заказчиков.
В мире нет подобного аналога данного института госпредставителей, который был настолько же эффективен в решении вопроса по госзакупкам. Для российской практики очень важно принять его во внимание.
Сейчас проведение реформ в вопросах контроля, преференций, усовершенствование законодательной базы для различных областей за госзакупками очень активно обсуждается в прессе, так как произошёл переход полномочий по контролю от Минэкономразвития к Министерству финансов РФ. Какие плоды принесет данное изменение, покажет только время.
Таким образом, реализация программы по совершенствованию управления государственных закупок происходит в настоящее время очень интенсивно, но пока не понятно дадут ли эти реформы эффективные результаты в будущем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Федеральная контрактная система РФ претерпевает серьезнейшие реформы, развиваются рынок и его институты. Существует множество проблем, которые связаны с государственными закупками, деятельность Правительства РФ в отношении госзакупок остается довольно спорной, хотя попытки ее совершенствования мы наблюдаем на сегодняшний день.
Переход от «старого» 94-ФЗ к новому 44-ФЗ стал основной целью эволюции контрактной системы РФ. Его принципы реализации нацелены на высокую эффективность государственных закупок в условиях рыночной экономики. Можно выделить две ключевых идеи, которые способствовали масштабной реформе, от Президента РФ и Председателя Правительства РФ:
— Соблюдая процедуры 94-ФЗ, бюджет страны несла коррупционные потери в объеме не менее 1 триллиона рублей в год.
— 94-ФЗ был настолько «плох», что стал единственным Федеральным законом РФ, номер которого знала вся страна.
Федеральная контрактная система России - это новая система госзакупок, базирующаяся на новаторских подходах. В их число входит переход от освоения бюджетных средств и размещения заказов к целенаправленной работе по точному обеспечению потребностей общества и государства при достижении целевых, количественно и качественно измеряемых результатов закупки.
На сегодняшний день в РФ насчитывается 88 рынков государственных закупок, например:
— транспортные услуги;
— услуги по очистке воды и водоснабжению;
— обслуживание зданий и территорий;
— услуги по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;
— звукозаписей и изданию музыкальных записей и др.
В российской практике государственного заказа произошло формирование особого сегмента, в котором заказчиков и поставщиком выступают госорганищации. В этом сегменте государство, в лице уполномоченных юридических лиц, само у себя заказывает продукцию и поставки, также осуществляет само себе. Поставщиками госзаказа выступают министерства, агентства, департаменты органов власти, администрации, казённые учреждения и иные заказчики, которые работают по нормам 44 -ФЗ. Называется данный сегмент «государство для государства» или «Government to Government (G2G). В данном секторе работают 95 тысяч организаций, из которых 73 тысячи заказывают и 22 тысячи поставляют продукцию. В год заключается 360-400 тыс. сделок совокупной стоимостью 550-670 млрд рублей, или 10-12% количества и 9-13% стоимости госзаказа [133].
Сектор G2G выступает своеобразным «образцом» для всех участников закупок, так как в значительной степени именно государство выступает в роли «ведущего игры» в российской экономике. В данном случае государство выступает по обе стороны контракта.
Как показало исследование, в секторе государственных закупок наблюдается конвергенция коммерческих и административных отношений. Сегмент G2G — это не власть, не рынок. Данный «компромисс» влечет за собой серьезные последствия для бюджетной сферы и экономики в целом. Взаимодействие всех участников закупочного процесса-G2G нельзя однозначно признавать чисто рыночными, так как отсутствует взаимная заинтересованность и экономический расчет. Итогом выступает заключение контракта с «единственным поставщиком» или заранее определенным поставщиком. На основе наших данных, 87% по количеству и 80% по стоимости G2G-контрактов заключаются либо с единственным поставщиком, либо по итогам несостоявшихся торгов [133]. Самое парадоксальное то, что заказчики и поставщики имитируют предоставление лучших условий госконтрактов.
Обращаясь к зарубежному опыту, особое внимание, мы, как и «куратор» реформы, руководитель проекта ЦСР «Развитие контрактной системы» О.В. Анчишкина, уделили Федеральной контрактной системе (ФКС) США, так как она насчитывает более чем 200летнюю историю развития, охватывает комплекс «ВПК+гражданский сектор национальной экономики» и непосредственно выступает основой европейских национальных контрактных систем.
На основании вышеизложенного, в современной российской практике госзакупок могут быть использованы следующие элементы опыта ФКС США:
— Государственный рынок США обслуживает специальный аппарат управления: 80 тысяч
высококвалифицированных «контрактных чиновников» (государственных
представителей правительства США) и около 400 тысяч специалистов-управленцев по федеральным заказам на местах - в фирмах, университетах и других учреждениях- подрядчиках. Кроме того, центральный аппарат управления всех федеральных ведомств- заказчиков, размещающих контракты, в административном порядке представлен в 12 регионах США. Процесс госзакупок очень сложный и трудоемкий процесс, поэтому одной причиной низкой эффективности госзакупок в РФ, которое отрицательно влияет на конкуренцию, является то, что нет квалифицированных кадров.
— Организация осуществления госзакупок централизованно с помощью специализированного государственного органа с последующим распределением в государственные учреждения необходимых товаров и услуг.
— Единая методика конкурсных торгов с использованием библиотек типовых контрактов и банка данных требований к закупаемой продукции.
— Осуществление аудита процесса закупок органами (центрами), в части прогнозирования и планирования закупок, организации торгов, обеспечения чистой конкуренции,
контроля за исполнением контрактов, анализа эффективности обеспечения государственных нужд.
В России довольно молодая современная ФКС, которая только набирает свой опыт и «набивает шишки» на несовершенных законах, неэффективном управлении, бесконтрольных контрактах. Но хочется, верить, что постоянная модернизация, реформация системы государственных закупок приведет и запустит отлаженный механизм, как это сейчас работает в ФКС США. К примеру, в России только с 1 января 2017 года введена поправка в закон по вопросу квалифицированных специалистов в области государственных закупок.
В России существует ЕИС (www.zakupki.gov.ru), которая объединяет большинство элементов системы ФКС США. С одной стороны, это более практично, потому что все находится в одном месте, в то же время, она пока не соответствует высоким стандартам качества, так как информация заказчиков и поставщиков мало контролируется, не налажено отслеживание процесса планирования закупок, следовательно, система является недостаточно прозрачной, что сильно отражается на экономике страны. Планы закупок выставляются не в полном объеме, например, трудно найти хотя бы единицы планов закупок инновационной высокотехнологичной продукции, хотя в законодательстве эта обязанность четко прописана. Таким образом, реализация программы по совершенствованию государственных закупок происходит в настоящее время очень интенсивно, но пока не понятно дадут ли эти реформы эффективные результаты в будущем. Также увидим обновленную работу ЕИС под контролем Федерального Казначейства.
Также в РФ важнейшим показателем госзакупок, помимо конкуренции, является показатель экономии бюджетных средств (ЭБС). Номинальной экономией в госзакупках называют разность между начальной и конечной ценой контракта. Отметим, что в РФ огромное внимание уделяется экономии при выполнении работ по госзаказу, а исследования эффективности гостендеров по миру, в том числе в ЕС, показывают то, что большее внимание уделяется издержкам проведения торгов, чем нашей экономии при выполнении госзаказа.
В системе госзакупок за рубежом мы тоже наблюдаем серьезные и парадоксы, и перекосы. С одной стороны, по результатам проведенного исследования мы поддерживаем интересный опыт США в области анализа издержек - это анализ правительством предложенных потенциальным подрядчиком издержек и прибыли. С другой стороны, на примере компании Boeing мы убедились, что даже поставщики-гиганты используя свои возможности, в погоне за снижением издержек по государственным контрактам забывают о технологических процессах, НИОКР, безоглядный аутсорсинг влечет за собой катастрофические последствия. Во 2 Главе мы описали применение США несправедливых методов «расправы» с конкурентами-мировыми игроками на своих рынках: Huawei (КНР) и «Лаборатория Касперского» (Россия).
Также, на наш взгляд очень важно в системе госзакупок России обеспечить государственными заказами частные предприятия, так как это запустит инструмент государственно-частного партнёрства. Вместе с тем, есть следующая негативная тенденция: количество зарегистрированных заказчиков (организаций) по 44-ФЗ и 223-ФЗ с каждым годом возрастает, а вот заключенные контракты по сумме уменьшаются.
В диссертации было проведено эмпирическое исследование на рынке мединдустрии России и Томской области. Его результаты оказались одновременно положительными и отрицательными. Томские заказчики и поставщики поддерживают преференции государства отечественным производителям, например, внедрение правила «Третий лишний». Но работает оно пока фрагментарно. На примере томской компании-резидента Томской ОЭЗ технико-внедренческого типа мы убедились, что правильным векторам госполитики не хватает многих законодательных решений. Так, в пакете законов, повлиявших на развитие механизма контрактов в США, мы особо выделим закон Вэлша- Хили 1936 г., который потребовал от поставщика докоазательства того, что он является либо производителем товара, либо его сертифицированным дилером. По сути, это было сделано ради исключения посредников в контрактной индустрии, что крайне актуально для многих российских рынков. Кроме того, по-прежнему слабо представлены на рынках госзакупок медицинские ассоциации. Отметим то, что, в США Ассоциации проводят для поставщиков обучающие семинары, а также дают консультирующие услуги заказчикам.
На основе данной выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), можно сделать вывод, что с учетом актуальных проблем российского рынка госзакупок необходима реализация и возможно доработка комплексных мер, для более эффективной ФКС РФ, так как законодательная база всё же меняется, а осуществление контроля остается на прежнем низком уровне. Но без этого, ФКС никогда не «осилит» такой предмет закупок как НИОКР наряду с товарами и услугами, а это крайне важно для нашей страны.



1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
3. Государственные закупки: направления развития. Обзор международных практик и анализ ситуации в Российской Федерации / сост. Е. Абрамова, Б. Ткаченко. - Москва: Сектор, 2015. - 124 с.
4. Международный опыт функционирования контрактных систем // Официальный сайт
Минэкономразвития 03.05.2017г. [Электронный ресурс] / URL:
http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/0c9e7d0043e54fbda86cffe6c2369c0f/moa_270210.doc ?MOD=AJPERES (дата обращения: 10.10.2018).
5. Смотрицкая И.И. Формирование институтов рынка государственных заказов / И. И. Смотрицкая // Экономические науки. - 2007. № 28. - С. 108-113.
6. Directive 2009/300/EC of the European Parliament and of the Council of 17 March 2009 coordinating the procurement procedures of entities operating in the water, energy, transport and postal services sectors // OJ L 134. 30.04.2004. P. 1.
7. Directive 2008/1335/EC of the European Parliament and of the Council of 19 декабря 2008 coordinating the procurement procedures of entities operating in the water, energy, transport and postal services sectors // OJ L 134. 30.04.2004. P. 1.
8. Directive 2004/17/EC of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 coordinating the procurement procedures of entities operating in the water, energy, transport and postal services sectors // OJ L 134. 30.04.2004. P. 1.
9. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. - М.: Либроком, 2009.
- 197 с.
10. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Официальный сайт elibrary.ru 2016г. [Электронный ресурс] / URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27320095 (дата обращения 13.10.2018).
11. Рзун И.Г., Рзун В.В. Зарубежный опыт проведения государственных закупок услуг строительства // Научные труды Куб ГТУ, 2015. № 9. С.8-10
12. Федеральная контрактная система США // Официальный сайт «Закупки и тендеры Российской Федерации (государственные и коммерческие)» [Электронный ресурс] / URL http://zakupki-tendery.ru/articles/item/146-federalnaya-kontraktnaya- sistema- ssh%D0%B0 (дата обращения 20.10.2018).
13. Lyori H., Uesugi A. The Antimonopoly Laws and Practices of Japan. N.Y., 1994. P. 553564.
14. National Trade Estimate, Japan. Report on Foreign Trade Barriers. United States Trade Representative. Wash., 1995.
15. National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers. United States Trade Representative. Wash., 2001.
..132


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ