Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Работа №192147

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление персоналом

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Подходы и практики регулирования регионального рынка труда 8
1.1 Участие государства в регулировании рынка труда: подходы и понятия 8
1.2 Региональный рынок труда в контексте макро и микроэкономических
характеристик региона 12
1.3 Практики участия государства в регулировании занятости населения 26
2 Ключевые вызовы и проблемы регионального рынка труда Томской области 39
2.1 Влияние факторов нового технологического уклада на изменение форм
занятости в связи с новым технологическим укладом 39
2.2 Образовательные организации как субъекты взаимодействия на
региональном рынке труда 43
2.3 Вызовы и тенденции изменений на региональном рынке труда,
проявившиеся в связи с пандемией COVID-19 51
3 Внедрение управленческой модели регулирования взаимодействия участников
регионального рынка труда 54
3.1 Мониторинг регионального рынка труда (жизненного цикла квалификаций) 54
3.2 Описание управленческой модели 65
3.3 Апробация управленческой модели «Координация деятельности субъектов
рынка труда для развития профессиональных и социокультурных компетенций
граждан категории 50+» 67
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А Программа межрегиональной конференции 84
Приложение Б Программа Всероссийской конференции 88
Приложение В Образовательная поддержка регионального рынка труда 91
Приложение Г Матрица ответственности 93
Приложение Д Численность безработных в Томской области 95

Актуальность
В условиях демографических изменений, цифровизации всех сфер жизни, становления сетевого общества происходит существенное изменение процессов производства, а также трудовых отношений. Эти факторы преобразили рынок труда и вызвали необходимость создания новых механизмов регулирования рынка со стороны органов государственного и муниципального управления.
Наиболее остро данные изменения проявились в 2020 году в условиях пандемии коронавируса. Существующие способы производства и используемые технологии оказались в ситуации сильных ограничений и вынудили работодателей коренным образом пересмотреть формы организации труда, принять экстренные меры по оптимизации. Процессы трансформации форм занятости приобрели стремительный характер до такой степени, что государство вынуждено было на некоторое время вернуться к введению на рынок труда мер социальной поддержки.
Очевидно, что меры социальной поддержки людей в ситуации потери занятости не стимулируют трудовую активность, а призваны именно к обеспечению функции защиты и временной поддержки. Опыт 2020 года показывает, что эти меры способны приводить к снижению трудовой активности соискателей на рынке труда. (уровень трудоустройства сократился в три раза с 63% до 20%). Несмотря на свою неожиданность и временность, ситуация показывает фундаментальных характер изменений и необходимость глубокого изучения процессов трансформации труда, занятости и отношений на рынке труда, как проявления эти изменений.
Проектирование форм участия органов государственного и муниципального управления в регулировании рынка труда требует исследования субъектов рыночного взаимодействия, системы отношений, характеристики поведения участников, факторы, обуславливающие формирование рыночных стратегий. Рост исследований в этом направлении явно указывает на интенсивность изменений (Капелюшников Р.И.; Гимпельсон В.Е.; Рощин С.Ю.; Волгин Н.А.). Накопленные исследования позволяют достаточно полно представить характер социальных и технологических трендов, определяющих процессы изменений на рынке труда. В том числе работы П.Г. Щедровицкого, предметом исследования которого является система разделения труда, работы К. Шваба, предметом исследования которого являются процессы создания и распространения технологий.
Важно отметить работы Л.Ф. Мизеса, Й. Шумпетера, Ф. Найка, в которых исследуются особые социальные роли и позиции участников рынка труда, в частности позиция предпринимателя, как участника взаимодействия, организующего производство и принимающего решения о выборе способа привлечения и использования труда работников, тем самым определяя динамику рынка рабочей силы и выступающего одним из наиболее динамичных участников рынка труда.
Архаичная организация рынка труда с ожидаемым ростом высвобождения работников в результате смены технологического пакета актуализируют участие органов государственного и муниципального управления в регулировании взаимодействия участников рынка. Проблема, с которой сталкивается государственный регулятор состоит в необходимости снижения мер социальной поддержки населения и создании мер, стимулирующих активность участников рынка труда.
В настоящее время необходимо ответить на многие вопросы, в том числе. Как регулирование может способствовать переходу одной категории участников рынка труда в другую (соискатель становится самозанятым, или работодателем)? Как происходит управление перетоком рабочей силы по горизонтали (между работодателями одного типа компетенций) и по вертикали - в другие секторы занятости, с разными типами компетенций? Какие способы государственного регулирования оптимальны для усиления процессов технологического обновления производств и работодателей? Какие формы государственного регулирования на рынке труда обеспечивают социальную защищенность населения? Какие механизмы способствуют продуктивному использованию образовательной инфраструктуры для решения проблем участников рынка труда (и работодателей и соискателей)?
Все это указывает на необходимость исследовать и проектировать формы регулирования участников рынка труда с учетом современных социальных и технологических трендов. Актуальность настоящей работы составляет также наша вовлеченность в деятельность по регулированию регионального рынка труда и позиция руководителя регионального Департамента труда и занятости населения Томской области.
Целью данного исследования является создание и внедрение в практику деятельности органов государственной власти новых форм регулирования взаимодействия участников рынка труда, повышающих качество трудовых ресурсов региона, уровень занятости и снижение затрат на реализацию мер социальной поддержки за счет собственной активности участников рынка труда.
Объект исследования - региональный рынок труда.
Предмет исследования - регулирование взаимодействия субъектов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные подходы к пониманию регионального рынка труда.
2. Проанализировать актуальное состояние рынка труда Томской области.
3. Выявить проблемы на региональном рынке труда связанные с регулированием взаимодействием участников.
4. Разработать управленческие решения по повышению эффективности взаимодействия участников регионального рынка труда.
5. Проанализировать результаты управленческих решений.
6. Описать управленческую модель взаимодействия участников регионального рынка труда.
Гипотеза исследования:
Трансформация регионального рынка труда характеризуется следующими факторами:
- прогнозируемое высвобождение работников, в связи с внедрением новых технологий и распространение дистанционных форм занятости
- рост числа акторов рынка и переход соискателей в позицию самозанятый, индивидуальный предприниматель;
- динамичные изменения требований к компетенциям и квалификациям работников, при невозможности работодателей самостоятельно осуществлять функцию обучения и переобучения.
Меры государственного регулирования регионального рынка труда должны включать в себя:
- координацию субъектов предоставления образовательных услуг, позволяющее достигать оптимального соотношения спроса и предложения со стороны работодателей, соискателей и разработчиков образовательных услуг;
- координацию работодателей на регионального рынка труда с целью достижения управляемого перетока работников схожих компетенций;
- обеспечение информационной поддержки субъектов регионального рынка труда за счет создания базы данных о деятельности участников рынка труда по следующим параметрам (в дополнение к существующим): 1. Номенклатура компетенций (не уровень образования, а именно навыков, имеющихся и готовность освоить); 2. формат занятости (самозанятые, работа полный день, частичная); 3. форма организации труда (дистанционно, стационарно, смешанные формы); 4. запрос на создание и использование программ обучения.
Методологической основой исследования является системный подход (Л.Ф. Берталанфи, Г. Бейтсон, Э. Морен). Теоретические исследования системы разделения труда (П.Г. Щедровицкий), исследования форм социальной активности, участия в коммуникации (М. Вебер, Й. Шумпетер, Н. Луман. Э. Остром); развитие институтов социального взаимодействия (Э. Остром); исследования социально-экономических процессов, связанных с развитием рынка труда (Капелюшников Р.И.; Гимпельсон В.Е.; Рощин С.Ю.; Волгин Н.А.).
Эмпирической базой исследования является система регулирования регионального рынка труда в том числе деятельность Департамента труда и занятости населения Томской области.
Результаты исследования были представлены на конкурсе Агенства Стратегических Инициатив, в результате которого данная практика находится на сопровождении в АСИ и готовится к размещению в Смартеке (библиотека умных решений) для тиражирования. Основные положения и результаты исследования были доложены и обсуждены на межрегиональной конференции «Позиционирование службы занятости в условиях трансформации рынка труда» (г. Томск, 2018 г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Позиционирование службы занятости в условиях трансформации рынка труда: новые ценности и новые форматы работы» (г. Томск, 2019 г.).
Методы исследования: теоретический и методологический анализ литературы, эмпирический анализ состояния регионального рынка труда; разработка кейса «Практики регулирования взаимодействия участников регионального рынка труда»; метод анализа лучших практик; методика рефлексивной реконструкции инновационного опыта (Г.Прозументовой), метод пилотного эксперимента по апробации форм координации субъектов регионального рынка труда (проектные семинары), социологические методы (анкетирование, опрос, метод фокус-групп).
Результаты исследования: разработана и апробирована модель деятельности регулятора регионального рынка труда. Доказана результативность новых форм деятельности регулятора и механизмов регулирования в том числе по таким показателям:
- рост числа участников взаимодействия;
- рост запроса со стороны работодателей на информационную поддержку;
- формирование каналов перетока работников;
- рост количества соискателей, прошедших обучение;
- количественный и качественный прирост предложений образовательных услуг.
Диссертация состоит из 3 глав, введения, заключения и (количество) приложений. В первой главе представлены результаты теоретического анализа, исследования практик регулирования и участия органов государственного управления в процессах взаимодействия субъектов рынка труда. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, представлено описание эксперимента и набора управленческих решений. В третьей главе представлены результаты эксперимента.
Научный вклад диссертации состоит:
• в выявлении влияния глобальных трендов трансформации занятости и распространения технологий на поведение участников регионального рынка труда;
• в обосновании принципов регулирования взаимодействия участников
регионального рынка труда.
Практическая значимость работы связана с внедрением новых форм деятельности регионального Департамента труда и занятости населения; в получении практических результатов, направленных на повышение занятости; повышение уровня компетенций участников регионального рынка труда; внедрение системы информационной поддержки взаимодействия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты исследования показывают, что существующие тренды ставят перед работодателями и соискателями задачи по поиску новых механизмов взаимодействия, направленного на эффективную занятость.
Растущая сложность мира сопровождается дальнейшим ростом разнообразия существующих навыков и знаний. Жизненный цикл профессий сокращается. В этой ситуации более осмысленным представляется не прогнозирование конкретных профессий, а формирование набора навыков, освоив которые, работники смогут закрепиться в той или иной деятельности будущего, будучи готовыми к последующему переобучению.
Подавляющее большинство работодателей используют внутрифирменные практики повышения квалификации, при этом более половины работодателей рассчитывает на образовательные организации с новым типом программ в борьбе с дефицитом навыков и умений у работников. Поэтому возникает потребность в организации среды, позволяющей аккумулировать и координировать запросы бизнеса в новых экономических реалиях.
Для соискателя на рынке труда стало характерно усложнение планирования профессионального пути и роста, необходимость постоянного отслеживания уровня своей востребованности, а так же обучения в течение всей жизни (lifelong learning).
В этой ситуации меры государственного регулирования рынка труда предлагается осуществлять посредством реализации представленной управленческой модели, основными элементами которой являются:
- обеспечение информационной поддержки субъектов регионального рынка труда за счет создания базы данных о деятельности участников рынка труда, используя цифровые сервисы службы занятости;
- координацию субъектов предоставления образовательных услуг, позволяющих достигать оптимального соотношения спроса и предложения со стороны работодателей, соискателей и разработчиков образовательных услуг;
- координацию работодателей на рынке труда с целью достижения управляемого перетока работников схожих компетенций (аутплейсмент).
За счет внедрения управленческой модели расширены сервисы для участников, выстроены партнерские отношения, поддерживаются профессиональные взаимосвязи и коммуникация. Одним из механизмов стали событийные форматы, способствующие установлению смысловых связей между участниками.
Модель прошла апробацию «Координация деятельности субъектов рынка труда для развития профессиональных и социокультурных компетенций граждан категории 50+», в результате которой обучены граждане пред пенсионного возраста по новым типам образовательных программ, учитывающие потребности работодателей и самих граждан.
Научный вклад диссертации состоит:
• в выявлении влияния глобальных трендов трансформации занятости и распространения технологий на поведение участников регионального рынка труда;
• в обосновании принципов регулирования взаимодействия участников
регионального рынка труда.
Практическая значимость работы связана с внедрением новых форм деятельности регионального Департамента труда и занятости населения; в получении практических результатов, направленных на повышение занятости; повышение уровня компетенций участников регионального рынка труда; внедрение системы информационной поддержки взаимодействия.
Результаты исследования были представлены на конкурсе Агенства Стратегических Инициатив, в результате которого данная практика находится на сопровождении в АСИ и готовится к размещению в Смартеке (библиотека умных решений) для тиражирования. Основные положения и результаты исследования были доложены и обсуждены на межрегиональной конференции «Позиционирование службы занятости в условиях трансформации рынка труда» (г.Томск, 2018 г.) (приложение А) и Всероссийской научнопрактической конференции «Позиционирование службы занятости в условиях трансформации рынка труда: новые ценности и новые форматы работы» (г.Томск, 2019 г.) (приложение Б).
Результаты и выводы исследований могут применяться при проведении экономической и социальной политики. Они актуальны для органов государственной власти и местного самоуправления при решении совместных задач разными участниками рынка.


1. Об организации проектной деятельности в правительстве Российской
Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 31 окт. 2018 г. № 1288 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2020. - URL:
https://project.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/40368 (дата обращения: 20.10.2020).
2. Об утверждении ведомственной целевой программы «Внедрение проектных методов управления для повышения результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области» : постановление Администрации Томской области от 28 марта 2019 г. № 113 а // Департамент проектной деятельности - региональный проектный офис Администрации Томской области. - Томск, 2019. - URL: https://project.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/41258 (дата обращения: 20.10.2020).
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 дек. 2015 г. //
КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2020. - URL: http://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898 (дата обращения: 20.10.2020).
4. О создании рабочей группы по вопросам внедрения проектных методов
управления в деятельность исполнительных органов государственной власти Томской области : распоряжение Губернатора Томской области от 28 марта 2019 г. № 75-р // Департамент проектной деятельности - региональный проектный офис Администрации Томской области. - Томск, 2019. - URL: https://project.tomsk.gov.ru/documents/front/
view/id/46416 (дата обращения: 20.10.2020).
5. Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2019 год // Томская область : официальный интернет -портал Администрации Томской области. - Томск, 2020. - URL: https://tomsk.gov.ru/otchet-o- dejatelnosti-v-2019-godu (дата обращения: 20.10.2020).
6. Об итогах работы Департамента труда и занятости населения Томской области в 2019 году // Департамент труда и занятости населения Томской области. - Томск, 2019. - URL: https://rabota.tomsk.gov.ru/Otcheti-i-dokladi-o-deyatelynosti (дата обращения: 20.10.2020).
7. Рынок труда, занятость и заработная плата // Федеральная служба
государственной статистики. - М., 2020. - URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_
employment_salaries (дата обращения: 04.02.2020).
8. Андреева И. Г. Практические аспекты рынка труда российской федерации. Проблемы сторон // Образование и право. - 2020. - № 4. - URL: https://cyberleninka.
ru/article/n/prakticheskie-aspekty-rynka-truda-rossiyskoy-federatsii-problemy-storon (дата
обращения: 09.10.2020).
9. Аузан А. А. Развитие и “колея” зависимости // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - Т. 61, № 10. - С. 96-105.
10. Беляева И. Ю. Особенности взаимодействия бизнеса и власти : учеб. пособие / И. Ю. Беляева, О . В. Данилова. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2018. - 233 с.
11. Бобков В. Н. Цифровая революция и ее воздействие на устойчивость рынков
труда и занятости / В. Н. Бобков, Н. В. Новикова, И. А. Шичкин // Уровень жизни населения регионов России. - 2016. - № 3 (201). - URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/tsifrovaya-revolyutsiya-i-ee-vozdeystvie-na-ustoychivost-rynkov-truda-i-zanyatosti (дата обращения: 12.10.2019).
12. Бондаренко Н. Е. Социально-экономические условия инновационного развития регионов Российской Федерации / Н. Е. Бондаренко, Р. В. Губарев, Т. В. Гришина // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. - 2019. - № 5 (107). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/cotsialno-ekonomicheskie-usloviya-innovatsionnogo-razvitiya-regionov -rossiyskoy-federatsii (дата обращения:08.10.2020).
13. Будущее рынка труда: Противоборство тенденций, которые будут
формировать рабочую среду в 2030 году. - [Б. м.], 2018. - 40 с. - URL: https://
www.pwc.ru/ru/publications/workforce-of-the-future-rus.pdf (дата обращения:08.10.2020).
14. Булгакова И. Н. Модели сетевых взаимодействий и параметры оценки их
эффективности // Проблемы региональной экономики. - 2017. - Вып. 42. - URL:
http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=42&page=8 (дата обращения:08.10.2020).
15. Бурак И. Д. Дополнительное профессиональное образование / И. Д. Бурак, Т. О. Разумова // Научные исследования экономического факультета : электрон. журн. - 2019. - Т. 11, № 1. - С. 30-48. - URL: https://scires.elpub.rU/jour/article/view/115# (дата обращения: 08.10.2020)....102


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ